Введение
Защита прав и законныхинтересов граждан возложена на различные государственные органы, к которымотносится нотариат.
Нотариат – это системаорганов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственныхправ и совершение других действий, призванных юридически закрепить гражданскиеправа и предупредить их возможное нарушение.
Нотариальные действия вРФ совершают нотариусы, работающие государственной нотариальной конторе илизанимающиеся частной практикой.
Ежедневно к нотариусам идолжностным лицам, на которых возложено выполнение некоторых нотариальныхдействий, обращаются тысячи граждан и представители юридических лиц заудостоверением сделок, за засвидетельствованием копий документов или засовершением других нотариальных действий.
Специфика профессиизаключается в том, что нотариус должен разбираться во всех тонкостях права ипостоянно следить за изменениями в законодательстве. Он действует от именигосударства, поэтому не имеет права на ошибку, а вероятность столкнуться смошенниками в этой профессии выше, чем во многих других.
Основами законодательстваРФ о наторите регулируется механизм наделения лица полномочиями нотариуса ипрекращения этих полномочий. Однако нотариальная и судебная практика со всейочевидностью свидетельствует о несовершенстве соответствующих норм, о сложностиих применения ввиду неясности, а порой и противоречивости законодательныхформулировок. Неопределенность же содержания законодательного регулирования,как отмечается Конституционным Судом РФ, допускается возможность неограниченногоусмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу.
Одной из причиннечеткости действующего законодательства может быть названо отсутствиеобщепризнанной концепции нотариата. Тем большее значение, в связи с грядущемпринятием нового закона о нотариате, приобретает исследование вопросов,касающихся такого первичного звена нотариата, как должность нотариуса.
Вышеуказанное обусловиловыбор нами темы данной работы.
Цель курсовой работысостоит в том, чтобы раскрыть и показать роль нотариата в защите гражданскихправ, кто может быть нотариусом и какие нотариальные действия они совершают.Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи: показатьместо нотариата среди органов гражданской юрисдикции, изучить особый характернотариальных функций.
При написании даннойработы были использованы монографии, нормативно-правовые акты по вопросамнотариата, написанные в прошлом учебные пособия для высших и среднихспециальных заведений по теме исследования, а также материалы современной периодическойпечати.
Глава1 История возникновения российского нотариата
Первыеупоминания о письменных законах на Руси относятся ко второй половине 11 века.Например: договор князя Олега(912год) и князя Игоря (945год) с греками содержитвполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок в нашемОтечестве.
Земскийсобор 7 февраля 1613 нарек царем Михаила Федоровича. С этого началось на Руси300 – летнее царствование династии Романовых. Именно им, правителям государстваРоссийского, суждено было продолжить строительство Российского нотариальногоинститута. Так на пример Указ Михаила Федоровича (1635 г.) подтверждает что, «все договоры взаймы, поклажи и ссуды должны были совершаться непременнописьменно под страхом их полной недействительности. При первом Романовеактивизировалось деятельность площадных подьячих. Подобно табеллионам, онисоставляли юридические акты и судебные бумаги, заложив тем самым основыпрофессии нотариуса.
Вцарствование Алексея Михайловича был составлен Кодекс законов российскогогосударства – Соборное Уложение. Именно Уложение 1649 г. создало целую эпоху в развитии Российского нотариального института. Согласно Уложению большиекрепости дозволялось писать только в Москве и не иначе как через площадныхподьячих и при участии особых свидетелей «послухов» [1].
ПриПетре I были учреждены юстиц-коллегии. Были образованы в губернияхсамостоятельные особые конторы крепостных дел.
ПриЕкатерине II в 1775 юстиц-коллегии упраздняются, и совершение крепостных актовпередается палате гражданского суда.
ПриАлександре II был выработано Положение о нотариальной части в основу, которогоположены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское,австрийское, баварское. Результатом этой законодательной деятельности стали двапроекта 1863 и 1866 годов. Первый из них не прошел через Государственный совет.Положение отделило нотариальную часть от судебной части [2].
Спереходом к новой экономической политике внимание к нотариату усилилось в 1921с приходом Советской власти[3]. 4 октября 1922 году былопринято «Положение о государственном нотариате», которое заложило основыСоветского нотариата.
Шестаясессия Верховного Совета СССР VIII созыв 19 июля 1973 года приняла «Закон СССРо государственном нотариате».
11февраля 1993 года Верховный Совет РФ принял «Основы законодательства РФ онотариате».Основные мировые системы нотариата. Виды нотариата.Существует две основных системы нотариата — латинского ианглосаксонского типа. В систему Международного союза латинского нотариата,объединяющего в своем составе более 60 нотариатов всех континентов (заисключением Австралии), входят из числа наиболее крупных нотариаты ФРГ,Франции, Испании, Италии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурга,Нидерландов, Латинской Америки, провинции Квебек (Канада). В числе новых странсистемы латинского нотариата есть и государства Африки. Кроме того, в 90-хгодах ХХ в. после реформ в восточной Европе нотариат латинского типа сложился вЭстонии, Латвии, Литве, Польше, Словакии и у нас в России. Интересно, чтосистема латинского нотариата появилась и в США, и в Соединенном Королевстве — государствах системы общего права. В частности, в штате Флорида и Лондонедействуют нотариусы, работающие по принципам латинского нотариата. В 2003 г. к Международному союзу латинского нотариата присоединился Китай. Международный союзлатинского нотариата был образован в 1948 г. в Буэнос-Айресе и имеет целью содействовать распространению в мире законодательства стран-членов союза изнакомству с его институтами. Международный союз периодически проводит своиконгрессы, а также работает через комиссии, например по европейским делам иСредиземноморью[4].В системе латинского нотариата нотариус выступает,во-первых, в качестве независимого представителя государства, наделенного отимени государства полномочиями совершать нотариальные действия, во-вторых,одновременно несущим личную ответственность за совершение нотариальныхдействий. Независимость нотариуса обеспечивает придание соглашениям сторон«публичной формы и публичного доверия», поскольку нотариус исполняетзадачи публичной власти. Контроль за деятельностью нотариуса осуществляетсягосударством в лице органов юстиции и нотариальными палатами[5].Следует иметь в виду, что в ряде стран латинского нотариатасуществует параллельно государственный и свободный нотариат, например, толькогосударственный нотариат действует в земле Баден-Вюртемберг в ФРГ и примерно вполовине кантонов Швейцарии. В Португалии нотариусы также являютсягосударственными чиновниками.