Содержание
Введение
1. Конституционно-правовыеосновы формирования и деятельности основ государственной власти в субъектахРоссийской Федерации
2. Система органовгосударственной власти в субъектах Российской Федерации
3. Принципразделения властей на уровне субъектов Российской Федерации
4. Особенностиправового статуса депутата законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников
Введение
Каждое федеративноегосударство состоит из субъектов федерации, которые называются по-разному:штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия),кантоны (Швейцария) и др. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию,законодательство, а в некоторых федеративных государствах и свою судебнуюсистему. Конституции федеративных государств всегда проводят четкое, детальноеразграничение компетенции федерации как таковой и ее субъектов. Степеньотносительной самостоятельности субъектов федерации в их отношениях с центромможет быть различной в различных государствах, но при этом они равноправны другс другом. Равноправие субъектов федерации – один из основных принципов федерализма.
Понятие «субъектфедерации», впервые введенное в российское конституционное право Конституцией1993 г., имеет для него особое значение. Это связано с исторически сложившейсяасимметричностью Российской Федерации, наличием в ней государственныхобразований, основанных на национально-территориальном принципе (республики, автономии),и иных, основанных на территориальном принципе (края, области, городафедерального значения). Охват всех этих форм понятием «субъект федерации», неизвестным ранее действовавшим конституциям, подчеркнул их общую природу какравноправных членов Российской Федерации. Это не исключает некоторых различий вих правовом статусе, а тем более экономических и иных социальных различий,сложившихся в процессе исторического развития. Это предопределяет основную цельгосударственной региональной политики – выравнивание не только правовогостатуса, но и фактических экономических и иных социальных возможностейсубъектов Российской Федерации. В составе Российской Федерации 83 субъектов(значительно больше, чем в какой-либо иной федерации), в том числе 21республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, однаавтономная область, 4 автономных округов.
КонституцияРФ (ст. 5) говорит о равноправии всех субъектов федерации, в том числе в ихвзаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Тем не менееисторически сложившаяся асимметричность федерации сказывается на правовомстатусе ее субъектов, но при этом не затрагивает основных аспектов реализациипринципа равноправия.
Субъекты федерации имеютсвои законодательные органы и свои органы исполнительной власти. Республикипринимают свои конституции. Остальные субъекты федерации принимают уставы,определяющие их правовое положение. Конституции республик и уставы должнысоответствовать Конституции Российской Федерации. Границы между субъектами федерациине могут быть изменены без их согласия. Конституция РФ наделяет субъектовфедерации широкой компетенцией, в которую входят предметы совместного ведения сфедерацией (ст. 72) и исключительная компетенция субъектов федерации, к которойотнесено все то, что не входит в компетенцию федерации и совместную компетенциюфедерации и ее субъектов. Права выхода из Российской Федерации ее субъекты неимеют, как, впрочем, и члены всех других существующих федеративных государств.Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъектаосуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом[1].
Многое еще не исследованов сфере законодательной власти, особенно на субъектном уровне. Проблематиказаконотворчества органов представительной власти субъектов Российской Федерациипредставляется нам в связи с этим одной из наиболее актуальных на современномэтапе реформирования российской государственности. Не всё ясно во взаимосвязяхпроцессов законотворчества, как по вертикали — между Федеральным Собранием РФ ипредставительными органами субъектов Федерации, так и по горизонтали — междупредставительными органами хотя бы сопредельных субъектов Федерации. В статьеВ.Е. Чиркина утверждается, что у нас «нет исследований по вопросу о «вертикальномразделении власти» между федерацией и ее субъектами (хотя сами эти три слова впоследние десятилетия употребляются часто)»[2].
Слабо налаженинформационный обмен законопроектными наработками, не всегда понятен подход субъектныхзаконодателей к регулируемым ими вопросам. Не осознано еще по многим аспектам значениедля законотворчества конституционного принципа разделения государственнойвласти, роль этого нормоустановления для организации государственной власти науровне субъектов Российской Федерации. «В.Е. Чиркин, несомненно, прав, когдаподчёркивает, что главное в понятии федерации – «сочетание двух государственных(хотя и неодинаковых) властей», что «суть федерации – проблема разделения и взаимосвязигосударственной власти федерации и государственной власти ее субъектов», что«решение проблемы их сочетания и взаимоотношений имеет огромное теоретическое ипрактическое значение». Это в частности, означает, что необходимо внестисерьезные дополнения и изменения в общее определение федерации (федерализма)»пишет в своей статье Э.В. Тадевосян[3].
В курсовой работераскрываются конституционно-правовые основы формирования и деятельности органовгосударственной власти, рассматривается система органов государственной властив субъектах РФ, принцип разделения властей на примере субъекта РФ Приморскогокрая и особенности правового статуса депутата законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
IКонституционно-правовые основыформирования и деятельности основ государственной власти в субъектах РоссийскойФедерации
В настоящее время вприблизительно 25 федеративных государствах мира существуют около 400 субъектовфедераций. Они, как правило, имеют свои конституции (в России их имеют 21республика в составе РФ, среди них Калмыкия, Основной Закон которой называетсяСтепной устав, другие субъекты РФ – края, области, города федеральногозначения, автономная область, автономные округа принимают уставы, являющиеся ихосновными законами). Субъекты РФ имеют избираемые их населением законодательныеорганы, свои органы исполнительной власти, имеют свои суды (конституционные – вреспубликах, уставные – в других субъектах РФ, они созданы лишь в 15 субъектахРФ, а также мировые суды).
