Реферат по предмету "Государство и право"


Правоприменительная административная деятельность милиции

Введение
Вдеятельности органов государственного управления, в том числе и органоввнутренних дел, важное место занимает борьба с административнымиправонарушениями. Государство устанавливает за их совершение различные мерыадминистративного принуждения, применение которых возможно лишь в установленномзаконом порядке.
Правоприменение– основная правовая форма административной деятельности милиции.Правоприменительная административная деятельность милиции заключается вдействиях субъектов по подведению конкретного, имеющего юридическое значениефакта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта,т.е. разрешения на основе нормы административного права конкретных вопросов ижизненных ситуаций.
Правоприменительнаядеятельность включает: установление субъектом применения нормы фактическихобстоятельств дела; выбор, отыскание соответствующей нормы права, которуюнадлежит применить к данной ситуации; уяснение смысла и содержания нормы, т.е.её толкование; принятие по делу решения, индивидуального акта; исполнение актаприменения нормы права. Издание правоприменительного акта является обязательнымпризнаком данной деятельности. А это значит, что должностное лицо органавнутренних дел по результатам рассмотрения дела обязан вынести решение,которое, однако, не всегда связано с применением мер государственногопринуждения.

1. Системастадий и этапов производства по делам об административныхправонарушениях
Задачамипроизводства по делам об административных правонарушениях являютсявсестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельствкаждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнениивынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавшихсовершению административных правонарушений.
Порядокпроизводства по делам об административных правонарушениях определяетсязаконодательством Российской Федерации, постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации, а также кодексом Российской Федерации об административныхправонарушениях. При этом надо учитывать, что административно-процессуальноезаконодательство находится в совместном ведении Российской Федерации исубъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Следуетучитывать, что производствопо делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатоепроизводство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующихобстоятельств:
1)  отсутствие события административногоправонарушения;
2)  отсутствие состава административногоправонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершенияпротивоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящимКодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемостьфизического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3)  действия лица в состоянии крайнейнеобходимости;
4)  издание акта амнистии, если такой актустраняет применение административного наказания;
5)  отмена закона, установившегоадминистративную ответственность;
6)  истечение сроков давности привлеченияк административной ответственности;
7)  наличие по одному и тому же фактусовершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении котороговедется производство по делу об административном правонарушении, постановленияо назначении административного наказания, либо постановления о прекращениипроизводства по делу об административном правонарушении, либо постановления овозбуждении уголовного дела;
8)  смерть физического лица, в отношениикоторого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Являясь видомадминистративно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера,производство по делам об административных правонарушениях может бытьрассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимаетсясовокупность конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет своепроцессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальныхнормах, и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальныхдействий в интересах достижения стоящих перед производством задач. СодержаниеКоАП РФ позволяет выделить следующие основные стадии производства: возбуждениедела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнениепринятого решения, обжалование и опротестование решения.
2. Основанияи поводы возбуждения дела об административном правонарушении. Компетенциядолжностных лиц на этой стадии
Вопросам,касающимся стадий производства по делам об административных правонарушениях, вКоАП РФ посвящена отдельная (28) глава, где сформулированы поводы к возбуждениюдела, определены реквизиты протокола об административном правонарушении, срокисоставления и направления протокола по подведомственности или подсудности дела.
Возбуждениедела об административном правонарушении является первоначальной стадиейпроизводства по делу, имеющей решающее значение в определении событияадминистративного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этомусобытию, определения подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.
Рассматриваемаястадия создает условия для объективного и быстрого рассмотрения дела,применения к нарушителю предусмотренных законом мер воздействия.
Поводами квозбуждению дела об административном правонарушении являются:
1)  непосредственное обнаружениедолжностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административныхправонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие событияадминистративного правонарушения;
2)  поступившие из правоохранительныхорганов, а также из других государственных органов, органов местногосамоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные,указывающие на наличие события административного правонарушения;
3)  сообщения и заявления физических июридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащиеданные, указывающие на наличие события административного правонарушения (заисключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 Кодекса).
Поводами квозбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями14.12, 14.13, 14.21–14.23 Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2настоящей части, а также сообщения и заявления собственника имуществаунитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражногоуправляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета)кредиторов.
Дело обадминистративном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом,уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, толькопри наличии хотя бы одного из поводов, обозначенных выше, и достаточных данных,указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело обадминистративном правонарушении считается возбужденным с момента:
1)  составления первого протокола оприменении мер обеспечения производства по делу об административномправонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса;
2)  составления протокола обадминистративном правонарушении или вынесения прокурором постановления овозбуждении дела об административном правонарушении;
3)  вынесения определения о возбуждениидела об административном правонарушении при необходимости проведенияадминистративного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса;
4)  оформления предупреждения или смомента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершенияадминистративного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1статьи 28.6 Кодекса протокол об административном правонарушении несоставляется.
О совершенииадминистративного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев,предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса.
В протоколеоб административном правонарушении указываются дата и место его составления,должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, вотношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии,имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеютсясвидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административногоправонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации,предусматривающая административную ответственность за данное административноеправонарушение, объяснение физического лица или законного представителяюридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения,необходимые для разрешения дела.
Всоответствии с ч. 2 п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутреннихдел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях,предусмотренных статьями 5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21, 5.35 — 5.43, 6.3, 6.6,6.7, 6.9 — 6.14, 7.1, частями 2 и 3 статьи 7.2, статьями 7.3 — 7.9, 7.11 — 7.15, 7.17 — 7.20, 7.27, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, частями 1 и 3 — 5 статьи 8.13,частью 2 статьи 8.17, статьями 8.21, 8.28 — 8.32, частями 1 и 2 статьи 8.37,статьей 9.4, частью 1 статьи 9.5, статьями 9.7, 9.10, 10.2, 10.3, частью 2статьи 11.1, частями 1, 3 и 4 статьи 11.3, частью 2 статьи 11.6, статьей 11.16,частями 4 и 5 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.25 — 11.29, частью 3статьи 12.2, статьями 13.1 — 13.4, 13.10, частями 1 и 2 статьи 13.12, статьями13.13 — 13.15, 13.21, 14.1 — 14.5, 14.7, 14.10 — 14.18, 15.1, 15.2, 15.12 — 15.24, 17.1 — 17.3, 17.7, 17.9 — 17.13, 18.2 — 18.4, 18.10 — 18.14, 19.1, 19.3- 19.7, 19.11 — 19.14, 19.19 — 19.21, 19.23, 20.2 — 20.6, 20.9, 20.15, 20.18,20.19, 20.22, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частныхдетективов (охранников), статьей 20.25 Кодекса.
В развитиеположений Кодекса РФ об административных правонарушениях МВД России 2 июня 2005года был принят приказ № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России посоставлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административномузадержанию», который определяет перечень лиц, имеющих право составлятьпротоколы об административных правонарушениях. Такими правами наделены:
1) Сотрудники:
- дежурных частей,(дежурных смен дежурных частей) главных управлений МВД России по федеральнымокругам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов,отделений) внутренних дел городов, районов, районов в городе, в иныхмуниципальных образованиях, управлений (отделов, отделений) внутренних дел нажелезнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также сотрудникиподразделений дознания указанных министерств, главных управлений, управлений(отделов, отделений);
- дежурных частей,подразделений дознания (дежурных смен дежурных частей) и сотрудники, замещающиедолжности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел вуправлениях (отделах, отделениях) внутренних дел закрытых административно-территориальныхобразований, на особо важных и режимных объектах, при выполнении возложенных наних в установленном порядке служебных обязанностей;
- милиции,замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органоввнутренних дел, непосредственно обнаруживших административное правонарушение;
2) Участковыеуполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленномпорядке служебных обязанностей;
3) Сотрудникиорганов внутренних дел, замещающие должности среднего и старшего начальствующегосостава органов внутренних дел в подразделениях органов внутренних дел нажелезнодорожном, водном и воздушном транспорте, по административнымправонарушениям, совершенным на объектах железнодорожного, водного и воздушноготранспорта;
4) Сотрудники патрульно-постовойслужбы милиции общественной безопасности, а также лица рядового иначальствующего состава органов внутренних дел при несении службы в составепатрульно-постовых нарядов;
5) СотрудникиГосударственной инспекции безопасности дорожного движения;
6) Государственныеинспекторы безопасности дорожного движения;
7) Государственныеинспекторы дорожного надзора;
8) Сотрудникивневедомственной охраны;
9) Сотрудникиподразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частнойдетективной и охранной деятельностью;
10)  Сотрудники подразделений милицииобщественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительскогорынка и исполнению административного законодательства;
11)  Сотрудники подразделений органоввнутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и подразделений поборьбе с организованной преступностью;
12)  Сотрудники специальных приемников длясодержания лиц, арестованных в административном порядке;
13)  Сотрудники подразделений по деламнесовершеннолетних;
14)  Сотрудники паспортно-визовыхподразделений органов внутренних дел;
15)  Федеральные государственные служащиеФМС МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектовРоссийской Федерации;
16)  Сотрудники органов внутренних дел,замещающие должности среднего, старшего и высшего начальствующего составаорганов внутренних дел в ФМС МВД России и в подразделениях по делам миграцииМВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;
17)  Сотрудники органов внутренних дел,осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях;
18)  Сотрудники милиции, исполняющиеобязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественнойбезопасности;
19)  Офицеры органов управления,соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшегопрофессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России,дежурные по органам управления, соединениям, воинским частям, военнымобразовательным учреждениям высшего профессионального образования, учреждениями войсковым нарядам внутренних войск, коменданты, заместители комендантов,дежурные помощники комендантов внутренних войск, а при отсутствии вышеуказанныхдолжностных лиц в местах несения боевой службы – начальники караулов ивойсковых нарядов внутренних войск.
