1. Установите меру наказания по салической правде за убийство раба,свободного франка, женщины, графа, епископа, человека, состоящего накоролевской службе
За убийство по Салической Правде установлен штраф. При этомСалическая правда закрепляет неравенство в системе наказаний в зависимости отсоциальной принадлежности потерпевшего (за убийство свободного франка — 200 солидов;за убийство королевского чиновника, воина, священника, свободной женщины, графа- 600 солидов; за убийство епископа — 900 солидов). Самый высокий штраф в сумме1800 солидов предусмотрен за убийство скопищем королевского служащего в егодоме (титул XLII), а также за убийство в походе: еслипотерпевший состоял на королевской службе (титул LXIII).
Если раб лишит жизни раба, то господа могут разделить егомежду собой.
Если кто украдет или лишит жизни дворового слугу, иликузнеца, или золотых дел мастера, или свинопаса, или виноградаря, или конюха ибудет уличен, присуждается к уплате 1200 ден, что составляет 30 сол. (титул XXXV).2. Общее и особенное в регулировании трудовых отношений в социальномзаконодательстве в буржуазных странах в новейшее время (после 1917 г.)
Трудовое право как самостоятельная отрасль права сложилосьтолько в XX в. Его сравнительно позднее возникновение во многом объясняетсянежеланием работодателей связывать себя определенными нормами специальногозакона, регулирующими отношения, возникающие по поводу непосредственногоучастия наемных работников в труде на их предприятиях. Однако все болееусиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила работодателей пойти на серьезныеуступки. Угроза революционных потрясений (история преподносила наглядные уроки)и, возможно, другие причины способствовали пониманию правящими кругами необходимостикомпромисса. Возникшее в таких условиях трудовое право оказалось весьма чувствительнымк любым изменениям в социально-политической обстановке. В немалой степени этимопределяются некоторые черты трудового законодательства большинства экономическиразвитых стран. Трудовое право нестабильно: содержание его институтов частоменяется в сторону как расширения, так и значительного сужения демократическихправ трудящихся; отдельные его институты возникают постепенно и разновременно; претворениев жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзногоили другого массового движения трудящихся.
Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на вопросах:зарплаты; рабочего времени; охраны труда; признания профсоюзов, включая ихправо на заключение коллективных договоров (КД); права на забастовку и демократическийпорядок разрешения трудовых споров. Решение этих вопросов дифференцировано постранам, но ему присуще и много общего. В 1918-1920 гг. в большинстве экономическиразвитых стран был приняты законы, ограничивающие рабочее время 8 часами. Впоследствии,несмотря на временные отступления, трудящимся удалось добиться введения 40-46-часовойрабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и, как важнейшее следствиеэтого, право па заключение коллективных договоров (КД), обязательных для всехподписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии закон о КД был принятв 1918г., во Франции — в 1919 г. Для американских рабочих важным завоеванием вэтой области явился закон Вагнера 1935 г., вводивший принцип «закрытогоцеха». Появились различные виды КД, включая договоры для всей отрасли промышленности.Утвержденные правительством, они приобретали силу общенациональногонормативного акта. КД регулируют важные вопросы трудовых отношений: размеры заработнойплаты, порядок изменения надбавок в связи с инфляцией, условия выплаты премии,условия охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплинытруда, арбитраж.
Современное трудовое законодательство экономически развитых странподтверждает право трудящихся на забастовки, которые, однако, пытаютсянейтрализовать введением различного рода ограничительных норм, прежде всего делениемстачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовкисолидарности и забастовки по политическим мотивам. Чтобы отодвинуть начало забастовки,вводятся всякого рода предварительные условия. Так, американский закон Тафта — Хартлипредусматривает предупредительный период в 60 дней и право правительстваприостанавливать забастовку на 80 дней (так называемый «охладительный, период»).Судебная практика еще более усугубляет эту тенденцию, более того, пытается обосноватьтождество юридической природы забастовки локаутов. Усиление интеграционныхпроцессов в мировой экономике обусловило появление тенденции к унификациитрудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал болееинтенсивным в связи с образованием Общего рынка. После окончания первой иособенно Второй мировой войны в большинстве экономически развитых стран трудящиесядобились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случайболезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другимобстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные несколькооблегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинскогообслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такогорода фрагментарно и нестабильно. Фонд социального обеспечения формируется измногих источников, среди которых наиболее важными являются: социальное страхование,государственные дотации, «универсальная» система. Чаще всего имсоответствуют определенные виды социального обеспечения. В большинстве странприменяется социальное страхование, предусматривающее страховые взносы наемныхработников (обычно в размере 1-1,5% заработной платы) и взносы предпринимателей(в среднем 1-1,5% общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенноеколичество лет размер взносов увеличивается, на 0,5-0,75%. В этом отношениихарактерен американский закон 1935 г., согласно которому пенсия выплачиваетсяпри наличии страхового стажа и достижении определенного возраста. Система социальногострахования предусматривает также выплаты пособий по безработице, инвалидности,временной потере трудоспособности. Государственные дотации или государственнаяпомощь формируется из средств бюджета. Она направляется только тем, кто послеофициальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно такаяпомощь является дополнением к социальному страхованию. «Универсальная»система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога,который взимается со всех граждан, имеющих работу или доходы, начиная с ихсовершеннолетия до достижения ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всеходинаковы, а пенсионный возраст относительно высок.
Следующим важным средством охраны трудовых прав и гарантийстало установление минимума заработной платы. Вначале этот минимум былобозначен для женщин и подростков в Законе США 1912 г., который затем былпризнан неконституционным Верховным судом страны и вновь признан только в 1937г. под воздействием новых программных целей в области социального законодательствапериода проведения «нового курса».
Более длительную историю имеют законодательные гарантииобеспечения пособий на случай болезни и безработицы, социального страхования постарости и нетрудоспособности, а также специальные меры по охране труда женщини подростков. Им свыше ста лет, и впервые они были обеспечены в таких странахЗападной Европы, как Англия, Германия и некоторые другие.
В августе 1833 г. в Соединенном королевстве был принят законо запрете использовать на ночной работе лиц моложе 18 лет и о запретеиспользовать «на любой текстильной фабрике» ребенка, которому неисполнилось 9 лет (Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабрикахСоединенного королевства от 29 августа 1833 г., п.1.7). На шелковых фабрикахразрешалось использовать труд подростков в возрасте до 13 лет, однако рабочийдень для них был ограничен 10 часами. В п.20 упомянутого Закона утверждалось,что «по истечении шести месяцев по принятии настоящего Акта каждыйребенок, работа которого ограничена 48 часами в неделю… будет посещать школу».Законом 1847 г. установлено, что максимальный срок рабочего времени в неделюдля лиц моложе 18 лет не может превышать 63 часов в неделю.
Не лучше дело обстояло и с трудовым режимом взрослых. Одномусовременному наблюдателю, правда из числа наших соотечественников, этот режимпоказался мало чем отличающимся от подневольного труда рабов.
Закон о страховании лиц, работающих за плату или оклад, вслучае болезни был принят в Германии в 1883 г. и предусматривал несколькоразновидностей страховых учреждений — производственные (фабричные) кассы напредприятиях с 50 или большим числом работников, местные больничные кассы (длялиц одной отрасли с охватом не менее 100 работников) и общинное страхование (длятех, кто не состоит в местной или фабричной больничной кассе).
В следующем, 1884 г. был принят Закон о страховании принесчастных случаях (при телесных повреждениях или на случай смерти, — п.5Закона). Этот Закон распространялся на всех лиц, занятых на горных разработках,в солеварнях, каменоломнях, на рудниках, верфях, а также на фабриках иметаллургических заводах и при условии, что их годовой заработок не превышает 2тыс. марок (окладом или заработком считались также натуральные выплаты). В 1889г. принимается Закон относительно страхования на случай инвалидности и старости.Производится страхование тех лиц, которые работают за плату или оклад вкачестве рабочих, учеников, прислуги (по достижении ими 16 лет). В этом Законеустановлен предел суммы годового дохода в те же 2 тыс. марок, после которогострахование не производится. Предметом страхования, говорилось в Законе,является «право на получение пенсии по старости и по инвалидности» (§9). Пенсию по старости получали лица, которым исполнилось 70 лет. Право напенсию обреталось по истечении предписанного «времени ожидания» и приуплате необходимых взносов. Пенсия по инвалидности назначалась по истечении5-летнего периода уплаты взносов, пенсия по старости — после 30 лет уплатывзносов[1].