В соответствии сразграничением предметов ведения и полномочий (ст. 71-73 Конституции РФ)субъекты Федерации не вправе регулировать вопросы, отнесенные к исключительномуфедеральному ведению (например, вопросы обороны или ядерной энергетики), но онимогут это делать, если отдельное полномочие будет предоставлено (делегировано)субъекту Федерации федеральным законом (нельзя, однако, делегировать в целомпредметы федерального ведения, они закреплены Конституцией за Федерацией).Субъекты РФ вправе регулировать вопросы «совместного ведения» с РФ, например, всфере трудового или административного права (если эти вопросы не урегулированыправовыми актами РФ, ибо федеральное право имеет верховенство). На практике онинередко устанавливают ответственность за некоторые административные правонарушения,например, за нарушение тишины в городах в определенные часы ночного и утреннеговремени (сами виды ответственности могут быть установлены только федеральнымзаконом, и они установлены КоАП РФ). Наконец, у субъектов РФ есть свояисключительная сфера ведения: «остаточные полномочия», остающиеся за вычетомисключительных федеральных полномочий и предметов совместного ведения (ст. 73).Последняя группа полномочий вовсе не так мала: здесь и принятие Основного Закона,и создание собственных органов власти, и принятие собственного бюджета, иустановление некоторых налогов и т.д.
Естественно, что дляосуществления имеющихся полномочий субъектам РФ необходима власть. Ее характеропределен Конституцией РФ. Она названа государственной властью. В ст. 77 говоритсяо «системе государственной власти республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов». О «государственнойвласти субъектов РФ» упоминается в ч. 3 ст. 5, ч. 4 ст. 66, в других статьяхКонституции. Один из шести видов субъектов РФ — республики названыгосударствами, правда, в скобках (ч. 2 ст. 5).
В зарубежных конституцияхприрода государственной власти субъектов федерации не определена, но субъектфедерации часто называется state (англ.) или estado (исп., португ.), в переводена русский язык – государство (возможен и другой, более отдаленный, перевод),но нигде штаты, другие субъекты федераций — провинции, кантоны, РеспубликаСербская в Республике Босния и Герцеговина и т.д. государствами не считаются.Нет в зарубежных конституциях и характеристики власти в субъектах федерации какгосударственной. Правда, в конституциях Мексики 1917 г. (действует) и Швейцарии1999 г. упоминается о суверенитете субъектов федерации, но уточняется, что онисуверенны, поскольку их суверенитет не ограничен союзной конституцией (ст. 3 КонституцииШвейцарии), и суверенны только в своих внутренних делах. Из сказанного видно,что речь вовсе не идет о государственном суверенитете и, следовательно, огосударственной власти. В России в Федеративном договоре 1992 г. (в одной изего трех составных частей, относящейся к республикам в составе РФ) были положенияо суверенитете республик, они были названы суверенными государствами. КонституцияРФ в следующем году исправила это положение, одновременно установив, что не соответствующиеей положения Федеративного договора не действуют, «действуют положенияКонституции РФ» (п. 1 раздела второго Конституции «Заключительные и переходныеположения»). Однако и после принятия Конституции РФ положения о государственномсуверенитете республик в составе РФ продолжали сохраняться в их конституциях.Они были исключены лишь после решений Конституционного Суда РФ 7 и 27 июня 2000г., который, опираясь на положение ст. 4 Конституции РФ, гласящей, что «суверенитетРоссийской Федерации распространяется на всю ее территорию», постановил, чтореспублики в составе РФ государственным суверенитетом не обладают.
Однако в Конституции РФ исейчас сохранились положения, что, во-первых, один из видов субъектов РФ (республики)являются государствами, и, во-вторых, что все виды субъектов РФ обладают государственнойвластью. Последний тезис повторяется во множестве федеральных законов, другихфедеральных актах, в различных правовых актах республик в составе РФ. В связисо сказанным возникает несколько вопросов.
Во-первых, о числегосударств на территории России. Если судить по нормам ст. 5 Конституции РФ, их22: сама Федерация и 21 республика в составе РФ. Из решений КонституционногоСуда РФ, названных выше, вытекает, что одно из государств – суверенное (РФ), ареспублики в составе РФ – несуверенные государства. Государство можетсамоограничить свой суверенитет, передавая некоторые полномочия международномуобъединению (например, Европейскому Союзу), но в этом случае государство саморешает поступить так, используя свое суверенное право, Суверенитет угосударства сохраняется, оно передает полномочия, а не суверенитет. Суверенитет– принципиальный признак государства. Если его нет – нет и государства.
Несуверенное государство– это юридический нонсенс. Некоторые зарубежные авторы одно время выдвигаликонцепцию несуверенного «колониального государства». Речь шла о периоде, когданакануне или во время крушения колониализма метрополии постепенно вводили в такназываемых самоуправляющихся колониях местные парламенты («территориальныесобрания») и местные правительства из числа руководителей возникавших вколониях партий (прежний назначенный метрополией губернатор первоначальнооставался). Однако общепризнано, что такие колонии государствами не были. Онистали ими с получением независимости, что и было официально оформлено. Такимобразом, и теория, и зарубежная практика не подтверждают идеи несуверенногогосударства. Да и в научных работах насколько можно судить, об этом больше неговорится.
