1. Потребительское равновесие 2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 3. Микроэкономический анализ рынков, факторов производства 16 Использованная литература 1. Потребительское равновесие Каждый человек в процессе принятия собственного решения о трате своего дохода пользуется собственными вкусами и потребностями. Ресурсы потребителя, как и какого-либо другого экономичного агента, ограничены
относительно его желаний. И хоть мы не можем предвидеть, на что конкретно потребитель потратит свой доход, мы можем сформулировать основные принципы, которые определяют те или иные решения потребителя, а так же условия, при которых обеспечивается максимизация его выгоды. В анализе поведения потребителя мы исходим из предположения о его суверенитете, что означает, что он принимает решения самостоятельно. Теория потребительского выбора позволяет дать ответ на вопрос о том,
как люди осуществляют свой выбор и как влияют на него цены товаров, доход и структура других потребностей. В основе этой теории лежит гипотеза рационального поведения потребителя, которая означает, что потребитель: • Знает, чего он хочет; • Может сравнивать доступные ему наборы товаров; • Выбирает набор товаров, которому он отдает предпочтение. Моделирование процесса принятия решений потребителем охватывает три этапа:
На первом этапе мы должна формализовать его личные вкусы и предпочтения, то есть определить чего он желает. На втором этапе мы формализуем, что он может, то есть то, что он может потребить реально исходя из его доходов и рыночных цен на блага. На третьем этапе мы должны совместить желания потребителя с его возможностями. Для моделирования первого этапа теории вводится понятие необходимости как субъективной ценности определённого товара для потребителя в определённый момент времени.
Необходимость – объективное отношение людей к товару. Дальше рассмотрим необходимость не определённого товара, а всего набора потребительских благ. Известно два подхода для измерения необходимости – количественный и порядковый. Количественный подход к необходимости предусматривает, что необходимость может иметь количественное измерение, то есть определяется функционально. Функция необходимости показывает зависимость необходимости
от общего количества потребительских благ. U = ƒ (X, Y), где U – уровень необходимости; X, Y – количество потребительских благ. Для оценки изменения необходимости используется понятие придельной необходимости. Придельная необходимость (MUx) благ Х – изменение общей необходимости набора товаров при изменении при изменении количества данного блага на единицу.
Придельная необходимость уменьшается при увеличении количества товаров, которые есть в распоряжении потребителя (первый закон Госена). Необходимость зависит не только от потребительских свойств, но и от его количества. Порядковый подход к необходимости предусматривает возможность оценивать только то, какому набору благ отдаётся предпочтение, а не количественную разницу в необходимости. То есть потребитель может упорядочить разные наборы благ относительно к собственным предпочтениям.
В основе порядкового подход лежат такие аксиомы относительно желаний потребителя: 1. Равнозначность всех возможных наборов товаров А и В предпочтений потребителя: потребитель всегда может сравнить два набора, то есть определить, отдаёт он предпочтение товару А по отношению к товару В, или наоборот, или безразличный в выборе между А и В. 2. Транзитивность в структуре предпочтений: если набору
А отдаётся предпочтение по отношению к В и В отдаётся предпочтение по отношению к С, то набору А отдаётся предпочтение по отношению к С. 3. Не насыщенность: потребитель всегда отдает высший рейтинг тому набору, который содержит больше количество товара. Любая комбинация благ Ха или Yа может быть показана как соответственная точка А в системе координат (X,Y) (см. рис. 1). Кривая выбора – это линия равной выгоды, все точки которой
характеризуют наборы товаров, которые обеспечивают потребителю одинаковый уровень выгоды U = U0 (см. рис. 1). (рис. 1 Кривая выбора) Как видно с рисунка 1 кривая выбора выпукла к началу координат. Это требует определённых пояснений относительно её выгляда. Допустим что потребитель делает свой выбор на пользу набора (Ха, Yа), которому отвечает точка А, что обеспечивает ему уровень необходимости
U0 (см. рис1). Если потребитель выбирает набор (Хв, Yв), то он наход ится в точке В этой же кривой выбора. При этом потребитель в обоих точках потребитель получает равную выгоду, хотя, проходя от А к В, он увеличивает потребление блага Х на величину ∆Х = Хв - Ха и одновременно уменьшает потребление товара Υ на величину -∆Υ =
Υв - Υа. То есть, для того чтобы потребить большее количество одного блага в наборе, потребитель должен отказаться от определённого количества другого блага. Это означает, что потребитель меняет ∆Υ единиц Υ блага на ∆Х единиц блага Х. Количество блага Υ, от которого потребитель готов отказаться в обмен на дополнительную единицу блага Х при постоянном общем уровне выгоды, называется придельной нормой замещения благ.
