МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯАКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
(МАУП)
ИНСТИТУТМЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
(ИМЭФ)
Индексгруппы Е-10-06-БМР (2.3 )
Фамилия, имя, отчество студента
Иванцова Наталья Павловна
Домашний адрес г. Белая Церковь
ул. Леваневского д. 18, кв. 155
Наименованиеорганизации, должность
Зализничноеотделение Проминвестбанка
в г. Киеве, ст. экономист
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине «Хозяйственное право»
вариант 2
Киев 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое регулированиедеятельности хозяйственных товариществ
2. Тест
3. Тест
4.Список использованной литературы
Вопрос 1. Правовоерегулирование деятельности хозяйственных товариществ
Отношения в сферехозяйствования регулируются Конституцией Украины (254к/96-ВР), этим Кодексом,законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и КабинетаМинистров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственнойвласти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ОБЛАСТИ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья258. Общие условия, которые определяют особенности регулирования хозяйственныхотношений
1. Особенности правовогорегулирования хозяйственных отношений определяются в зависимости от сферыобщественного производства, в которой складываются эти отношения, особенностейобласти хозяйствование, вида хозяйственной деятельности, экономической формырезультата хозяйственной деятельности, просторную, на котором складываютсяхозяйственные отношения (внутреннему или внешнему рынку), особенностейсубъектов, между которыми возникают хозяйственные отношения.
2. Правовоерегулирование хозяйственных отношений осуществляется с учетом общественногоразделения труда, который сложился, и объективно существующих областейнародного хозяйства.
3. Особенности правовогорегулирования внешнеэкономического отношения определяются разделом VІІ этогоКодекса. Статья259. Виды хозяйственной деятельности и их классификация
1. Вид хозяйственнойдеятельности имеет место в случае объединения ресурсов (оборудование,технологических средств, сырья и материалов, рабочей силы) для созданияпроизводства определенной продукции или предоставление услуг. Отдельный виддеятельности может состоять из единого простого процесса или охватывать рядпроцессов, любой из которых входит в соответствующую категорию классификации.
2. В правовомрегулировании хозяйственной деятельности и в осуществлении государственногоуправления народным хозяйством должны учитываться особенности осуществлениясубъектами хозяйствование отдельных видов этой деятельности.
3. Для отнесениясубъекта хозяйствование к соответствующей категории учета определяютсяосновные, второстепенные и вспомогательные виды хозяйственной деятельности.
4. С целью обеспечениясистемы государственного управления народным хозяйством учетно-статистическойинформацией, которая удовлетворяет потребности участников хозяйственныхотношений в объективных данных о состоянии и тенденциях социально-экономическогоразвития, хозяйственные и финансовые взаимосвязи на межгосударственных,государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также внедрениемеждународных стандартов в области учета и отчетности и перехода намеждународную систему учета и статистики Кабинет Министров Украины утверждаетмероприятия по развитию национальной статистики Украины и государственнойсистемы классификации технико-экономической и социальной информации.
5. Составной частьюгосударственной системы классификации и кодирование технико-экономической исоциальной информации есть классификация видов экономической деятельности(КВЕД), которая утверждается центральным органом исполнительной власти повопросам стандартизации и имеет статус государственного стандарта.
6. Объектамиклассификации в КВЕД являются все виды хозяйственной (экономической)деятельности субъектов. Статья260. Области народного хозяйства и их классификация
1. Совокупность всехпроизводственных единиц, которые осуществляют преимущественно одинаковые илиподобные виды производственной деятельности, составляет область.
2. Общая классификацияобластей народного хозяйства есть составной частью единой системы классификациии кодирование технико-экономической и статистической информации, котораяиспользуется субъектами хозяйствования и другими участниками хозяйственныхотношений, а также органами государственной власти и органами местногосамоуправления в процессе управления хозяйственной деятельностью.
3. Требования кклассификации областей народного хозяйства устанавливаются законом. Статья261. Области сферы материального производства
1. К сфере материальногопроизводства належат области, которые определяются видами деятельности, которыесоздают, восстанавливают или находят материальные блага (продукцию, энергию,естественные ресурсы), а также продолжают производство в сфере оборота(реализации) путем перемещения, сохранение, сортировка, паковка продукции илидругих видов деятельности.
