ПРАВОВОЙСТАТУС ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЛАХ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА
Кучастникам гражданского судопроизводства относятся юридически заинтересованныев исходе дела лица и лица, такой заинтересованности не имеющие.
Законодательстводает исчерпывающий перечень участников процесса, а при разграничении их на двегруппы учитывает не только наличие или отсутствие юридическойзаинтересованности в исходе дела, но и вытекающую из этого возможность влиянияна ход процесса в целом или на отдельные процессуальные вопросы.
Согласност. 54 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК) кюридически заинтересованным в исходе дела лицам относятся 2 группы лиц:
1)имеющие непосредственный интерес в исходе дела стороны; третьи лица; заявители;государственные органы, юридические лица и иные организации, должностные лица,действия (бездействие) которых обжалуются; заинтересованные граждане июридические лица; а также взыскатели и должники;
2)имеющие государственный, общественный или иной интерес в исходе дела; прокурор;государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного именизащищающие права других лиц; государственные органы, вступившие в процесс сцелью дачи заключения по делу; представители юридически заинтересованных висходе дела лиц [2].
Кюридически не заинтересованным в исходе дела лицам, являющимся участникамигражданского судопроизводства, ст. 54 ГПК относит свидетелей, экспертов,специалистов, переводчиков, понятых, хранителей арестованного или спорногоимущества.
Неотнесены к участникам судопроизводства и составляют отдельную группу субъектовгражданского судопроизводства судьи и должностные лица суда: секретарьсудебного заседания, судебный исполнитель, которым присущи в процессе властныеполномочия и которые должны содействовать реализации прав и обязанностейучастников процесса.
Составлиц, непосредственно заинтересованных в исходе дела, различен в каждом видесудопроизводства, в особом производстве такими лицами являются заявители,заинтересованные граждане и юридические лица.
Сзаявлением по делам особого производства в суд может обратитьсязаинтересованное лицо, для которого с данным фактом связано наступлениеопределенных юридических последствий.
Заявителемпо делам особого производства называется лицо, возбуждающее дело в своихинтересах или в интересах которого оно возбуждено управомоченными органами,юридическими лицами и гражданами.
Отказуправомоченных законом лиц от заявления, которое они подали от собственногоимени в интересах заявителя, не лишает заявителя права требовать рассмотрениядела по существу.
Участиев особом производстве лиц, юридически заинтересованных в исходе дела
производство юридический заявитель
Кзаинтересованным гражданам и юридическим лицам по делам особого производствазакон относит тех лиц, которые привлекаются в процесс по инициативе суда, походатайству прокурора или заявителя либо вступают в дело по своей инициативе,так как решение по делу может повлечь для них обязанность совершенияопределенных действий или внести иные изменения в их правовое положение.Участие заинтересованных лиц позволяет суду, кроме того, наиболее полно иправильно выяснить все обстоятельства по делу и вынести законное и обоснованноерешение.
Составзаинтересованных лиц по делам особого производства определяется сущностьютребования, рассматриваемого судом, и целью, для которой устанавливается факт.В качестве заинтересованных лиц могут выступать, в частности, родственникизаявителя, финансовые органы, органы, регистрирующие акты гражданскогосостояния, социальной защиты и иные органы опеки и попечительства.
Заявители,государственные органы и должностные лица в делах особого производства могутвести в суде дело через представителей, также участвовать в деле черезпредставителей могут иные юридически заинтересованные лица, кроме прокурора.
Подпредставительством в суде понимают осуществление в гражданском судопроизводствеодним лицом (представителем) в пределах имеющихся у него полномочий прав изаконных интересов другого лица (представляемого) от его имени.
Возможностьучастия в процессе представителя является одной из гарантий реализацииконституционного права на судебную защиту, обеспечивает осуществлениепроцессуальных прав и обязанностей тех участников процесса, которые покаким-либо причинам не могут или затрудняются сделать это самостоятельно.
Судебныйпредставитель, осуществляя процессуальные права и обязанности представляемого,пользуется и самостоятельными процессуальными правами (ст. 54, 56 ГПК). Всудебном представительстве допускается одновременное участие в процессепредставителя и представляемого, т.к. в соответствии со ст. 70 ГПК личноеучастие в деле физических лиц не лишает их права иметь по этому делупредставителя.
Существеннойособенностью судебного представительства является контроль суда при совершениипредставителем действий, влекущих материально-правовые последствия дляпредставляемого.