Кроме того, в странах латинского нотариата организация исистема свободного нотариата отличается значительной гибкостью. Например, в ряде земель ФРГ допускается совмещениепрофессий адвоката и нотариуса, когда одно и то же лицо может одновременновыполнять указанные функции. Такое совмещение возможно в землях бывшей Пруссии:для Берлина, Бремена, Гессена, Нижней Саксонии, отчасти для СеверногоРейна-Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейна, а также в ряде кантонов (немецкоязычных)Швейцарии. Во Франции с 1990 г. для молодых дипломированных специалистовдопускается работа нотариусом по найму в нотариальной конторе до тех пор, покаони не станут самостоятельными нотариусами либо ассоциированными нотариусами втовариществах нотариусов. Жизнеспособность латинского нотариата объясняется егореформированием вместе с изменяющимися социально-правовыми условиями игражданским оборотом. Например, в связи с изменением законодательства нотариусыНидерландов и Франции удостоверяют соглашения об определении правовогоположения однополых лиц, проживающих совместно (PACS). Во Франции Высший советнотариата занимается исследованием вопросов взаимосвязи электронных средствпередачи информации и возможностей нотариата в этой области. Различны и моделиорганизации нотариата, например, во Франции нотариус достаточно мобилен иактивен в своей деятельности, в то время как в ФРГ он более соответствуеттрадиционной модели чиновника. В конечном счете, можно руководствоваться при определениитипа нотариата и отнесении его к нотариату латинского типа Базовыми принципамисистемы латинского нотариата, утвержденными 18 января 1986 г. Бюро при Комиссии по международному сотрудничеству МСН и Постоянным советом в Гааге[6].Национальные модели нотариата. В качестве примера можнопривести правовое регулирование организации и деятельности нотариата во Франциии Германии. Во Франции, как отмечает К.Вербар[7], нотариус — этоустановленная государством должность, обладатель которой наделен правомудостоверять юридические акты. Нотариусу поручается оформление сделок, которымстороны обязаны или хотят придать аутентичную юридическую форму. Подаутентичностью во Франции понимается удостоверение нотариусом подлинности актови соглашений, которые ему предоставляются. Согласно ст. 1319 ГК Францииаутентичный акт считается полностью достоверным в части соглашения, которое онсодержит. Система гражданского оборота и гражданского процесса Франции отдаетприоритет письменному доказательству в отличие от свидетельских показаний,которые хотя и могут использоваться, но допустимость их использованияограничена законом. В силу высокой престижности должности нотариуса во Францииустановлены довольно сложные правила доступа к нотариальной профессии. Для тогочтобы стать нотариусом во Франции, необходимо выполнить следующие условия[8]:1) быть французским гражданином; 2) не быть участником деяний, приведших к уголовномунаказанию за действия, противные чести, порядочности или нормам морали; 3) не быть участником деяний, повлекших увольнение илидисциплинарное или административное наказание отстранением от должности,исключением из реестра какой-либо организации или корпорации, отзывом агреманаили разрешения; 4) не быть личным банкротом или не быть ранее объявленнымбанкротом или подверженным судебному разбору расчетов с кредитором; 5) иметь степень магистра права или обладать иным дипломом,признанным равнозначным в части занятия профессией нотариуса совместнымрешением министра юстиции и министра, ведающего высшим образованием. Кроме того, необходимо прохождение стажировки в течениедвух лет, в том числе около полугода при иных специалистах (адвокатах,бухгалтерах-ревизорах), в государственных учреждениях, юридических службахкомпаний и т.д. Прохождение стажировки вне нотариата рассматривается какдостаточно полезное. Кроме того, поощряется прохождение части стажировки и зарубежом, в том числе и в странах системы общего права, с целью знакомствастажера с правовыми системами различных стран объединенной Европы. Для лиц,приобретших рабочие навыки для исполнения профессии нотариуса, но не имеющихуниверситетского диплома, также есть возможность доступа к должности нотариуса.Для этого необходимо проработать не менее 9 лет при нотариусе, в том числе неменее 6 лет первым клерком. Существуют и другие способы получения доступа кнотариальной профессии. Компетенция нотариуса во Франции достаточно велика.Нотариусы играют ведущую роль в правовом сопровождении сделок с недвижимостью,самостоятельно занимаясь проверкой всего фактического состава, необходимого длясовершения сделки. Значительна роль нотариуса в оформлении и защитеимущественных прав в семье, наследственных прав и т.д. Нотариусы объединяются в региональные советы на уровнеотдельных апелляционных судов, которые в свою очередь образуют Высший советнотариата Франции. Существенна регуляция имущественной и дисциплинарнойответственности нотариусов, самоограничений, которые необходимо соблюдатьнотариусу. Государство в лице, прежде всего Министерства юстиции активноучаствует в регулировании вопросов организации нотариальной деятельности,определении численности нотариального корпуса и решении ряда других вопросов,не вмешиваясь вместе с тем в существо нотариального производства. Такаяоптимальная форма взаимоотношений государства и нотариата складывалась во Франциив течение многих столетий[9].Современная система нотариата в Германии также являетсярезультатом длительного развития. Нотариус в Германии занимается подготовкой иудостоверением документов, обладающих большей доказательственной силой, нежелидокументы, подписанные частными лицами[10]. Право на занятиедолжности нотариуса имеет гражданин Германии, удовлетворяющий целому рядутребований: наличие академической подготовки, университетского диплома,успешное окончание подготовительных курсов с двумя сданными квалификационнымиэкзаменами. Кроме того, для занятия должности только нотариуса необходимо, какправило, в течение трех лет пройти испытание в качестве нотариуса-асессора.Компетенция нотариуса в Германии достаточно обширна и отражена в целом рядезаконодательных актов, прежде всего в Германском гражданском уложении.Нотариусы заверяют и свидетельствуют документы, а также подписи лиц и копии сдокументов; удостоверяют подлинность правомочия на представительство; принимаютклятву, клятвенное заверение, снимают показания под присягой; занимаютсяхранением и доставкой документов и ценностей третьим лицам, совершают ряддругих нотариальных действий. Наибольший объем работы нотариуса занимаетправовое обеспечение сделок с недвижимостью, удостоверение брачных договоров,удостоверение предварительных договоров, в том числе договоров о созданииакционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, и т.д. Нотариусы подлежат обязательному страхованию своейответственности, без осуществления чего они не вправе заниматься нотариальнойдеятельностью. Нотариусы объединяются в нотариальные палаты, которыеявляются корпорациями публичного права. Отдельные нотариальные палатыобъединяются на федеральном уровне в Федеральную нотариальную палату Германии.Палаты создаются в силу закона, поэтому они не могут быть распущены решениемсвоих членов. Внутренняя деятельность палаты регламентируется ее уставом,который принимается членами нотариальной палаты. Нотариальная палатарассматривается как часть системы государственного управления, поскольку ейпереданы публичные полномочия, в силу этого палата подлежит государственномуконтролю. С целью обеспечения государственного контроля палата ежегоднопредставляет отчет о своей деятельности органам юстиции. Кроме того, органыюстиции вправе потребовать отчета о каких-либо частных вопросах, когда этовызывается необходимостью осуществления контрольных государственных полномочий.Нотариальная палата является как контрольным, так исословным органом, представляя собой объединение нотариусов. Поэтому еезадачами является не только осуществление контрольных полномочий, но и решениеряда вопросов обще-профессиональной деятельности.
