План
Введение
1. Предпосылкиреформирования местного самоуправления.
2. Реформагородского управления 1870 года.
Учреждениягородского общественно управления
Выборы вгородскую думу
Результатыпроведения городской реформы в городах и регионах Российской империи
3. Значениегородской реформы для политической жизни страны.
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Российская империявстретила вторую половину ХIХвека великой мировой державой, чей авторитет был подорван Крымской войной ипроцветанием крепостнической системы, а также явным отставанием от передовыхкапиталистических государств в экономической и социально-политической сферах.На тот момент Россия была единственным государством в Европе, где все ещесуществовало рабовладение. Кроме того, обострилось освободительное движение вРоссии.
Особенности российской цивилизации и потребностивремени требовали невиданного ранее переворота и модернизации всех сторонроссийского общества. Одновременно с этим не менее важной задачей былосохранения самодержавия и господствующего положения дворянства. Зарождениекапиталистических отношений в дореформенной России вступило в противоречие сфеодально-крепостническим строем.
Это было весьмазакономерно и император Александр II стал организатором великих реформ, главной из которых стала отменакрепостного права. Русское самодержавие должно было встать на путь проведениянеотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратитьреволюционных взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базуабсолютизма [1].
Отмена крепостного правасоздала предпосылки для индустриальной модернизации России. Государство сталопереходить от феодальных производственных отношений к буржуазным, а обществовступило на путь капитализма. Кроме того, крепостная реформа вызваланеобходимость проведения других, немаловажных буржуазных реформ, а именно:суда, самоуправления, образования и печати, а также военной реформы. Онипреследовали цель приспособить самодержавный строй России к потребностямкапиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичьюсущность.
Однако разработка этихреформ началась в обстановке революционного обострения 60-х годов 19 века, чтосущественно затянуло их подготовку и внедрение на полтора десятилетия.Полноценно реализовать их удалось только тогда, когда революционное волнениебыло частично подавленно и самодержавие преодолело политический кризис.
Буржуазно-либеральнымреформам Александра II характернытакие черты как незавершенность, непоследовательность, узость. И, к сожалению,не все, что закладывалось в первоначальные проекты, было в дальнейшемреализовано в соответствующих законах.
Как следствие реформ произошла модернизация итрансформация русского общества, в котором обозначились необратимые перемены,создалось более новое, сложнее организованное общество, что заложило фундаментрусской политической культуры новейшего времени.
1. Предпосылкиреформирования политической жизни России
После окончания Крымскойвойны стали очевидными многие внутренние недостатки российскогогосударственного правления. Возросло народное недовольство, стало понятно, чтотак дальше продолжаться не может, наступил период революционности в России.
Низшие слои общества, апроще говоря, крестьянство и рабочие, подстрекаемые прогрессивнойинтеллигенцией, стали активнее и более организованнее подниматься на борьбу засвои права. Крестьянство боролось за полное уничтожение крепостничества, засвое законное право на волю и землю.
Крымская война «обманула»крестьян. Многие из них восприняли призыв правительства вступить в ополчениекак шанс после окончания войны получить долгожданную волю за службу. Внекоторых губерниях крестьяне сбегали от своих помещиков в города, в надеждевступить в ополчение.
Движение за освобождениезначительно усилилось к 60-м годам XIX века, и хотя оно было стихийным и раздробленным, все же становилосьочевидным что «верхи» управлять «низами» по-старому больше не могут. Не смотряна то, что большинство помещиков было против освобождения крестьян, для них этоозначало конец господства дворянства, все же наиболее дальновидные представителиэтого класса осознавали необходимость реформ. Освобождение крестьян, по ихмнению, должно было состояться таким образом, чтобы наименее пострадали самипомещики, а крепостной за себя должен был выплатить значительный выкуп. Так чтопосле освобождения, крестьяне все равно оставались в полной зависимости отпомещика. Безусловно, подобное освобождение вызвало недовольство даже средиконсерваторов. История и экономическое развитие требовали однозначной отменыкрепостного права.
Отмена крепостного прававызвала цепную реакцию реформирования. Административная деятельность давнотребовала реформы управления, законности и порядка. Не смотря на то, чтогосударственный строй не изменился, и верховная власть все также оставаласьабсолютной, правительство все-таки было вынуждено пойти на административныереформы. Раскрепощение повлекло за собой проведение целого ряда иных реформсоциального, экономического, а главное политического характера, для того чтобыприспособить органы управления к новым историческим условиям, ккапиталистическому развитию [2].
