МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Институт заочного обучения
Курсовая работа
по курсу «Технологические основы СКД»
Приоритетные направления деятельности молодежной политики г. Сургута
Выполнила студентка:
СКД 302/Ср-08 гр.,3 курса
Садагян Ануш Рафиковна
Сургут, 2011
Оглавление
Введение
Глава I Сущность и структура организации деятельностимолодёжной политики
1.1 Сущность понятия молодёжная политика
Глава II Приоритетные направления деятельности комитета помолодёжной политике в г. Сургуте
2.1Деятельность комитета молодёжной политики г. Сургута
2.2 Приоритетные направления деятельности комитета помолодёжной политике в г. Сургуте
Заключение
Список использованной литературыВведение
Особой чертой современности являетсяосознание обществом и государством специфической роли и статуса молодежи в политической,экономической, социокультурной деятельности. Эффективная государственная политикав сфере решения молодежных проблем является сегодня не только фактором социальнойстабильности, но и безопасностью государства в целом. Российское общество в последние10-15 лет находится в стадии глубоких экономических и политических изменений, которыеглавным образом изменяют уклад жизни и менталитет российского населения.
Опыт последних лет показывает,что значительная часть российской молодежи оказалась способна быстро усваивать идеи,взгляды, ценности рыночной экономики, сумела адаптироваться к современным социально-экономическими политическим реалиям, активно участвует в процессе построения нового общества.
Вместе с тем, велика доля социальнонеблагополучных молодых людей, все более заметно распространение протестных настроений,экстремизма и радикализма, многообразнее становятся межпоколенческие отношения.
Проведение реформ может быть эффективными успешным лишь при активном участии молодежи в этом процессе. Необходимо расширениесоциальной базы преобразований, раскрытие созидательного творческого потенциаламолодежи, а её социальный ресурс должен считаться одной из важнейших основ модернизациироссийского общества.
Актуальность.
Актуальность научного исследованияхарактеристики приоритетных направлений деятельности молодёжной политики городаСургута обуславливается тем, что молодежная политика в России является относительномолодым отраслевым направлением социальной политики государства и требуют неотложногонаучного рассмотрения ряда прикладных проблем связанных с ее реализацией. Во-первых,недостаточно разработана нормативно-правовая база в сфере государственной молодежнойполитики. Во-вторых, отсутствует четкая координация государственной молодежной политикис другими сферами государственной активности, что приводит к определенной замкнутостимолодежной проблематики, относительно других направлений деятельности государства.В-третьих, ограничена инфраструктура учреждений и органов по делам молодежи, направленийих деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежнойсферы. В-четвёртых, недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственноймолодежной политики. И, наконец, в-пятых, отсутствует универсальная система диагностикии комплексного социального мониторинга состояния молодежной среды.
Новизна: новизна данной работы заключается в определении приоритетныхнаправлений деятельности молодёжной политики города Сургута.
Объект: "Молодёжная политика в г. Сургуте".
Предмет: "Приоритетные направления молодёжной политики в г. Сургуте".
Цель: "Охарактеризовать приоритетные направления деятельностимолодёжной политики г. Сургута".
Задачи:
1. Определить сущность понятиямолодёжная политика;
2. Охарактеризовать направлениядеятельности молодёжной политики;
3. Охарактеризовать деятельностькомитета по молодёжной политике г. Сургута.
4. Определить приоритетные направлениядеятельности молодёжной политики в г. Сургуте.
молодежная политика комитет сургут
Практическая значимость: заключается в возможности использования её специалистамив области молодёжной политики для оптимизации деятельности.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, которые содержатв себе по два параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Методы исследования: в данной работе были использованы метод сравнения, методыанализа, метод обобщения, метод синтезирования.
Источники исследования: для написания данной работы были использованы положения,постановления, приказы, законы, сайты, учебные пособия.
Глава I Сущность и структура организации деятельностимолодёжной политики1.1 Сущность понятия молодёжная политика
Чтобы определить сущность понятия «молодёжная политика»,для начала следует выяснить, что же такое молодёжь, и кем она является в современнойполитике. Определений и точек зрения на такую тему достаточно много и все они звучатпо-разному, однако содержание их несёт совершенно одинаковый смысл. Это характеризуетсямногочисленными взглядами и определениями различных учёных, политических деятелейи исследователей. [8, С.2]
И так, прежде всего, следует заметить, что молодежь играет значительнуюроль в социально-демографической, экономической, политической и культурной жизниобщества. Роль и значение молодежи в российском обществе возрастает по мере усложненияи развития его структур. Опираясь на политологические и социологические исследования,определим сущность понятия молодежь.
Следует понимать, что дать четкое определение молодежи достаточносложно, все зависит от научного подхода к данной категории.
