Реферат по предмету "Философия"


Функции философии и её роль в жизни общества

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузбасский ГосударственныйТехнический Университет
Кафедра философии
Учебная дисциплина «ФИЛОСОФИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ № 2
«ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИОБЩЕСТВА»
                                                                                     
                                                                              Выполнил:
                                                                                           студент гр. ГПт-54
                                                                               Зорин В.В.
                                                                              Проверил:
Междуреченск 2005
Тема: Функция философии и её роль в жизни общества                          
                              
ПЛАН
2
4
9
11
14
17
18
Введение  ………………………………………………………                                                                                       
1.  Философия как особая форма духовной жизни  ………….                    
2. Философия какрациональное мировоззрение  …………...                       
3. Методологические исоциальные функции философии  …                                                                 
4.  Философия в системе культуры  …………………………... 
Заключение  ……………………………………………………….                                                          
Список литературы  ……………………………………………..
                                                                     
                                      ВВЕДЕНИЕ
Многие проблемы, которыерассматриваются в философии, дли­тельное время ставились и по-своему решались врамках мифологии, ко­торая возни­кает задолго до философии на 50 — 90 тысячлет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека вмире и соци­альной действительности, воз­можности человека в познании и преоб­разованиимира. Но от­веты на данные вопросы длительное время да­вались лишь на основеобразного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шлоразвитие абстрактного мышления и форми­рование человеческого разума. Первыепопытки отве­тить на вопросы о сущности мира, общества, человека ичеловеческого познания с помо­щью разума и выразились в возникновении первыхфилософских сис­тем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество пе­решло к новой стадии своегоразвития — к формирова­нию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумныйначинается именно с возникновения философии. И разум­ность каждого человекаопределяется мерой освоения фило­софской культуры. И в этом смысл философии.
     Само название «философия», согласнопреданиям, употребил  впер­вые в VIв. донашей эры Пифагор. В его время умных людей назы­вали мудрецами. Са­могоПифагора причисляли к семи вели­ким мудрецам. Но Пифагор за­являл, что он немудрец, а фи­лософ, то есть любящий мудрость. И это название филосо­фии, каклюбви к мудрости сохранилось до настоя­щего вре­мени. Понятие «философия» еёистолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понималпод философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловоесодержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знаниео мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку.Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.
Первые философы пыталисьобобщать все знания, кото­рые суще­ствовали в их время, все достижения культурыи предпринимали по­пытки ответить на все возникающие про­блемы, многие изкоторых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечествапроисходило накопление опыта, знаний происходило формирование са­мостоятельныхнаук и этот процесс продолжается в настоящее время. В на­стоящее время и окружающиймир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуютсямногими кон­кретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос онадобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретныминауками. И неко­торые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывалидаже вред­ность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философияв настоящее время, когда знания дают конкретные науки?
Но, тем не менее, за времясуществования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и еёизучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах иуниверситетах Средневековья, эпохи Возрож­дения, Нового времени и совре­менности.Уже из этого видно, что дли­тельное время многие поколения людей считалифилософию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смыслафилосо­фии возможно лишь на пути рассмотрения самой фи­лософии и определения той роли, какую она играет в жизничеловека.
1.  Философия как особая формадуховной жизни
 
Важной стороной в философии является развития общества и его духовная жизнь. Духовная жизнь может бытьнаполнена богатымсодержанием, чтосоздает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологическийклимат. В других случаях духовнаяжизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в немцарит настоящая бездуховность. В  содержании духовной  жизни  общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или  духовность) присуще только человеку, выделяети возвышает его над остальным миром.
Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается раз­личнымипроявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можносказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни идуховной жизни общества.
К основным элементам духовной жизни общества можно от­нести духовныепотребности людей, направленные на созда­ние и потребление соответствующихдуховных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную дея­тельностьпо их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизниследует отнести также духовное по­требление как потребление духовных ценностейи духовные от­ношения между людьми, а также проявления их межличност­ногодуховного общения.
Основу духовной жизни общества составляет духовная дея­тельность.Ее можно рассматривать как деятельность созна­ния, в процессе которой возникаютопределенные мысли и чув­ства людей, их образы и представления о природных исоци­альных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенныевзгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические ирелигиозные воззрения. Они во­площаются в моральных принципах и нормахповедения, про­изведениях народного и профессионального искусства, рели­гиозныхобрядах, ритуалах и т.д.
