НациональнаяАкадемия Авиации
“Принципыорганизации нормотворческой деятельности органов исполнительной властиАзербайджанской Республики”
Шукюров Ш.Т.
Статья посвященапринципам организации нормотворческой деятельности органов исполнительнойвласти Азербайджанской Республики. Показаны важность, необходимость ихсоблюдения, их правовые основы и принципы исходящие из их содержания. Раскрыты рольи значение принципов нормотворчества. В статье разработаны и выдвинуты рядпредложений.
РазвитиеАзербайджанской Республики, как и любого другого государства подчиненоизвестным закономерностям, определенным принципам и признакам. Наличиеразделение властей важнейший признак демократического правового государства. Помнению А.И. Денисова “В центре государственного права стоят организация иосновные принципы деятельности органов государственный власти…”. Ведущиепринципы организации органов государственной власти закреплены в КонституцииАзербайджанской Республики. Одна из ветвей государственной власти –исполнительная власть, ведущей деятельностью, которой является претворение вжизнь законов, изданием актов равносильных законам и изданием подзаконныхактов. Эта нормотворческая деятельность основывается также на ряде принципов,исходящих из принципов государственный власти.
Проблема принциповорганизации деятельности органов исполнительной власти занимает ведущее положениев науке конституционного права. Исполнительная власть будучи выражением целенаправленноговоздействия на состояние дел в государстве и обществе, выступает также в видегосударственного управления, то есть исполнительно распорядительнойдеятельности, осуществляемой специально созданным аппаратом.
В своей диссертации“Принципы государственного управления на современном этапе” К.Ю.Н. ГаджиеваЭ.Н. предлагает следующее определение понятие “принципам государственногоуправления” – это закрепленные в нормативно-правовых актах или апробированныепрактикой научно обоснованные идеи, сформулированные в виде правил, признанныерегулировать статус, деятельность и взаимоотношения государственных органов,предприятий, общественных объединений, их должностных лиц и граждан в процессеосуществления государством его функций по управлению делами общества. Принципыорганизации деятельности органов исполнительной власти это основные чертыссылки и особенности функционирования этих органов.
Принципы организациинормотворческой деятельности органов исполнительной власти основываются и исходятиз конституционно-правовых норм их предписаний регулирующих органыисполнительной власти и их нормотворческую деятельность.
Прежде всего, онизакрепляются и зарождаются из Конституции Азербайджанской Республики, рядазаконов, Указов и распоряжений Президента Азербайджанской Республики главыисполнительной власти, Постановлений и распоряжений Кабинета Министров — вышестоящегооргана исполнительной власти, актов центральных органов исполнительной власти,актов нормативного характера местных органов исполнительной власти, ихположений и их практической деятельности.
Под принципамидекларируемые конституцией Азербайджанской Республики нормотворческойдеятельности органами исполнительной власти подразумеваются: законность, правои справедливость, гласность, народовластие, обеспечение прав и свобод человекаи гражданина.
Конституционные принципы– выраженные в конституции конкретного государства общие основополагающиеначала, определяющие содержание общественных отношений, являющихся объектомконституционно-правового регулирования Конституционные принципы могутотноситься, как к конституционному строю государства в целом, так и к егоотдельным элементам таким, как политическая система, правовой статус человека игражданина, территориальная организация государства, экономическая система ит.д. Конституционные принципы подчиняют себе логически и юридически всёсодержание конституции и издаваемых в её развитие законов.
Формирование правовогогосударства связано с обеспечением реализации Конституции в процессенормотворческой деятельности органов исполнительной власти. Обеспечениеконституционности нормативно-правовых актов органов исполнительной властисвязано с их практическим осуществлением и закреплено в КонституцииАзербайджанской Республики, а также в нормативно-правовых актах говорится осоответствии этих актов и не противоречии их Конституции Азербайджанской Республики.
“Нормативно-правовые актыдолжны основываться на праве и справедливости (равное отношение в равным отношениям)”,сказано в ст.149 Конституции Азербайджанской Республики. Из этой статьи Конституцииясно исходит принцип справедливости по отношению к нормативно-правовым актам тоесть они должны служит праву и справедливости, а это исходит из содержания ицели поставленной перед нормативным актам, что возлагается на органы которые непосредственносоздают эти акты.
На основании ст.149.Конституции Азербайджанской Республики указано, что нормативно-правовые актыорганов исполнительной власти Указы Президента, Постановления КабинетаМинистров, акты центральных органов исполнительной власти не должныпротиворечить Конституции что утверждает принцип верховенства Конституции внормотворчестве органов исполнительной власти. На основании ст.148. п. Вместные органы исполнительной власти, которые принимают акты нормативногохарактера также не должны противоречить Конституции Азербайджанской Республики,что подтверждает “принцип Верховенства Конституции”.
Из “Принципаверховенства Конституции” исходит “принцип законности”. “Принцип законности” –эффективный рычаг проводимых преобразований и реформ, опора государственнойвласти, демократии. Принцип законности выступает как метод осуществления властии управления, является формой государственного руководства обществом. Этоконституционный принцип деятельности всех органов государства, а также органовисполнительной власти. Принцип законности — основа нормативной жизни общества,его содержания и функционирования. Требование от каждого и для каждого строгособлюдать, исполнять, применять нормативно-правовые акты.
В основу принципазаконности или права и справедливости, положено сугубо строгое правило,которого должны придерживаться субъекты органов исполнительной власти в своейнормотворческой деятельности. То есть при планировании, подготовке, разработке,рассмотрении, принятии и опубликовании нормативно-правовых актов должны бытьпретворены и придержаны нормы и рамки законности.
Содержание принятых иопубликованных нормативно-правовых актов должно быть правовым и справедливымчто соответствует интересам демократической и правовой республики Азербайджан.
В ст. 7. КонституцииАзербайджанской Республики говорится, о том, что “В Азербайджанской Республикегосударственная власть ограничивается во внутренних вопросах только правом”
КонституцияАзербайджанской Республики на основании ст.149 закрепляет существованиепринципа законности по вертикали нормотворческой деятельности органовисполнительной власти.
Принцип законностисоздает ряд обязательств перед выше и нижестоящими органами исполнительнойвласти в своей деятельности неуклонного исполнения законов и подзаконных актов,требует единообразия их понимания и применения на всей территории государства.Нормативно-правовые акты органов исполнительный власти рассматриваются как актыподзаконные, то есть принимаемые на основе и во исполнение законов. Носоставляют исключение в некоторых случаях Указы Президента изданные наосновании п. 32 ст. 109 Конституции Азербайджанской Республики, где указы могутзамещать законы.
Во множестве принятыхактов со стороны органов исполнительной власти придерживается подзаконныйхарактер, то есть соблюдается “принцип подзаконности”. Органы исполнительнойвласти находятся на вертикальной линии подчинения, то есть на линии соблюдениясубординации. На основании ст. 149 Конституции Азербайджанской Республики,кроме соблюдении “принципа Верховенства Конституции”, “принципа законности”,“принципа подзаконности” мы наблюдаем процесс соответствия принятых актов состороны органов исполнительной власти по своей юридической силе. Придерживаниеэтого необходимого фактора устраняет проблемы и коллизии, что зарождает определенныеправила, что приводит к созданию “принципа соответствия акта по субординации июридической силе”.
Исходя из ст. 5. ЗаконаАзербайджанской Республики “О нормативно-правовых актах” от 26 ноября 1999 годанормативно-правовые акты органов исполнительной власти должны придерживатьсяпринципа соответствия нормативно-правовым актам имеющим еще большую юридическуюсилу. Это по очередность соблюдения принципа соответствия приводит к принципуверховенства Конституции Азербайджанской Республики что закреплена самимосновным Законом Азербайджанской Республики.
Первоначальным шагом впринятии нормативно-правового акта на основании Закона “О нормативно правовыхактах”, первой стадией содержания нормотворчества является планированиеподготовки нормативно-правового акта. Но до планирования подготовкинормативно-правового акта мысль которая созревает в силу объективных,субъективных предпосылок, что нужно сделать шаг для устранения, или приведения впорядок недостатков для стабилизации отношений. Формирование мысли являетсяосновой обоснования для процесса планирования подготовки нормативно-правовогоакта.
Значит до того чтобыпланировать подготовку, необходимо обосновать, зачем нужен этот или иной акт,какова его цель, чего добьемся приняв его, нужен ли он вообще. Чтобы ответитьна эти и на ряд возникающих других вопросов, нужно обоснование, и это нужнокаждый раз, до планирования подготовки. Подытоживая эту мысль можно прийти ктакому выводу, что
1) зарождение мысли;
2) обоснование принятиеакта приводит к
3) планированиюподготовки нормативно-правового акта.
Значит нужнопридерживаться в нормотворческой деятельности принципа обоснованности, безкоторого нет основания работать над принятием акта.
При разработке нормативно-правовогоакта важно предусмотреть мнение всех заинтересованных членов слоев общества, а,прежде всего для принятия эффективного документа, который будет применяться полезнои долговременно. Верно, все предусмотреть не возможно, но было бы необходимоздесь на передний план выносить мнения ученых, специалистов которые приводятвсесторонне разработанные доводы, должны давать рецензии, отзывы на проектыактов, что также является обоснованием, но уже научным обоснованием придерживаясьсовременного научного прогресса.
С совершенствованиемзаконодательства, для повышения уровня значимости и необходимости, а такжекачества нормотворческой деятельности нужны обоснованные доводы и предпосылкипри планировании подготовки проекта нормативного акта. Чтобы застраховатьсяорганам исполнительной власти от принятия половинчатых, не стал обработанных,ошибочных, не высококачественных актов, которые могут нанести вред обществу, понеститяжелые долгосрочные последствия от этого нужно придерживаться и соблюдатьпринцип, в особенности обоснованности.
Принцип обоснованностипри принятии актов со стороны органов исполнительной власти имеет серьезное самостоятельноезначение.
Принцип обоснованностидолжен соблюдаться при мотивации принятия акта, при подготовке планированиянормативного акта, чтобы придерживаться объективности, всесторонности, связи собщественностью, для выявления на самом деле существующих реальностей. А цельюэтого принципа при принятии акта достичь устранения барьеров и проблем приорганизации и регулировании положительной деятельности.
Чтобы учитывать принципобоснованности орган исполнительной власти, который хочет принять акт должензадаваться рядом вопросом: Зачем, для чего нужен этот акт? Нужен ли он вообще?Какую проблему он решит? Решит ли он вообще эту проблему? Не создает ли ондругих вопросов? Каково общественное мнение до? и после принятия акта?
Азербайджан являетсячленом многих международных организаций, участником ряда международныхдоговоров, конвенций. Благодаря процессу интеграции в будущем Конституции АзербайджанскойРеспублики в Конституцию Союза Европы, которая требует принятия со стороныМилли Меджлиса новых нормативно-правовых актов соответствующих нормаммеждународного права, которые отразятся на национальном законодательстве.
На основе КонституцийЕвропейского Союза предварительный проект которого был подготовлен и официальнопредставлен 28 октября 2002 г. президиумом “Конвента о будущем Союза” закрепленыряд положений.
В разделе ЫЫЫ Компетенциии сферы деятельности Союза ст. 7 указаны основополагающие принципы деятельностиего органов: передача компетенции, субсидиарность, пропорциальность, а такжест.8 закреплены уважение к этим основополагающим принципам и контроль засоблюдением этих принципов. Согласно которым Европейский Союз реализует своюкомпетенцию средством актов, принимаемых его институтами.
В Европейскомсообществе имеются три формы актов административного характера — регламент,директива и решение. Они принимаются Комиссией, а наиболее значительные из них- Советом Министров по предложению Комиссии. Кроме этого существуют инеобязательные акты — заключения, рекомендации и резолюции.
Договорам о ЕвропейскомСоюзе измененным Амстердамским договором закрепляется принципы свободы,демократии, уважения прав человека и основных свобод, и правовому государству.
