Оглавление
Введение
Глава 1. Понятия и история развития пунктов пропуска
1.1 История развития пунктов пропуска через государственнуюграницу Российской Федерации
1.2 Понятие пункта пропуска
Глава 2. Общее положение пунктов пропуска в РоссийскойФедерации
2.1 Правовой режим пунктов пропуска
2.2 Виды пунктов пропуска через государственную границуРоссийской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность выбранной темысостоит в том, что порядок пересечения Государственной границы в пунктахпропуска развивался и совершенствовался вместе с развитием государственности. Внастоящее время в мире сложились устойчивые международные нормы ивзаимоприемлемая практика пересечения Государственной границы в пунктахпропуска. Пересечение пунктов пропуска должно происходить организованно вопределенной законодательством последовательности, с этой и целью заключаютсямеждународные соглашения, конвенции, договоры, принимаются законы РоссийскойФедерации и подзаконные акты. Которые в своей совокупности и составляютнормативную правовую базу, которая регулирует порядок пересечения пунктовпропуска лицами, транспортными средствами, грузами и товарами.
Так как повысилась интенсивностьпередвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечаласьтенденция к разделению целостности системы пограничного контроля по «национальнымквартирам»; усилилась деятельность спецслужб иностранных государств,криминальных структур на государственной границе, в том числе, большая ихактивность в пунктах пропуска через границу.
Степень изученности работы. Даннуютему разрабатывали такие авторы как Барышев Ф.И., Андреев В.Г., Арсеев Г.П. вработе Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации «ОГосударственной границе Российской Федерации».
Объектом исследования в даннойработе является пункты пропуска через государственную границу РоссийскойФедерации, содержание и установление правового режима в них.
Предметом являетсязаконодательно регулирующий порядок пунктов пропуска через государственнуюграницу Российской Федерации.
Целью курсовой работы — являетсярассмотрение основных правил и положений пересечения и пребывания в пунктахпропуска, а также установления, открытия, функционирования (эксплуатации),реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границуРоссийской Федерации".
Задачи курсовой работы:
проанализировать общие положенияЗакона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»;
раскрыть порядок пересечениячерез пункты пропуска лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных;
проанализировать историческийочерк развития пунктов пропуска через государственную границу РоссийскойФедерации;
квалифицировать пункты пропускапо видам международного сообщения.
Исходя из поставленных задач, назащиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:
Основные направлениядеятельности пунктов пропуска через Государственную границу РоссийскойФедерации.
Содержание и установление режимав пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Виды пунктов пропуска по видаммеждународного сообщения.
Глава 1. Понятия и история развития пунктовпропуска1.1 История развития пунктов пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации
Одним из важнейших проявленийверховенства государства на занимаемую территорию является его право иобязанность охранять свои границы от беспорядочного движения через них лиц,транспортных средств и грузов. В 1623 году был составлен новый устав станичнойи сторожевой службы. В соответствии с ним был введен контроль за пересечениемграницы лицами. В нем отмечалось, что свободный доступ в страну имеют лишьиностранные послы со своей свитой и купцы с приказчиками. Все остальные лицадолжны были предварительно получить разрешение на въезд и согласие российскогоправительства, а также иметь рекомендательную грамоту от своего правительства.
Таким образом, в Россииначинается складываться система контроля за лицами, следующими через границу. Однаков этот период экономические интересы России в области пограничного контроляпреобладали над другими. Этим объясняется активное развитие органов таможенногоконтроля.
В первой четверти XVIII века вРоссии в результате мер административного и экономического принуждения, а такжестимулирования произошел мощный экономический подъем России. Чтобы обеспечитьвзимание пошлин и осуществлять контроль за передвижением через границу, Петр Iв 1723 году издал указ, в котором предписывал «по всей польской границе,по большим дорогам учредить крепкие заставы и между тех больших дорог проездылесом зарубить». В России появились первые пункты пропуска через границу ввиде «крепких застав»[1].
Существенно усложниласьдеятельность таможни и погранстражи с появлением железнодорожного и морскоготранспорта в конце 50-х годов XIX века. С их появлением произошло резкоеувеличение движения через границу людей и грузов. Количество пунктов пропускасоставило почти 250 (в 1819 году — 54).