Юридическиелица действуют в гражданском процессе через свои органы либо черезпредставителей. Единоличный орган юридического лица вправе уполномочить дляучастия в деле представителя. Коллективный орган юридического лица можетучаствовать в процессе только через представителя. Ст. 72 ГПК указывает, чтопредставителем в суде может быть любое надлежащим образом уполномоченноедееспособное лицо, за исключением:
1)лиц, не достигших совершеннолетия, кроме несовершеннолетних родителей — поделам своих детей;
2)лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными или ограниченнодееспособными;
3)судей, следователей и прокуроров, кроме тех случаев, когда они участвуют в делев качестве законных представителей недееспособных лиц, либо представителейсуда, прокуратуры, либо другого органа расследования.
Запрещениеучаствовать в процессе в качестве представителей судьям, следователям ипрокурорам является гарантией законности судебных постановлений, устраняетсомнение в объективности разрешения дела.
Видыпредставительства в суде:
1)договорное;
2)общественное;
3)официальное.
Постепени необходимости участия представителя в процессе выделяют факультативноеи обязательное представительство. При обязательном представительстверассмотрение дела без представителя невозможно, например, если стороной в делеявляется малолетний либо недееспособный гражданин. При факультативномпредставительстве реализуется право заинтересованного лица на участие в делечерез представителя или наряду с ним.
Основаниемвозникновения договорного (добровольного) представительства являетсяволеизъявление сторон, при котором представителя и представляемого связываетдоговор поручения или трудовой договор.
Правоиметь в суде добровольно избранного представителя предусмотрено ст. 62Конституции Республики Беларусь [1]. Заявители, заинтересованные граждане июридические лица могут участвовать в процессе через представителей, вправепоручить ведение дела любому лицу, отвечающему установленным требованиям, дажеесли у него нет юридического образования. Однако чаще всего договорноепредставительство в гражданском процессе осуществляется адвокатами.
Кдоговорному относится также представительство, осуществляемое работникамиюридических лиц по делам этих лиц. Чаше всего гражданскую процессуальнуюдееспособность юридических лиц осуществляют юрисконсульты. В тех случаях, когдапредприятие не имеет юрисконсульта, выступление в суде может быть порученолюбому сотруднику или по разовому поручению адвокату.
Кзаконному относится представительство, возникающее непосредственно из закона.Основанием его возникновения является:
а) родство(ст. 68 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС);
б)усыновление (ст. 119 КоБС);
в)назначение опеки или попечительства (ст. 142 КоБС);
г)помещение лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, в соответствующиеучреждения, приемную семью или в семью патронатного воспитателя (ст. 174, 175КоБС) [3].
Законныепредставители могут поручить ведение дела другому лицу, избранному ими вкачестве представителя (договорному представителю).
Кобщественному представительству относится представительство общественныхобъединений граждан, которые законом или уставом наделены правом выступать всуде в защиту законных интересов своих членов, а также иных лиц с их согласия.Такими объединениями являются профессиональные союзы и некоторые другиеобщественные объединения.
Общественноепредставительство осуществляется также в случае участия в процессе представителейБелорусского общества глухих, Белорусского общества инвалидов по зрению иБелорусского общества инвалидов, уставы которых дают право центральным иместным органам этих обществ представительствовать по делам их членов вгосударственных и общественных организациях.
Восновании официального представительства лежит акт назначения судомпредставителя заявителю или иному заинтересованному лицу, когда они являютсянедееспособными и не имеют опекуна.
Правопредставлять и защищать интересы своих государств, а также граждан июридических лиц имеют консульские учреждения иностранных государств вРеспублике Беларусь.
Консульскиедолжностные лица вправе представлять интересы граждан своих государств безпоручения и доверенности, если эти граждане в связи с отсутствием или по другимуважительным причинам не имеют возможности защищать свои интересы.
Прокуратуракак государственный орган осуществляет функцию надзора за исполнением законов.Однако пределы прокурорского надзора и полномочия прокуроров отличаются как вразных государствах, так и на разных этапах их развития. Безусловно, однако,то, что участие прокурора в гражданском процессе отражает публичное начало всудопроизводстве.
Предметомпрокурорского надзора, осуществляемого Генеральным прокурором Республики Беларусьи подчиненными ему прокурорами, являются законность и обоснованность судебныхпостановлений по гражданским делам, а также соблюдение законодательства при ихисполнении.
Прокурорузакон не предоставляет функций правоприменительного характера. Основнымифункциями прокурорского надзора являются наблюдение с целью выявления ипредупреждения правонарушений и реагирование с целью пресечения и устраненияпоследствий правонарушений, в том числе и в гражданском процессе.
Дляреализации названных функций прокурорского надзора в сфере гражданскогосудопроизводства прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением овозбуждении дела или вступить в дело.
Поделам, возбужденным в суде без участия прокурора, его правовая позиция по делуотражается в заявлениях и во всех случаях — в ходе судебного разбирательствадела в виде его мнения по вопросам разбирательства дела и по существу дела вовремя судебных прений.
Поделам, возбужденным прокурором в интересах других лиц, прокурор наделен правомактивно содействовать защите интересов других лиц, правом поддерживать иобосновывать заявленное требование. Одновременно прокурор выполняет и функциинадзора, поэтому обязан высказывать свое мнение по делу. Правовая позицияпрокурора по делу выражается как в момент возбуждения гражданского дела, т.к.прокурор утверждает и обосновывает необходимость защиты прав одной стороны(истца, заявителя, ответчика) по встречному иску в заявлении, направленном всуд, а затем при рассмотрении дела по существу и в судебных прениях.
Подвлиянием исследованных в суде обстоятельств возможно изменение прокуроромправовой позиции по делу.
Выделяютдве формы участия прокурора в особом производстве:
1)при возбуждении гражданского дела путем подачи заявления в защиту прав иохраняемых законом интересов граждан, юридических лиц или государства;
2)при вступлении в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.
Общимдля всех случаев возбуждения дела прокурором, а также кассационного, надзорногоили иного производства является то, что прокурор имеет право не только наподдержание в суде иска (заявления) или протеста, представления и пользуетсяправами заинтересованного в исходе дела лица, характерными для соответствующегопроизводства, но также обязан высказать мнение по делу.
Дляосуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебныхпостановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться сматериалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал.
Правона возбуждение кассационного производства путем принесения в кассационный судкассационных и частных протестов на судебные решения и определения, которые невступили в законную силу, принадлежит соответствующему прокурору и егозаместителю в пределах их компетенции и независимо от участия в деле.
Правопринесения протеста в порядке надзора на судебные решения, определения ипостановления, которые вступили в законную силу, принадлежит Генеральномупрокурору Республики Беларусь и его заместителям, а также прокурорам областей,города Минска, приравненным к ним прокурорам, а Белорусскому военному прокурору- на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые непересматривались в кассационном порядке.
Прокурор,участвующий в деле в любой форме, вправе знакомиться с материалами дела,заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследованиидоказательств, заявлять ходатайства и пользоваться иными правами лиц,заинтересованных в исходе дела. Дополнительной гарантией осуществленияконституционного права на судебную защиту является положение ст. 6 ГПК, котораянаделяет государственные органы, юридические лица и граждан полномочием назащиту прав и интересов других лиц от собственного имени в случаях,предусмотренных законом.
Длягосударственных органов участие в процессе является выполнением возложенных наних функций в определенной сфере государственного управления. Поэтому формыучастия в гражданском процессе государственных органов более разнообразны. Этиорганы могут защищать права и охраняемые законом интересы других лиц не толькопосредством возбуждения гражданских дел, но и в форме дачи заключения по делу,вступив в него по своей инициативе, инициативе юридически заинтересованных висходе дела лиц или будучи привлеченными судом.
Возбуждениюгражданского дела по заявлению государственных органов, юридических лиц играждан, выступающих в защиту прав других лиц от собственного имени, должнапредшествовать проверка судьей установленных законом условий. Данные субъектывправе обратиться в суд для защиты прав других лиц только в указанных закономслучаях, поэтому судья должен проверить это условие (например, о защитеинтересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных). Судьяпроверяет также, наделен ли тот субъект, который обращается в суд, полномочиемна возбуждение дела, поскольку объем прав государственных органов, юридическихлиц и граждан на возбуждение гражданских дел в защиту прав других лицсущественно различается.
Еслигосударственные органы, юридические лица или граждане придут в ходерассмотрения дела к выводу, что обращение в суд необоснованно, они вправеотказаться от своего заявления в суде. Однако дело производством прекращаетсятолько в том случае, если последует принятый судом отказ от иска (заявления) состороны лица, в интересах которого возбуждено дело, или его представителя,имеющего соответствующие полномочия. В ином случае дело рассматривается посуществу (ч. 3 ст. 88 ГПК).
Гражданскоепроцессуальное законодательство возлагает на данных участников процесса рядпроцессуальных обязанностей, в том числе обязанность добросовестно пользоватьсяпринадлежащими им процессуальными правами (ч. 2 ст. 56 ГПК), поддерживать иобосновывать доказательствами заявленное ими в защиту прав других лицтребование (ст. 20 ГПК), являться в суд при отсутствии уважительных причин длянеявки (ст. 282 ГПК) и некоторые другие.
Материально-правовыеи процессуальные последствия рассмотрения и разрешения судом делараспространяются на лицо, в защиту прав которого оно возбуждено. Послевступления решения суда в законную силу это лицо не вправе вторично обратитьсяв суд с тождественным заявлением.
Всудебной практике наиболее распространенной формой защиты прав других лиц вгражданском процессе государственными органами является дача заключения поделу.
Длядачи заключения в процессе могут участвовать органы опеки и попечительства (этифункции возлагаются на отделы образования, здравоохранения, социальной защиты),жилищно-коммунальные и некоторые другие органы.
Конкретныеслучаи участия в гражданском процессе государственных органов для дачизаключения по делу предусмотрены нормами брачно-семейного, гражданского игражданско-процессуального законодательства [4, с. 434].
Государственныеорганы вступают в процесс для дачи заключения по делу по определению суда.Полномочия представителя государственного органа подтверждаются доверенностью,дающей право на участие в деле от имени этого органа, за подписью руководителя.
Государственныеорганы, участвующие в процессе для дачи заключения по делу, обязаны представитьтакое заключение по вопросам, отнесенным к их компетенции. Заключения, даваемыегосударственными органами, могут касаться как всего дела в целом, так иотдельных фактов и вопросов.
Заключениепредставляется в суд в письменном виде и в зависимости от компетенциигосударственного органа должно содержать четкий, исчерпывающий ответ навопросы, поставленные судом.
Заключениедолжно быть подробно мотивировано. При этом в обоснование могут быть положеныне только те данные, которые имеются в материалах, но и собранные самимгосударственным органом. Заключения государственных органов, а также связанныес ними акты и другие документы относятся к средствам доказывания, посколькукроме правовой оценки в них получают отражение установленные данным органомфакты. Они исследуются судом в ходе рассмотрения дела в совокупности со всемидобытыми по делу доказательствами. Непривлечение государственного органа впроцесс для дачи заключения в случаях, когда это предусмотрено законом,является основанием для отмены судебного решения как постановленного понедостаточно исследованным материалам дела [6, с. 201].
Участиев особом производстве лиц, не имеющих юридической заинтересованности в исходедела
Участникамигражданского судопроизводства, не имеющими юридической заинтересованности висходе дела, являются свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые,хранители арестованного или спорного имущества. Этих субъектов гражданскихпроцессуальных правоотношений называют также лицами, содействующими суду вправильном и быстром разрешении дела. Однако с учетом различий целей их участияв процессе более точным представляется подразделять их на лиц, являющихсяисточниками доказательств (к ним относятся свидетели, эксперты, специалисты), илиц, содействующих правосудию (это переводчики, понятые, хранители имущества).
Всоответствии со ст. 91 ГПК свидетелем в гражданском процессе является лицо,которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющихзначение для дела. Как правило, свидетели получают такие сведения в результателичного восприятия фактов, установление которых имеет значение для правильногоразрешения дела. Иногда свидетель не является очевидцем таких фактов и получаетсведения о них от других лиц.
Законодательствоне содержит ограничений, связанных с возрастом свидетеля или его родственнымисвязями с юридически заинтересованными в деле участниками процесса [5, с. 288].
Нопри этом установлено, что некоторые лица не могут быть допрошены в качествесвидетелей по делу:
1)лица, которые в силу физических либо психических недостатков не способныправильно воспринимать факты и давать о них правильные показания;
2)представители по гражданскому делу и защитники по уголовному делу — относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнениемобязанностей представителя или защитника;
3)священнослужители — об обстоятельствах, сведения о которых они получили вовремя исповеди;
4)судьи — о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждениемобстоятельств при вынесении судебного постановления по гражданскому илиуголовному делу.
Согласност. 94 ГПК свидетель вправе отказаться от дачи показаний против самого себя,супруга, членов своей семьи и близких родственников.
Лицо,привлеченное в процесс в качестве свидетеля, имеет право давать показания народном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика, а приналичии оснований заявить ему отвод; собственноручно изложить свои показанияписьменно для приобщения их к протоколу; использовать во время допросадокументы и письменные заметки, когда его показания связаны с цифровыми илидругими данными, которые трудно удержать в памяти.
Потребованию суда эти материалы должны быть предъявлены ему и могут бытьприобщены к делу.
Заотказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показанийсвидетель привлекается к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 93 ГПК). Принеявке в суд без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу (ст.169 ГПК).
Еслипри рассмотрении гражданского дела возникают вопросы, которые могут бытьразрешены только с привлечением специальных знаний, в процессе принимаетучастие эксперт или специалист.
Вкачестве эксперта или специалиста в судопроизводстве может принять участиелюбое лицо, которое обладает специальными знаниями в области науки, техники,искусства или иных сферах деятельности.
Поделу назначается экспертиза, если вопросы, разъяснение которых имеет значениедля дела, в силу своей сложности требуют проведения специальных исследований.Если для разъяснения возникших вопросов достаточно получить определенныесведения из той или иной области специальных знаний, в процесс привлекаетсяспециалист.
Всоответствии со ст. 97 ГПК эксперт имеет право знакомиться с материалами дела,участвовать в судебном разбирательстве либо в проведении отдельныхпроцессуальных действий, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы,принимать участие в исследовании доказательств при судебном разбирательстведела, ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов, необходимыхдля дачи заключения, а также вправе получить вознаграждение за проведениеэкспертизы и возмещение расходов, связанных с ней.
Придаче заведомо ложного заключения либо при отказе или уклонении от дачизаключения без уважительных причин эксперт несет уголовную ответственность (ст.98 ГПК).
Специалистимеет право знать цель вызова в суд, задавать вопросы участникампроцессуального действия, судебного разбирательства или получать необходимыесведения иным путем. Специалист вправе получить вознаграждение за дачузаключения и возмещение расходов, связанных с явкой в суд. К числу обязанностейспециалиста относятся явка по вызову суда и участие в проведении отдельных действийлибо в судебном разбирательстве, дача пояснений относительно смысларассматриваемых фактов и своих действий с учетом специальных знаний, которымион располагает. По требованию суда специалист дает эти пояснения письменно.
Привлеченныйсудом переводчик должен свободно владеть как языком судопроизводства, так иязыком лица, которое нуждается в услугах переводчика, чтобы обеспечить переводс языка судопроизводства на язык данного лица и обратно. Процессуальноеположение переводчика занимает в гражданском судопроизводстве и лицо, котороеосуществляет сурдоперевод, понимая знаки глухих и немых.
Назначенныйсудом переводчик обязан явиться по вызову суда, осуществить надлежащий переводи засвидетельствовать его правильность своей подписью в процессуальных и судебныхдокументах.
Гражданинобязан отказаться от участия в процессе в качестве переводчика, если он невладеет знаниями, необходимыми для осуществления перевода. Заведомонеправильный перевод является основанием для привлечения переводчика куголовной ответственности. Вознаграждение за перевод и возмещение расходов,связанных с явкой в суд, выплачиваются переводчику за счет бюджета (ст. 102, 127ГПК). В предусмотренных законом случаях процессуальные действия проводятся сучастием понятых.
Списокиспользования источников
1. Конституция РеспубликиБеларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканскихреферендумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск: Амалфея, 2005.
2. Гражданскийпроцессуальный кодекс Республики Беларусь // Эталон-Беларусь [Электронныйресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010.
3. Кодекс РеспубликиБеларусь о браке и семье // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центрправовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010.
4. Научно-практическийкомментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь /Л.И.Бакиновская [и др.]; под общ. ред. Т.А.Беловой, И.Н.Колядко,И.А.Мирониченко. — Минск: Тесей, 2005. — 864 с.
5. Белова Т.А., КолядкоИ.Н., Юркевич Н.Г. Гражданский процесс. Особенная часть: учебник. — Минск:Амалфея, 2002. — 592 с.
6. Гражданский процесс. В2 т. Т. 2: учебник / В.Г.Тихиня. — Минск: БИП-С, 2003. — 324 с.