Желая укрепитьдемократический характер и эффективность деятельности учреждений с тем чтобыпозволить им лучше выполнять в рамках единой институциональной структурыпорученные им задачи.
Полные решимостипродолжать непрерывный процесс, ведущий к более тесному союзу народов Европы, вкотором решения принимаются с максимально возможным вниманием к интересамграждан в соответствии с принципам субсидарности. Понятие принципасубсидарности, которое означает следующее: если один субъект (уровеньуправления, ветвь власти) не имеет возможности выполнять свои функции и полномочия,беря на себя выполнение этих функций и полномочий, если это согласуется сКонституцией.
Ст.34. КонституцииЕвропейского Союза закрепляется принцип прозрачности, который устанавливаетправило гласности обсуждений, проводимых в ходе законотворческой деятельностиЕвропейского парламента и Совета и ведущих к принятию документов в формезаконодательных актов.
В своей статье, я быхотел также остановиться на принципе гласности. Принцип гласности – является однимиз важных условий расширения демократии в сферах нашей жизни. Развитие гласностиусугубляет функционирование всех ветвей государственной власти, обеспечиваетконтроль за деятельностью их должностных лиц, создает участие народа во всехделах государства и общества.
Принцип гласности –создает ясность, доступность, без баръерность, открытость в нормотворческой деятельностиорганов исполнительной власти. Условия для народа высказать свое слово, мнениепо вопросам подготовки, принятия и претворения в жизнь нормативно-правовыхактов и тем самым необходимым аспектом реализации и претворения в жизньконституционных прав и свобод граждан. Этот принцип также является барометромправового государства. В обществе, где отсутствует гласность информированность,свобода выражения мнений наступает этап застоя развития.
Актуальным остаютсяпроблемы принципа гласности в нормотворческой деятельности органовисполнительной власти, доступа к информации, учета общественного мнения. Вусловиях развития конституционных основ, возникает потребность в более широком пониманиигласности прежде всего необходимости включения права на открытое и свободное обсуждениекаждого вопроса важного для общества. Гласность обеспечивает привлечение широкихмасс в процессы обновления, управления, как государственными и общественнымиделами. Передовой задачей принципа гласности, как основополагающим началомдемократии является обеспечение равноправного участия всех субъектов государственнойсистемы, граждан, их объединений в принятии и осуществлении решений. Еслиговорить о принципе гласности в нормотворчестве органов исполнительной власти,то прежде всего подразумевается привлечения граждан, заинтересованных слоевнаселения в эту деятельность.
Признаком принципагласности в нормотворческой деятельности органов заключаются в публичностиорганизации и деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц;информированности населения об их работе, в особенности о принятых актах, овопросах затрагивающих их права, обязанности, функции; учет общественногомнения при разработке, принятии актов. Принцип гласности соблюдается игарантируется Конституцией Азербайджанской Республики рядом статей. Таких как
ст.47. Каждый обладает свободоймысли и слова.
ст.50. Каждый обладаетсвободой законным путем искать, получать, передавать, производить ираспространять любую информацию.Гарантируется свобода массовой информации.Запрещается государственная цензурав средствах, массовой информации, в том числе в печати.
Вобласти обеспечения принципа гласности важное значение имеет ряд принятыхзаконов: Закон о печати, о средствах массовой информации, о государственнойтайне, об архивах, о референдуме, о свободе проведения собраний.
Поосновам конституционного строя Азербайджанское государство демократическая,правовая, светская, унитарная республика.
Однимих основных принципов истекающих и закрепленных в конституции АзербайджанскойРеспублики, которые придерживаются органами исполнительной власти в своейнормотворческой деятельности является необходимое условие демократии –народовластие. Единственным источником государственной власти является народАзербайджана. На основании ст.1 Конституции Азербайджанской Республикиединственным источником государственной власти является – народ Азербайджана.Органы государственной власти претворяя в жизнь свои полномочия придерживаютсяпринципа народовластия. В данной норме выражена идея о суверенитете народа. В процессеосуществления суверенитета народа принадлежащей ему государственной власти –предметом государственно-правового регулирования являются общественныеотношения. Суверенитет народа выражается в различных формах непосредственныйдемократии: избрание должностных лиц органов исполнительный власти.
