Реферат по предмету "Государство и право"


Роль демократии и законности в правовом государстве

Оглавление
Введение
Глава 1. Характеристика правового государства: понятие, признаки,принципы
Глава 2. Роль демократии в правовом государстве
2.1 Понятие демократии и ее признаки
2.2 Виды демократии
Глава 3. Роль законности в правовом государстве
3.1 Законность как метод достижения правопорядка в обществе
3.2 Значение законности в правовом государстве
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение
Возросший в последнее время интерес кпроблемам правового государства и развития института демократии свидетельствуето возрождении русской интеллектуальной и правовой традиции конца XIX — началаXX в., для которой характерно было стремление к утверждению в обществе правовыхначал, к связыванию государственной власти юридическими нормами. Разрыв с этойтрадицией стал одной из причин негативных политических, правовых и социальныхявлений в нашем обществе, отрицательно отразился на состоянии современнойюридической науки.
В последнеевремя очень много говорится как о самом правовом государстве, так и о ролизаконности и демократии в нем,  путях его построения, но не каждый понимает,что же включает в себя эти понятия. Кризис системы МВД России, резкообозначившийся в 2009,  коррумпированность системы государственного аппарата,все это говорит о низкой правовой сознательности государственных служащих,пренебрежительное отношение к самому понятию законность и демократия  Приведенныесоображения определяют актуальность данной работы, ее направленность исодержание. Она посвящена проблемам, которые можно отнести к правовойгосударственности с позиций общей теории права, отличающейся междисциплинарнымхарактером познавательного процесса, необходимостью использования данныхразличных наук. Данная тема актуальна и в связи с тем, что в настоящее времяприобретает все большую значимость проблема серьезнейшего философско-правовогоанализа составляющих теории правового государства – учений о государствепубличной власти и праве. Это связано с этапом переосмысления многихфундаментальных идеологических ценностей современного мира, в том числесоответствия провозглашенных на конституционном уровне принципов правовогогосударства тому, что имеется в реальной действительности.
Цель работы- проанализировать значение и роль в правовом государстве таких базовых егокатегорий как законность и демократия. Достижению цели будут способствоватьследующие задачи:
1.   Представить общую характеристику правового государства
2.   Дать понятие демократии и назвать ее признаки и виды
3.   Определить содержание понятия законность и показать ее место вправовом государстве
4.   Выделить значение законности в правовом государстве
Предметисследования составляют теория правового государства, а также фундаментальныекатегории теории государства и права: законность, демократия, правопорядок.
Теоретическуюоснову данной работы составили: специальная юридическая литература, работы пофилософии, труды ряда зарубежных ученых, в той или иной мере относящихся крассматриваемой теме (А.Б. Венгеров, Р.В. Енгибарян, А.В. Мелехин, Н.И.Матузов, А.В. Малько, В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, В.Н. Хропанюк).
В работеиспользованы публицистические материалы о вкладе русских и зарубежных ученых вразработку идей правовой государственности с позиций общей теории права (А.И.Бутенко, В.В. Ершов, Э.В. Кузнецов, Л.С. Мамут, О.В. Мартышин, А.И. Умиев).
Структураработы включает в себя введение; основную часть, раскрывающую основные вопросыистории разработки теории, сущности, факторов и принципов формирования правового  государства, и особенности его становление в РФ; заключение.

Глава 1. Правовое государство: понятие, признаки и принципы
Итак, правовое государство – это такая форма организации публичнойвласти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) вцелях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагаетограничение государственной власти правом[1].Современное правовое государство – это демократическое государство, в которомобеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа восуществлении государственной власти. Это предполагает высокий уровень правовойи политической культуры, развитое гражданское общество, возможностьосуществления индивидуальных прав. Можно утверждать, что концепция правовогогосударства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии,имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуетсясвоеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальныхособенностей[2].
Необходимо иметь в виду, что правовое государство – этоопределенный политико-правовой режим функционирования государственной власти,где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности,для развития общества в целом[3].
Можно выделить следующие основные черты и свойства правовогогосударства, характеризующие его сущность и социальное назначение[4]:
• приоритет права во всех сферах общественной жизни;
• гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданинакак показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельностигосударственных органов;
• взаимную ответственность государства и личности;
• осуществление государственной власти по принципу разделениявластей;
• осуществление конституционного надзора только судом.
