Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой режим национальных парков

Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образованияМосковский государственный индустриальныйуниверситетГОУ МГИУ
Кафедра №73«Государственно- и гражданско-правовых дисциплин»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине Экологическое право
ФакультетИДО
Шифр«Юриспруденция»
г.Москва 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЗ РФ «ОБ ОХРАНЕ
2.  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
3.  ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
4.  ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИПРИРОДНЫХ
ПАРКОВ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЗРФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Важнейший источникэкологического права — Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Обохране окружающей среды. В системе Российской Федерации имеется немалонормативных актов, регулирующих отношения в области экологического нормированияи стандартизации. Основным из них является Федеральный закон «Об охранеокружающей среды», который определяет систему экологических нормативов истандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку иутверждает эти нормативы.
Данный закон включает всебя 16 глав и 84 статьи, насчитывает 23 руководящих положения (принципа) ирегулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие приосуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием наприродную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основойжизни на Земле, в пределах территории Российской федерации, а также наконтинентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации.
Закон являетсяприродоохранным и специальным источником экологического права и определяетправовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды,обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач,сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия иприродных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущихпоколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды иобеспечения экологической безопасности.
В главе 1 (ст.ст. 1-4)закона дается определение основных понятий экологического законодательства(окружающая среда, природная среда, природные ресурсы и другие.)[1],закрепляющая принципы охраны окружающей среды, а также перечисляются объектыохраны окружающей среды.
Глава 2 (ст.ст. 5-10)посвящена основам управления в области охраны окружающей среды в ней определеныполномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органовместного самоуправления в данной области. Крайне важной представляется глава 3(ст.ст. 11-13) закона, устанавливающая права и обязанности граждан иобщественных и иных некоммерческих объединений в данной области. В главе 4(ст.ст.14-18) перечислены методы экономического регулирования в области охраныокружающей среды, к которым, в частности, отнесены: разработка государственныхпрогнозов социально- экономического развития на основе экологических прогнозов;разработка федеральных программ в области экологического развития российскойФедерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектовРоссийской Федерации; установление платы за негативное воздействие наокружающую среду и другие методы экономического регулирования посовершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Главы 5(ст.ст. 19-31) и главы 6 (ст.ст. 32-33) закона раскрывают содержание и целитаких важнейших природоохранных институтов (мероприятий) как экологическоенормирование, оценка воздействия на окружающую среду и экологическаяэкспертиза. Глава 7 (ст.ст. 34-56) является самым объемным разделом закона исодержит требования в области охраны окружающей среды при осуществлениихозяйственной и иной деятельности. Глава 8 (ст.57) закона посвященаэкологически неблагополучным территориям. Глава 9 (ст.ст. 58-62) посвященамерам охраны природных объектов, находящихся под особой охраной (редкие инаходящиеся под угрозой исчезновения растения и животные и другие организмы [2]).
Глава 10 (ст. 63) законав общих чертах раскрывает понятие государственного экологического мониторинга иопределяет цели его осуществления. Глава 11 (ст.ст. 64-69) раскрываетсодержание и задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологическогоконтроля), а также устанавливает его виды. Главы 12 (ст.70) и 13 (ст.ст. 71-74)соответственно касаются вопросов проведения научных исследований в областиохраны окружающей среды и формирования экологической культуры. Глава 14 (ст.ст.75-80) закона посвящена ответственности за нарушение законодательства в даннойобласти и порядку разрешения экологическо-правовых споров. Глава 15 (ст.ст.81-82)-международному сотрудничеству в области природоохраны. Глава16 (ст.ст.83-84) содержит заключительные положения, устанавливающие порядок вступлениязакона в силу, а также отменяющие действие ряда нормативных правовых актов, втом числе Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природнойсреды».

1.        ПОНЯТИЕ И ВИДЫМОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Экологическиймониторинг-это комплекс выполняемых по научно обоснованным программамнаблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций ивариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспеченияуправления состоянием окружающей среды и экологической безопасности.
Цель экологическогомониторинга -наблюдение за происходящим в окружающей среде физическими,химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферноговоздуха почв, водных объектов и последствиям его влияния на растительный и животныймир, а также для обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей иэкстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения ипрогноза ее состояния [3].