В РоссииЛатинский нотариат традиционно называется небюджетным нотариатом и представленФедеральной нотариальной палатой, а, следовательно, и нотариальными палатамисубъектов РФ и их членами — нотариусами, занимающимися частной практикой.
Бывшийсоветский нотариат и ныне еще сохранившиеся немногочисленные нотариусы,работающие в государственных нотариальных конторах, не относятся к Латинскомунотариату.
Российскийнебюджетный нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты был принят вМеждународный союз нотариата 27 мая 1995 года. (Тогда союз называлсяМеждународный союз латинского нотариата).
Латинскийнотариат базируется на традиции римского права. В странах, входящих в МСН, втом числе в России, действует континентальная (романо-германская) правоваясистема, с ее приоритетом письменного доказательства, а нотариально оформленныедокументы обладают публичным признанием и повышенной доказательственной силой.При этом в большинстве стран латинского нотариата акты нотариусов зачастуюимеют исполнительную силу.
Важнымпонятием латинского нотариата является аутентичность акта, ведь оно апеллируетк фундаментальным категориям Подлинность и Вера.
Латинскийнотариат не является частью административной системы, а осуществляет охрануправ и законных интересов граждан и юридических лиц по особому полномочиюгосударства. Юридические гарантии и безопасность, предоставляемые нотариальнымипроцедурами, не являются лишними формальностями и барьерами в гражданском икоммерческом обороте, а наоборот, делают эти отношения защищенными ипредсказуемыми[11]. Англосаксонская правовая модель основана преимущественно насудебном прецеденте, в силу чего основное внимание уделяется свидетельскимпоказаниям как средству доказывания, в том числе и при исследовании письменныхдоказательств. Нотариус в правовой системе и нотариальные, как и иныеписьменные документы не играют той роли, какая отведена им в странах латинскогонотариата. Поэтому любые письменные документы в гражданском процессе странобщего права могут быть опровергнуты с помощью свидетелей. Основная группа профессиональных юристов в США — этоадвокаты, которые не исполняют публичных функций, а являются представителямиконкретной стороны. Нотариусы выполняют сугубо удостоверительные функции,например, в отношении копий, подписей, свидетельских показаний под присягой ит.д. При этом допускается смешение нотариальных и адвокатских функций,например, солиситорами в Англии. Подобное качественное отличие системлатинского нотариата и нотариата в англосаксонской правовой системе отмечалосьизвестным ученым-компаративистом Р.Давидом. Так, в США организация и порядок деятельности нотариусоврегулируются законодательством штатов. Как правило, нотариальные функциивыполняют две категории лиц: нотариусы, назначаемые законодательными органамиштата либо высшими должностными лицами штата, а также комиссионеры по вопросамустановления факта. В организации и работе юристов в странах англосаксонскойправовой системы больше свободы, но дух системы латинского нотариата требует,чтобы составитель соглашения не превращался в того, кто будет его оспариватьили защищать при возникновении разногласий между сторонами. Государственный нотариат.
По состояниюна 2008 год в Российской Федерации было установлено 108 должностей нотариусовгосударственных нотариальных контор[12].
Всего вРоссийской Федерации установлен 2171 нотариальный округ. Из них 22 нотариальныхокруга, где одновременно имеются должности нотариусов, занимающихся частнойпрактикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и70 нотариальных округов, где нотариальную деятельность осуществляют тольконотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах.
Государственныенотариусы, как правило, работают в удалённых районах субъектов РФ, гдедеятельность частнопрактикующих нотариусов нерентабельна (Сахалинская область —1 государственный нотариус, Республика Саха (Якутия) — 5, Хабаровский край — 4,Чукотский автономный округ — 4, Республика Башкортостан — 56, Республика Бурятия2, Забайкальский край — 9, Республика Тыва — 9, Республика Хакасия — 2,Новгородская область — 4, Тюменская область — 2, Ямало-Ненецкий автономныйокруг — 5, Ивановская область — 3, Московская область — 2 государственныхнотариуса)[13].Частный нотариат.
Нотариус, занимающийсячастной практикой, который вправе иметь контору, открывать в любом банкерасчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личныенеимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжатьсяпоступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени исовершать другие действия в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации, должность которого учреждается иликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.
Глава2 Понятие нотариата, принципы, функции. Система органов нотариата
§ 2.1Понятие, принципы, функции
Термин«нотариат» многозначен и обозначает одновременно: во-первых: систему органов идолжностных лиц; во-вторых: отрасли законодательства; в-третьих – это учебныйкурс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производстваи деятельности его участников в нотариальной сфере.
Всоответствии с частью первой ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется правона получение квалифицированной юридической помощи. Нотариат, наряду садвокатурой, призван обеспечивать реализацию указанного конституционного праваграждан на юридическую помощь, путем совершения нотариусами предусмотренныхзаконодательными актами нотариальных действий от имени РФ (ст. 2 Основзаконодательства о нотариате).
Обращаяськ юридической науке, необходимо отметить, что наибольшее внимание понятию«нотариат» уделяется в учебной дисциплине «Гражданское процессуальное право»,которая рассматривает его в рамках несудебной формы защиты гражданских прав.Такое понимание основывается на точке зрения Н. Б Зейдера, поддержанной В.Н.Щегловым, И. А. Жеруолисом, Н. Е. Араповым и др. согласно которой в предметгражданско-процессуального права России необходимо включать не толькодеятельность судов общей юрисдикции, но и все направления юрисдикционнойдеятельности: арбитраж, нотариат, третейские суды[14].