Так как, царизм дажемысли не допускал о каком-либо малом ограничении своей верховной власти ивведении конституции в России, он был вынужден «либеральничать» с дворянством ибуржуазией, то есть пойти на некую уступку в делах местного управления. Даннаяуступка была продиктована крайне мало организованным состоянием местногоуправления, полной не способностью бюрократии старой закалки вникнуть в новыеочень сложные задачи, которые поставила реформа 1861 года.
И так, в 1864 году былисозданы земства – выборные органы власти в пределах одной губернии. Эти органыне имели политической власти, а занимались исключительно вопросами хозяйства икультуры. В их ведении было строительство дорог, здравоохранением, образованиеи тому подобное. По закону земства были выборными органами, куда входили всеслои общества: дворянство, буржуазия, крестьяне. Однако господствующееположение в них все-таки занимали помещики. Таким образом, правительствочастично вознаградило дворян за потерю ими феодального владения [3].
Следующей в цепочке былареформа суда. До этого суды были сословными, то есть каждое сословие имело свойсобственный суд, и не гласными, заседания проводились при закрытых дверях иподсудимые не имели защитников. Такой суд был полностью зависим отадминистрации. Злоупотребления в суде существенно подрывали авторитет верховнойвласти. В обществе росло недовольство к суду, что и привело к судебной реформев 1864 году. Суд был отделен от администрации, стал единым для всех сословий,гласным. Был введен состязательный процесс: обвинение против защиты.
Досадное поражение в Крымской войне показало, чтоармия тоже требует реформ. Отмена крепостного права создала условия дляформирования более многочисленной армии. Новая военная техника, передовыестратегии и тактики ведения боя, рост численности армий других государств и непростая международная обстановка принудила царское правительство пересмотретьсвое отношение к комплектованию армии. Было отменено рекрутство на 25 лет, котороеочень «старило» армию. А вместо него в 1874 году была введена всеобщая военнаяповинность для мужчин, достигших 21 года. И все же, наряду с переменами в армиимногое осталось прежним: офицерский состав остался дворянским, муштра ибесправие солдат [4].
В пореформенной Россииочень быстро наметился процесс развития городов. Архаичность системы городскогоуправления, стало очевидным сразу же после ликвидации крепостного права [2].
Проведенныепреобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу дляэволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизиласьк передовой для того времени европейской социально-политической модели. Былсделан первый шаг по расширению роли общественной жизни страны и превращенииРоссии в буржуазную монархию.
2. Реформа городскогоуправления
Весной 1862 года началасьработа по разработке проекта городской реформы. В губернских и уездных городахсоздались 509 комиссий, основной задачей которых было составление предложенийпо реорганизации городского управления. Естественно, что большинство комиссийвысказалось в пользу того, чтобы избирательные права были доступны всем слоямгородского населения. Однако так называемый принцип «всесословности» неустраивал правительство, что существенно затягивало процесс рассмотренияпроекта городового положения.
Министерство внутреннихдел под руководством П.А. Валуева составило сводку материалов собранныхкомиссиями, и на ее основании в 1864 году выработало «Городовое положение». Вмарте 1866 года этот проект был вынесен на обсуждение Государственного совета,где благополучно пролежал «без движения» еще 2 года. Подготовка городскойреформы проходила в условиях усиления реакционного курса самодержавия. Когдазатягивать и откладывать проведение реформы стало более не возможным, решенобыло таки принять принцип «всесословности», и Александр II 16 июня 1870 года утвердилизмененный проект «Городового положения», которое стало законом [5]. Это сталоначалом второй значимой реформы местного самоуправления.
2.1 Учреждениягородского общественно управления
Компетенция городскогоуправления была тесно ограничена рамками хозяйственных вопросов, что былооговорено в статье 2 «Городового положения» [5]. А именно было определено, чток предметам городского управления принадлежат:
- дела по внешнемублагоустройству города;
- заведованиеустройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, садов, парков,водопроводов, каналов, сточных труб, прудов, мостов и так далее;
- дела касательныеблагосостояния городского населения;
- меры пообеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров;
- предостережениепротив пожаров и других бедствий и об обеспечении причиняемых ими убытков;
- попечительство обучреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройствепристаней, биржи и кредитных учреждений;
- попечительство обблаготворительных заведениях и больницах, и заведование ими на основаниях,указанных для земских учреждений.
Согласно статье 15 «Городового положения» подучреждениями городского самоуправления подразумевалось:
- городскоеизбирательное собрание;
- городская дума;
- городская управа.
Городское избирательное собрание быломалофункциональным. Единственной его задачей было, согласно статье 16, собраниедля избрания гласных в городскую думу один раз в 4 года.