Развиваяи углубляя ряд более конкретных и принципиальных положений КонституцииАзербайджанской Республики закрепляются одним их самых главных принципов –принцип народовластия.
Носителемсуверенитета и единственным источником в Азербайджанской Республике является еёнарод. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органыгосударственный власти и органы местного самоуправления.
Положениео народном суверенитете обязательно в содержании любой конституции. Народнымсуверенитетом является собственное, неотчуждаемое право народа на власть.
Внекоторых отдельно взятых источниках органов исполнительной власти отражаетсяпринцип народного суверенитета, говорится о привлечение народа в деятельностьорганов исполнительной власти. В некоторых случаях – практически соблюдениеэтого принципа не наблюдается, фактически народ остается в сторонепланировании, подготовки нормативно-правового акта.
Ответственностьв конституционном праве – это ответственность государственных органов, а такжеорганов исполнительной власти и должностных лиц за нарушенияконституционно-правовых норм. Принцип ответственности выступает, как реальнаягарантия по претворению в жизнь прямых обязанностей должностных лиц, гарантияпротив злоупотребления властью. Понятие принципа ответственности заключается втом, что это такой вид правовой ответственности, который образуется в итоге непретворения, не исполнения, искажения или нарушения должностным лицом своихпрямых возложенных на него полномочий, обязанностей на основании нормативно-правовыхактов. Принцип ответственности его практическая ценность в нашем государстве, вособенности принцип персональной ответственности в деятельности органовисполнительной власти стремительно возрастает. Эта тенденция обусловлена, преждевсего, общими причинами, которые отражаются с усложнением протекающих в жизниуправленческих процессов, повышением роли органов исполнительной власти врешении задач стоящих перед государством, повышением численностигосударственных служащих, а также увеличением в служебных отношения разногласийи злоупотребление властью.
Вправовом государстве каждое должностное лицо и каждый орган отвечают за своюдеятельность, как перед вышестоящими органами исполнительной власти. Так иперед законодательными и судебными ветвями государственной власти. Наблюдается деформациясистемы ответственности. Принцип ответственности государства перед своимигражданами, правового государства, порождает принцип ответственности органовисполнительной власти своей деятельностью и исполняемые полномочиями передгражданами государства.
В своемучебнике “Государственное право зарубежных стран” Д.Л. Златопольский отмечаетчто, “Перед органами государственной власти, как правило, несутответственность, и им подотчетны другие государственные органы. Эта позиция вытекаетих того, что органы государственной власти, как отмечалось, создают другиегосударственные органы. В этом случае высший орган государственный власти,создавший другие государственные органы имеет право заслушать отчёт о работесозданного органа” в случае плохой его работы – освободить его от должности.
Принципзащиты и претворения в жизнь прав и свобод человека и гражданина, являетсяосновным началом в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти. Цельюи содержанием каждого принятого нормативно-правового акта должен быть этотконституционный принцип, который обладает приоритетом, верховенством. Этадействительность определяет нормотворчество. Этот принцип провозглашен и закреплёнв международно-правовых актах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; вМеждународном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.; вМеждународном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; вЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Наосновании которых Азербайджанская Республика ратифицировала эти акты, и вдальнейшем они нашли своё отражение в нормативно-правовых актах.
Статья12. Конституции Азербайджанской Республики говорит о высшей цели государства,которая заключается в обеспечение прав и свобод человека и гражданина.Соблюдение прав человека и гражданина следует принципам права, признает еговерховенство. Там самым предъявляются особые требования к нормативно-правовымактам. Нормативно-правовые акты должны быть направлены на обеспечение прав исвобод человека, соответствовать им, развивать их.
Внаучно-практическом комментарии к Конституции Азербайджанской Республики ШахинаАлиева закрепляется основный принцип – “необходимость и незыблемость прав исвобод человека” – которому призваны следовать в своей нормотворческойдеятельности органы исполнительной власти. Отступление от этого принципаозначает утрату правового содержания нормативно-правового акта.