Следующий этап – моделирование ограничений, что определяет множество возможностей потребителя, то есть множество наборов товаров, доступных потребителю. Для удобства геометричной интерпретации рассмотрим случай, корда потребитель полностью тратит весь свой доход I на приобретение только двух товаров Х и Υ. Тогда бюджетное ограничение будет иметь выгляд: Рх *
Х + РΥ * Υ = I Где Рх и РΥ – цены соответствующих товаров. Отсюда: Υ = I _ Рх Х РΥ РΥ * 1 Бюджетная линия – геометричное место точек, которые характеризуют все наборы товаров Х и Υ, на приобретение которых при ценах Рх и РΥ потребитель полностью вытачает свой доход.
Определенные наборы товаров при заданном доходе и ценах вообще недосягаемы потребителю (U3, U4), потому что находятся за пределами его возможностей. Точка А и В на кривой безразличия U1 не может обеспечить максимизацию выгоды, потому что при своём доходе потребитель имеет возможность получить высший уровень потребности, находясь на максимально высокой кривой выбора. Точка Е – точка равновесия потребителя.
Максимальная выгода достигается в точке Е, где линия бюджетного ограничения касается кривой выбора, то есть в точке, где наклон кривой бюджетного ограничения равняется наклону кривой выбора. Значит, в точке оптимума потребителя: _ ∆Υ ‗ Рх ; MRSxy ‗ Рх ∆Х Ру Ру исходя из формул: MRSxy = MUx и MRSxy ‗ Рх MUy Ру условие равновесия можно записать таким образом:
MUx ‗ Рх или MUx ‗ MUy MUy Ру Рх Ру Последние соотношение называется принципом равной пользы. Согласно с этим принципом, потребитель максимизируя выгоду, покупает товары в таких объёмах, что бы конечная польза в расчете на одну денежную единицу были равны. В общем задача выбора потребителя выглядит как выбор им из затрат своего дохода
I на приобретение некоторого количества конкретного товара Х, с одной стороны, и приобретение других товаров с другой. В этом случае мы имеем дело с так называемым расширенным бюджетным ограничением, которое имеет вид: I = Px * X + ∑i PYi * Yi, где Px * X затраты потребителя на товар Х; ∑i PYi * Yi = Υ затраты на все другие товары, т.е. Υ =
I – Px * X Значит, потребитель будет покупать товар до тех пор, пока придельная польза товара Х (для данного потребителя в данный момент времени) будет ровняться его рыночной стоимости. Такая модель выбора потребителя (когда другой товар – это затраты на остальные товары и услуги) является ближайшей к действительному выбору, при котором потребитель каждый раз решает для себя задачу: использовать доход для покупки товара Х или оставить его для приобретения всех других благ.
И в этом случае придельная стоимость товара Х является готовностью отказаться от определённого количества дохода в денежных единицах в обмен на дополнительную единицу товара. 2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде Следует подчеркнуть, что о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно к краткосрочному периоду функционирования фирмы. Другими словами, исходя из анализа видов издержек и их динамики, мы можем провести различие между краткосрочным
и долгосрочным периодами функционирования фирмы. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными, фирма может изменять объем выпускаемой продукции только с помощью изменения величины переменных издержек. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточно длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла изменить свои производственные мощности. Так при наличии безработицы и нахождении на рынке труда работников соответствующей квалификации легко
увеличить объем производства за счет массы живого труда. Аналогичная ситуация может иметь место при использовании дополнительных ресурсов сырья или энергии. Естественно, что при этом приходится учитывать специфику производства. Так, прирост объема продукции (например, в производстве мебели по индивидуальным заказам) можно легко получить путем привлечения дополнительных рабочих.