Одно из первых определений понятия молодежь было дано в 1968 г. социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих,а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурныеи другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастныекритерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет. Сегодня возрастные границы молодостиопределяются не столько количеством лет, сколько знаковыми событиями: созданиемсемьи, рождением ребенка, освоением профессии. Например, в Российской Империи молодежныйвозраст определялся между 16 и 20 годами, это было связано с малой продолжительностьюжизни и высокой смертностью населения, когда уже после 20 лет молодой человек брална себя ролевые функции взрослого человека. Действительно, чаще всего, молодежьопределяют именно по возрастным характеристикам. Однако существенными показателямиявляются также стиль потребления, стиль и образ жизни, принадлежность к одному поколению.[1, С.1] Исследователи молодежной политики полагают, что молодежь — »возрастнаягруппа, поколенческая категория", некая «когорта», «социальнаястрата», объединенная общими социально-экономическими, социально-культурнымии общественно-политическими условиями формирования на ранних этапах жизненного развития.Современную российскую молодежь сложно назвать целостной социальной группой. Исследователиобъясняют это быстротой изменения условий социально-политического и иного плана.В последние годы изменения в стране происходили с такой скоростью, что у молодыхлюдей с разницей в 5-6 лет совершенно разное мировоззрение и мотивация. Можно сказать,что каждое новое поколение начинает жить в новом обществе. Поколение детей, рожденныхв 1970-х, например, совершенно различаются с теми, кто родился в 1980-х, в 1990-х.
Исследуя сущность молодежной политики, вернее всего воспользоватьсяправовым определением молодежи, которое закреплено в нормативно-правовых документахРФ, посвященных изучаемой проблеме. Так, Концепция молодежной политики РФ определяетпонятие «молодежь» достаточно четко: «Молодежь (молодые граждане)- лица в возрасте от 14 до 30 лет». [8, С.2]
Далее, молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядомособенностей, которые позволяют ее идентифицировать от других.
Во-первых, в силу объективных причин, молодежь отличает несформированностьценностных, духовно-нравственных ориентиров, недостаток жизненного опыта, что увеличиваетвероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений, а во-вторых, молодежиприсуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. Приэтом именно молодежь в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность иявляется источником экономической инициативы. Таким образом, политика по отношениюк молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшимиресурсами для проведения целостной молодежной политики. Государственная молодежнаяполитика является деятельностью государства, направленной на создание правовых,экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодогочеловека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственнаямолодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линиюгосударства на обеспечение социально-экономического, политического и культурногоразвития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к историии культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
Целевая аудитория. Государственная молодёжная политика проводитсяв отношении как граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданствомв возрасте от 14 до 30 лет, так и иностранных граждан, лиц без гражданств в возрастеот 14 до 30 лет — в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерациивлечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов.А также в отношении молодёжных объединений и молодых семей — семей, в первые тригода после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительностибрака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а такженеполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.
Государственная молодёжная политика — это система государственныхприоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешнойсоциализации и эффективной самореализации молодежи, для развития её потенциала винтересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитиестраны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.Основным средством развития потенциала молодежи является ее вовлечение в социально-экономическую,общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества. Государственнаямолодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственнойвласти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решениепроблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. [2, С.34]
Вместе с тем, последующим шагом, при определении сущности государственноймолодёжной политики необходимо определить, чем занимается молодёжная политика. Во-первых,государственная молодежная политика призвана обеспечить стратегическую преемственностьпоколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережногоотношения к историческому и культурному наследию народов России. Во-вторых, обеспечитьстановление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способныхк социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности,использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностьюи проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам,традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искатьи находить содержательные компромиссы. В-третьих, обеспечить формирование культурымира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политическихконфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии. В-четвёртых, обеспечитьразностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей,навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права,участвовать в деятельности общественных объединений. В-пятых, обеспечить формированиеу них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культурымежэтнических отношений. В-шестых, обеспечить становление у молодых граждан положительнойтрудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципамипрофессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда. И наконец, в-седьмых,государственная молодёжная политика обязана обеспечить освоение молодыми людьмиразнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояниеи состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытостиобщества, его информатизации, роста динамичности изменений. [1, С.1]
Так же, стоит заметить, что в сфере эффективности государственноймолодежной политики основным противоречием предстает замедленность позитивных измененийположения большинства молодых россиян по отношению к активизации мер, предпринимаемыхобществом и государством. В условиях системного социально-экономического, социально-политического,духовно-нравственного кризиса, переживаемого российским обществом (невыплата заработнойплаты, социальных пособий, невыполнения предусмотренных законом гарантий охраныздоровья, безопасности, гарантий прав и свобод личности, ее образования, трудоустройства,социальной защиты) молодые люди более уверены в том, что могут следовать своим убеждениями свободно высказывать свои взгляды, и практически не уверены в возможности влиянияна принятие социально значимых научных решений, получение качественного образования,трудоустройства по специальности, получения судебной защиты, реализации творческихспособностей.
Для укрепления позитивных тенденций в молодежной среде государственнаямолодежная политика должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализациигражданских инициатив, участие в общественно значимой и социально полезной деятельностив сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, содействия адаптации и современнымсоциально-экономическим условиям, корректным взаимодействием в случае проявленияотклоняющегося поведения.
Сущность государственной молодёжной политики заключается, в определенииважнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленныхна обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального,интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. Атак же в сущность государственной молодёжной политики входит создание унифицированногоподхода к осуществлению молодежной политики в целом в Российской Федерации, субъектахРоссийской Федерации и формулированию основных перспектив развития, признанных наобщегосударственном уровне.