Авторыучебника «Гражданский процесс» дают определение нотариату, как системе органови должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов,свидетельствование документов, выписок из них, придание документамисполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и впредусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемыхзаконом интересов граждан и юридических лиц[15]. Существует и иноемнение, согласно которому нотариат не может быть включен в предмет гражданскогопроцессуального права, поскольку «гражданские процессуальные отношения,возникающие в сфере правосудия по гражданским делам, существенно отличаются отправоотношений, складывающихся с участием других юрисдикционных органов.
Специальнаянаучная и учебная литература, посвященная непосредственно нотариату, сохраняетразличные подходы к его пониманию. Существует точка зрения, согласно которойнотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, уполномоченныхна совершение нотариальных действий. Этого взгляда поддерживается Е. Б.Тарбагаева указывая на многозначность термина, она выделяет самостоятельноепонятие «система нотариата», которая определена «посредством указания насубъектов, уполномоченных законом совершать нотариальные действия именем РФ»[16].Тарбагаева уточняет, что нотариат отождествляется, с одной стороны, сматериально-правовыми институтами, с другой – с идеей превентивного правосудия(путем выявления связи нотариата и процессуальных институтов). ПодходТарбагаевой к пониманию понятия «нотариат» интересен тем, что он представляетсобой попытку комплексного исследования понятия «нотариат», предполагающегоразработку следующих вопросов:
— система нотариальных органов, должность нотариуса;
— цели, задачи и функции нотариальных органов;
— предмет, содержание и форма нотариальной деятельности;
— гарантии законности и обоснованности нотариальных актов[17].
Согласнодругой точки зрения, нотариат – «это правовой институт, призванный обеспечитьстабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересовграждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий»[18].
В. В.Ярков выделяет нотариат из гражданского процесса, обозначая как самостоятельную«комплексную отрасль права» и уточняя, что нотариат является формой правовойзащиты[19].
Нотариальныедействия – юридически значимые действия нотариуса.
Выполнениенотариусами данных функций не ограничивает сообщение заинтересованными лицами одействующем законодательстве, а включают в себя обязательное проведениеправовой экспертизы всех условий сделки, проверку соответствия содержаниясделки, правоспособность и дееспособность представителей сделки [20].
Кчислу основных принципов нотариальной деятельности относится:
1)законность нотариальной деятельности, означающая обязанность нотариуса точно инеукоснительно следовать предписаниям норм законодательства РФ;
2)охрана интересов физических и юридических лиц, заинтересованных в совершениинотариальных действий, заключающихся в разъяснении нотариусом не толькозаконных прав граждан, но и обязанностей;
3)ведение делопроизводства на русском языке или на языке определенномзаконодательствам субъектов РФ;
4)соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий.
Нотариальнаятайна – разновидность профессиональной тайны.
Нотариусобязан хранить тайну совершенного нотариального действия. Не допускать вредадоверительным отношениям к нотариусу со стороны обратившихся лиц, применительнок нотариальному действию или другой полученной конфиденциальной информации. Судможет освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если противнего заведено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия,поскольку нотариусы представляют информацию о совершенных ими нотариальныхдействиях в органы нотариальных палат, то должностные лица этих палат такжеобязаны сохранять нотариальную тайну.
Строгоесоблюдение заранее предусмотренных и установленных законодательством РФ правилсовершения нотариальных действий обеспечивает законность и порядок деятельностинотариальных органов.
Функции – этосодержательные характеристики, отражающие направления и сущность нотариата.
Выделяют несколько видовфункций.
Общие функции:
1)предупредительно-профилактическая. Задача нотариата предупредить будущий спор оправе. Нотариус при совершении нотариальных действий устанавливает личность ивыявляет действительные намерения. В обязанность нотариуса входит надзор зазаконностью этих действий.
Развитие нотариатапозволяет снизить давление на судебную систему: снижает изначально кол-вовозможных споров, некоторые акты нотариуса являются исполнительными документами(протест векселя), представляют собой мощные доказательства.
Нотариат иногда называюторганом предупредительного правосудия. Раньше, таким образом, немецкиепроцессуалисты характеризовали сущность особого производства; определеннаяблизость особого производства и нотариата есть, но, строго говоря, у наспредупредительное правосудие не предусмотрено, правосудие осуществляется толькосудом.
2) способствуетреализации прав и обязанностей граждан (например, договор купли-продажи).Называют правореализационной функцией, т.е. нотариат реализует здесь своиправа.
3) правоприменительнаяфункция нотариуса. Раньше эта функция была значительно шире.
4) правоохранительнаяфункция. Нотариат снижает уровень гражданских и уголовных правонарушений.Например, нотариат гарантирует законность заверенных им сделок. Целесообразновводить нотариат в ту сферу деятельности, где нарушения имеют существенныепоследствия (например, недвижимость). Так понижается и криминальный оборотимущества, недвижимости.
5) фискальная функция.Заключается в том, что нотариус должен извещать налоговые органы о крупныхсделках (пока извещает только о сделках дарения и наследования). Уже отменили.
6) функция юридическогообслуживания населения и оказания юридической помощи.
За рубежом эта функциявообще вышла на 1 место [21].
Специально-юридическиефункции нотариата.
7) право-установительнаяфункция. Нотариус должен установить целые группы юрфактов, чаще всего связанныемежду собой юридические составы.
8) удостоверительнаяфункция. Государство позволяет нотариусу осуществлять отдельныеудостоверительные действия, подтверждать юридические факты, придавая этомуособый статус. Что удостоверяет нотариус, считается доказанным.
9) охранительная функция.Охрана прав граждан. По сути, каждое нотариальное действие охраняет граждан отнарушения.
10) юрисдикционнаяфункция. Например, исполнительная надпись нотариуса является исполнительнымдокументом. Правда, эта функция не занимает большое место в деятельностинотариата.
Основнымизадачами нотариата является охрана прав и законных интересов граждан,государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественныхобъединений; охрана всех форм собственности; предупреждение правонарушенийпутем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок,совершения исполнительных действий и т.д.
Однаиз наиболее важных задач нотариата – превентивное правосудие[22].
Превентивноеправосудие — это концепция, в соответствии с которым наряду с судебнымразбирательством, осуществляемым после совершения неких действий,осуществляется деятельность по предотвращению совершения нелегальных действийдобросовестными субъектами. Обычно считается, что подобным целям служит нотариатлатинского типа [23].