15 октября 1893 годапогранстража была выделена в отдельный корпус, подчиненный министерствуфинансов. Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) стал специальной службой,предназначенной для осуществления надзора за границей по предотвращению тайногопровоза товаров и незаконного перехода границы как гражданскими, так и военнымилицами. Для облегчения выполнения своих обязанностей чинами ОКПС, повышениянадежности охраны границы был установлен пограничный режим, который определялпорядок въезда, проживания, передвижения в пограничных районах, а также правилапересечения границы российскими гражданами[2].
В начале века в служебныхдокументах появился термин «жандармско-таможенный досмотр», отражающийфакт контроля в пунктах пропуска. Таким образом, к началу XX века паспортныйконтроль сложился в определенную технологию, которая практическиприменяется в пунктах пропуска и в настоящее время.
Изменение государственнойидеологии после октября 1917 года вызвало соответствующие изменения, как всейсистемы охраны границ, так и работы пунктов пропуска. Переход от лозунговмировой революции к признанию Советской России «островом во враждебномморе» отразился на балансе функций и организационном строении силпограничного контроля. Характерным для этого процесса было резкое сужениеэкономической функции и возрастание политической.
Контроль в пунктах пропускапостепенно был организован таким образом, чтобы, прежде всего, предотвратитьпроникновение извне шпионов, контрреволюционеров, политически вреднойлитературы, средств диверсий и террора, при этом количество пунктов пропускабыло резко сокращено, а экономический компонент сведен к минимуму.
23 апреля 1926 года Совет Трудаи Обороны возложил на ОГПУ всю ответственность за организацию борьбы сконтрабандой. В местах постоянного пропуска лиц и грузов из-за границы иобратно были сформированы пункты пропуска. В их задачу входили, надзор засоблюдением установленных правил въезда, выезда и борьба с контрабандой.
Одним из важнейших мероприятийпо обеспечению охраны границы СССР в этот период явилось подписание 15 июня1927 года нового Положения об охране Государственной границы СССР. Также в июне1927 года было утверждено положение о пунктах пропуска. В целях упорядоченияпересечения границы 4 января 1928 года циркуляром НКВД был определен порядоквъезда иностранных граждан, который соответствовал международной автомобильнойконвенции 1909 года. В соответствие с ним в Ленинградском округе былоопределено 13 пунктов пропуска, в Белорусском — 7, на Украине — 6, в СреднейАзии — 16, в Казахстане — 3, в Сибири — 5, на Дальнем Востоке — 12. Открывалисьпункты пропуска для обслуживания иностранцев, прибывающих в Москву, Смоленск иВеликие Луки.
С ростом товарообмена ипередвижения через границу иностранных граждан возникала необходимость в расширениив целом по территории СССР пограничных подразделений, которые непосредственноосуществляли пропуск через границу СССР лиц, транспортных средств и грузов.
В послевоенный период управлениесистемой пограничного контроля тоже находилось в постоянном движении, в поискеоптимального местонахождения в системе обеспечения государственной безопасностина границе и в пунктах пропуска. С подписанием мирных договоров с рядом странувеличился грузопассажирский поток на путях международного сообщения. Возникаланеобходимость в техническом оснащении пунктов пропуска через границу и вукомплектовании частей и подразделений квалифицированными специалистами. С этойцелью в июле 1946 года при Главном Управлении ПВ МВД введены курсы офицеровпунктов пропуска, для подготовки специалистов по квалифицированной проверкидокументов.
Начало 60-х годов (период“оттепели" в международных отношениях) характеризовалось расширениеммежгосударственных связей с другими странами, увеличением потока лиц итранспортных средств, следующих через границу.
С середины 70-х годов впограничных войсках успешно решалась проблема внедрения и использованияэлектронно-вычислительных машин (систем) для охраны государственной границы. ИспользованиеЭВМ на пунктах пропуска значительно увеличило скорость и надёжность проверкидокументов по оперативным учётам, способствовало оптимальной организациислужебной деятельности.