Глава II Приоритетные направления деятельности комитетапо молодёжной политике в г. Сургуте
2.1 Деятельность комитета молодёжной политики г. Сургута
Молодежная политика является составной частью государственнойполитики в области социально-экономического, культурного и национального развитияавтономного округа и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого,финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленныхна создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненногопути. Сургут — это молодежный город, в котором проживает более 80 тысяч молодыхлюдей в возрасте от 14 до 29 лет. В городе создана сеть учреждений, занимающаясямолодежно-подростковыми проблемами. Муниципальное учреждение «Наше время».МУ «Наше время» занимается организацией трудовой занятости подросткови молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, трудоустраивая на постоянные рабочие местав цеха и подразделения учреждения. Кроме того учреждение заключает договоры с организациямигорода о предоставлении временных рабочих мест. На сегодняшний день МУ «Нашевремя» — это: Молодежно-подростковая биржа труда. Специалисты молодежно-подростковойбиржи труд ведут прием молодежи, желающей трудоустроится в МУ «Наше время»,проводят индивидуальные консультации, а так же предоставляют информацию о наличиипостоянных и временных рабочих мест в учреждении. [13] Бригады по благоустройствугорода. Подросткам, которые трудоустраиваются на временные рабочие места, учреждениепредлагает работу в детских дошкольных учреждениях и структурных подразделенияхжилищно-коммунальных служб города. Бригады по благоустройству города выполняют работыпо уходу за зелеными насаждениями, покраске мелких ограждений, очистке территорийпарков и дворов от мусора, а в зимний период — от снега. [13] Цех шелкографии иполиграфии. Цех шелкографии и полиграфии предоставляет постоянные рабочие местадля молодежи от 14 до 18 лет. Специалисты цеха обучают ребят следующим видам работ:
нанесение методом шелкографии логотипов, знаков и рисунков натекстильную продукцию (футболки, бейсболки, флаги, транспаранты);
сублимация (нанесение на спец. бумагу. обработка клеем и термоперенос);
трансфер (перенос изображения типа фотографии на изделия светлыхтонов). [13] Мини — прачечная. Мини — прачечная принимает на постоянные рабочиеместа молодежь от 14 лет на должности операторов сушильных машин и гладильщиков.Мини-прачечная производит стирку и глажение прямого белья (постельное белье, пледы,синтепоновые и шерстяные одеяла), а так же принимает в стирку фасонное белье. [13]
Клуб-кафе «Собеседник». Клуб-кафе «Собеседник»предлагает работу для молодежи 16-30 лет в качестве бармена-официанта. Ребята изучаютправила обслуживания банкетов и применяют свои знания на практике. Кафе «Собеседник»принимает участие в обслуживании городских мероприятий, выполняет заказы на проведениевечеров для школьников, детей из дошкольных детских учреждений. Участвует в благотворительныхакциях и выездной торговле. [13]
Швейно-вязальное отделение. В швейных цехах девушки приобретаютнавыки швеи — мотористки, на работу принимается молодежь от 14 лет. [13] Отдел повоспитательной работе (клуб «Дружба»). Отдел по воспитательной работезанимается организацией культурно — досуговой деятельности подростков и молодежиМУ «Наше время» в свободное от учебы и работы время (проведение конкурсов,развлекательных и спортивных программ, участие в фестивалях). [12]
Центр молодежного дизайна. Цель деятельности Центра молодежногодизайна — создание условий для выявления, развития и поддержки молодых дизайнеровпосредством интеграции различных направлений в дизайне, а так же создание средыдля творческого общения молодежи и предоставление возможности реализации смелыхэкспериментов. Деятельность Центра молодежного дизайна ведется по следующим направлениям:презентационное (проведение музыкальных модельных шоу с демонстрацией коллекцийодежды различных стилей и направлений, презентации, фестивали изготовителей одеждыи т.д.); коммуникационно — культурное (выпуск рекламной продукции, производствохудожественно-графических и фоторабот, работа с партнерами, спонсорами и т.д.);культурно — развлекательное (проведение тематических, театрально-концертных, информационно-выставочных,видеокомпьютерных, литературно-художественных и других досуговых программ). [12]
Молодежные трудовые отряды. Еще одно направление работы учрежденияпо организации временной занятости — выездные молодежно-трудовые отряды (МТО). ВМТО ребята не только работают, но и весело проводят время — спортивные состязания,туристические походы, вечера отдыха, это не полный перечень мероприятий предусмотренныхдля проведения досуга в отряде. Команда МУ «Наше время» ежегодно принимаетучастие в окружном Фестивале молодежных трудовых отрядов, где традиционно занимаетлидирующие места. Организованная таким образом структура и деятельность учрежденияпозволяет молодым людям получить навыки трудовых отношений и первый трудовой стаж.У ребят, которые в этом возрасте не имеют никакой квалификации, существует реальнаявозможность не только профессионального самоопределения и выбора, но и последующегопрофессионального роста. [12]
Достижения МУ «Наше время» за последние 3 года. За2007 год:
грант главы города Сургута в сфере образования конкурс молодежныхобъединений проект «школа руководителей молодежных трудовых отрядов».
За 2008 год: победитель конкурса детских и молодежных общественныхобъединений в номинации «Молодежные общественные объединения» проект«Информационная студия „Актив трудовой молодежи“; окружной фестивальмолодежных трудовых отрядов „Трудовое лето 2008“ — диплом за 2 место;в рамках реализации приоритетного национального проекта „Образование“в городе Сургуте награждены 16 сотрудников учреждения (из них 12 подростков). За2009 год: открытие нового подразделения „Центр молодежного дизайна“.[12]
Муниципальное учреждение „Центр специальной подготовки“Сибирский легион».