В период между двумя мировыми войнами заметным событиемстала серия социальных законов Веймарской республики 1918 — 1920 гг., средикоторых следует назвать Указ о попечении безработных (13 ноября 1918 г), Указ околлективных договорах рабочих и служащих и разрешении трудовых споров 23декабря 1918 г), Распоряжение о регулировании времени работы индустриальныхрабочих (23 ноября 1918 г) и Закон о производственных советах (4 февраля 1920 г).
Во Франции важным событием стало трудовое законодательствопериода правления Народного фронта. В феврале 1934 г. в стране произошел путч спопыткой установления фашистского режима правления, которая натолкнулась намощное противодействие объединенных сил социалистической и коммунистическойпартий и руководимых ими профсоюзов. Эти силы влились в единую антифашистскуюорганизацию под названием Народный фронт. На выборах в мае 1936 г. партииНародного фронта одержали крупную победу и лидер социалистической партии ЛеонБлюм сформировал правительство, включавшее социалистов и других радикалов. Благодаряих общим усилиям и под давлением забастовочной волны, охватившей многиемиллионы рабочих и служащих, были приняты программа Народного фронта инесколько радикальных законов о труде и отдыхе. В политических требованияхпрограммы Народного фронта значились меры против фашистских формирований итребования о применении «предусматриваемых законом мер в случаепровокации, убийства или покушения на безопасность государства», а такжетребование предоставить ряд свобод профсоюзам — «применение и соблюдениеправ профсоюзов», «соблюдение прав женщин на труд» и др.
Перечисленные требования составили раздел «Защитасвободы». Имелись также программные разделы «Защита мира» (призывык сотрудничеству всего народа, и в особенности трудящихся масс, в деле «сохраненияи организации мира», к международному сотрудничеству во имя коллективнойбезопасности, в том числе с СССР) и «Оздоровление финансов». Вперечне экономических требований значились «восстановление покупательнойспособности», меры «против грабежа сбережений». Предусматривалось,в частности, «создание национального посреднического бюро по продаже зернас целью уничтожения поборов, взимаемых спекулянтами с производителей ипотребителей».
Одним из направлений реализации программных целей Народногофронта стало трудовое законодательство, в котором наиболее значительныеновшества содержали два закона — Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемыйотпуск в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельскомхозяйстве (20 июня 1936 г), и Закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделюв индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность трудав подземных рудниках (27 июня 1936 г).
В юридической литературе советского периода под социальнымзаконодательством долгое время понимался круг законодательного регулирования,связанный с социальным обеспечением пенсиями и пособиями, с охраной здоровья,иногда бесплатным школьным образованием. В этом же корпусе социальногозаконодательства находился такой компонент, который заслонял собой всеостальные — это так называемое трудовое законодательство (законы о трудеи трудовых отношениях). Со временем социальное законодательство значительнораздвигает свои рамки и охватывает не только сферу труда и помощи в беде инужде, но также сферы отдыха, пользования культурными и материальнымиценностями, а в конце XX столетия оно включает в себя исферу пригодной для жизни окружающей среды обитания человека — пользованиечистым воздухом, водой, неопасной для здоровья пищей.
Современное социальное законодательство предстает,таким образом, разновидностью защиты пользования правом на жизнь, на достойноечеловека существование. Государство обеспечивает пользование этими правамипутем собирания и последующего перераспределения различных средств и благ,охраны окружающей среды от загрязнения, а также путем законодательногогарантирования достойных условий труда, отдыха, образования, пользованияблагами материальной и духовной культуры, медицинской помощью. (Эти гарантииподкрепляются как самим индивидом, его профессиональными знаниями и умениями,так и различными человеческими общностями — семьей, разного родасоциально-вспомогательными, в том числе благотворительными, фондами) Частнымипроявлениями государственного регулирования можно считать законодательноезакрепление возможности прохождения альтернативной службы в армии, установлениекомпенсаций жертвам войны, тоталитарных репрессий и принудительных массовыхпереселений (ФРГ, США и др.). Не следует забывать и о государственных компенсацияхжертвам техногенных катастроф (таких, как чернобыльская), жертвам обманаторговых и финансовых мошенников или терроризма.
Правильнее было бы считать трудовое и пенсионное, а такжедошкольное и школьное обеспечение частью социального законодательного регулирования,имеющего своей дальней и благородной целью обеспечение необходимых длясуществования человека условий. К этому же направлению можно отнести изаконодательное регулирование права на создание профессиональных союзов.