Но совершенно иная ситуация складывается, когда необходимо расширить производственные мощности, площади производственных помещений и т.п. Здесь необходимое время измеряется месяцами, а иногда, скажем, в тяжелом машиностроении или металлургии – годами. Из этого следует, что просто необходимо при экономическом анализе различать краткосрочный и долгосрочный периоды. С точки зрения экономики, суть различия состоит в возможности изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые
производственные мощности, но возможно повысить степень их использования. В пределах долгосрочного периода можно расширить производственные мощности. Конечно, рамки этих периодов для различных отраслей различны. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимилизации прибыли. В одной и той же отрасли действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами,
организацией и технической базой производства, а значит, и с разным уровнем издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке. В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обусловливает появление новых фирм и сохранение старых.
Снижение цены приводит к тому, что предприятия с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть. Ниже показаны три возможных варианта положения фирмы на рынке. Если линия цены Р лишь касается кривой средних издержек АС в минимальной точке М, то фирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные издержки. Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли.
Следует особо подчеркнуть, что говоря о нулевой прибыли, мы не имеем в виду, что фирма вообще не получает никакой прибыли. Как уже было показано, в издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, который фирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли. Иными словами, нормальная прибыль как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора
предпринимательства, является составной частью издержек. Обычно фактор предпринимательства рассматривается как постоянный фактор. В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки. Если средние издержки ниже цены, то фирма при определенных объемах производства (от Q1 до Q2) получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. сверхприбыль, или квазиренту.
Наконец, если средние издержки фирмы при любом объеме производства выше рыночной цены, то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка. Динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема производства. Действительно, если средние издержки ниже цены, то на этом основании мы можем лишь утверждать, что
в интервале от Q1 до Q2 находится зона прибыльного производства, а при объеме производства Q3, которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта. Однако означает ли это, что точка Q3 – это точка оптимального объема производства, где фирма достигает своего равновесия. Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек не показывает, где достигается этот
максимум. В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, т.е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства n единиц и издержками производства n-1 единиц: МС=ТСn-ТСn-1, валовые общие издержки. Ниже показана динамика предельных издержек. Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому, что постоянные издержки существуют
независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции. Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т.е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих
средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М. Производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода (выручки) представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n и n-1 единиц продукции:
MR=TRn-TRn-1. В условиях свободной конкуренции, как известно, производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен цене: MR=P. Введя понятия предельных издержек и предельного дохода, мы можем теперь более точно определить
точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает производство, добившись максимально возможной при данной цене массы прибыли. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.
Ниже показано, что с увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного рыночной цене Р1, в точке М, соответствующей объему производства Q1. Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.
Таким образом, условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС=MR. Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид МС=Р. Соотношение предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнальная система, которая
информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Однако нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитывают постоянных издержек. Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции
на цену (TR=Q*AC). Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объем получаемой прибыли. Рассмотрим три возможных рыночных ситуации. Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек, валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.
Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек, то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, т.е. прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Q2 средние издержки будут равны С2, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OC2LQ2. Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника
C2P2ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли. На третьем рисунке показана иная ситуация: средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену. В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС=Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства (площадь заштрихованного прямоугольника P3C3LM минимальна именно при объеме производства Q3).
Рассмотрим эту последнюю ситуацию подробнее. От убытков в рыночной экономике не застрахован никто. Поэтому, если в силу тех или иных причин (например, неблагоприятной конъюнктуры рынка). Фирма не получает прибыли, то она должна минимизировать убытки. Если рассматривать поведение фирмы в краткосрочной перспективе, когда она по-прежнему остается на данном рынке, то, что для нее предпочтительнее – продолжать работать и производить продукцию или временно остановить
производство? В каком случае убытки будут меньше? Обратим внимание, что когда фирма ничего не производит, она несет только постоянные издержки. Если же она производит продукцию, то к постоянным издержкам добавляются переменные, но при этом фирма получает и некоторый доход от продаж. Поэтому, чтобы понять, когда фирма минимизирует убытки, надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (AC), но и со средними переменными издержками (AVC).
Рассмотрим ситуацию, показанную ниже: Рыночная цена Р1 ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних переменных издержек. При оптимальном объеме производства Q1 величина средних издержек производства составит отрезок Q1M, величина средних переменных издержек – отрезок Q1L. Следовательно, отрезок ML – это средние постоянные издержки.
Если фирма продолжает работать, то ее валовая выручка (прямоугольник OP1EQ1) будет меньше полных издержек (прямоугольник OCтMQ1), но при этом будут покрыты переменные издержки (прямоугольник OCvLQ1) и часть постоянных издержек. Размер убытков будет измеряться площадью прямоугольника P1C1ME. Если же фирма остановит производство, то убытки составят всю величину постоянных издержек (прямоугольник
CvCтML). Таким образом, пока цена выше минимальных средних издержек, фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки. Если цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для нее безразлично, продолжать производство или останавливать его. Если же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, тогда производство продукции должно быть прекращено. Мы видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы производства,
двигаясь вдоль кривой МС. Другими словами, восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек) является фактически кривой ее краткосрочного предложения. Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, работающие в данной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение. Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить
до тех пор, пока совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением. Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода. 3. Микроэкономический анализ рынков, факторов производства Основной задачей промышленных пред¬приятий является наиболее полное обеспече¬ние спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производ¬ства продукции, повышение ее качества непо¬средственно влияют
на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показате¬лей выпуска продукции. Его ос¬новные задачи: • оценка степени выполнения плана и дина¬мики производства и реализации продукции; • определение влияния факторов на изме¬нение величины этих показателей; • выявление внутрихозяйственных резер¬вов увеличения выпуска и реализации про¬дукции; • разработка мероприятий по освоению вы¬явленных
резервов. Изучение ассортимента продукции предприятия Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение конт¬рактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гаранти¬рует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам
и т.д. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюз¬ном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действую¬щем на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименовании продукции с указа¬нием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, группо¬вой и внутригрупповой. Анализ ассортимента продукции состоит в основном в установ¬лении параметров – распространенности, однородности, степени устаревания.
Изучение ассортимента продукции направлено на составление списка продукции, предназначенной предприятием к реализации. Изучение ассортимента продукции проводится в целях уточне¬ния среднего числа видов продукции: расширение ассортимента яв¬ляется для предприятия средством привлечения клиентуры с раз¬личными вкусами и потребностями и развивается в различных на¬правлениях. Анализ качества продукции. Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество
продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и уве¬личению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологи¬ческие, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность
и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей про¬изведенной продукции независимо от ее вида и назначения: а) удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске; б) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции; в) удельный вес продукции высшей категории качества; г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стан¬дартам; д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в вы¬сокоразвитые
промышленные страны. Индивидуальные (единичные) показатели качества про¬дукции характеризуют одно из ее свойств: • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания); • надежность (долговечность, безотказность в работе); • технологичность, характеризующая эффективность конструк¬торских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); • эстетичность изделий. Косвенные показатели – это штрафы за некачественную про¬дукцию, объем и удельный вес забракованной
продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции. Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продук¬ции используются разные методы. Сущность балльного метода оцен¬ки состоит в определении средневзвешенного балла качества про¬дукции
и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Большинство предприятий реализует значительную часть своей продукции; виды этой продукции часто взаимосвязаны, поскольку используются аналогичным образом и предназначены
одним и тем же клиентам, или продаются в одних центрах сбыта. Такая продук¬ция представляет «гамму продукции». Изучение качества про¬дукции предполагает анализ всей гаммы продукции и продукции ее составляющей. Анализ товара Анализ товара, которым часто пренебрегают финансисты – есть основополагающий элемент в понимании положения предприятия. Совершенно очевидно, что в некоторых случаях список продукции будет таков, что исчерпывающий
анализ невозможен: для общего анализа необходимо ограничиться только некоторыми видами про¬дукта. Его цель – изучение типов продукции, ее качества, характе¬ристик, сопровождающих ее услуг и степени отличия от аналогич¬ных продуктов (и услуг) конкурентов, новизны продукции, цены. Анализ типов продукции. Принято отличать производство пред¬метов широкого потребления от производства продукции для про¬мышленности. Среди товаров широкого потребления выделяют, прежде всего, продукцию
каждодневного спроса, «обдуманные» по¬купки и специфические. Промышленные товары, прежде всего, клас¬сифицируются по исходным материалам (сырье) и их составляющим элементам. Сопутствующие компоненты (фурнитура и услуги) очень полезно дифференцировать, как и товары широкого потребления, на базовую (основную) и специализированную продукцию. Эти квалификационные характеристики не могут быть отделены от характеристик потребителей данной продукции.
