Реферат по предмету "Государство и право"


Российское государство

Введение.
 
Российскоегосударство – социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социально-культурноестроительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Онавключает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначаленекоторые общие замечания относительного характера, содержания и степениправовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурноестроительство (термин «социально-культурное строительство» – условен, несмотряна то, что в течение длительного времени использовался в Конституции иукоренился в учебниках по административному праву).
Отметимтакже, что в связи с формированием в России рыночных отношений все большепроявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы,возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур,предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что жекасается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то внастоящее время имеет пакет законодательных и иных юридических актов,регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурногостроительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура,здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.

1.Управление образованием.
 
Образование – сложный ицеленаправленный процесс, включающий в себя различные виды обучения иобразовательных учреждений. К ним относятся: начальные, основные, средниешколы, лицеи, гимназии; профессиональные училища, центры и лицеи, техникумы,училища, колледжи, университеты, академии, институты.
Правона образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданРоссии.
Статья 43 Конституции говорит:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатностьдошкольного, основного общего и среднего профессионального образования вгосударственных или муниципальных образовательных учреждениях и напредприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатнополучить высшее образование в государственном или муниципальном образовательномучреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родителиили лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общегообразования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральныегосударственные образовательные стандарты, поддерживает различные формыобразования и самообразования
Основнымобщим образованием на данный момент считается образование девять классов,которое считается обязательным для всех, но, к сожалению, в России на данныймомент наблюдается рост количества преступлений, совершенных малолетними,исходя из чего можно сказать, что даже это образование получают не все.
Запоследние восемь лет в связи с развитием рыночных отношений стали появлятьсячастные учебные образования начального, среднего и даже высшего уровня. Носамыми престижными все же считаются государственные ВУЗы с уже сложившейсясистемой преподавания и преподавательским составом. Но рост спроса на такиеспециальности как юриспруденция, экономика и некоторые другие вынуждает ВУЗысоздавать соответствующие факультеты и готовить таких специалистов.
13января 1996 г. принята новая редакция Федерального закона «Об образовании». Всоответствии с законом общество, государство, власти  всех видов, форм, уровнейдолжны относиться к образованию как к приоритетной сфере, по той причине, чтоуровень образования населения напрямую связан с благополучием страны и еедальнейшим развитием.
Закономгарантированы общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) иначального профессионального образования в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях. В общеобразовательные учреждения и учрежденияначального профессионального образования принимаются без конкурса все желающиеи обучаются бесплатно. Но существуют и учреждения частного типа, в которыхобучение производится за установленную плату, также существуют школы с лицейскимиклассами, готовящими к поступлению на определенную специальность. Получениеобразования в таких учреждениях может проводиться не только на платной, но и наконкурсной основе.
Государственнаяполитика в области образования основывается на следующих принципах:гуманистический характер образования; единство федерального культурного иобразовательного пространства; общедоступность образования; светский характеробразования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.
Важени принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней,возможность не только продолжения, но и смены типа образования.
Системаобразования представляет собой совокупность образовательных программ и государственныхобразовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующихих образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типови видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений иорганизаций.
Образованиеможет быть получено: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной(вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования иэкстерната. Для всех форм получения образования действует единыйгосударственный образовательный стандарт. Однако существует переченьнаправлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получениевысшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната недопускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияниябудущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровьечеловека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояниеокружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитываетсявозможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащихвоенную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимныхпредприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность полученияпрофессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных)занятий с преподавателем.
28марта 1998 г. принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военнойслужбе», в соответствии, с которым в России вводится обязательная подготовка квоенной службе. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходятподготовку по основам поенной службы в государственных, муниципальных инегосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,образовательных учреждениях начального профессионального и среднегопрофессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Вцелях создания необходимых условий для получения общего образования лицами,осужденными к наказанию в виде лишения свободы приказом Министра образования РФот 9 февраля l999г. утверждено Положение о порядке организации полученияосновного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающиминаказание в виде лишения свободы в исправительных колониях я тюрьмах.
ВXX веке Россия стала одной из самыхобразованных стран, что подтверждали многочисленные научные открытия иисследования, о высоком уровне образованности говорит и такой молоприятныйфактор, как «утечка мозгов» за границу. Ни для кого ни секрет, что наши ученыепользуются спросом за рубежом, и стараются сделать карьеру именно в развитыхстранах. Причиной этому является, естественно, финансовая политика нашегогосударства в отношении науки. Поэтому Правительство ставит своей целью вывестиРоссию из кризиса в сфере образования, для чего необходимо обеспечить:
·          реализациюконституционного права и равные изначальные возможности на получениебесплатного образования высокого качества;
·          сохранениеи развитие единого образовательного пространства России;
·          формированиев общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина,общества и государства;
·          воспитаниемолодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
·          созданиесоциально-экономических условий для приоритетного развития системы образования,качественное изменение ее финансирования;
·          стимулированиенегосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путемпредоставления налоговых и таможенный льгот для юридических и физических лил/участвующихв развитии образовательных учреждений;
·          предоставлениебесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начальногопрофессионального образования; доступность учебной и научной литературы длястудентов сред- него и высшего профессионального образования;.
·          законодательноезакрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителейобразовательных учреждений и повышение ответственности работодателей заобеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдениетрудового законодательства, в первую очередь, в части полной и своевременнойоплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот для работников образованияи обучающихся;
·          активныйвыход на рынок образовательных услуг, расширение участия в образовательныхпрограммах международных организаций и сообществ, а также решение других задачпо вопросам образования, которые относятся к сфере ответственности и интересоввсего государства.
Четкоепонимание построения системы образования и актуальных проблем ееинформационного отображения определяет цели, принципы и направлениямодернизации образования.
ВРоссийской Федерации действуют следующие государственные органы управленияобразованием:
1)Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2)федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующихотраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел,здравоохранения);
3)государственные органы управления образованием субъектов Федерации,
Местные,(муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решениюсоответствующих органов местного самоуправления.
Ккомпетенции государственных органов управления образованием относятся:
·          разработкаи реализация целевых федеральных и международных программ в областиобразования;
·          разработкагосударственных образовательных стандартов и установление эквивалентностидокументов об образовании;
·          государственнаяаккредитация образовательных учреждений, со- действие их общественнойаккредитации;
·          установлениепорядка аттестации педагогических работников образовательных учрежденийразличных типов и видов;
·          формированиеструктуры системы образования; разработка перечня профессий и специальностей,по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
·          прямоефинансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждении;
·          разработкагосударственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а такжематериально-технической обеспеченности и оснащенности образовательногопроцесса;
·          контрольза исполнением законодательства в области образования, государственныхобязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системеобразования.
Министерствообразования Российской Федерации (Минобразование России), согласнопостановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органомисполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющимуправление в области образования, научной и научно-технической деятельностиучреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иныхорганизаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогическихкадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленномпорядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.
Оноосуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образованияРФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.
Основнымизадачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлениемПравительства от 5 апреля 1997 г., являются:
•осуществлениегосударственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единогообразовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия дляреализации конституционных прав граждан России на получение образования и дляудовлетворения потребностей государства и общества в работникахквалифицированного труда;
•разработкаи реализация системы управления сферой научной деятельности, координациянаучно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в учреждениях иорганизациях сферы образования;
•реализациякадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;
•совершенствованиеорганизационно-экономического механизма функционирования сферы образования.
Всоответствии с возложенными на него задачами Минобразования России:разрабатывает и реализует концепцию развития образования; координирует иконтролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации,органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферыобразования; разрабатывает целевые, федеральные, межгосударственные и межведомственныепрограммы и проекты в сфере образования; организует работу по формированиюцелевых программ разработки и производства учебной техники, пособий иоборудования для образовательных учреждений; формирует программынаучно-исследовательских рабств этой области и обеспечивает их реализацию.
Министерствообеспечивает контроль за реализацией, законодательства в сфере образования исфере научной деятельности; рырабатывает типовые положения об образовательных учреждениях;определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительнойвласти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональноеобразование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Онокоординирует деятельность государственных образовательных учреждений,независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов иструктуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственныхобразовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорийобучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждениясреднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методическойлитературы для образовательных учреждений.
Послетого как Указом Президента от 15 октября 1999 г. Высшая аттестационная комиссияРФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачивозложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики,осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научныхи научно- педагогических кадров высшей квалификации; участие в формированиинаучного, потенциала страны; экспертиза научных и технических программ ипроектов.

2.Управление в области науки.
 
Историяцивилизации свидетельствует о глобальном влиянии науки на все стороны жизниобщества и каждого человека.
Государственнаянаучно-техническая политика — это составная часть социально-экономическойполитики, выражающая отношение государства к научной и научно-техническойдеятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органовгосударственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки.
Федеральныйзакон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственно- научной политике»регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-техническойдеятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или)научно-технической продукции (работ, услуг).
Субъектаминаучной и научно-технической деятельности являются: научный работник,специалист по научной организации и работник сферы научного обслуживания какиндивидуальные субъекты, научные организации как коллективные субъекты научнойи научно-технической деятельности.
Научныйработник (исследователь) — это гражданин, обладающий необходимой квалификациейи профессионально занимающийся научной и (или) научно-техническойдеятельностью.
Специалистомнаучной организации (научно-техническим работником) является гражданин, имеющийсреднее или высшее профессиональное образование и способствующий получениюнаучного и (или) научно-технического результата или его реализации,
Работниксферы научного обслуживания обеспечивает создание необходимых условий длянаучной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
Закономопределены права научного работника как центральной фигуры в данной области. Вчастности, он имеет право на признание его автором научных, и (или)научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другиерезультаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализациинаучных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;осуществление предпринимательской, деятельности в области науки и техники;доступ к соответствующей, информации; публикацию в открытой печати результатовсвоей деятельности, если они не содержат сведений, относящихся кгосударственной, служебной или коммерческой тайне.
Всеочевиднее становится, что без науки Россию не поднять. Но сама российская наукасегодня переживает глубочайший кризис, вызванный, прежде всего, затяжнымэкономическим кризисом. Пути выхода из этой ситуаций начинаются с улучшенияорганизации деятельности органов государственной власти с учетом нынешнихреалий, пересмотра структуры научных организаций и внедрения достижений наукидля подъема экономики.
Организациягосударственного управления наукой и технической политикой связана с ееделением на фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую в зависимостиот характера решаемых задач и источников финансирования.
Фундаментальнаянаука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование иоборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могутразвиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегдафинансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя иявляются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости, а тем более быстрыхприбылей.
Фундаментальнаянаука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы,обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического исоциального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.
Важнососредоточить внимание на реальном секторе экономики и научно-техническихразработках для него. В Указе Президента от 22 июля 1998 г. подчеркнуто, чтопри осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборотрезультатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальнойсобственности в сфере науки и технологий приоритетными являются направления,обеспечивающие: сбалансированность прав и законных интересов субъектовправоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны ииспользования результатов деятельности в этой сфере; государственноерегулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатовнаучно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособностипродукции отечественных товаропроизводителей. При этом главной целью, каксказано в постановлении Правительства от 2 сентября 1999 г., являетсязакрепление за Российской Федерацией исключительных прав на результаты научнойдеятельности, которые были получены за счет средств государственного бюджета.
Министерствонауки и технологий Российской Федерации (Миннауки России) является федеральныморганом исполнительной власти, проводящим государственную политику иосуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, атакже координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указамиПрезидента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иныхфедеральных органов исполнительной власти. Оно имеет подведомственныегосударственные унитарные предприятия, научные учреждения и иные организации.