Все это принимает вид и значение соответствующих духов­ных ценностей,в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи,гипотезы и теории, худо­жественные произведения, моральное и религиозное сознание,наконец, само духовное общение людей и возникающий при этомморально-психологический климат, скажем, в семье, про­изводственном и иномколлективе, в межнациональном обще­нии и в обществе в целом.
Особым видом духовной деятельности является распростра­нение духовныхценностей с целью их усвоения возможно боль­шим числом людей. Это имеетрешающее значение для по­вышения их грамотности и духовной культуры. Важнуюроль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многихучреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется лиона в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д.Результатом такой де­ятельности является формирование духовного мира многих  людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.
Основными побудительными силами духовной деятельнос­ти выступаютдуховные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека кдуховному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, кдуховному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Ониобусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения имиокружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребностисубъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, ихобщественного и индивидуального сознания и само­сознания.
Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную соци­альнуюнаправленность. Последняя определяется характером существующих общественныхотношений, в том числе нравст­венных, эстетических, религиозных и других,уровнем духов­ной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием имисмысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребностивыступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферахжизни общества.     
Существенной стороной духовной жизни общества является духовноепотребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей,о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворениедуховных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведенияискусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующиепотребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры обществавыступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовныхпотребностей человека.
Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когдаоно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовныеценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влияниемвсего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потреблениеможет навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению истандартиза­ции потребностей и вкусов многих людей.
Отвергая всякое манипулирование личностным и группо­вым сознанием,надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательноеформирование потребностей в  подлинныхдуховных ценностях — познавательных, художест­венных, нравственных и других. Вэтом случае потребление ду­ховных ценностей будет выступать какцеленаправленное со­зидание и обогащение духовного мира людей.
Встает задача повышения уровня культуры духовного по­требления. Вданном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящейдуховной культуре. Дня этого надо развивать и обогащать духовную культуруобщества, сде­лать ее доступной и интересной для каждого человека.
Производство и потребление духовных ценностей опосреду­ется духовнымиотношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно ктем или иным духов­ным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также какего отношения к другим людям по поводу этих ценностей—их про­изводства,распространения, потребления, защиты.
Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями.Исходя из этого, можно выделить такие виды ду­ховных отношении, как познавательные,нравственные, эсте­тические, религиозные, а также духовные отношения, возни­кающиемежду учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.
Духовные отношения — это прежде всего отношения интел­лекта ичувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете — ко всейдействительности. Они пронизы­вают духовную жизнь общества от начала до конца.
Установившиеся в обществе духовные отношения проявля­ются в повседневноммежличностном общении людей, в том числе семейном, производственном,межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психо­логическийфон межличностного общения и во многом обу­словливают его содержание.
Общественное и индивидуальноесознание является центральным моментом духовной жизниобщества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, напри­мер,духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояниесознания и проявляется как осознан­ное побуждение человека к духовномутворчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же естьвопло­щение ума и чувств людей. Духовное производство есть произ­водствоопределенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Всеэти духовные образования вы­ступают в качестве предметов духовного потребления.Духов­ные отношения между людьми есть отношения по поводу ду­ховных ценностей,в которых воплощено их сознание.
Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений,художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий,отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отражениеобщественной жизни в общественном сознании не является каким-томеханически-зеркальным, подобно тому как в зеркальной глади реки отражаетсярасположенный вдоль ее бере­гов природный пейзаж. В данном случае в одномприродном  явлении чисто внешнеотразились черты другого. В общественном сознании отражаются не только внешние,но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание.
Общественное сознание имеет социальную природу. Оно
возникает из общественнойпрактики людей как результат их производственной,  семейно-бытовой  и иной деятельности. Именно в ходе совместнойпрактической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использованияв своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах ипонятиях, идеях и теориях — это две стороны практической деятельности людей.
Будучи отражением явленийобщественной жизни, различного рода образы, взгляды, теории направлены на болееглубокое познание людьми данных явлений в своих практических целях, втом числе в целях их непосредственного потребления или же иного ихиспользования, скажем, в целях эстетического наслаждения ими и т.д. В конечномсчете содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленноелюдьми, становится содержанием их общественного сознания.
Таким образом, общественное сознание можноистолковать как результат совместного осмысления социальной действительностипрактически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальнаяприрода общественного сознания и его основная особенность. 