Однако к началу 90-х годовобстановка на путях международных сообщений продолжала осложняться. Повышаласьинтенсивность передвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечаласьтенденция к разделению целостности системы пограничного контроля по «национальнымквартирам»; усиливалась деятельность спецслужб иностранных государств,криминальных структур на государственной границе, в том числе, большая ихактивность в пунктах пропуска через границу.
Исходя из этих условийтребовались кардинальные перемены в целом в системе пограничного контроля. Онибыли начаты в середине 90-х годов и продолжаются по настоящее время. Данныеперемены направлены на оптимизацию организационно-штатной структуры органовпограничного контроля и повышения надежности самой системы пограничногоконтроля в связи распространением международного терроризма, активизациейконтрабандной деятельности через Государственную границу России[3].1.2 Понятие пункта пропуска
Основой правовой базы пропуска черезГосударственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животныхявляется Конституция Российской Федерации. Так в статье 27 Конституциизакреплено:
«1. Каждый, кто законнонаходится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться,выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободновыезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеетправо беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».
Пропуск осуществляется в пунктахпропуска через государственную границу, которые могут находиться на удалении отграницы. Согласно Закону Российской Федерации «О Государственной границеРФ» от 1 апреля 1993 года.
Под пунктом пропуска черезГосударственную границу понимается территория (акватория) в пределахжелезнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового,рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военногоаэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), атакже иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственнойграницы участок местности, где в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц,транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропускачерез Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственнуюграницу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных,определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение настоящей статьи,дающее определение пункта пропуска через государственную границу, являетсяновым и вызвано необходимостью установления сфер принадлежности иответственности транспортных министерств и ведомств Российской Федерации засостояние пунктов пропуска, созданием поддержание в них соответствующего режима.
Данной статьей Законапограничной службе ФСБ Российской Федерации предоставлено право пользования посогласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств инымпорядком пересечения государственной границы. При этом отличный отустановленного порядка пересечения государственной границы указанной категориейлиц определяется Пограничной службой ФСБ Российской Федерации по согласованию спограничными властями сопредельного государства и закрепляется международнымидоговорами Российской Федерации[4].
Пункты пропуска устанавливаютсямеждународными договорами Российской Федерации или актами ПравительстваРоссийской Федерации.
Предложения об установлениипунктов пропуска могут вноситься федеральными органами исполнительной властиили высшими исполнительными органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации (далее — инициаторы). Предложение об установлении пунктапропуска направляется инициатором в Федеральное агентство по обустройствугосударственной границы Российской Федерации с приложением следующих документов:
обоснование экономическойцелесообразности установления пункта пропуска;
сведения о планируемойпропускной способности и сроках открытия пункта пропуска;
подробный расчет затрат средствиз федерального бюджета на проектирование, строительство, оборудование,техническое оснащение и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимыхдля организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктепропуска, с обоснованием;
схема территории (акватории), накоторой планируется разместить здания, помещения, сооружения, необходимые дляорганизации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска,с обозначением границ зон планируемого размещения[5].
Инициатором при установлениипункта пропуска в пределах территории военных аэродромов может выступать толькоМинистерство обороны Российской Федерации.
Федеральное агентство пообустройству государственной границы Российской Федерации рассматриваетпредставленные инициатором материалы и в 2-месячный срок готовит заключение оцелесообразности либо нецелесообразности установления пункта пропуска,согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации,Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством экономическогоразвития Российской Федерации (если они не являются инициаторами).
Заключение о нецелесообразностиустановления пункта пропуска направляется инициатору. В случае признанияцелесообразности установления пункта пропуска проект акта Правительства РоссийскойФедерации об установлении пункта пропуска вносится в установленном порядкеруководителем Федерального агентства по обустройству государственной границыРоссийской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Проект акта ПравительстваРоссийской Федерации об установлении пункта пропуска в пределах территориивоенных аэродромов вносится в установленном порядке Министром обороныРоссийской Федерации.
Проект акта ПравительстваРоссийской Федерации об установлении пункта пропуска с приложением материалов,указанных в пункте 8 настоящих Правил, до его внесения в установленном порядкев Правительство Российской Федерации направляется на согласование вМинистерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных делРоссийской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерствосельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта РоссийскойФедерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерствоэкономического развития Российской Федерации, Федеральную службу безопасностиРоссийской Федерации, Федеральную таможенную службу, а также в высшийисполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, натерритории которого предлагается установить пункт пропуска. В проекте актаПравительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска указываютсяклассификация и специализация пункта пропуска, а также срок функционирования — длявременного пункта пропуска и период работы — для сезонного пункта пропуска.
Подготовка проектовмеждународных договоров Российской Федерации об установлении пунктов пропускаосуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации омеждународных договорах.
Пункт пропуска открывается послекомплексного завершения строительства (реконструкции), оборудования и принятияв эксплуатацию Федеральным агентством по обустройству государственной границыРоссийской Федерации зданий, помещений и сооружений, необходимых дляорганизации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля,в порядке, установленном настоящими Правилами.
Если в акте ПравительстваРоссийской Федерации об установлении пункта пропуска или нормативном правовомакте Федерального агентства по обустройству государственной границы РоссийскойФедерации о реконструкции пункта пропуска предусмотрено поэтапное принятиепункта пропуска, процедура открытия пункта пропуска осуществляется послезавершения каждого этапа строительства (реконструкции), оборудования и техническогооснащения. В целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропускаФедеральное агентство по обустройству государственной границы РоссийскойФедерации создает администрацию пункта пропуска[6].
Функционирование (эксплуатация) пунктапропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственнойграницы Российской Федерации в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
Для обеспечения бесперебойногофункционирования (эксплуатации) пункта пропуска, руководитель администрациипункта пропуска по согласованию с руководителями подразделений государственныхконтрольных органов, а также соответственно с руководителем администрацииморского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта (аэродрома),старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной,автомобильной станции или вокзала утверждает распорядок работы пункта пропуска,включающий в себя время начала и окончания его работы.
В сезонных пунктах пропуска ипунктах пропуска, работающих на нерегулярной основе, работа сотрудниковсоответствующих подразделений государственных контрольных органов организуетсяв порядке их командирования в эти пункты на период пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов,товаров и животных.
Делая вывод, можноконтактировать, что пропуск через Государственную границу лиц, транспортныхсредств, товаров, грузов и животных осуществляется в пунктах пропуска черезгосударственную границу. Пересечение Государственной границы через пунктыпропуска затрагивает огромный спектр отношений, касающихся интересов, как государства,так и личности.
Глава 2. Общее положение пунктов пропуска вРоссийской Федерации2.1 Правовой режим пунктов пропуска
Для решения задач охраныгосударственной границы в пунктах пропуска, обеспечения эффективногопограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении лиц, транспортныхсредств, грузов, товаров, следующих через государственную границу, необходимыопределенные условия, создающие благоприятную обстановку для деятельности контрольно-пропускныхпунктов пограничной службы, таможенных и других контролирующих органов. Всоответствии со статьей 22 такие условия создаются установлением в пунктахпропуска режима, включающего правила въезда в эти пункты, пребывания и выездаиз них лиц, транспортных средств, а также ввоза, нахождения и вывоза грузов,товаров и животных. Основная цель вводимого режима состоит в том, чтобысозданием в пунктах пропуска определенного комплекса организационных,разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ на территориюпунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, а такжетранспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственнойграницы Российской Федерации[7].
Режим в пунктах пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации утверждаются Федеральнымагентством по обустройству государственной границы Российской Федерации посогласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации иФедеральной таможенной службой. Органы пограничного контроля осуществляютконтроль за соблюдением режима в пунктах пропуска гражданами РФ, иностраннымигражданами и лиц без гражданства, должностными лицами и работниками организаций,расположенными на территории пунктов пропуска, в пределах правомочий,предоставленных им законодательством РФ.
В целях обеспечения соблюденияфизическими лицами требований режима в пунктах пропуска не реже одного раза вквартал проводятся комплексные проверки состояния соблюдения режима. Комплексныепроверки состояния режима в пунктах пропуска проводятся назначенными для этихцелей представителями органа пограничного контроля. По согласованию сруководством таможенного органа к комплексным проверкам могут привлекатьсятакже сотрудники таможенного органа.
Начальники аэропортов,аэродромов, морских (речных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов,станций, руководители других транспортных предприятий на основании полученногопо подчиненности нормативного акта (приказа, инструкции, директивы) соответствующеготранспортного федерального органа исполнительной власти разрабатывают и послесогласования с руководителями контрольно-пропускных пунктов пограничной службы,таможенных и других органов, осуществляющих контроль на государственнойгранице, издают приказ (инструкцию), которым с учетом местных условий, вида иинтенсивности международного сообщения. Устанавливается режим в данном пунктепропуска через государственную границу и определяется порядок его поддержания.
Вот основные мероприятия,составляющие содержание вводимого в пунктах пропуска через государственнуюграницу режима:
ограждение периметров территорииаэропортов, аэродромов, морских и речных портов, автодорожных пунктов пропускаи других мест, где осуществляется пограничный и таможенный контроль,установление въездных (выездных) шлагбаумов, определение порядка их проезда;
организация надлежащегоосвещения территории пунктов пропуска и непосредственных подступов к ней;
определение помещений, территорийи иных мест, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля. Вэтих зонах пограничной службой по согласованию с таможенными органами вводятсядополнительные режимные правила;
установление применительно ккаждому пункту пропуска правил перемещения через них, транспортных средств,грузов, товаров и животных, следующих через государственную границу, в томчисле установление порядка прохождения ими пограничного, таможенного и иногоконтроля;
установление порядка прохода ипребывания на территории и в помещениях пункта пропуска сотрудников органов,осуществляющих контроль следующих через государственную границу лиц,транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также необходимого дляфункционирования пункта пропуска персонала транспортного предприятия;
установка пояснительных знаков инанесения соответствующей разметки, определяющих порядок передвижения лиц итранспортных средств, перемещения грузов, товаров и животных по территории и впомещениях пункта пропуска через государственную границу;
введение разрешительного порядканекоторых действий, связанных с осуществлением пропуска через государственнуюграницу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В зависимости от местныхусловий, вида и интенсивности международного сообщения, названные мероприятиямогут быть дополнены и другими. В тех случаях, когда пункты пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации оборудованы и осуществляютдеятельность вне территории, зданий и помещений транспортных учреждений (вокзалов,станций, портов т т.п.), контрольно-пропускные пункты пограничной службынаделяются правом своими приказами (инструкциями) устанавливать режим в этихпунктах пропуска в соответствии с требованиями, предварительно согласоваввводимые режимные мероприятия и ограничения с таможенными и другими органами,осуществляющими в этих пунктах пропуска через государственную границу лиц,транспортных средств и грузов.
Контроль за соблюдением режима впунктах пропуска через государственную границу осуществляется контрольно-пропускнымипунктами пограничной службы совместно с органами внутренних дел, администрациейаэропортов (аэродромов), морских и речных портов[8],открытых для международного сообщения, пограничных железнодорожных станций,службой международных автоперевозок или самостоятельно.
Кроме того, режим в пунктахпропуска устанавливает запрещающие меры. В пунктах пропуска запрещается:
проникать на территорию пунктапропуска (ПП), объекты и в административные здания организаций, расположенных вПП, в нарушении установленного порядка;
находиться на режимнойтерритории ПП без установленных документов, с просроченными, неисправнымидокументами, а также с документами, сроки, действия которых не начались;
находиться в служебныхпомещениях органов пограничного контроля, в помещениях, где осуществляетсяпроверка документов у лиц, следующих через Государственную границу РФ, пересекатьлинию кабин паспортного контроля без разрешения органов пограничного контроля;
выносить (вывозить) с территорииПП материальные ценности, грузы, товары и животных без разрешениясоответствующих сопроводительных документов;
выносить (вывозить) на территориюпунктов пропуска огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и другие опасныегрузы без соответствующего разрешения, выданного уполномоченными органами;
проживать в служебных, подсобныхи иных помещениях, расположенных на территории ПП;
передавать с прибывающих в РФ иубывающих за пределы Российской Федерации автотранспортных средств, какие-либопредметы до окончания пограничных формальностей и завершения таможенногооформления и/или таможенного контроля;
изменять места стоянкитранспортных средств без согласования с органами пограничного контроля итаможенного контроля;
проводить (провозить втранспортных средствах, грузах) в (из) ПП лиц в нарушении установленногопорядка;
проникать в контролируемую зонупункта пропуска в нерабочее время.
Делая вывод можно сказать, чтоповседневное поддержание режима в пунктах пропуска играет существенную роль ввыявлении, предупреждении и пресечении нарушений правил пересечениягосударственной границы лицами и транспортными средствами, перемещения черезграницу грузов, товаров и животных и иных видов контроля при их пропуске черезГосударственную границу Российской Федерации.2.2 Виды пунктов пропуска через государственнуюграницу Российской Федерации
Пункты пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации (далее — пункты пропуска) предназначеныдля осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерациилиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных[9].
По видам международногосообщения пункты пропуска классифицируются на:
морские, речные (озерные),воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные — по видумеждународного сообщения;
пассажирские, грузовые,грузопассажирские;
по характеру международногосообщения;
постоянные, временные, сезонные,работающие на нерегулярной основе;
по режиму работы;
Кроме того существуют многосторонние- для пересечения государственной границы Российской Федерации лицаминезависимо от их гражданства (подданства), в том числе лицами без гражданства,и транспортными средствами независимо от государственной принадлежности, атакже для перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от ихгосударственной принадлежности.
Двусторонние — для пересечениягосударственной границы Российской Федерации гражданами, в том числе вупрощенном порядке, и транспортными средствами Российской Федерации и сопредельногогосударства, а также для перемещения через государственную границу РоссийскойФедерации грузов, товаров и животных только Российской Федерации исопредельного государства.
В соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации и федеральными законами пункты пропуска могутспециализироваться по видам перемещаемых грузов, товаров и животных (далее — специализированныепункты пропуска).
Специализированные пунктыпропуска включаются в перечни, издаваемые Министерством здравоохранения исоциального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйстваРоссийской Федерации в соответствии с установленными Правительством РоссийскойФедерации правилами, и подразделяются на:
специально оборудованные ипредназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товаров,химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов,представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий;
специально оборудованные ипредназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации животных,продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинногоматериала, подкарантинного груза).
Пункты пропуска устанавливаютсяв соответствии с законодательством Российской Федерации на железнодорожных,автомобильных станциях или вокзалах, в морских, речных (озерных) портах,аэропортах (аэродромах), военных аэродромах, открытых для международныхсообщений (международных полетов), а также на иных специально выделенных внепосредственной близости от государственной границы Российской Федерацииучастках местности.
Делая вывод данного вопроса можно сказать, что пункты пропускаустанавливаются на путях международного железнодорожного, автомобильногосообщения либо в иных местах, международного сообщения. Определенных международнымидоговорами Российской Федерации или решением Правительства Российской Федерации.Этими актами устанавливается порядок следования от Государственной границы допунктов пропуска через нее.
Заключение
Подводя итог курсовой работы можно сказать, что пропуск черезГосударственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животныхосуществляется в пунктах пропуска.
Под пунктом пропуска черезГосударственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной,автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного,специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома,открытых для международных сообщений (международных полетов), а также инойспециально выделенный в непосредственной близости от Государственной границыучасток местности.
Пункты пропуска устанавливаютсямеждународными договорами Российской Федерации или актами ПравительстваРоссийской Федерации.
В зависимости от видамеждународного сообщения, в каждом пункте пропуске устанавливается правовойрежим. Цель режима, чтобы создать в пунктах пропуска определенного комплексаорганизационных, разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ натерриторию пунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, атакже транспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственнойграницы Российской Федерации.
Режим в пунктах пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации утверждаются Федеральнымагентством по обустройству государственной границы Российской Федерации посогласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации иФедеральной таможенной службой. Органы пограничного контроля осуществляютконтроль за соблюдением режима в пунктах пропуска гражданами РФ, иностраннымигражданами и лиц без гражданства, должностными лицами и работникамиорганизаций, расположенными на территории пунктов пропуска, в пределахправомочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.