Во-вторых, о несколькихгосударствах на одной территории. Опыт свидетельствует, что в одной стране (географическомпонятии) это возможно. Два государства существовали в 1949-1990 гг. натерритории Германии (ФРГ и ГДР, в последние годы обе они были членами ООН), двагосударства были на территории Вьетнама, на Корейском полуострове существуют исейчас. Во всех этих случаях речь идет хотя и об одной стране, но о разныхгосударственных территориях. Это вовсе не два государства на однойгосударственной территории. Таким образом, тезис о субъекте федерации какнесуверенном государстве, существующем на государственной территории другогосуверенного государства (федерации), вряд ли может быть принят.
В-третьих, о власти. Еслисубъект федерации не государство, то возможна ли у него собственнаягосударственная власть (а не только государственная власть федерации,действующая на его территории)? Во многих федерациях некоторые (обычно крупные)субъекты пользуются значительным влиянием, играют видную роль в политическойжизни страны (Калифорния – в США, Бавария – в ФРГ, Татарстан – в России). Ониимеют собственную территорию, которая не может быть изменена без их согласия (вИндии – может). Является ли такая территория государственной территориейсубъекта РФ? Видимо, в отношении тех субъектов, которые не названы вКонституции РФ государствами, ответ сразу будет отрицательным. Но и в отношенииреспублик в составе РФ дело обстоит подобным образом. Территория субъекта – эточасть государственной территории РФ, определяемой государственной границей.Там, где республики в составе РФ граничат с иностранными государствами (а с нимиграничат и некоторые другие виды субъектов РФ), этот отрезок границы – неадминистративная граница того или иного субъекта РФ, а часть государственнойграницы РФ. Государственную власть на территории субъектов РФ осуществляетфедеративное государство, его органы. Эта власть иерархически верховна.
Субъекты Федерации всоответствии с Конституцией РФ (ст. 73) имеют собственные предметы ведения и полномочия.Как и во многих других странах (не во всех) такие полномочия определяются как.В сфере таких полномочий закон субъекта РФ имеет верховенство. Дляосуществления их, естественно, нужна власть. Власть субъекта РФ обладаетсамостоятельностью и приоритетом в сфере остаточных полномочий. Но является лиона суверенной даже в этой сфере? Ответ, видимо, будет отрицательным. Такаявласть имеет приоритет постольку, поскольку она действует в рамках федеральнойКонституции и законов, не нарушает их. В РФ в случаях таких нарушений возможноприменение различных мер федерального принуждения, например: право приниматьсвою конституцию или устав — исключительное право субъекта РФ, такие основныезаконы не подлежат утверждению со стороны РФ (ее каких-либо органов), но еслиосновной закон субъекта противоречит Конституции РФ, он или его положения будутпризнаны недействующими Конституционным Судом РФ. Если закон субъекта РФнарушает федеральные законы, что признано судом, и законодательное собраниесубъекта РФ после предупреждений отказывается его отменить или исправить, тооно может быть распущено законом парламента РФ или Президентом РФ. Свой бюджетсубъект РФ принимает самостоятельно и самостоятельно распоряжается им, но еслион распоряжается плохо (задолженность бюджета составляет более 30%, в некоторыхслучаях — 40%), то после решения арбитражного суда возможно введение временногофедерального финансового управления сроком на год. Тогда органы Федерации будутраспоряжаться бюджетом субъекта РФ. Есть и другие меры федерального принуждения,которые могут быть распространены на остаточные полномочия субъекта РФ. Следовательно,и с этой точки зрения власть субъекта РФ негосударственная, но, посколькусубъекты РФ имеют свои основные законы (в том числе конституции), вправе законодательствоватьпо определенному кругу вопросов, имеют свои органы исполнительной власти,частичную судебную власть и некоторые другие признаки государственности, тосубъект федерации не государство, а государствоподобное образование, а еговласть – государствоподобная несуверенная публичная власть.
Она осуществляется натерритории субъекта РФ в пределах полномочий, установленных федеральнойКонституцией и федеральными законами. Вряд ли можно сказать, что власть субъектаРФ распространяется на граждан, проживающих в субъекте РФ, но находящихся, например,за границей. В РФ существует единое федеральное гражданство, и положениеграждан РФ, находящихся за границей, регулируется федеральным законодательством.Иное привело бы к неодинаковому положению за рубежом граждан разных субъектовРФ[4].
Э.В. Тадевосян в своейстатье пишет, что «субъекты федерации могут быть разнотипными не только вразных федерациях, но и в одной и той же федерации (например в современнойРоссии). Наиболее наглядно это проявляется в том, что одни субъекты федерациивыступают как государство (республики), а другие – как государственные образования.У них больше общего, чем особенного, в их статусе, поскольку и те, и другиеявляются равноправными в главном и основном субъектами федерации. Онипредставляют собой не административно-территориальные единицы, агосударственно-территориальные единицы, обладают государственной по своемухарактеру властью и т.д. Но в рамках этого общего субъекты федерации могутболее или менее существенно отличаться друг от друга и иметь не во всемодинаковый статус. Как показывает мировой опыт федерализма, одни субъектыфедерации обладают ограниченным суверенитетом, а другие – не обладают; одни изних имеют свои конституции, свое гражданство, свои высшие органыгосударственной власти и управления, свои гербы, флаг, гимн и другиегосударственные атрибуты, а другие – нет. Совершенно ясно, что обладаниестатусом субъекта федерации само по себе не превращает любуюполитико-территориальную единицу в государство»[5].
2. Системаорганов государственной власти в субъектах Российской Федерации
Система законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии сосновами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации».
Образование, формированиеи деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации регулируется КонституциейРФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края,области, города федерального значения, автономной области, автономного округа,законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Федеральногозакона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»говориться, что согласно Конституции РФ деятельность органов государственнойвласти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии соследующими принципами:
а) государственная итерриториальная целостность Российской Федерации;
б) распространениесуверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенствоКонституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территорииРоссийской Федерации;
г) единство системыгосударственной власти;
д) разделениегосударственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целяхобеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всехполномочий или большей их части в ведении одного органа государственной властилибо должностного лица;
е) разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) самостоятельное осуществлениеорганами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих имполномочий;
з) самостоятельноеосуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Органы государственнойвласти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан научастие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантийсвоевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъектаРоссийской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодическогопроведения этих выборов.
Органы государственнойвласти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправленияна его территории.
Полномочия органов государственнойвласти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ,федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могутбыть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и(или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов,конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путемвнесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти акты.
Разграничение предметовведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляетсяКонституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничениипредметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ ифедеральными законами.
В соответствии сКонституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимномусогласию передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если этоне противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Систему органовгосударственной власти субъекта Российской Федерации составляют:законодательный (представительный) орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации; высший исполнительный орган государственной властисубъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъектаРоссийской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом)субъекта РФ.
Конституцией (уставом)субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностноголица субъекта РФ.
Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушениеКонституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, атакже обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционнымзаконам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законовреспублик и уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей,городов федерального значения, автономной области, автономных округов иосуществляемой ими деятельности.
В соответствии сФедеральным законом от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений вФедеральный закон «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» (ст. 1) в случае принятия органами государственной властисубъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащихКонституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам иповлекших за собой массовые и грубые нарушения свобод человека и гражданина,угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации,национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единствуправового и экономического пространства Российской Федерации, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность всоответствии с Конституцией РФ и федеральными законами[6].
И.А.Стародубцева в своей статье пишет: «Однако вФедеральном законе «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» содержатся нормы, которые не являются принципами (то естьосновными началами организации органов государственной власти субъекта РоссийскойФедерации) и не касаются взаимоотношений с федеральными органами государственнойвласти. Поэтому трудно объяснить их закрепление в федеральном законе, посколькув этой сфере в соответствии со статьей 73 Конституции России субъектыРоссийской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Например,главы II и III регулируют порядок формирования законодательного(представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектаРоссийской Федерации, их полномочия, порядок досрочного прекращения полномочий.Федеральный закон устанавливает даже форму актов (закон и постановление),которыми парламент субъекта Федерации должен регулировать указанные в Законевопросы, порядок принятия этих актов. Это не общие принципы, а детальноерегулирование порядка формирования и деятельности органов государственнойвласти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом «н» статьи 72,статьей 73 и частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации оно относитсяк исключительному ведению субъекта Российской Федерации, в которое в данномслучае вторгается Российская Федерация.
В России сложиласьневиданная для зарубежных федеративных государств практика, когда Федерацияустанавливает не только порядок формирования и деятельности органов властисубъектов Федерации, но Президент Российской Федерации фактически «назначает»высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (под угрозой роспускапарламента субъекта Федерации). В зарубежных федерациях субъекты самостоятельноформируют свои органы государственной власти. Органы управления субъектовфедерации образуются в соответствии со стандартами, присущими президентским ипарламентарным формам правления. В тех федерациях, которые являются президентскимиреспубликами (Аргентина, Бразилия, Мексика, Соединенные Штаты Америки), органисполнительной власти субъекта (губернатор) избирается населением. В федерацияхс парламентарной формой правления (Австралия, Австрия, Индия, Канада,Федеративная Республика Германия) правительство штата, земли, провинцииформируется законодательным органом субъекта федерации и перед нимответственно. В индийских штатах существует должность губернатора (заисключением штата Джамму и Кашмир, где он именуется президентом), назначаемогоПрезидентом Индии и являющегося гарантом интересов союза в штате. Но он невходит в правительство штата и осуществляет свои полномочия по советуправительства штата.
Если обратиться кмировому опыту, то только в одном из ныне существующих федеративных государств– в Нигерии – население лишено права влиять на формирование органовгосударственной власти субъектов федерации. Причем именно Нигерия являетсянаиболее нестабильным из существующих федеративных государств – далеко нелучший пример для подражания! Избрание руководства субъектов федерациинаселением является необходимым элементом политической стабильностигосударства, поскольку позволяет правильно распределить социальную ответственность.
Многие ученые высказываютотрицательное мнение по поводу нового порядка наделения полномочиями высшегодолжностного лица субъекта Российской Федерации и критически оцениваютПостановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г.№ 13-Пи, в котором данный порядок признан соответствующим КонституцииРоссийской Федерации. Можно отметить, что фактически ликвидация губернаторскихвыборов, финансовая зависимость большинства субъектов РФ от Центра,перераспределение доходов субъектов РФ по решению Москвы, усилениецентрализации и ослабление децентрализации правового регулирования постепенноделают наше государство в большей степени унитарным, чем федеративным.