Нотариатв России представляет собой систему органов, а также должностных лиц, которым всоответствии с Основами законодательства о нотариате и иными нормативно –правовыми актами РФ представлено право совершать нотариальные действия. В этусистему входят нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторахили занимающихся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительнойвласти и консульских учреждений.
Административноеединство этой системы обеспечивается Министерством Юстиции РФ, МинистерствамиЮстиции республик входящих в состав РФ, а, кроме того, нотариальными палатами,действующими как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Министерство Юстиции в РФ– центральный орган федеральной, исполнительной власти, решает следующиеосновные задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельностиПрезидента РФ и Правительства РФ; Организационно – правовое обеспечениенеобходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов,государственная регистрация нормативных актов[24].
Законодательствоустанавливает требования к кандидатам на должность нотариуса[25]:
— стажировкане менее 1 года в государственном учреждении или у частного нотариуса.
— сдача квалификационногоэкзамена.
— получениелицензии.
— наделениенотариуса полномочиями (по рекомендации органов юстиции).
— присяганотариуса, впервые назначаемого на должность.
§ 2.2 Место нотариата вправовой системе России и среди органов гражданской юрисдикции
Нотариат относился иотносится к органам гражданской юрисдикции в широком смысле этого слова. Сейчасон в ведении министерства юстиции. Так же как и адвокаты. Раньше, в советскоевремя нотариат относился к судебному ведомству, нотариусы оценивали этоположительно, сейчас есть предложения передать нотариат в ведение судебногодепартамента.
Соотношение нотариата исуда. Из органов юстиции нотариат ближе всех к суду. С другой стороны,нотариусы приблизились к органам государственной регистрации [26].
Общее. Нотариусы и судьиработают в публично-правовой сфере, осуществляют функции от имени РФ (как суды,так и нотариусы).
Есть общие принципыорганизации нотариата и суда. Например, независимость и подчинение толькозакону.
Различия. Судебноезаконодательство – в ведении РФ, а законодательство о нотариате – в совместномведении. Например, уже почти во всех регионах существует специальная (защитная)бумага для нотариальных документов. В настоящее время бланки есть во всехнотариальных округах.
Правосудие осуществляетсятолько судом, притом как нотариат охраняет права человека при отсутствии спора.Нотариальная деятельность может осуществляться не только нотариусами.
Дела особого производстваи приказ приближены друг к другу. Некоторые дела могут кочевать из компетенциинотариуса к суду и наоборот.
До становления концепциисудебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. Так, многиеспециалисты в свое время поддержали точку зрения Н.Б. Зейдера, обосновавшеготак называемый широкий предмет гражданского процессуального права. Н.Б. Зейдервключал в предмет гражданского процессуального права деятельность не толькосуда, но и других органов, осуществляющих защиту гражданских прав, включаянотариусов, исходя из общности ряда принципов и других критериев.
Зейдер считал, чтогражданский процесс есть везде, где работают материальные нормы, поэтомунотариат им отнесен к гражданскому процессу[27]. С ним многие несогласились. Сейчас к гражданскому процессу относят судебную деятельность. Но восновном изучением нотариата занимаются процессуалисты. Хотя за границей егобольше изучают материалисты (гражданское право). Ференс[28]:это ближе к административному праву, т.к. нотариат входит в систему госорганов.
Ярков В.В. считает, чтонотариат представляет собой отдельную отрасль права, которая включает такженормы других отраслей (финансового, налогового права, гражданского процесса идр.)[29]. В некоторых странах таки есть, например, во Франции. У нас начало обособления законодательства онотариате есть единый, кодификационный акт.
Глава 3
§ 3.1 Нотариус, его права и обязанности
На должность нотариуса в Российской Федерацииназначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин РоссийскойФедерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку срокомне менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса,занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющийлицензию на право нотариальной деятельности[30].
Нотариус (лат. notarius —писарь, секретарь) — юрист, специально уполномоченный на совершение нотариальныхдействий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписокиз них, свидетельствование подлинности подписи на документах,свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, атакже некоторые другие действия, которые отличаются в разных странах.
Обязанности нотариуса:
нотариус обязан оказывать физическим и юридическимлицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов,разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемыхнотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла бытьиспользована им во вред.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ нотариусыобязаны сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследствои о нотариальном удостоверении договоров дарения.
нотариус выполняет свои обязанности в соответствии снастоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации иприсягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известныв связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд можетосвободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариусавозбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
нотариус обязан отказатьв совершении нотариального действия в случае его несоответствиязаконодательству Российской Федерации или международным договорам.
Нотариус не вправе:
заниматьсясамостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроменотариальной, научный и преподавательской оказывать посреднические услуги призаключении договоров[31].
Права нотариуса разныеисследователи классифицируют по разному, на наш взгляд наиболее актуальнойклассификацией выступает классификация В.В. Яркова. Указанный автор делит праванотариуса на два раздела: общие и специальные. К общим относятся:
— иметь контору иоткрывать в любом банке расчетный и другие счета
— нанимать и увольнятьработников
— распоряжатьсяпоступившими доходами
— выступать в суде,арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии сзаконодательством РФ и республик в составе РФ.
Специальные прававыделяют:
— составлять проектысделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выпискииз них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий
— истребовать отфизических лиц и юридических лиц сведения и документы, необходимые длясовершения нотариальных действий
— совершатьпредусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересахфизических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев,когда место совершения нотариального действия определено законодательствомРоссийской Федерации или международными договорами
§ 3.2 Виды контроля задеятельностью нотариуса
Рассматривают следующиевиды контроля за деятельностью нотариуса[32]:
· Профессиональныйконтроль
· Налоговыйконтроль
· Судебныйконтроль.
Профессиональный контрольимеет целью обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностейнотариусами. При этом проверка по своему содержанию включает контрольисполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональнымиобязанностями, о которых речь шла ранее.
Как следует из ч. 2 ст.34 Основ проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четырегода, причем первая проверка организации работы нотариуса, впервыеприступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится не раньшечем через год после наделения его полномочиями нотариуса. Нотариусы обязаныпредставлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведенияи документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
По-разному на практикетрактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход,основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат, исходит изтого, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи снеобходимостью соблюдения нотариальной тайны. Другой подход заключается в том,что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат,поскольку не случайно указание в ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате,о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну.