В настоящее время можновыделить три вида мониторинга России:
1) социально — гигиеническиймониторинг, являющийся системой наблюдений за состоянием здоровья населения исреды обитания человека с позиции установления причинно-следственных связеймежду состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитаниячеловека;
2) экологическиймониторинг, представляющий систему наблюдений за изменениями экосистем подвлиянием антропогенных факторов -загрязнения биосферы, сельскохозяйственногоиспользования земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п. Серьезныйнедостаток этого мониторинга состоит в отсутствии в нем подсистемысоциологических исследований;
3) климатическиймониторинг, объектом которого является климатическая система (атмосфера, океан,поверхность суши и другие формирующие климат элементы экосистем). Для всехвидов мониторинга характерны следующие функции:
— наблюдение (слежение)за состоянием окружающей среды;
— оценка состоянияокружающей среды;
— прогноз состоянияокружающей среды.
В силу единстваокружающей природной среды, неразрывной взаимосвязи всех ее экосистемнациональный мониторинг тесно связан с международным мониторингом, которыйосуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды иобъединяет национальные и региональные (межнациональные) мониторинговыесистемы.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМНАЦИОНАЛЬНЫХ И ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
Федеральный закон«Об охране окружающей среды»[4] перечисляет следующиеобъекты охраны окружающей среды, подлежащие особой охране:
объекты, включенные вСписок всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
государственные природныезаповедники, в том числе биосферные;
государственные природныезаказники;
памятники природы;
национальные, природные идендрологические парки;
ботанические сады;
лечебно-оздоровительныеместности и курорты;
иные природные комплексы;
исконная среда обитания,места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленныхнародов Российской Федерации;
объекты, имеющие особоеприродоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,оздоровительное и иное ценное значение;
континентальный шельф иисключительная экономическая зона Российской Федерации;
редкие или находящиесяпод угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другиеорганизмы и места их обитания.
«К российскимобъектам всемирного природного наследия относятся „Девственные лесаКоми“, озеро Байкал, „Вулканы Камчатки“, „Золотые горыАлтая“, Западный Кавказ и включенный в Список всемирного наследия вдекабре 2001 г. „Центральный Сихотэ-Алинь“ - уникальныйгорный район, расположенный в Приморском крае и имеющий выход на побережьеЯпонского моря; объекты всемирного культурного наследия - МосковскийКремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с нимгруппы памятников, Кижи, исторический центр Новгорода и памятники,расположенные в его окрестностях, белокаменные памятники Владимиро-Суздальскойземли и Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, историко-культурный комплексСоловецких островов, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, ЦерковьВознесения в Коломенском, ансамбль Ферапонтова монастыря, историко-архитектурныйансамбль Казанского Кремля, Куршская коса».[5]
Часть из перечисленныхобъектов относится к особо охраняемым природным территориям, установленнымФедеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»[6],и является объектом общенационального достояния. С учетом последней редакции Федерального закона«Об особо охраняемых природных территориях»[7]различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
 федеральногозначения - государственные природные заповедники, в том числе биосферные;национальные парки;
федерального либорегионального значения - государственные природные заказники; памятникиприроды; дендрологические парки; ботанические сады;
 федерального,регионального либо местного значения - лечебно-оздоровительные местности икурорты.
 федерального значенияявляются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органовисполнительной власти, Об особо охраняемых природных территориях региональногозначения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся введении органов государственной власти субъектов РФ, особо охраняемыеприродные территории местного значения являются собственностью муниципальныхобразований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Особо охраняемые природныетерритории являются не совокупностью отдельных объектов окружающей среды, априродными комплексами. Особо охраняемые природные территории - этоучастки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, гдерасполагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особоеприродоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное иоздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственнойвласти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установленрежим особой охраны.
Все особо охраняемыеприродные территории и иные особо охраняемые территории, природные объекты,имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое,рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуютприродно-заповедный фонд. Данные об особо охраняемые природные территориизаносятся в государственный кадастр особо охраняемые природные территории.Государственный кадастр [8] особо охраняемыеприродные территории включает в себя сведения о статусе этих территорий, об ихгеографическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий,природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической,исторической и культурной ценности.
«Охраняемыеприродные территории традиционно занимают в России особое место в системетерриториальной охраны природы. Их развитие началось в начале 20 века и к егоконцу в стране сложилась уникальная сеть различных охраняемых природныхтерриторий, основой которой стали особо охраняемые природные территории: Первыйзаповедник на территории России появился в 1916 г. - Баргузинский государственный природный заповедник (оз. Байкал). С тех порразвитие сети шло по нарастающей с несколькими случаями массовых ликвидацийзаповедников (например, в 1951 и 1961 гг.).
