Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Государство и право"


Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Саратовская государственнаяакадемия права
 
Поволжский региональный юридический институт
Кафедра теории государства и права
Теория государства и права
Прокурорский надзор как гарантия законности вроссийском государстве
 /Курсовая работа/
Выполнил:
 
 
студент1 курса 108 группы
дневногоотделения
************
 
Преподаватель:
 
 
к.ю.н., Циболенко О.И.
Саратов – 2003

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие, основные принципы и гарантии законности …… 5
 
2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации
и деятельностипрокуратуры ……………………….……………… 10
 
3. Надзор за соблюдениемзаконности, прав и свобод
человека и гражданина……………………………15
 
Заключение ………………………………………………………………….24
 
Библиография ………………………………………………………………26

Введение
 
Проблема законности –одна из центральных в общей тео­рии государства и права. Актуальность ееочевидна как в теоре­тическом, так и в практическом плане. В советскойюридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории[1].
На разных этапах развития общейтеории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическаязаконность – лишь метод государственного руководства обществом, другие – чтотолько принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояниягосподства законности в социалистическом обществе, как «режим законности» (Н.Г.Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, ктонастаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.
Законность как общественныйфеномен – результат взаимо­действия различных факторов, которые и определяют ееприро­ду. Следовательно, теоретическая концепция законности должна бытьнекоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркиваетобъективный характер явления и исключает вероятностьсубъективно-идеалистического его толкования.
При исследовании законностипрактически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать впонятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшейрешительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить«всеохватывающее» его определение.
Первоначальная схемасоотношения «закон – законность» рассматривала закон как «нормативную основу»,«нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательствоесть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович[2].
Однако, по мнению А.Б.Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовуюкатегорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений,формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить еенравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект;в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный спредметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовомуфетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуютвозникновению противоречий между отдельными правовыми категориями[3].
Категория законности, также,как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, безнадлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многомзависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь отдекларативности к реальности законности в общественной системе лежит черезэффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридическихсредств укрепления законности. В данной курсовой работе рассматривается прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.

1.Понятие, основные принципы и гарантии законности
 
Можно сформулировать следующееопределение законности: законность– политико-правовоеявление, характеризую­щее процесс совершенствования государственно-правовой фор­мыорганизации общества и реализации идеи социальной спра­ведливости путемстрогого и неуклонного соблюдения и исполне­ния действующего законодательства[4].
Законность базируется на рядепринципов. Принципы законности – это обусловленная закономерностямиобщественного развития система идей и взглядов, которые при­обретают качествоисходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннегоубеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативныхактов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:
1) единство законности;
2) гарантированность основныхправ и свобод граждан;
3) неотвратимость нака­зания засовершенное правонарушение;
4) недопустимость про­тивопоставлениязаконности и целесообразности;
5) взаимосвязь законности икультурности.
По поводу принципа единствазаконности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетнойлегитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именностепень общности этих институтов определяет эффектив­ность и содержательностьданного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязате­льностьтребования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений,единообразное понимание юри­дических критериев оценки поведения участниковотношений, их толкования и применения.
Гарантированность основных прави свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но иправа. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, ихреализацией.
Принцип неотвратимостинаказания за совершенное право­нарушение характеризует юридическую природузаконности и определяется деятельностью общественных и государственныхинститутов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любоепротивоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в егосовершении понести адекватно соде­янному наказание.
Существенное значение дляпонимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законностии целе­сообразности. Он указывает на политико-правовую сущностьрассматриваемого явления. А для участников отношений в со­ответствии с нормамиправа предоставляет возможность при­нять наиболее целесообразное решение ивариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках за­кона.
Наиболее концентрированноевыражение нравственная при­рода законности находит в ее взаимосвязи скультурой. За­конность не может ни развиваться, ни функционировать без опо­рына достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступаютважнейшей социальной основой законно­сти. Но и законность в свою очередьявляется одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.В этом состоит назначение данного принципа.
Гарантии законности– это обусловленная закономерностями общественного развития система условии исредств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирую­щаятакую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движениюстраны к состоянию демократии.
Гарантии законности выражаютвсе многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому влитературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому видуотносятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ковторому – собственно юридические.
Определяющее значение среди нихимеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности исоответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственногокомплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическаясистема, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность,противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для ростаправонарушений, криминализации общества.
Проводимые преобразованияпо-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантийобеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатахдеятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральныхценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, состраданиеимеют непреходящее значе­ние.
Если в обществе дефициткультуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией,административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризмаигнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечномсчете это приносит невосполнимый вред государству и личности.
Важным моментом являютсясоциально-психологические аспекты соблюдения законности. Несомненно, чтозаконность является фактором, активно воздействующим на нормативно-ценностнуюориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается каквыражение господства социальной справедливости, как конкретное проявлениеобеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданиндемократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению,видит в нем выражение своих представлений о справедливом и общественнополезном…
Особое значение имеет и то, чтотребование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должновосприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. Влитературе правильно отмечалось, что законность выступает в качествеюридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения[5].В более общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волюнарода, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то,естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольнозначительным большинством граждан.
Все вышеперечисленные общиеусловия обеспечения законности составляют материальную базу использованияспециальных (юридических) мер по охране законности. Юридические гарантиизаконности – это обусловленная особенностями экономического и общественногостроя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве инепосредственно направленных на обеспече­ние законности.
На основании изложенного можносформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим игосударст­венно-правовым развитием общества и природой законности; но­сятнепосредственный и целевой характер; закреплены в дейст­вующемзаконодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.
В юридической литературедовольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специ­альныхюридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:
1) полнота и эффективностьюридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности итенденции развития общества;
2) высокий уровень контроля инадзора за реализацией законности, направленной на своевре­менное выявление,предупреждение и пресечение правонаруше­ний;
3) эффективность мерюридической ответственности и защи­ты, ведущих к восстановлению нарушенных прави обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;
4) качественная работакомпетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферахжизнедеятельности общества;
5) постоянное совершенствованиеи улучшение юридической деятельности;
6) развитое правовое сознание ивысокая правовая культура на­селения страны.
Совокупность вышеперечисленныхусловий и средств состав­ляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненномвиде, они малоэффективны. Их практический результат может быть до­стигнуттолько в комплексе с другими элементами единого меха­низма реализации идеи ипринципов законности, функциониро­вание которого создает реальные предпосылкидля формирова­ния в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого«спутника» законности.
2. Прокурорскийнадзор: понятие, особенности организации и деятельности прокуратуры
 
Сегодня прокуратура – это многофункциональный органнадзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно –распорядительную базу, подготовленные кадры, материально – технические и иныеусловия для своей деятельности[6].
 Раздел I («Общие положения») Федеральногозакона «О прокуратуре Российской Федерации» дает четкое определение прокуратуреРоссийской Федерации и понимает ее как единую федеральную централизованнуюсистему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдениемКонституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих натерритории Российской Федерации[7].
В целях обеспечения верховенства закона,единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, атакже охраняемых законом интересов общества и государства прокуратураРоссийской Федерации осуществляет:
Ø надзор за исполнениемзаконов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами ииными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов;
Ø надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, атакже органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций;
Ø надзор за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие;
Ø надзор за исполнениемзаконов судебными приставами;
Ø надзор за исполнениемзаконов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание иприменяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациямимест содержания задержанных и заключенных под стражу;
Ø уголовное преследованиев соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации;
Ø координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Принципы организации и деятельности прокуратурыРоссийской Федерации обозначены в ст. 4 Закона:
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единуюфедеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) иучреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящими Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры:
Ø осуществляют полномочия независимоот федеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и в строгом соответствии с действующими на территории РоссийскойФедерации законами;
Ø действуют гласно в той мере, вкакой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации обохране прав и свобод граждан, а также законодательстваРоссийской Федерации о государственной и иной специально охраняемойзаконом тайне;
Ø информируют федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, а также население о состояниизаконности.
3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее– прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов,образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Прокурорские работники не могут являться членамиобщественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие вих деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующихполитические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры недопускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связанырешениями общественных объединений.
5. Прокурорские работники не вправе совмещать своюосновную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью,кроме преподавательской, научной и творческой.
Следует также указать на отличие прокурорской властиот иных видов власти, которое заключается в прокурорском надзоре за исполнениемзаконов и уголовном преследовании. Говоря о последнем, следует отметить, чтосогласно действующему Закону о прокуратуре РФ (ст.1 ч.2) прокуратура осуществляетуголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленнымиуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Поскольку осуществление уголовного преследованияявляется функцией государственной власти, входит в предмет деятельности органовпрокуратуры согласно действующему законодательству (Закон о прокуратуре РФ,Уголовно-процессуальный кодекс), поэтому оно отнесено к видовому отличиюпрокурорской власти, как форме ее осуществления.
Изложенное позволяет сделать вывод, что прокурорскаявласть – вид государственной власти, осуществляемый в формах прокурорскогонадзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территорииРоссийской Федерации законов, а также уголовного преследования.
Как следствие, предлагаются меры законодательногохарактера, направленные на обеспечение нормального функционирования органовгосударственной власти (включая прокуратуру), единства действий всех ветвейвласти, сопровождающиеся системой сдержек и противовесов.
Прокурорский надзор возникает не потому, чтоучреждается прокуратура а потому, что с возникновением законности в государствепоявляются органически связанные между собой объективные потребности вобеспечении ее единства и к этому направлена функция надзора. И еслиправомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядканаделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные идругие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ,исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укреплениязаконности – явление уникальное. Эта обязанность возложена государством толькона один орган – прокуратуру Российской Федерации[8].
Надзор за исполнением законов в Российской Федерациипредставляет собой закономерно и в силу внутренней потребности возникший одиниз основных видов государственной деятельности и осуществляется он специальныморганом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения,структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым«прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данноеявление в современной правовой системе Российской Федерации, служитпрогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все еедемократические механизмы с учетом специфики России.
Из изложенного видно, что прокурорский надзор вРоссийской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный видосновной (конституционной) деятельности государственной власти:
Ø осуществляемый в целях охраны изащиты законности как одной из составляющих основы конституционного строяРоссийской Федерации, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющихсубъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющимспецифические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трехветвей власти;
Ø проводимый во всех сферахобщественных отношений, урегулированных правом, и во всех стадиях процессагосударственного преследования правонарушения – от поиска и обнаружения его допривлечения правонарушителя к законной ответственности, независимо от видаправонарушения и вида юридической ответственности, включая процесспредупреждения нарушения законности (в т.ч. и преступности), устранения ихпоследствий[9].

3. Надзор за соблюдениемзаконности, прав и свобод человека и гражданина
 
Правозащитная функция органов прокуратуры – одно иззве­ньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальнымиправовыми институтами. Многолетние статисти­ческие наблюдения свидетельствуют обезусловно активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законныхинтересов граждан. В настоящее время число обращений граждан за защитой ворганы прокуратуры превышает более чем в десять раз число обращений в суды.
 Чтобы отразить ди­намику роста таких обращений,прокурор Саратовской области Макаров А. приводил следующие цифры по Саратовскойобласти: в 1994 г. – 14 тыс., 1995 г. – 16 тыс., 1996 г. – 18 тыс. Каждоетретье из них удовлетворено. Для сравнения: в судебные инстанции областипоступило жалоб на неза­конный арест, действия должност­ных лиц,административные взы­скания и т. д. менее 2,8 тыс.[10]
Всего же по протестам прокуроров, например, в 1996году отменено свыше 60 тысяч актов органов власти, управления и контроля, грубонарушающих права и свободы граждан[11].При этом четверть этих актов издается в системе местного самоуправления.
Юристы отмечают расширяющийся в ряде субъектовФедерации процесс деваль­вации провозглашенных в стране прав и свобод. В первуюочередь это попытки региональных властей ограничит права граждан, установленныеКонституцией Российской Федерации (права работников несовершеннолетних,предпринимателей), и в то же время неправомерно расширить сферу использованиямер административного принуждения. Чаще всего нарушается налого­вое, земельное,жилищное, трудо­вое, административное законодатель­ство, а также законы,предусматри­вающие предоставление льгот граж­данам. Нередко издаются правовыеакты, неправомерно ограничиваю­щие права и свободы граждан, уста­навливаются непредусмотренные законом штрафы, налоги, сборы[12].
Прокурорский надзор в данном случае служитдополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей,защиты политических, экономических, культурных и иных  прав гражданина и человека.
Конституцией РФ закреплены такие важнейшие принципыправового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод;непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав, свобод иобязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение нанезаконное ограничение конституционных прав и свобод.
В статье 1 Федерального закона «О прокуратуреРоссийской Федерации» № 168-ФЗ  от 17 ноября 1995 г. сказано, что деятельностьпрокуратуры подчинена решению главной задачи: обеспечению  верховенства закона,единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, атакже охраняемых законом интересов общества и государства.
Функция надзора за соблюдением прав и свобод человекаи гражданина обособлена в специальную главу Закона (статья 26, 27), что на делене означает противопоставления надзорной деятельности по защите публичногоинтереса. И законодатель, и социальная практика исходят из единства прав иобязанностей граждан, их коллективов.
Осущест­вляющие надзор за соблюдением прав и свободпрокуроры обязаны ощущать грань дозволенного как со стороны граж­дан, так и состороны государственных органов. Права, как известно, всегда связаны сопределенными обязанностя­ми. Однако во всех случаях должен торжествоватьпринцип: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»(ч. 3 статьи 55 Конституции РФ). Эта статья является принципиально важной дляопределения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека игражданина. Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуютбезотлагательного реагирования со стороны прокурора.
Главным принципом, определяющим содержание надзорнойдеятельности, служит принцип формального юридического равенства,трансформирующийся в равенство прав, равенство обязан­ностей, равенство передзаконом и судом. Обязанность государства, а, следовательно, и его органов защи­щатьправа и свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не толькообразцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно искаженныеценности, испове­дуемые узкими группами граждан, пытающихся корпоративнуюмораль противопоставить общественной, не говоря уже о крайних формахиндивидуального эгоизма.
Генеральная прокуратура РФ на­целивает подчиненныхпрокуроров избегать дублирования судебных ор­ганов, роль которых в защите прави свобод граждан первостепенная и в конечном счете решающая. По общему правилупрокуроры подключаются к этой работе в случа­ях, когда требуется без всяких нато отлагательств применить специальные, только им предоставленные полномо­чия взащиту публичных интересов (неопределенного круга лиц) либо в защиту отдельныхкатегорий граж­дан, лишенных в силу объективных причин возможностисамостоятельно отстаивать свои права в суде. Причём эти полномочия минимальны,их при­менение открыто для обсуждения и может быть оспорено в суде.
Среди специальных полномочий прокурора –опротестование неза­конных правовых актов, направление заявлении в суды(арбитражные суды), внесение представлений об устранении нарушений правовыхнорм, возбуждение уголовных дел и производств об административныхправонарушениях в отношении до­лжностных лиц, нарушающих права граждан.
Наиболее полно определил усло­вия прокурорскоговмешательства приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. «Об организациипрокурорского надзора за исполнени­ем законов, соблюдением прав и сво­бодчеловека и гражданина». Он устанавливает, что прокурорские проверки могутпроводиться только на основании поступившей информа­ции о допущенныхправонарушени­ях, требующих использования специ­альных полномочий прокурора, и,как правило, для защиты общезначи­мых или государственных интересов, прав игарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессиро­ванных,малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой со­циальной и правовойохране.
В предмет надзора за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина входят конституционные права и свободы, т.е. права,относящиеся к каждому человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех;они фиксируются в Конституции. Следуя общепринятым принципам и нормаммеждународного права, традиционно конституционные права делят на три группы:личные, политические и социально-экономические. Эта классифи­кациявоспроизведена и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Право на жизнь, охрану государством достоинстваличности, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют такназываемые личные права, охраняемые всеми отраслями над­зора с учетом спецификипредмета каждой. Посягательства на лич­ные права граждан в виде причинениятелесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы уголовнонаказу­емых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора реа­лизуетсячаще всего за пределами общенадзорной отрасли.
Политические права и свободы граждан связаны с наличиемгражданства Российской Федерации и реализуются в рамках, уста­новленныхдействующим законодательством. Содержание надзорной деятельности в данномслучае опреде­ляется тем, что носителем суверенитета и единственным источникомвласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, которыйреализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно,так и через представителей (статья 32 Конституции). Это право закрепле­но такжев нормах международно-правовых документов: Всеобщей дек­ларации прав человека(статья 21) и Международном пакте о гражданс­ких и политических правах (статья25).
Формой непосредственного участия граждан в управлениислу­жат референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенноезначение для жизни граждан, населяющих соответ­ствующие территории.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» от14 ап­реля 1995 г. законодательно урегулировано право на объединение граждан вовсех сферах общественного бытия за исключением ре­лигиозных и коммерческихформ. Статья 31 Конституции РФ закрепила право граждан проводить митинги,демонстрации, шествия и пикетирования – также одного из важных политическихправ. К числу политических относится право избирать и быть избран­ным в органыгосударственной власти и местного самоуправления.
Задачи прокурорского надзора за исполнениемизбирательного законодательства определены в указаниях Генерального прокурораРФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства овыборах депутатов Государственной Думы» от 29 августа 1995 г. № 43/7 и «Оборганизации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборахПрезидента Россий­ской Федерации» от 2 февраля 1996 г. № 6/7.
В период избирательных кампаний прокурорам предписаносо­здавать рабочие группы для руководства деятельностью подчинен­ных прокуратури осуществления взаимодействия с иными право­охранительными органами. Цельнадзора – обеспечить правовыми средствами единообраз­ное исполнение законов овыборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период подготовки,проведения избирательных кампаний, так и при подведении их итогов, с тем чтобывовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последую­щемпризнание выборов недействительными по указанным причи­нам.
В области защиты избирательных прав граждан задачипроку­рорского надзора должны быть сосредоточены на двух направле­ниях: надзорза соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемыхизбирательными комиссиями, и надзор за за­конностью в деятельности избирательныхкомиссий.
Конституция РФ (статья 30), а также Федеральный закон«Об обще­ственных объединениях» от 14 апреля 1995 г. гарантируют гражда­намсвободу общественных объединений по признаку общности интересов для решенияцелей, указанных в их Уставах.
Обнаружение фактов злоупотребления свободой со стороныполитических партий, общественных движений, выразившихся, в частности,пропаганде через средства массовой информации за­прещенных законом идей, служитбезусловным поводом для про­курорского вмешательства. Прокуроры должны принятьисчерпы­вающие меры воздействия и ставить вопрос о принудительном прекращениидеятельности политических партий, общественных движений перед органомгосударственного контроля за деятель­ностью средств массовой информации, а такжеоб аннулировании или приостановлении лицензий печатного органа, электронныхсредств за нарушение Федерального закона «О средствах массо­вой информации» от27 декабря 1991 г.
Свобода собраний, митингов, уличных шествийпредоставляет­ся гражданам Конституцией для выражения политической и соци­альнойпозиции.
Нормативной основой реализации этого политическогоправа граждан служит Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «Опорядке организации и проведения митингов и уличных шествий, демонстраций ипикетирования».
Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобыграж­данами и органами исполнительной власти соблюдался уведоми­тельный порядоких организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях,противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительныхограничений при осу­ществлении политического волеизъявления.
Прокурорская практика изобилует примераминенадлежащего пользования правами со стороны как граждан, так и государствен­ныхорганов. Самое распространенное нарушение законодательства, регла­ментирующегопорядок проведения публичных акций граждан, – их стихийный характер,несоблюдение требований о предвари­тельном уведомлении. Прокурорский надзор врассматриваемой сфере требует неос­лабного внимания, особенно в периодсоциальных напряжений, и должен носить упреждающий характер.
Социально-экономические права человека и гражданинакаса­ются важнейших сторон жизни общества и индивида.
Провозглашенную в статье 7 Конституции РоссийскойФедерации политику государства, направленную на создание условий, обеспе­чивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать какперспективу развития общества, стрем­ление приблизиться к стандартаминдустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни. В этих целяхнедопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление отпровозглашенных Конституцией прин­ципов.
Защита социально-экономических прав основана наконститу­ционном нормировании основных прав. В законодательстве за­креплентакой режим экономической деятельности, который по­зволяет обеспечить обладаниекаждым гражданином конституци­онно признанными правами, среди которых право насвободное использование своих способностей и имущества для занятия лю­быми незапрещенными видами деятельности и корреспондирую­щая им обязанность органовгосударственной регистрации не чи­нить препятствий в становлениипредпринимательства.
Группу конституционных прав и свобод образуют правосвобод­но избирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конститу­ции);право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороныгосударства (статья 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе дляпредпринимательских целей (статья 30); по­ощрение со стороны государства свободнойконкуренции и огра­ничение монополистической деятельности (статья 34).
Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров наохрану законных интересов прежде всего больших групп населения, навмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие,как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых иинвалидов,
Подобные нарушения законодательства носят устойчивый ираспространенный характер; их выявлению и устранению проку­роры уделяютсерьезное внимание. Самый злободневный вопрос середины 90-х годов – это вопросо невыплате заработной платы.
В указании Генерального прокурора РФ от 28 февраля1996 г. №14/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением за­конодательствао своевременной выплате заработной платы и со­блюдением платежной дисциплины»определены цели, задачи, средства надзора в этой правовой сфере. Каксвидетельствует над­зорная практика, наибольший эффект приносят в данном случаеиспользование права на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемыхзаконом интересов других лиц, а также обра­щение в арбитражный суд с иском взащиту государственных и общественных интересов (статья 41 ГПК РСФСР и статья41 АПК РФ). Наработана практика использования новых полномочий – обра­щениепрокуроров в суды с заявлениями на взыскание начислен­ной, но невыплаченнойработникам заработной платы.
Предмет надзора за соблюдением экономических прав исвобод граждан образует также исполнение законодательных установле­ний оправомерном ограничении прав на занятие отдельными ви­дами деятельности всоответствии со статьей 55 Конституции и статьей 49 ГК РФ. Лицензированиеотдельных видов деятельности – одна из га­рантий предотвращения вреда жизни,здоровью граждан из-за от­сутствия специального образования, надлежащейпрофессиональ­ной подготовки физических и юридических лиц – предпринима­телей.Лицензирование имеет в виду защиту публичного, т.е. общест­венного интереса.
Прокурор не должен упускать из вида и фактызлоупотребления предпринимательской свободой, такие, как систематическое из­влечениеприбыли некоммерческой организацией путем занятия деятельностью, несоответствующей ее уставной правоспособнос­ти, уклонения от постановки наналоговый учет и т.д. Поэтому на­ряду с проверкой соблюдения прав граждан впроцессе регистра­ции такой же тщательной должна быть проверка выполнения обя­занностейперед обществом.
Неослабного внимания прокурора требуют вопросызаконнос­ти применения мер государственного принуждения к предприни­мателямвследствие неисполнения ими или ненадлежащего испол­нения предписанийзаконодателя, совершения действий, образую­щих административно наказуемыйпроступок или уголовное пре­ступление. Имеется в виду законность мерпривлечения к финан­совой, административной ответственности со стороны налоговых,антимонопольных органов.
Особую, охраняемую законом группу составляют праваграж­дан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всехпрокуроров, чтобы над­зор за исполнением природоохранного законодательствавоспри­нимался как одно из приоритетных направлений.
Особое значение в деле предупреждения экологическихправо­нарушений имеет взаимодействие органов прокуратуры с общест­веннымиприродоохранными движениями в целях своевременного выявления самовольновозводящихся объектов в обход требований об обязательной экологическойэкспертизе, ненадлежащего вы­полнения контрольных полномочий территориальнымиорганами.
 

Заключение
Практикаприменения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственнуюцелесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорскойдеятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органамипредставительной и исполнительной власти, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов, надзор за исполнением законов органами дознанияи предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержаниязадержанных и арестованных и отбывания наказания, надзор за исполнением законоворганами военного управления, воинскими частями и учреждениями, участиепрокуроров в судебном разбирательстве дел и др.
Задачи прокурорского надзора – надзора  за точным и единообразнымисполнением законов – на современном этапе должны рассматриваться как защитаграждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдениеконституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия идознания требуют решительного улучшения постановки прокурорского надзора зарасследованием и раскрытием преступлений.Врезультате прокурорского надзора устраняются ошибки и недостатки вправоприменительной практике, ежегодно отменяется большое количество незаконныхправовых актов, рассматриваются и должным образом разрешаются многочисленныежалобы и заявления граждан, восстанавливаются нарушенные права многих сотентысяч заявителей, исправляются ошибки в работе следственных органов,пересматриваются незаконные судебные решения. Улучшение правового регулированияорганизации и деятельности прокуратуры, усиление роли и государственной значимостиработы ее органов отвечают задачам строительства правового государства.Взаключении можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностейявляется человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветвигосударственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры– правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферыжизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельностипрокуратуры проявляется двуединая направленность – охрана прав и законныхинтересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав изаконных интересов государства, общества. Названная цель реализуется дажетогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняяпреступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следити за тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены). 
БИБЛИОГРАФИЯ
1.   Амирбеков К.И. Конституционныеосновы деятельности прокуратуры Российской Федерации //Прокурорский надзор – №6. – 2002.
2.   Бессарабов В.Г. Новое взаконодательстве о прокуратуре. //Законодательство. – 1999.
3.   Конституция Российской Федерации// Российская Газета. – 25 декабря. – 1993.
4.   Макаров Н. Правозащитная рольпрокуратуры. // Законность. – 1997. – №9.
5.   Мельников Н.В… Местопрокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорскийнадзор. – №6. – 2002.
6.   Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор.– №3. – 2000.
7.   Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие,структура, социальные связи. – М.: Юридическая литература, 1986.
8.   Строгович М.С. Основные вопросысоветской социалистической законности. – М., 1966.
9.   Теория государства и права. / Подред. Матузова Н.И., Малько А.В. – Саратов, 1995.
10. Теория государства и права. / Под.ред. Марченко М.Н. – М., 1997.
11. Федеральный закон от 17 ноября1995 г. №168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации „О прокуратуре Российской Федерации“ //Собраниезаконодательств Российской Федерации. – 20 ноября 1995 г. – №47, ст. 4472.
12.   Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав исвобод граждан. // Законность. – 1997. – №8.
13. Чурилов А., Винокуров А. Охранаправ и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ. // Законность.– 1997. – №6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Завдання щодо вдосконалення вищої освіти в Україні у контексті вимог Болонського процесу
Реферат Право и мораль в системе нормативного регулирования общественных отношений
Реферат Оценка конкурентоспособности и пути е повышения
Реферат Ассортимент и экспертиза качества импортного пива, представленных на рынке г. Улан-Удэ
Реферат Дознание как форма предварительного расследования 2
Реферат Зовнішньоекономічна діяльність комерційних банків 2
Реферат Словотворчество Хлебникова и континуальное мышление
Реферат The Whites Defendant Essay Research Paper White
Реферат Ancient Greek And Roman Similarities Essay Research
Реферат Обложение налогом внешнеэкономической деятельности
Реферат Экономический реформизм Джона Стюарта Милля
Реферат Paternalisic Laws Essay Research Paper The Seatbelt
Реферат Особенности рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе и мероприятия по его стабилизации
Реферат Планирование инвестиционной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО "Нижнекамскнефтехим")
Реферат Выбор ценностной дисциплины для ОАО "ЭСТА"