Реферат по предмету "Государство и право"


Признаки судебной власти. Организация работы таможенных органов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Правоохранительные органы»
по теме: «Контрольная работа 147»

Содержание
1. Судебнаявласть: понятие. Её соотношение с другими ветвями власти
2. Систематаможенных органов, основные функции, цели и задачи таможенной политики иправоохранительной деятельности
Задача 1
Задача 2
Списокиспользованной литературы

1.Судебная власть: понятие. Её соотношение с другими ветвями власти
Правовое демократическое государство отводит судебным учреждениям особуюроль. Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободепредпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов. Важнейшая задачагосударственной власти – охранять права и свободы человека – требует демократизацииуголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебноеобжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинноуниверсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функцийгосударства, она в то же время обретает независимость по отношению к другимветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторонуисполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Этаугроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократическиезаконы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируютисполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становитсясердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантиейсвободы народа.
Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Онообеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством безнасилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являетсобой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом ивоплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применениек нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметьвозможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическимипроцессуальными правами. Судебная власть по своей материально-технической базесамая слабая из трех властей, но именно на нее, владеющую оружием естественногоправа, ложится главное бремя предотвращать превращение насилия в способправления людьми, если бы законодательная власть прибегла к принятию репрессивныхнеконституционных законов, а исполнительная – стала осуществлять бессудные расправы.Если судебная власть этого бремени не выдерживает, она становится жалкимпридатком авторитаризма.
Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимой и,зная подъемы и спады, в целом, безусловно, возрастает. Наряду с судами общейюрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовые суды,административные суды и др.), конституционные суды. В ряде стран юристы иполитики стали даже говорить о превращении современного правового государства в«государство судей», что одновременно подчеркивает высокую юридизациюобщественных отношений и межличностных связей, порождающих судебные споры.Судебная власть, конечно, не может рассматриваться как самостоятельныйгенератор идей социального прогресса, ибо она по природе своей достаточноконсервативна и статична. Но те функции, которые она несет, помогают внедрениюв жизнь идеалов и институтов демократии и свободы.
Место судебной власти в системе органов государственной власти РоссийскойФедерации является характерным для демократического государства. Всеконституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этойветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняетсятем, что судебная власть является составной частью государственной власти. Ктому же эта власть – власть, а не ординарная деятельность судебных органов –непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требуетконституционного установления ее пределов и принципов. Конституции обычнозакрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью,организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов науровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключитьвозможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантииправосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможностьобжалования судебных решений и приговоров, а также – гарантироватьнезависимость и высокий статус деятелей юстиции.
Принцип разделения властей не только распределяет функции государственнойвласти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность ивзаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной иисполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативныеправовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, носудебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указовПрезидента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признанынеконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесениисудебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностямисполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий(бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяетсудебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции иполномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом вотношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единуюгосударственную власть.
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контрольи сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебнойвласти какой- либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной,ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должназаниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться впрерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно,влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многиеошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права впроцессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, частоотличное от первоначальных целей.
Именно поэтому в системе правоохранительных органов Российской Федерациисуды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием иобладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветвигосударственной власти.
Впервые судебные органы как носители судебной власти, равнозначной посвоему значению власти законодательной и исполнительной, были определены вЗаконе о статусе судей от 1992 г. Это установление было подтверждено вдальнейшем на конституционном уровне. Конституцией РФ 1993 года судебная властьвыделяется, как самостоятельная ветвь государственной власти и основныепринципы ее осуществления закреплены в нормах главы седьмой Конституции РФ. Субъектом,осуществляющим ее является только суд, который обладает только присущими емуспецифическими возможностями и способностями (назовем их полномочиями)воздействия на поведение людей и на процессы происходящие в обществе.
Среди этих полномочий важнейшим является правосудие, которое в соответствиис ч.1 ст.118 «… в Российской Федерации осуществляется только судом.»1.В этой же статье Конституции закреплено, что судебная система в РоссийскойФедерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционнымзаконом, запрещается создание чрезвычайных судов.