Надоотметить, что в законодательстве об административной ответственностипредусмотрена возможность проведения на стадии возбуждения дела обадминистративном правонарушении административного расследования как особойформы возбуждения дела. Речь идет о наиболее сложных и объемных делах: онарушениях антимонопольного, валютного законодательства, законодательства орекламе, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей средыи некоторых других отраслей законодательства, если возникает необходимость впроведении экспертизы и других процессуальных действий. Это позволяет болеетщательно в установленный срок обеспечить объективное исследованиеобстоятельств дела и зафиксировать их в составляемом по итогам расследованияпротоколе об административном правонарушении.
Представляетсянеобходимым рассмотреть отдельные меры обеспечения, которые применяютсяорганами внутренних дел на стадии возбуждения дела об административномправонарушении.
В целяхпресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составленияпротокола об административном правонарушении при невозможности его составленияна месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременногои правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностноелицо органа внутренних дел вправе в пределах своих полномочий применятьследующие меры обеспечения производства по делу об административномправонарушении:
1)  проверку документов у граждан,должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы;
2)  доставление;
3)  административное задержание;
4)  личный досмотр, досмотр вещей,досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
5)  отстранение от управлениятранспортным средством соответствующего вида;
6)  медицинское освидетельствование насостояние опьянения и др.
Проверкадокументов. Проверкадокументов сотрудниками милиции осуществляется в целях подтверждения(установления) личности данного конкретного лица, подозреваемого в совершениипреступления или административного правонарушения.
Доставлениенарушителя – этоправовая принудительная мера, состоящая в фактическом административномзадержании, т.е. кратковременном ограничении свободы действий и передвижениялица, и перемещении его с места совершения административного правонарушения ворган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, органместного самоуправления, служебное помещение государственных органов,осуществляющих функции в пределах предоставленной им компетенции. Такимобразом, доставление нарушителя по своей юридической природе выступает вкачестве составной части административного задержания, однако с тойособенностью, что срок административного задержания начинается только с моментадоставления правонарушителя в орган, полномочный рассмотреть дело обадминистративном правонарушении и принять по нему то или иное решение.
Общая цельдоставления – составление протокола об административном правонарушении приневозможности его составления на месте совершения нарушения, если составлениепротокола является обязательным.
Правомдоставления нарушителя пользуются специально уполномоченные лица различныхорганов исполнительной власти. Так, в соответствии с Законом РФ «Омилиции» все сотрудники органов внутренних дел (милиции) имеют правоосуществлять доставление лиц, совершивших административные правонарушения, илиц, подозреваемых в совершении преступлений, независимо от того, находятся онив форменной или в гражданской одежде, в период несения службы или вне ее,например находясь в отпуске. Таким же правом в соответствии со ст. 24Федерального закона от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации» обладают военнослужащиевнутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе спреступностью, а также исполняющие другие обязанности военной службы.
Фактическимоснованием доставления является деяние лица, содержащее признакиадминистративного правонарушения. Однако признаки административногоправонарушения – это лишь одно из условий, необходимых для применения данноймеры. Кроме того, должны быть обстоятельства, препятствующие составлениюпротокола на месте правонарушения.
Доставлениедолжно быть осуществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП). Сколькоконкретно времени требуется для доставления в ОВД привлекаемого кответственности лица, закон не устанавливает. Следует полагать, что это времяне должно превышать того объема, который требуется для немедленногопрепровождения доставляемого в служебное помещение ОВД (орган местногосамоуправления сельского населенного пункта).
Административноезадержание. Развернутоепонятие административного задержания содержится в определении В. К. Гижевского,раскрывающем в основном содержание этого института: "… административное задержание– это мера принуждения, выражающаяся в кратковременном ограничении личнойсвободы лица, совершившего правонарушение, применяемая уполномоченными на топредставителями органов государственного управления … в пределах и в порядке,установленных законом, в целях пресечения противоправных действий, обеспечениясвоевременного и правильного производства по делам об административныхправонарушениях и привлечения виновного к ответственности".
Всоответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание применяется висключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного исвоевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполненияпостановления по делу об административном правонарушении.
Каждый извышеназванных субъектов правоприменения обладает строго определеннымиполномочиями по осуществлению административного задержания, т.е. вправезадерживать только за определенные виды административных правонарушений,оговоренных диспозицией ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ. В частности, должностные лицаорганов внутренних дел вправе подвергать административному задержанию толькотех лиц, которые совершили любое административное правонарушениеподведомственное органам внутренних дел как в части рассмотрения, так и в частикомпетенции по составлению протоколов по этим нарушениям. Кроме того, КодексомРФ об административных правонарушениях предоставлено право должностным лицаморганов внутренних дел подвергать административному задержанию лиц, совершившихлюбые административные правонарушения (т.е. и те, которые не подпадают подадминистративную юрисдикцию ОВД) в случаях обращения к ним должностных лиц,уполномоченных составлять протоколы о соответствующем административномправонарушении.
Личныйдосмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся прифизическом лице. Цельюдосмотра является получение доказательств, необходимых для обеспечениясвоевременного правильного рассмотрения дела об административномправонарушении, а именно – обнаружения орудий совершения либо предметовадминистративного правонарушения.
Юридическимоснованием проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся прифизическом лице, является материальная норма (статья КоАП, устанавливающаяадминистративную ответственность за выявленное правонарушение) и процессуальныенормы КоАП РФ – ст. 27.1 и ст. 27.7.
Сущностьадминистративного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданиналибо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и другихпредметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения,установления личности задержанного и др.
Досмотртранспортного средства представляет собой обследование транспортного средства,проводимое без нарушения его конструктивной целостности. Целью досмотра, исходяиз ч. 1 ст. 27.9 КоАП, является обнаружение орудий совершения либо предметовадминистративного правонарушения.
Отстранениелиц от управления транспортными средствами может производиться работниками милиции в случаях управлениятранспортным средством лицом, находящемся в нетрезвом состоянии или не имеющимправа на управление данным видом транспорта, а также грубо нарушающим правиладорожного движения.
Медицинскоеосвидетельствование (экспертиза). Исследование обстоятельств отдельных правонарушений ипринятие законных решений по некоторым категориям административных дел требуютналичия информации о физическом или психическом состоянии правонарушителя (илилица, подозреваемого в совершении правонарушения). В ряде случаев такаяинформация является основным доказательством, положенным в основу принятиярешения по делу. Например, состояние опьянения лица, управляющего автомобилем,служит основанием для его привлечения к административной (а в некоторых случаях– и к уголовной) ответственности. Наличие хронической душевной болезни, илииного тяжкого заболевания, либо инвалидности является обстоятельством,препятствующим применению к лицу некоторых мер принуждения. Состояниеневменяемости исключает административную ответственность.
Медицинскоеосвидетельствование представляет собой проводимое специалистами (обычноврачами) по предложению уполномоченных органов государственного управленияисследование физического или психического состояния человека с целью получениясведений, имеющих доказательственное значение по административному делу.
 
3. Стадиярассмотрения дела об административном правонарушении
Вторая стадияпроизводства по делу об административном правонарушении – рассмотрение дела ипринятие постановления – получила последовательное правовое закрепление в главе29. В ней определен порядок подготовки дела к рассмотрению и перечисленывопросы, требующие предварительного выяснения, и разрешается дело. Причемпредусматривается в определенных случаях возможность продления установленного15-дневного срока рассмотрения дела ещё на один месяц (ст. 29.6 КоАП РФ).