Правовой режимнациональных и природных парков законодательно определен в ряде специальныхнормативных актов, среди которых можно выделить Положение о национальныхприродных парках,[9] и Положение о порядкепредоставления в аренду земельных участков на территории национального парка.[10]
Можно сказать, что«национальными, природными парками объявляются изъятые из хозяйственногоиспользования значительные по площади особо охраняемые природные комплексы,имеющие экологическое, генетическое, эколого-культурное, научно-эстетическоезначение как типичные или редкие ландшафты, как среда обитания, как сообществорастений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий населения».
Национальные паркиявляются природоохраняемыми, экологическо-просветительскими и научноисследовательскими учреждениями, территории которых включают природныекомплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическуюценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительскихи культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра,растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков,предоставляются в пользование национальным паркам на правах, предусмотренныхфедеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные нагосударственную охрану, передаются в пользование национальным паркам посогласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. Вотдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельныеучастки иных пользователей, а также собственников.
Конкретный национальныйпарк функционирует на основании положения, утверждаемого государственныморганом, в ведении которого он находится, по согласованию со специальноуполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в областиохраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создаетсяохранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Система национальныхпарков России начала формироваться сравнительно недавно: первый национальныйпарк «Сочинский» был создан в 1993 году. Всего в российской Федерации к началу1999 года функционировали 34 национальных парка, суммарная официальноустановленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га., а к началу 2000г., –35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории страны).
На национальные паркивозлагаются следующие задачи:
— сохранение природныхкомплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
— сохранение памятниковистории, культуры и других объектов культурного наследия;
— создание условий длярегулируемого экологического туризма отдыха в природных условиях;
— организацияэкологического просвещения населения; разработка и внедрение научных методовохраны природного и культурного наследия;
-осуществлениеэкологического мониторинга. Участки земли ее недр и водного пространства совсеми находящимися в их пределах природными и историко-культурными объектамипередаются национальным паркам в бессрочное (постоянное) пользование.
«На территорияхнациональных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит целями задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезныхископаемых; работы, влекущее за собой нарушение почвенного покрова игеологических обнажений; предоставление на их территориях садовых и дачныхучастков и т.д. … На территориях природных парков запрещается деятельность,влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта,снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качествприродных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры».
В ч. 4 Закона «Об особоохраняемых территориях»[11] говорится, что вотдельных случаях в границах национальных парках могут находиться участкидругих пользователей, а также собственников. Но опять же цели деятельности этихсобственников не должны противоречить целям, в связи с которыми организуетсянациональный парк. Примером тому может служить вышеупомянутое Положение опорядке предоставления в аренду земельных участков на территории национальногопарка. Так, в соответствии с п. 18 этого Положения появляются специальныеобязанности арендаторов, такие как ведение работ способами, предотвращающимивозникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими их отрицательноевоздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние земель,водоемов, других природных объектов и объектов историко-культурного наследия;соблюдение санитарных правил, выполнение других требований, установленныхправилами, регулирующими порядок пользования природными ресурсами внациональных парках, а также предписания должностных лиц государственныхорганов управления лесным хозяйством, специально уполномоченных органов вобласти использования и охраны окружающей природной среды, изданные в пределахих компетенции.
Сочетание природоохранныхи рекреационных задач обусловливает выделение в пределах территориинационального парка различных функциональных зон:
-заповедной — в еепределах запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационноеиспользование территории;
— особо охраняемой- с еепомощью обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов;здесь допускается строго регулируемое посещение;
— познавательноготуризма- предназначенной для экологического просвещения и ознакомления сдостопримечательностями парка;
-рекреационной-предназначенной для отдыха;
-охраныисторико-культурных объектов — обеспечивающей условия сохранения комплексов иобъектов культурного наследия;
— обслуживанияпосетителей — предназначенной для размещения, ночлега, палаточных лагерей,бытового, информационного обслуживания посетителей;
— хозяйственногоназначения – в пределах которой ведутся необходимые производственно-хозяйственные работы.