МиннаукиРоссии осуществляет свою работу во взаимодействии с другими федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектовФедерации, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющимигосударственный статус, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционнымиорганизациями, общественными объединениями, образовательными учреждениямивысшего профессионального образования.
Основнымизадачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлениемПравительства от 30 декабря 1998 г., являются:
•формированиеи обеспечение реализации государственной научно- технической политики;
•определениеприоритетных направлений развития науки и техники и перечня критическихтехнологий федерального уровня, имеющих гражданское значение, разработка иосуществление мер по применению этих критических технологий;
•обеспечениерешения важнейших межотраслевых научно-технических проблем;
•разработкаи осуществление мер по сохранению и развитию научно- технического потенциалаРоссии, его рациональному размещению на территории страны, адаптациинаучно-технической сферы к условиям рыночной экономики;
•формированиемеханизмов государственной поддержки научно- технической и инновационной деятельности,рынка наукоемкой продукции и услуг, объектов промышленной собственности,содействие привлечению частных инвестиций для коммерческого использованиярезультатов научных исследований и разработок, развитию конкуренции иинновационного предпринимательства в научно-технической сфере;
•ресурсноеобеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета,выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействиенаучно-техническому прогрессу;
•организацияработы по формированию и использованию государственных и иных ресурсовнаучно-технической информации;
•содействиеразвитию научно-технического сотрудничества с зарубежными странами иосуществление во взаимодействии с Министерством иностранных дел регулированияэтого сотрудничества;
•разработкаи осуществление мер по социальной защите научных работников, специалистовнаучных организаций и работников сферы научного обслуживания.
Научнойорганизацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовойформы и формы собственности, а также общественное объединение научныхработников, осуществляющие в качестве основной научную и (или)научно-техническую деятельность, подготовку научных работников.и действующие всоответствии с учредительными документами научной организации.
Научныеорганизации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты),научные организации образовательных учреждений высшего профессиональногообразования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские,проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или)научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российскойакадемии наук, органов исполнительной власти, вузов.
Академиянаук — Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академиясельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук. Российскаяакадемия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук,Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческимиорганизациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своимидеятельностью и имуществом, в том числе правом на создание, реорганизацию иликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, наутверждение их уставов и назначение руководителей.
Академиинаук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом попредставлению Президента или Правительства. В академии входят научныеорганизации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структураакадемий, порядок деятельности и финансирования входящих в их составорганизаций определяются уставами академий наук.
Российскаяакадемия наук (РАН) является самоуправляемой организацией, действующей наоснове законодательства РФ и своего устава. РАН проводит фундаментальные иприкладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных,технических и гуманитарных наук и принимает участие в координациифундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательнымиучреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счетфедерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников…
Отраслевыеакадемии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальныеи прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники иучаствуют в координации этих научных исследований.

З.Управление в области культуры.
 
Понятиекультуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшиенаправления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г.«основах законодательства Российской Федерации о культуре». Это:
·         выявление, изучение,охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
·         художественнаялитература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;
·         архитектура и дизайн,другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла,народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры,фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
·          самодеятельное(любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;
·          книгоизданиеи библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальныесредства в части создания и распространения культурных ценностей;
·          эстетическоевоспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этойобласти.
Первоочереднойзадачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новымреальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготыинвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности ибезопасности государственных культурных ценностей; возможность творческоготруда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающиеответственность за преступления против культурного наследия страны.
Кдолгосрочным целям культурной политики государства относятся: формированиеидеологических и нравственных основ демократического правового государства;создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциалаобщества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единогокультурного пространства страны.
Важноезначение для управления в области культуры имеют Закон РФ от 27 декабря1991 г. «О средствах массовой информации»", Федеральные законы от 1декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации икнигоиздания Российской Федерации»~, от 22 августа 1996 г. «О государственнойподдержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «Окультурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второймировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», постановлениеПравительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусствав Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.
Управленческаядеятельность в области культуры осуществляется Правительством, системойфедеральных и иных органов исполнительной власти.
Правительствообеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурногонаследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РоссийскойФедерации.
Компетенциюна определенных участках культурного строительства реализуют такие федеральныеорганы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делампечати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет покинематографии, Федеральная архивная служба. Ряд управленческих вопросов решаютсоюзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы,действующие в соответствии с их уставами.
Соответствующиеорганы исполнительной власти создаются в субьектах Федерации. В ихнепосредственном ведении находится большинство объектов культуры. В порядкереализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. «О мерах по оздоровлениюгосударственных финансов»'~ в ведение субъектов Федерации переданы десяткиобъектов культуры федерального подчинения.
Объектамиуправления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцыкультуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д.
Министерствокультуры Российской Федерации (Минкультуры России), согласно Положению о нем,утвержденному постановлением
Правительстваот 6 июня 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти,проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны ииспользования историко-культурного наследия, а также осуществляющимгосударственное регулирование и координацию деятельности иных федеральныхорганов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленныхфедеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраныпамятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органомгосударственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза изРоссии и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметовантиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношениикультурных ценностей.
МинкультурыРоссии имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.
Своюкомпетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федеральногозначения, организационно-правовой статус которых (например, Российскойгосударственной библиотеки, Государственного историко-культурногоМузея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, ПравительствомРФ 18
Основнымизадачами Министерства являются:
·           осуществление в сферекультуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия дляреализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие вкультурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурнымценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия; насодействие развитию национальных культур народов России;
·          аопределение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурнойдеятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела,народного творчества, образования и науки в сфере культуры;
·          разработкаи реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер попредупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи правасобственности на культурные ценности;
·          осуществлениегосударственного контроля за вывозом из России культурных ценностей,соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а такжесоблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурныхценностей;
·          управлениедеятельностью подведомственных организаций.
Радважных задач выполняет Министерство в связи с принятием 15 апреля 1998 г.Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР врезультате Второй мировой войны и находящихся на территории РоссийскойФедерации». Основными его целями являются защита указанных культурных ценностейот расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а такженеправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых условий дляреального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба,причинённого культурному достоянию России в результате разграбления иуничтожения, ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками впериод Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании синостранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурныхценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности;предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам Россиииностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки; икультуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международногосотрудничества в сфере образования, науки и культуры.
Правовойбазой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29декабря 1994 г. который устанавливает принципы деятельности библиотек,гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этническихобщностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие,приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную,научную и образовательную деятельность.
Федеральныйзакон от 26 мая 1996 г. определяет особенности правового положения музеев,которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений,осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческогохарактера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утвержденииположений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталогеМузейного фонда Российской федерации, о лицензировании деятельности музеев вРоссийской Федерации» ' установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств,сосредоточенных в музеях страны.
Федеральнаяархивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденномупостановлением Правительства от 28 декабря 1998 г.", является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование вобласти архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием ииспользованием Архивного, фонда Российской Федерации.
Политическиеи социально-экономические преобразования, происходившие в 1991 — 2000 гг. вРоссии, обусловили необходимость реформирования архивного дела на федеральном иместном уровнях. Важным содержанием проведенных реформ явилось созданиенеобходимой законодательной базы и выработка новых подходов в решении основныхзадач архивной отрасли — комплектования, обеспечения сохранности ииспользования документов Архивного фонда Российской Федерации
Внастоящее время в России насчитывается всего 2 267 государственных архивов ицентров документации, в т. ч. 16 федерального уровня, 32 — республиканских всоставе Российской Федерации, 12 — краевых, 134 — областных 2 060 — городских ирайонных, а также 78 органов управления ими 24
Всистему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другиенепосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивнымделом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.
Основнымизадачами Росархива являются: организация и обеспечение формирования сохранностии использования Архивного фонда РФ; анализ состояния архивного дела, изучениетенденций и закономерностей, определение концепции и стратегии его развития сучетом региональных особенностей; развитие и совершенствование совместно сфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Федерации архивного дела и делопроизводства; координация деятельностиподчиненных федеральных государственных архивов, научных и других организаций,обеспечение их функционирования; контроль за соблюдением законодательства вобласти архивного дела и другие задачи и функции, указанные в Положении.

4.Управление в области труда и социального развития.
 