Что же конкретно понимается под судебной властью? Точного ответа на этотвопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ,специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие каккомпетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия,правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященныхправоохранительным органам, термин «судебная власть» понимается и какправомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд.Представляется, что термин «власть» все же следует понимать не какорган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться иуправлять. Поэтому судебную власть можно определить следующим образом.Судебнаявласть – это представление судом полномочия о разрешении справедливостиотнесенных к их компетенции вопросах, возникающих при применении права иреализация этих полномочий путем конституционного, арбитражного иадминистративного судопроизводства с соблюдение процессуальных норм создающихгарантию законности и принимаемых решений.
Судебные постановления обязательны для исполнения гражданами РФ и инымилицами, находящимися на территории РФ.
Судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную инезависимую часть государственного аппарата, обладающую рядом следующихотличительных признаков:
1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами– судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характердеятельности, существенно затрагивающий права и свободы граждан, интересыразличных органов и организаций, определяют особое положение суда вгосударственном механизме. Непосредственными носителями судебной властиявляются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повышенные требованияотносительно и профессиональной подготовки, и моральных качеств.
2. Исключительность судебной власти – признак, тесно связанный спредыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118Конституции РФ, ст. 1 Закона «О судебной системе РФ»). Никакой другойгосударственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себесудебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяютсяКонституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, невходящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.
3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. Привыполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытываядавления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст.5 Закона «О судебной системе РФ»). Никто не имеет право давать судьерекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, несвязаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд можетотменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, меренаказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением противправосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этимнезависимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчинятьсячьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной властиозначает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кромевышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решениясуда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленнуюсистему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никомуне подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органамизаконодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона,гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.
4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определеност. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона «О судебной системе РФ».Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается приналичии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в судуголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешенияуголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме.Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное – разрешениедел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актовПрезидента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное –разрешение уголовных дел; гражданское – рассмотрение и разрешение дел,вытекающих из гражданских правоотношений; административное – рассмотрение иразрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ниЗакон «О судебной системе РФ», перечисляя виды судопроизводства, неназывают среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ,посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности также помещена вглаву 7 «Судебная власть». Арбитражные дела представляют собойразновидность гражданских и административных дел, а их рассмотрениеосуществляется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексомРоссийской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражногопроцесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властьюявляется не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконныерешения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб нанеобоснованное применение меры пресечения – заключения под стражу,санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренных ст. 23и 25 Конституции РФ.
5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии спроцессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебныхдокументов и точное выполнение судами всех процессуальных требованийгарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела ивынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересызатронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводствоосуществляется в соответствии с Законом «О Конституционном суде РФ».Уголовное, гражданское и арбитражное – по правилам, установленнымсоответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражнымкодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельностисуда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5разделами).
6. Властный характер полномочий суда – один из самых существенныхпризнаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны длявсех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц играждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод,наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер законаи подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случаеневыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применитьпринудительные меры для реализации судебных решений.
Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участиепредставителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право гражданучаствовать в осуществлении правосудия, но правосудие является основной частьюсудебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия,граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда,рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могутвходить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные деларассматриваются с участием присяжных заседателей.
В Законе о судебной системе Российской Федерации закреплены основныепризнаки судебной власти с позиции разделения властей и отделения судебнойвласти от законодательной и исполнительной.
Однако анализ данного Закона и других законов о судоустройстве позволяетвыдвинуть и обосновать еще ряд особенностей судебной власти, в частности:
·         осуществляется напрофессиональной основе судьями, обладающими особым статусом (правовымположением), установленным законом;
·         под законность, всилу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенциируководствуются только законом;
·         правоприменительныйхарактер: суд не издает законов и иных нормативных актов, а применяет их кконкретным фактам и обстоятельствам;
·         полнота власти,выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей какв разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применениимер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих иисключительных;
·         исключительность,т.е. не допускающая возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кембы то ни было после вступления в силу судебного акта, следовательно,исключающая вторичное наказание лица судом.
Итак, судебная власть в нашей стране осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства(ч.2 ст.118 Конституции РФ). Эти разновидности судопроизводства составляютосновное содержание, формы выражения судебной власти, вместе с тем ониопределяют границы правосудия как специфического вида государственнойдеятельности, осуществляемой судами и судьями. Однако судебная власть несводится лишь к данному полномочию, хотя и самому главному. Она включает и ряддругих, которые также имеют большое значение. В числе других полномочийсудебной власти высокую социальную значимость имеет осуществление судомконституционного контроля. В соответствии с ч.2 ст.120 Конституции РоссийскойФедерации “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие актагосударственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии сзаконом”1. Таким образом, судом осуществляютсяполномочия по контролю за законностью и обоснованностью решений и действийгосударственных органов и должностных лиц.
