Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, почетный доктор Латвийской академии наук, кавалер королевского ордена Полярной Звезды I степени (награда Датского королевства)
Раймонда Паулса можно по праву назвать родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно благодаря ему изначально легкий жанр превратился в серьезное искусство. "Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев", - написал в книге о Паулсе его друг и соавтор поэт Янис Петерс. Так получилось, что на теppитоpии экс-Союза выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом своей, тепеpь уже независимой, pеспублики. А его шлягеpы "Миллион алых pоз", "Маэстpо", "Веpнисаж", "Стаpинные часы", "Зеленый свет" и т.д. в исполнении А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp исполняются на бис.
Ояр-Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге в семье рабочих Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов - слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом. Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре "Михаво" играл на ударных инструментах.
Волдемар Паулс мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом - "как Паганини": Волдемару казалось, что музыкантский хлеб - более легкий и приятный, нежели труд на заводе. Он повел сына к профессору и попросил оценить его музыкальные способности, но "профессионал" был категоричен: у ребенка нет ничего общего с музыкой. Впрочем, кpитика и тогда, и впоследствии лишь усиливала упорство Паулса и желание доказать обратное. В 1939 году отец привел Раймонда в детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила: "Начнем лучше не со скрипки, а с рояля". Так была решена его судьба.
Позже сам Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти по его стопам: "Быть выдающимся музыкантом - тут нужен не только талант... Сегодня удержаться в обществе музыкальных звезд - означает каторгу. Ежесуточная работа по 12-14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим достойным трудом". Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был способен во имя работы напрочь забыть про еду и сон...
В 1939 году родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным художником по гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах мира, а одна постоянно находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил в музыкальную школу имени Э. Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом. А поскольку доступ к современной мировой музыке в то время был крайне ограничен (не было ни магнитофонов, ни нотных записей), Паулс черпал информацию с радио "Голос Америки": прослушивал все передачи Music USA и по памяти писал ноты.
В 1953 году Паулс поступил, а в 1958 году - окончил Государственную консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством профессора Германа Брауна, а с 1962 по 1965 год обучался композиции у композитора Яниса Иванова. Параллельно работал пианистом в эстрадных оркестрах Клуба автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии, особенно интересовался "легким" жанром, в котором он наметил свой серьезный путь. В 1963-1971 годах - руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда Раймонд Волдемарович написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса - "Зимний вечер", "Мы встретились в марте", "Старая береза", - мелодичные, душевные, легкие и лиричные.
Уже в 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей, которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров и потом еще пять раз тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Паулс дает 90 аншлаговых авторских концертов. Ему первому удалось обратить внимание публики на местных исполнителей, до этого в Латвии слушали преимущественно немецкую эстраду.
31 августа 1961 года Паулс женился на Светлане Епифановой (специальность - лингвист). Их дочь Анета (1962) окончила ЛГИТМИК по специальности "режиссер телевидения" и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS Марека Петерсена. У Анеты родились две дочери - Анна-Мария (1989) и Моник-Ивонн (1994).
В начале 1970-х Паулс создал ВИА "Модо", который с невероятным успехом гастролировал по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива просочилась сквозь "железный занавес" и занимала верхние строчки в западных хит-парадах. В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл "Сестра Керри" по Теодору Драйзеру.
По мюзиклу был создан музыкальный видеоклип, который получил премию "Золотой янтарь" на международном конкурсе в Польше. Впоследствии "Сестру Керри" ставили во многих театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла поставил рижский театр "Русская драма". С 1978 года Паулс работал главным музыкальным редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по телевидению и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.
В России слава Маэстро началась с песен "Синий лен" (в исп. Л. Мондрус) и "Листья желтые" (в исп. Н. Бумбиеры, В. Лапченока, О.Гринберга, М.Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать с Робертом Рождественским и Андреем Вознесенским, который впервые согласился писал стихи на готовую музыку. Композициии Паулса и Вознесенского "Подберу музыку" (в исп. Я. Йолы) и "Танец на барабане" (в исп. Н. Гнатюка) получили призы музыкальных фестивалей в Сопоте.
В середине 1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник Илья Резник: он написал русские тексты на несколько песен композитора, ранее исполнявшихся на латышском языке. Их первым совместным хитом стал "Маэстро" в исполнении Аллы Пугачевой - песня звучала по всем радиостанциям Союза по нескольку раз в день. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева ("Старинные часы", "Эй вы там, наверху", "Без меня", "Делу время", "Возвращение", "Я ждала вас так долго" и др.), Лайма Вайкуле ("Еще не вечер", "Вернисаж", "Чарли" и др.), Валерий Леонтьев ("Верооко", "Я с тобой не прощаюсь", "Годы странствий", "Поющий мим", "После праздника", "Гиподинамия" и др.).
