СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 31 ПРАВОВОЙ СТАТУСБЕЗРАБОТНОГО…………………………….. 41.1. Понятиебезработного……………………………………………….. 41.2. Права иобязанности безработного…………………………………. 122 СОЦИАЛЬНЫЕГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ 152.1 Видысоциальных гарантий…………………………………………..15
2.2 Пособие по безработице………………………………………………16
2.3 Прекращение и приостановлениепособия по безработице……........23ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 27СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР………………………... 28
ВВЕДЕНИЕ
Безработицейявляется незанятость экономически активного населения в хозяйственнойдеятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когдаиндивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональнаябезработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзовв установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые моглибы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.
Актуальностьданной курсовой работы заключается в том, что по данным Международнойорганизации труда, в 2007 в мире насчитывалось 191,8 млн. безработных, что на35 млн. больше, чем 10 лет назад (при этом 2,8 млрд. человек имеют работу). Впоследние годы уровень занятости растёт во всех регионах мира, кроме странСеверной Африки и Ближнего Востока (преимущественно арабских). В этих странахзафиксирован и наивысший уровень безработицы — 13,2 % от трудоспособногонаселения. На втором месте — «чёрная Африка» с 9,7 %. В развитыхстранах уровень безработицы в 2007 составил 6,7 %.
Многиеграждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться вусловиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержкибезработных.
Цель данной курсовой работы – изучение вопроса социальногопособия по безработице в РФ.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующиезадачи:
-рассмотреть понятие безработного;
-изучить права и обязанности безработного;
-произвестианализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО1.1.Понятие безработного
В первуюочередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимоопределить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что дляполучения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимоналичие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либодеятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же,всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желаюттрудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, вобщеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальнаяподдержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан,отвечающим определенным критериям. 1
Всоответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007), безработными могут быть признанытолько трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка,зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящейработы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя изэтого определения можно выделить следующие необходимые условия для признанияграждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка,регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы иготовность приступить к работе.
Трудоспособностьграждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так,например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключениямедико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работуданный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха.Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшиепенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.
Подгражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, неработающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самымиразнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов поценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах иобществах и т.д.
Готовностьприступить к работе — такое условие, которое носит чисто субъективный характери определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Еслигражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с однимлишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется вмногократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятостиотказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующиесанкции.
Одним изосновных условий получения статуса безработного является регистрация гражданинав службе занятости населения.
Регистрациятрудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу иготовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятостиосуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан,регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец,регистрация граждан в качестве безработных;
Первичнаярегистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан,обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получениянеобходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления имикаких-либо документов. 1
Регистрациябезработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами повопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личногообращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой орегистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органоввнутренних дел.1
Дляосуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующиедокументы:
— паспорт илииной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности исвидетельство о регистрации по месту жительства;
— трудовуюкнижку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющимтрудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами,подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом вобщий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры(контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнениии иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
— документы,удостоверяющие профессиональную квалификацию; — справку о среднем заработке (доходе, денежномдовольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы),оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядокопределения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда исоциального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62 «О порядкеисчисления среднего заработ.
Впервыеищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности),предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ обобразовании.
Инвалиды, вдополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключениео рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программуреабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Органы повопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целяхпоиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся дваварианта подходящей работы, включая работу временного характера или плансамостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее неработавшему), не имеющему профессии (специальности), — два варианта полученияпрофессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временногохарактера.
Согласно ст.4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работавременного характера, которая соответствует профессиональной пригодностиработника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнегоместа работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Для некоторыхкатегорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любаяоплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы,требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан)предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РоссийскойФедерации о труде.1 Это правило применяется в отношенииграждан:
— впервыеищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началубезработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновныедействия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихсяпредпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельностьпосле длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органамислужбы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
— отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии(специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку послеокончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
— состоящихна учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет неработающих;
— обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
На каждогобезработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы,оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всехпредложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлениюподходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, онаправлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросамзанятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также осогласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.1
Граждане,зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день длярегистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросамзанятости следующие документы:
— паспорт илииной документ, удостоверяющий личность;
— трудовуюкнижку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
— документы,удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Принеобходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку осреднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца попоследнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке. Впервыеищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности),предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ обобразовании.
Такимобразом, гражданин, имеющий все основания для регистрации в качествебезработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течение 10дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. Приневозможности предоставления органами службы занятости подходящей работыгражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящейработы данные граждане признаются безработными с первого дня предъявлениянеобходимых документов.
Решение опризнании инвалида безработным принимается органами службы занятости с учетомФедерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации. Так, для регистрации вкачестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленнымвыше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданнуюгосударственной службой медико-социальной экспертизы.1
Безработнымине могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
— недостигшие 16-летнего возраста;
— которым всоответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначенапенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятостив целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включаяработы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), неимеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от полученияпрофессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включаяработу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена однаи та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и тойже профессии, специальности;
— неявившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации вцелях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения имподходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службызанятости для регистрации их в качестве безработных;
— осужденныепо решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также кнаказанию в виде лишения свободы;
— представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствииработы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные дляпризнания их безработными.
Если гражданинуотказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется правоповторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дняотказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказагражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устноили письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятомрешении и причинах отказа.
Основаниямидля снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого являетсяпрекращение у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:
— признаниегражданина занятым в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации.
По Закону о занятостизанятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту);занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах иреализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорамгражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные наоплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органахвнутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы;проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучениепо направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие нарабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями(участниками) организаций, а также являющиеся членами производственныхкооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных ирелигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов,объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеютимущественных прав в отношении этих организаций;
— неявка без уважительныхпричин в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поискаподходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящейработы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятостидля регистрации его в качестве безработного;
— длительная (более месяца)неявка гражданина в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
— переезд в другуюместность;
— если при обращении ворганы по вопросам занятости со стороны гражданина допущены злоупотребления(сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомоложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных дляпризнания безработными и т.п.);
— осуждение гражданина кисправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;
— назначение в соответствиис пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (повозрасту), за выслугу лет. 1
Снятие безработных граждан срегистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органапо вопросам занятости.1.2.Права и обязанности безработного
С моментаполучения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лицеорганов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.
Закон озанятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленномпорядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:
— правомочия,направленные на реализацию права на труд;
— правомочия,обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в периодпоиска работы.
Право гражданна труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, таки через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляетсяпутем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращениеграждан к службе занятости порождает обязанность соответствующихгосударственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного иоказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этомвтором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективногоправа, составляющего правовой статус безработного.1
Право на трудоустройствоможет быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочиябезработного:
право наполучение подходящей работы;
право навыбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности,а также право на профессиональную деятельность за пределами территорииРоссийской;
право набесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию,профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации понаправлению органов службы занятости;
право научастие в общественных оплачиваемых работах;
Правомочия,обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в периодпоиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматриваютвозможность для безработного получать следующие социальные гарантии икомпенсации:
пособие побезработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
стипендия напериод обучения по направлению службы занятости;
материальнаяпомощь безработным и членам из семей;
назначениедосрочной пенсии безработным;
организацияотдыха и лечения детей безработных граждан;
возмещениезатрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройствапо предложению органов службы занятости;
оплатастоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных спроживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональнуюподготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
К этой группекак и к предыдущей можно отнести общественные работы, потому как они являютсяне только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержкубезработного.1
Но убезработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей. Обращаясь засодействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщитьопределенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведенийпринимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособияпо безработице.
Безработныеграждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, безработныйдолжен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органахслужбы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрациив качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получениянаправления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателемв течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработныйдолжен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы повопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работыи трудоустройства, в том числе о работе временного характера.
Невыполнениебезработным возложенных на него обязанностей влечет за собой мерыответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственностимогут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебномпорядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так испецифическими, присущими только данному правовому институту. К числу такихспецифических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срокдо трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и каксамая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременнымпрекращением выплаты пособия по безработице.
Всоответствии со ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения,действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящийорган службы занятости, а также в суд в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
2 СОЦИАЛЬНЫЕГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ2.1Виды социальных гарантий
Социальными гарантияминазываются те материальные условия, которые государство, общество можетобеспечить гражданину при потере им работы и безработице.
Уровень этих социальныхгарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.
Согласно Международномупакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеетправо на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать нажизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полногоосуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточныйжизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду ижилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице(потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующуюсоциальную помощь.1
Закон РФ «О занятости вРоссийской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющиеправовой статус безработного:
-гарантии и компенсацииработникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180,181 ТК;
-выплату пособийзарегистрированным безработным в установленном порядке;
-выплату стипендий впериод профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификациипо направлению органов службы занятости;
-возможность участия воплачиваемых общественных работах, организуемых местными органамисамоуправления;
-компенсацию затрат попереезду в другую местность на новую работу по предложению органа службызанятости;
-выплату в периодбезработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегосяпособия по безработице;
-оказание материальнойпомощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а такжегражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срокаего выплаты.
Закон озанятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальнойподдержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о нейничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной ииной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это необязательная выплата.
2.2Пособие по безработице
Пособие побезработице — гарантированная государством материальная поддержка безработных вформе периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется засчет средств федерального бюджета.1
Пособие по безработицеимеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости какбезработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение овыплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости опризнании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.
Размер пособия побезработице и порядок его выплаты установлены ст. 30—35 Закона о занятости.Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку запоследние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен втечение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемуюработу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполногорабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем(неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу иливозобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособиепо безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточногоминимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил,внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности иорганов внутренних дел производится с момента регистрации в качествебезработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы — 75%среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного запоследние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыремесяца безработицы — 60%; в дальнейшем — 45% указанного заработка. Во всехслучаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума,исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанногопрожиточного минимума. При непредоставлении работы более 18 месяцевбезработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере30% величины прожиточного минимума.1
Размер пособия побезработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.
Пособие выплачиваетсябезработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарномисчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев,предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерациии органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные срокивыплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты приопределенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средствсоответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданамсо стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый годработы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплатыпособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) всуммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Безработным гражданам,имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включаяльготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работеболее 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласияоформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраставыхода на пенсию.
Таким образом,безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получатьдва года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньшепенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальнаягарантия безработным предпенсионного возраста.
Закономпредусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующихкатегорий безработных граждан:
К первойкатегории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица.При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величиныпрожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации вустановленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц.При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величиныпрожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации вустановленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными,увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производитсякаждому из родителей.
К числу лиц,находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать,супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед ибабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этомперечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина,если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь,которая является для них постоянным и основным источником средств ксуществованию.1
Детисчитаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какуюоплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенканазначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже еслиего заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.
Ко второйкатегории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера иприравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяютсярайонные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелыхприродно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособияустанавливается с учетом действующего в данной местности районногокоэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот периодоплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочегодня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная платадля начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районногокоэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в такихрайонах и местностях.
И, наконец,третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий икатастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию побезработице выплачивается дополнительное пособие:
— постояннопроживающим на территории зоны проживания с льготным социально — экономическимстатусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991года — в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного всубъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;
— постояннопроживающим на территории зоны проживания с правом на отселение — в размере 20процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РоссийскойФедерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;
— постояннопроживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы — в размере 40процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РоссийскойФедерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.
С пособий побезработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненногоущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основаниисудебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительномпроизводстве.
Гражданам,признанным в установленном порядке безработными, завершившим профессиональнуюподготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органовслужбы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии сп. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается вследующих размерах:
— гражданам,уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев,предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемуюработу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели)или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарныхнедель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы — вразмере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последниетри месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца — в размере 60процентов, в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не вышевеличины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации вустановленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточногоминимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100рублей;
— гражданам,уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавшихначалу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недельоплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющимпрофессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовуюдеятельность после длительного (более одного года) перерыва — в размере 20процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РоссийскойФедерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.
Основнымусловием выплаты пособия по безработице является признание гражданинабезработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органамислужбы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным впорядке, определенном статьей 3 Закона о занятости. 1
Гражданам,признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработиценачисляется с первого дня признания их безработными.
Продолжительностьвыплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев всуммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев,предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать иболее продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условияпродления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Для граждан,впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности),стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одногогода) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновныедействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а такжеграждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных завиновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждомпериоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении втечение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплатыпособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарномисчислении в течение 18 календарных месяцев.
В случаенепредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарныхмесяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия побезработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленногов субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей,если иное не предусмотрено Законом о занятости.
Продолжительностьвыплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджетане может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36календарных месяцев.
УстановленнаяЗаконом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработицеможет быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии спенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию постарости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые недостигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплатыпособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на двекалендарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общийпериод выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцевв суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
2.3 Прекращениеи приостановление пособия по безработице
Орган службы занятости вопределенных законом случаях может приостановить или прекратить выплатупособия или сократить его размер.
Так, выплата пособия побезработице прекращается в случаях:
1) трудоустройствабезработного или признания гражданина занятым;
2) прохождениябезработным профподготовки, переподготовки или повышения квалификации понаправлению органа службы занятости с выплатой стипендии;
3) истечения срока еговыплаты;
4) получения пособия илипопытки его получения обманным путем;
5) осуждения безработногопо приговору суда к лишению свободы или к исправительным работам;
6) назначениябезработному пенсии по старости или за выслугу лет;
7) длительной (болеемесяца) неявки безработного в орган службы занятости без уважительных причин;
8) переезда безработногов другую местность;
9) отхода отпосредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлениюгражданина);
10) смерти безработного.
Выплата пособия можетбыть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
отказа безработного отдвух вариантов подходящей работы;
увольнения за нарушениятрудовой дисциплины и другие виновные действия;
самовольного прекращениягражданином обучения по направлению органа службы занятости;
нарушения безработнымусловий и сроков перерегистрации в качестве безработного;
отказа по истечении трехмесячногопериода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или отнаправления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущихработу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности),стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одногогода) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенныхпо собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором п. 1 ст. 29Закона);
явки безработного наперерегистрацию в состоянии опьянения,
вызванном употреблениемалкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.
Порядок установленияфакта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ;самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службызанятости. Период приостановления выплаты пособия засчитывается в общий периодвыплаты пособия по безработице.1
Размер пособия побезработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
1) неявки без уважительныхпричин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение трех дней содня направления органа службы занятости;
2) отказа безуважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направленияна работу (учебу).
Указанные мерыдисциплинируют безработных.
О решении о прекращении,приостановлении или сокращении размера выплаты пособия по безработице органслужбы занятости должен уведомить безработного.
Выплата пособия побезработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выездабезработного в связи с обучением в вечерних и заочных учрежденияхпрофобразования; призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственныхобязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в негоне засчитываются.
Выплата стипендии впериод профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлениюоргана службы занятости производится в следующих размерах:
уволенным в течение 12месяцев до начала безработицы и имеющим в этот период полновременную работу неменее 26 календарных недель — 75% их среднемесячного заработка за последниетри месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточногоминимума, исчисленного на территории данного субъекта Федерации;
впервые ищущим работу(ранее не работавшим);
стремящимся возобновитьтрудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
уволенным из организацийпо собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию попричинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта);
уволенным за нарушениетрудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниямв течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот периодоплачиваемую работу менее 26 календарных недель — в размере стипендии,установленной государством для образовательных учреждений соответствующегопрофиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этойкатегории граждан.1
При этом гражданам,проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а такжев районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработнойплате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия,установленная в размере не выше 100 руб., увеличивается на размер районногокоэффициента;
утратившим способность квыполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве илипрофессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций вразмере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца попоследнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума,исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке, и не ниже 30%величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации вустановленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен бытьниже 100 руб.
Размер стипендии можетбыть уменьшен на 25% сроком на один месяц, или выплата ее может бытьприостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости илинерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключенииданной курсовой работы можно подвести следующие выводы:
Государственноерегулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не толькозащитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.
Государствопризнает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи,включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшениеусловий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет насебя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
Пособие побезработице — денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальнойзащиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанномубезработным по закону.
Несмотря на имеющиесянедостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных,обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохоработает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы,не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.
Что касаетсяобщественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансированияобщественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправленияцелесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественныхработ и их финансирования на соответствующих уровнях.
В отношенииоказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится,хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этойформе поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРоссийской Федерации. Российская газета. № 237. 1993
2. »ТрудовойКодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ(принят ГД ФС РФ21.12.2001)(ред. от 28.02.2008) Консультант плюс 2008
3. Закон РФ от19.04.1991 N 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации»(ред. от 18.10.2007). Консультант плюс 2008
4. Федеральный закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»Консультант плюс 2008
5. Власов В.И.,Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в РоссийскойФедерации». М. 2006
6. Власов В.И., Крапивин О.М.Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007
7. Гусов К.Н.,Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007
8. Занятость и безработица в Московскойобласти. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003
9. Захаров М.Л.,Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2001
10. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятостьи безработица на рынке труда России. М. 2003
11. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Правосоциального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. — М. 2001
12. Пашков А.С., Магницкая Е.В. Правовойстатус безработного. Правоведение. № 2. М. 2004
13. Слезингер Г.Э. Труд в условияхрыночной экономики. М. 2006
14. Соловьев А.А. Вопросы занятости итрудоустройства. М. 2000
15. Сулейманова Г.В. Трудоустройство изанятость. Правовое регулирование. – М. 2004
16. Сыроватская Л.А. Трудовое право:Учебник. М. 2002
17. Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001
18. Яковлев С.Н. Право социальногообеспечения. М. 2001