Развитие федеративныхотношений в России в последнее время характеризуется активной реализацией РоссийскойФедерацией своих полномочий в сфере совместного ведения, даже вторжением в предметыведения субъектов Федерации. При этом не принимается никаких мер, гарантирующихвозможность субъектов Российской Федерации осуществлять всю полноту государственнойвласти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения в соответствии со статьей 73Конституции России. Именно это необходимо сделать без изменения КонституцииРоссийской Федерации, чтобы Россия не превратилась окончательно в унитарноегосударство.
В качестве одного извариантов реформирования механизма реализации конституционного разграниченияпредметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами может бытьследующий.
Во-первых, закрепитьперечень исключительных полномочий субъектов Российской Федерации в качествеуточнения статьи 73 Конституции России. Сделать это можно в договоре междуРоссийской Федерацией и ее субъектами. Это будет соответствовать КонституцииРоссийской Федерации, так как часть 3 статьи 1 предусматривает Федеративный ииные договоры в качестве формы разграничения предметов ведения и полномочиймежду Российской Федерацией и ее субъектами. Перечень должен быть открытый,чтобы сохранился остаточный принцип определения предметов ведения субъектовРоссийской Федерации, то есть в нем закрепить основные исключительные полномочиясубъектов, не отрицая других. Использование данной формы разграничения предметовведения не позволит Федерации произвольно вмешиваться хотя бы в регулированиезакрепленного перечня предметов исключительного ведения субъектов РоссийскойФедерации (под видом реализации своих полномочий по предметам совместноговедения).
Во-вторых, необходимосоздать механизм защиты прав субъектов Российской Федерации в сфере федеративныхотношений. Эту роль должен выполнять Конституционный Суд Российской Федерации,но многие его решения критически оцениваются в юридической науке. Ученые ужевысказывали мнение о необходимости введения процедуры пересмотра решенийКонституционного Суда Российской Федерации. В качестве органов, имеющих правопересмотреть решение Конституционного Суда Российской Федерации, предлагались ГосударственнаяДума Федерального Собрания Российской Федерации, Президиум КонституционногоСуда, Конституционное присутствие при Президенте Российской Федерации либоорган, в который входили бы Председатели Конституционного Суда РоссийскойФедерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации, представители Президента Российской Федерации, палат ФедеральногоСобрания, Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде. Дляобеспечения интересов субъектов Российской Федерации в состав органа,пересматривающего решения Конституционного Суда Российской Федерации, должны входитьпредставители субъектов Российской Федерации. Это могут быть председателиконституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, представителиот групп субъектов Федерации, объединенных в федеральные округа.
Реализация указанныхпредложений позволит обеспечить: верховенство Конституции Российской Федерации,реализацию конституционного разграничения предметов ведения между РоссийскойФедерацией и ее субъектами, права субъектов Российской Федерации по осуществлениювсей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации иполномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения в соответствиисо статьей 73 Конституции России[7].
3. Принципразделения властей на уровне субъектов Российской Федерации (на примереПриморского края)
Одним из основополагающих принципов демократическойорганизации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права иобеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.
Разделение властей — один из основных принциповдействующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная властьв Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходитьза пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.
Таким образом, согласно Конституции, разделениевластей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти,но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни однаиз трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действоватьв условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.
Для того чтобы обеспечить реализацию принципаразделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и вовсей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматриваетсоединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметовведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими еереспубликами, краями, областями, городами федерального значения, автономнойобластью, автономными округами[8].
Согласно ч.2 статьи 5Конституции РФ – республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.Край, область, город федерального значения, автономная область, автономныйокруг имеет свой устав и законодательство. Государственную власть в субъектахРоссийской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти(ч.2 ст.11 Конституции).
В уставе Приморского краянаписано, что «Приморский край является субъектом Российской Федерации. СтатусПриморского края определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Приморскогокрая.
В Приморском краечеловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государственная властьв Приморском крае осуществляется для общего блага, защиты и безопасности людей.На территории Приморского края признаются и гарантируются неотъемлемые правапроживающих в нем народов, малочисленных этнических общностей на сохранениесамобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.
Единственным источникомвласти в Приморском крае являются представляющие многонациональный российскийнарод граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено натерритории Приморского края. Никто не может присваивать власть в Приморскомкрае.
Территория Приморскогокрая едина и является составной частью территории Российской Федерации. Вграницы Приморского края включаются административно-территориальные единицы,образующие территорию края. Изменение территории Приморского края не может бытьпроизведено без согласия края.
Законодательство Приморскогокрая состоит из Устава Приморского края, законов Приморского края, иныхнормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Приморскогокрая, Губернатором Приморского края, Администрацией Приморского края и инымигосударственными органами Приморского края.
Устав Приморского края обладает высшей юридическойсилой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Приморскогокрая, принятым по предметам ведения Приморского края как субъекта РоссийскойФедерации, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на всейтерритории края.
В соответствии с Конституцией Российской Федерациигосударственная власть в Приморском крае осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительнойи судебной власти самостоятельны.
Система органов государственной власти Приморскогокрая устанавливается им самостоятельно в соответствии с основамиконституционного строя Российской Федерации, общими принципами организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Систему органов государственной власти Приморскогокрая составляют:
1) Законодательное Собрание Приморского края — постояннодействующий высший и единственный законодательный орган государственной властиПриморского края;
2) Администрация Приморского края — высшийисполнительный орган государственной власти Приморского края;
3) иные органы исполнительной власти Приморскогокрая, формируемые Администрацией Приморского края.
Высшим должностным лицом Приморского края являетсяГубернатор Приморского края.
