Реферат по предмету "Государство и право"


Российское гражданство

Министерство
Поволжской Академии ГосударственнойСлужбы
Имени П.А. Столыпина
Курсовая работа
на тему
«Российское гражданство»
Выполнила:
студентка
специальности 061100
I курса 108 группы
Солихова Венера Ришатовна
Проверил:
Касаева
Татьяна Викторовна
 
 
 
 
Саратов 2003
План:
Введение………………………………………………………………………………………3
1.Принципы гражданства в Российской Федерации……………………………………….5
2. Приобретениегражданства…………………………………………………………………7
3. Прекращениегражданства…………………………………………………………………11
4. Двойноегражданство……………………………………………………………………….13
5. Особый институт двойногогражданства………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………………………..18
Список использованнойлитературы………………………………………………………….20

Введение
Гражданство — этоустойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупностиих взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании иуважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. Сгражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем егоправ, свобод, обязанностей.
До 1917 года в Россиипонятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считалисьподданными. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всегонаселения России наименование «граждане Российской Республики».
ДействующаяКонституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство РоссийскойФедерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом(ст. 6). Таким законом в настоящее время является Закон РФ «О гражданствеРФ» от 28 ноября 1991 г., вступившего в силу 6 февраля 1992 года.
В части первой статьи6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано прежде всего стем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации,устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданстваозначает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территорииреспублики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствиис Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства РоссийскойФедерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.
Конституциейпровозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований егоприобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается инаякартина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства взависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическомупути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того как и когдаоно было приобретено.
Проживание гражданина  России за ее пределами неизменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина.
России с лицом, непринадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства.Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданствадругого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся вэтом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица кгражданству того или иного государства имеет существенное значение, посколькугражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, агосударство защищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но иобязанностями.
В Конституцииподчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами исвободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане РоссийскойФедерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территорииРоссии, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например,только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органыгосударственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать нашеотечество и нести некоторые другие обязанности.
Одной из важныхгарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свободявляется закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможностьлишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не можетбыть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он неможет быть также выдан другому государству иначе как на основании закона илимеждународного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданамзащиту и покровительство и за ее пределами.

1. Принципыгражданства в Российской Федерации.
 
Действующая Конституция закрепляетпорядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается ипрекращается в соответствии с федеральным законом РФ «О гражданствеРФ» от 31 мая 2002 года.
В части первой статьи 6 Конституциизакреплен принцип единого гражданства. Это связано прежде всего с тем, чтозаконодательство республик, входящих в состав Российской Федерации,устанавливает гражданство данных субъектов Федерации.
Единство гражданства означаетследующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики,являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом огражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерациивлечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.
Конституцией провозглашаетсяпринцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Взаконодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введеныопределенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от основанийприобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставитразличий в правах граждан в зависимости от того как и когда оно былоприобретено.
Проживание гражданина России за еепределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение бракагражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет засобой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечетза собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечетизменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица к гражданствутого или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданинобладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государствозащищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство — это наделениегражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.
В Конституции подчеркивается, чтокаждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несетравные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации посравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделеныправами в сфере осуществления политической власти. Например, только гражданемогут избирать и быть избранными в представительные органы государственнойвласти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество инести некоторые другие обязанности.
Одной из важных гарантийиспользования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод являетсязакрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишениягражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишенсвоего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может бытьтакже выдан другому государству иначе как на основании закона илимеждународного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданамзащиту и покровительство и за ее пределами.

2.Приобретение гражданства.
Закон огражданстве устанавливает семь оснований приобретения гражданства РоссийскойФедерации.
а) В результате его признания (ст. 13). В настоящее время гражданами России признаютсявсе граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РоссийскойФедерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.),причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено правозаявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица,родившиеся 30 декабря 1922 г. (дата создания СССР) и позднее и утратившиегражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РоссийскойФедерации по рождению, если они родились на территории России или если хотя быодин из родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России.
Этипростые демократические нормы сразу определили гражданское состояниеподавляющего большинства населения Российской Федерации. При этом российскоегражданство было признано и за лицами, которые родились на тех территорияхРоссийской Федерации, которые впоследствии были переданы другим союзнымреспубликам, а ныне принадлежат соответствующим независимым государствам. Этоозначает, например, что российское гражданство имеют жители Крыма, родившиесядо передачи его Украине в 1954 г., и др.
Всвое время закон был составлен так, что большие группы граждан бывшего СССР,родившиеся на территории России и уехавшие в другие республики СССР без желанияпотерять свое гражданство и приобрести другое, оказались в положении, когда онимогут восстановить свое гражданство в России по регистрации, но не считаютсягражданами России по рождению. Это положение было исправлено КонституционнымСудом Российской Федерации в постановлении от 16 мая 1996 г. по делу в связи сжалобой А. В. Смирнова отметил, что употребленное в ч. 2 ст. 13 ЗаконаРоссийской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»,применительно к указанным в ней лицам выражение «считаются состоявшими вгражданстве Российской Федерации» означает, что такие лица считаютсясостоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утратыими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжаютсохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будетпрекращено на основании их собственного волеизъявления.
Всоответствии с этим постановлением Конституционного Суда РФ Федеральным закономбыли внесены изменения Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации».Установлено, что гражданами Российской Федерации также считаются лица, ранеесостоявшие в гражданстве Союза ССР, и их потомки, если они: а) не изъявилисвободно своего желания о прекращении гражданства Российской Федерации; б) неприобрели гражданство иностранного государства.
б) По рождению (ст.14—17). Приобретение гражданства в силу рождения («филиация») несвязано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий,свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оноосуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этомв качестве основных принципов применяются «право крови» и «правопочвы». Так называемый принцип «права крови» признаетгражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторыхстранах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующеегражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения неимеет.
Принцип«права почвы» признает гражданином любое лицо, родившееся натерритории данного государства, независимо от гражданства родителей. Длябольшинства современных государств характерно сочетание этих двух принципов.
Российскоезаконодательство следует по этому же пути. Ребенок, родители которого на моментего рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является еегражданином независимо от места рождения. Ребенок также становится гражданиномРоссии, если один из родителей состоит в российском гражданстве, а другойявляется лицом без гражданства (место рождения при этом не имеет значения). Ноесли вторым родителем является иностранный гражданин, то положение меняется:гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей (месторождения значения не имеет), а если соглашения нет, то ребенок приобретаетроссийское гражданство при условии, что он родился на территории России, илиесли ему грозит возможность стать лицом без гражданства.
Некоторуюсложность представляет определение гражданства ребенка, родившегося натерритории России, родители которого являются иностранцами. В этом случаеребенок становится гражданином Российской Федерации, если соответствующиегосударства не предоставляют ему своего гражданства или если родители состоят вгражданстве других республик, входивших в состав СССР по состоянию на 1сентября 1991 г.
Соблюдаяобщепринятые порядки в определении гражданства по рождению, РоссийскаяФедерация в максимальной степени обеспечивает возможность приобретенияроссийского гражданства по рождению.
в) В порядке регистрации (ст. 18). Этот порядок распространяется на шесть категорий лиц, которыемогут сравнительно просто приобрести российское гражданство путем подачизаявления в органы внутренних дел (т. е. не оформляя ходатайства о приеме вгражданство).
Чащевсего этим порядком пользуются лица, у которых супруг либо родственник попрямой восходящей линии (отец, мать) является гражданином России, следовательно,речь идет о регистрационном приобретении гражданства мужем или женой, сыном илидочерью российского гражданина. В порядке регистрации приобретается такжероссийское гражданство лицом, у которого на момент его рождения хотя бы один изродителей был гражданином России, но которое приобрело иное гражданство порождению; такие лица могут приобрести гражданство России в течение 5 лет подостижении 18-летнего возраста (т. е. до 23 лет). В течение такого же срокамогут стать гражданами России дети бывших ее граждан, родившиеся послепрекращения у родителей российского гражданства; это правило важно для детейтех лиц, которые в тоталитарный период были насильно лишены российскогогражданства.
Другиекатегории, предусмотренные данной статьей Закона, либо воспользовались своимправом и получили российское гражданство в порядке регистрации, либо потерялиэтоправо в связи с истечением предусмотренных Законом сроков.
г) В результате приема в гражданство (ст. 19). Прием осуществляется Президентом РоссийскойФедерации по личному ходатайству. О приеме в гражданство(«натурализации») может ходатайствовать без всякой дискриминациилюбое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приема вгосударство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянноепроживание на территории России в течение 5 лет или 3 лет непрерывнонепосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев — вдвое меньше.
Закондопускает облегченный прием в российское гражданство (т. е. без соблюдениясроков оседлости) для тех, кто в прошлом состоял в гражданстве СССР, приусыновлении ребенка, являющегося гражданином России, для выдающихся деятелей вобласти науки, техники и культуры или обладающих профессией или квалификацией,представляющими интерес для Российской Федерации, при наличии заслуг переднародами России и в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, приполучении убежища на территории России.
Однакопредусмотрены и прямые основания для отклонения ходатайства о приеме вгражданство Российской Федерации тех лиц, которые:
·    выступают за насильственное изменениеконституционного строя Российской Федерации;
·    состоят в партиях и другихорганизациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципамиРоссийской Федерации;
·    осуждены и отбывают наказание в виделишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.
Этиограничения также распространяются на приобретение гражданства в порядкерегистрации (ст. 18) и на восстановление в гражданстве Российской Федерации
(ч.3 ст. 20).
д) В результате восстановления в гражданстве (ст. 20). На восстановление гражданства, котороеосуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким-топричинам его утратили. Это лица, у которых гражданство прекратилось в связи сусыновлением, установлением опеки или попечительства, а также те, у когороссийское гражданство прекращено в связи с изменением гражданства родителей(они могут восстановить гражданство Российской Федерации в течение 5 лет подостижении 18-летнего возраста). Восстановлению в российском гражданстве такжеподлежат те, кто утратил его на основании Указа Президиума Верховного СоветаСССР о выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль, от 17февраля 1967 г. или иных указов, если эти лица не отказались от российскогогражданства. Наконец, любой человек, ранее состоявший в гражданстве РоссийскойФедерации, может ходатайствовать о восстановлении российского гражданства.
е) Путем выбора гражданства при изменении границыРоссийской Федерации (ст. 21). Право навыбор гражданства в таком случае называется оптацией. Следовательно, и тогда,когда к России присоединяется новая территория, людям обеспечивается правосамим определять свою гражданскую принадлежность — сохранить прежнеегражданство или приобрести российское. Порядок оптации должен быть предусмотренмеждународным договором Российской Федерации.
ж) Иные основания. ВЗаконе о гражданстве указано несколько оснований приобретения гражданства,касающихся детей и недееспособных (ст. 25—31).

3.Прекращение гражданства.
Этот институтполностью соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции России, согласно которойгражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольноговолеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основанияпрекращения гражданства Российской Федерации.
а) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место как походатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один изродителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный(упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей.
Однакоходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицоимеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицамиРоссийской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, астрана, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора оправовой помощи. Данная норма направлена на обеспечение таких, например,обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускаетсяпосле получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службуи до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончанияего рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащегоисполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон огражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданстваили отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны бытьмотивированы полномочными органами.
б) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускаетпрекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет ослучае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений ифальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебномпорядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицопривлечено к ответственности.
Приэтом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется начленов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе стаким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российскоегражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отменырешения о приеме в гражданство России — пять лет.
г) Путем выбора гражданства при изменении границыРоссийской Федерации (оптация). Есликакая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то гражданеРоссии, проживающие на этой территории, вправе прекратить российскоегражданство (ст. 21).
д) Иные основания. Законо гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращениягражданства недееспособных и детей (ст. 25—31).

4. Двойноегражданство.
Такоеправовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж заиностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа.В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разноегражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государствСНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.
Пребываниев двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина.Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскуюслужбу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делаеткаких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.
Конституция РФ допускает для своих гражданправо иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойноегражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданинможет иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующегомеждународного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Ноесли международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданствавозможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.
Конституцияясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации второгогражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За нимсохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей,вытекающих из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62)допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральнымзаконом или международным договором Российской Федерации. Но пока такихзаконодательных норм или договорной практики нет.

5. Особыйинститут двойного гражданства
Случаи двойного гражданства возникаютиз-за применения государствами разных принципов при решении вопросовприобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например приразличном гражданстве родителей или в результате усыновления иностраннымгражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам егогосударства жена должна «следовать гражданству своего мужа»
До последнего времени российскоегражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерациигражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательствапринадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становилсялицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только какроссийского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе огражданстве от 28 ноября 1991 года.
Российский гражданин может одновременноиметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одномиз следующих случаев:
— если такую возможность предусматриваетфедеральный закон
— если это предусмотрено международнымдоговором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального законаозначает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательныхактах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по егоходатайству иметь одновременно гражданство, другого государства, с которымимеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренномуКонституцией обязательному условию — наличие международного договора — Закон огражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.
Международный договор, о которомупоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать праваграждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этихгосударств
Отсюда практически вытекает, что гражданининостранного государства при приобретении российского гражданства может сохранитьгражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, какэто предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российскоегражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательствомбудет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданствобудет за ним признано в России, если с иностранным государством, гражданиномкоторого он является, имеется на этот счет международный договор.
Наличие у гражданина Российской Федерациигражданства иностранного государства может создать определенные трудности,поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумягосударствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например,военной службы.
Факт двойного гражданства «не умаляетправ и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей,вытекающих из российского законодательства». Однако допускается, чтофедеральным законом или международным договором Российской Федерации может бытьпредусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение отобязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.
Всё это соответствует международнойпрактике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизиизаконов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, можетрассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как егогражданин.
Кроме того, в Конституции определеноправовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства.Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своейпринадлежности к гражданству иностранного государства. Под категориюиностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранногогосударства.
Лица без гражданства — это такие лица,которые не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своейпринадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого награжданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению,без гражданства проживающих на её территории лиц.
В полном соответствии с общепризнанныминормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранныхграждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российскимгражданам, т.е. устанавливает для этих лиц «национальный режим». Этотрежим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принципприравнивания действует в полной мере, если федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение отнационального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения посравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции,установлены только федеральным законом или международным договором.
Иностранный гражданин, подчиняясь натерритории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранятьправовую связь и с собственным государством, имеет определенные права иобязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторыеобязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) ине предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характераисключительно российским гражданам (например, право быть избранным илиназначенным на определенные должности — судьи, прокурора, нотариуса и такдалее, право участвовать в референдумах и т.п.)
Ряд специальных правил для иностранныхграждан установлен в “Законе о правовом положении иностранных граждан” от 24июня 1981 года, в частности, в отношении их трудовой деятельности (ст.7),социального обеспечения (ст.10), пребывания на территории нашей страны,административной и уголовной ответственности (ст. 28-31).
Специальные правила российскогозаконодательства установлены для отдельных групп находящихся в Россиииностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом,консулов, членов экипажей иностранных кораблей и самолетов и т.п.
Конституция не связывает применение киностранным гражданам национального режима с принципом взаимности, онпредоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом всоответствующем иностранном государстве иностранцы, а значит и российскиеграждане. В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранномгосударстве касаются только российских граждан, в отличие от другихиностранцев, то есть носит дискриминационный характер, правительством Россиимогут быть установлены, в соответствии со ст.3 Закона о правовом положениииностранных граждан, реторсии.
Двойное гражданство проверяется компетентнымиорганами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент РоссийскойФедерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации,имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограниченв правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться отответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
При Президенте существует комиссия повопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения иподписи Президенту.
Принцип почетного гражданства закреплен встатье 8: «лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющемувыдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, можетбыть с его согласия предоставлено почетное гражданство РоссийскойФедерации». За заслуги в области науки и техники, охране здоровьянаселения, в области экономики, финансовой деятельности, искусства, в областикультуры и других, почетное гражданство Российской Федерации предоставляетсяПрезидентом. Кроме того, по Положению о почетном гражданстве РоссийскойФедерации, почетные граждане пользуются правами граждан Российской Федерации.
При решении вопросов гражданства наряду сзаконами нашей страны подлежат применению международные договоры РоссийскойФедерации, регулирующие вопросы гражданства.
А если же международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем те которые содержатся вЗаконе о гражданстве, применяются правила, этого договора.
В отношении каждого человека, гражданствокоторого юридически оформляется такими документами, подтверждающими гражданствоРоссийской Федерации, каковыми являются удостоверения личности гражданинаРоссийской Федерации, а до их получения — свидетельство о рождении или инойдокумент, содержащий указание на гражданство лица
В 1997 году вышло постановлениеПравительства Российской Федерации об учреждении образцов и описании бланковосновных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации натерритории страны и за её пределами. Государство регистрирует также такие актыгражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Таким образом, рассмотрев общие положенияЗакона о гражданстве, мы рассмотрели основные и наиболее важные принципы,связанные с гражданством. Они исходят из признания общечеловеческих ценностей,означают признание человека и государства равноправными, равнообязаннымисубъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Заключение
Рассмотрев вышеизложенные принципыгражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения илипрекращения гражданства, органы, регулирующие решение вопросов, связанных сгражданством, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частьюинститута, составляющего основы правового статуса личности, которые утвержденыв действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм,регулирующих именно гражданство.
Конституционно-правовой институт основстатуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положениячеловека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы ивыводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.
В нашей стране вопросы гражданства встаютнаиболее остро. Все более тревожной становится практика деления граждан насвоих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонниесоглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. Врамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиесястороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иныхразличий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам другихсторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии собщепринятыми международными нормами о правах человека.
Наиболее важный принцип, который до этогоне утверждался ни в одном советской законе — права двойного гражданства. Ранееэто право отвергалось.
Но в то же время государства повозможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающихпри наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойногогражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов,связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросырегулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров ипредоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшегоблагоприятствования.
По-разному этот вопрос решается в бывшихсоюзных республиках. В Киргизии, Азербайджане, Молдове, Эстонии, Литве двойноегражданство не допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, аГрузия оставляет вопрос открытым.
Занятая Российской Федерацией позиция,продиктованная особенностями её исторического, демографического и политическогоразвития, а равно и национально-психологическими факторами представляетсявполне взвешенной и демократической.
Действующая Конституция РоссийскойФедерации и Закон о гражданстве Российской Федерации — являются основнымидемократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующиеустойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупностиих взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании иуважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государствотакже защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные идругие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации какосновополагающие принципы правового демократического государства.
Развитие института гражданства, норм,которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем.Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ееисторико-политическим прошлым и не менее кризисным в политическом планенастоящем.
Не на должном уровне развиты связи,регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнего зарубежья, чтоможет повлечь за собой нарушение статьи 61 части 2 Конституции РоссийскойФедерации, которая гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за еепределами.
Таким образом, государство не в праведопускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерациидемократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так какнарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должновести политику, направленную на поддержание не только общедемократическихпринципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно — правовых актов, федеральных законов и международных договоров.
Итак, гражданство является одним изосновных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита иразвитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.
Список использованной литературы:
1. Закон «Огражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года, с изменениями от17 июня 1993 года.
2. Инструкция Министерствавнутренних дел РФ от 30 июня 1994 года.
3. Конституция РФ от 12декабря 1993 года. 
4. Ледых И. Комментарийзакона “О гражданстве РФ”
5. Марышев Н.И.Комментарий к статье 62 Конституции РФ.
6. Марышев Н.И.Комментарий к статье 61 Конституции РФ.
7. Масевич М.Г Комментарийк статье 60 Конституции РФ.
8. ПостановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 марта 1997
9. Сукало А.Е. Комментарий к статье6 Конституции РФ. //Право и экономика. — 1994. — с 19-10. — с. 5-7.
10. Сырых В.М. Основы правоведения- М., Былина. — 1996. — с.53.
11. Конституция РФ часть 2 ст. 62
12. Гражданский кодекс РФ сизменениями на 08.07.1999 года статья 21.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.