Анализ качества товара. Речь идет не об оценке качества товара в том смысле, как это рассматривает производственная служба (т. е. соответствие техническим стандартам). В этих рамках продукция может быть высочайшего технического качества (т. е. не иметь ни¬каких дефектов сборки) и, тем не менее, быть низкого качества с точки зрения маркетинговой стратегии. В общем, коммерческое ка¬чество продукции зависит от его способности выполнять свои фун¬кции, т.е.
удовлетворять потребителя. Измерение качества предпо¬лагает перечисление возможных функций продукта и определения предполагаемого клиента. В понятие возможных функций входят длительность, изменяе¬мость, точность, простота в использовании, в уходе, устойчивость и сопротивляемость к ударам и пр. Наиболее важный показатель — это соблюдение сроков поставки. Именно этот фактор показывает, что качество нельзя путать с просто техническими данными продук¬ции.
Невозможно составить перечень показателей, отвечающих тре¬бованиям полезности для всех потребителей. Возникает следующий вопрос: каковы предполагаемые потреби¬тели? Некоторые аналитики правы, подчеркивая, что в отношении ка¬чества промышленной продукции потребитель должен быть опре¬делен не как клиент производства, а как клиент его клиентов. Надо подчеркнуть что качество, понимаемое как мера степени удовлет¬ворения запросов потребителя, есть
понятие всеобъемлющее. Не¬обходимо принимать в расчет также степень устаревания произве¬денной продукции, поскольку вышедший из употребления продукт не может иметь высокое качество по сравнению с конкурирующим товаром. Качество также не может быть связано с производствен¬ными функциями: все функции предприятия способствуют опреде¬лению качества. Один тот факт, что продукция должна бы быть продана без дефектов, без задержки, в соответствии со всеми нор¬мами, требует безупречной координации работ структур производ¬ства.
Известно, что принцип «только своевременно» является, по мнению его сторонников, наиболее важным для достижения безуп¬речности товара. Это расширение требований качества на всех уровнях производства оправдывает, по мнению ряда специалистов, распространение понятия «тотальное качество». Качество продук¬ции может быть определено как высшее, отличное, равное, ниже уровня, плохое. Изучение характеристик продукции. В основном производители определяют стандартную продукцию, которая
может быть укомп¬лектована по выбору клиента тем или иным числом элементов. Изучение услуг, сопутствующих продукции. Все чаще можно от¬метить, что конкуренция осуществляется на уровне услуг, сопутст¬вующих проданной продукции. Эти службы могут предлагать до¬ставку—установку материалов, подбор рабочей группы по заказу и т. п.; ремонт и поддержку в рабочем состоянии; техническое обслу¬живание; доступ к лабораториям, клубам пользователей, обучение персонала; гарантии; информацию (каталоги или
информационное подсоединение); удобство условий оплаты; удобство условий скла¬дирования. Все эти услуги могут помочь в понимании такого поня¬тия, как «тотальное качество» и выявить стратегию дифференциа¬ции. Изучение новизны товара. Поскольку обновление продукции осуществляется все быстрее, этим и объясняется, по мнению неко¬торых исследователей, невозможность использования такого поня¬тия, как кривая жизни продукции. Однако очень полезно уточнить понятие «новизны продукции».
Изучение цен товара. Даже если цены представляются наименее значительным элементом в дифференциации товара по отношению к товарам конкурентов, то они остаются, тем не менее, основным элементом, так как никакая дифференциация не может выдержать сравнения даже с незначительным снижением уровня цен. Анализ цен товара на немонополизированном рынке, очевидно, может осу¬ществляться только в сравнении с ценами конкурентов, т.е. товара с теми же иди подобными характеристиками качества.
Это сравне¬ние будет тем более трудно осуществлять из-за политики «демаркирования» (снижения цены при снятии ярлыка), которую могут про¬водить некоторые производители. Если продукция конкурентов не идентична, то необходимо сравнить цены на товары с учетом полез¬ности, которую эти товары представляют для «конечных» потреби¬телей. Например, если анализировать волнистый упаковочный кар¬тон, то необходимо учитывать совокупность требований,
таких, как прочность, сопротивление влаге, цвет бумаги, го¬товность и приспособленность для печати, характеристики для ма¬шинной обработки. Впечатление, производимое ценами на покупателей, также необ¬ходимо принимать в расчет (психологические цены). Все перечисленные позиции порой учесть трудно, поэтому мы отсылаем читателей к специализированной литературе. Итак, все вышеперечисленные составляющие анализа товара мо¬гут служить для соотнесения с конкурирующими
товарами и по¬мочь в определении стратегии предприятия. Факторные методы анализа Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во вза¬имосвязи, взаимозависимости и обусловлен¬ности. Одни из них непосредственно связа¬ны между собой, другие – косвенно. Напри¬мер, на величину валовой продукции непо¬средственное влияние оказывают такие фак¬торы, как численность
рабочих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно. Каждое явление можно рассматривать как причину и как результат. Например, про¬изводительность труда можно рассматри¬вать, с одной стороны, как причину изменения объема производства, уровня ее себестои¬мости, а с другой – как результат изменения степени механизации и автоматизации про¬изводства, усовершенствования организации труда и т.д.