Одним из механизмовконтроля за нотариусами, занимающимися частной практикой, являются нотариальныепалаты. Нотариальная палата в соответствии со ст. 24 Основ законодательстваРоссийской Федерации о нотариате является некоммерческой организацией,представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательномчленстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальнойпалаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию направо нотариальной деятельности. Поэтому, кроме нотариусов, членаминотариальной палаты могут быть также стажеры нотариусов, нотариусы, вышедшие напенсию. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации.На практике возникал достаточно острый вопрос о количестве нотариальных палат водном субъекте Российской Федерации. Здесь высказывались различные точки зрения[33].
Публично-правовоепредназначение нотариальных палат проявляется, прежде всего, в том, что ониосуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частнойпрактикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд сходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельностиза нарушение законодательства (п.3 ч.5 ст. 12, ч.2 ст.17 и ч.1 ст.34 Основ).Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства внотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой. Кроме того,нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи — оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организациистажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональнойподготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом поделам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхованиянотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба отнотариальных действий (ч.2 ст.25 Основ). Таким образом, обязательное членство внотариальной палате является одним из элементов контроля за деятельностьюнотариусов.
Налоговый контрольопределяется ст. 87 налогового кодекса РФ. Налоговые органы проводяткамеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральнаяналоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основеналоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком[34].В соответствии со ст. 89 НКРФ выездная налоговая проверка проводится наосновании решения руководителя налогового органа.
Уголовная ответственностьнотариуса устанавливается ст.202 УКРФ «злоупотребление полномочиями частныминотариусами и аудиторами». Согласно части 1 указанной ст. использование частнымнотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целяхизвлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вредадругим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законныминтересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам обществаили государства, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот МРОТили в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8месяцев[35].
Судебный контроль за совершениемнотариальных действий является, пожалуй, основной формой контроля. «Контрольсуда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второйинстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправлениенотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующегозаконодательства»[36].
В юридической литературевыделяется прямой и косвенный судебный контроль за действиями и актаминотариусов[37].
Прямой контроль осуществляетсяпри рассмотрении судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или оботказе в его совершении в рамках особого производства гражданского процесса.
Косвенный контрольосуществляется судами путем рассмотрения споров между участниками гражданскогооборота, когда имеет место оспаривание нотариальных актов в исковомпроизводстве гражданского и арбитражного процесса.
Косвенный судебныйконтроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами прирассмотрении практически всех дел, так или иначе связанных с нотариальнымиактами. Так, при рассмотрении судами споров о признании сделок купли-продажинедвижимости, иных сделок, прошедших нотариальное удостоверение, суд общейюрисдикции осуществляет косвенный судебный контроль за действиями и актаминотариуса, поскольку права и обязанности сторон, по поводу осуществлениякоторых возник спор, основаны на нотариально удостоверенной сделке. Практикаработы судов общей юрисдикции складывается таким образом, что суды привлекаютнотариусов в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования напредмет спора.
При разрешении дел варбитражном процессе арбитражные суды также осуществляют косвенный контроль занотариальными актами. Однако прямого контроля за действиями нотариусов арбитражныесуды осуществлять не вправе, равно как и привлекать их к участию в деле вкачестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предметспора, поскольку споры с участием нотариусов арбитражным судамнеподведомственны.
§ 3.3 Проблемы судебногоконтроля над должностью нотариуса
Государственный контрольнад должностью нотариуса является одним из важнейших принципов нотариаталатинского типа[38]. Регулируя и контролируядолжность нотариуса, государство осуществляет свою функцию гарантаконституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Наличиебезупречных правовых механизмов осуществления контрольных полномочийгосударства в лице своих органов – необходимое условие нормальногофункционирования нотариата.
Одним из организационныхпринципов системы нотариата латинского типа является принцип независимостинотариуса, регулирующий должность нотариуса. В соответствии с этим принциповопределяются такие условия осуществления уполномоченным лицом нотариальныхфункций, пи которых никто не вправе влиять на существо принимаемых нотариусомрешений, но при этом исполнение нотариусом профессиональных обязанностейнаходится под жестким контролем соответствующих органов. Можно заметить, чтоконтроль над должностью нотариуса имеет организационный характер ираспространяется на значительный круг вопросов: от определения количествадолжностей нотариусов в нотариальном округе и наделения полномочиями нотариусадо прекращения полномочий нотариуса, ненадлежащим образом исполняющего своипрофессиональные обязанности, или по другим основаниям.
Основами законодательстваРФ о нотариате регулируется механизм наделения лица полномочиями нотариуса ипрекращения этих полномочий. Однако нотариальная и судебная практика со всейочевидностью свидетельствует о несовершенстве соответствующих норм, о сложностиих применения ввиду неясности, а порой и противоречивости формулировок.
Одной из причиннечеткости действующего законодательства может быть названо отсутствиеобщепризнанной концепцией нотариата. Тем большее значение, в связи с грядущимпринятием нового закона о нотариате, приобретает исследование вопросов,касающихся такого первичного звена нотариата, как должность нотариуса[39].
Принцип независимостинотариуса находит свое выражение в установлении особого порядка лишения нотариусаправа заниматься нотариальной деятельностью. В соответствии со ст. 12 Основ онотариате нотариус может быть лишен права заниматься нотариальной деятельностьютолько в судебном порядке. Но судебная практика по этой категории дел неоднородна, что также объясняется нечеткостью законодательных формулировок. Еслипри осуждении нотариуса за умышленное преступление к нему не было примененодополнительное наказание в виде лишения права заниматься определеннойдеятельностью, то, логически рассуждая, можно прийти к выводу о том, чтолишение нотариуса права нотариальной деятельности возможно только на основаниирешения об этом, принятого в порядке гражданского судопроизводства послевступления приговора в законную силу. Такой вывод, как представляется, противоречитзаложенному в ст. 12 Основ о нотариате смыслу и порождает целый ряддополнительных вопросов. В частности, не ясно, какие субъекты вправе обратимсяв суд с заявлением о лишении осужденного нотариуса права заниматьсянотариальной деятельностью, является ли обращение в суд их правом (чтоестественно для права на обращение в суд в порядке гражданскогосудопроизводства) или обязательностью (что характерно для органов контроля).Наконец, не ясно, что должен установить суд, рассматривая соответствующее заявление,- факт вступления приговора в законную силу? Как считает кандидат юридическихнаук и доцент кафедры гражданского процесса Тарбагаева Е.Б. что это предложениеабсурдно уже по самому определению законной силы постановления суда[40].
