Реферат по предмету "Государство и право"


Реализация принципа "Одно окно" в Беларуси

Реализацияпринципа «Одно окно» в Беларуси
С 1 января 2006 года встране началась работа, цель которой — кардинально изменить порядок решениявопросов, по которым люди обращаются в государственные структуры.
Задача подебюрократизации работы госорганов была поставлена Главой белорусскогогосударства в 2004 году при подписании Решения республиканского референдума.
Александр Лукашенкосчитает недопустимым, чтобы «труженик, который приходит к чиновникам сосвоими заботами, стоял часами в очереди, думая, соизволят его сегодня принятьили придется ехать домой „несолоно хлебавши“. Такого быть не должно,чтобы человек, затратив свой выходной или отпросившись с работы, не попал наприем к чиновнику».
«Надо прекратитьхождение людей по кабинетам за справками, — подчеркнул Глава государства. — Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый — чтобызапросить нужный ему документ, второй — чтобы его получить. Всю необходимуюинформацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно,а не требовать разного рода справок от граждан. В этом суть принципа»одного окна".
В 2005 году ПрезидентРеспублики Беларусь подписал Декрет № 13 и Указ № 465, дополняющие Указ от 12мая 2005г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершениянотариальных действий», согласно которому работа нотариата должнаосуществляться по принципу «одного окна».
Для этого нотариусамбыли предоставлены дополнительные полномочия на получение из республиканскихорганов государственного управления и иных организаций Беларуси документов исведений, необходимых для совершения нотариальных действий.
16 марта 2006 года былподписан Указ № 152 «Об утверждении перечня административных процедур,выполняемых государственными органами и иными государственными организациями пообращениям граждан за выдачей справок или других документов».[i]
Указом №152 утвержденприлагаемый перечень административных процедур, выполняемых государственнымиорганами и иными государственными организациями по обращениям граждан завыдачей справок или других документов.
-Установлено, чтообороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрациинедвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по реализациигражданам работ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иныхработ (услуг) по выдаче справок и других документов в отношении недвижимогоимущества освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
-Национальному центруправовой информации предписано обеспечить издание перечня административныхпроцедур, выполняемых государственными органами и иными государственнымиорганизациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов,утвержденного настоящим Указом, в количестве, необходимом для работы сгражданами в государственных органах и иных государственных организациях.
 -Совету МинистровРеспублики Беларусь, совместно с облисполкомами и Минским горисполкомомосуществлять систематический анализ проблемных вопросов, касающихся организацииработы по обращениям граждан за выдачей справок и других документов на основезаявительного принципа ”одно окно“, и принятие необходимых мер по корректировкеактов законодательства.[ii]
Данный Указ являетсяеще одним шагом по пути дебюрократизации госаппарата и направлен на упрощение,создание более доступной и понятной для граждан процедуры обращения вгосударственные органы и иные государственные организации за получением справоки других документов, а также на недопущение нарушения прав и законных интересовграждан со стороны должностных лиц государственных органов и иныхгосударственных организаций.
Указом утвержденперечень административных процедур, выполняемых государственными органами ииными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справокили других документов. Данный Перечень предусматривает следующие позиции:наименование административной процедуры, государственный орган (организация), вкоторый гражданин должен обратиться, размер платы, взимаемой за выдачу справкиили другого документа, максимальный срок рассмотрения обращения и выдачисправки или другого документа. Также Перечень содержит документы и сведения,представляемые гражданином при его обращении в государственный орган или инуюгосударственную организацию. Другие необходимые документы и сведения,предусмотренные законодательством, в установленном порядке будут запрашиватьсяэтим государственным органом или иной государственной организациейсамостоятельно.
Перечень включает 414административных процедур, которые классифицированы по определенным сферамдеятельности и размещены в тематических разделах (жилищные правоотношения,здравоохранение, связь, природопользование, архитектура и строительство, труд исоциальная защита, транспорт, полученные доходы и уплаченные налоги,регистрация недвижимости и сделок с ней и др.).
Кроме того, в целяхуменьшения размера платы, взимаемой с граждан за выдачу справок или иныхдокументов в сфере государственной регистрации недвижимости и сделок с ней,Указ освобождает от обложения налогом на добавленную стоимость обороты пореализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимогоимущества, прав на него и сделок с ним, а также обороты по реализации гражданамработ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иных работ (услуг)по выдаче справок и других документов в отношении недвижимого имущества.
Не логично было бы невспомнить Директиву Президента Республики Беларусь № 2 от 27 декабря 2006 г. «Омерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», в которойуказано на то, что  поступающие на рассмотрение Главы государства обращенияграждан — это проявляемые некоторыми чиновниками формализм, волокита,бумаготворчество, чванство, неуважение к людям, безразличие к их судьбам ипотребностям, что подрывает их доверие государству.
Директивой №2 такжепредписано:
— считать состояниеработы с гражданами одним из основных критериев оценки деятельностигосударственных органов.
Руководителямгосударственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного,ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам.
По каждому случаюформализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людямпроводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекатьвиновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;
— пересмотреть режимработы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов,осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов,определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни долженначинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а такжеосуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетомколичества и специфики обращений.
Руководителигосударственных органов несут персональную ответственность за обеспечениеуказанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также вподчиненных организациях;
— не допускать наличияочередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственныхорганах.
В случаесистематического возникновения в государственном органе ситуаций, указанных вчасти первой настоящего подпункта, принимать безотлагательные меры поустранению этих явлений и порождающих их причин;
— исключить случаинеобоснованного вызова граждан в суды, прокуратуру, органы внутренних дел,государственной безопасности, финансовых расследований, Комитетагосударственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы,их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актамивремени, а также сверх времени, необходимого для производства процессуальныхдействий;
— расширить практикуиспользования телефонных «горячих линий», регулярного проведениядолжностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч снаселением по месту жительства и в коллективах работников.
При этом поднимаемыегражданами вопросы, не требующие специальной дополнительной проверки иотносящиеся к компетенции соответствующего должностного лица, должны решатьсябезотлагательно. Иные вопросы должны быть рассмотрены в течение одного месяцасо дня обращения. др.
Прокуратуре РеспубликиБеларусь предписано усилить надзор за соблюдением законодательства при принятиирешений должностными лицами государственных органов, а также судебных решенийпо гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях,затрагивающих права и законные интересы граждан.
Контроль за выполнениянастоящей Директивы возложен на высший орган исполнительной власти РеспубликиБеларусь — Совет Министров Республики Беларусь, и Комитет государственногоконтроля.[iii]
Несложно обратить внимание на датывышеуказанных законодательных актов. Получается, что 16.03.2006 Указом №152 утвержден перечень административных процедур, а Директива №2 «О мерах подальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» выходит только 27.12.2006.Совету Министров Указом № 152 предписывалось в шестимесячный срок осуществитьмеры, направленные на приведение актов законодательства в соответствие с даннымУказом, и иные меры по его реализацииii. Вероятнее всего, было решено — чтоправительство справилось со своей задачей, только не за 6, а за 9 месяцев (11дней отдадим на опубликование и вступление в силу), и принятая Директива вособой форме, доступно и внятно объяснила позицию правительства в решении этоговопроса.
И один и второй документ подписан ПрезидентомРеспублики Беларусь, т.е. фактически они приравниваются к закону и являютсяобязательными для исполнения всеми гражданами Республики Беларусь.
Основные понятия, такие как обращение, предложение,жалоба и др. описаны еще в Законе Республики Беларусь № 407-XІІІ «Об обращенияхграждан» вышедшем6 июня 1996.(Изменения и дополнения: Закон от 1ноября 2004 г. № 340–З). Так согласно вышеуказанногоЗакона:
 обращение — индивидуальное или коллективноепредложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган,иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме;
предложение — рекомендации по улучшению деятельностигосударственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованиюправового регулирования отношений в государственной и общественной жизни,решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфердеятельности государства и общества;
заявление — ходатайство о реализации прав, свобод и(или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;
жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и(или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями(бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций илиграждан.
А настоящий Закон призванрегулировать обращения граждан с индивидуальными и коллективными предложениями,заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (кдолжностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалобграждан.[iv]
В принципедокументально все оформлено на должном уровне, даже продумано сколько дней внеделю, и сколько времени руководитель государственной организации долженуделять времени работе с гражданами, т.е. «не нужно изобретать велосипед», нокак это работает на практике? В наши дни в государственных учрежденияхпоявились стенды с широкой и звучной надписью «Одно окно», (появились они около2-3 лет назад, но наконец-то в большинстве организаций их оформили на должномуровне). На таких информационных стендах размещается необходимая информация оструктуре учреждения, порядке работы и времени отведенном на работу сгражданами, кое-где даже размещены фотографии руководителей и заместителей(пример: «Гомельский городской отдел по чрезвычайным ситуациям»). Действительноиногда очень сложно застать на месте прокурора района и тем более области или,к примеру, начальника отдела внутренних дел города, люди занятые, а на граждани внимание обратить некому, как говорится – «Прокурор сам приедет, если чтослучится». Законодательство же предполагает постоянное нахождение руководителялибо его заместителя на рабочем месте во время, отведенное для работы сгражданами — если необходимо обратиться непосредственно к руководителю,заместителю, а если в перечне административных процедур предусмотрен Ваш вопрос,то необходимо только написать заявление (например, в приемной руководителя), иждать письменного ответа до одного месяца (если не требуется проверочныхдействий). Также с положительной стороны можно отметить отмену оплаты занекоторые виды «справок» или им подобных документов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.