На стадиирассмотрения дела происходит реализация материальных, компетенционных ипроцессуальных норм, в конечном итоге предопределяется социальная эффективностьвсего правоприменительного процесса. Именно на данном этапе решается вопрос овиновности или невиновности лица, привлекаемого к административнойответственности, подтверждается правовая, логическая и психологическаяхарактеристика не только правоприменения, но и обоснованности административнойответственности.
Для успешногорешения задач производства по делам об административных правонарушениях большоезначение имеет подготовка к рассмотрению дела, заключающаяся в выяснении рядаважных вопросов, которые требуется разрешить до начала рассмотрения дела посуществу.
На этапеподготовки дела к рассмотрению должностное лицо органов внутренних дел выясняетследующие вопросы:
1)  относится ли к его компетенциирассмотрение данного дела;
2)  имеются ли обстоятельства,исключающие возможность рассмотрения данного должностным лицом;
3)  правильно ли составлены протокол обадминистративном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, атакже правильно ли оформлены иные материалы дела;
4)  имеются ли обстоятельства,исключающие производство по делу;
5)  достаточно ли имеющихся по делуматериалов для его рассмотрения по существу;
6)  имеются ли ходатайства и отводы(ст.29.1 КоАП РФ).
Приподготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаютсяследующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1)  о назначении времени и местарассмотрения дела;
2)  о вызове лиц, указанных в статьях25.1–25.10 Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов поделу, о назначении экспертизы;
3)  об отложении рассмотрения дела;
4)  о возвращении протокола обадминистративном правонарушении и других материалов дела в орган, должностномулицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформлениядругих материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протоколаи оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов,которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5)  о передаче протокола обадминистративном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение поподведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенциидолжностного лица органов внутренних дел, к которому протокол обадминистративном правонарушении и другие материалы дела поступили нарассмотрение, либо вынесено определение об отводе должностного лица органавнутренних дел.
В случае еслирассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкойбез уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и ихотсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременномувыяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом,должностное лицо органов внутренних дел, рассматривающее дело, выноситопределение о приводе указанных лиц.
Цель привода состоит в обеспечении исполнениялицом процессуальных обязанностей, обусловленных его противоправным поведением.Привод обеспечивает присутствие лица, привлекаемого к административнойответственности, при рассмотрении дела о правонарушении, а также возможностьмедицинского обслуживания лиц, в отношении которых возбуждено ходатайство опринудительном лечении. Фактическим основанием привода во всех случаях являетсяотказ лица, обязанного явиться по вызову органа, или уклонение от явки в орган.
Решению оприводе должна предшествовать проверка причин неявки вызываемого лица: получилоли лицо вызов, не имеется ли данных о болезни, командировке вызываемого, нет лииных причин, объективно препятствующих его явке по вызову.
Приводприменяется к следующим участникам производства по делам об административныхправонарушениях: физическому лицу или законному представителю юридическоголица, в отношении которых ведется производство по делу, законному представителюнесовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетелю.
Дело обадминистративном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Походатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении, дело может быть рассмотрено по местужительства данного лица.
Дело обадминистративном правонарушении, по которому было проведено административноерасследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившегоадминистративное расследование.
Дело обадминистративном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортнымсредством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Всоответствии с ч. 2 ст. 23.3 КоАП рассматривать дела об административныхправонарушениях от имени органов внутренних дел имеют право:
1)  начальники территориальных управлений(отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, ихзаместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, ихзаместители;
2)  начальники линейных управлений(отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;
3)  начальники дежурных смен, дежурныхчастей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте,начальники линейных пунктов милиции;
4)  начальники дежурных смен дежурныхчастей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте,начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники на которых возложеннадзор за соблюдением соответствующих правил;
5)  начальники государственной инспекциибезопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона,роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;
6)  сотрудники ГИБДД, имеющие специальныезвания;
7)  государственные инспектора дорожногодвижения;
8)  старшие участковые уполномоченные,участковые уполномоченные.
Порезультатам рассмотрения дела об административном правонарушении может бытьвынесено постановление:
1)  о назначении административногонаказания;
2)  о прекращении производства по делу обадминистративном правонарушении.
