Реферат по предмету "Мировая экономика"


Как покупают компании контроль и анализ закупок в бизнесе

Виктор Иванович Сергеев, доктор экономических наук, президент Международного центра логистики Государственного университета Вышей школы экономики (МЦЛ ГУ ВШЭ), профессор кафедры логистики ВШЭ, президент Национальной логистической ассоциации России.
В любой фирме-товаропроизводителе существует типичный набор задач, связанных с управлением закупками. Основными задачами, решаемыми закупочной логистикой, являются следующие:
что закупить;
у кого закупить;
сколько закупить;
на каких условиях закупить.
Задачу «что закупить» отдел снабжения/закупок фирмы решает совместно с производственным отделом и инженерной службой. Совместно определяются потребности в сырье и материалах, качественные и эксплуатационные характеристики, параметры спецификации. Вся эта информация поступает в отдел снабжения.
Решение «у кого купить» требует глубокого анализа рынка интересующей фирму продукции, существующих и потенциальных поставщиков и выбора наиболее перспективных и эффективных из них. Данный вопрос находится полностью в компетенции работников отдела снабжения. Как показывает опыт, удачный выбор поставщика обеспечивает половину успеха предприятия (особенно это относится к деятельности торгово-посреднических структур).
Решение «сколько закупить» осуществляется при согласовании с другими отделами (производственным, складским, финансовым/бухгалтерией). Совместно с производственным отделом определяется требуемое количество материальных ресурсов. Проверяется наличие данного товара на складе (если склад находится в ведении отдела снабжения). Если на складе этой продукции нет (или ее недостаточно), то объем закупки необходимо согласовать с финансовым отделом/бухгалтерией.
Задача «на каких условиях закупить» решается, когда поставщики уже предложили свои условия. Отдел снабжения рассматривает предложенные варианты и ведет переговоры с поставщиками. В решении данного вопроса могут участвовать и работники других отделов (финансового/бухгалтерии, логистики и т.д.). Решение данной задачи означает ясность по следующим параметрам: цена, условия оплаты, условия доставки, сроки и т.д. Основные направления снижения затрат на закупки
Логистическому менеджменту фирмы следует уделять внимание сокращению общих затрат, связанных с процессом закупки, поскольку затраты на управление закупками по различным отраслям составляют от 40 до 60% в структуре себестоимости производства готовой продукции развитых стран. Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают: собственно цена материальных ресурсов, затраты на транспортировку и управление запасами материальных ресурсов (складирование, грузопереработка, хранение и пр.).
Выигрыш от рациональной организации закупок может быть весьма значительным. Учитывая, что издержки в этом случае составляют 40—60 % вырученных от продажи товаров средств, удачные решения в этой области превосходят эффект прибыльности компании как за счет маркетинга, так и за счет усовершенствований производства. По оценкам американских специалистов, для увеличения прибыли компании на 100 %:
объем продаж должен возрасти на 100 %;
цена товаров — возрасти на 15%;
заработная плата и оклады — снизиться на 25 %;
накладные расходы — снизиться на 33 %;
затраты на закупки — снизиться на 8,5 %.
Таким образом, на каждый процент снижения затрат на закупки приходятся 12% роста прибыли — лучший результат.
Для сокращения числа составляющих компонентов затрат на закупки необходима целенаправленная политика фирменного логистического менеджмента, включающая комплекс мероприятий, среди которых можно указать:
совершенствование планирования потребности и нормирования расхода материальных ресурсов для производственных подразделений фирмы;
устранение потерь от брака (политика «ноль дефектов») в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от поставщиков;
максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов;
исключение, по возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке от поставщиков;
доставка материальных ресурсов от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;
минимизация уровней запасов материальных ресурсов во все звенья складской системы и др. Как оценить эффективность закупочных операций
При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценить работу службы закупок фирмы, приняв во внимание: выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям, выполнение бюджета фирмы и объем сэкономленных средств, дополнительные меры по контролю качества входящей продукции, а также объем и стоимость упущенных продаж, общий объем операций, производительность труда, транспортные издержки и т.д. Исходя из этих данных, можно примерно определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций — например, среднюю стоимость разработки и оформления заказа или долю стоимости материальных ресурсов в объеме продаж готовой продукции. Можно оценить и долю административных затрат по закупке на каждый рубль, израсходованный на закупки в целом. Проследив, таким образом, деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности его функционирования, а также определить имеющиеся проблемные моменты.
Существуют три основных показателя, по которым осуществляется контроль деятельности закупочного отдела: время, цены и надежность поставщиков.
Контроль фактора времени подразумевает контроль задержанных поставок, а также последствий опозданий. При этом должны анализироваться такие, например, показатели, как
доля задержанных заказов;
доля случаев, когда просрочки доставки вызвали ощутимое отсутствие материальных ресурсов / готовой продукции на складе;
число случаев остановки производства в результате просрочки и т.п.
Фактор «цена» подразумевает анализ цен, уплаченных при закупках продукции, в частности, их сравнение с ранее намеченными ценами, а также попытки избежать таких отклонений от бюджета закупок. Всестороннему анализу должны подвергаться:
цены, уплаченные поставщикам за материальные ресурсы / готовую продукцию;
стандартные или расчетные цены за основные материальных ресурсов;
индекс средних цен, уплаченных за продукцию по товарным группам;
изменения цен, произошедшие в результате переговоров, анализа, в результате лучшей упаковки и рационализации перевозки и т.п.;
форвардная закупочная деятельность в сравнении с соответствующим прогнозом для выявления его эффективности, а также сравнение цен, уплаченных при таких закупках, с теми, которые могли быть уплачены в случае закупок не форвардным, а обычным путем;
доля закупочных ордеров, выданных без договоренности о твердой цене и т.д.
Надежность поставщика подразумевает соответствие качества и объемов его поставок условиям, зафиксированным в договорах. Следующие параметры позволяют принимать обоснованные решения при выборе продавца:
доля просроченных доставок и отказов поставки;
доля поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции;
доля заказов, доставленных вопреки договоренности не единой партией;
качество услуг различных перевозчиков, измеренное временем в пути и числом поврежденных грузов и т.п.
Эффективность работы службы снабжения/закупок фирмы часто оценивается следующими показателями:
сокращение издержек на закупки в структуре общих логистических издержек;
допустимые уровни брака закупаемой продукции;
доля закупок, совершенных вовремя;
число ситуаций, когда нужных материальных ресурсов / готовой продукции не оказалось на складе, что повлекло сбои в графике производства или выполнения заказа клиента;
число изменений, внесенных в заказы по вине службы закупок (учет по каждой причине внесения изменений);
число полученных и обслуженных заявок;
доля транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки и т.п. Контроль и анализ процесса закупок
Контроль и анализ логистической функции (процесса) закупок компании должен осуществляться в соответствии с поставленными целями и задачами по управлению закупками в аспекте общей логистической системы фирмы. Традиционно такой анализ включает:
анализ условий закупок и рынка поставщиков;
контроль бюджета закупок;
анализ финансовой деятельности;
контроль и анализ качества закупаемой продукции;
контроль и анализ процедур доставки материальных ресурсов и готовой продукции;
анализ системы прогнозирования потребности и т.д.
За состоянием рынка поставщиков большинства основных видов материальных ресурсов регулярно наблюдают, что обеспечивает фирму — потенциального покупателя информацией о возможностях закупки необходимых товаров и дает возможность принимать оптимальные решения в зависимости от колебаний рыночных цен. Вероятный дефицит основных видов материальных ресурсов может привести к сбоям производственного процесса, росту издержек и снижению прибыли. Однако заблаговременная информация о возможных перебоях в поставках материальных ресурсов позволяет подготовиться к ним заранее и не допустить отклонений от графика производства. Так, в случае возможного роста цен покупатель может заранее закупить большое количество необходимого сырья, получив при этом значительные скидки.
Анализ динамики связанных в закупленных товарах оборотных средств помогает выявить тенденцию, определяющую политику фирмы в отношении их пополнения, а также изменить в случае необходимости логистическую стратегию закупок. Например, высокие ставки банковского процента, преобладавшие в 1980-е годы, заставили повысить внимание к эффективности вложений в товарные запасы и управлению ими, что привело в результате к широкому внедрению логистической концепции и общему сокращению уровня вложений в товарные запасы.
Финансовый анализ позволяет проводить сравнительную оценку фактических затрат на закупочную деятельность с объемом средств, предусмотренных для этой цели бюджетом. Также ведется учет полученных и упущенных скидок и прочих выгод. В итоге основное внимание уделяется долгосрочным соглашениям о поставках материальных ресурсов / готовой продукции, а также учитывается период времени, на который фирма обеспечена поставками в соответствии с этими соглашениями. Знание объемов поставок по долгосрочным соглашениям позволяет финансовому отделу заранее выделять необходимые средства на закупки и планировать денежные потоки. Виды отчетов в закупочной деятельности компании
Каждая компания формирует систему отчетности по закупкам, исходя из целей и задач, сформулированных высшим менеджментом, в частности, на основе логистической стратегии. В зарубежной практике распространены отчетные формы и системы показателей, которые отражают:
1. Рыночные и экономические условия и цены:
тенденции движения цен на основные закупаемые товары и сравнение со средними затратами;
изменения в соотношении спроса-предложения на рынке основных закупаемых товаров: прогнозы динамики рынка основных закупаемых товаров).
2. Изменения вложений в товарные запасы:
инвестиции в товарные запасы, классифицируемые по основным группам материальных ресурсов / готовой продукции;
дневные (декадные, ежемесячные) поставки и заказанный объем поставок по основным товарно-сырьевым группам;
отношение объема вложений в товарные запасы к объему продаж фирмы;
оборачиваемость основных видов закупаемых товаров;
общая площадь складов, используемая для хранения запасов.
3. Закупочные операции и их эффективность:
сокращение издержек в результате изучения рынка и анализа данных;
допустимые уровни качества закупаемых материальных ресурсов / готовой продукции;
доля закупок, осуществленных вовремя;
число ситуаций, когда нужного сырья не оказалось на складе, что повлекло за собой сбои в графике производства;
число изменений, внесенных в заказы (учет по каждой причине внесения изменений);
число полученных и обслуженных заявок;
производительность труда и загруженность работников;
транспортные издержки.
4. Надежность поставщика/продавца:
доля просроченных доставок и отказов;
доля некондиционных поставок;
доля заказов, вопреки договоренности доставленных не одной партией;
качество услуг транспортировки, предоставленных различными перевозчиками, измеренное временем в пути и числом повреждений грузов.
5. Операции, влияющие на управление и финансовую деятельность:
сравнение фактических затрат по отдельным видам закупочной деятельности с предусмотренными бюджетом;
выгоды от полученных скидок и потери от упущенных продаж;
соглашения о закупках (классифицируются по типам действующих контрактов и в зависимости от ожидаемой даты поставки);
изменения, внесенные поставщиками в предоставленные скидки;
время доставки;
доля просроченных заказов;
доля случаев, когда задержка доставки повлекла ощутимое отсутствие материалов на складе;
число случаев остановки производства в результате задержек доставки материальных ресурсов;
цены, уплаченные за материальные ресурсы / готовой продукции;
стандартные или прогнозируемые цены на основные материальные ресурсы;
индекс средних цен, уплаченных за материальные ресурсы / готовую продукцию по товарным группам;
изменения цен, произошедшие в результате переговоров, произведенного анализа, предложенные продавцом, произошедшие в результате улучшения упаковки и рационализации перевозки;
анализ форвардной закупочной деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.