Городская дума избираласьраз на 4 года, и стать ее членом мог каждый, кто имел право голоса, исключениебыло указано в статье 35, согласно которой число «нехристиан» не должно былопревышать третью часть от общего числа гласных. Возглавлял городскую думугородской голова, который избирался тоже на 4 года из числа гласных и не могбыть еврейской национальности.
Основными функциямигородской думы являлись:
- назначениевыборных должностей и дела общественного устройства;
- назначение содержаниядолжностным лицам городского общественного управления и определения егоразмеров;
- установление,увеличение и уменьшение некоторых видов городских налогов и сборов: с движимогоимущества, с документов на право торговли и промышленности, с трактиров,постоялых дворов и продуктовых лавок, с извоза, с частных лошадей и экипажей, сквартир и жилых помещений, с животных (в частности с собак), с аукционов;
- сложение недоимокпо городским сборам;
- отчисления насодержание мостовых, тротуаров, чистки улиц за счет средств города ипереложение натуральных повинностей в денежные.
Расходы на содержание и функционирование думы включалив себя расходы на управление, на общественные здание и помещения, на городскиезаймы, на учебные и благотворительные заведения, на содержание воинских частей,полиции, тюрем. Данные расходы контролировал губернатор, все также назначаемыесамодержавием.
Заседания городской думыназначались в 3-х случаях: по желанию городского головы, по желанию губернатораили же по требованию не менее пятой части гласных. Порядок вынесенияпредложения на всеобщее обсуждение с целью принятия его во многом схож спроцессом вынесения предложения в нынешних местных городских советах. Точно также как и сейчас, в то время гласный, который намеревался вынести на заседаниегородской думы предложение, должен был сообщить городскому голове о сути оногопредложения за 3 дня. В случае нарушения данной процедуры, обсуждения попредложению могли состояться, но решение по нему откладывалось до следующегозаседания.
Третьим органомгородского управления была городская управа, которая также избиралась на 4года, но половина ее состава должна была обновляться каждые 2 года. В статье 72«Городового положения» описаны функции управы:
- непосредственноезаведование делами городского хозяйства и общественного правления;
- исполнениеопределений (решений) думы, собирание нужных для нее сведений;
- составлениегородских смет;
- взимание ирасходование городских сборов на установленных думой основаниях ипредоставление в думу, в назначенные сроки, отчетов о своей деятельности.
Городская управа могла признать указание (определение)городской думы незаконным большинством голосов, и не приводить данное указаниев действие, о чем должна была известить городскую думу. В таких случаях длярешения данного вопроса необходимо было вмешательство губернатора.
Как и земства, органы городского самоуправлениязависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений. И все же,создание новых органов самоуправления способствовало становлениюобщественно-политической и культурной жизни, и существенно помогло развитиюторговли и промышленности в российских городах.
2.2 Выборы в городскуюдуму
Согласно «Городовомуположению» в России в 509 городах вводились новые формально бессословные органыгородского самоуправления - городские думы, которые избирались раз на 4 года.Право избирать и быть избранным получили лишь обладавшие определеннымимущественным цензом плательщики городских налогов. По размерам уплачиваемогоими городу налога они разделялись на три избирательных собрания: в первомучаствовали наиболее крупные плательщики, уплачивающие треть общей суммыгородских налогов; во втором - средние налогоплательщики, уплачивающие такжетреть налогов; в третьем – мелкие налогоплательщики, которые выплачивалиоставшуюся треть налогов [5].
В выборах в органыгородского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей.Предъявленные требования сводились к следующему (статья 17 «Городовогоположения»):
- избиратель долженбыть мужчиной;
- избиратель долженбыть русским поданным;
- избиратель долженбыть не моложе 25 лет;
- избиратель долженвладеть в пределах города, на правах собственника, недвижимостью, с которойподлежал налоговый сбор в пользу города, или должен содержать торговое илипромышленной предприятие;
- за избирателем недолжны числиться недоимки по городовым сборам налогов.
Не допускались к выборам лица, которые ранее былисудимы, снятые с должности, подследственные и лица лишенные духовного сана.
Все городские избирателив соответствии с имущественным цензом. Согласно статье 24 все лица, которыеимели право участвовать в выборах, заносились в избирательные списки по мереубывания суммы сборов с них и делятся на три группы (курии) по одной трети всехсобранных сборов. Каждая группа выбирала треть от общего числа гласных такимобразом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному положению,приходилось максимальный процент избранных гласных. Это и определилодоминирующую позицию крупной и средней буржуазии в городской думе, котораятеперь очень легко могла защищать интересы своего капитала.
Данная система былазаимствована у Пруссии. Она отдавала городское управление в руки купечества,которое своим богатством значительно возвышалась над остальными сословиями.Юридическая всесословность фактически привела к преобладанию одного сословия.