Одна из важнейших черт правового государства – характервзаимодействия между государственной властью и правом, при котором государствооказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государствоначинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей волиреальными объективными правовыми началами. В правовом государстве должныдействовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемыхобщественных отношений. Не закон рождает право, а право требуетзаконодательного признания, не государство господствует над правом, а правогосподствует над государством, подчиняя его обществу и его потребностям.
Право и правопорядок существуют и развиваются только придемократическом политическом режиме функционирования государственной власти,там, где обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы личности.Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуетсяпостольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственнуювласть, устанавливает порядок организации и деятельности системыгосударственных органов.
Принцип — исходное положение, фундамент любой идеи, которыйопределяет ее содержание, направление[5].Основными принципами правового государства являются: принцип верховенстваправового закона, взаимная ответственность государства и личности, принципразделения властей, принцип приоритета естественных прав, принцип справедливогоправосудия. Рассматривая их с точки зрения внешнего проявления мы увидимпризнаки правового государства, которые Я привел выше. Теперь вкратце раскроюсодержание данных принципов.
Принцип верховенства правового закона означает, что закон каквыражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов иимеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть названправовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечаетопределенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемымправам и свободам человека. «Закон – это не продукт произвольной деятельностигосударства, – пишет В.Н. Кудрявцев, – он должен отвечать демократическимправовым принципам равенства и справедливости»[6].Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципыограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основекоторых лежит свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев, иследует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.
Высшую юридическую силу имеет Основной закон государства, которыйустанавливает основы конституционного строя страны, правовое положениеличности, порядок организации и деятельности высших органов государственнойвласти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующегоправа. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенстваправа и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола исохранить стабильный правопорядок.
Верховенство права должно быть не только в законотворческойдеятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лицаобязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов.Соблюдение принципа законности – гарант стабильности и развития общества.
Истоком приоритета права в демократически устроенном обществеслужат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина,обусловленные социальной природой личности. Правовое государство зиждется набезусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на ихконституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны исвободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности переддругими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти,они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны изакреплены государством в Основном законе и им гарантированы. В настоящее времяправа личности достаточно определенно сформулированы в ряде важнейшихмеждународных правовых актов, под которыми стоит подпись и РоссийскойФедерации. Внутригосударственное законодательство должно соответствоватьмеждународным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободыличности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в КонституцииРоссийской Федерации[7],однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороныгосударства.
Из признания первичности прав человека вытекает правовой статусграждан, характер отношений между ними и государством. Отношения междугражданином и государством носят строго правовой характер, это отношениявзаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности иподчинение государства обществу. Свобода каждого индивида – предпосылкасвободного общества, которая превращает государство из аппарата публичнойвласти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества изащите прав его членов. Не личность и общество служат государству, агосударство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, агосударство должно служить праву.
Становление правовой государственности предполагает и новый типотношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственностиличности перед государством и государства перед личностью. Характервзаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состоянияобщества в целом, перспектив его развития.
Все отношения между гражданином и государством строятся только наосновании закона, то есть гражданин несет ответственность перед государствомтолько в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах.Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя всобственных действиях и решениях. В случае если орган государственной властиили должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вредгражданину, государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо отвины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданиноми государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционномуровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлениемзаконов.
Важнейшим принципом организации и деятельности правовогогосударства является принцип разделения государственной власти на относительносамостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которыедолжны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов». Главнымсмыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг отдруга, а взаимное сдерживание властей, ради обеспечения свободы личности.Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав исвобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельномфункционировании этих ветвей власти[8].
Существенным принцип правового государства является авторитетное инезависимое, основанное на общедемократических принципах и на правовом законе,справедливое правосудие. Основная задача суда – охрана прав и свобод человека игражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений[9].
Итак, вышеперечисленные признаки и характерные черты правовогогосударства являются основными. В практической жизни правовое государствовключает еще очень много аспектов. Это демократический контроль заиспользованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государствав работу средств массовой информации, и законность методов деятельности органовконтрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многоедругое. Разумеется для всех соответствующих действий органов исполнительной,судебной и законодательной властей должны существовать конкретные законы, правои только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно– связанных с применением принуждения.
