Реферат по предмету "Государство и право"


Публичный и частный земельный сервитут

Введение
Среди вещныхправ на землю особое место занимает земельный сервитут — право ограниченногопользования чужим земельным участком. Можно полностью согласиться с КопыловымА.В., утверждающим, что «земельные сервитуты — самое старое ипервоначально единственное право на чужую вещь»[1].
Актуальность и значение темы обусловлены особымзначением института земельного института в современном гражданском и земельномправе. Это связано с тем, что сервитут относится к вещным правам и существуетдо тех пор, пока существует сама вещь. Вместе с тем, сервитут не лишаетсобственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитутобременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по егоиспользованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).
Цельработы – определениепонятия и отличительных особенностей публичного и частного земельногосервитута.
Всоответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
1.Изучениеучебной, научной монографической литературы по теме работы, а так женормативно-правовой базы.
2.Изучениеистории возникновения и развития правового института земельного сервитута.
3. Определениеобщих норм, регулирующих правовой институт публичного и частного земельногосервитута.
4. Нахождениеотличительных характеристик публичного и частного земельного сервитута.
Степеньразработанностиданной темы достаточно велика. Существует множество научной, учебной, монографическойлитературы, публикаций в периодической печати, судебной практики по даннойпроблеме. Это обусловлено тем, что с принятием в 2001г. Земельного кодекса, введенного вдействие гл.17 Гражданского кодекса РФ, в стране получили широкое развитиеотношения собственности и иных вещных прав на землю.
Данная работасостоит из введения, 2 глав, заключения и перечня использованныхисточников.

1. Общиеположения о земельном сервитуте
 
1.1История возникновения и развития земельного сервитута
Впервыесервитуты упоминаются в источниках римского права. Законы 12 таблицпредусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право проходаскота и проезда в легких повозках; право пользования вымощенной дорогой дляперевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этомпредметом сервитута считалось не право пользования чужой вещью в определенномотношении, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользовалсясервитуарий. [2] Такимобразом, сервитут означал право обладания частью чужой земли, предоставленной впользование владельца сервитута. Позднее в период начала империи сервитут былпризнан особым вещным правом и стал означать право пользования чужим земельнымучастком.
В своейработе «Вещные права на землю» Копылов А.В. выделяет следующие видысервитутов того времени. В зависимости от характера использованиягосподствующего участка сервитуарием — сельские и городские; по содержанию — положительные, дающие право оказывать фактическое воздействие на чужойземельный участок и отрицательные, которые лишали собственника сервитутавозможности совершать определенные действия в отношении своего имущества. Поспособу осуществления сервитута — постоянные и непостоянные.
Правоограниченного пользования чужим земельным участком имело место и взаконодательстве дореволюционной России и устанавливалось сначала в виде«права угодий» [3]. Само слово«сервитут» было введено в общерусское законодательство только в ХVIIIвеке Положением о нотариальной части (ст. 159) и определялось как «вещноеправо пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающеесобственника к положительным действиям». Сервитуты подразделились наличные, принадлежащие лицу как конкретной личности, и предиальные,принадлежащие субъекту как собственнику определенной недвижимости. При этомпредиальный сервитут означал «вещное право собственника господствующей недвижимостипользоваться в известном отношении чужой (служебной) недвижимостью, кто бы нибыл ее собственником». Перечень сервитутов был установлен в Своде законовгражданских предиальных сервитутов, Уставе лесном и Особом приложении к книге 4тома 9 Свода законов Российской империи .
В современномроссийском законодательстве впервые институт сервитутов появился в 1994г. В«Основных положениях государственной приватизации государственных имуниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом ПрезидентаРФ от 22.07.1994 г. № 1535, устанавливались 3 вида публичных сервитутов,которыми обременялись собственники приобретенных застроенных земельных участковдля обеспечения следующих общественных нужд:
1)безвозмездного и беспрепятственного использования объектов общего пользования(пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которыесуществовали на момент передачи земельного участка в собственность;
2) размещенияна участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
3) доступа научасток соответствующих муниципальных нужд для ремонта объектов инфраструктуры.
Впоследствиисервитут был закреплен в ст. 216, ст. 274 — 277 Гражданского кодекса РФ (далее– ГК РФ)[4] и ст. 23Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ)[5]. ПомимоГК РФ и ЗК РФ нормы о сервитутах содержатся в Водном кодексе РФ (далее – ВК РФ)[6],Лесном кодексе РФ (далее – ЛК РФ)[7],Градостроительном кодексе РФ[8]. Вбольшинстве из указанных актов сервитут определяется как право ограниченногопользования чужой недвижимостью (п.1 ст. 274 ГК РФ; п.3 ст. 64Градостроительного кодекса).
1.2 Понятие исодержание земельного сервитута
Исходя извышесказанного, можно определить сервитут как вещное право пользования чужойвещью в том или ином отношении. Такое право вызывается необходимостью сгладитьнеудобства и затруднения, возникающие при существовании права частнойсобственности на землю вследствие неравномерности распределения естественныхблаг между отдельными земельными участками. Роль сервитутов тем значительнее,чем мельче поземельная собственность в данной стране. Наоборот, крупнаяпоземельная собственность, обеспеченная на большом пространстве разнообразнымиестественными благами, делающими такую собственность самодостаточной, кпримеру, для ведения сельского хозяйства, дает мало оснований для развитияинститута сервитутов.
1. Установлениена вещь сервитутного права не означает непременно отстранение собственника отпользования этой вещью: например, предоставив соседу сервитут на право выпасаскота на данном участке, собственник участка сохраняет право пасти и свой скотна том же участке. Однако в тех случаях, когда одновременное пользование исобственника, и субъекта сервитутного права в силу различных причин невозможно,то преимущественное право пользования принадлежит субъекту сервитутного права.Другими словами, при коллизии сервитута с правом собственности правособственности уступает (собственник, устанавливая сервитут на свою землю, темсамым себя ограничивает).
2.Характерная особенность римского сервитутного права выражается в том, чтосервитут не может состоять в совершении (имеется ввиду — собственником служащейвещи) каких-либо положительных действий. Собственник служащей вещи должен лишьтерпеть совершение субъектом сервитута тех или иных действий, составляющихсодержание сервитута, не мешать ему в осуществлении пользования и т.п., но сампри этом ничего делать не обязан. Если по характеру отношений от собственникавещи требовались какие-либо положительные действия, то такое отношениерассматривалось как обязательственное.
3. Земельныйучасток, в интересах пользования которым устанавливался сервитут, называлсягосподствующим участком; земельный участок, пользование которым в том или иномотношении составляло содержание сервитута, назывался служащим участком. Так какпредиальный сервитут принадлежал лицу не персонально, а как собственникугосподствующего участка, то смена собственника господствующего участкаавтоматически вызывала и смену субъекта предиального сервитута.
 

2. Видыземельных сервитутов
 
2.1 Общиенормы, регулирующие публичный и частный земельный сервитут
Действующеероссийское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав,однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости отколичества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянныеи срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут).Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ,Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и другихнормативных актах. В юридической литературе высказывается мнение онеобходимости научного определения и введения в российское законодательствопонятия «публичные и частные горные сервитуты». [9]Общей является норма ст. 274 ГК РФ о том, что обременение земельного участкасервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования ираспоряжения. На публичный и частный сервитут распространяются положения п.1ст.275 ГК РФ о сохранении сервитута в случае перехода прав на земельный участок,обремененного сервитутом, к другому лицу. Согласно п.2 ст. 275 ГК РФ сервитутне может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не можетпередаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственникаминедвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитутустановлен.
Сервитутыподлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 27 ФЗ от 21.07.97г." О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним"[10] вЕдином государственном реестре прав. Пункт 1 ст. 23 Земельного кодексапредусматривает, что частный сервитут устанавливается в соответствии сгражданским законодательством. Согласно п.1 ст. 274 ГК РФ земельный сервитутопределяется как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества(земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользованиясоседним земельным участком другого собственника. Частный сервитутустанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласност. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения проходачерез соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линийэлектропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации,а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут бытьобеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г.«О племенном животноводстве»[11]предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения иотведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого,виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частныесервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты вобласти градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общиеупоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесногокодекса РФ и др.).
Современноероссийское законодательство допускает возникновение частного сервитута наоснове договора, судебного решения, акта государственного органа и органаместного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участникамидоговора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качествекоторого может выступать только собственник земельного участка или инойнедвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме). Это положениезакреплено в п. 3 ст.274 ГК РФ. Исключением из этого правила являетсявозможность заключения договора об установлении водного или лесного частныхсервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а спользователями (ч.3 ст.43 ВК РФ и ст.ст.1, 17, 21 ЛК РФ). Другой сторонойявляется сервитуарий — лицо, в пользу которого устанавливается сервитут. Такимлицом может быть субъект, обладающий участком на праве собственности, на правепожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного)пользования. Если сервитутом обременяется здание, сооружение и другоенедвижимое имущество, сервитуарием может быть собственник зданий, сооружений, атакже обладатели права хозяйственного ведения и права оперативного управленияна эти объекты (ст.294, 296 ГК РФ). В договоре об установлении сервитута должныбыть указаны предмет договора и цена, т.к. этот договор возмездный (п.5 ст.274ГК РФ). Что касается условия о сроке действия сервитута, то оно являетсянеобязательным. Если в договоре срок не определен, он все равно считаетсязаключенным на неопределенный срок и подлежит государственной регистрации.
Основаниемвозникновения сервитута может быть вступившее в законную силу судебное решение,вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможностьустановления сервитутов на основании актов государственных органов и органовместного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесныхсервитутов (ч.2 ст. 21 ЛК РФ). Такой способ возникновения сервитутов базируетсяна общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав(в том числе и вещных) посредством издания административных актов в случаях, прямопредусмотренных законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Допускаетсявозникновение сервитута в силу прямого указания закона, например, при продажеземельного участка с сохранением за продавцом или законодателем правасобственности на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся наотчужденной земле (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ, ст.64 ФЗ «Об ипотеке (залогенедвижимости)».[12]
Статья 276 ГКРФ называет два основания для прекращения частного сервитута: расторжениедоговора и судебное решение. Инициатором прекращения сервитута в этих случаяхвыступает собственник участка, обремененного сервитутом. В первом случаепричиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он былустановлен. Во втором случае — невозможность использования земельного участка всоответствии с назначением в результате обременения его сервитутом. Между темчастный сервитут может прекращаться и в иных случаях:
— при гибелиобъекта сервитутного права (пересыхание водного источника);
— при изъятиислужащего земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
— приистечении срока действия срочного сервитута и др.
Поскольку вкачестве субъектов, обремененных водными и лесными сервитутами, в соответствиисо ст. 42, 55 ВК РФ и ст.ст.17, 21, 22 ЛК РФ выступают не собственники водныхобъектов и участков лесного фонда (РФ и субъекты РФ), а пользователи (гражданеи юридические лица), водные и лесные сервитуты прекращаются также в связи спрекращением права пользования водным объектом или участком лесного фонда.Прекращение частного сервитута подтверждается специальным штампом погашения,который ставится на регистрационном реестре (п.62, 64 правил ведения Единого государственногореестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных ПостановлениемПравительства РФ от 18.02.1998 г. № 219).[13]

2.2 Публичныйземельный сервитут
 
Публичныесервитуты устанавливаются в интересах неограниченного круга лиц. В этой связиряд юристов[14]высказывали мнение о том, что публичные сервитуты не являются ограниченнымивещными правами в прямом смысле этого слова, поскольку не устанавливают правана чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют пределыправ публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей.Аналогично рассуждает и Овчинникова, которая считает, что «данное мнениенаходит косвенное подтверждение в п.7 ст. 23 ЗК РФ, из содержания которой можносделать вывод о том, что органы государственной власти или местногосамоуправления, предоставляя гражданам и юридическим лицам земельные участки впользование или во владение, одновременно ограничивают пределы такихправ».[15]В отличиеот других юристов Харьков предлагает рассматривать публичный сервитут «нев плане ограничения права собственности на объект земельной недвижимости, а вплане расширения права собственности народов, проживающих на данной территории,на землю и иные природные ресурсы ».[16]
Возможностьустановления публичных сервитутов на земельный участок предусмотрена не толькоЗемельным кодексом РФ, но и ФЗ от 21.01.2001 г. «О приватизациигосударственного и муниципального имущества»[17],ФЗ от 19.07.1998 г. «О гидрометеорологической службе»[18]и другими нормативными актами.
Всоответствии с ч.2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут на земельный участок можетбыть установлен в случаях, если это необходимо для обеспечения интересовгосударства, местного самоуправления или местного населения, без изъятияземельных участков. Интересы, для обеспечения которых устанавливаются публичныесервитуты, перечислены в ч.3 ст. 23 ЗК РФ. Некоторыми учеными предлагается взависимости от этих интересов разделить сервитуты на несколько групп:«сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельныйучасток (подп. 1, 6, 10 п.3); сервитуты, предоставляющие право осуществленияопределенных работ (иных действий) на земельном участке (подп. 4, 5, 7 — 9п.3); сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов,эксплуатация которых имеет публичный интерес (подп. 2, 3 п.3)».
Земельныйкодекс РФ в отличие от других нормативных актов содержит широкий переченьоснований для установления публичных сервитутов: законы или нормативныеправовые акты РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 23 ЗКРФ). Например, Градостроительный кодекс РФ (ч. 2 ст. 64) в качестве основаниядля установления публичного сервитута называет только нормативные правовые актыорганов местного самоуправления.
Отличительнойособенностью земельного публичного сервитута является его установление с учетомрезультатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний — одна изформ работы с общественностью и способ реализации принципа участия граждан иобщественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю (п.1ст.1 ЗК РФ). Необходимо отметить, что в РФ отсутствуют какие-либо нормативныеакты, регламентирующие процедуру проведения общественных слушаний. Этот пробелв российском законодательстве можно устранить путем принятия нормативных актовна уровне субъектов РФ. Процедура проведения общественных слушаний должна бытьразработана, исходя из специфики территорий, социальных и этнических групп.
Установлениепубличного сервитута ограничивает права собственника участка, так каксобственник не может в полном объеме использовать свой участок и получатьприбыль. Однако законодатель предусмотрел право собственника участка, обремененногопубличным сервитутом, требовать от органа государственной власти или органаместного самоуправления, установивших сервитут, соразмерную плату только водном случае, когда установление сервитута приводит к существенным затруднениямв использовании земельного участка (п.7 ст. 23 ЗК РФ). Данное положениекодекса, по мнению автора, требует пересмотра. Справедливо будет предусмотретьправо собственника участка, обремененного публичным сервитутом, требоватьсоразмерную плату от указанных органов независимо от наличия или отсутствиясущественных затруднений в использовании участка. Можно рассмотреть в качествеодного из вариантов право такого собственника на частичное освобождение отуплаты земельного налога на период действия публичного сервитута.
Пункт 7 ст.23 ЗК РФ также предусмотрел право собственника, землепользователя,землевладельца требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него участка,обремененного публичным сервитутом, с возмещением органом, установившимсервитут, убытков или предоставления равноценного участка с возмещениемубытков. Вопрос об изъятии земельного участка в этом случае должен решаться всоответствии со ст. 55 ЗК РФ, ст.ст. 279 — 282 ГК РФ и ФЗ от 29.07.1998 г.«Об оценочной деятельности в РФ».[19]
Публичныйсервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он былустановлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п.2 ст. 48 ЗК РФ) или вслучае изъятия участка органами государственной власти или местногосамоуправления (п.7 ст. 23 ЗК РФ).
2.3 Частныйземельный сервитут
 
Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основаниисудебного решения, когда такое соглашение не было достигнуто. Сервитутхарактеризуется наличием служебного, зависимого земельного участка игосподствующего земельного участка, принадлежащих, разным собственникам.
Частныйсервитут распространяется на соседний земельный участок (в частности, имеющийобщую границу); а в отдельных случаях — и на другой участок, имеющийопределенные полезные свойства; для пользования которыми и устанавливаетсясервитут. Например, чтобы пройти к колодцу, требуется пересечь несколькоземельных участков. Сервитут может устанавливаться для обеспечении прохода ипроезда через земельный участок, про кладки и эксплуатации линийэлектропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации,а также для других нужд собственника недвижимости (земельного участка илидругой недвижимости), которые не могут быть обеспечены без установлениясервитута.[20]
Соглашение обустановлении сервитута заключается между собственником земельного участка(сервитутообладатель) и лицом, требующим установления сервитута (сервитуарий).К числу последних могут относиться собственники недвижимого имущества,пожизненные наследуемые владельцы или постоянные пользователи земельныхучастков. Договор об установлении сервитута может иметь самостоятельныйхарактер (например, договор об установлении права прохода через участок), илисоглашение о возникновении сервитута может входить в качестве составной частииного договора (например, договор об аренде административного здания включаетусловие о размере, границах земельного участка, предоставляемого для прохода кзданию).
По общемуправилу частный сервитут имеет возмездный характер установление бесплатногочастного сервитута может быть предусмотрено только федеральным законом, поэтомусобственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе требоватьсоразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.
Для стороны,которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может бытьсамостоятельным элементом купли — продажи, залога или передаваться другимлицам. Собственник земельного участка (а также землепользователь,землевладелец) при проведении различных операций со своим участком (например,при передаче его в аренду или оформлении договора ссуды по земельному участку)должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке. В противномслучае договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещениемсобственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Заключение
Рассмотревобщие вопросы, связанные с правовым регулированием такого института, какземельный сервитут, а также установив отличительные особенности публичного ичастного земельного сервитута, можно сформулировать следующие выводы:
1. Земельныйсервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком.
2. Действующеероссийское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав,однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости отколичества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут).
3. Разделениесервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесномкодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и другихнормативных актах.
4. Проведенноеисследование института сервитута выявило ряд проблем, которые требуют своегоразрешения. Это позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего развития исовершенствования данного института.
 

Переченьиспользованных источников
1.КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. С.3-5.
2.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 // «Собраниезаконодательства РФ», 05.06.2006, N 23, ст. 2381.
3.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 // «Собраниезаконодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30.11.1994 // Собраниезаконодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 // «Собраниезаконодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
6.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 // «Собраниезаконодательства РФ», 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
7.«О гидрометеорологической службе»: Федеральный закон // «Собраниезаконодательства РФ», 27.07.1998, N 30, ст. 3609.
8. «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: Федеральныйзакон // «Собрание законодательства РФ», 08.12.2008, N 49, ст. 5740.
9. «Об ипотеке(залоге недвижимости)»: Федеральный закон // «Собрание законодательстваРФ», 20.07.1998, N 29, ст. 3400.
10. «Об оценочнойдеятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон // «Собраниезаконодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3813.
11. «О племенномживотноводстве»: Федеральный закон // «Собрание законодательства РФ»,07.08.1995, N 32, ст. 3199.
12. «Оприватизации государственного и муниципального имущества»: Федеральный закон //«Собрание законодательства РФ», 28.01.2002, N 4, ст. 251.
13. «Обутверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимоеимущество и сделок с ним»: Постановление Правительства Российской Федерации //«Собрание законодательства РФ», 23.02.1998, N 8, ст. 963.
14. Гражданскоеправо. Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. С.-П. 2005 г.
15. Гражданскоеправо. Под ред. Л.Ю. Грудцыной и Л.А. Спектор. М. 2008.
16. Земельноеправо России: Учебник. — М., 2008.
17. Комментарийк Гражданскому Кодексу РФ (часть первая), под ред. О.Н. Садикова, ИНФРА М.2007.
18. Комментарийк Земельному кодексу РФ / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. — М., 2008.
19. КопыловА.В. Вещные права на землю. — М.: Статут, 2009.
20. ОвчинниковаА.Т. Право ограниченного пользования чужим земельным участком. — СПб.: Питер,2007.
21. Тимонина Ю.В.Ограничение вещных прав на землю. — М.: 2008. — № 1.
22. Хрестоматияпо всеобщей истории государства и права. — М.: Юрист, 1996. — Т.1.
23. КалининИ. Природоресурсные сервитуты // Российская юстиция. — 2003. — № 1. — С.24.
24. С.А.Хохлов «Право собственности и другие вещные права», ВЕСТНИК ВАС РФ № 8, 1995 г.
25. Харьков.В. Правовое регулирование земельных сервитутов// Хозяйство и право. — 2006. — №9. — С.29.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.