Выборы и деятельностьгородских дум находились под неусыпным контролем государственных чиновников.Так городской голова избирался из числа гласных губернатором, или, в крупныхгородах, министром иностранных дел.
2.3 Результатыпроведения городской реформы в городах и
регионах Российскойимперии
Процесс внедрениягородского самоуправления в различных регионах проходил по-разному и имелразные последствия.
Поскольку московское городское управление, которое привсем своем не высоком уровне организации в тот период, все-таки являласьобразцом для других городов России. Распорядительную думу заменила Городскаядума, которая была наделена более широкими правами общественного управления[3]. Результатом внедрения городской реформы было: практически неконтролируемоеи неуправляемое разрастание города под давлением интересов фабрикантов,землевладельцев, купечества. В застройке города стали появляться и множитьсяновые типы зданий – доходные жилые многоквартирные дома для наиболееобеспеченных слоев населения, казармы для рабочих, крупные магазины, зданиябанков, железнодорожные вокзалы. Проявлением зачатков капитализма былопоявление доходных домов – построенных не для обслуживания владельцев, а сцелью получения дохода от сдачи его в аренду. Потребность как в жилых, так и вторговых площадях была очень высокой, стоимость строительных участков в центревсе время возрастала. Следствием было увеличение высоты зданий. Уже в 1874 годубыл построен пятиэтажный дом на Ильинке.
Особенности ПетербургскойГородской думы заключались в том, что любой городской обыватель при желании могузнать, чем занимаются его представители и о чем они говорят, что обсуждают,какие группы и партии они образуют. В думе появилась оппозиция – так называемаяинтеллигентная партия. Она не была достаточно организованной, но еепредставляли незаурядные личности, оставившие значимый след в истории.Результатами работы городской думы было строительство водопровода, появлениеконных маршрутов коих стало 26 общей продолжительностью 84 версты. Благодарядуме за 3 года в городе открылось 72 новые школы. Стало развиватьсяздравоохранение особенно после эпидемии тифа в 1877 году. В 1881 году былаоткрыта Военно-Медицинская академия. В 1880 году в Петербурге прошел успешноеиспытание первый трамвай.
Городовая реформа 1870 года сразу же даровалаГородовое положение многие городам Украины, готовность которых к новомусамоуправлению была неоспорима [6]. Реформа очень способствовала развитиюХарькова, который стал не только административным и культурным, нопромышленным, финансовым и транспортным центром. Всесословный характерреформированных органов городского самоуправления позволил привлечь вмуниципальной деятельности наиболее образованную и подготовленную частьнаселения, в первую очередь интеллигенцию. Перед городским самоуправлениемвозникли новые, более сложные задачи по организации и управлению городскимхозяйством. Количество жителей города существенно возросло, и управлениевынуждено было решать актуальнейшие проблемы, такие как водоснабжение,канализация, благоустройство улиц и площадей, порядок на рынках и базарах,поддержание санитарно-эпидемиологической обстановки.
Внедрение и развитиесамоуправления в различных регионах породило целый ряд муниципальныхориентаций. Московская ориентация была знаменита системой местных налогов игородской статистикой, петербургская обращала огромное внимание напредставительности города, киевская была ориентирована на создание новых сложныхтехнических систем городской инфраструктуры, харьковская выделяла гуманитарныеприоритеты, а одесская занималась проблемами дорожных покрытий.
Все крупные городаРоссийской империи получили после реализации «городового положения» 1870 годазначительный толчок к развитию. Совсем иначе обстояли дела в отдаленныхрегионах.
На территории Коми из-замалочисленности дворян, отсутствия крупного землевладения, экономическойотсталости и якобы «умственной бедности основной массы коренного населения,городская реформа затянулась на несколько лет. Предшествующая ей земскаяреформа с большим трудом воспринималась местным населением и была реализованатолько в 869 году. После городской реформы регион так и остался отсталым ималоразвитым. Слабо процветала торговля, дорожное управление и транспортноехозяйство не было организовано совсем. Образование и здравоохранение доставляложелать лучшего.
В Западной Сибиринаиболее прогрессивный и современный характер хозяйственное планирование, послепринятия Городового положения, носило в Омске, где были наибольшие расходы избюджета на развитие города. В Тобольске и Томске роль местного общественногосамоуправления первоначально была выражена слабо. На этих территориях большуюроль в формировании городской политики по-прежнему играли губернаторы игубернские правления.