Можно, пожалуй, согласиться в какой-то мере сположением о том, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.
2. Философия как рациональное мировоззрение 
Мировоззрение — система представлений,понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступаеткак целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.
В мировоззрении выделяют 2 уровня:
1. рационально-теоретический
2. жизненно-практический
Философия относится крационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравогосмысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно подвлиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретическийсоздается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересуетотношение человека и мира, человека и человека.
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности иединству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срезреальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Дляфилософии характерно представле­ние о том, что мир обладает внутреннимединством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира какцелого — тако­во характерное содержание философии.
Нередко говорят о предмете философии. Однако термин «пред­мет» болееприменим к объектам изучения частных наук. Предмет — это то, что предстоит,подлежит, что очерчено. Философское же со­держание часто не отвечает этимтребованиям; его можно усмотреть повсюду. «В отличие отученого-естествоиспытателя, стремящегося к познанию материального мира, —отмечал испанский мыслитель X.Ортега-и-Гассет (1883—1955), — философ не знает каков предмет философии».Применительно к философии более правильно гово­рить о содержании, а не опредмете. Стремясь охватить мир в его единстве, философия ставит вопросыпредельного характера, такие, как: какова сущность мира? В чем его первоистоки?Почему суще­ствует человек? В чем смысл истории общества? В чем состоятфундаментальные основания совместного бытия людей? Каков смысл жиз­ни человека?И др.
По своему методу философия есть рациональный способ объясне­ниядействительности. Она не довольствуется эмоциональными сим­волами, а стремитсяк логической аргументированности и обоснован­ности. В этом отличие философии отрелигии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности,но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится кпостроению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественномобразе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в филосо­фии играютвспомогательную роль.
От философии как рационального теоретического знания сле­дует отличатьфилософские запросу. Философские запросы могут содержаться в религии,мифологии, художественной литературе, даже в поэзии и живописи. Существованиефилософских идей в нефилософских формах культуры свидетельствует о потребности,человека и общества так или иначе осмыслить предельные основа­ния своего бытия.
По своей цели философияесть знание, свободное от утилитарных практических интересов. Этим онаотличается от большей части зна­ний, прежде всего научных и технологических,которые призваны обслуживать практические нужды. Полезность не есть цельфилософии. Характерно изречение Аристотеля: «Все другие науки более необхо­димы,но лучше нет ни одной».
3. Методологические и социальные функции философии 
Социальная философиярешает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или иногообщества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущихсил исторического процесса и т.д. С этими вопросами постоянно сталкиваются приисследовании своих проблем различные общественные науки: история, политическаяэкономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и др.
Обращение к положениямсоциальной философии помогает представителям этих наук находить решения ихспецифических проблем. Это значит, что социальная философия играет рольметодологии общественных наук, определенным образом направляет проводимые имиисследования соответствующих сторон общественной жизни, формирует подходы ипринципы их изучения. Это возможно потому, что она помогает предстателямобщественных наук осмыслить место в обществе изучаемых ими явлений, их связи сдругими социальными явлениями, сочетание закономерностей и случайностей в ихразвитии и т.д.
Эффективность этой помощизависит прежде всего от содержания социальной философии, степени еепроникновения в суть того или иного общества, происходящих в нем процессов.Именно глубина и широта ее суждений и концептуальных положений, эвристическийхарактер многих из них, т.е. присущая им способность постигать тайныобщественных явлений и их сложные взаимодействия, определяют теоретическое иметодологическое значение социальной философии. Это значение обнаруживается прииспользовании ее положений решении соответствующих проблем науки и практики.