Порядок реализации данной нормы Конституции РФ регламентирован в ч.3 ст.5федерального конституционного Закона “О судебной системе” от 31.12.96г. N 1-ФКЗ- “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственногоили иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации,федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнаннымпринципам и нормам международного права, международному договору РоссийскойФедерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъектаРоссийской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями,имеющими наибольшую юридическую силу.”. Кроме того, можно отметить также следующиеполномочия:
·         обеспечениеисполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых другихорганов;
·         разъяснениедействующего законодательства на основе данных судебной практики;
·         направлениезапросов в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона,примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
·         участие вформировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества.Реализация этих полномочий тесно связана с правосудием и содействует егоосуществлению.
Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрениюи разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел иправовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения кправонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности иправопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательствконституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества игосударства.
Специфическое положение суда как органа судебной власти состоит также втом, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Ихосновная цель – обеспечение обоснованного, законного и справедливого решения. Внастоящее время сложилось несколько вариантов осуществления судебной власти,которые принято называть видами судопроизводства.
Следует отметить, что указанные виды процедур (судопроизводства)применяются различными судами, действующими в единой судебной системе.
Судебная система правосудия – третья необходимая ветвьвласти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. Вправовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом – важнейшаягарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд недолжен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ниисполнитель не должны присваивать себе функции суда.
Судебная власть, является одной из ветвей государственной власти. Всоответствии со ст.10 Конституцией РФ принятой 12.12.93г. “Государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны”1.
Данная норма Конституции РФ закрепила важнейший принцип разделениявластей, который в свою очередь является одним из главных признаков организациии деятельности правового государства. Этот принцип, который в разных своихформах рассматривался, как оптимальное разрешение проблемы устройствагосударственной власти и ее органов еще известными просветителями прошлыхстолетий, в современной трактовке означает, что ни одному из государственныхорганов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый изних осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельностьдругого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть отвозможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управлениягосударства, не связанного правом – вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственныймеханизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическоеверховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтомуверховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно онаоблекает в закон основные направления внутренней и внешней политики,обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своихорганов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятыхзаконодателем. Судебная власть призвана охранять право, правовые устоигосударственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.В ходе осуществления данных своих функций суд, как орган государственной властивправе влиять на содержание деятельности законодательных и исполнительныхорганов и признать закон неконституционным (несмотря на то, что акты,принимаемые законодательными органами обязательны для исполнения всеми, в томчисле судами), а решение исполнительного органа незаконным.
Таким образом, реализуется взаимодействие между ветвями государственнойвласти, выражающееся в дополнении и уравновешивании друг друга.
Невозможно было бы говорить об органах судебной власти, как о полноправныхи независимых, в ходе осуществления ими основных функций – правосудия или конституционногоконтроля, при отсутствии такого важного полномочия, как обеспечение исполненияприговоров и других судебных решений. Таким образом органы осуществляющиесудебную власть наделяются средствами принуждения к исполнению принимаемых имирешений. В соответствии с ч.6 ст.1 Закона РФ “О статусе судей в РоссийскойФедерации”: «Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочийобязательны для всех без исключения государственных органов, общественныхобъединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц.Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия,представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований ираспоряжений судей влечет установленную законом ответственность”.
2. Система таможенных органов,основные функции, цели и задачи таможенной политики и правоохранительной деятельности
 
Таможенные органы –одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развитиякоторых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ.Таможенные органы являются частью правоохранительных органов, осуществляющихзащиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. Наних возлагается таможенное дело, под которым понимается таможенная политика РФ,а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров итранспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления,таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, параметрысвободных экономических зон и свободных складов.
Вместе с тем таможенные органы Российской Федерации обеспечиваютзаконность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, организаций,государства и общества. В случаях нарушения таможенных правил и налоговогозаконодательства, контрабанды применяют государственное принуждение, привлекаютнарушителей к административной и уголовной ответственности.
Как видим, деятельность таможенных органов преследует, как правоохранительные,так и экономические цели.
Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасностигосударства, жизни и здоровья людей, окружающей природной среды.
Экономические – на пополнение доходной части государственного бюджета засчет взимания таможенных платежей, стимулирование отечественной экономики,защиту интересов национальных производителей путем установления квот,ограничений, таможенных тарифов. Организация и деятельность таможенных органовопределяется Таможенным кодексом РФ, а также другими законами и международнымидоговорами. Если международным договором РФ установлены иные правила, нежелипредусмотренные российским таможенным законодательством, применяются правиламеждународного договора.
В задачи таможенных органов входит участие в разработке таможеннойполитики России и реализация этой политики, организация и совершенствованиетаможенного дела, обеспечение экономической безопасности и единства таможеннойтерритории РФ, защита экономических интересов РФ, обеспечение участия РФ вмеждународном сотрудничестве по таможенным вопросам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное делоявляется исключительной монополией государства, которое обеспечивается:
* Единой таможенной политикой государства;
* Единством таможенной территории и таможенной границы;
* Единой системой таможенных органов государства и общей регламентациейих деятельности.
Правовая основа деятельности таможенных органов, их организацияопределяется Таможенным кодексом РФ, а также другими законами, в частности,Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ», Закон РФ«О таможенном тарифе», подзаконными актами и международными договорами.В тех случаях, когда международным договором РФ установлены иные правила,нежели предусмотренные российским таможенным законодательством, то всоответствии с Конституцией Российской Федерации применяются правиламеждународного договора.
На основании вышеизложенного можно сказать, что задачами таможенныхорганов являются: участие в разработке таможенной политики России; реализацияэтой политики; организация и совершенствование таможенного дела; обеспечениеэкономической безопасности и единства таможенной территории РФ; защитаэкономических интересов РФ; обеспечение участия РФ в международномсотрудничестве по таможенным вопросам.
Таможенные органы составляют единую централизованную систему, в которуювходят:
* Государственный таможенный комитет РФ;
* региональные таможенные управления РФ;
* таможни;
* таможенные посты.
В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории,научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительныецентры и другие предприятия и организации, подведомственные Государственномутаможенному комитету РФ.
Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенныйкомитет, которым руководит Председатель, назначаемый на должность иосвобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители Председателя назначаются надолжность Правительством РФ. При Председателе образована коллегия в качествесовещательного органа, рассматривающая важнейшие вопросы таможенного дела. В еесостав входят, помимо Председателя и его заместителей, другие руководящиеработники таможенных органов. При Государственном таможенном комитете действуеттакже Консультативный совет по таможенной политике.
Государственный таможенный комитет осуществляет руководство нижестоящими таможеннымиорганами. Структурно он состоит из управлений и отделов, каждый из которыхосуществляет деятельность в каком-либо одном направлении. В его состав входяттакие подразделения, как Управление организации таможенного контроля,Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Правовоеуправление, Таможенное управление, Управление федеральных таможенных доходов,Управление таможенной статистики и анализа, Отдел валютного контроля, Отделсобственной безопасности. Относительно недавно в Государственном таможенномкомитете создан Оперативный центр, осуществляющий организацию оперативнойдеятельности по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела.Государственный таможенный комитет РФ осуществляет организационные иконтрольные функции, определяет структуру таможенной системы, реорганизует иликвидирует таможенные управления, таможни, определяет их правовой статус.
ГТК России – центральный орган федеральной исполнительной власти,осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ (ст.7 ТК РФ).Он возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов. Какфедеральный орган ГТК России несёт ответственность за реализацию таможеннойполитики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу ииного законодательства, развитие, укрепление единства всей системывозглавляемых им таможенных органов. ГТК России выполняет не только функциинепосредственного руководства таможенным делом, но и координационные иконтрольные функции в этой сфере. В случаях, предусмотренных ТК РФ, а такжеиными актами законодательства, ГТК России издаёт в пределах своей компетенцииакты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможеннымиорганами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности,а также должностными лицами и гражданами.
ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет своюдеятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганами местного самоуправления. В отдельных случаях ГТК России может вступатьв непосредственные отношения с должностными лицами предприятий, учреждений,организаций, а также физическими лицами (например, когда должностные лица ГТКРоссии проводят дознание по факту контрабанды).
Правовое положение ГТК России, его задачи и функции, права и обязанности,структура определяются в ТК РФ и Положении о ГТК РФ, утверждённом УказомПрезидента РФ от 25 октября 1994 г., а также другими нормативными актами.
ГТК России решает все задачи, вытекающие из целей государственнойтаможенной политики РФ. Основные его задачи сформулированы в ст. 2 ТК РФ, ст. 4Положения о ГТК РФ и других нормативных правовых актах.
Основными задачами ГТК России являются: участие в разработке таможеннойполитики РФ; обеспечение в пределах своей компетенции единства таможеннойтерритории РФ; организация применения и совершенствование средств таможенногорегулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развитияэкономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия Россиив мирохозяйственных связях; организация и совершенствование таможенного дела вРФ; обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а такжезаконодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенныеорганы РФ; обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможеннымвопросам.
Основные функции ГТК России: В соответствии с возложеннымизадачами ГТК России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Егофункции и полномочия в общей форме определены в ст. 11 ТК РФ; непосредственно вст. 5 Положения закреплены 64 основные функции ГТК России. Функции ГТК Россииустанавливаются в других нормативных актах, регулирующих деятельностьтаможенных органов.
Региональные таможенные управления создаются для осуществленияорганизации таможенного дела, руководства таможнями и таможенными постами наопределенной территории, не совпадающей с административно-территориальнымделением РФ. Они осуществляют финансирование подчиненных таможенных органов,взаимодействие с органами местного самоуправления, другими правоохранительнымиорганами, коммерческими структурами. В настоящее время создано 10 региональных таможенныхуправлений: Севера-Западное, Дальневосточное, Северо-Кавказское, Восточно-Сибирское,Поволжское, Уральское, Московское, Западно-Сибирское, Дагестанское и Татарское.
Основные задач РТУ РФ: реализация таможенной политики РФна территорииподведомственного региона; разработка и реализация в пределах своей компетенциив подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможеннойтерритории РФ; разработка и реализация в пределах своей компетенции вподведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономическойбезопасности РФ (в части, относящейся к таможенному делу); обеспечение защитыэкономических интересов РФ в пределах компетенции таможенных органов;организация таможенного дела в подведомственном регионе; обеспечение применениясредств таможенного регулирования экономической деятельности; обеспечениесоблюдения единообразного применения и осуществления контроля за исполнениемзаконодательства РФ о таможенном деле и других правовых актов, контроль за исполнениемкоторых возложен на таможенные органы РФ; организация и осуществление борьбы сконтрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениямитаможенных правил; руководство, обеспечение, координация и контроль задеятельностью подведомственных таможенных органов РФ; обеспечениесвоевременности и полноты поступления таможенных платежей; содействие развитиювнешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц; учетпотребностей подведомственного региона в сфере таможенного дела, принятие впределах своей компетенции мер, направленных на удовлетворение такихпотребностей и др.
Основные функции РТУ РФ. В соответствии с возложенными на него задачами РТУ РФвыполняет значительное число функций. Наиболее важные из них это:
·         В частиреализации таможенной политики.
·         По вопросаморганизации таможенного дела на подведомственной территории.
·         По вопросамвзимания таможенных платежей по вопросам таможенного контроля.
·         По вопросамборьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
·         По вопросамвалютного контроля.
·         По вопросамзаконодательства и укрепления законности.
·         По вопросамматериально-технической базы таможенных органов.
·         По вопросамработы с кадрами.
Структура РТУ. Типовая структура, общая (предельная) штатная численность,фонд оплаты труда РТУ РФ утверждается ГТК России.
Возглавляет РТУ РФ начальник, назначаемый на должность и освобождаемый отдолжности председателем ГТК России. Заместители начальника, главный бухгалтер(начальник отдела бухгалтерского учёта и контроля) и начальник юридическогоотдела РТУ РФ назначаются на должность и освобождаются от должности приказамиГТК России по представлению начальника РТУ РФ; начальники иных самостоятельныхструктурных подразделений РТУ РФ назначаются и освобождаются то должностиприказами РТУ РФ по согласованию с соответствующими функциональными подразделениямиГТК России.
Таможнями являются государственные органы, через которые осуществляетсяввоз в страну и вывоз с ее территории экспортируемых и импортируемых товаров,багажа, почтовых отправлений и других грузов. Границы деятельности таможниопределяет Государственный таможенный комитет, он же осуществляет их создание иликвидацию. Существуют пограничные таможни, создаваемые на таможенной границе,внутренние таможни, создаваемые в глубине территории страны. Таможни такжеподразделяются на сухопутные, морские, речные и воздушные. Таможня являетсяюридическим лицом, имеет свою печать и счета в банках.Таможня РФ входит вединую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность подобщим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ РФ, которомуона подчинена. Решением ГТК отдельные таможни могут быть подчиненынепосредственно ГТК России.
С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФподразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФрасполагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с государственнойграницей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты, аэропорты,приграничные железнодорожные станции). Примером пограничных таможен могутслужить Балтийская, Благовещенская, Уссурийская и др. примером внутреннихтаможен являются: Брянская, Нижегородская, Ростовская и др.
Правовой статус таможни РФ определяется Общим положением о таможне РФ,утверждённым приказом ГТК России от 10 января 1996 г. №12 (приложение №2).Специальными нормативными актами ГТК России может определять деятельностьспециализированных таможен РФ.
Специализированные таможни РФ выполняют специальные таможенные операциилибо осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную границуотдельных специфических грузов. Приме Энергетическая таможня РФ в Москве. Онасоздана в 1994 г. для усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом,электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу трубопроводнымтранспортом и по линиям электропередач исходя из специфики перемещения такихтоваров через таможенную границу.
Основные задачи таможни РФ.
Непосредственное осуществление таможенного дела;
Осуществление мер по реализации таможенной политики;
Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечениеединства таможенной территории РФ, в части относящейся к таможенному делу;
Обеспечение защиты экономических интересов РФ;
Применение средств таможенного регулирования экономической деятельности;
Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенногозаконодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которыхвозложен на таможенные органы;
Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; применениетаможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов,относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взиманиетаможенных платежей и осуществления валютного контроля;
Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сферетаможенного дела, с нарушениями таможенных правил.
Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовоеобеспечение своей деятельности.
Основные функции таможни РФ.таможня РФ в соответствии с возложеннымина неё задачами выполняет многообразные функции. В общем положении перечислено65 её основных функций. Перечислим те из них, которые отражают спецификудеятельности таможни РФ.
По вопросам реализации таможенной политики;
По вопросам таможенного контроля;
По вопросам таможенных платежей;
По вопросам борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сферетаможенного дела;
По вопросам содействия развитию внешнеэкономической деятельности;
По вопросам развития материально-технической и социальной базы своейдеятельности;
По вопросам работы с кадрами.
Таможенный пост – подразделение таможни, уполномоченное в полном объемепроводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте илина конкретной территории. Таможенный пост не является юридическим лицом.Таможенный пост РФ входит в единую систему таможенных органов РФ иосуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФлибо РТУ РФ в случае непосредственного подчинения управлению.
Решениями ГТК России отдельные таможенные посты РФ могут быть подчиненынепосредственно ГТК России.
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУРФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или подчинённогонепосредственно ГТК России — ГТК России.
По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако всоответствии с решением ГТК России, таможенный пост может быть наделён статусомюридического лица. В этом случае он имеет самостоятельный баланс, текущие счетапо федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках, обладаетправом оперативного управления в отношении закреплённого за ним имущества,являющегося федеральной собственностью.
Правовой статус таможенного поста определяется Общим положением отаможенном посте РФ, утверждённом приказом ГТК России от10 января 1996 г. №12(Приложение №3). Специальными нормативными актами ГТК России может определятьспецифические особенности деятельности отдельных таможенных постов РФ.
Основные функции таможенного поста схожи с основными функциями таможниРФ.
Таможенные органы, осуществляя возложенные на них задачи, выполняют такиевиды деятельности, как:
— взимание таможенных платежей;
— таможенное оформление;
— таможенный и валютный контроль;
— оперативно-розыскная деятельность;
— расследование преступлений в форме дознания.
Согласно ст. 10 Таможенного кодекса таможенные органы:
·         обеспечиваютсоблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен натаможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав иинтересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлениитаможенного дела;
·         взимаюттаможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
·         обеспечиваютсоблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средствчерез таможенную границу Российской Федерации;
·         содействуютразвитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации,автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
·         осуществляютконтроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересовРоссийской Федерации материалов;
·         участвуют вразработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке иреализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых черезроссийскую границу;
·         защищаютэкономические интересы и обеспечивают в пределах своей компетенцииэкономическую безопасность, являющуюся основой суверенитета РоссийскойФедерации;
Кроме того, на них возложено:
·         содействиеосуществлению мер по защите государственной безопасности, общественногопорядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных ирастений, охране окружающей природной среды, защите интересов российскихпотребителей ввозимых товаров;
·         применениесредств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взиманиетаможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; обеспечениеразрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную российскую границу;
·         осуществление исовершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а такжесоздание условий, способствующих ускорению товарооборота;
·         осуществлениевалютного контроля в пределах своей компетенции;
·         борьба сконтрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства,относящегося к товарам, перемещаемым через российскую таможенную границу;пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного,исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран,объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений;содействие в борьбе с международным терроризмом;
·         выполнениемеждународных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенногодела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенноедело; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органамииностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросамитаможенного дела;
·         другие функции,предусмотренные законодательством.
Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами,предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательстводопускает выполнение отдельных действий. Относящихся к компетенции таможенныхорганов, иными государственными органами, предприятиями, организациями. Приэтом таможенные органы вправе контролировать такую деятельность (например,деятельность владельца частного склада временного хранения, таможенногоперевозчика и т. д.).
Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействиетаможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач.
За перемещение товаров и транспортных средств через границу таможенныеорганы взимают таможенные платежи. К ним относятся таможенная пошлина, налог надобавленную стоимость, таможенный сбор, таможенная плата.
Таможенное оформление представляет собой совокупность осуществляемых таможеннымиорганами действий (транспортировка, взвешивание, заполнение документов и др.),связанных с пропуском в Россию или за границу товаров и транспортных средств,перемещаемых через таможенную границу.
Таможенный и валютный контроль представляет собой совершение таможеннымиорганами действий в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицамиустановленных правил ввоза, вывоза и транзита грузов, товаров, транспортныхсредств, валюты и валютных ценностей. Таможенный и валютный контроль осуществляетсяпутем проверки документов, таможенного досмотра товаров, транспорта, личногодосмотра, устного опроса, осмотра помещений, складов и других мест, где могутхраниться товары, транспортные средства, валюта и валютные ценности, подлежащиетаможенному и валютному контролю.
Выявив нарушение таможенных правил, влекущее административнуюответственность, таможенные органы осуществляют производство по делу,руководствуясь правилами, установленными Таможенным кодексом и Кодексом обадминистративных правонарушениях. К виновным лицам применяют мерыадминистративной ответственности: предупреждение, штраф, отзыв лицензии,выдаваемой таможенными органами на осуществление определенной деятельности всфере таможенного дела, конфискация товаров и транспортных средств, валюты ивалютных ценностей. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей таможенныеорганы имеют право обращать взыскание на имущество плательщика, отзыватьлицензии на проведение банковских операций.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами вцелях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, отнесенных законом ких компетенции, таких, как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежейв крупных размерах, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте идр. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия таможенные органы проводяттакже по запросам международных таможенных организаций, таможенных органовиностранных государств. Оперативно-розыскная деятельность также осуществляетсяв целях борьбы с такими преступлениями, как терроризм, незаконный оборот наркотикови оружия, во взаимодействии с оперативными подразделениями другихправоохранительных органов.
По делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, таможенныеорганы обладают правами органа дознания. Обнаружив признаки такогопреступления, таможенные органы (это, как правило, подразделения по борьбе сконтрабандой и нарушениями таможенных правил) возбуждают уголовное дело,производят неотложные следственные действия и не позднее 10 дней с моментавозбуждения уголовного дела передают дело по подследственности, выполняя вдальнейшем поручения следователя.
При реализации этих функций таможенные органы Российской Федерациивзаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственнымиорганами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ, способныепо своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять должностныеобязанности. При первом назначении на должность кандидата может быть установлениспытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенных органовприсваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям, дляних установлено ношение форменной одежды. Сотрудники таможенных органов какпредставители федеральных исполнительных органов находятся под зашитой государства.Все их законные требования подлежат обязательному исполнению гражданами идолжностными лицами. В случаях и порядке, установленных законом, должностныелица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средстваи огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам других федеральныхправоохранительных органов, им запрещается совмещать работу в таможенныхорганах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательскойдеятельностью. Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ,способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнятьдолжностные обязанности. При первом назначении на должность кандидата можетбыть установлен испытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенныхорганов присваиваются специальные звания, соответствующие определеннымдолжностям, для них установлено ношение форменной одежды. Сотрудники таможенныхорганов как представители федеральных исполнительных органов находятся подзащитой государства. Все их законные требования подлежат обязательномуисполнению гражданами и должностными лицами. В случаях и порядке, установленныхзаконом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу,специальные средства и огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам другихфедеральных правоохранительных органов, им запрещается совмещать работу втаможенных органах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательскойдеятельностью.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органамиосуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельноститаможенных органов и определяются действующим законодательством.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органамиосуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельноститаможенных органов и определяются действующим законодательством.
Судебный контроль, как правило, осуществляется при рассмотрении жалоб нанезаконные действия и решения таможенных органов и их должностных лиц.
Общее руководство и контроль со стороны государства таможенных органовосуществляют Президент и Правительство РФ.
Ведомственный контроль осуществляется подразделениями вышестоящихтаможенных органов, которые проводят периодическую проверку соответствующихнижестоящих подразделений. Служба безопасности таможенных органов выявляет изчисла сотрудников этих органов лиц, совершающих должностные преступления.
Задача 1
 
В ночь на 15 сентября 2004 года гр. Соловьев был задержан сотрудникамипатрульно-постовой службы за совершение административного правонарушения(выражался нецензурной бранью в общественном месте). Его доставили вмедицинское учреждение для определения наличия в организме алкоголя, с цельюдальнейшего объективного рассмотрения дела о правонарушении. Гр. Соловьевобратился с жалобой к начальнику милиции, в которой указал, что сотрудникипоступили в отношении него незаконно. Правы ли сотрудники милиции общественнойбезопасности?
Ответ: Сотрудники были не правы, поскольку гр. Соловьев был задержан за мелкоехулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). «Мелкое хулиганство, то есть нарушениеобщественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающеесянецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием кгражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества».Ответственность за данное правонарушение наступает вне зависимости от состояниязадержанного, поэтому определение наличия в организме алкоголя на дальнейшееобъективное рассмотрение дела никак не влияло.
Задача 2
 
Сотрудник ФСБ, руководствуясь ФЗ «Об органах Федеральной службыбезопасности», позволяющего привлекать отдельных лиц к сотрудничеству нагласной и негласной основе использовал конфиденциальное содействие прокурораобластной прокуратуры. Правомерны ли действия сотрудника ФСБ? Назовите, когонельзя привлекать к сотрудничеству на негласной основе? Являются ли сведения олицах, привлекаемых к сотрудничеству на конфиденциальной основе предметом прокурорскогонадзора?
Ответ: Действия сотрудника ФСБявляются неправомерными, поскольку ст. 19 ФЗ «Об органах Федеральной службыбезопасности» гласит: «…Запрещается использовать конфиденциальное содействие наконтрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних,священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированныхрелигиозных организаций».
Сведения о лицах, привлекаемых к сотрудничеству на конфиденциальнойоснове предметом прокурорского надзора не являются в соответствии со ст. 24того же ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности».

Список использованной литературы:
1.        Кодекс обадминистративных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
2.        Таможенный кодексРоссийской Федерации от 18 июня 1993 года №5221-I .
3.        ФЗ «Об органахФедеральной службы безопасности».
4.        Козырин А.Н.«Таможенное право России: общая часть», М.: Спарк, 2005.
5.        Баглай М. В. Конституционноеправо Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2003.
6.        Козлова И. Е., КутафинО. Е. Конституционное право России. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000.
7.        Комментарий кТаможенному кодексу Российской Федерации под редакцией Максимцева В.А. иГабричидзе Б.Н. – Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1999.
8.        Правоохранительныеорганы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова. –М.: Юрид. лит., 2003.
9.        С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбыРоссийской Федерации. М. 2005.
10.     Чувилев А.А.,Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция,2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.