Основной проблемой развития провинциальных городовбыло то, что значительная часть доходов являлась обязательной по закону иуходила вовсе не городские нужды, а на содержание правительственных учреждений,полиции, военной квартирной повинности и прочая [7]. Благодаря этому русскиегорода не являлись полновластными хозяевами и распорядителями своих собственныхсредств и испытывали существенные трудности в решении городских проблем.
3. Значение реформгородского самоуправления для России
Решающее значение дляразвития страны и выхода из политического кризиса во второй половине XIX века имели реформы 60-70-х годов,организатором которых был император Александр II. Разумеется, что главной из этих реформ была отмена крепостногоправа. Однако важное значение в повороте России на пути к индустриализацииимели и другие буржуазно-либеральные реформы. В числе земская реформа 1864 годаи городская реформа 1870 года, первая стала основой для второй.
Земская реформа ввела новыеорганы местного самоуправления - уездные и городские земства, которые состоялииз выборных представителей всех сословий. Распорядительными органами былиуездные и губернские собрания, а исполнительными были соответственно уездные игубернские управы. Избирательное право обуславливалось исключительноимущественным цензом. И хотя круг вопросов, которые решали земства, былограничен хозяйственными делами, за пределы которого они не могли выходить,деятельность земств способствовала индустриальному развитию страны. Работа вземствах помогала формированию гражданского сознания. Их служащие оказывалисодействие распространению агрономических знаний в деревнях, строении школ,больниц, дорог, поднятию местной промышленности.
Городская реформазакрепляла систему органов городского общественного управления: городскоеизбирательное собрание, городскую думу и городскую управу. Думу и управувозглавлял городской голова. Избирательная система очень напоминалаизбирательную земскую систему - имущественный ценз, курии и так далее. Органыгородского самоуправления в значительной степени зависели от государственныхбюрократических и политических учреждений. Однако создание новых органовспособствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помоглоторгово-промышленному развитию русских городов [8].
Как результат реформосуществилось реформация русского общества, основная масса населенияприобщилась к гражданской жизни. Была заложена основа для новой русскойполитической культуры, характерной для того времени. Проведенные реформыотвечали основным тенденциям развития ведущих мировых государств. Онизначительно продвинули Россию на пути экономического и политического развития.Но даже после них, Россия оставалась самодержавной абсолютной монархией.Реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическоеустройство России в соответствии с потребностями второй половины XIX века, мобилизовав всехпредставителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первыйшаг к формированию правового государства и гражданского общества.
Выводы
После отмены крепостногоправа в 1861 года капитализм в России утвердился как господствующая формация.Из России аграрной страну превращалась в аграрно-индустриальную: быстроразвивалась крупная машинная индустрия, возникли новые виды промышленности,складывались новые районы капиталистического, промышленного исельскохозяйственного производства, разветвлялась сетка железных дорог,сформировался единый капиталистический рынок, произошли важные и социологическиесдвиги в стране.
Период 60-70-х годов XIX века имел огромное значение дляРоссийской империи, так как определил её дальнейшее развитие, превращениеРоссии в буржуазную монархию. Буржуазные реформы хоть и были значительным шагомвперед, несли в себе крепостнический характер. Проведенные сверхусамодержавием, эти реформы были половинчатыми и непоследовательными. Наряду спровозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании итак далее, реформы ограждали сословные преимущества дворянства и фактическисохраняли бесправные положение податных сословий. Уступки, которые сделали длякрупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий.
Таким образом, следуетотметить тот факт, что основные задачи, которые правительство ставило передсобой, были выполнены, хотя и не в полной мере. Принципы, заложенные в реформахгородского управления, суда, образования, печати, военного дела, сильноповлияли на положение страны в дальнейшем и позволили стать одной из мировыхдержав.
Россия вышла на новый,капиталистический путь своего развития.
Список использованныхисточников
1. Исаев И.А.История государства и права России: Учеб. пособие. — М.: Юрист, 1993. –198с.
2. Великие реформы вРоссии,1856 – 1874/ Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла.– М.: Изд-во МГУ, 1992. – 333с.
3. “Хрестоматия поистории СССР. 1861-1917 “ ., Под ред. В.П. Тюкавина., М.,“Просвещение”, 1990.–224с.
4. Городовоеположение 16 июня 1870 г. — Чичерин Б.Н. Земство иМосковская Дума.- М., 1934 г.- 372с.
5. ИсаевИ.А. История Отечества. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Юристъ 1998г. 304 с.
6. Федоров В.А.История России 1861-1917 гг. Учебник для вузов.- М.: Высшая школа, 2001.- 384с.
7. Чернобаев А.А.,Горелов И.Е., Зуев М.Н. и др. « История России»: Учебник для ВУЗов. – М.:«Высшая школа», 2001.-479с.