Как представляется,нотариус, осужденный за умышленное преступление, после вступления приговора взаконную силу не может ни при каких условиях сохранять статус нотариуса ипродолжать заниматься нотариальной деятельностью. Приговор суда, вступивший взаконную силу, даже если в нем не применено дополнительное наказание в виделишения права заниматься определенной (в данном случае – нотариальной)деятельностью, не подлежит свободной оценке органам управления и контроля наднотариатом как основание для прекращения статуса нотариуса. Точно так жепризнание нотариуса недееспособным или ограничено дееспособным безоговорочноисключает сохранение лицом статуса нотариуса. И в том и в другом случае решениесуда о лишении права нотариальной деятельности было бы лишено своего предмета.Невозможность и недопустимость продолжения занятия нотариальной деятельностьювытекает непосредственно из приговора суда или решения суда о признании нотариусанедееспособным (ограничено дееспособным), и прекращение полномочий нотариуса(основанное на судебном акте) должно, на наш взгляд, осуществлять вадминистративном порядке посредством издания приказа органом Росрегистрации осложении полномочий нотариуса.
По своей правовой природелишение нотариуса права нотариальной деятельность может рассматриваться каксамостоятельная мера ответственности нотариуса только в случае неисполнения(ненадлежащего исполнения) нотариусом своих профессиональных обязанностей (приусловии, что эти правонарушения не повлекли осуждения нотариуса по ст.202 УКРФ, когда лишение права заниматься профессиональной деятельностью имеетзначение обязательного дополнительного наказания). Из перечисленных в ч. 5ст.12 Основ о нотариате оснований лишения небюджетного нотариуса праванотариальной деятельности такими правонарушениями являются «неоднократноесовершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства».
Один из сложных вопросовправоприменения – что следует понимать под нарушением законодательства,совершением дисциплинарных проступков? Неразрешимые затруднения вызываетопределение понятия «дисциплинарного проступка» применительно к такомусубъекту, как небюджетный нотариус[41]. Законодатель имел ввидупроступки нотариуса, которые выражаются в нарушении правил профессиональнойэтики. А так как эти правила определяются кодексами профессиональной этикинотариусов, принимаемыми нотариальными сообществами, каждый член такогосообщества в свою очередь принимает на себя обязанность следовать этимправилам. Нарушение же этических норм, имеющие неоднократный характер,свидетельствует о нарушении нотариусом присяги – клятвы действовать всоответствии с законом и совестью.
Нарушение нотариусом законодательстватакже может пониматься неоднозначно. Можно привести немало примеров из судебнойпрактики, когда под нарушение законодательства проводится неправильноеприменение нотариусом нормы права к конкретному случаю, незаконное по существунотариальное действие. На наш взгляд, такой подход совершенно неверен ипротиворечит принципу независимости нотариуса. Органы контроля над нотариатом,осуществляя проверки деятельности нотариусов, не могут оценивать совершенныенотариальные действия по существу (это предмет исключительно судебногоконтроля). Для них предметом контроля может быть только профессиональнаядеятельность нотариуса: соблюдение нотариусом правил делопроизводства иисполнение профессиональных обязанностей, предусмотренных законодательством онотариате. Соответственно, и основанием лишение права нотариальной деятельностимогут быть исключительно нарушения законодательства о нотариате. Если женотариус допустил ошибку при применении нормы материального права, совершилнезаконный нотариальный акт, то в решении вопроса о последствиях такогонарушения для нотариуса следует исходить из тех критериев, которые установленыуголовным законом: вина в форме умысла и тяжесть наступивших последствий(ст.202 УК РФ). Осуждение нотариуса за умышленное преступление выступаетсамостоятельным основанием прекращения статуса нотариуса.
Особенность статусанотариуса небюджетного нотариуса выступает то, что, выполняя публичную функциюисполнительно-распорядительного характера, должностным лицом он не является.Будучи лицом свободной профессии, нотариус в случае нарушения законодательстване может быть привлечен к ответственности непосредственно органами контроля наднотариатом[42]. Устанавливая судебныйпорядок лишения нотариуса права нотариальной деятельности, законодатель исходитиз идеи предварительного судебного контроля – но не над нотариусом (оценкуповедения нотариуса как нарушения законодательства дают органы, осуществляющиепроверки деятельности нотариуса), а над органами контроля и управлениянотариатом, чтобы исключить произвол в решении вопроса о прекращении статусанотариуса. При таком взгляде на лишение нотариуса права нотариальнойдеятельности остается, правда, без ответа вопрос о природе соответствующегорешения суда. Вряд ли такое решение можно считать в собственном смысле актомзащиты и актом правосудия. По своему значению оно, скорее, напоминает судебнуюсанкцию на привлечение лица к ответственности. Во всяком случае, в рамкахгражданского судопроизводства адекватной процессуальной формы рассмотрения иразрешения подобного рода дел не существует. Но именно гражданско-процессуальнаяформа в целом обеспечивает в полной мере интересы нотариуса противнеобоснованного привлечения к ответственности. Поэтому, мы считаем, чтозаконодатель должен определить дела о лишении нотариуса права нотариальнойдеятельности как самостоятельную категорию дел и отнести ее к делам особогопроизводства, установив специальные правила подачи заявления (напримерподсудность по месту нахождения заявителя), рассмотрения заявления и решениясуда о лишении права нотариальной деятельности.
В новом законе онотариате следовало бы предусмотреть дифференцированный порядок и основанияотстранения нотариуса от должности. Безусловно, должен быть сохранен судебныйпорядок лишения нотариуса права нотариальной деятельности. Однако в законеследовало бы различать случаи, когда лишение права выступает императивнымследствием осуждения нотариуса за умышленное преступление (что невозможноиначе, чем по приговору суда) или признания нотариуса недееспособным,ограничено дееспособным (что также возможно исключительно в судебном порядке),и случаи, когда лишение права нотариальной деятельности выступает меройпрофессиональной ответственности нотариуса, привлечение к которой по законудолжно быть поставлено под контроль суда[43].
Заключение
Средиправоохранительных органов России немаловажное значение имеет нотариат.Предметом нотариальной деятельности является удостоверение бесспорных фактов.Совершая нотариальные действия, нотариусы не используют принцип публичности, имзапрещается разглашать сведения, которые стали известны в связи с совершениемнотариальных действий, за исключением случаев предусмотренных Основами онотариате.
