Введение
В статье 1 Федеральногозакона “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, чтооперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно инегласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченныхна то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах ихполномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целяхзащиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезнойчеловеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. частьопосредованной правом государственной властной деятельности компетентныхгосударственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач ифункций.
Безусловно, что основнымздесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидностьдеятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции)может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либосубъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль зареализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскнойдеятельности.
1. Понятие принциповОРД, их система и значение
Под принципами даннойдеятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала выработанныеоперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных ииных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в областиоперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические,экономические и социальные закономерности развития современного российскогообщества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительносущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскнойдеятельности.
По своей сути принципыОРД носят императивный, властно — повелительный характер и содержатобязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналомоперативно — розыскных средств.
Каждый принцип отражаетопределенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплексоднородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь однороднымхарактером, приобретает очертания того или иного исходного положения ОРД. Всвою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему еёруководящих начал, а система в своей целостности в общем виде выражать сущность,социальную и юридическую природу. Под системой, понимается объединение некоторогоразнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должнобыть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствуетисполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждыйпринцип системы по содержанию должен быть относительно независим.
Принципы создаютпредпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей системы вцелом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направленийоперативно-розыскной работы.
В зависимости отхарактера и содержания выделяются правовые, организационные иморально-этические принципы.
Правовые принципыклассифицируются на две группы:
— конституционные(общеправовые), находящие применение в ОРД;
— отраслевые, относящиесятолько к ОРД;
Общеправовые принципы –это руководящие начала для всей правоохранительной системы, такие как законность,равенство граждан перед законом, уважение и соблюдение прав и свобод человека игражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Среди специальных (отраслевых)принципов назову такие как конспирация, сочетание гласных и негласных методов исредств сотрудничества с населением и опора на его помощь.
Для оперативно-розыскногопроцесса важно и то, что при использовании в установленном законом порядкерезультатов оперативно-розыскной деятельности должностные лица оперативныхподразделений обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными иливыводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного,Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административныхправонарушениях. Принципы, закрепленные в законах и подзаконных нормативныхактах, принято обозначать как нормы-принципы.
Подчеркну, что все принципыОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутрисистемы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципадругому.
Вместе с тем ОРД как видпрактической деятельности оперативных подразделений представляет собойспецифическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы,которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи с этимвыделяются организационные принципы.
Организационные принципы– это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно–розыскнойпрактикой. Среди организационных выделяют следующие принципы: оперативности,привлечения конфидентов, научности, плановости, связи с общественностью,внепартийности, подконтрольности, единоначалия и др.
В социальной области, ккоторой относится борьба с преступностью, особое значение имеет организацияупорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
Морально – этическиепринципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД,для её успешного осуществления в границах нравственности. Применительно к ОРДосновными морально – этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм,справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду. Морально –этические принципы легли в основу принятого в 2008 году Кодексапрофессиональной этики сотрудников ОВД РФ.
Подводя итог сказанномуможно сказать, что принципы ОРД должны в своей совокупности:
— отражать социальный иправовой характер ОРД;
— способствовать познаниюее сущности;
— способствоватьсовершенствованию ее правового регулирования;
— находить закрепление иотражение в действующих нормативных актах;
— подчеркиватьсамостоятельный и специфический характер ОРД;
— отражать ее место исоотношение с другими видами правоохранительной деятельности;
— гарантироватьсоблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;
— служить базой привыявлении основных направлений совершенствования ОРД;
Кроме того, приотсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно — тактических задач принципы могут быть регулятором выбора путей и пределов ихправильного выполнения, принятия законных и обоснованных решений.
2. Принципы, указанныев ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”
2.1 Конституционныепринципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Задачиоперативно-розыскной деятельности закрепляют то, что необходимо сделать дляреализации ее цели, а вот принципы определяют, чем необходимо руководствоватьсяпри осуществлении ОРД. Законодательно им придан официальный статус, закрепленоих руководящее значение. Основополагающие идеи, исходное начало, основныеправила поведения — понятия, представляющие собой обобщение и распространениекакого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессовреальной действительности, принято считать принципами. Принципыоперативно-розыскной деятельности являются не декларативными, аосновополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а такжесоздают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов,регулирующих ОРД. Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практикуданной деятельности, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идейзаконности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др. В Федеральномзаконе «Об ОРД» закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскнойдеятельности. Они относятся к двум видам: конституционным и отраслевым.
Конституционный принципзаконности означает, что должностные лица оперативных подразделений приосуществлении ОРД руководствуются требованиями Конституции РФ (ст.15),оперативно–розыскным законодательством и различными ведомственныминормативно-правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Вседействия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на установке:«разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»).Вот поэтому принцип законности является ключевым.
Его содержание состоит втом, что только закон определяет точное и безусловное соблюдении всеми органамии должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ФЗ об ОРД, иных законов инормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасностиличности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью,ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующихвопросы организации и тактики проведения ОРМ.
Законность предполагаетсуществование системы государственных гарантий, исключающих возможностьзлоупотреблений при осуществлении ОРД, которая проводится только на основе Федеральногозакона.
Закон сформулировалосновные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которыеконкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях,инструкциях, приказах). В частности там сказано, что запрещено осуществлять ОРДдля решения задач, не предусмотренных Законом, изменения или дополненияприведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий возможно только взаконодательном порядке, как определяются условия проведения ОРМ ограничивающихконституционные права граждан, и т.д.
Обеспечение законностипри проведении ОРД предполагает:
— осуществление ОРДисключительно субъектами, уполномоченными оперативно-розыскнымзаконодательством;
— недопущение нарушенийтребований законодательства и ведомственных актов в деятельности оперативныхподразделений и конкретных оперативных сотрудников;
— привлечение кответственности должностных лиц органов, виновных в нарушениях законности;
— разработку комплексныхмер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;
— оформление ОРДсоответствующими документами и соответствующий ведомственный контроль, ипрокурорский надзор за её осуществлением.
Обеспечение законностизависит от таких факторов, как высокий уровень правосознания, наличиеюридической ответственности оперативного работника, укрепления престижаоперативной работы в целом.
Как и во всех другихсферах юридической деятельности, принцип законности является основополагающимдля всех организаций, как государственных, так и общественных.
Принцип уважения исоблюдения прав и свобод человека и гражданина является общеправовым принципом,закрепленным в ст. 2 Конституции РФ и взаимосвязан с принципом законности иприоритетен по отношению к другим социальным ценностям.
Одной из целей ОРДявляется защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этомдолжны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших всвязи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ, сказано,что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностьгосударства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободычеловека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав исвобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения исоблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный Федеральнымзаконом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Для проведенияоперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права исвободы граждан, установлена четкая законодательная процедура. В законеподробно прописаны условия проведения ОРМ (ст. 8) и основания и порядоксудебного рассмотрения материалов таких ОРМ (ст. 9). Закон допускаетраспространение оперативно-розыскных мероприятий на граждан (также из числародственников, близких и знакомых), вступающих в контакты с лицом, в отношениикоторого они осуществляются. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод на нихраспространяется в первую очередь. В ст. 5 закона предусмотрены меры повосстановления нарушенных прав. Отдельные физические и юридические лица всоответствии с этим принципом имеют право получать от органов осуществляющихОРД письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловатьэти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд. Вместе с тем,оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения,составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если ихразглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересамчеловека и безопасности государства.
Органам (должностнымлицам) осуществляющим ОРД, запрещается:
— проводить ОРМ винтересах политических партий, общественных и религиозных объединений, приниматьучастие в их работе, работе органов власти, органов местного самоуправления вцелях оказания влияния на характер их деятельности;
— разглашать сведения,затрагивающие частную жизнь, личную и семейную тайну, честь и доброе имягражданина, ставшие известными в процессе проведения ОРМ;
— подстрекать, склонять,побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий(провокация);
— фальсифицироватьрезультаты оперативно-розыскной деятельности;
Соблюдение прав и свободимеет важное значение для лиц, оказывающих содействие органам — субъектам ОРД.Законодатель декларирует их государственную защиту, закрепляет меры ихсоциальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенностиконфидентов, определяет конфиденциальность отношений.
На лиц, замышляющих,подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектамиОРД, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. Наосновании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданинамогут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства. Закон определяет границы пользования правами исвободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. Наосновании судебного решения при соблюдении определенных условий закон допускаетвозможность ограничения у таких лиц права, например на тайну переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и нанеприкосновенность жилища.
Ни при каких условияхпринципы не должны быть нарушены. Они упоминаются в ряде статей Основногозакона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинстволичности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для егоумаления. Никто не может нарушить право частной собственности, котороеохраняется законом (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции РФ закрепленанорма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконныхдействий органов государственной власти и их должностных лиц, а так жевозмещение вреда, причиненного незаконными действиями этих лиц. Одновременноэта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплениюзаконности в деятельности органов государственной власти. Законодательныегарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРД путемприменения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ,осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора.
Таким образом, принципзаконности заключается прежде всего в том, что все участники ОРД обязаныбезусловно и точно соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иныенормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюденияправ и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом.Соблюдение этого принципа означает, что при осуществлении ОРД, ограничениеотдельных прав и свобод человека и гражданина носит исключительный и временныйхарактер.
2.2 Специальныепринципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Принципы конспирации исочетания гласных и негласных методов и средств не применяются в других отрасляхправа и отличают оперативно-розыскную деятельность от других правовых средствборьбы с преступностью, поэтому их относят к отраслевым (специальным)принципам.
В качестве важнейшегоотраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации, которыйотражает специфический разведывательный характер данной деятельности.
Конспирация – непременноеусловие деятельности любой спецслужбы, стремящейся сохранить втайне отпротивоборствующей стороны свои действия в целях нанесения ей наибольшегоурона.
По своему значениюпринцип конспирации является основополагающим и системообразующим в практикеОРД. Он взаимосвязан с принципами законности, сочетания гласных и негласныхметодов и средств и обеспечивает реализацию конституционного принципа уваженияи соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение конспирациипозволяет избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц,подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличиинепроверенной или противоречивой первичной информации
Конспирация (скрытность,маскировка) — один из факторов ОРД, позволяющих добиться успеха. Она позволяетсохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспектыосуществления ОРМ по разоблачению преступников втайне от них и окружающих.Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайныеспособы их раскрытия. Это может достигаться путем применения камуфлирующихсредств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемовповедения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих,быть «как все»), использованием специальных помещений, легендированныхпредприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правилделопроизводства и др.
В ходе ОРД законпозволяет в случае необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД,право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц,ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений итранспортных средств органов осуществляющих ОРД, а также личность граждан,оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 ФЗ).
Порядок и правилаконспирации закреплены в ряде статей закона. Так, например, ст. 5 ограничиваетпредоставление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемымитребованиями конспирации.
На руководителей органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложена обязанностьпредоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинныеоперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения делоперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и ихучета. Также необходимо учитывать, что сведения об организации, о тактике,методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предметпрокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованныепреступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, ктооказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляютсятолько с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц куголовной ответственности.
Даже введено ограничениедля судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействиеправоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование посозданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебныхдокументах.
Законодатель возлагает науполномоченные органы обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ (ст.14) и определил перечень сведений об оперативно-служебной деятельности,составляющих государственную тайну. Сведения, отнесенные к государственнойтайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности,совершенно секретные и секретные. К сведениям особой важности следует относитьсведения в области военной, внешнеполитической, экономической,научно-технической, разведывательной, контрразведывательной иоперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущербинтересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К совершенно секретнымсведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической,экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной иоперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущербинтересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации водной или нескольких из перечисленных областей.
К секретным сведениямследует относить все иные сведения из числа сведений, составляющихгосударственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случаесчитается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации ввоенной, внешнеполитической, экономической, научно-технической,разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной областидеятельности.
Принцип конспирацииозначает установление особого порядка получения, оформления, хранения ииспользования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правилобращения с оперативно-служебными документами. В процессе осуществления ОРДконспирация может обеспечиваться нормативным регулированием её правил,закрытыми ведомственными приказами и инструкциями, отлаженной системойинформационного взаимодействия между оперативными подразделениями,научно-методическим и материально-техническим обеспечением оперативных служб,обучением кадров оперативного состава правилам и тактическим приемамконспирации и др.
Организация и тактика ОРД,способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственныхнормативных правовых актах, с которыми могут знакомиться лишь должностные лица,имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Игнорирование принципаконспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет своюрезультативность, а с другой — уравнивает ее с точки зрения возможностей сиными видами правоохранительной деятельности.
Большое значение в ОРДимеет сочетание гласных и негласных методов и средств (они, хотя противоположныпо смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга), обеспечивающихтесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности повыявлению и раскрытию преступлений. В законодательной формулировкеанализируемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».
Под методом ОРДпонимается совокупность приемов и способов, применяемых для решенияоперативно-тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.
Средствами ОРД являютсяобъекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается(обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средствмогут быть отнесены оперативная техника, оперативные учеты, служебно-розыскныесобаки и т.д.
Выбор органом,осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейсяситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могутиспользоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, атакже в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД вуголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверятьс помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могутвыступать в качестве источников доказательств. Сочетанием гласных и негласныхсредств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровканегласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативнойинформации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версийи др.
Негласные меры наиболееэффективны для получения информации об условиях, способствующих совершениюпреступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям, и интенсивноиспользуются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан соперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно приизучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, припроведении профилактики.
Принцип сочетания гласныхи негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен вопределение оперативно-розыскной деятельности. Данный принцип означает теснуювзаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению ираскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводови оснований для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а также в процесседоказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовномпроцессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощьюгласных приемов, заключающихся в придании им процессуальной, протокольной формыдокументов, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Такимобразом, принципы — это всегда главные, основополагающие начала, на которыхстроится все законодательство, представляя, таким образом, базис закона, какнормативно-правового акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения ивзгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов насущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы спреступностью.
оперативныйрозыскной принцип конспирация
2.3 Организационныепринципы ОРД
Принцип наступательности(оперативности)
Кроме перечисленных вст.3 Закона об ОРД, выделяются и другие группы организационных принципов,выработанных оперативно-розыскной практикой. Оперативно-розыскной деятельностиприсущ принцип наступательности (оперативности), который означает непосредственноеи быстрое принятие мер по борьбе с преступностью. В соответствии с нимоперативные работники должны проявлять наступательность и инициативу всвоевременном обнаружении преступлений и принятии законных мер к лицам, ихподготавливающим и совершающим, проводить целенаправленную профилактическуюработу. Принцип наступательности оперативно — розыскной деятельности состоит внаправленности оперативно — розыскных мероприятий на поиск сведений о признакахпреступной деятельности и выявление не известных ранее лиц, намеревающихсясовершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно — розыскныемеры должны, как правило, носить упреждающий, превентивный характер, бытьнаправленными на предупреждение и пресечение преступлений.
Принцип оперативности(наступательности) выработан уголовно-розыскной практикой и вытекает изсодержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности, аименно из ст.1, 2, п.1 ст.14 Закона об ОРД, и реализуется в процессепланирования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях общей ииндивидуальной профилактики преступлений, предупреждения и пресеченияпротивоправной деятельности на ранних этапах ее развития, а также благодаряпроведению воспитательной работы с лицами, от которых можно ожидать совершенияправонарушений, выявлению и устранению условий, способствующих совершениюпреступлений и сокрытию их следов. Под оперативностью понимается системахарактеризующих оперативно-розыскной деятельностью уголовно-розыскнуюдеятельность качеств, в которую входят быстрота и непрерывностьуголовно-розыскной деятельности, активность ее участников, согласованность имассированность привлекаемых сил и средств.
Оперативность состоит втом, что оперативники и иные должностные лица обязаны (в пределах своих полномочий):
— проводитьдействительную работу по предупреждению совершения преступлений;
— проявлять инициативу вих обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета;
— предпринимать всепредусмотренные законодательством в области оперативно-розыскной деятельностидействия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершившихпреступление, с целью создания условий для последующего неотвратимогоприменения к ним мер, предусмотренных уголовно процессуальным законодательством,а также выяснять причины совершения преступлений и условий, способствующих ихсовершению.
Этот принцип проявляетсяв направленности оперативно-розыскной деятельности на опережение:
— умышленного совершениялицами общественно опасных противоправных деяний (т.е. на предупреждениесовершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории права“голым умыслом”);
— действий лиц,совершивших неоконченное преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развитияпротекающей преступной деятельности).
Активная профилактика нетолько обеспечивает наступательность, но и предполагает наиболее гуманный путьборьбы с преступностью, так как практически исключает наступление вредныхпоследствий. В тех случаях, когда противоправное деяние уже совершено, активноеприменение оперативно-розыскных мер обеспечивается на стадии обнаружения ираскрытия преступления путем использования системы действий по горячим следам.Речь идет об опережении действий преступников, пытающихся скрыть или уничтожитьследы содеянного, орудия преступлений, реализовать похищенное имущество,уклониться от ответственности и наказания.
В принципе оперативностиотражена защитная функция оперативно — розыскной деятельности, раскрываетсяпоисковый, предупреждающий характер данного вида юридической деятельности.
Принцип оперативностивключает:
— знание складывающейсяоперативной обстановки на обслуживаемой территории, в отрасли хозяйства,обеспечение своевременного получения органами внутренних дел информации,представляющей оперативный интерес;
— своевременноереагирование на поступающую информацию на основе оптимального вариантарасстановки кадров и распределения функциональных обязанностей;
— быстрые и слаженныедействия оперативных аппаратов по предупреждению и раскрытию преступлений,розыску и задержанию преступников;
— оперативно-розыскноеобеспечение расследования совершенных преступлений.
Оперативно- розыскноеобеспечение представляет собой систему мер, осуществляемых субъектами ОРД вцелях:
— создания оптимальныхусловий для осуществления полного и объективного процесса доказывания;
— пресечения инейтрализации противодействия криминальной среды исполнению правоохранительнойфункции государства;
— обеспечения защитыучастников уголовного процесса;
— реализации принципанеотвратимости ответственности виновных за содеянное.
Принцип всесторонности,полноты и объективности исследования обстоятельств оперативно-розыскного производствапо делу (оперативного или сыскного учета) в ОРД проявляется многоаспектно:
— всесторонностьподразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и ихравноценную проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанностьотработки выдвинутых оперативных версий на иных участников оперативно-розыскнойдеятельности;
— полнота означает такуюстепень глубины исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяетоднозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридическизначимое решение;
— под объективностьюподразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельствсыскного дела, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так иоправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того,оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершенияобщественно опасного деяния (если таковое будет установлено). Запрещается такжедомогаться сообщений агентов и получения сведений от других участвующих в делеоперативного учета лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер.
Соблюдение этого принципаважно при получении и использовании первичной информации, которая поступает воперативные аппараты в значительном объеме и характеризуется разнообразиемсодержания. На практике нередко встречаются случаи, когда в оперативныеаппараты пособниками преступников, другими лицами, поставляется ложнаяинформация, которая может быть неправильно воспринята либо искаженаинформатором в связи с некомпетентностью в тех или иных вопросах.
Данные обстоятельстваобусловливают необходимость проверки первичной информации с использованием всехвозможностей имеющихся в распоряжении оперативного работника. Соблюдениепринципа объективности способствует более эффективному решению задач правосудияи установлении объективной истины по делу.
Принцип привлеченияконфидентов к оперативно — розыскной деятельности отражает один из еесущностных аспектов. Конфидент – обобщенное название категории физических лиц,участников оперативно-розыскной деятельности (агентов, штатных негласныхсотрудников оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основанияхи в порядке, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскнойдеятельности, в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества соперативно-розыскным органом в лице его представителя-оперативника,выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия врешении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Правовая основа ОРДво многом специфична за счет того, что её носителями являются секретныеосведомители и различные информаторы.
Оперативно-розыскныеорганы и оперативники в достижении целей оперативно-розыскной деятельностиопираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц на безвозмездной либовозмездной основе.
Без использования воперативно-розыскной деятельности конфидентов она как таковая перестанет существоватьи воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (преждевсего, в уголовно-процессуальную).
Принцип научностиявляется основополагающим и ведущим в организации деятельности оперативныхаппаратов и предполагает использование в практической деятельности достиженийразличных наук (теории ОРД, криминологии, психологии), которые вскрываюттенденции, закономерности борьбы с преступностью, что позволяет практическимработникам проникнуть в суть криминальных явлений, и способствует эффективнойборьбе с ними. Принцип научности проявляется во внедрении в ОРД современныхтехнических средств, компьютерных технологий, в разработке тактических приемови методов предотвращения и раскрытия преступлений, организации системыпоступления оперативной информации от конфиденциальных источников.
Принцип плановостипроявляется во всех сферах деятельности, в том числе и ОРД. Планированиепозволяет сосредоточить оперативный аппарат на решение основных задач борьбы спреступностью, на наиболее эффективное использование сил и средств длядостижения результата. Плановость обеспечивает равномерное распределениеобязанностей сотрудников, создает основу для взаимодействия и координациидействий оперативных аппаратов между собой, различными госорганами и общественнымиорганизациями участвующими в борьбе с преступностью.
Принцип связи собщественностью выражается в поддержании связи оперативно-розыскных органов снаселением, проведением воспитательной работы с гражданами для повышения ихактивности, нетерпимости к правонарушениям. Этот принцип позволяеториентировать население на оказание содействия как гласно, так иконфиденциально, использовать помощь общественности при осуществленииоперативно-розыскной профилактики, привлекать общественность при проведенииОРМ. Помощь граждан может быть использована оперативниками для наблюдения запреступниками, в целях обнаружения и документирования фактов противоправнойдеятельности и задержания, а так же для выявления и устранения условий,способствующих совершению различных правонарушений. Обязательным условиемпривлечения общественности и населения к ОРМ является их добровольное согласиеи неразглашение перед ними негласных форм и методов оперативно-розыскнойдеятельности, и лишь в тех случаях, когда это не создает опасности для их жизнии здоровья.
Принцип внепартийности ненаходит закрепления в Законе об ОРД но вытекает из его отдельных положений (ст.5) из которых следует, что должностным лицам, осуществляемым ОРД запрещается:
— проводить ОРМ вотношении какой либо партии, общественного и религиозного объединения;
— принимать участие вработе федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, а так же вдеятельности политических партий, объединений в целях оказания влияния нахарактер их деятельности;
Принцип подконтрольностии поднадзорности оперативно — розыскной деятельности заключается в установлениизаконодательной системы судебного, парламентского, прокурорского иведомственного контроля и отражает объективную необходимость постоянногонадзора и контроля за органами, осуществляющими ОРД. Судебный контроль включаетв себя, во-первых, выдачу разрешений на проведение оперативно — розыскныхмероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенностьжилища, а во-вторых, рассмотрение жалоб граждан о нарушении их правдолжностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
Парламентский контроль заОРД предусмотрен ст.20 Закона, и осуществляется постоянными комитетами икомиссиями в составе палат Федерального Собрания.
Прокурорский надзор заОРД осуществляется на основании Федерального закона «О прокуратуреРоссийской Федерации» и в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД.
Ведомственный контрольосуществляется на основании ст. 22 ФЗ об ОРД.
Данный принцип имеетвесьма важное значение, поскольку ОРД по своему содержанию в определеннойстепени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенностьчастной жизни. Часть третья ст. 55 Конституции гласит, что «права исвободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом тольков той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны и безопасности государства». Оперативно — розыскные мероприятия,ограничивающие ряд конституционных прав граждан, могут проводиться только вцелях защиты от наиболее опасных преступных проявлений, по которым обязательнопроизводство предварительного расследования.
Принцип единоначалия и коллегиальностинаходит отражение в подготовке и принятии управленческих решений, организацииих исполнения. Проявляется данный принцип в том, что во главе оперативногоподразделения стоит одно лицо (руководитель), компетентный принимать юридическиправомочные решения. С одной стороны это обеспечивает единство приказа, а сдругой — создает возможность более оперативного принятия решений. При этомобеспечивается необходимость персональной ответственности руководителя зарезультативность осуществляемой его подразделением оперативной работы.Единоначалие сочетается с функционированием коллегиальных совещательныхорганов, призванных определить пути выполнения возложенных на соответствующийдепартамент и его подразделения задач. Сочетание единоначалия и коллегиальностисостоит в том, что решения совещательного органа принимаются большинствомголосов, однако объявляются приказами компетентного руководителя и решениямиколлегий министерства, ведомства, главного управления и т.п.
Итак, рассмотренныепринципы занимают главенствующее положение в системе оперативно-розыскногозаконодательства, являясь олицетворением единства законодательных положений иих реализации в процессе осуществления практической деятельности.
3. Иные принципы ОРД
3.1 Морально –этические принципы оперативно – розыскной деятельности
Мораль как социальныйинститут и одна из форм общественного сознания играет важную охранительнуюроль, так как способствует формированию общественного мнения, осуждающегопротивоправные действия, создающего обстановку нетерпимости к совершенномупреступлению. Кроме того, она определяет нравственные требования, предъявляемыек личности самого оперативного работника. Впервые, необходимость соблюденияморально-этических требований в сфере ОРД была высказана в 60-70-е гг. прошлогостолетия. Интерес к данной проблеме был не случаен, так как неукоснительноесоблюдение законности, защита прав человека и гражданина, вопросыпрофессиональной деформации оперативных работников в значительной мере зависятот теоретической разработки морально-этических проблем профессиональнойдеятельности сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, наряду справовыми и организационными принципами ОРД присущи и морально-этические, подкоторыми понимается совокупность норм и правил регулирующих поведение еесубъектов в нравственном плане. Предоставление сотрудникам органов,осуществляющих ОРД не только правовой, но и моральной санкции на проведениеОРМ, налагает на них, помимо соблюдения законности, обязанность соотносить своидействия с нравственными требованиями, предъявляемые к поведению сотрудниковправоохранительных органов.
Следованиеморально-этическим принципам характерно для общества в целом.Морально-этические принципы ОРД хотя и основываются на общих этических нормах,вырабатывают и свою систему моральных требований применительно к реализациипрофессиональных функций оперативными работниками. Использование негласныхметодов и средств в оперативно-розыскной деятельности вызвано объективнойпотребностью предупреждать криминальные процессы на ранних стадиях и раскрыватьпреступления. Без проведения ОРМ крайне трудно раскрыть наиболее тяжкиепреступления и изобличить организованные преступные группы, поэтому, в данномаспекте, ОРД не только отвечает требованиям моральных норм, но и способствуетих претворению в жизнь посредством борьбы с преступностью, которая являетсянаиболее яркой формой аморального поведения.
Применительно к ОРДосновными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм,справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.
Принцип гуманизма
Гуманизм как нравственныйпринцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства. Воперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма – один из присущих даннойдеятельности общеправовых принципов, вытекающих из оперативно-розыскнойпрактики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскнойдеятельности.
Гуманизм воперативно-розыскной деятельности проявляется в приоритетности мер, которыепринимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРДзапрещается выполнять оперативно-розыскные действия или выносить решения,унижающие достоинства лица, приводящие к незаконному распространению сведений обобстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье,необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания. Принципгуманизма органически присущ оперативно-розыскной деятельности. Егоконкретизация во многих статьях Федерального Закона об ОРД свидетельствует, отом, что он отражает сущность оперативно-розыскной деятельности.
Невыполнение этогопринципа осуждается законом и общественным мнением.
Принцип справедливости –важнейший принцип профессиональной морали сотрудника оперативного подразделения.Он охватывает все стороны общественной жизни, но наибольшее значениеприобретает в правовой сфере. Справедливость предполагает равные права гражданперед законом.
Этот принцип означает,что мероприятия оперативно-процессуальной деятельности проводятся независимо отгражданства, пола, национальности, возраста, места проживания, образования,социального, служебного и имущественного положения и должности лиц, ихполитических и религиозных взглядов, принадлежности к партиям или к инымобщественным организациям (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД). Упомянутыефакторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иноене предусмотрено законом.
Справедливостьпредусматривает соотношение между практической деятельностью оперативногоработника и его служебным положением, между его личными заслугами иобщественным признанием, между его правами и обязанностями. Несоответствие вэтих отношениях расценивается как несправедливость.
Принцип коллективизма — является обязательным условием оперативно-служебной деятельности и успешногопротивостояния криминальной среде.
Результативность работыоперативно-розыскного органа во многом зависит от его сотрудников,целеустремленности и единства действий коллектива.
Поступок каждого членаколлектива формирует отношение граждан к конкретным оперативным подразделениями влияет на общественное мнение об органах осуществляющих ОРД. Данный принципвключает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество ивзаимопомощь, демократизм, дисциплина.
Принцип сознательности — означает выбор оперативным работником поступков на основе пониманиянравственных требований общества, интересов граждан вовлеченных в сферу ОРД.
Сознательностьпредполагает понимание цели, во имя которой должны совершаться поступки, иявляется основой убежденности человека в правоте того дела, которое онзащищает. Особое значение приобретает осознание оперативным работникомслужебного долга, которое включает в себя правильную ориентацию в определенииконкретных моральных ценностей при совершении того или иного действия,поскольку одни ценности приходится приносить в жертву другим, более важным.Выполнению на практике этих условий способствуют такие компоненты поведенияоперативного работника, как оперативная гибкость, оперативная самостоятельностьи оперативный риск.
Итак, обозначенныеморально – этические принципы являются преломлением общих моральных принциповприменительно к такой специфической сфере деятельности как ОРД. Их перечень неявляется исчерпывающим и может изменяться под воздействием права, котороесвязано с моралью и воздействует на ее развитие, а в свою очередьсовершенствование нравственных основ общества оказывает влияние на применение иреализацию правовых норм, регламентирующих деятельность органов осуществляющихОРД.
Заключение
Оперативно-розыскнаядеятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации,преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскныхмероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использованиясодействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остаетсяпредметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов,политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайноевсегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержитпредпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но инравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность историческибыла и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью,обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Упорядочение общественныхотношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом,динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки,вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другиезаконодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права,судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющихОРД, предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРДво взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норммеждународного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иныхзаконов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.
Список используемойлитературы
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародномголосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.
3. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
4. Комментарий к Федеральному закону «Обоперативно-розыскной деятельности» постатейный Вагин О.А., Исиченко А.П.,Чечетин А.Е. «Деловой двор», 2009 с.84-93
5. Е.С. Дубоносов «Основы оперативно – розыскнойдеятельности» — Учебное пособие /под ред. Проф. Г.К. Синилова: – М. 2010
6. «Основы оперативно – розыскной деятельности ОВД» — Учебник/ под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши: — М. 2009
7. «Оперативно – розыскная деятельность» — Учебное пособие всхемах и определениях / под ред. Проф. Е.С. Дубоносова: — М. 2009