В то же время Паулс сотрудничает с Зиновьевым ("Зеленый свет", "Диалог", "Комета Галлея" и др.), М. Таничем ("Протяжение любви", "Три минуты", "Карусель", "Бархатный сезон", "Маяк"), продолжает сотрудничество с А. Вознесенским ("Полюбите пианиста", "Муза", "Затменье сердца", "Человек-магнитофон" и др.). Их песня "Миллион алых роз" (в исп. А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели на многие языки мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом песни о любви, она включена в репертуар всех караоке.
Широкую известность по Союзу получил и детский ансамбль "Кукушечка", который композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс впервые коренным образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители из "Кукушечки" исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных певцов. Особой любовью на территории экс-СССР до сих пор пользуется композиция этого коллектива "Золотая свадьба" (слова И. Резника).
Композитор успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми исполнителями, пишет музыку ко многим театральным постановкам по Блауманису, Шеридану, Ибсену (спектакль "Бранд" получил первый приз за музыку на театральном фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам - "Долгая дорога в дюнах", "Театр" и др.
В 1985 году Раймонду Паулсу присвоили звание Народного артиста СССР. В 1986 году состоялся первый эстрадный конкурс молодых исполнителей, за создание которого Паулс боролся во всех инстанциях в течение 15 лет. Композитор возглавил жюри этого ежегодного мероприятия (оно проходило шесть раз), которое дало старт многим ныне известным певцам: Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В 1986 году директор фирмы "Мелодия" вручил композитору в подарок к 50-летию два "золотых диска" - за фортепианный альбом "Мой путь" и песенный сборник "У нас в гостях Маэстро".
В 1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года - народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года депутаты от прибалтийских республик впервые осуществили "голосование ногами": демонстративно покинули зал заседаний, когда в повестку дня не хотели включать вопрос о признании пакта Молотова - Риббентропа. 6 сентября 1991 года Михаил Горбачев официально подписал приказ о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в связи с признанием независимости прибалтийских республик.
В ноябре 1989 года Паулс возглавил министеpство культуpы Латвии. Впервые за всю историю СССР был утвержден беспартийный (Паулс никогда не состоял в партии) министр. Сообщение об этом историческом событии пошло на 62 страны мира. В 1991 году Паулса снова избрали министром культуры в первом правительстве независимой Латвии. А в 1993 году - и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс покинул пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен вопрос об упразднении министерства культуры и совмещении его с другими правительственными организациями. (Позже это предложение так и не было утверждено.)
Будучи министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой контрактной системы в театрах и реорганизацией театральной системы. Были определены основные театры, которые должны дотироваться государством, остальным надлежало бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на ремонт здание Национальной оперы - на пять лет. Построили Кукольный театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь решительные действия министра культуры вызвали массу споров среди интеллегенции, но, как впоследствии оказалось, в большинстве случаев он был прав.
С 1993 по 1998 год Паулс состоял советником по вопросам культуры при президенте Латвийской Республики Гунтисе Улманисе. Во время визита латвийской делегации в Данию в 1997 году Маэстро удостаивают награды королевства - ордена Полярной Звезды I степени.
В те же годы Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с детским ансамблем "Кукушечка", писал песенные циклы и концертные программы. Создал музыку к спектаклям "Дикие лебеди", "Граф Монте-Кpисто", "Зеленая дева" и др., несколько программ для Л. Вайкуле ("Я вышла на Пикадилли", "Лайма в стиле танго" и др.). Особым успехом пользовался его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной оперы: "Рапсодия в стиле блюз" (Паулс исполнил свою фортепианную версию), одноактная опера "Порги и Бесс" с участием профессиональных джазовых исполнителей...
14 марта 1998 года Паулс возобновил политическую деятельность - стал председателем созданной им и его соратниками Hовой паpтии, объяснив свой шаг желанием "продвинуть в pуководство стpаны молодых пpогpессивно-мыслящих людей". 3 октября 1998 года Паулса избирают депутатом 7-го Сейма ЛР - он работает в комиссиях "по образованию, культуре и науке", "ревизионной", "защиты прав детей" и в Латвийской национальной группе межпарламентского союза... В 1999 году Новая паpтия выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны. Успешно пpойдя все предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович неожиданно для многих сошел с дистанции, выступив со своей самой короткой официальной речью: "Взвесив все "за" и "против", я решил снять свою кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал".
К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд Паулс, в числе множества других поздравлений, получил телеграмму от Президента России Владимира Путина: "...на протяжении многих лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в России".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |