Содержание
1. Правовойрежим валюты и валютных ценностей (понятие, виды, порядок обращения)
2. РуководствуясьФЗ " О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций",сравните правовое положение руководителя временной администрации и арбитражногоуправляющего при банкротстве кредитной организации. Назовите общие требования иособенности правового положения каждого из названных участников процедурыбанкротства
3. Задача
Список литературы
1. Правовой режимвалюты и валютных ценностей (понятие, виды, порядок обращения)
Определение валюты ивалютных ценностей содержится в Законе РФ О валютном регулировании и валютномконтроле". Нормы других законодательных актов отсылают, как правило, копределению валюты, содержащемуся в базовом правовом акте валютногозаконодательства. Так, например, поступает ГК РФ, где сказано (ст. 141): Видыимущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок сними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле".
Если законодательныйакт не содержит вообще упоминания об определении валюты и валютных ценностей,это означает, что при применении такого закона следует использоватьопределения, содержащиеся в ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании ивалютном контроле».
В узком смысле словапод валютой понимают денежные знаки иностранных государств. Наряду с такимопределением валюты в законодательных актах ряда стран встречаетсярасширительный подход к трактованию валюты, в соответствии с которым подвалютой понимают не только денежные знаки иностранных государств, но и вседенежные документы, а также имущество (чаще всего это касается недвижимости,находящейся за границей), являющееся основанием для расчетов в иностраннойвалюте. С понятием валюты в широком смысле слова тесно связано понятие девизы — платежного средства в иностранной валюте.
Действующеезаконодательство РФ также содержит понятие валюты в широком смысле. В этомслучае используется категория «валютные ценности». В Законе «Овалютном регулировании и валютном контроле» (ст. 1) под валютнымиценностями понимаются:
— иностранная валюта;
— ценные бумаги виностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.),фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства,выраженные в иностранной валюте;
— драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий,рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и другихбытовых изделий и лома таких изделий;
— природные драгоценныекамни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанномвиде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этихкамней и лома таких изделий.
Таким образом, понятиявалюты и валютных ценностей соотносятся как часть и целое: в понятие валютныхценностей наряду с иностранными денежными знаками включаются и другие видыимущества (ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни).
Российскоезаконодательство различает два вида валюты в узком смысле, используя понятия«иностранная валюта» и «валюта Российской Федерации».
Под иностранной валютойзаконодатель понимает как наличную валюту (денежные знаки в виде банкнот,казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законнымплатежным средством в соответствующем государстве или группе государств, атакже изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки),так и безналичную (средства на счетах в денежных единицах иностранныхгосударств и международных денежных или расчетных единицах).
Примерно такой жеподход наблюдается и при определении валюты Российской Федерации, под которой вЗаконе «О валютном регулировании и валютном контроле» понимаются:
— находящиеся вобращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обменурубли в виде банковских билетов Центрального банка РФ и монеты;
— средства в рублях насчетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;
— средства в рублях насчетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основаниисоглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ ссоответствующими органами иностранного государства об использовании натерритории данного государства валюты РФ в качестве законного платежногосредства.
В соответствии сЗаконом «О валютном регулировании и валютном контроле» видамиденежных знаков, выступающих в качестве иностранной валюты, являются банкноты,казначейские билеты и монеты.
Банкноты (банковскиебилеты, кредитные билеты) — разновидность денежных знаков, выпускаемых вобращение центральными банками.
Казначейские билеты(казначейские ноты) — это бумажные деньги, выпускаемые Министерством финансовили специальным государственным финансовым органом (казначейством), какправило, для покрытия бюджетного дефицита.
Сейчас разница междуними в значительной степени стерлась. Банкноты и казначейские билеты становятсянеполноценными бумажными деньгами. Казначейские билеты используются длясовершения мелких платежей и размена банкнот.
Монета как видденежного знака представляет собой слиток металла (золота, серебра, платины,меди и т.д.), имеющий установленные весовое содержание и форму и являющийсязаконным средством обращения и платежа.
В обращении могутнаходиться только подлинные денежные знаки, именно они выступают в качествезаконного платежного средства. Все выявленные подделки подлежат изъятию изденежного оборота.
Следует различатьпонятия подлинности и платежности денежных знаков. В ряде случаев подлинныеденежные знаки из-за повреждений и дефектов, а также по другим основания (всвязи с решением банка — эмитента о выведении денежных знаков из обращения)могут утратить свойства средства платежа. Неплатежные иностранные денежныезнаки изымаются из обращения и подлежат обмену.
Всоответствии с Инструкцией Банка России от 27.02.1995 N27 (действует в настоящее время в редакции указания Банка России от 28.09.99 N649-У) признаются неплатежными денежные знаки (банкноты, казначейские билеты)иностранных государств:
— разорванные на частии склеенные;
— не сохранившиеосновных признаков платежности (наименования эмиссионного банка, номера исерии, достоинства цифрами и прописью, основного рисунка (портрета) лицевой иоборотной стороны, а также элементов защиты от подделки — водяных знаков,магнитных меток, внедренных в бумагу, цветных волокон, включая видимые вультрафиолетовых лучах, конфетти, защитных нитей, микротекста и т.д.);
— изменившиепервоначальную окраску или обесцвеченные;
— обожженные илипрожженные;
— залитые полностью илив значительной степени краской, чернилами, маслом;
— подвергнутыевоздействию химических реактивов, в том числе реактивов, приведших к свечениюбумаги в ультрафиолетовых лучах;
— имеющие значительныеповреждения умышленного характера (удалена защитная нить, наличие значительныхнадписей и др.);
— имеющие явныйпечатный брак;
— изменившиегеометрические размеры более чем на 3 мм как в сторону уменьшения, так и всторону увеличения.
Закон «О валютномрегулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относит ценныебумаги в иностранной валюте, выделяя следующие их разновидности:
— платежные документы;
— фондовые ценности;
— другие долговыеобязательства, выраженные в иностранной валюте.
Основные виды платежныхдокументов — чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документовоставлен в законе открытым, поскольку в результате совершенствования банковскихуслуг появляются новые виды платежных документов. Фондовыми ценностями,относящимися к валютным ценностям, являются акции и облигации, выраженные виностранной валюте. Под иными долговыми обязательствами понимаются казначейскиевекселя, некоторые товаросопроводительные документы (варранты), железнодорожныенакладные, коносаменты и др.
Ценныебумаги, как и денежные знаки, должны отвечать требованиям подлинности иплатежности, правила определения признаков подлинности и платежности дляденежных знаков иностранных государств платежных документов в иностраннойвалюте одинаковы и содержатся в Инструкции Банка России N27 (действует в настоящее время в редакции указания Банка России от 28.09.99 N649-У).
Ценные бумаги,выраженные в иностранной валюте, могут быть эмитированы как за рубежом, так и вРоссийской Федерации. Примером последних являются облигации внутреннеговалютного займа.
Третьей компонентойкомплексного понятия «валютные ценности», закрепленного в Законе«О валютном регулировании и валютном контроле», являются драгоценныеметаллы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. В условияхдемонетизации золота и других благородных металлов они становятся валютнымиценностями по ряду причин: вследствие их ограниченности и невосполнимости,из-за уникальных физико — химических свойств, востребованных в различныхотраслях промышленности (оборонной, космической, медицинской, ювелирной и др.),капиталоемкости (имея большую стоимость в единице объема, драгоценные металлыудобны для хранения, накапливаются в качестве сокровищ, резервов) и др.
Наконец, последнейсоставляющей валютных ценностей являются драгоценные камни. Закон «Овалютном регулировании и валютном контроле» относит к ним как минеральныекамни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты), так и органические(жемчуг). Валютными ценностями считаются драгоценные камни, находящиеся как всыром, так и в обработанном виде, при условии, что они природные(искусственные, синтетические камни не относятся к валютным ценностям).
В отличие отдрагоценных металлов драгоценные камни не могут выполнять функцию денег: металлкачественно однороден, а каждый кристалл камня неповторим; металл делится налюбые части и вновь может быть соединен без потери стоимости, камни такимсвойством не обладают; цена драгоценного металла не меняется от размера партии,стоимость драгоценных камней растет с увеличением размера кристалла опережающимтемпом; наконец, камни в большей степени, чем металл, выводятся из мировогооборота и безвозвратно теряются из-за сгорания и неосторожного обращения.
Количество банковскихопераций с драгоценными камнями довольно ограничено по сравнению с драгоценнымиметаллами. Это объясняется относительной стабильностью цен на драгоценныекамни, что затрудняет применение ряда финансовых инструментов (фьючерсов идр.). При этом драгоценные камни так же, как и драгоценные металлы, успешновыполняют тезаврационную функцию (накопления сокровищ), что делает оправданнымих отнесение к валютным ценностям.
Законом установлено,что к валютным ценностям не относятся драгоценные металлы и драгоценные камни,существующие в форме ювелирных и бытовых изделий, а также в виде лома.Положение о порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, кювелирным утверждено Приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 N146.
руководительбанкротство валюта арбитражный управляющий
2. Руководствуясь ФЗ" О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", сравнитеправовое положение руководителя временной администрации и арбитражногоуправляющего при банкротстве кредитной организации. Назовите общие требования иособенности правового положения каждого из названных участников процедурыбанкротства
Банкротство кредитныхорганизаций регулируется Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)» в части, не урегулированной Федеральным законом от 25февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций» (далее — Закон). Здесь наиболее существенная особенность — подконтрольность всех процессов Центральному банку РФ, начиная от назначенияуправляющего до ликвидации кредитной организации.
Предусматриваются двепроцедуры банкротства кредитной организации: наблюдение и конкурсноепроизводство, когда действуют соответственно временная администрация иарбитражный управляющий.
Временную администрациювозглавляет ее руководитель, который так же, как и арбитражный управляющий,должен иметь аттестат, выдаваемый в соответствии с Положением о порядке выдачии аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрациипо управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего прибанкротстве кредитной организации, изданным Центральным банком РФ 25 марта 1999г. Аттестат выдается уполномоченным органом Центрального банка — временнойаттестационной комиссией (и ее территориальными подразделениями), если кандидатпрошел обучение в учебно — методическом центре Банка и имеет лицензиюарбитражного управляющего Федеральной службы. Кроме этого, к кандидатупредъявляется еще целый ряд требований.
Временная администрацияназначается Банком России, чье решение исполняется немедленно, но может бытьобжаловано кредитной организацией (ст. 25 Закона), и объем ее функций зависитот того, ограничены или приостановлены полномочия исполнительных органовкредитной организации. В первом случае разрабатываются и проводятся мероприятияпо финансовому оздоровлению (например, изменяется структура активов ипассивов), а также контролируется распоряжение имуществом со стороныисполнительных органов (в части отчуждения недвижимого имущества и совершенияиных сделок, предусмотренных п. 3 ст. 21 Закона). При этом временнаяадминистрация вправе получать от исполнительных органов всю необходимуюинформацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации.
Если функцииисполнительных органов кредитной организации приостановлены, то временнаяадминистрация, помимо проведения мероприятий по финансовому оздоровлению,реализует полномочия этих органов. Она вправе отчуждать недвижимое имуществокредитной организации и осуществлять иные действия, предусмотренные п. 3 ст. 22Закона, только с согласия совета директоров кредитной организации или общегособрания ее учредителей. Среди других функций — принятие мер по обеспечениюсохранности имущества и документации кредитной организации, взысканиюзадолженности перед ней, установление ее кредиторов.
Временная администрациявправе: предъявлять в суды от имени кредитной организации иски о признаниинедействительными сделок, а также и другие иски, отказываться от исполнениядоговоров кредитной организации в порядке, предусмотренном Законом «Онесостоятельности (банкротстве)».
На практике все меры пофинансовому оздоровлению нередко сводятся к тому, что временная администрациядобивается возбуждения уголовных дел в отношении должников организации с тем,чтобы таким образом попытаться вернуть невозвращенные кредиты.
Смета расходоввременной администрации утверждается Банком РФ, перед ним она и отчитывается,прекращая свою деятельность при восстановлении платежеспособности кредитнойорганизации либо открытии конкурсного производства. Порядок назначенияконкурсного управляющего регулируется нормативными актами Банка России (п. 2ст. 31 Закона).
Права и обязанностиконкурсного управляющего регулируются Законом «О несостоятельности(банкротстве)». Особенностью конкурсного производства в данном случаеявляется опять же жесткий контроль Банка России.
Конкурсный управляющийдействует под контролем Банка России, ежемесячно представляя ему бухгалтерскуюи статистическую отчетность ликвидируемой организации, и обязан использовать входе конкурсного производства только корреспондентский счет кредитнойорганизации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России.
После составленияреестра требований кредиторов в срок не позднее шести месяцев после открытияконкурсного производства составляется промежуточный ликвидационный баланс,который направляется в Банк России.
На практике стадияконкурсного производства заключается в том, что фонд обязательногорезервирования кредитной организации депонируется в каком-либо надежном банке,а проценты с депозита идут на содержание конкурсного управляющего и егокоманды, распродающей имущество ликвидируемой кредитной организации.
3. Задача
Вуправление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г. Москвы поступилаоперативная информация о том, что некто, представившись Андреем ВасильевичемАкудиновым, директором ООО " Новая система", обратился в ООО "Инквар-сервис" с предложением о продаже векселей Управления федеральногоказначейства РФ по республике Северная Осетия г. Владикавказа. Общая суммапредлагаемых векселей 3 млн. рублей.
Как было установлено,данные векселя Управлением федерального казначейства республики Северной Осетиив обращение не выпускались. Акудинов был задержан правоохранительными органамипри попытке оформить сделку купли-продажи векселей.
Вопросы к задачеварианта 5
1. Квалифицируйтедействия Акудинова, указав какое преступное деяние им совершено.
2. Какое наказаниеможет быть назначено Акудинову?
Ответ:
Согласно условиямзадачи, Акудинов пытался продать векселя ООО «Инквар-сервис» на общую сумму 3млн. рублей. Как было установлено, данные векселя в оборот не выпускались. Ясчитаю, что все эти обстоятельства свидетельствуют о направленности умыслаАкудинова на грубый обман ограниченного числа лиц. Согласно п.3 постановленияПленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 «О судебной практикепо делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» такиедействия следует квалифицировать как мошенничество.
Согласно п.4 примечанияк ст. 158 УК РФ особо крупным размером признается стоимость имущества,превышающая один миллион рублей. В нашем случае общая сумма предлагаемыхвекселей составляет 3 млн. рублей. А значит, наказание необходимо назначатьруководствуясь п.4 ст. 159 УК РФ, а именно мошенничество в особо крупномразмере. И согласно данной статье наказанием будет лишение свободы на срок отпяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо безтакового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Списоклитературы
1. «Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принятГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010);
2. «Уголовныйкодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N63 ФЗ (принят ГД ФС РФ24.05.1996)(ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с11.01.2011);
3. ИнструкцияБанка России от 27.02.1995 N27 (действует в настоящее время в редакции указания Банка России от 28.09.99 N649-У);
4. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 «О судебной практикепо делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» ;
5. Федеральныйзакон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О несостоятельности(банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (с изм. и доп., вступающими всилу с 01.01.2011);
6. Федеральныйзакон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998);
7. Федеральныйзакон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютномрегулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003).