Современнаяпарадигма социальной политики предполагает, что государство должно выполнять«функцию оценивающего и преобразующего фактора и гаранта, целью которогоявляется обеспечение для каждого члена общества достойного человекасуществования, уменьшение различий в уровне благосостояния, ликвидацияотношений зависимости и установление соответствующего контроля»~'. Основныминаправлениями социальной политики являются регулирование доходов, занятости,создание эффективной системы социальной защиты
Согласност. 7 Конституции в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечиваетсягосударственная поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов ипожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаютсягосударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Дляреализации этих конституционных положений в стране создана система управления сучетом установленного законом деления трудоспособных граждан на занятых и незанятых трудом (безработных) а также граждан, не способных к труду илиоказавшихся в трудной жизненной ситуации и потому нуждающихся в социальномобслуживании со стороны общества и государства.
Вусловиях перехода к рыночной экономике и массовых сокращений работников,особенно управленческого аппарата и Вооруженных Сил, вопросы управления вобласти труда и социального развития приобретают исключительно важное значение.Многие из них новыми для нашего права.
Правовые,экономические и организационные основы государственной политики содействиязанятости населения, в том числе гарантии государства по реализацииконституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы,предусмотрены Федеральным законом «О занятости населения в РоссийскойФедерации». Закон устанавливает, какие граждане считаются занятыми, а какиебезработными, права граждан в области занятости, определяет регулирование иорганизацию занятости, социальные гарантии и компенсации безработным, а такжеполномочия органов государственной власти в области содействия занятостинаселения.
Впостановлении Правительства от 22 июня 1999 г. перед федеральными органамиисполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации поставленазадача ежегодно разрабатывать и реализовывать отраслевые и территориальныепрограммы развития общественных работ, предусматривая меры их финансовогообеспечения прежде всего за счет средств соответствующих бюджетов
Важноезначение имеет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Ос основах охраны труда вРоссийской Федерации», который определяет правовые основы регулированияотношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направленна создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни издоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Появилсяи ряд других нормативных актов, потребность в которых стала особо заметной входе проводимых экономических реформ.
Так,после многолетних дискуссий 20 ноября 1999 г принят Федеральный закон «Опотребительской корзине в целом по Российской Федерации». Потребительскаякорзина состоит из набора продовольственных и непродовольственных товаров, атакже услуг: электроснабжения, жилищно-коммунальных, транспортных и других.Хотя содержание потребительской корзины расписано в законе предельно,конкретно, это все же некое условное и усредненное понятие — тот минимальныйуровень жизни, который государство не просто декларирует, а может и должно гарантироватьсвоим гражданам различных категорий (взрослые, пенсионеры, дети).
Понятиепотребительской корзины необходимо для того, чтобы правильно, насколько этовозможно, определить прожиточный минимум. А исходя из этой величины уже должныопределяться минимальный размер оплаты труда и пенсии по старости, детскиепособия, стипендии и другие социальные выплаты и льготы. Продуктовый наборразработан Институтом питания Российской академии медицинских наук с учетомрекомендаций Всемирной организации здравоохранения, а при установлении наборанепродовольственных товаров учитывался сложившийся уровень обеспеченностималоимущих семей, которых, к сожалению, сегодня немало.
24октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме», а 17июля 1999 г. Федеральный закон «О государственной социальной помощи».
Всегодняшних условиях повысились как внимание, так и требования к оценкам уровняжизни. Изменились и акценты в использовании системы показателей уровня жизни — они несколько сместились от измерительно-оценочной в сторону ее оценочно-сопоставительной функции
Следовательно,создана реальная правовая база, которая, позволяет решать ряд важных вопросов всфере труда и социального развития, создает возможность проследить и учесть вдальнейшем изменения, происходящие в потреблении населения, а также реальныеэкономические возможности государства по обеспечению социальных гарантий.
Значительнаяроль в решении задач в области труда и социального Развития принадлежитПравительству. Оно принимает меры по реализации трудовых прав граждан;разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечиваетреализацию этих программ; принимает меры по реализации молодежной политики;обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики. Одной изважнейших задач Правительства является регулирование оплаты труда работниковбюджетной сферы и принятие мер для повышения уровня жизни слабозащищенных слоевнаселения, в особенности граждан, живущих за чертой бедности.

5.Управление здравоохранением, физкультурой итуризмом.
 
Всоответствии с Конституцией Российской Федераций (ст.ст. 7, 39, 41) государствоохраняет труд и здоровье людей обеспечивает поддержку семьи, материнства,отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальныхслужб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека,развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическомублагополучию.
Здравоохранение,физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являютсяважнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере.Динамично и поступательно может развиваться только такое государство, котороепроявляет должную заботу о подрастающем поколении и пожилых людях, обеспечиваетгуманное отношение к инвалидам, охраняет здоровье всех своих граждан и создаетнеобходимые условия для их, достойной жизни.
Охраназдоровья людей (в широком, общесоциальном смысле) представляет собойсовокупность мер политического, экономического, правового, социального,научного, медицинского, санитарно- гигиенического и противоэпидемическогохарактера, направленных на сохранение и укрепление физического и психическогоздоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни,предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. При этомгосударство гарантирует охрану здоровья каждого гражданина в соответствии свнутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормамимеждународного права и международными договорами Российской Федерации.
Охраназдоровья граждан в широком понимании — это обязанность всех государственныхорганов и негосударственных организаций, для большинства из которых эта деятельностьне является основной и осуществляется параллельно с выполнением их главныхзадач.
Координациявопросов здравоохранения относится к совместному ведению Российской Федерации иее субъектов. Детальное распределение компетенции по этим вопросам междуРоссийской федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправленияосуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерацииоб охране здоровья граждан и концепцией охраны здоровья населения РоссийскойФедерации на период до 2005 года.
Охраназдоровья граждан в узком смысле заключается в принятии медицинских мерпрофилактики заболеваний, оказании медицинской помощи, поддержании оптимальногосостояния общественной гигиены и санитарии. Реализация этих мер осуществляетсясамостоятельной системой специализированных учреждений и органов, для которыхохрана здоровья граждан является их основным назначением и основным видомдеятельности. Управление деятельностью этих учреждений и органов образуетсамостоятельную отрасль государственного управления в социально-культурнойсфере — здравоохранение.
Развитиефизической культуры, спорта и туризма является составной частью многоаспектнойдеятельности государства по охране здоровья граждан. Успешное решение вопросовв отрасли здравоохранения немыслимо без повышения массовости и уровняфизической культуры и спорта, совершенствования организации физкультурной испортивной работы, укрепления материальной базы спортивных организаций,всемерной поддержки и развития туризма. В то же время руководство физическойкультурой, спортом и туризмом — достаточно специфическая и сложная деятельностьгосударства, составляющая самостоятельную отрасль социально-культурной сферыуправления.
Физическаякультура как часть рассматриваемой отрасли управления представляет собойсистему государственных и общественных форм деятельности, направленной наорганизацию процессов физического воспитания населения с учетом интересовкаждого человека, требований производства, образования и куль туры гражданроссийской Федерации. Эта система включает: физическое воспитание вобразовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебныхфизкультурно- оздоровительных и спортивных организациях; физическую культуру вучреждениях организациях, на предприятиях и их объединениях, по местужительства граждан и местах массового отдыха; физкультурно- оздоровительнуюработу в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах;физическую подготовку военнослужащих и личного состава правоохранительныхорганов; физическую культуру и спорт инвалидов.
Спорт- обобщенное понятие одного из компонентов физической культуры общества,исторически сложившееся в форме соревновательной деятельности и специальнойпрактики — подготовки человека к соревнованиям. Спортивная деятельность ориентированана совершенствование физической подготовленности, духовных и волевых качествличности, на организацию физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и досуганаселения. В ней выделяются две сферы:
а)cnopm высших достижений, обеспечивающий раскрытие потенциальныхвозможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установлениерекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий;
б)профессиональный спорт как коммерческо-спортивная деятельность,предусматривающая экономическую эффективность и высокуюинформационно-развлекательную ценность спортивно- зрелищных мероприятий.
Общиевопросы физической культуры и спорта относятся к совместному ведениюРоссийской Федерации и ее субъектов. Так, компетенция Российской Федерации вданной области включает:
•формированиеи осуществление федеральной и внешней политики; разработку и реализациюсоответствующих федеральных программ;
•формированиеГосударственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации;
•установлениефедеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта, требований кспортивным сооружениям, нормативов физической подготовленности различныхгрупп населения;
•прямоефинансирование научных исследований в этой области, спортивных сооружений игосударственных физкультурно-спортивных организаций федерального значения,подготовки и выступления сборных команд под Государственным флагом РоссийскойФедерации в официальных международных спортивных соревнованиях;
•контрольза исполнением федерального законодательства в области физической, культуры испорта и др.
Республикив составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края,области, гг. Москва и Санкт-Петербург самостоятельно и в полном объемеосуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международныеспортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению РоссийскойФедерации. Органы местного самоуправления осуществляют развитие физическойкультуры и спорта в пределах компетенции, установленной Законом РоссийскойФедерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
Правовоерегулирование в отрасли физической культуры и спортаосуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерациио физической культуре и спорте, законодательными и иными нормативными актамиРоссийской Федерации и ее субъектов.
Следуетотметить, что в соответствии с действующим законодательством государственныеорганы управления здравоохранением, предприятия, учреждения и организациигосударственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции обязаны:использовать физическую культуру как средство профилактики и лечениязаболеваний; осуществлять врачебный контроль за лицами, занимающимисяфизической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом;создавать центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физическойкультуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты,врачебно-физкультурные диспансеры; оснащать их специальной аппаратурой имедицинским оборудованием и т.д.
Туризм- это вид путешествий, в которых развлечения и отдых органически объединяются собразовательными целями. Распоряжением Правительства от 17 декабря 1999 г.определены конкретные мероприятия реализации второго этапа (1999-2005 гг.)федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации»,утверждённой постановлением Правительства от 26 февраля 1996 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.