Таким образом, современное правовое государство – этодемократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободычеловека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти.Основными признаками правового государства являются  приоритет права во всехсферах общественной жизни; гарантированный круг основных прав и свобод человекаи гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качествадеятельности государственных органов; взаимная ответственность государства иличности; осуществление государственной власти по принципу разделения властей;осуществление конституционного надзора только судом.

Глава 2.Роль демократии в правовом государстве
 
2.1 Понятиедемократии и ее признаки
«Люди время от времени возвращались ктакой форме правления как демократия, которая является самой трудной формойправления» говорил Уинстон Черчилль[10].
Демократия (от греч. Demokratia – властьнарода) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан вуправлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политическихправ и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика илипарламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитойсистемой народного представительства.
Первоначально понятие демократии быловыдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств,предложенной Аристотелем[11],оно выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных)и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из“бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматург Арисфанс нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:  «у насгосударственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы самислужим примером для других. И называется наш строй демократией ввиду того, чтосообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам вчастных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бывает также и того,чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к томувозможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живемсвободными гражданами, как в государственной жизни, так и во взаимныхотношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другу в повседневныхделах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь  делатьпо-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемсялицам, стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них, которыесозданы в интересах обиженных. Богатством мы пользуемся скорее как условием дляработы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то ресознание в ней позорно для человека, — позорнее не прилагать труда, чтобы выйтииз нее[12].»
На протяжении истории к идее демократии,основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умычеловечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б. Спиноза(Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж. Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США,XVIII в.), И. Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) идр.
Слово «демократия» употребляется вразном значении[13]:
. как форма государства;
. как политический режим;
. как принцип организации и деятельностигосударственных органов и общественных организаций.
Итак, подведем итог вышесказанному.Демократия — политическая организация власти народа, при которойобеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными иобщественными делами; выборность основных органов государства и законность вфункционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прави свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии[14]:
1. Демократия имеет государственныйхарактер: а) выражается в делегировании народом своих полномочийгосударственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе игосударстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительныеорганы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегируетгосударственным органам часть своих полномочий; б) обеспечивается выборностьюорганов государства, т.е. демократической процедурой организации органовгосударства в результате конкурентных, свободных и честных выборов; в)проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие наповедение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управленияобщественными делами.
2. Демократия имеет политическийхарактер: а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как,впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е.без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление втом, что демократия выступает принципом деятельности политических партий вборьбе за обладание государственной властью. При демократии учитываетсямногообразие политических мнений — партийных и других, идеологических подходовк решению общественных и государственных задач. Демократия исключаетгосударственную цензуру и идеологический диктат.
Законодательства развитых западныхгосударств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироватьсяполитический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах;3)тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п.
3. Демократия предусматриваетпровозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан — экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно — иих обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными вХартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международныйпакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).
4. Демократия предусматривает законностьв качестве режима общественно- политической жизни. Режим общественно-политическойжизни выражается в требованиях ко всему обществу — ко всем субъектамполитической системы (они же — и субъекты демократии) и, прежде всего, кгосударственным органам — учреждаться и функционировать на основе строгого инеуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждоедолжностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобысоздать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.
5. Демократия предполагает взаимнуюответственность государства и гражданина, которая выражается в требованиивоздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права иобязанности. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главнойобязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государствоми гражданином является независимый и демократический суд.
Таким образом, демократия широкое имногогранное понятие, которое может обозначать  политический режим, принципорганизации государственных органов и общественных объединений, форму государственногоправления. Демократию отличают следующие признаки: государственный характерчерез делегирование полномочий граждан государству, политический плюрализм,наличие и гарантии прав граждан, взаимная ответственность гражданина игосударства, законность в качестве основного режима.