По положениям, выносимым на защиту:
По первому положению: «Основныенаправления деятельности пунктов пропуска через Государственную границуРоссийской Федерации».
Основной деятельностью пунктовпропуска является, пропуск через Государственную границу лиц, транспортныхсредств, товаров, грузов и животных. В настоящее время в мире сложилисьустойчивые международные нормы и взаимоприемлемая практика пересеченияГосударственной границы в пунктах пропуска. Перечень пунктов пропуска черезГосударственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов,товаров и животных, определяются в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации.
По второму положению: «Содержаниеи установление режима в пунктах пропуска через Государственную границуРоссийской Федерации».
Для решения задач охраныгосударственной границы в пунктах пропуска, обеспечения эффективногопограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении лиц, транспортныхсредств, грузов, товаров, следующих через государственную границу, необходимыопределенные условия, создающие благоприятную обстановку для деятельностиконтрольно-пропускных пунктов пограничной службы, таможенных и другихконтролирующих органов.
Такие условия создаютсяустановлением в пунктах пропуска режима, включающего правила въезда в этипункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, а также ввоза,нахождения и вывоза грузов, товаров и животных. Основная цель вводимого режимасостоит в том, чтобы созданием в пунктах пропуска определенного комплексаорганизационных, разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ натерриторию пунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, атакже транспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственнойграницы Российской Федерации.
По третьему положению: «Видыпунктов пропуска по видам международного сообщения».
Пункты пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации (далее — пункты пропуска) предназначеныдля осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерациилиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
По видам международногосообщения пункты пропуска классифицируются на:
морские, речные (озерные),воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные — по видумеждународного сообщения;
пассажирские, грузовые,грузопассажирские;
по характеру международногосообщения;
постоянные, временные, сезонные,работающие на нерегулярной основе;
по режиму работы;
В соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации и федеральными законами пункты пропуска могутспециализироваться по видам перемещаемых грузов, товаров и животных и так далее.
Таким образом, пункты пропускаустанавливаются международными договорами Российской Федерации или актамиПравительства Российской Федерации. Для пропуска через Государственную границулиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных. В зависимости от видамеждународного сообщения, в каждом пункте пропуске устанавливается правовойрежим. Цель режима, чтобы создать в пунктах пропуска определенного комплексаорганизационных, разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ натерриторию пунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, атакже транспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственнойграницы Российской Федерации.
Списокиспользуемой литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Закон РФ от 1 апреля 1993г. N 4730-I «О Государственной границеРоссийской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
4. Постановление Правительства Российской федерации от 26 июня 2008г. N 482«Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации),реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границуРоссийской Федерации».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008г. №253«Об утверждении правил определения пределов пунктов пропуска черезГосударственную границу Российской Федерации»
6. Указ Президента РФ от 11 октября 2007 года № 1359 «О Федеральномагентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации».
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и ПравительствомАзербайджанской Республики о пунктах пропуска через Государственную границумежду Российской Федерацией и
8. Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995 года.
Комментарии к нормативным актам:
9. Научно-практический комментарий к Закону РФ от 1 апреля 1993 года N4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» — М.: Граница,1996.
Исторические источники:
10. Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи России: Краткийисторический очерк. — М.: Граница, 1993г.
11. Терещенко В.В. На охране рубежей Отечества. — М.: Кучково поле, 2008г.
12. Боярский В.И. На стороже Руси стояти: Страницы истории пограничнойстражи Российского государства. — М.: Граница, 1993
Учебная и научная литература:
13. Круглов И.А., Шилов В.С. Правовое регулирование пересечениягосударственной нраницы лицами и транспортными средствами. Учебное пособие. ГПИФСБ России. 2004г.
14. Некрасов А.А., монография “Система пограничного контроля РоссийскойФедерации и направления ее совершенствования" — 2000г.
Периодическая печать:
15. Марголин В.В. Пограничная служба в России в XVIII веке // Пограничник. — 1944. — № 5.
16. Дмитриев С.С. Пограничная служба в России в первой половине ХIX века // Пограничник. — 1944. — № 9.