КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Теория государства и права»
по теме: «Правоприменение»
Вопрос 1.Понятие и формы реализации права
Реализация как таковаяпредставляет собой процесс перевода явления в иное качество, процессупотребления его качеств, свойств с целью достижения определенного результата.Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомерногоповедения, использование свойств права для достижения социально полезногорезультата. Задача процесса правореализации – эффективно, без всяких отклонений(в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение,максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, иисчерпывающе выполнять его требования. Таким образом, можно сказать, чтоправовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическомправомерном поведении субъектов. Однако следует сразу же заметить, что этоттезис имеет прямое отношение лишь к предоставительно-обязывающим нормам, тоесть к нормам, непосредственно регулирующим поведение, хотя они и составляютосновной массив юридических норм. Специальные же (или специализированные) нормы(декларативные, дефинитивные, оперативные и др.) непосредственно поведением нереализуются: они реализуют свое предназначение через системные связи спредоставительно-обязывающими нормами, помогая им в регулировании поведения.
Субъектами реализацииправа являются те лица, на которых право распространяет свое действие, то естьсубъекты права. Объектом реализации выступает система законодательства,наличный массив нормативно-правовых актов.
Правовую систему можноподелить на два блока – правотворческий и правореализующий. При этом, заметим,процессы правореализации идут и в правотворческом блоке, посколькуправотворческая деятельность тоже регламентируется правом.
В качестве формреализации права в литературе традиционно выделяют использование, исполнение исоблюдение (обычные или ординарные формы) и особую форму реализации –применение правовых норм.
Использование, исполнениеи соблюдение разграничиваются по видам реализуемых норм и характеру правореализующихдействий.
В форме использованияреализуются управомочивающие нормы. Слово «использование» говорит само за себя.Оно означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимыеему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес. Использование можетосуществляться как активным поведением, так и пассивным.
В форме исполненияреализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий).
В форме соблюденияреализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания отдействий).
Применение правапредставляет собой властную деятельность специально уполномоченных субъектов ирассматривается как особая форма.
Вопрос 2.Применение права: понятие и стадии
Правоприменение – особаяформа реализации права. В форме применения права государство еще раз (послеиздания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правовогорегулирования.
Правоприменение требуетсяв тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властногосодействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:
а) когда необходимоофициально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданинав судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормывообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления(право на пенсию);
в) когда речь идет ореализации санкции.
Применение права, какопределенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия – это отрезоккакого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этогоприобретающий относительную самостоятельность и завершенность.
В качестве основных можновыделить три стадии:
1) установлениефактических обстоятельств дела;
2) формированиеюридической основы дела;
3) решение дела.
В качестве дополнительнойстадии может выступить государственно-принудительная реализацияправоприменительного акта.
Первые две стадии имеютподготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизниони протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращатьсято к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту идругую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как разтакие «реальные» стадии и указаны.
Стадия формированияфактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствияюридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощьюфактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямоотносится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия(формирование юридической основы дела) включает в себя следующиеправоприменительные действия:
а) выбор юридическойнормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинностинормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая»критика);
в) проверка правильноститекста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержаниянормы права (путем толкования).
Третья стадия (решениеюридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенныйпроцесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и кактворческий, и как государственно-властный.
Вопрос 3.Правоприменительный акт: понятие, структура, виды
По результатамправоприменения выносится акт применения права –официальный акт-документкомпетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное велениепо применению права.
Все правовые акты можноподелить на две большие группы – нормативные и индивидуальные. От другихиндивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительныйакт отличает государственно-властный характер.
Акты применения праваимеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
а) представляют собойписьменные акты-документы;
б) исходят отгосударства;
в) обладают юридическойсилой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В то же время онисущественно различаются: если нормативно-правовые акты содержатгосударственно-властные предписания общего характера, то содержаниемправоприменительных актов являются индивидуальные (конкретизированные и посубъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.
Правоприменение бываетдвух видов – позитивное и юрисдикционное.
Позитивноеправоприменение – это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, акак обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. Впорядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии,обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать,что позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционноеправоприменение – это применение санкций (то есть охранительных норм) в случаенарушения диспозиций (регулятивных норм).
Таким, образом,позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционноеможет коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
Вопрос 4.Правоприменение при пробелах в праве
В стадии формированияправовой основы в процессе правоприменения могут возникнуть помехи из-заналичия в законодательстве пробела, который представляет собой отсутствиеконкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств,находящихся в сфере правового регулирования.
Пробелы в праве следуетотличать от случаев полной неурегулированности социальной сферы, которая можетбыть ликвидирована лишь путем право-творческой деятельности.
Отличительная чертапробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которыхотсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы,законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичныхобстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы.Таким образом, пробелы – это своего рода «пропуски» в правовом пространстве, вткани юридических норм, которые нежелательны и, в принципе, должны быть исключеныиз общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.
С точки зрения причинвозникновения пробелов в законодательстве пробельность может бытьпервоначальной и последующей.
Первоначальная имеетместо в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования,уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировкаминормативно-правового акта.
Последующая пробельностьявляется следствием появления новых отношений в предмете правовогорегулирования в результате развития регулируемой социальной сферы, то есть тойсферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Такимобразом, в каком-то смысле образование последующих пробелов в законодательстве– явление закономерное, хотя в таких ситуациях в полной мере себя должнопроявлять правовое прогнозирование.
В принципе, пробелы вправе, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устранятьсязаконодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесноговзаимодействия элементов системы права, пробел в праве можно восполнить еще впроцессе реализации права, а именно – в процессе правоприменения.
Проф. С.С. Алексеевпишет, что «восполнение пробелов в праве — это специфическая форма (метод)применения действующего права, при котором юридическое дело решается, всоответствии с волей законодателя, не нашедшей, однако, выражения в конкретныхюридических предписаниях».
Традиционно вюриспруденции выделяют два способа восполнения пробелов в праве – аналогиюзакона и аналогию права. Некоторые авторы в качестве еще одного способаназывают субсидиарное применение права.
Аналогия закона(думается, что правильнее в этом случае говорить об аналогии правовой нормы)предполагает соблюдение ряда условий:
а) наличие общей правовойурегулированности данного случая;
б) отсутствие адекватнойюридической нормы;
в) существованиеаналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства,аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель.
Сходство юридическихфактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.
Аналогия правапредставляет менее точный прием решения юридического дела по аналогии ипредполагает соблюдение следующих условий:
а) наличие общей правовойурегулированности данного случая;
б) отсутствие адекватнойюридической нормы;
в) отсутствие аналогичнойнормы.
В литературе отмечается,что в этой ситуации правоприменитель должен в решении юридического делаисходить из общих начал и смысла законодательства. На практике это означаетиспользование принципов – общих, межотраслевых, отраслевых, принциповинститутов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерностипредмета и механизма правового регулирования.
Применение аналогии правапри наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличииадекватной, будет ошибкой правоприменителя.
Списоклитературы
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическаялитература, 2004.
3. Законность в Российской Федерации. Сборник статей. М,2006.
4. Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис.//Конституционнаязаконность и прокурорский надзор. М., 2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. Право и Власть.М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общая теория права и государства. М.,2004.
7. Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права. Н. Новгород,2003.
8. Новый юридический энциклопедический словарь. М, 2007.