Национальные и природныепарки являются некоммерческими организациями. Однако национальные паркифинансируются из средств федерального бюджета, а природные из средств бюджетасубъекта РФ.
В национальных парках,расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделениезон традиционного природопользования. Здесь по согласованию с дирекцией паркаразвивается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные народныепромыслы и связанное с ними использование природных ресурсов.
Правое положениенациональных парков определено Законом «Об особо охраняемых природныхтерриториях» и Положением о национальных природных парках Российской Федерации,утвержденным постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 10 августа1993г. №769.Каждый национальный парк действует на основании положения о нем,утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, посогласованию со специальным государственным органом России в области охраныокружающей среды.
 К особо охраняемымтерриториям и объектам регионального значения относятся природные парки — природоохранные,рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Федерации, территориикоторых включают в природные комплексы и объекты, имеющие значительную иэстетическую ценность.
На природные паркивозлагаются следующие задачи:
— сохранение окружающейсреды, природных ландшафтов;
— создание условий дляотдыха (в том числе массового) и сохранения рекреационных ресурсов;
— разработка и внедрениеэффективных методов охраны окружающей среды и поддержания экологическогобаланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
Закон «Об особоохраняемых территориях» не содержит подобного исчерпывающего перечня зон дляприродных парков, однако использует словосочетание «и иные функциональныезоны», что предоставляет возможность расширительного толкования текста закона,практически переводя все вышеперечисленные зоны национальных парков в плоскостьприродных парков.
Территории природныхпарков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное)пользование, а в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а такжесобственников. На территориях природных парков устанавливаются различные режимыособой охраны и использования в зависимости от экологической или рекреационнойценности природных участков.
Исходя из этого могутбыть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иныефункциональные зоны. Запрещается деятельность, влекущая изменение историческисложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических иэстетических качеств парков, нарушение режима содержания памятников истории икультуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограниченны видыдеятельности, влекущие за собой снижение ценности территории.
Правовое положениеприродных парков устанавливается национальным законодательством (какфедеральными, так и субъектов федерации), а также нормам международных соглашению,Например Хасанский природный парк подпадает под действие трех международныхсоглашений об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозойисчезновения, а также среды их обитания.[12]
На начало 1998г., вРоссии насчитывалось около 20 природных парков. Так, Московской областной Думойбыл принят закон Московской области от 19 февраля 1997г. №5/121 «О природныхпарках Московской области» утвержденный Постановлением правительства Москвы от21 июля 1998г. №564 образованы особо охраняемые природные территориирегионального значения — природный парк «Тушинский» и природно-историческиепарки «Измайлово», «Царицын», «Покровское — Стрешнево».
Однако существуюттерритории и объекты, которые могут быть отнесены к территориям и объектам либофедерального, либо регионального значения — государственные природныезаказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Итак, «правовое положениенационального парка характеризуется двойственностью. С одной стороны, этогосударственное учреждение, выполняющее научные и туристические функции,занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется правамиюридического лица и полномочиями субъекта права пользования землей, полученнойиз федеральной собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятыйиз хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических,рекреационных и просветительских задач». Дуализм проявляется и в правовом режимеземель, выделяемых под национальные и природные парки это территории,отведенные под национальный или природный парк, и охранные зоны, расположенныеза его границами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1.  Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 г.
2.  Федеральный закон от 10.01.2002г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ред. от 24.06.2008г.
3.  Федеральный закон от 14.03.1995г.№33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ред. от 10.05.2007г.
4.  Постановление Правительства РФ от10.08.1993г. №769 «Об утверждении Положение, о национальных природных паркахРоссийской Федерации»
5.  Постановление Правительства РФ от03.08.1996г. №926 « Об утверждении положения о порядке предоставления в арендуземельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территорияхнациональных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемоготуризма и отдыха»
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.  Боголюбов С.А. Экологическое право.Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998г.-448с.
7.  Бринчук М.М. « О достоинствах нового федеральногозакона «Об охране окружающей среды»// Экологическое право 2002.№3.
8.  Гучков В.В. Экологическое право:Учебник.- М.: ЮНИТИ – ДАНА; закон и право,2000.
9.  Дубовик О.Л.Экологическое право:Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. 409с.
10.       ЭриашвилиН.Д., Трунцевский Ю.В., Курочкина В.В. и др.; Экологическое право: Учебник длявузов, 2-е изд., — М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2004.-с.269.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.