Порядок формирования, полномочия и организациядеятельности органов законодательной и исполнительной власти Приморского краяопределяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, Уставом и законами Приморского края и иными нормативными правовымиактами Приморского края.
Судебную власть в Приморском крае осуществляюторганы правосудия, определенные федеральным законом. К судам Приморского краяотносятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции Приморского края. Полномочия,порядок создания должностей мировых судей устанавливаются КонституциейРоссийской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебнойсистеме Российской Федерации», иными федеральными конституционнымизаконами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»,а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаетсятакже законом Приморского края.
Приморский край вправе самостоятельно заключать сдругими субъектами Российской Федерации экономические и иные соглашения всоответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,Уставом и законами Приморского края.
Административно-территориальными единицами вПриморском крае являются города краевого подчинения, административные районы,внутригородские районы, городские и сельские населенные пункты. Решения по вопросамадминистративно-территориального устройства принимаются ЗаконодательнымСобранием Приморского края по представлению Губернатора Приморского края сучетом решений органов местного самоуправления, отражающих мнение населения,проживающего на территории административно-территориальных единиц, чьи интересызатрагиваются при этом.
Приморский край имеет свои флаг и герб. СимволыПриморского края, их описание и порядок официального использованияустанавливаются законами Приморского края. День официального опубликованияУстава Приморского края – 25 октября – считается Днем Приморского края.
Приморский край имеет свой исторически сложившийсяадминистративный центр – город Владивосток. Статус города Владивостока какадминистративного центра Приморского края устанавливается законом Приморскогокрая.
Законодательное Собрание Приморского края являетсяпостоянно действующим высшим и единственным органом законодательной властиПриморского края. Законодательное Собрание Приморского края состоит из 40депутатов, избираемых сроком на пять лет. 20 депутатов Законодательного СобранияПриморского края избираются на основе пропорциональной избирательной системы поединому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Приморскогокрая. 20 депутатов Законодательного Собрания Приморского края избираются наоснове мажоритарной избирательной системы относительного большинства поодномандатным избирательным округам, образуемым на территории Приморского края.С момента начала работы Законодательного Собрания Приморского края новогосозыва полномочия Законодательного Собрания Приморского края прежнего созывапрекращаются. Законодательное Собрание Приморского края обладает правамиюридического лица, имеет гербовую печать. Смета расходов на содержаниеЗаконодательного Собрания Приморского края утверждается ЗаконодательнымСобранием Приморского края. Расходы на обеспечение деятельностиЗаконодательного Собрания Приморского края предусматриваются в краевом бюджетеотдельной строкой.
Законодательное Собрание Приморского края: принимаетУстав Приморского края и поправки к нему; осуществляет законодательноерегулирование по предметам ведения Приморского края и предметам совместноговедения Российской Федерации и Приморского края в пределах полномочий Приморскогокрая; осуществляет толкование Устава и законов Приморского края; осуществляетконтроль за соблюдением и исполнением законов Приморского края, исполнениемкраевого бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственныхвнебюджетных фондов Приморского края, соблюдением установленного порядкараспоряжения собственностью Приморского края; осуществляет иные полномочия,установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставоми законами Приморского края.
Законом Приморского края: утверждаются краевойбюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Приморского края;в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливаетсяпорядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Приморскогокрая; утверждаются программы социально-экономического развития Приморского края,представленные Губернатором Приморского края; устанавливаются налоги и сборы,установление которых отнесено федеральным законом к ведению Приморского края, атакже порядок их взимания; утверждаются бюджеты территориальных государственныхвнебюджетных фондов Приморского края и отчеты об их исполнении и др.
ПостановлениемЗаконодательного Собрания Приморского края: 1) принимается РегламентЗаконодательного Собрания Приморского края и решаются вопросы внутреннегораспорядка его деятельности; 2) оформляется решение о наделении гражданинаРоссийской Федерации по представлению Президента Российской Федерацииполномочиями Губернатора Приморского края; 3) назначаются на должность иосвобождаются от должности отдельные должностные лица, оформляется согласие наих назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотренКонституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом; 4)назначаются выборы депутатов Законодательного Собрания Приморского края, заисключение случаев, установленных пунктом 10 статьи 36 настоящего Устава; 5)назначается референдум Приморского края в случаях, предусмотренных закономПриморского края и др.
Законодательное СобраниеПриморского края избирает из своего состава председателя и его заместителя(заместителей), образует комитеты и комиссии. Председатель и его заместитель(заместители) ведут заседания и ведают внутренним распорядком ЗаконодательногоСобрания Приморского края.
Председатель являетсяпредставителем Законодательного Собрания Приморского края и главнымадминистратором, осуществляющим наем и руководство служащими ЗаконодательногоСобрания Приморского края, а также распорядителем средств краевого бюджета наобеспечение деятельности Законодательного Собрания Приморского края и (или)депутатов. Деятельность Законодательного Собрания Приморского края обеспечиваетаппарат Законодательного Собрания Приморского края.
В целях осуществленияконтроля за исполнением краевого бюджета и бюджетов территориальныхгосударственных внебюджетных фондов Законодательным Собранием Приморского краясоздается контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Приморского края.