В результате проделаннойработы, проанализировав Российскоезаконодательство, регулирующее такой институт как нотариат мы сделали следующиевыводы: нотариат занимает особое положение в системе правоохранительныхорганов, так как профессия нотариуса сочетает в себе черты самых различныхюридических профессий. Например, нотариуса сравнивают с судьей, адвокатом.Основное, что связывает нотариат с правосудием – это то, что их деятельностьнаправлена на защиту прав граждан. При этом и суд, и нотариат используютсвоеобразные властные полномочия – суд в большей степени, нотариат в меньшей.
Нотариус при совершениинотариального действия должен в равной мере учитывать все стороны сделки,фактически являясь поверенным всех сторон, что роднит его с адвокатом. Приисследовании всего материала и документов, представленных для совершениянотариального действия, нотариус должен подробно разобраться в обстоятельствахдела, стремясь понять мотивы действий.
Государство сохраняет засобой решение некоторых вопросов по урегулированию деятельности частныхнотариусов:
а) установление особогопорядка учреждения и ликвидации должности частного нотариуса;
б) наделение частногонотариуса полномочиями на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии;
в) контроль заисполнением правил нотариального делопроизводства частными нотариусами итарифами на их услуги и др.го участников, что сближает его со следователем.
Действующие в РФ Основызаконодательства о нотариате признаются не весьма отвечающими требованиямсовременной действительности, поэтому нотариальными палатами и законодателемпредпринимаются пути совершенствования законодательства. Существует несколькопроектов федеральных законов о нотариате, да и в целом, система российскогонотариата нуждается, по мнению непосредственных ее участников, в серьезныхмодификациях.
Многие исследователисовременного нотариата, гражданского права, гражданского процесса считают, чтов новом законе о нотариате следовало бы предусмотреть дифференцированныйпорядок и основания отстранения нотариуса от должности. Безусловно, должен бытьсохранен судебный порядок лишения нотариуса права нотариальной деятельности.Однако в законе следовало бы различать случаи, когда лишение права выступаетимперативным следствием осуждения нотариуса за умышленное преступление (чтоневозможно иначе, чем по приговору суда) или признания нотариусанедееспособным, ограничено дееспособным (что также возможно исключительно всудебном порядке), и случаи, когда лишение права нотариальной деятельностивыступает мерой профессиональной ответственности нотариуса, привлечение ккоторой по закону должно быть поставлено под контроль суда.
Основная линияреформирования нотариальной системы направлена на то, чтобы сделать нотариатполноценным и полновесным инструментом превентивного правосудия – способомзащиты прав граждан и юридических лиц без обращения их в суд.
Частный нотариатпостепенно вытесняет государственные нотариальные конторы. Многие субъектыфедерации уже отказались от государственных нотариальных контор в связи с ихубыточностью и бесперспективностью. Здоровая, профессиональная конкуренциячастных нотариусов под неусыпным контролем за их деятельностью со сторонынотариальных палат – таким видится будущее нотариальной системы.
Библиография
1. Основызаконодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года.
2. Комментарии кОсновам законодательства о нотариате Российской Федерации. Репин В.С. — 2003.
3. Налоговый кодексРФ часть 1 от 16 июля 1998 года.
4. Уголовный кодексРФ часть 1 от 24 мая 1996 года.
5. Аргунова В.НПостатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации онотариате / М. — 1996.
6. Власов Ю.Н.,Калинин В.В. Нотариат в РФ/учебно-методическое пособие / Изд. 3-е перераб. –М.: Юрайт-М. – 2002.
7. Галеева Р.Ф.,Зайцева Т.И., Ярков В.В. Настольнаякнига нотариуса / Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.) — М.:Издательство БЕК. Том 1. – 2003.
8. Мусин В.А.,Чечина Н. А., Чечот Д. М. Гражданский процесс / Учеб. пособие. – М. — 1997.
9. Савюк Л. К.,Правоохранительные органы: учебник / 2-е издание – М.: Норма. — 2007.
10. Стенешко Л. А., Шамба Т. М. Нотариатв РФ / Учебник М. – 2001.
11. Тарбагаева Е.Б. Организация идеятельность нотариата в РФ / Учеб. пособие. — СПб. – 2006.
12. Треушникова М.К Гражданский процесс /Учебник. – М. – 2003.
13. Черемных И. Г. О государственномконтроле над нотариатом / Теоретические основы независимого нотариата России. –2006.
14. Шагивалеева И. З. Нотариат в РФ /Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ. — 2003.
15. Ярков В.В. Нотариальное право России/ Учебник. — М. — 2003.
16. Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Профессиональное нотариальное право /Пер. с фр. И. Г. Медведева; с предисл. К. Вербар, В. В. Яркова. М.: Юристъ. – 2001.
17. Андреева Ю.А История становленияроссийского нотариата // Нотариус. 2007. — №6.
18. Богатырева Ю. В. Превентивная функциянотариата как форма реализации правовой политики // Правовая политика иправовая жизнь. — 2003. — № 2.
19. Галиева Р.Ф. Нотариальное право — охранительное право // Нотариус.- 2002. – № 3.
20. Дударев А. В. Система латинскогонотариата: к вопросу об «идеализации» модели и ее перспективах // Российскаяюстиция. — 2008. — №12.
21. Зейдер Н.Б. Предмет и системасоветского гражданского процессуального права // Правоведение. – 1962. – № 3.
22. История нотариата // Нотариальныйвестник. — 1998. — № 10.
23. Как организовать наследование (поматериалам Нотариальной палаты Франции) // Нотариус. — 2001. — № 2.
24. Куприна Н. История российскогонотариата // Российская юстиция. – 1997. — №12.
25. Понс Х.К. Об истории Международногосоюза латинского нотариата. Международный союз латинского нотариата. История исовременное состояние к 50-летнему юбилею // Нотариальный вестник. — 1999. — №9.
26. Романовский Г.Б., Романовская О.В.Актуальные проблемы правового закрепления ответственности нотариуса //Нотариус. – 2000. — №1.
27. Романовская О.В О понятии Нотариата// Правоведение. — 2008. — №6.
28. Ференс-Сороцкий А.А. Аксиомы ипринципы гражданско-процессуального права // диссертация канд. юрид. наук. –2003.
29. Ярков В.В. Основные мировые системынотариата // Нотариус. — 1999. – №5.
30. Ярков В.В Развитие нотариальногоправа в России // Нотариальный вестник.- 2003. — №9.