Порезультатам рассмотрения дела об административном правонарушении выноситсяопределение:
1)  о передаче дела судье, в орган,должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иноговида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
2)  о передаче дела на рассмотрение поподведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится ккомпетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Впостановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1)  должность, фамилия, имя, отчестводолжностного лица органа внутренних дел, вынесшего постановление;
2)  дата и место рассмотрения дела;
3)  сведения о лице, в отношении которогорассмотрено дело;
4)  обстоятельства, установленные прирассмотрении дела;
5)  статья Кодекса или закона субъектаРоссийской Федерации, предусматривающая административную ответственность засовершение административного правонарушения, либо основания прекращенияпроизводства по делу;
6)  мотивированное решение по делу;
7)  срок и порядок обжалованияпостановления.
Постановлениепо делу об административном правонарушении подписывается должностным лицоморганов внутренних дел, вынесшим постановление.
Постановлениепо делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончаниирассмотрения дела.
Копияпостановления по делу об административном правонарушении вручается под распискуфизическому лицу, или законному представителю физического лица, или законномупредставителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а такжепотерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех днейсо дня вынесения указанного постановления.
Должностноелицо органов внутренних дел, рассматривающее дело об административномправонарушении, при установлении причин административного правонарушения иусловий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организациии соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранениюуказанных причин и условий.
Организации идолжностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий,способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяцасо дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу органавнутренних дел, внесшему представление.
 

4. Стадияпересмотра постановления по делу об административном правонарушении
Правообжалования постановления по делу об административном правонарушении всегдарассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека игражданина. Обжаловано может быть любое постановление по делу об административномправонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела обадминистративном правонарушении независимо от того, каким органом илидолжностным лицом они вынесены.
Подпересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен контрольза законностью постановлений по делам об административных правонарушениях, илиповторное рассмотрение дел органом, принявшим постановление, либо рассмотрениедела по подведомственности иным органом, если оно было рассмотренонекомпетентным субъектом административной юрисдикции.
Постановлениепо делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, вотношении которого вынесено данное постановление, потерпевшим, законнымпредставителем этих физических лиц, законным представителем юридического лица,в отношении которого вынесено постановление или являющимся потерпевшим, а такжезащитником и представителем этих лиц.
Порядокподачи жалобы и её рассмотрения рассматривается в ст.ст. 30.1–30.11 КоАП РФ.
Постановлениепо делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органавнутренних дел, может быть обжаловано – в вышестоящий орган, вышестоящемудолжностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалоба напостановление по делу об административном правонарушении подается должностномулицу органа внутренних дел, которым вынесено постановление по делу и которыйобязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всемиматериалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящемудолжностному лицу.
Жалоба напостановление по делу об административном правонарушении может быть подана втечение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случаепропуска срока 10 дней, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу,может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочнымирассматривать жалобу.
Жалоба напостановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрениюв десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами деладолжностному лицу органа внутренних дел, правомочному рассматривать жалобу.
Жалоба напостановление по делу об административном правонарушении рассматриваетсядолжностным лицом органа внутренних дел единолично.
Порезультатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административномправонарушении выносится одно из следующих решений:
1)  об оставлении постановления безизменения, а жалобы без удовлетворения;
2)  об изменении постановления, если приэтом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшаетсяположение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3)  об отмене постановления и опрекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств,исключающих производство по делу об административном правонарушении, а такжепри недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесенопостановление;
4)  об отмене постановления и овозвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу органа внутренних дел,правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальныхтребований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полнои объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применениязакона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгогоадминистративного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкостьпримененного административного наказания;
5)  об отмене постановления и онаправлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрениижалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными должностнымлицом органа внутренних дел.
Решение пожалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашаетсянемедленно после его вынесения.
Постановлениепо делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицоморганом внутренних дел, и (или) решение вышестоящего должностного лица пожалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотренияжалобы, а затем в вышестоящий суд.
На решениедолжностного лица, наложившего административное наказание в виде предупрежденияили штрафа на месте без составления протокола, может быть подана только жалобав суд. Однако процедура отмены или изменения решения о наложенииадминистративного наказания на месте правонарушения законодательством непредусмотрена.
Протестпрокурора на постановление по делу об административном правонарушениирассматривается в том же порядке, как и жалоба.
 

5. Стадияисполнения постановления по делу об административном правонарушении
Постановлениепо делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1)  после истечения срока, установленногодля обжалования постановления по делу об административном правонарушении, еслиуказанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2)  после истечения срока, установленногодля обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не былообжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяетсявынесенное постановление;
3)  немедленно после вынесения неподлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев,если решением отменяется вынесенное постановление.
Постановлениепо делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всемиорганами государственной власти, органами местного самоуправления, должностнымилицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановлениепо делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента еговступления в законную силу.
Обращениепостановления по делу об административном правонарушении к исполнениювозлагается на должностное лицо органа внутренних дел, вынесшего постановление.
Постановлениео назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, еслиэто постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня еговступления в законную силу.
Течение срокадавности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административнойответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначенииадминистративного наказания. Исчисление срока давности в этом случаевозобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, накоторые в соответствии с постановлением о назначении административногонаказания может быть обращено административное взыскание.
Постановлениео назначении административного наказания, по которому исполнение произведенополностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращаетсядолжностному лицу органа внутренних дел, вынесшим постановление.
Всоответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, должностныелица органов внутренних дел имеют право налагать всего два видаадминистративных наказания – это предупреждение и административный штраф.
Постановлениео назначении административного наказания в виде предупреждения исполняетсядолжностным лицом органа внутренних дел, вынесшим постановление, путем врученияпод расписку или направления в течение трех суток копии постановленияпривлеченному к ответственности лицу и другим заинтересованным лицам.
Особенностьюисполнения постановления о наложении административного штрафа является то, чтов течение установленного срока он может быть уплачен самим лицом, привлеченнымк ответственности. Этот срок составляет 30 дней со дня вступления постановленияв законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Приотсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административныйштраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
При неуплатеадминистративного штрафа в срок, копия постановления о наложенииадминистративного штрафа направляется должностным лицом органа внутренних дел,вынесшим постановление:
- в отношениифизического лица – в организацию, в которой лицо, привлеченное кадминистративной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, дляудержания суммы административного штрафа из его заработной платы,вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;
- в отношенииюридического лица – в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммыадминистративного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
В случаеувольнения физического лица, привлеченного к административной ответственности,либо невозможности взыскания суммы административного штрафа из его заработнойплаты или из иных доходов администрация организации в трехдневный срок со дняувольнения указанного лица или наступления события, влекущего невозможностьвзыскания суммы штрафа, возвращает копию постановления о наложенииадминистративного штрафа должностному лицу органа внутренних дел, вынесшимпостановление, с указанием нового места работы (если оно известно) физическоголица, привлеченного к административной ответственности, причины невозможностипроизвести административное взыскание, а также с отметкой об удержаниях вслучае, если такие удержания производились.
В случае еслифизическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает либовзыскание суммы административного штрафа из его заработной платы или из иныхдоходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетахюридического лица, подвергнутого административному штрафу, постановление оналожении административного штрафа направляется должностным лицом органавнутренних дел, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю дляобращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическомуили юридическому лицу, в порядке, предусмотренном федеральнымзаконодательством.

Заключение
На основевышеизложенного характерными чертами административно-наказательной юрисдикцииявляются:
- она являетсясоставной частью административного процесса и государственного управления вцелом, а также представляет собой разновидность правоохранительной иправоприменительной деятельности;
- непременнымусловием её возникновения является совершение лицом административногоправонарушения;
- в процессеюрисдикционно-наказательной деятельности применяются, как правило,принудительные меры, связанные с наложением административных наказаний;
- предметомрассмотрения и разрешения в рамках административно-наказательной юрисдикцииявляются дела об административных правонарушениях;
- порядокрассмотрения и разрешения дел об административных правонарушенияхосуществляется в строгом соответствии с процессуальными нормами;
- по результатамрассмотрения дел должностное лицо органа внутренних дел издает юрисдикционныйакт, являющийся подзаконным актом.

Списоклитературы
1. Конституция РФ.
2. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях.
3. Приказ МВД России2 июня 2005 года № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России посоставлению протоколов по делам об административных правонарушениях иадминистративному задержанию».
4. Алехин А.П.,Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право российской Федерации. –М., 1996.
5. Бахрах Д.Н.,Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М., 2005.
6. Гижевский В.К.Меры административного принуждения, применяемые органами внутренних дел натранспорте. — Киев. 1986
7. Денисенко В.В.,Позднышов А.Н., Михайлов А.А. Административная юрисдикция органов внутреннихдел. — М., 2002.
8. Комментарий кКодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. – М., 2006.
9. Телегин А.С.Производство по делам об административных правонарушениях. – М., 1991.
10.  Соловей Ю.П., Черников В.В.Комментарий к Закону Российской Федерации “О милиции”. — М., 2000.
11.  www.consultant.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.