Задача социальнойфилософии состоит вовсе не в том, чтобы детально отразить все явления ипроцессы общественной жизни. Жизнь общества чрезвычайно богата различнымисобытиями.   Она весьма сложна многообразнымисвязями между общественными явлениями, носящими динамичный и противоречивыйхарактер. Все богатство и сложность общественной жизни не в состоянии выразитьни одна наука. Не ставит перед собой такой цели и социальная философия. Однако,воссоздавая ту или иную идеальную модель развития общества и его отдельныхсторон, социальная философия способствует пониманию сущности различныхобщественных явлений, и места и роли в обществе, вскрывает наиболее значимыепрямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы.В конечном счете она воспроизводит целостную картину существования общества,вскрывает основные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции изакономерности его развития.                                                    
В этом выражаетсяосновное содержание концепций многих традиционных и современных направлений ишкол социальной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание концепцийсоциальной философии как можно более глубоко отра­жало реальные социальныепроцессы, что способствовало бы их более глубокому пониманию. Это важно нетолько для науки, но и для практики, точнее, для научного обоснованияпрактической деятельности людей. Необходимостьэтого постоянно напоминает о себе. Важно чтобы развитие общества шло несамотеком, а было бы более целенаправленным и осуществлялось в интересах всехлюдей. А для этого надо, в частности, чтобы их деятельность была как можноменее стихийной и как можно более сознательной, осмысленной ими на уровне пониманияпроблем всего общества. Это особенно важно для деятельности государственныхорганов, призванных целенаправленно организовывать практическое решение социальныхпроблем и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мирелюди стремятся к тому, чтобы более осмысленно, с учетом не только сиюминутных,но и долговременных интересов, решать проблемы своей общественной жизни, отчего зависит и решение их личных проблем.
Социальная философия,действительно, придерживается научных основ при анализе и объяснениипроисходящих в обществе процессов, она исходит из соответствующих принципов. Кним можно отнести:
–   подходк обществу как к целостной социальной системе, все элементы которой находятсямежду собой во взаимосвязи или взаимозависимости; при этом особое значениепридается причинно-следственным и закономерным связям, анализ которыхсоставляет основное содержание социального детерминизма кактеоретического и методологического принципа исследования социальных явлений,ориентирующего на всесторонний учет существующих между нимипричинно-следственных и закономерных связей и отношений;
–  рассмотрение всех общественных явлений ипроцессов в их  постоянной динамике, т.е.в движении, изменении и развитии; это есть принцип историзма, требующийанализа любых социальных явлений в исторически развивающемся социальном;контексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяющихся связей сдругими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которыхразвиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явленийнельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системыобстоятельств, в которой происходило или проис­ходит их развитие, чтобы неполучить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;
– нахождение и анализ техсоциальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данныхобществен­ных явлений и процессов;
 – рассмотрение последних в их историческойпреемственности с учетом того, что действительно устарело и играет ныне консервативную,а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значениеи дает возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;
– все это выражается впринципе перехода от абстрактного к конкретному в анализе развитияобщества, отдельных социальных явлений, исторического процесса в целом; данныйпринцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своейактуальности и значения по сей день.
4.  Философия в системе культуры 
Для фи­лософиикультура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличаетсяот других форм культуры. Действительно, для науки предмет познания — не онасама, а природа; для искусства предмет творческой деятельности — не оно само посебе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ееустремления — не она сама, а власть и государство; для религии пред­мет познанияи поклонения — опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства,политики и религии не состоит в направле­нии рефлексии на самих себя, в ихрамках не ставится вопрос о дос­тижении полного сознания самих себя. Иначеговоря, они уясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в тоймере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому,только будучи постигнуты философски, отдельные формы культу­ры (наука,искусство, политика, система образования и воспитания, религия и др.) могутстать органическими частями единого целого культуры.
Очевидно,что смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживатьчеловека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли. Культура призванапредохранять от варварства и обскурантизма. Вне культурного воздействиячеловеку грозят огрубение и ожесточение Очевидно вместе с тем и то, что далеконе всегда культура соответствует своему смыслу и предназначению. Культура частоне справляется с задачей противодействия грубым проявлениям человеческойнатуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XXн. Казалось бы, наблюдаемый в наше времянебывалый прогресс науки и тех­ники, всеобщая грамотность и информатизация,доступность достиже­ний культуры большинству населения должны обеспечитьнравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношении. Однако, к сожале­нию,этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XXв., дали серьезные основания говорить о кризисекультуры. Одной из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособностьисполнять соб­ственную миссию, сталадифференциация культуры.