В 2005-2006 годах деятельность МУ ЦСП «Сибирский легион»осуществлялась в направлениях: организационно-методическая работа; патриотическиеакции российского, регионального и городского уровня; обязательная подготовка молодёжик службе в вооружённых силах; добровольная подготовка молодёжи к службе в вооружённыхсилах. [14]
Из числа сотрудников и воспитанников учреждения на базе МУ«ЦСП „Сибирский легион“ сформированы спортивные команды:
Команда „Сургут (Сибирский легион)“ по парашютной купольнойакробатике. (1-й и 2-й состав). Команда по парашютной купольной акробатике (1-йи 2-й состав) приняла участие в 4 соревнованиях регионального, Российского и мировогоуровня. Спортсмены-парашютисты заняли 2 призовых места в командных зачетах, 1 призовоеместо в личном первенстве.
Команда „Сибирский легион — Олимпиец“ по мотокроссу.Спортсмены-мотоциклисты приняли участие в 16 соревнованиях окружного, региональногои Российского уровня. Заняли 15 призовых мест в личном первенстве. [2, С.34]
Команда „Сибирский легион“ по картингу. Команда покартингу участвовала в 16 соревнованиях окружного, регионального и Российского уровня.Спортсмены-картингисты завоевали призовых 6 мест в командном зачете, призовых 30мест в личном первенстве.
Команда „Сибирский легион“ по военно-прикладным видамспорта. Команда по военно-прикладным видам спорта участвовала в 5соревнованиях городскогои окружного уровня. Спортсмены завоевали 2 призовых места в командном зачете, 5призовых мест в личном первенстве.
Команда „Сибирский легион“ по туризму. Команда по туризмуучаствовала в 5 соревнованиях городского и окружного уровня. Спортсмены завоевали2 призовых места в командном зачете, 4 призовых места в личном первенстве. [14] Муниципальное учреждение „Вариант“.
Муниципальное учреждение по работе с подростками и молодежьюпо месту жительства „Вариант“ было создано в феврале 1999 года по распоряжениюМэра города Сургута. Учреждение является подразделением Департамента культуры, молодежнойполитики и спорта Администрации города.
Целью деятельности Учреждения является организация досуга детей,подростков и молодежи города по месту жительства, развитие сети молодежно-подростковыхклубов и центров. [14]
На сегодняшний день муниципальное учреждение „Вариант“:
· Это — 19 молодежно-подростковых клубов по месту жительства и 1 молодежныйцентр технического моделирования, в которых организуют активный досуг дети, подросткии молодежь в возрасте от 7 до 30 лет.
· Это — новые молодежные программы: „Школа КВН“, „АРТ+“, „КРУТО“, „Театр костюма “Эксклюзив», «Перекресток»,«Пожарное братство», «Северный Лев» направленные на развитиеинициативы и активности молодежи города, а также поддержку молодежных объединений.
· Это — 56 творческих мастерских, секций, кружков декоративно — прикладногои технического направлений, среди которых клуб исторического конструирования и моделирования«Северный лев», молодежное объединение, изучающее традиции японской культуры«Фуриоку», молодежно-подростковый пресс-центр, Школа диджеев, студия«Боди — Арт», студия аудио и видео записи «Арт +», клуб молодаясемья «ПЛИМ», авиамодельный клуб, творческая мастерская по деревообработке,центр развития компьютерных технологий «Мульти Центр».
· Это — физкультурно-оздоровительные секции, в которых занимаются более250 человек. Подростки учреждения являются активными участниками городских соревнований.
· Это реализация ведомственной программ: «Организация мероприятийпо работе с молодежью» и «Организация отдыха детей и молодежи в каникулярноевремя», в основу которых входит комплексный подход к организации досуга поместу жительства: «КЛУБ — ДВОР — МИКРОРАЙОН — ГОРОД». [14]
Далее рассмотрим организации комитета молодёжной политики городаСургута. Работающая молодёжь. В её состав входят: молодёжное объединение ОАО«Сургутнефтегаз»; молодёжное объединение ООО «Газпром трансгаз Сургут»;молодёжное объединение «Газпром переработка»; молодёжное объединение работниковобразования Сургута («МОРОС»); молодёжное объединение «ОГК-4»;ООО «Работающая молодёжь Сургута»; Совет молодых специалистов Сургутскогоотделения Свердловской железной дороги. [14] Студенческое самоуправление. Его составляют:Интеллектуальный Клуб СурГУ; Сургутский нефтяной техникум; Филиал Тюменского государственногоуниверситета в Сургуте; Сургутский государственный университет; Сургутский государственныйпедагогический университет; Сургутский институт нефти и газа;Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета»; Сургутскоемедицинское училище; Сургутский профессиональный колледж; Филиал Российского государственногосоциального университета в Сургуте. [6, С.53] Общественно-политические организации.Такие как: Молодёжные объединения политических партий; Сургутское отделение Всероссийскойобщественной организации «Молодая гвардия Единой России»; Молодёжный общественныйсовет; Организации социального и общественно-политического направления. [6, С.53]Спортивные организации. Спортивные организации: Специализированная детско-юношескаяспортивная школа олимпийского резерва «Ермак»; Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта «Кедр»;Муниципальное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивнаяшкола «Виктория»; Региональная молодёжная общественная организация «Федерация экстремальных видов спорта ХМАО».Детские общественные организации и объединения. В их состав входят: Городское общественноедетское движение «Вместе»; Городское общественное детское движение«Юные инспекторы движения»; Городская общественная организация «Юныежуковцы»; Школьный актив города. [8, С.2] А так же в состав комитета молодёжнойполитики города Сургута входят творческие организации и военно-патриотические объединенияи ветеранские организации. [8, С.2] На современном этапе окончательно сформированаи обрела зримые очертания система мер и механизмов реализации государственной молодежнойполитики. На сегодняшний день комитет по молодежной политике четко определил длясебя стратегические цели, на решение которых будут направляться концентрированныеусилия, а также тактические меры для достижения поставленных задач. Для достиженияпоставленных целей комитетом по «молодёжной политике» было определеносемь направлений.1. Содействие профессиональному образованию, трудовой занятостиподростков и молодёжи. Характеризуется следующими его составляющими: содействиемпрограмм получения профессионального образования и интеграции в трудовой коллектив;реализацией программ, дающих гарантии первого места работы, возможности совмещенияучёбы и работы, особенно подростковой и студенческой занятости; создание возможностидля организации добровольных молодёжных служб, содействующих созданию рабочих мести трудоустройству; вовлечение молодёжи в производственные сферы, где происходитвнедрение наиболее передовых технологий, поддерживается высокая культура производстваи организации труда. [13] 2. Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи. Районныевоенно-спортивные игры, конкурсы направлены на формирование гражданского сознания,воспитание патриотизма и гражданственности, уважительного отношения к истории своегокрая и страны в целом, организацию начальной военной подготовки к службе в ВооруженныхСилах РФ. [13] 3. Содействие реализации творческих способностей молодёжи. Всостав данного направления входят: поддержка программ организации досуга,реализующих доступны, развивающие, самовоспроизводящиеся формы проведения свободноговремени, особенно по месту жительства; сохранение и развитие индустрии загородногоотдыха и оздоровления молодёжи, ориентированной на организацию «производящихкультуру» форм досуга (тематические смены, походы и т.д.); целенаправленноесоздание совместно со средствами массовой информации познавательных, развивающих,обучающих воспитательных программ, обеспечивающих процесс социализации молодёжи.[13] 4. Поддержка детских и молодёжных общественных организаций и объединенийрайон. Для осуществления данного направленияпри непосредственном участиирайонного молодёжного движения «Кода молодая» уже не первый год проводилсяслёт лидеров детских и молодёжных организаций и конкурс «Лидер XXI века»,победители которого представляют район на окружном слёте. Активисты молодёжных объединенийпринимают участие в Окружной молодёжной школе актива «Импульс Югры». Проводитсямеждународный фестиваль современного искусства в г. Ханты-Мансийске; I региональныйфестиваль молодёжных субкультур «Звезда» в г. Урае; окружной конкурс детскогои юношеского творчества «Юнтагор» в г. Когалыме; I конкурс-фестиваль альтернативноготворчества и VII открытый фестиваль детского и юношеского творчества в г. Нягани.А так же представители детских и молодёжных организаций, актив молодёжи районовпринимают участие в окружном молодёжном форуме, проходящее в Ханты-Мансийске. [13]5. Организация досуга молодежи, профилактика асоциального поведения. Проведениеразличных соревнований. В целях организации работы детских дворовых площадок определяютсяденежные средства на приобретение инвентаря «Центрам культуры и искусства».Комитетом по молодёжной политике Ханты-Мансийского автономного округа — Югры организовантрадиционный ежегодный агитпробег. Стало традиционным проведение районных конкурсовКВН. В феврале-марте были проведены конкурсы КВН среди школьных команд и трудящейсямолодёжи. [13] 6. Поддержка молодых семей. Одним из приоритетных направленийдеятельности отдела по делам молодёжи является поддержка молодой семьи. Традиционнымстало проведение районного конкурса молодых семей, целью которого является повышениесоциального статуса семьи и престижа семейной жизни, пропаганда культуры семейныхотношений. [13] 7. Улучшение жилищных условий молодых семей, молодых специалистов.Отдел по делам молодёжи принимает непосредственное участие в реализации национальногопроекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России». [13]
2.2 Приоритетные направления деятельности комитета помолодёжной политике в г. Сургуте
Государственная молодежная политика (ГМП) является составнойчастью государственной политики в области социально-экономического, культурногои национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную системумер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного,информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условийдля выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участияв модернизации российского государства и общества. И так, мы подошли к цели нашейработы — охарактеризовать приоритетные направления деятельности комитета молодёжнойполитики г. Сургута.
1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования,воспитания и развития.
В рамках модернизации системы образования принять меры, направленныена воспроизводство молодых ученых и преподавателей.
Активизировать реализацию программ, направленных на поддержкуи поощрение талантливых молодых граждан в области образования, науки, техники, культуры.Развивать систему фестивалей студенческого творчества «Российская студенческаявесна», программу поддержки художественного творчества работающей молодежи«Юность».
Продолжить работу по реализации концепций, программ, методиквоспитательной деятельности в рамках молодежных и детских общественных объединений.
В рамках реализации программы «Патриотическое воспитаниеграждан Российской Федерации» в целях воспитания гражданственности и патриотизмасовершенствовать систему взаимодействия органов по делам молодежи с государственнымиорганами, ветеранскими и молодежными патриотическими объединениями и другими организациями,расширить сеть образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов,школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов и объединений.
Организовать работу опорно-экспериментальных площадок для внедренияи апробации новых технологий работы с молодежью, вариативных программ по развитиютворческих способностей подростков и молодых граждан в системе учреждений социальногообслуживания, подростково-молодежных клубов и центров, оздоровительно-образовательныхучреждений. [13]
2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны ихздоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.
Согласовать и утвердить Примерное положение об учреждениях социальногообслуживания молодежи.
Способствовать реализации программ детских, молодежных и студенческихобщественных объединений по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Сформировать банк данных по учреждениям социального обслуживаниямолодежи и профилактическим программам.
Развивать сеть детских и молодежных оздоровительных учрежденийразличных форм собственности, стимулировать практику деятельности лагерей по вариативнымпрограммам; создавать условия для расширения в каникулярный период молодежного туризма,предоставлять возможности для занятий физической культурой и спортом на льготныхусловиях.
Способствовать развитию сети учреждений социального обслуживаниямолодежи, системы клубов по месту жительства, осуществляющих профилактические программыв молодежной среде.
Совершенствовать механизм деятельности рабочих групп экспертногосовета по социальным программам государственной молодежной политики в соответствиис основными направлениями социальной работы с молодежью, в том числе по предупреждениюи распространению беспризорности, безнадзорности; профилактике социально значимыхболезней у детей: алкоголизма, наркомании и токсикомании, туберкулеза, ВИЧ-инфекции,заболеваний, передающихся половым путем.
Реализовывать государственные гарантии по обеспечению детей иподростков бесплатной медицинской помощью.
Совершенствовать нормативную правовую базу, способствовать реализациипрограмм по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде.
Осуществить разработку и внедрение современных технологий и методикпо укреплению здоровья детей и подростков с использованием бальнеоклиматотерапии,средств массовой физической культуры, нетрадиционных методов оздоровления.
Продолжить поддержку и распространение опыта деятельности ВДЦ«Орленок и „Океан“ в сфере отдыха, оздоровления, досуга и творчествамолодежи. [12]
3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодыхграждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.
Продолжить формирование системы государственных и негосударственныхпредприятий и организаций по поддержке и развитию молодежного предпринимательства,а также общероссийской системы молодежных бирж труда в целях содействия трудоустройствумолодежи на временную работу и обеспечения вторичной занятости молодежи.
Развивать организационные, финансовые и другие технологии, направленныена решение проблем занятости молодежи, способствовать распространению опыта их применения.
Разработать методические рекомендации по формированию механизмовправовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессиональногообразования на рынке труда.
Оказывать информационно-методическое содействие в развитии движениястуденческих отрядов и организовывать координацию их деятельности.
Сформировать межведомственный совет по координации деятельностистуденческих отрядов в Российской Федерации.
Сформировать в системе профессионального образования сеть региональныхи вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихсяи выпускников учреждений профессионального образования. [12] 4. Государственнаяподдержка молодых семей.
Поддерживать проекты общественных объединений и организаций,направленные на научно-методическое консультирование молодых людей по вопросам семейнойжизни.
Сформировать механизмы специального медицинского обслуживаниямалолетних детей и беременных женщин в возрасте до 30 лет, оказания бесплатной психологическойпомощи членам молодых семей.
Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений вжилищное законодательство в части определения дополнительных гарантий по выделениюцелевых субсидий молодым гражданам для строительства или приобретения жилья.
Координировать проведение конкурса по предоставлению субъектамРоссийской Федерации средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы»Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП «Жилище» 2002-2010 годы.
Сформировать координационный совет по вопросам реализации подпрограммы«Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевойпрограммы «Жилище» 2002-2010 годы.
Направить методические рекомендации в адрес органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации по разработке региональных программ обеспеченияжильем молодых семей. [12]
5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в труднойжизненной ситуации.
Расширить сеть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетнихи молодых граждан.
Оказывать всестороннюю поддержку действующим молодежным, студенческимобъединениям по развитию волонтерского движения и реализации программ социальнойреабилитации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Создать сеть «здоровых школ», включить занятия по профилактикеасоциальных явлений в школьные учебные программы.
Осуществлять тесное взаимодействие с общественными, религиозными,негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Подготовить нормативную правовую базу защиты прав несовершеннолетнихи молодежи, принять участие в разработке проекта Федерального закона о ювенальнойюстиции в России.
Разработать методические материалы по вопросам профилактики насилияи экстремизма в молодежной среде.
Разработать методические рекомендации по проведению общероссийскихи межрегиональных семинаров по вопросам защиты прав и интересов молодежи, социальнойадаптации молодежи из групп риска. [12]
6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политическойдеятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
Обеспечить реализацию в полном объеме Федерального закона«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Продолжить формирование Федерального реестра детских и молодежныхобщественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Развивать взаимодействие органов государственной власти и молодежныхобщественных объединений через сотрудничество с координационными структурами молодежныхи детских общественных организаций на федеральном уровне и в субъектах РоссийскойФедерации.
Подготовить предложения по совершенствованию условий оплаты трудаи социального обеспечения кадров молодежных и детских общественных объединений.
Поддерживать содержательные проекты общественных движений, организаций,ставящих своей задачей совершенствование системы социального обслуживания, оздоровления,отдыха, занятости подростков и молодежи в каникулярное время.
Организовать проведение всероссийских слетов педагогических отрядов,студенческих отрядов правопорядка, Всероссийского конкурса «Лидер XXI века».
Усилить общественную составляющую молодежной политики через проведениерегулярных встреч с лидерами молодежных, в том числе студенческих, общественныхобъединений.
Развивать и поддерживать студенческие социальные инициативы,деятельность органов студенческого самоуправления, сформировать и распространитьрекомендации по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации.
Продолжить работу по разработке и согласованию межведомственнойпрограммы «Студенчество России».
Развивать опыт привлечения студентов вузов и ССУЗов для прохожденияпрофессиональной практики и стажировки в органах по делам молодежи субъектов РоссийскойФедерации, учреждениях, организациях, подведомственных органам по делам молодежисубъектов Российской Федерации, молодежных, детских и студенческих общественныхобъединениях. [12] 7. Совершенствование управления деятельностью органов государственнойвласти по реализации государственной молодежной политики.
Подготовить для утверждения Президентом Российской Федерациив соответствии с законодательством Российской Федерации Концепцию государственноймолодежной политики в Российской Федерации.
Подготовить проект базового закона о государственной поддержкемолодежи в Российской Федерации, устанавливающего приоритетные направления и основныемеханизмы государственной поддержки молодых граждан на этапе социального становленияи вхождения в самостоятельную жизнь.
Разработать и утвердить государственные требования по подготовке,переподготовке и повышению квалификации специалистов сферы молодежной политики.
Организовать проведение эксперимента по контрактной подготовкеспециалистов для реализации государственной молодежной политики на селе.
Организовать процесс профессиональной подготовки специалистовв сфере детского и молодежного отдыха и оздоровления.
Ввести для студентов педагогических вузов обязательную практикуна базе детских оздоровительных учреждений.
Провести на федеральном и региональном уровнях оценку соответствияимеющихся государственных учреждений, работающих с молодежью, поставленным задачам.
Оказывать практическую организационную и методическую помощьсозданию и дальнейшему функционированию межрегиональных координационных структурпо молодежной политике в рамках федеральных округов.
Разработать новые принципы и программы подготовки кадров специалистовпо социальной и социально-культурной работе с молодежью; провести анализ и оценкусуществующего кадрового потенциала, выработать механизмы профессиональной диагностикии подбора специалистов.
Осуществлять координацию деятельности опорно-экспериментальныхцентров по кадровому обеспечению государственной молодежной политики.
Разработать проект положения об аттестации специалистов сферыгосударственной молодежной политики.
Продолжить работу по реализации системы переподготовки и повышенияквалификации специалистов, занятых в работе с молодежью, разработать единые принципыи стандартные программы обучения для региональных кадровых центров.
Организовать обеспечение переподготовки и повышения квалификацииработников сферы государственной молодежной политики на базе Академии повышенияквалификации и переподготовки работников образования, Российской академии государственнойслужбы при Президенте Российской Федерации, региональных кадровых центров.
Привлечь необходимые организационные и финансовые ресурсы дляпродолжения формирования инфраструктуры федеральной системы информационного обеспечениямолодежи (ФСИОМ).
Развивать сеть региональных и местных молодежных информационно-аналитическихцентров.
Утвердить концепцию информационного обеспечения молодежи и формированияединого молодежного информационного пространства Российской Федерации.
Обобщить материалы регионов и сформировать банк данных по основнымнаправлениям государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Продолжить практику подготовки ежегодных государственных докладово положении молодежи Правительству Российской Федерации.
Организовать регулярный сбор информации по проблемам различныхкатегорий молодежи; подготовить программу проведения выборочных исследований повопросам, характеризующим качество жизни и процессы социальной интеграции молодежи.
Упорядочить издательскую деятельность по вопросам молодежнойполитики.
Организовать в средствах массовой информации освещение вопросов,связанных с реализацией государственной молодежной политики. [12] Все вышеперечисленныенаправления являются приоритетными направлениями деятельности комитета молодёжнойполитики города Сургута. Молодежная политика занимает существенное место в деятельностиорганов власти города и муниципалитетов. Успешно реализуются программы, направленныена поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания подрастающего поколенияи т.д. В рамках бюджетного процесса значительные средства выделяются на развитиеобразования, искусства, спорта, туризма, значительную долю в которых занимает именномолодежь.
Заключение
Особой чертой современности является осознание обществом и государствомспецифической роли и статуса молодежи в политической, экономической, социокультурнойдействительности. Эффективная государственная политика в сфере решения молодежныхпроблем является сегодня не только фактором социальной стабильности, но и гарантомбезопасности государства в целом.
Политика по отношению к молодежи формируется на уровне обществаи государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостноймолодежной политики. “Государственная молодежная политика является деятельностьюгосударства, направленной на создание правовых, экономических и организационныхусловий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежныхобъединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражаетв отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечениесоциально-экономического, политического и культурного развития России, на формированиеу молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другимнародам, на соблюдение прав человека”.
Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленнуюдеятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальныхинститутов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности.
В работе нами было проведеноисследование, с целью характеристики приоритетных направлений деятельности молодёжнойполитики города Сургута. Ставились следующие задачи: определить сущность понятиямолодёжная политика, затем охарактеризовать направления деятельности молодёжнойполитики. При решении этих задач была изучена и проанализирована специальная литература,что позволило рассмотреть структуру «молодёжной политики» и раскрыть еёосновные функции. В результате чего мы выяснили, что деятельность государственноймолодёжной политики — это система государственных приоритетов и мер, направленныхна создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализациимолодежи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическоеи культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укреплениенациональной безопасности. А сущность деятельности государственной молодёжной политикизаключается, в определении важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственнойполитики, направленных на обеспечение стратегии государства в формировании условийдля реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциаламолодого поколения.
Также мы выяснили, что нашегосударство ставит цель перед проводимой «молодёжной политикой». Для достиженияпоставленной цели сформированы четыре задачи. Первая задача основана на том, чтобыобеспечить доступность молодёжи необходимого минимума социальных услуг и товаров,необходимых для социализации и развития. Вторая задача заключается в формированиидуховного мира молодёжи, позитивной идеологии и образа жизни — «Воспитаниепатриотизма, морали и нравственности». Третья задача характеризуется противодействиемисточникам экстремизма, агрессии, насилия и асоциального поведения — «Возвращениев общество». И последней, четвёртой задачей является включение социально-значимойактивности молодёжи в процессы государственного и общественного строительства — «Национальный кадровый резерв». Все вышеперечисленные задачи содержатв себе по несколько направлений основанных на том, чтобы обеспечить преемственностьпоколений, стабильного развития общества и глобальной конкурентоспособности странычерез активную социализацию молодёжи, что, собственно, и является целью государстваперед проводимой молодёжной политикой.
Во второй главе работы мыохарактеризовали деятельность комитета по молодёжной политике и определили приоритетныенаправления деятельности комитета по молодёжной политике города Сургута. Мы болееглубоко ознакомились с направлениями «молодёжной политики» в Сургуте иузнали об их реализации на современном этапе, после чего сделали вывод, что главнойцелью в реализации государственной «молодежной политики» в Сургуте насовременном этапе, является ее качественное наполнение путем дифференциации, научно-аналитического,адресного подхода, с учетом современных инновационных методов и решений.
Подводя итог работы, нужно сказать, что политика по отношениюк молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшимиресурсами для проведения целостной молодежной политики. “Государственная молодежнаяполитика является деятельностью государства, направленной на создание правовых,экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодогочеловека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная«молодежная политика» в Сургуте выражает в отношении к молодому поколениюстратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политическогои культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уваженияк истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека”.
Молодежная политика занимает существенное место в деятельностиорганов власти города и муниципалитетов. Успешно реализуются программы, направленныена поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания подрастающего поколенияи т.д. В рамках бюджетного процесса значительные средства выделяются на развитиеобразования, искусства, спорта, туризма, значительную долю в которых занимает именномолодежь.
А так же, направления «молодёжной политики» способствуютактивному вступлению в самостоятельную жизнь, включённости в новые социальные отношения,формированию мировоззрения, духовного облика и становлению характера у молодёжи.
Молодежная политика занимает существенное место в деятельностиорганов власти города и муниципалитетов. Успешно реализуются программы, направленныена поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания подрастающего поколенияи т.д. В рамках бюджетного процесса значительные средства выделяются на развитиеобразования, искусства, спорта, туризма, значительную долю в которых занимает именномолодежь.
Список использованной литературы
1. Анализ положения молодежи России и состояния разработки и реализации ГМП- С.1;
2. Алещенок, С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи / СВ. Алещенок// Методологические проблемы исследования молодежи НИЦ при Институте молодежи.- М.: Институт молодежи, 1998. — С.34;
3. Верховный Совет Российской Федерации // Постановление от 3 июня 1993 г. N 5090-1; Об основных Направления Государственной Молодежной Политики в Российской Федерации.- С.5;
4. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика / И. М Ильинский Молодежьи молодежная политика. Философия. История. Теория. — М.: Голос, 2001. — С.16;
5. Концепция государственной молодежной политики. — М.: Департамент по молодежнойполитике Министерства образования РФ, 2002. — С.8;
6. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России // Лисовский,В.Т. Уч. пособие. — СПб, 2000. — С.53;
7. Намлинская О.О. // Научно-практическая конференция «Молодежная политика и молодежное движение в России»: 15 лет перемен"// Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С.233-234;
8. “Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации”/Постановление ВС РФ, 1993 г. — С.2;
9. Образование, наука, производство: «Концепция государственной молодёжнойполитики РФ»: проект/ Департамент по молодёжной политике Министерства образованияРоссийской Федерации, научно-исследовательский институт Московской гуманитарно-социальнойакадемии — С.11;
10. Рожнов О.А., Луков В.А. // Государственная молодёжная политика и национальнаябезопасность; Безопасность Евразии. 2006. №3. С.60-69;
11. Стратегия государственной молодёжной политики в РФ до 2012г. // «Доктринамолодёжи России» // Москва 2002г — С.8;
12. «ru. adminsurgut»;
13. "http://www.molod.eduhmao.ru/info/4/6240/"
14. «depmolpol.ru».