2.2 Виды демократии
Демократияв реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление,материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее бесчисленные пути испособы своего проявления. Она отнюдь не сводится лишь к политической сфережизни общества или государства, как это иногда трактуется в литературе, араспространяется также и на другие сферы – экономическую, социальную,культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферахжизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычноговорят и о соответствующих видах демократии[15].Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются вполитической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данномслучае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфереэкономики, социальной сфере жизни общества или же в области идеологии, тосоответственно имеется в виду экономическая, социальная и «идеологическая»демократия. Таким образом, используя деление Т. Парсонса общества на различныесферы его жизнедеятельности и проявления, мы можем говорить о различных видахдемократии: политической, экономической, социальной и идеологической.
Близко к  понятию виды демократиинаходятся формы демократии, которые обозначают ее внешнее проявление,непосредственной выражение, существование. Участие народа в управлениигосударственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двухформах — прямой и непрямой[16].
Прямая — представительная демократия — форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление волипредставителей народа в выборных органах (парламенты, органы местногосамоуправления). К примеру в Российской Федерации таким органом являетсяФедеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат, которыевыполняют функции представительства.
Непрямая — непосредственная демократия — форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственноевыявление воли народа или определенных социальных групп. Основной формойпроявления непосредственной демократии в Российской Федерации являетсяреферендум, где путем общего опроса населения по поводу того или иного вопросавыявляется мнение население по этому вопросу.
Подводя итог вышесказанному можноотметить, что демократия может разделяться по различным основаниям, основной жеклассификацией видов демократии является ее деление в зависимости от сфер жизниобщества, в которой она проявляется. Само же внешнее проявление демократииименуется ее формой.

Глава 3.Роль законности в правовом государстве
 
3.1Законность как метод достижения правопорядка в обществе
В правовойлитературе можно найти множество определений понятию законность. Приведунекоторые из них.
«Законность– определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства,состоящий в организации общественных отношений посредством издания инеуклонного осуществления законов и других правовых актов»[17].
Законность– обусловленная закономерностями общественного развития политико-правоваяформа, обеспечивающая процесс движения общества к состоянию правомерности путемразрешения противоречий между политико-экономической целесообразностью иценностями права, выраженными в действующем законодательстве[18].
Длядостижения законности в обществе требуется выполнение следующий условий[19]:
1. Наличиегосударствообразующих органов, выполняющих право-творческую иправоохранительную функции.
2. Действующаясистема правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества,направленная на упорядочение общественных отношений и обеспечениесоответствующего состояния правопорядка.
3.Достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания,позволяющего ставить задачу по формированию идеи законности и претворению ее вжизнь.
К элементамсодержания категории «законность» относятся[20]:
1.Совокупность идей, взглядов и принципов. Они составляюттеоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теориизаконности, посредством которых осуществляется объединение смысла и назначениеданной категории в системе правовых явлений.
2.Системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнениядействующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного иобщественного развития.
3. Цель –формирование правового государства и движение к состоянию правомерности. Онадостигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующегозаконодательства.
4.Нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.
5.Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данныйэлемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именнопосредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношенийпроисходит материализация идей законности.
6.Средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.
На основевсех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:
•Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами,происходящими в обществе и государстве.
•Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих целиразвития государства и пути их достижения.
• Высокаястепень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории«законность».
•Объективный характер законности.
•Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимостинаказания за противоправные деяния.
•Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии спредписаниями действующего законодательства.
Такимобразом, сущностью законности является требование строгого и неуклонногособлюдения и исполнения действующего законодательства всеми участникамиправовых отношений.
Исходя изэтого законность можно определить как политико-правовое явление,характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формыорганизации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнениядействующего законодательства с целью формирования состояния правомерности всистеме социальных. В юридической литературе приводится различное количествопринципов законности. На наш взгляд, наиболее адекватно отражают сутьрассматриваемого явления следующие: 1) единство законности; 2)гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказанияза совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законностии целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности отношений.
Чтобы определить место законности для достижения правопорядка вобществе, необходимо выяснить, что такое правопорядок. Правопорядок — этосостояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве изаконности[21].В процессе жизнедеятельности человека, реализации им своих прав и выполнения имсвоих обязанностей, он вступает в разнообразные отношения с другими субъектамиправа, вовлекается в широкую систему общественных отношений. Правопорядокпозволят держать баланс этих отношений, уравнивая их субъектов, предписываяграницы и направления поведения.  Именно правопорядок является главной целью правовогорегулирования общественных отношений, именно для его достижения издаютсянормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности. Изопределения становится понятно, что законность является составляющим элементомправопорядка, способом его достижения. В результате реализации требованийзаконности в обществе происходит упорядочение общественных отношений:закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересамобщества и государства; другие — развиваются в соответствующем направлении,определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные закономдеяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» правостановится «правом жизни», возникает порядок.