Губернатор Приморскогокрая, осуществляя полномочия высшего должностного лица Приморского края: 1)представляет Приморский край в отношениях с федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления и при осуществлениивнешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашенияот имени Приморского края; 2) обеспечивает координацию деятельности органовисполнительной власти Приморского края с иными органами государственной властиПриморского края и в соответствии с законодательством Российской Федерацииможет организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Приморскогокрая с федеральными органами исполнительной власти и их территориальнымиорганами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; 3)определяет основные направления социально-экономической политики в Приморскомкрае; 4) участвует в законодательной деятельности, осуществляемой в Приморскомкрае; 5) формирует Администрацию Приморского края и принимает решение об ееотставке; 6) определяет структуру исполнительных органов государственной властиПриморского края в соответствии с настоящим Уставом и др.
Губернатор Приморскогокрая: 1) участвует в работе Законодательного Собрания Приморского края с правомсовещательного голоса; 2) обладает правом законодательной инициативы вЗаконодательном Собрании Приморского края; 3) подписывает или отклоняет законыПриморского края; 4) представляет заключения на законопроекты о введении или оботмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательствПриморского края, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемыеза счет средств краевого бюджета. Участие в работе Законодательного СобранияПриморского края с правом совещательного голоса может осуществляться ГубернаторомПриморского края лично либо через полномочного представителя ГубернатораПриморского края в Законодательном Собрании Приморского края.
Губернатор Приморскогокрая организует и возглавляет исполнительную власть Приморского края.
Систему органовисполнительной власти в Приморском крае составляют:
1) АдминистрацияПриморского края;
2) иные органыисполнительной власти Приморского края, формируемые Администрацией Приморскогокрая.
Администрация Приморскогокрая является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органомгосударственной власти Приморского края и формируется Губернатором Приморскогокрая посредством принятия соответствующего правового акта. АдминистрацияПриморского края обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Администрация Приморскогокрая состоит из:
1) ГубернатораПриморского края — главы Администрации Приморского края;
2) первыхвице-губернаторов Приморского края;
3) вице-губернаторовПриморского края.
Распределениеобязанностей между должностными лицами Администрации Приморского краяосуществляется правовым актом Губернатора Приморского края. В целях обеспечениясвоей деятельности Администрация Приморского края создает аппарат АдминистрацииПриморского края.
Администрация Приморскогокрая обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законови иных нормативных правовых актов Приморского края на территории Приморскогокрая.
Администрация Приморскогокрая разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексногосоциально-экономического развития Приморского края, участвует в проведенииединой государственной политики в области финансов, науки, образования,здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.
Администрация Приморскогокрая: 1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации,обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственностии общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе спреступностью; 2) разрабатывает для представления Губернатором Приморского краяв Законодательное Собрание Приморского края проект краевого бюджета, а такжепроекты программ социально-экономического развития Приморского края; 3)обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет о его исполнении иотчеты о выполнении программ социально-экономического развития Приморского краядля представления их Губернатором Приморского края в Законодательное СобраниеПриморского края и др.».
Разделение властей — не застывшее состояниеобособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающийединства на основе сложного процесса согласования и специальных правовыхпроцедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний[9].
В статье В.А. Черепанова говориться «принципыразделения государственной власти Федерации и ее субъектов нуждаются вадекватной правовой форме для своего закрепления. Представляется, что такиепринципы не могут устанавливаться одной стороной федеративных отношений –федеральным центром. Правила совместной игры должны определяться всемиучастниками. В федеративном государстве стороны должны договориться, прийти кобщему согласию по основам разделения государственной власти»[10].
4. Особенностиправового статуса депутата законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации
В Федеральном законе «Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации» говориться, что«депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими натерритории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии сфедеральным законом активным избирательным правом.
Депутатом может бытьизбран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральнымзаконом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерациипассивным избирательным правом.
Выборы проводятся наоснове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статус депутата, срок егополномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящимФедеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) изаконами субъекта Российской Федерации.
Условия осуществлениядепутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, илина профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основнойдеятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъектаРоссийской Федерации.
В течение срока своихполномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации, судьей, замещать иные государственные должностиРоссийской Федерации, иные государственные должности субъекта РоссийскойФедерации, должности федеральной государственной службы, должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а такжемуниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное непредусмотрено федеральным законом.
Депутат, избранный всоставе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов взаконодательном (представительном) органе государственной власти субъектаРоссийской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанныйдепутат может быть членом только той политической партии, в составе спискакандидатов которой он был избран.
Депутат, избранный поодномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию,или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии ивходящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, вофракцию которой он входит.
Депутат, избранный всоставе списка кандидатов политической партии, вступивший в политическуюпартию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органегосударственной власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию ине вправе выйти из нее.
Несоблюдение требований влечетза собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
В случае еслидеятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе,указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кромепреподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное непредусмотрено законодательством Российской Федерации. При этомпреподавательская, научная и иная творческая деятельность не можетфинансироваться исключительно за счет средств иностранных государств,международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц безгражданства, если иное не предусмотрено международным договором РоссийскойФедерации или законодательством Российской Федерации.
Депутат не вправеиспользовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлениемдепутатских полномочий.
Утрата депутатомгражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранногогосударства либо получение им вида на жительство или иного документа,подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерациина территории иностранного государства, является основанием для досрочногопрекращения депутатских полномочий.
Депутат не вправе входитьв состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иныхорганов иностранных некоммерческих неправительственных организаций идействующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений,если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации.
В случае еслидеятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе,указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя(кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делулибо делу об административном правонарушении.
В случае досрочногопрекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантногодепутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральнымзаконом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» и законом субъекта РоссийскойФедерации.
Гарантии депутатскойдеятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъектаРоссийской Федерации.
В случае привлечениядепутата к уголовной или административной ответственности, его задержания,ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных илиадминистративно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскныхмероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортныхсредств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов,а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом ислужебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным илиадминистративным делам, установленный федеральными законами.
Депутат не может бытьпривлечен к уголовной или административной ответственности за высказанноемнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующиестатусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данноеположение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущеныпубличные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которыепредусмотрена федеральным законом.
Депутат вправе отказатьсяот дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу обобстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своихполномочий».
Заключение
Субъекты обладают всейполнотой государственной власти (ст. 73). Конституционно-правовой статус РФхарактеризуется и наличием единой правовой системы, включающей в себяфедеральные нормативные правовые акты, субъектов Федерации, местных органоввласти и органов местного самоуправления. Единство федеральной системы праваобеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей еетерритории.
Правовой статус субъектовРФ гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3 – 8 которой возможны только содобрения органов законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.Субъекты Федерации сами принимают конституции и уставы, законы, устанавливаютсвое наименование. Несмотря на закрепленный в Конституции принцип равноправиявсех субъектов, их правовой статус не во всем одинаков.
В Конституции РФотсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для вмешательства в правасубъектов. Но есть положение, открывающее возможность такого вмешательства.
Конкретнымиинструментами, способствующими разрешению конфликтов, являются согласительныепроцедуры, право Президента приостанавливать действие актов исполнительнойвласти, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам, а также правовводить чрезвычайное или военное положение на всей или части территории РФ.Возможно применение и вооруженных сил, если в каком-либо регионе возникаетугроза отделения, создаются незаконные вооруженные формирования (Чеченскаяреспублика).
Принятиев РФнового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ врезультате присоединения к РФ иностранного государства или его части.Образованиев составе РФ нового субъекта –процедура, предусматривающаяизменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранногогосударства или его части.
Принятие и образование вРФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65),международными (межгосударственными) договорами РФ, узаконены ФедеральнымКонституционным Законом, а также федеральными конституционными о принятии в РФнового субъекта. Принятие и образование осуществляется на добровольной основе.При этом должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федерализма, праваи свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся историческихозяйственные и культурные связи субъектов в РФ, их социально-экономическиевозможности. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государствоили его часть по взаимному соглашению РФ и данного иностранного государства, всоответствии с международным (межгосударственным) договором. В случае принятияРФ в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъектупредоставляется статус республики, если международным договором непредусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. Образованиев составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединениядвух и более граничащих между собой субъектов РФ. Образование нового субъектаможет повлечь за собой прекращение объединения субъектов РФ, территории которыхподлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образованиенового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст КонституцииРФ и устанавливается при переиздании текста Конституции РФ.
РФ по своей правовойприроде состоит из государственно-территориальных образований, за которыми смомента всенародного принятия Конституции утвердилось название «СубъектыРоссийской Федерации» (ст.5); впервые закрепилась система всех видовсубъектного состава РФ (ст.5).
Конституция РФ в качествеодной из важнейших основ конституционного строя закрепила принцип федерализма,хотя не дала (и не могла дать) исчерпывающих ответов на все вопросы, касающиесяпроводимых в России преобразований, связанных с формами взаимодействия испособами разрешения возможных разногласий между субъектами государства ифедеральным центром.
В то же время, считаем,Конституция РФ позволяет предложить и отработать четкие правовые механизмывзаимодействия органов всех ветвей власти Федерации и ее субъектов, а также вравной мере укрепить власть федеральную и власти региональные, оптимизироватьструктуры государственных образований, постепенно изменить избыточную сложностьроссийского федерализма с учетом современных социально-экономических иполитических реалий, одновременно не забывая укреплять территориальнуюцелостность России[11].
Списокиспользуемых источников
1. КонституцияРоссийской Федерации. – М.: Известия — 1993.
2. КонституцияРоссийской Федерации — 2009 г.
3. Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти в субъектах Российской Федерации: №184-ФЗ от 06.10.1999г. в ред. от 04.07.2003 г. // Собрание законодательства РФ – 1999. – № 42. –Ст. 5005.
4. Устав Приморскогокрая: №14-КЗ от 06.10.1995 г. //
5. Добрынин Н.М.Конституционализм в новейшей истории России: потенциал и возможности//Государство и право. – 2009. – №2. – с.8.
6. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник// Изд.4, перераб. и доп. –М. – 2006. – с.608.
7. Стародубцева И.А.Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №12. – с.26.
8. Тадевосян Э. В. Квопросу о характере государственной власти субъекта Федерации // Государство иправо. – 2002. – № 3. – с.17-18.
9. Туманов В.А.,Чиркин В.Е., Юдин Ю.А. Конституция Российской Федерации. Энциклопедическийсловарь// изд. Большая Российская энциклопедия, Юристъ. – 2007. – с.320.
10. Червонюк В.И.Конституционное право России: учебник//Москва. – 2004. – с.318.
11. Черепанов В. А. Опринципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и еёсубъектами // Журнал российского права. – 2003. – №9. – с.32.
12. Чиркин В. Е. Государственнаявласть субъекта РФ // Государство и право. –2000. – №10. – с.6.
13. Чиркин В.Е.Российская конституция и публичная власть народа//Государство и право. – 2008.– №12. – с.29.