Наопределенном этапе культура начинает распадаться на множе­ство не связанных илипочти не связанных между собой направлений и форм. Целое культуры утрачивается.Вот как характеризовал сложив­шееся положение П. Флоренский: «Уже давно,вероятно с XVIв., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь… Да,уже давно попытка обогатиться  духовно,покупается жертвою цельной личности. Жизнь разошлась в разных направлениях, иидти по ним не дано: необходимо выбирать. А далее, каждое направление жизнирасщепилось на специальности отдельных культурных деятелей, вслед за чемпроизошло раздробление и их на отдельные дисциплины и узкие отрасли. Но и этипоследние, есте­ственно, должны были подвергнуться дальнейшему делению. Отдель­ныевопросы науки, отдельные понятии в области теоретической впол­не соответствуюттой же крайней специализации в искусстве, в тех­нике, в общественности. И еслинередко слышится негодование на механизацию фабричного труда, где каждому работникудостается лишь ничтожная часть какого-нибудь механизма, конструкции, и можетбыть, назначения которого он не понимает… то сравнительно с этойспециализацией рук, насколько более вредной и духовно разруши­тельной должнабыть оцениваема специализация ума и вообще ду­шевной деятельности?»
Всоветское время в нашей стране задача обеспечения единства культуры решаласьглавным образом за счет насаждения единой госу­дарственной идеологии —марксизма-ленинизма. Это было опреде­ленным решением проблемы. Однако, какпоказали последующие со­бытия, идеологический путь обеспечения единствакультуры неэф­фективен: единство оказалось формальным, поэтому непрочным. Впостсоветское время остро переживается процесс распадения це­лостногокультурного организма России и других стран постсоветско­го пространства.Распадение культуры вследствие дифференциации и соответствующей специализациисопровождается распадением ее вслед­ствие количественного преобладания массовойи откровенно коммер­ческой культуры. В произведениях этих типов культурыставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эф­фекта.Проблема развития и сохранения духовной целостности чело­веческого бытия передсоздателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Если сравниватьв рассматриваемом аспекте по­ложение в постсоветском пространстве с положениемв западных стра­нах, то в последних оно выглядит более благополучным, хотя идале­ким от совершенства, так как там преодолены лишь экстремальные (самыекрайние) отрицательные последствия расчленения культуры. Задачу синтезакультуры и сохранения ее единства нельзя решить раз и навсегда. Она требуетпостоянно возобновляемой работы духа. По существу своему это задача философская.
В процессеосмысления культуры как целого философия рассмат­ривает ее не как готовыйбезжизненный продукт чего-то другого, а с точки зрения производства культуры.По словам Э. Кассирера (1874— 1945), философское постижение культуры «неудовлетворяется ко­нечным продуктом, но желает понять и тот особый способпроизвод­ства, который производит данный продукт. Ведь от этой производи­тельнойактивности, отделявшейся и постоянно возобновляемой работы духа зависит вконечном счете не только язык, но и миф, и религия, и искусство. Понять и прояснитьэто для каждой отдельной отрасли духовной деятельности человека, понять во всейее индивидуальнос­ти и особенности, во всей неповторимости формы и способа суще­ствованиядолжна философия»'. Тем самым философия направляет свои усилия на уяснение условийсуществования культуры и ее форм Она стремится понять искусство, науку,технику, политику, рели­гию, мифологию и т.д. не только в их фактическойданности, но и обнаружить их истоки. В философии уясняется, в частности, какойпотребностью и творческой силой человеческого духа порождается та или инаяформа культуры. Это дает основание философскому анализу не останавливаться нафиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставитьвопросы относительно того, какой культура должна быть.
                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значениефилософии можно усмотреть не в практической полез­ности (утилитарности), а внравственном пафосе. История филосо­фии свидетельствует, что философская мысльищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей.Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизничеловека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смыслобщественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928)характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его«знанию ради дости­жений и господства», т.е. позитивному, — научному итехнологичес­кому знанию.
На базе философии формируетсясистема знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет витоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научныхизысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимыйв обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, егонравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.
Вместес тем надо иметь в виду, что отдельные специализирован­ные сферы философскогознания косвенно способны приносить зна­чительные практические результаты.Например, философия и ме­тодология науки помогают отдельным наукам в решениистоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному итехническому прогрессу. Социальная философия участвует в реше­нииобщественно-политических, экономических и др. проблем. Мож­но с полным правомутверждать, что во всех достижениях челове­чества присутствует значительный,хотя и косвенный вклад фило­софии.
                                 Списоклитературы 
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 2-еизд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — 520 с.
А.Н.Лощилин, Е.А. Лощилина «Философия. Учебно-методическое пособие длястудентов-заочников по темам: «Предмет философии», «Античная философия». М.,2000
Основы  философии. От классики  к современности, изд.2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
Смирнова Н.Н., Конспект лекций пофилософии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.
СпиркинА.Г.  Философия: Учебник. — М.: Гардарики,       1999. —816с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.