Итак, законность можно определить как определенный режимобщественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организацииобщественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законови других правовых актов.
3.2Значение законности в правовом государстве
Определив место законности в достижении правопорядка в обществе,логично и назвать его роль в данном процессе. Прежде всего, необходимо сказать,что роль законности может быть рассмотрена с различных позиций, и прежде всегос точки зрения интересов государства и личности.
Для государства эта роль в первую очередь определяется взависимости от того места, которое занимает законность в правовом регулированииобщественных отношений. Руководя обществом, государство использует различныеметоды и средства: экономические, политические, идеологические, организационныеи др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественныхотношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (илисанкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение иисполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка. С этой точкизрения законность выступает как основной метод достижения правопорядка вобществе.
Особое место этого метода связано, во-первых, с тем, что правовыенормы регулируют все самые главные стороны жизни общества: экономику,политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака ит.д. Следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих норм зависитпорядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности, самосуществование общества, ведь падение любого общества начинается прежде всего сего духовного, нравственного развала.
Во-вторых, другие методы государственного руководства обществомчасто реализуются через правовое регулирование. Так, планирование (методорганизационный) нередко осуществляется посредством утверждения плананормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (методэкономический) устанавливается через нормативное закрепление ее размеров,порядка начисления и выплат и т.п.
С позиций личности законность выступает в первую очередь каксредство защиты ее прав, свобод и законных интересов, как гарант от произвола.Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и егоорганов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности иправопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод,уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересыличности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности иправопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.
Все это определяет особую роль законности  для общества в целом:она выступает как основа, ядро порядка в обществе, как условие и необходимыйэлемент демократии, как основная общечеловеческая ценность и, следовательно,существенная часть правовой и общей культуры[22].
Укрепление законности и правопорядка является непременным условиеми средством формирования правового государства, а сами они — его необходимымиэлементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности истабильного, основанного на праве и законности порядка.
В свете изложенного можно отметить  некоторые тенденции ееразвития в современном Российском обществе в условиях формирования правовогогосударства.
Во-первых, последовательно расширяется предметная стороназаконности, т.е. круг тех объектов, которые имеют свойство законности. Этоотноситься к различным видам деятельности (поведения) людей, к правовым актам(нормативным, правоприменительным и иным актам реализации права),управленческим и иным документам, отношениям людей и их организациям. При этомв сферу законности все больше  входят те объекты, которые традиционнорассматривались как неправовые, что связано с осуществлением принципа:«Разрешено (т.е. законно) все, что законом не запрещено».
Во-вторых, происходят изменения в субъектной стороне законности.Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественныхотношений без исключения (государство, его органы, общественные объединения,должностные лица, трудовые коллективы и др.)  становятся носителями какобязанности строго соблюдать правовые предписания, так и права требоватьсоблюдения законности от других субъектов.
В-третьих, совершенствуется нормативная сторона законности. Содной стороны, содержание законодательства все большей соответствует реальнымусловиям и прогрессивным тенденциям развития общества (изменение методовруководства экономикой, демократизация социальной жизни и проч.). С другойстороны, улучшается сам нормотворческий процесс, что связано, прежде всего, сего демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, срасширением его научной базы. На качество подготовки юристов в России обращалсвое внимание и Президент. В будущем, коренным образом должна изменитьсяструктура законодательства. Основным источником права на деле должен статьзакон. При этом, в отличие от многих существующих, новые законы должны быть,как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным изданиедополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализоватьпринцип верховенства закона.
Итак, от состояния законности и правопорядка зависят степеньсвободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии,а поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетнымидля государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшейцелью государственной деятельности. Законность является необходимым условиемправового государства.