2. Все другие видыдеятельности в своей совокупности составляют сферу нематериального производства(непроизводственную сферу).
Статья 262. Продукцияпроизводственно-технического назначения и изделия народного потребления
1. В областяхматериального производства осуществляется производство материальных благ,предназначенных как для использования в сфере производства в качестве средствпроизводства (продукция производственно-технического назначения), так и дляиспользования в сфере личного потребления (изделия народного потребления).
2. В случае еслипродукты производства могут использоваться как в производстве, так и дляличного потребления, экономическая форма таких продуктов определяется взависимости от целевого назначения определенного продукта производства.
3. Оборот продукциипроизводственно-технического назначения и оборот изделий народного потребленияв сфере хозяйствования регулируются этим Кодексом и другиминормативно-правовыми актами, принятыми соответственно него, а в части, неурегулированное этими актами, применяются соответствующие положенияГражданского кодекса Украины (435-15).
4. Особенности правовогорегулирования хозяйственной деятельности, связанной с реализацией
продукциипроизводственно-технического назначения и изделий народного потребления,устанавливаются этим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами, которыенему не противоречат.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 263. Хозяйственно-торговаядеятельность
1. Хозяйственно-торговойесть деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования в сферетоварного обращения, направленная на реализацию продукциипроизводственно-технического назначения и изделий народного потребления, атакже вспомогательная деятельность, которое обеспечивает их реализацию путемпредоставления соответствующих услуг.
2. В зависимости отрынка (внутреннего или внешнего), в границах которого осуществляется товарноеобращение, хозяйственно-торговая деятельность выступает как внутренняя торговляили внешняя торговля.
3. Хозяйственно-торговаядеятельность может осуществляться субъектами хозяйствования в таких формах:материально-техническое снабжение и сбыт; энергоснабжение; заготовка; оптоваяторговля; розничная торговля и общественное питание; продажа и передача варенду средств производства; коммерческое посредничество в осуществленииторговой деятельности и другая вспомогательная деятельность по обеспечениюреализации товаров (услуг) в сфере оборота.
4. Хозяйственно-торговаядеятельность опосредствуется хозяйственными договорами поставки, контрактации сельскохозяйственной продукции, энергоснабжение, купли-продажи,аренды, мены (бартера), лизинга и другими договорами.
Параграф 1. Поставка Статья264. Материально-техническое снабжение и сбыт
1.Материально-техническое снабжение и сбыт продукции производственно-техническогоназначения и изделий народного потребления как собственного производства, так иприобретенных у других субъектов хозяйствования, осуществляются субъектамихозяйствования путем поставки, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом,также на основе договоров купли-продажи.
2. Законодательствоммогут быть предусмотренные особенности поставки отдельных видов продукциипроизводственно-технического назначения или изделий народного потребления, атакже особый порядок осуществления поставки продукции для государственныхпотребностей.
3. Основные требованияотносительно заключения и выполнения договоров поставки устанавливаются этимКодексом, другими законодательными актами. Статья265. Договор поставки
1. По договору поставкиодна сторона — поставщик обязуется передать (поставить) в обусловленные сроки(срок) второй стороне — покупателю товар (товары), а покупатель обязуетсяпринять указанный товар (товары) и уплатить за него определенную денежнуюсумму.
2. Договор поставкиукладывается на усмотрение сторон или соответственно государственному заказу.
3. Сторонами договорапоставки могут быть субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 частивторой статьи 55 этого Кодекса.
4. Условия договоровпоставки должны преподаваться сторонами соответственно требованиямМеждународных правил относительно толкования сроков "Інкотермс" (988_007).
5. Поставка товаров беззаключения договора поставки может осуществляться лишь в случаях и порядке,предусмотренных законом.
6. Реализация субъектамихозяйствования товаров нехозяйничающим субъектам осуществляется по правилам одоговорах купли-продажи. К отношениям поставки, не урегулированных этимКодексом, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины(435-15) о договоре купли-продажи. Статья266. Предмет, количество и ассортимент поставки
1. Предметом поставкиесть определенные родительными признаками продукция, изделия с наименованием,указанным в стандартах, технических условиях, документации к образцам(эталонов), прейскурантах или товароведческих справочниках. Предметом поставкимогут быть также продукция, изделия, определенные индивидуальными признаками.
2. Общее количествотоваров, которые подлежат поставцы, их частичное соотношение (ассортимент,сортамент, номенклатура) за сортами, группами, подгруппами, видами, марками,типами, размерами определяются спецификацией по согласию сторон, если другое непредусмотрен законом.Статья 267. Сроки и порядок поставки
1. Договор поставкиможет быть заключен на один год, на срок большее одного года (долгосрочныйдоговор) или на другой срок, определенный соглашением сторон. Если в договоресрок его действия не определенный, он считается заключенным на один год.
2. Сроки поставкиустанавливаются сторонами в договоре с учетом необходимости ритмического ибесперебойного снабжения товаров потребителям, если другое не предусмотрензаконодательством.
3. Если в долгосрочномдоговоре количество поставки определен лишь на год или меньший срок, в договоредолжен быть предусмотренный порядок согласования сторонами сроков поставки наследующие периоды к окончанию срока действия договора. Если такой порядок непредусмотрен, договор считается заключенным на один год.
4. В случае еслисторонами предусмотрена поставка товаров отдельными партиями, сроком (периодом)поставки продукции производственно-технического назначения есть, как правило,квартал, а изделий народного потребления, как правило, — месяц. Стороны могутсогласовать в договоре также график поставки (месяц, декада, пора и т.п.).
5. В договоре поставкипо согласию сторон может быть предусмотренный порядок отгрузки товаров любымвидом транспорта, а также выборка товаров покупателем.
6. Договором может бытьпредусмотрена отгрузка товаров грузоотправителем (изготовителем), что неявляется поставщиком, и получение товаров грузополучателем, который не являетсяпокупателем, а также оплата товаров плательщиком, который не являетсяпокупателем.
7. Договором может бытьпредусмотренный порядок поставки недополученной покупателем в установленныйсрок количества товаров. Статья268. Качество товаров, которые поставляются
1. Качество товаров,которые поставляются, должна отвечать стандартам, техническим условиям, другойтехнической документации, которое устанавливает требования к их качеству, илиобразцам (эталонам), если стороны не определят в договоре более высокиетребования к качеству товаров.
2. Номера и индексыстандартов, технических условий или другой документации о качестве товаровотмечаются в договоре. Если указанную документация не опубликована вобщедоступных изданиях, ее копии должны прибавляться поставщиком к экземплярудоговора покупателя на его требование.
3. В случае отсутствия вдоговоре условий относительно качества товаров последняя определяетсясоответственно цели договора или к обычному уровню качества для предметадоговора или общих критериев качества.
4. Поставщик долженудостоверить качество товаров, которые поставляются, надлежащим документом,который присылается вместе с товаром, если другое не предусмотрен в договоре.
5. В случае поставкитоваров более низкого качества, чем требуется стандартом, техническимиусловиями или образцом (эталоном), покупатель имеет право отказаться отпринятия и оплаты товаров, а если товары уже оплачены покупателем, — требоватьвозвращения уплаченной суммы.
6. В случае еслинедостатки поставленных товаров могут быть устранены без возвращения ихпоставщику, покупатель имеет право требовать от поставщика устранениянедостатков в местонахождении товаров или устранить их своими средствами засчет поставщика.
7. Если поставленныетовары отвечают стандартам или техническим условиям, но окажутся более низкогосорта, чем было обусловлено, покупатель имеет право принять товары с оплатой поцене, установленной для товаров соответствующего сорта, или отказаться отпринятия и оплаты поставленных товаров.
8. В случае еслипокупатель (получатель) отказался от принятия товаров, которые не отвечают закачеством стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам) или условиямдоговора, поставщик (производитель) обязанный распорядиться товарами вдесятидневный срок, а относительно товаров, которые быстро портятся, — напротяжении 24 часов из момента получения сообщение покупателя (получателя) оботказе от товаров. Если поставщик (производитель) в указанный срок нераспорядится товарами, покупатель (получатель) имеет право реализовать их наместе или возвратить производителю. Товары, которые быстро портятся, подлежатво всех случаях реализации на месте. Статья269. Гарантии качества товаров. Претензии в связи с недостатками поставленныхтоваров
1. Сроки и порядокустановления покупателем недостатков поставленных нему товаров, которые немогло быть выявлены при обычному их приеме, и предъявление поставщику претензийв связи с недостатками поставленных товаров определяются законодательствомсоответственно этому Кодексу.
2. Стандартами,техническими условиями или договором относительно товаров, предназначенных дляпродолжительного пользования или сохранения, могут предполагаться болеепродолжительные сроки для установления покупателем в надлежащем порядкеуказанных недостатков (гарантийные сроки). Стороны могут согласовать в договорегарантийные сроки более продолжительные сравнительно с предусмотреннымистандартами или техническими условиями.
3. Гарантийный срок эксплуатациивычисляется от дня введения изделия в эксплуатацию, но не более поздний одногогода со дня получения изделия покупателем (потребителем), а относительноизделий народного потребления, которые реализуются через розничную торговлю, — со дня розничной продажи вещи, если другое не предусмотрен стандартами,техническими условиями или договором.
4. Гарантийный срокпригодности и сохранение товаров вычисляется от дня изготовления товара.
5. Поставщик(производитель) гарантирует качество товаров в целом. Гарантийный срок накомплектующие изделия и составные части считается равным гарантийному сроку наосновное изделие, если другое не предусмотрен договором или стандартами(техническими условиями) на основное изделие.
6. Поставщик(производитель) обязанный за свой счет устранить дефекты изделия, выявленные напротяжении гарантийного срока, или заменить товары, если не докажет, чтодефекты возникли вследствие нарушения покупателем (потребителем) правилэксплуатации или сохранение изделия. В случае устранения дефектов в изделии, накоторое установлено гарантийный срок эксплуатации, этот срок продолжается навремя, на протяжении которого он не использовался через дефект, а при заменеизделия гарантийный срок вычисляется сызнова от дня замены.
7. В случае поставкитоваров ненадлежащего качества покупатель (получатель) имеет право взыскать изизготовителя (поставщика) штраф в размере, предусмотренном статьей 231 этогоКодекса, если другой размер не предусмотрен законом или договором.
8. Иски, которыевытекают из поставки товаров ненадлежащего качества, могут быть предъявлены напротяжении шести месяцев со дня установления покупателем в надлежащем порядкенедостатков поставленных нему товаров. Статья270. Комплектность товаров, которые поставляются
1. Товары должныпоставляться комплектно соответственно требованиям стандартов, техническихусловий или прейскурантов. Договором может быть предусмотрена поставка сдополнительными к комплекту изделиями (частями) или без отдельных, не нужных покупателюизделий (частей), которые входят в комплект.
2. Если комплектность неопределена стандартами, техническими условиями или прейскурантами, она внеобходимых случаях может определяться договором.
3. В случае поставкинекомплектных изделий поставщик (производитель) обязанный на требованиепокупателя (получателя) доукомплектувати их в двадцятиденний срок послеполучения требования или заменить комплектными изделиями в тот же срок, еслисторонами не согласован другой срок. В дальнейшем к укомплектованию изделия илиего замены покупатель (получатель) имеет право отказаться от его оплаты, а еслитовар уже оплачен, требовать в установленном порядке возвращения уплаченныхсумм. В случае если поставщик (производитель) в установленный срок неукомплектует изделие или не заменит его комплектным, покупатель имеет правоотказаться от товара.
4. Принятие покупателемнекомплектных изделий не освобождает поставщика (производителя) отответственности. Статья271. Положение о поставках и Особых условиях поставок
1. Кабинет МинистровУкраины соответственно требованиям этого Кодексу и других законов утверждаетПоложение о поставках продукции производственно-технического назначения ипоставки изделий народного потребления, а также Особые условия поставкиотдельных видов товаров.