Вправовых основах органов исполнительной власти наблюдаются принципы организациидеятельности органов исполнительной власти которые в основном отражаются вкомпетенции вышестоящего, центральных и местных органов исполнительной власти.Это принципы едоначалия и коллегиальности. Принцип единоначалия присущ кединоначальным органом. Единоначальным – являются органы, в которых решающая властьпо всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный органруководителю. Единоначалия обеспечивает оперативность руководства,использование опыта руководителей и индивидуальных способностей, повышает их персональнуюответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органыкак общей, так и отраслевой компетенции. Единоначалие эффективно тогда, когдаопираться на различные институты демократии.
Всистеме исполнительной власти сочетание принципов коллегиональности иединоначалия способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению,так и оперативному решению вопросов.
Вминистерствах, комитетах и других единоначальных органах образуются коллегии, всостав которых входят руководители органа, заместители и другие руководящиеработники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросыуправления сферой, отраслью.
Принципединоначалия — принцип организации управления, свойственный централизованным, линейнымструктурам управления, состоящий в том, что главные функции и полномочияруководства на предприятии, в учреждении, подразделении концентрируются в рукахруководителя.
Принципколлегиальности присущ к коллегиальным органам исполнительной власти. Сущностьэтого принципа заключается в принятие решения по всем вопросам компетенцийкоторые организационно и юридически объединены группами лиц. В коллегиальныхорганах (правительство, министерство, комитет) решения принимаются большинствомих членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, заруководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболееправильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов,с использованием их опыта.
В ст. 7настоящей Конституции указано что, “Законодательная исполнительная и судебнаявласти взаимодействуют и независимы в рамках своих полномочий. Этосвидетельствует о том что органы исполнительной власти АзербайджанскойРеспублики в рамки своей деятельности” прежде всего претворяя в жизньнормотворческие полномочия соблюдают принципы взаимодействия с другимиорганами власти и принципы независимости в своей деятельности.
Принципгуманизма осуществляется и придерживается органами государственный власти ипрежде всего Конституций Азербайджанской Республики. Тем самым долженсоблюдаться органами исполнительный власти в претворении в жизнь своейдеятельности.
Статусисполнительной власти и её органов регулируется Конституцией АзербайджанскойРеспублики. Существенным является место органов исполнительной власти в системеразделения властей, принцип самостоятельности органов исполнительной власти.
Допустимпринципы общей деятельности так и исходящей из неё нормотворческой деятельностиМинистерства Внутренних Дел Азербайджанской Республики, как одного ихцентральных органов исполнительной власти указаны в “Положении о МинистерстваВнутренних Дел Азербайджанской Республики” от 30 июня 2001 года. Это конкретноуказанные принципы в части 2. пункте 2.1: “Министерство строит свою деятельностьна основе принципов законности, гуманизма, единоначалия, уважения прав и свободчеловека и гражданина и в рамках полномочий законодательства АзербайджанскойРеспублики претворяет в жизнь функции”.
Вотличие от этого положения ни в одном из других положений центральных органов исполнительныхвластей, а прежде всего в “Положении центрального органа исполнительной власти”от 13 февраля 2006 года отсутствует конкретно указанные принципы деятельностицентральных органов исполнительной власти. Но не смотря на это эти принципыисходят из содержания этих положений, которых придерживаются центральные органыисполнительной власти, указыванием на то, что названные органы в своихполномочиях упираются и соблюдают Конституцию, Законы Азербайджанской Республики,Указы и Распоряжения Президента, Постановления и Распоряжения КабинетаМинистров.
В ст.3.“Положении о Местных Исполнительных властях” от 16 июня 1999 года указаныосновные принципы деятельности главы местной исполнительной власти; законность,защита прав, свобод и законных интересов граждан, сочетание интересовгосударства и местных интересов, гласность и учитывание общественного мнения,обеспечение экономического, социального и культурного развития соответствующегорегиона во имя улучшения благосостояния населения. Также в ст. 14. Положения,говорится об ответственности местных исполнительных властей за своюдеятельность, что закрепляет принцип ответственности исходящих их ст.80.Конституции Азербайджанской Республики и обобщает контрольные функции наднормотворческими полномочиями местных органов исполнительной власти.
Нормотворческиеполномочия органов исполнительной власти организуются на всех ступеняхисполнительной власти. Как Главе исполнительной власти так и вышестоящему,центральным и местным органам исполнительной власти на основание Конституции,возложены нормотворческие полномочия.
Принципынормотворчества органов исполнительной власти находят свое отражение всовокупности в Конституции Азербайджанской Республики, в отдельных законах,нормативно-правовых актах в отдельных положениях центральных и местных органахисполнительной власти.
Естьнеобходимость совершенствования правовых основ принципов организациидеятельности органов исполнительной власти. Необходимо создать и сосредоточить вединый правовой акт принципы, столь важной и необходимой сферы нашей жизни, какнормотворческой деятельности органов исполнительной власти.
Этим болееконкретизируется, углубиться деятельность этих органов проработаются иподвергнутся разработке актуальные принципы в этой деятельности, которыеуказаны в этой статье.
Естьнеобходимость принятия закона “Об общих принципах организации нормотворческийдеятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики”.
Такженужно создать условия для развития принципов профессионализма от которого зависиткачество принятых нормативно-правовых актов.
Особоеместо должно уделяться принципу персональной и материальный ответственностидолжностных лиц органов исполнительной власти. В случае нанесения ущерба всвязи с принятием того ими иного нормативно-правового акта со стороныдолжностного лица, установлении возмещения ущерба.
Напередним плане создаются предпосылки для установления принципов научнойобоснованности, прозрачности, субсидарности, соответствия акта по субординациии юридической силе, подзаконности.
законность народовластие нормотворческий власть
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция АзербайджанскойРеспублики. Баку, 2002 г.
2. Научный Практический Комментарий кКонституции Азербайджанской Республики. Шахин Алиев. Баку, 2000 г.
3. Большой ЮридическийЭнциклопедический Словарь. А.Б.Барихин. М.,2005 г.
4. “О нормативно-правовых актах”.Закон Азербайджанской Республики от 26.11.1999 г.
5. “Конституционное право зарубежныхстран”. Э.П. Григонис; В.П. Григонис. С.Петербург., 2002 г.
6. “Конституционное право зарубежныхстран”. М. Баглай. М.,2000.
7. “Конституции государствЕвропейского Союза”. Л.А. Окуньков. Из группа ИНФРА. М: НОРМА, 1997.
8. Какимова М.Ш. “Социальнаясправедливость как принцип советского общенародного права”. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени К.Ю.Н. 12.00.01. Саратов, 1990 г.
9. Ратушный С.Н.“Организационно-правовые вопросы сочетания единоначалия и коллегиальности ворганизации деятельности органов внутренних дел”. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Киев, 1991 г.
10. Чирков А.П. “Ответственность в системе законодательства”. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени. к.ю. н. 12.00.01. Москва, 1989 г.
11. Сморчков А.И. “Обоснованность правоприменительного решения(Теоретико-управленческий аспект)”. Автореферат диссертации на соискание ученойстепени к.ю.н. 12.00.01. Москва, 1989 г.
12. Лисюткин А.Б. “Принципы законности и их реализация в условияхформирования правового государства”. Автореферат диссертации на соисканиеученой степени к.ю.н. 12.00.01. Саратов, 1992 г.
13. Ержанова Ф.А. “Принцип гласности в советском конституционном праве”.Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Москва,1990 г.
14. Арановский К.В. “Обеспечение конституционности нормативных актовисполкомов местных советов”. Автореферат диссертации на соискание ученойстепени к.ю.н. 12.00.02. Ленинград, 1990 г.
15. Гаджиева Э.Н. “Принципы государственного управления на современномэтапе”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02.Ташкент, 2002 г.
16. Златопольский Д.Л. “Государственное право зарубежных стран: ВосточнойЕвропы и Азии”. М, 2000.