Заключение
Итак,проанализировав и изучив учебную и научную литературу по данной теме, изучивнормативно-правовые акты, рассмотрев мнения авторов различных правовыхжурналов, я могу  сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты вполном объеме. Полученный материал позволяет сделать следующие выводы:
1.        Современное правовое государство – это демократическоегосударство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина,участие народа в осуществлении государственной власти. Основными признакамиправового государства являются  приоритет права во всех сферах общественнойжизни; гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина какпоказатель уровня цивилизованности общества, качества деятельностигосударственных органов; взаимная ответственность государства и личности;осуществление государственной власти по принципу разделения властей;осуществление конституционного надзора только судом.
2.        Демократия широкое и многогранное понятие, которое можетобозначать  политический режим, принцип организации государственных органов иобщественных объединений, форму государственного правления. Демократию отличаютследующие признаки: государственный характер через делегирование полномочийграждан государству, политический плюрализм, наличие и гарантии прав граждан,взаимная ответственность гражданина и государства, законность в качествеосновного режима.
3.        Демократия может разделяться по различным основаниям, основной жеклассификацией видов демократии является ее деление в зависимости от сфер жизниобщества, в которой она проявляется. Само же внешнее проявление демократииименуется ее формой.
4.        Законность можно определить как определенный режим общественнойжизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественныхотношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и другихправовых актов.
5.        От состояния законности и правопорядка зависят степень свободыличности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии, апоскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными длягосударства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшейцелью государственной деятельности. Законность является необходимым условиемправового государства.

Списокиспользуемой литературы
1.        Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М: 2009г
2.        А.Г.  Ветеров «Теория государства и права» М: «2007
3.        Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М.: Финансовыйконтроль, 2004.
4.        Аристотель. Политика. — М., 2004.
5.        Белый А. Пути культуры // Вопросы философии. — 1990. — № 11.
6.        Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Юриспруденция,2000.
7.        Гессен В.М. О правовом государстве. — СПб., 1905.
8.        Енгибарян Р.В. Теория государства и права: учебное пособие / Р.В.Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Норма, 2007.
9.        Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М.: Экзамен, 2006.
10.      Кудрявцев В.Н. Социалистическое правовое государство / В.Н.Кудрявцев, Е.А. Лукашева // Социалистическое правовое государство: проблемы исуждения. — М., 1989.
11.      Кузнецов Э.В. Правовое государство: из истории русской правовоймысли / Э.В. Кузнецов, В.Ф. Савельев // Правоведение. — 1991. — № 1.
12.      Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность //Законодательство. – 2003. — № 2.
13.      Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемыстановления // Журнал российского права. – 2006. — № 12.
14.      Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. — 1997. — № 3.
15.      Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правовогогосударства в России // Государство и право. — 1996. — № 5.
16.      Монтескье Ш. Избранные произведения. — М., 1985.
17.      Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность //Вопросы философии. – 1989. — № 2.
18.      Новикова А.Е. Учение А.С. Котляревского о правовом государстве //История государства и права. – 2007. — № 4.
19.      Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы,причины. М., 1994.
20.      Теория государста и права: учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. –М.: Городец, 2003.
21.      Хачинский К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов// История государства и права. – 2006. — № 10.
22.      Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов.М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ЦАП и АЦП - цифро-аналоговые и аналогово-цифровые преобразователи
Реферат Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации
Реферат Исследование цепи переменного тока с последовательным соединением активного сопротивления, индуктивности и емкости
Реферат Учбова програма з курсу Основи економіки розрахована на 35 годин
Реферат Фінансові ресурси місцевого самоврядування
Реферат Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины
Реферат Великие василевсы Византийской империи к изучению идеологии и эмблематики сакрализации власти
Реферат Прогноз здоровья на основании темпов старения
Реферат Исследование нарушений памяти у больных с черепно-мозговой травмой
Реферат Фінанси піжриємства глосарій
Реферат Трагедия в Баренцевом море. История гибели АПЛ "Курск"
Реферат Социально-экономические тенденции развития предприятия и их влияние на организацию корпоративного управления на примере ОАО "Сарапульский радиозавод"
Реферат Влияние природных политических экономических и экологических факторов на размещение производительных
Реферат Вільні економічні зони та структурна перебудова економіки України