В конце 20-х гг. под воздействием крупнейшей в историиАнглии (и Европы) всеобщей забастовки рабочих 1926 г., начатой в угледобывающейпромышленности и охватившей затем 6 млн рабочих, был принят Закон о трудовыхконфликтах и профессиональных союзах (июль 1927 г), в котором давалось новоетолкование незаконной забастовки.
Все началось с конфликта шахтовладельцев и шахтеров: последниевоспротивились снижению зарплаты на 10% и увеличению рабочего времени. Вконфликт вмешалось правительство, пообещав компенсировать снижение зарплаты, ноэтой компенсации хватило бы только на девять месяцев. Руководивший стачкойГенеральный совет Британского конгресса тред-юнионов настаивал на экономическомхарактере требований, но по самой логике событий всеобщая стачка приобрелаполитический характер. Правительство прибегло к особому режиму управления рядомнегласно выделенных районов с организацией аппарата по обеспечению отрядовштрейкбрехеров. Ряд руководителей компартии были заключены втюрьму. Местныестачечные комитеты были вынуждены заниматься службой порядка, оказания социальнойи медицинской помощи семьям бастующих и т.д. Стачка длилась семь месяцев изакончилась при возникшей угрозе голода. Закон 1927 г. запретил проведениевсеобщих стачек (нарушение вело за собой уголовное преследование) и вдобавокзапретил забастовки солидарности и массовое пикетирование штрейкбрехеров[2].
Согласно этому Закону, «любая забастовка являетсянезаконной, если (1) целью ее не является содействие урегулированию трудовогоконфликта в том производстве или той отрасли, в которой заняты забастовщики; и(2) если она задумана и рассчитана на то, чтобы непосредственно или путемсоздания трудностей для общества применить принуждение в отношенииправительства». Равным образом незаконным объявлялся любой локаут (закрытиепредприятий), если он не является содействием урегулированию трудовогоконфликта или если он задуман и рассчитан на то, чтобы прибегнуть к принуждениюправительства «путем создания трудностей для общества». При этом изабастовщикам и организаторам локаутов запрещалось использование для этих целей«любых денежных средств». Особые меры дисциплинарного и уголовногонаказания были предусмотрены для подстрекателей к незаконным забастовкам илилокаутам (штраф до 10 фунтов ст., тюремное заключение от двух месяцев до двухлет). Кроме того, считалось противозаконным «требовать от какого-либочлена профсоюза делать взносы в политический фонд профсоюза», это делаетсятолько на добровольной основе и в порядке, который был определен Актом опрофсоюзах 1913 г.
Одним из вариантов изменений законов о профсоюзах в сторонупризнания их особо позитивного вклада не только в обеспечение прав рабочих, нотакже интересов производства стал уже упоминавшийся Закон Вагнера 1935 г. в США.Согласно этому Закону отказ работодателей признавать право работающих по наймулиц организовываться или заключать коллективные договоры ведет к возникновениюстачек и других форм конфликтов и неспокойствия в промышленности, чтозатрудняет или прямо мешает деловой активности, так как все эти конфликты: а) нарушаютэффективную работу деловых предприятий и их надежность; б) затрудняют делрвуюдеятельность; в) ограничивают и затрудняют движение сырья, полуфабрикатов иготовой продукции и влияют на их стоимость; г) снижают занятость населения иведут к падению заработной платы в такой степени, что это существеннозатрагивает или нарушает состояние рынка, определяющего размеры товарооборота. [3]
Право рабочих на объединение толкуется Законом Вагнера как«право рабочих на полную свободу самоорганизации», «право наполную свободу ассоциации, самоорганизации и выбора своих представителей дляведения переговоров об условиях найма и труда или для достижения других целейвзаимопомощи и защиты».
По сути дела, трудовое и социальное законодательство как составныечасти французской правовой системы берут свое начало лишь в XX в. Развитиетрудового и социального права непосредственным образом связано с уровнем организованностии сознательности рабочего движения, со степенью развития государственных механизмоврегулирования социальных отношений, с готовностью самих предпринимателей ирабочих, а также и общества в целом к по иску и использованию социальныхкомпромиссов.
Заметной вехой в создании правовых начал регулированиятрудовых конфликтов и условий труда стал принятый в 1910 г. специальныйТрудовой кодекс. Но становление современной правовой системы трудового и социальногорегулирования связано с послевоенным периодом и послед — ними десятилетиями XXв.