Каждый результативный показатель зави¬сит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем более детально исследуется влияние факторов на величину результатив¬ного показателя, тем точнее результаты ана¬лиза и оценка качества работы предприятий. Отсюда важным методологическим вопро¬сом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния фак¬торов на величину исследуемых экономических показателей.
Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обос¬нованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы про¬изводства, обосновать планы и управленческие решения. Под факторным анализом понимается методика комплекс¬ного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа: • детерминированный (функциональный) и стохастический (кор¬реляционный); • прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
• одноступенчатый и многоступенчатый; • статический и динамичный; • ретроспективный и перспективный (прогнозный). Детерминированный факторный анализ представляет со¬бой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде про¬изведения, частного или алгебраической суммы факторов. Стохастический анализ представляет собой методику ис¬следования факторов, связь которых с результативным
показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее из¬менение функции, то при корреляционной связи изменение аргу¬мента может дать несколько значений прироста функции в зави¬симости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой
на раз¬ных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель. При прямом факторном анализе исследование ведется де¬дуктивным способом – от общего к частному. Обратный фактор¬ный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных фак¬торов к обобщающим. Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым.
Первый тип используется для исследования фак¬торов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а * Ь. При много¬ступенчатом факторном анализе проводится детализаций факторов а и Ь на составные элементы с целью изучения их поведения. Дета¬лизация факторов может быть продолжена и дальше.
В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности. Необходимо различать также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных
показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует пове¬дение факторов и результативных показателей в перспективе. Основными задачами факторного анализа являются следу¬ющие: 1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результа¬тивные показатели. 2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения воз¬можностей системного подхода. 3. Определение формы зависимости между факторами и резуль¬тативным показателем.
4. Моделирование взаимосвязей между результативным и фак¬торными показателями. 5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. 6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами). Отбор факторов для анализа того или другого показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При этом обычно исходят из прин¬ципа: чем больший комплекс факторов
исследуется, тем более точ¬ными будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как меха¬ническая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности взаимо¬связанное исследование влияния факторов на величину результа¬тивных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических
вопросов этой науки. Важным методологическим вопросом в факторном анализе яв¬ляется определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналити¬ческих группировок исходной информации, графический и др. Моделирование экономических показателей (детерми¬нированное и стохастическое) также
представляет собой сложную методологическую проблему в факторном анализе, решение кото¬рой требует специальных знаний и практических навыков в этой отрасли. В связи с этим этому вопросу в данном курсе уделяется много внимания. Самый главный методологический аспект в анализе хозяйственной деятельности — расчет влияния факторов на величину результативных показателей, для чего в анализе используется целый арсенал способов, сущность, наз¬начение, сфера применения которых и процедура расчетов рассмат¬риваются в следующих
главах. И, наконец, последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов при¬роста результативного показателя, для планирования и прогнози¬рования его величины при изменении производственной ситуации. Использованная литература 1. Баканов М. И Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец 4-е изд доп и перераб
М.:Финансы и статистика,1997 416 с.:ил. 2. Будоговская С. Микроэкономика и макроэкономика - учебник для студентов эк. спец. 1998. – 518с. 3. Ивашковский С.Н. «Микроэкономика» М: «Дело» 1998г 4. Лисовицкий В.Н. «Микроэкономика» К: МВФ «Студцентр» 1997г 5. Нуреев Р.М. «Основы экономической теории.
Микроэкономика» М: «Высшая школа» 6. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия/Пер.с фр под ред. Л.П.Белых М.:Аудит,1997 376 с.:ил.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |