План работы
Задание№1
Правовыеосновы наличного денежного обращения
Задание№2
2.1Укажите, в каких из нижеперечисленных случаев возникают финансовыеправоотношения и проанализируйте специфические признаки финансовогоправоотношения
а)По приговору суда все имущество Сидорова, в том числе вклады в банках, подлежатконфискации в пользу государства
б)Суд принял решение о передаче бесхозяйного имущества в виде сумки с деньгами впользу государства
в)Налоговый орган направил предприятию требование об уплате штрафа в бюджет заналоговое правонарушение
2.2Имеет ли право НБ РБ предоставлять кредиты Правительству? Если да, то, в какихслучаях?
2.3Осуществляется ли обязательная продажа иностранной валюты на внутреннемвалютном рынке Республики Беларусь предприятиями почтовой связи? Сформулируйтеосновные требования к обязательной продаже иностранной валюты
Задание№3
Вобеспечение возврата выданного кредита был заключен договор страхования рисканепогашенного кредита. Кредит не был возвращен заемщиком, страховая организацияликвидирована. Какие действия может предпринять в данном случае банк повозврату кредита?
Прокомментируйтеситуацию
Списокиспользованных источников
Задание №1
Правовые основы наличного денежного обращения
Наличное денежное обращение – непрерывное движение наличных денег,выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплатутоваров, оказываемых услуг и другие платежи.
Государственный контроль за размером денежной массы, находящейся вобращении, в промышленно развитых странах стал осуществляться сравнительнонедавно. На Западе политика в области регулирования денежной массы получиланазвание «таргетирование». Основная идея, которая стоит за таргетированием,заключается в том, чтобы не только спланировать, т.е. определить количественныепараметры денежной массы, но сделать этот процесс публичным.
Банки выдают наличные деньги на цели, установленныезаконодательством Республики Беларусь, для рационального распределенияимеющихся кассовых ресурсов, осуществляют контроль за выдачей наличных денегпредприятиям, предпринимателям, частным нотариусам в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь.
Для организации контроля банк согласно статье 22 Банковскогокодекса Республики Беларусь самостоятельно определяет перечень сведений(документов), представляемых в банк предприятием, предпринимателем, частнымнотариусом. Национальный банк в пределах своей компетенции может разрабатыватьрекомендации банкам по перечню сведений (документов), используемых банками дляосуществления контроля при проведении отдельных операций банков с наличными деньгами.
Выдача наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии,пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов производится всоответствии с законодательством Республики Беларусь в сроки, определяемыедоговором между предприятием, предпринимателем, частным нотариусом, с однойстороны, и банком – с другой стороны. Банки при определении в договореконкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учитывают необходимостьравномерного распределения их по дням месяца для обеспечения удовлетворения обоснованныхтребований предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в наличныхденьгах.
Предприятия, предприниматели и частные нотариусы представляют вбанки копию либо выписку из коллективного договора (соглашения), трудовыхдоговоров (контрактов) с указанием сроков выплаты заработной платы, стипендий,пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов при открытиитекущих (расчетных) счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерахуказанных выплат представляются в сроки и в порядке, определяемые договором.
Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре(контракте) сроки выплаты заработной платы определены не в один, а в несколькодней, обслуживающий банк по письменному согласию предприятия, предпринимателя,частного нотариуса может устанавливать конкретный (один) день по каждому срокуполучения наличных денег из банка на эти цели (за 1-ю, за 2-ю половину месяца идругие сроки).
Выдача наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии,пособия по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, можетпроизводиться банками в целях равномерного распределения нагрузки на кассовыхработников начиная с четверга.
Выдача наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные ипредпраздничные дни, производится банками не более чем за три рабочих дня до ихнаступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают собщеустановленными, – накануне выходных дней этих предприятий.
Выдача наличных денег для расчетов с увольняемыми и уходящими вотпуск работниками, а также в иных случаях, предусмотренных законодательствомРеспублики Беларусь, производится независимо от определенных в договоре междупредприятием, предпринимателем, частным нотариусом и банком сроков выплатызаработной платы, доходов предпринимателей, частных нотариусов.
Для обеспечения рационального регулирования кассовых ресурсов иупорядочения выдач наличных денег банки на основании сведений, полученных отпредприятий, предпринимателей, частных нотариусов о размерах и определенныхдоговором сроках выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, доходовпредпринимателей, частных нотариусов, ежеквартально, с разбивкой по месяцам,составляют календари выдач наличных денег на заработную плату, стипендии,пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов (по дням).
Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег банки 2раза в год составляют и не позднее 15 апреля и 15 октября представляют вГлавные управления Национального банка календари выдач наличных денег назаработную плату, а также согласованные в установленном порядке сроки выдачиналичных денег.
При этом не учитывается заработная плата, стипендии, пенсии,пособия, доходы предпринимателей, выплачиваемые предприятиями,предпринимателями, частными нотариусами из выручки и через эксплуатационныепредприятия Министерства связи Республики Беларусь.
Выдача наличных денег из касс банков на расчеты междупредприятиями, предпринимателями, частными нотариусами производится в пределахразмера, согласованного с обслуживающим банком, за вычетом суммы,использованной на эти цели из выручки.
Контролирующие органы в пределах своей компетенции осуществляютпроверки соблюдения предприятиями, предпринимателями, частными нотариусамиправил ведения кассовых операций, порядка расчетов наличными деньгами вРеспублике Беларусь, применяют меры ответственности, предусмотренныезаконодательством Республики Беларусь.
Банки имеют право осуществлять контроль за соблюдением правилведения кассовых операций и порядка расчетов наличными деньгами в РеспубликеБеларусь предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами, открывшими уних текущие (расчетные) и иные счета, в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь.
Банки не осуществляют контроль за соблюдением правил ведениякассовых операций и порядка расчетов наличными деньгами в Республике Беларусьдипломатическими представительствами, консульскими учреждениями иностранныхгосударств.
Материалы проверок оформляются актом.
Национальный банк осуществляет контроль за работой банков поорганизации наличного денежного обращения. В этих целях Национальный банк и егоструктурные подразделения проводят проверки банков.
Главные управления и отделения Национального банка ежеквартальноанализируют состояние наличного денежного обращения.
Объектами анализа являются:
– складывающиеся тенденции в наличном денежном обращении и егоструктуре во взаимосвязи с развитием экономики области, г. Минска;
– источники поступлений наличных денег в кассы банков, направленияих выдач из касс банков, анализ отчетных данных о кассовых оборотах поотдельным показателям за предыдущие периоды – соответствующий период прошлогогода и квартал (месяц), предшествующий анализируемому;
– уровень инкассации торговой выручки, образующейся в сферепотребительского рынка, и не использованные банками возможности мобилизациивнутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий,предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах;
– территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятиеденег из обращения, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег;
– влияние изменений в направлениях использования денежных доходовнаселения и источниках их формирования.
Структурные подразделения Национального банка осуществляютпроверки банков по организации наличного денежного обращения с целью проверитьработу банков по исполнению законодательства Республики Беларусь (включаянормативные правовые акты Национального банка), регулирующего организациюналичного денежного обращения, а также принять предупредительные меры и выработатьрекомендации по устранению выявленных нарушений.
Проверки банков проводятся специалистами отделов (управлений)денежного обращения как в составе комплексных групп, так и самостоятельно наосновании графиков проведения инспекций банков, утверждаемых руководителямиструктурных подразделений Национального банка.
В ходе проверки рассматривается организация банком работы пообеспечению рационального движения потоков наличных денег, своевременногоудовлетворения обоснованной потребности в наличных деньгах, а также организацияпредварительного контроля за выдачей наличных денег из касс банка.
Материалы проведенных специалистами структурных подразделенийНационального банка проверок банков оформляются актом (справкой) произвольнойформы в трех экземплярах, в котором указываются дата проверки, составпроверяющих и кем он назначен, что установлено в результате проверки. Одинэкземпляр акта (справки) проверки банка передается руководителю банка.
Результаты проверок в трехдневный срок рассматриваются начальникомсоответствующего управления (отдела), при необходимости соответствующиепредложения вносятся на рассмотрение руководства структурных подразделенийНационального банка.
Копия акта (справки) с информацией о принятых мерах направляется вНациональный банк.
Налично-денежный оборот – совокупность платежей наличными деньгамиза определенный период времени. Характеризуется использованием наличных денегнаселением, предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами как средстваобращения и платежа.
По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот –процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличноеденежное обращение характеризуется использованием наличных денег в функциисредства обращения и платежа, опосредствующим оплату товаров, оказываемых услуги другие платежи. По величине наличный денежный оборот – совокупность платежейналичными деньгами за определенный период времени. Именно этот оборотобслуживает в большей части формирование доходов и расходов населения.
Наличные деньги начинают свое движение из касс банков, преждевсего из центрального банка как Эмиссионного центра, из оборотных касс этогобанка они поступают в коммерческие банки. Предприятия, организации,предприниматели за счет имеющихся на их счетах средств или предоставленногокредита получают наличные деньги в кассах коммерческих банков. Эти денежныесуммы предназначены для выплаты заработной платы и приравненных к ней платежейи осуществления других платежей наличными деньгами.
Часть наличных денег из касс банков может продаваться другим банкам,а также непосредственно выплачиваться населению (проценты по вкладам, выплатапенсий, пособий, дивидендов и др.). Из касс предприятий, организаций,индивидуальных предпринимателей производятся выплаты населению наличных денег,полученных по целевому назначению в банках. Незначительные суммы используютсядля расчетов наличными деньгами между предприятиями, организациями.
Следующий этап движения наличных денег – расходование (использование)их населением на покупку товаров, оплату услуг, в качестве платежей в пользугосударства и других юридических и физических лиц.
Расходование части денег может быть отложено (сбережения населения)в организованной и неорганизованной формах. От населения наличные деньги вновь поступаютв кассы предприятий, организаций, но последние не могут ими воспользоваться дляденежных расчетов минуя банк и должны сдавать в банк для зачисления на счета.Таким образом, наличные деньги, начав свое движение из касс банков, пройдя всеканалы обращения, возвращаются обратно в банки, чтобы начать новый оборот.
Одни и те же денежные знаки могут совершать множествокругооборотов, одновременно находясь во всех стадиях. Обращение наличных денегпроисходит непрерывно, и в центре него находятся банки. Такая позиция вкругообороте наличных денег чрезвычайно важна. Это позволяет концентрироватьналичные деньги в банках, что приводит к ускорению их обращения, сокращениюиздержек по денежному обороту, обеспечивает плавность их перехода в безналичнуюденежную сферу и, наоборот, без встречных перевозок денег в кассах предприятий,организаций, банки устанавливают для них предельные суммы (лимиты) наличныхденег, которые могут оставаться в кассе на конец дня, и жесткие сроки их сдачив банки (предприятия связи). Кроме того, определена возможная величинарасходования на месте предприятиями, организациями поступающей денежнойвыручки.
В процессе организации денежного оборота решаются такие важныеэкономические задачи, как:
– определение общего объема налично-денежного оборота; егоструктуры; изучение складывающихся тенденций;
– направление и регулирование денежных потоков;
– размещение денежной массы по территории страны;
– определение массы денег в наличной форме, находящейся вобращении; величины денежных агрегатов;
– установление уровня инкассации выручки; другие методымобилизации банками наличных денег;
– расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.
Прогноз наличного денежного оборота (прогноз кассовых оборотовбанков) составляется на основе прогноза основных направленийсоциально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотовбанков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал,предшествующий прогнозируемому.
Квартальные прогнозы наличного денежного оборота составляются:всеми банками – по обслуживаемым предприятиям, предпринимателям, частнымнотариусам, Главными управлениями Национального банка – по областям и г.Минску, Национальным банком – по республике в целом.
Прогноз наличного денежного оборота составляется банками поисточникам поступлений и направлениям выдач наличных денег.
Банки для определения потребности в наличных деньгах составляютпрогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег. Прогноз кассовыхоборотов делается на основе сведений, накапливаемых в банке по обслуживаемымпредприятиям, предпринимателям по источникам поступлений и направлениям выдачналичных денег, на основе динамических рядов.
Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целомделается Национальным банком. Для этого используются данные прогноза основныхнаправлений социально-экономического развития, а также данные кассовых оборотовучреждений банков. При этом Национальный банк привлекает дополнительные данные:прогнозные расчеты розничного товарооборота (включая общественное питание),сведения об объеме платных услуг (наличными), данные предприятий связи, органовстрахования, статистики, Министерства финансов, налоговых органов и другихорганизаций, имеющих отношение к формированию налично-денежного оборота вреспублике.
Прием, выдача, хранение денежной наличности учреждениями банковосуществляется в порядке, установленном нормативными документами поэмиссионно-кассовым и кассовым операциям в учреждениях банков РеспубликиБеларусь, правилами организации наличного денежного оборота. Эти правилаохватывают:
1) порядок создания кассовых узлов, проектирование, техническуюукрепленность кассового узла, оборудование рабочих мест кассовых работников вбанке, создание касс и т.п.;
2) совершение кассовых операций с наличной национальной валютой,работу приходной, расходной, вечерней касс, подкрепление операционной кассы,порядок работы касс банков при субъектах хозяйствования и расчетно-кассовыхцентров, распоряжение денежной наличностью при использовании банкоматов;
3) внутрикассовый оборот и обработку денежной наличности,оформление кассовых документов, формирование папок с документами, организациюработы с денежной наличностью (формирование, упаковка денежных знаков, работа сфальшивыми и сомнительными банкнотами), организацию работы кассы пересчета,передачу ценностей между кассовыми работниками, определение подлинности иплатежности денежных билетов;
4) инкассацию денежной выручки и перевозку ценностей предприятиямиМинистерства связи, перевозку ценностей службой инкассации коммерческих банков;
5) обеспечение сохранности ценностей, их хранение, ревизию,ответственность лиц, работающих с ценностями, прием ценностей на хранение;
6) совершение кассовых операций с наличной иностранной валютой иплатежными документами в иностранной валюте, порядок приема и передачи валютныхценностей кассами банка, порядок обработки, формирования и упаковки валютныхценностей, ревизию валютных ценностей, порядок работы обменных пунктов.
Наличный денежный оборот организуется на основе тех же принципов,что и весь денежный оборот, а также специфических принципов:
– предприятия, организации, учреждения, предприниматели должныхранить наличные деньги в банках, за исключением лимита кассы, и получатьденьги в кассах банков;
– банки устанавливают лимиты остатка наличных денег в кассахсубъектов всех форм собственности;
– наличное денежное обращение является объектом прогнозногопланирования;
– регулирование наличного денежного оборота осуществляется вцентрализованном порядке центральным банком.
Наличный денежный оборот по своему объему значительно меньшебезналичного денежного оборота, однако его четкая организация особенно важна всоциально-экономическом плане, так как этот оборот обслуживают преимущественноотношения связанные со сферой личного потребления. Происходящие в сфереобращения наличных денег процессы прямо влияют на устойчивость покупательнойспособности населения и денег.
Сфера обращения наличных денег является той областью экономики,которая в той или иной степени соприкасается со всеми остальными ее сторонами.Состояние наличного денежного оборота реагирует на изменения в денежных доходахнаселения, на развитие потребительского рынка, где эти доходы могут обратитьсяв реальные материальные блага, а также на распределение товарных масс иденежных доходов по территориям. На показатели наличного денежного оборота втерриториальном разрезе оказывают влияние следующие факторы: развитиепромышленности, непроизводственного сектора экономики, численность населения имногие другие.
Залогом успешного проведения мероприятий по оптимизации наличногоденежного оборота должна стать активизация процесса сбережений населения ирасширение спектра розничных банковских услуг, дальнейшее развитие исовершенствование системы безналичных расчетов, вовлечение в организационныйоборот средств индивидуальных предпринимателей.
Задание №2
2.1 Укажите, в каких из нижеперечисленных случаев возникаютфинансовые правоотношения и проанализируйте специфические признаки финансовогоправоотношения:
а)По приговору суда все имущество Сидорова, в том числе вклады в банках, подлежатконфискации в пользу государства
б)Суд принял решение о передаче бесхозяйного имущества в виде сумки с деньгами впользу государства
в)Налоговый орган направил предприятию требование об уплате штрафа в бюджет заналоговое правонарушение
На нашвзгляд, финансовые отношения возникают в случаях «а» и «в», т.к. в обоих этихслучаях имеются все признаки (перечисленные ниже), характерные финансовымправоотношениям.
Финансовоеправоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественныеотношения, участники которых выступают как носителей юридических прав иобязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания пообразованию, распределению и использованию государственных денежных фондов идоходов.
Основнаяособенность таких правоотношений — они возникают в процессе плановогообразования, распределения и использования государственных (муниципальных)денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государстваи органов местного самоуправления. Финансовые отношения являются разновидностьюимущественных, возникают по поводу денежных средств финансовых ресурсовгосударства.
Следующаяособенность — одной из сторон в этих отношениях всегда выступает государствоили его уполномоченный орган, орган местного самоуправления. Так как самогосударство осуществляет в интересах общества финансовую деятельность.
2.2 Имеет ли право НБ РБпредоставлять кредиты Правительству? Если да, то, в каких случаях?
Национальный Банк Республики Беларусь имеет право предоставлять такиекредиты, кроме кредитов Правительству Республики Беларусь для финансированиядефицита республиканского бюджета, за исключением случаев, предусмотренныхзаконом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год иПрезидентом Республики Беларусь (ч.3 ст.53 Банковского Кодекса РеспубликиБеларусь).
Например, одним из таких исключений был Указ Президента Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №47«О предоставлении Национальным банком кредита Правительству РеспубликиБеларусь в 2003 году».
2.3 Осуществляетсяли обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынкеРеспублики Беларусь предприятиями почтовой связи? Сформулируйте основныетребования к обязательной продаже иностранной валюты.
Не осуществляется, т.к. согласно п.24.1. Постановления ПравленияНационального Банка Республики Беларусь от 13 сентября 2006 г. № 129 (в ред.от 17.01.2007) Обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется повыручке в иностранной валюте, поступающей организациям электросвязи и почтовойсвязи и направляемой ими в течение 30 дней со дня поступления на счет дляоплаты счетов за услуги международной связи.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляютобязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (далее — обязательная продажа) путем продажи части выручки в иностранной валюте навнутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере и случаях,установленных Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. N 452.
Обязательная продажа осуществляется через банки на торгахоткрытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа»(далее — биржа).
В случае, если сумма иностранной валюты, подлежащей обязательнойпродаже, менее лота, установленного на биржевых торгах, такая продажаосуществляется банкам. Обязательная продажа сумм иностранной валюты менее лота,установленного на биржевых торгах, осуществляется по курсу белорусского рубля ксоответствующей иностранной валюте, сложившемуся на биржевых торгах в деньосуществления обязательной продажи. Если в день осуществления обязательнойпродажи торги по данной иностранной валюте на бирже не проводились либо даннаяиностранная валюта не котируется на биржевых торгах, обязательная продажа такойиностранной валюты осуществляется по официальному курсу белорусского рубля ксоответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на деньосуществления обязательной продажи.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют вбанк в соответствии с настоящей Инструкцией необходимые документы в периодвремени, определенный банком для работы с клиентами.
Копии документов, обосновывающих неосуществление обязательнойпродажи:
хранятся в банке в течение установленного законодательством срока;
могут представляться в банк в электронном виде или на машинномносителе.
Порядок представления и хранения таких документов устанавливаетсябанком самостоятельно.
Размер комиссионного вознаграждения, взимаемого банком заосуществление обязательной продажи юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями, не должен превышать 0,2 процента от суммы сделки, включаябиржевой сбор.
Задание №3
В обеспечение возврата выданного кредита был заключен договорстрахования риска непогашенного кредита. Кредит не был возвращен заемщиком,страховая организация ликвидирована. Какие действия может предпринять в данномслучае банк по возврату кредита?
Прокомментируйте ситуацию
В данной ситуации договор страхования должен быть прекращен приоткрытии ликвидационного производства хозяйственным судом. Ликвидированастраховая организация была еще до наступления страхового случая (в нашем случае– до момента невозвращения кредита заемщиком банку), а согласно ч.1 ст.228Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»от 18 июля 2000 г. № 423-З (в ред. от 11.07.2007 № 251-З) в случае открытияхозяйственным судом в отношении страховой организации ликвидационногопроизводства все договоры страхования, которые заключены такой организацией вкачестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты открытияликвидационного производства, прекращаются.
Следовательно банку необходимо истребовать сумму невыплаченногокредита и процентов непосредственно у заемщика. В случае отказа добровольногопогашения кредита банку следует обратиться в суд.
Формами ответственности заемщика перед банком в случае нарушенияобязательств по возврату кредита и выплате процентов являются возмещениеубытков, взыскание договорной неустойки и взимание процентов, включаяповышенные проценты в части увеличения платы за пользование заемнымисредствами. Характер ответственности клиента должен быть определен в кредитномдоговоре. Однако, даже если договором не предусмотрены меры ответственности,их можно определить исходя из норм белорусского законодательства.
Поскольку кредитное обязательство является денежным, в этом случаепрежде всего подлежит применению ст. 366 Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь (далее — ГК). В соответствии с указанной нормой за пользование чужимиденежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от ихвозврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения илисбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.Размер процентов определяется учетной ставкой Национального банка РеспубликиБеларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующейчасти. Если убытки кредитора превышают сумму указанных процентов, то он можетпотребовать возмещения этой разницы. Таким образом, с момента возникновенияпросрочки заемщик должен платить повышенные проценты, что также закреплено вст. 147 Банковского кодекса Республики Беларусь. В их состав будут входитьпроценты за пользование кредитом и проценты (как мера ответственности),установленные ст. 366 ГК.
Списокиспользованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями идополнениями принятыми на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17ноября 2004 года) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронныйресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь. – Минск, 2009.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь № 441-З от 25 октября 2000г. (в ред. от 3 июня 2009 г. № 23-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь. – Минск, 2009.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 ( вред.01.03.2007 № 116) «Об обязательной продаже иностранной валюты» //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Минск, 2009.
4. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь«Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь» от 24августа 2007 г. № 166 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информацииРеспублики Беларусь. – Минск, 2009.
5. Белова И.А. Правовое регулирование денежного обращения и кредита учеб.-метод.комплекс. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 137 с.
6. Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право: Учебное пособие. –Минск: Книжный дом, 2006. – 320 с.
7. КарасеваМ.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.