Важным рубежом в формировании современного трудового исоциального права стала Конституция Четвертой республики (1946 г). Преамбула кэтой Конституции представляла собой настоящую хартию труда. Здесь не только признавалосьправо трудящихся на труд, на создание профсоюзов, на забастовку и т.д., но ипредусматривалась государственная программа социальной поддержки матерей, детей,инвалидов, престарелых, безработных и т.д.
Конституция 1958 г. не содержала каких-либо новых положенийо труде и социальной политике. Но, как известно, она сохранила преамбулу кКонституции 1946 г. в качестве действующего правового документа. Отсюда выводилисьи обязательства правительства Пятой республики в области труда и социальногообеспечения.
В соответствии с Конституцией 1958 г. законы определяют лишьфундаментальные принципы трудового права. Вопросы, которые не попадают в сферу законодательногорегулирования труда, решаются в регламентарном и административном порядке. Такимобразом, Конституция оставила парламенту право разрабатывать общие принципы трудовогоправа, тогда как реализация этих принципов предоставлялась правительству.
Важнейшим источником трудового права Франции является Трудовойкодекс, который действует в настоящее время в редакции 1973 г. с поправками1981-1982 гг. Этот Кодекс представляет собой инкорпорацию многочисленных законодательныхактов по труду, принятых в разное время парламентом и правительством.
В качестве дополнительного источника права выступает итекущее законодательство. В частности, декреты министра труда (социальных дел),которые связаны с регулированием действия коллективных договоров, закрепляют правилапо технике безопасности и производственной санитарии и т.д.
Кодекс о труде претерпел в XX в. большие изменения. Сначалаон распространялся только на промышленных рабочих, которые требовали особойправовой защиты. В настоящее время он действует в отношении всех лиц наемного труда,как простых рабочих, так и представителей управленческой элиты.
Трудовой кодекс и законодательство последних десятилетий,отразившие тенденцию к демократизации и расширению социальной политикигосударства, регулируют широкий круг отношений. [4]
Во-первых, в них регламентируется сама организация работыгосударственных органов в сфере трудовых отношений (Трудовая инспекция и т.д.).
Во-вторых, устанавливаются нормы, относящиеся к трудовому договорукак к основному правовому документу, регулирующему отношения междуработодателем и работником. Здесь же предусматривается регламентация заработнойплаты и трудовых споров, которые разрешаются специальными судами.
В-третьих, Трудовой кодекс регулирует коллективные трудовыеотношения, а также создание и деятельность профессиональных объединений работникови работодателей.
Трудовой кодекс 1973 г. носит общенормативный характер. В тоже время в нем имеется специальный раздел, который устанавливает особые условиятруда в зависимости от отрасли и профессии. Так, выделяются нормы, относящиеся ктруду шахтеров, моряков торгового флота, торговых агентов, актеров, домашнихработников.
Во Франции на работников частных и государственныхпредприятий распространяются по общему правилу одни и те же нормы трудовогоправа. Это не исключает и специальных норм, которые издаются для регулированиятруда на национализированных предприятиях.
В послевоенный период значительные демократические измененияпроизошли и в сфере социального права, в основе которого лежит Кодекссоциального страхования 1956г. с последующими добавлениями[5].
Кодекс социального страхования, по сути дела, содержит двегруппы норм, составляющих в целом социальное право: это, во-первых, правосоциального обеспечения, а во-вторых, право семьи и социальной помощи.
Первая группа норм устанавливает пенсии и пособия в связи стравматизмом, болезнью, беременностью, инвалидностью, старостью, потерейкормильца, безработицей. Эта система норм гарантирует все более широкому кругулиц защиту на случай так называемого «социального риска». Размеры пенсийи социальных выплат регулярно (дважды в год) индексируются в соответствии сизменениями средней заработной платы.
Система государственного социального страхования во Францииоснована на взносах предпринимателей и самих работников, а также на средствах,выделяемых самим государством.
Право социальной помощи предусматривает поддержку техкатегорий лиц, которые оказались в нужде, бедности или нищете. Это брошенныедети, престарелые или лица, лишенные источников существования, лица и семьи, подвергающиесяопасности, беженцы. Если право социального обеспечения основывается на государственнойсистеме страхования, то социальная помощь выступает как государственнаяблаготворительность.
Список использованной литературы
1. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003.
2. История государства и права зарубежных стран. Ч.2 / под ред. О.А. Жидкова.Н.А. Крашенниниковой. М., 1999.
3. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000.
4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского.М., 1994.