Параграф 2.Контрактация сельскохозяйственной продукции Статья272. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции
1. Государственнаязакупка сельскохозяйственной продукции осуществляется по договорамконтрактации, которые укладываются на основе государственных заказов напоставку государству сельскохозяйственной продукции.
2. По договоруконтрактации производитель сельскохозяйственной продукции (далее — производитель) обязуется передать заготовительный (закупочному) илиперерабатывающему предприятию или организации (далее — контрактанту)выработанную ним продукцию в сроки, количества, ассортименте, которыепредусмотренные договором, а контрактант обязуется оказывать содействиепроизводителю в производстве указанной продукции, принять и оплатить ее.
3. В договорахконтрактации должны предполагаться:
виды продукции(ассортимент), номер государственного стандарта или технических условий,предельно допустимое содержимое в продукции вредных веществ;
количество продукции,какую контрактант принимает непосредственно у производителя;
цена за единицу, общаясумма договора, порядок и условия доставки, сроки сдачи-приема продукции;
обязанности контрактантаотносительно представления помощи в организации производствасельскохозяйственной продукции и ее транспортирование на приемные пункты ипредприятия;
взаимная имущественнаяответственность сторон в случае невыполнения ними условий договора;
другие условия,предусмотренные Типичным договором контрактации сельскохозяйственной продукции,утвержденным в порядке, установленному Кабинетом Министров Украины. Статья273. Особенности выполнения договоров контрактации
1. Производитель долженне позднее чем за пятнадцать дней до начала заготовки продукции сообщитьконтрактанта о количестве и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции, котораяпредлагается к продаже, и согласовать календарный график ее сдачи.
2. Контрактант обязанпринять от производителя всю предъявленную ним продукцию на условиях,предусмотренных в договоре. Нестандартную продукцию, которая быстро портится,пригодную для использования в свежем или переработанном виде, и стандартнуюпродукцию, которая быстро портится, что кажется свыше объемов, предусмотренныедоговором, контрактант принимает по ценам и на условиях, которые согласованныесторонами.
3. В договореконтрактации могут предполагаться объемы сельскохозяйственной продукции, приемкоторой контрактант осуществляет непосредственно у производителя, и продукци,которая доставляется непосредственно производителем торговым предприятиям.Остаток продукции принимается контрактантом на определенных договором приемныхпунктах, расположенных в границах административного района по местонахождениюпроизводителя.
4. Обеспечениепроизводителей тарой и необходимыми материалами для паковки продукцииосуществляется в количестве, порядка и сроки, предусмотренные договором.
5. Другие особенностивыполнения договоров контрактации устанавливаются Положением о контрактациисельскохозяйственной продукции, которое утверждается Кабинетом МинистровУкраины. Статья274. Ответственность по договору контрактации
1. За недостачусельскохозяйственной продукции в сроки, предусмотренные договором контрактации,производитель платит контрактанту неустойку в размере, установленном договором,если другой размер не предусмотрен законом.
2. За невыполнениеобязательства относительно приема сельскохозяйственной продукциинепосредственно у производителя, а также в случае отказа от приема продукции,предъявленной производителем в сроки и в порядке, которые согласованныесторонами, контрактант платит производителю штраф в размере пяты процентовстоимости непринятой продукции, учитывая надбавки и скидки, а также возмещает причиненныепроизводителю убытки, а относительно продукции, которая быстро портится, — полную ее стоимость.
3. В случае еслипродукцию не было своевременно подготовлено к сдаче-приему и об этом не былопредупреждено контрактанта, производитель возмещает контрактанту причиненныеэтим убытки.
4. В договореконтрактации могут быть предусмотренные также другие санкции за невыполнениеили ненадлежащее выполнение обязательств соответственно требованиям этогоКодекса.
Параграф 3.Энергоснабжение Статья275. Договор энергоснабжения
1. По договоруэнергоснабжения энергоснабжающее предприятие (енергопостачальник) отпускаетэлектрическую энергию, пара, горячую и перегретую воду (далее — энергию)потребителю (абоненту), что обязанный оплатить принятую энергию ипридерживаться предусмотренного договором режима ее использование, а такжеобеспечить безопасную эксплуатацию энергетического оснащения, которое нимиспользуется.
2. Отпуск энергии безоформления договора энергоснабжение не допускается.
3. Предметом договораэнергоснабжение есть отдельные виды энергии с наименованием, предусмотренным вгосударственных стандартах или технических условиях.
4. Производители ипоставщики энергии, которые занимают монопольное положение, в частности субъектыестественных монополий, обязанные заключить договор энергоснабжения натребование потребителей, которые имеют технические средства для полученияэнергии. Расхождения, которые возникают при заключении такого договора,урегулируются соответственно требованиям этого Кодекса.
5. Энергоснабжающиепредприятия других, кроме государственной и коммунальной, форм собственностимогут принимать участие в обеспечении энергией любых потребителей, в том числечерез государственную (коммунальную) энергосеть, на условиях, определенныхсоответствующими договорами. Статья276. Количество и качество энергии.
Сроки, цены и порядокрасчетов по договору энергоснабжения
1. Общее количествоэнергии, которая отпускается, определяется по согласованию сторон. В случаеесли энергия выделяется в счет заказа на государственные потребности (лимита),енергопостачальник не имеет права уменьшать абоненту этот лимит без егосогласия.
2. Предложения абонентаотносительно количества и видов энергии, сроков его отпуска есть приоритетнымипри наличии производственных возможностей в енергопостачальника.
3. Показатели качестваэнергии согласовываются сторонами на основании государственных стандартов илитехнических условий путем согласования перечня (величины) показателей,поддержание которых есть обязанностью для сторон договора.
4. Сроки снабженияэнергии устанавливаются сторонами в договоре выходя, как правило, изнеобходимости обеспечения ее ритмического и бесперебойного поступленияабоненту. Основным учетным периодом энергоснабжения есть декада, скорректированием объемов на протяжении поры. Стороны могут согласовыватьснабжение энергии на протяжении поры за часами, а также время ипродолжительность максимальных и минимальных погрузок.
5. Количество энергии,недополученной в предшествующие периоды по вине енергопостачальника, подлежитпополнению на требование абонента. Если энергия не выбрана абонентом илинедополучен ним для обогревания в связи с благоприятными погодными условиями,пополнение недополученной энергии осуществляется по согласованию сторон.
6. Расчеты по договорамэнергоснабжения осуществляются на основании цен (тарифов), установленныхсоответственно требованиям закона.
7. Оплата энергии,которая отпускается, осуществляется, как правило, в форме предшествующейоплаты. По согласованию сторон могут применяться плановые платежи с следующимперерасчетом или оплата, которая ведется за фактически отпущенную энергию.
8. В случае если абонентимеет собственное енергоджерело и отпускает энергию в сети енергопостачальника,допускаются расчеты за сальдо взаимно полученной энергии. Статья277. Правила пользование энергией
1. Абоненты пользуютсяэнергией с соблюдением правил пользования энергией соответствующего вида,которые утверждаются Кабинетом Министров Украины.
2. Правилами могут бытьпредусмотренные типичные договоры снабжения отдельных видов энергии.
3. Абонент имеет правоотпускать энергию присоединенным к его сетям вторичным потребителям(субабонентам). В этом случае субабоненти заключают договор энергоснабжения сабонентом и имеют права и несут обязанности абонента, а абонент имеет права инесет обязанности энергопотребителя
4. Абонент обязансообщить перечень субабонентов энергопоставщик, что имеет право контроля энергосетейи приборов субабонентов и право контроля за соблюдением субабонентами правилпользования энергией.
5. Ответственность занарушение правил пользование энергией устанавливается законом.
Параграф 4. БиржеваяторговляСтатья 278. Торговельно-біржовадеятельность
1. Осуществлениеторговельно-біржової деятельности имеет целью организацию и регулированиеторговли путем предоставления услуг субъектам хозяйствование в осуществленииними торговых операций специально образованной хозяйственной организацией — товарной биржей.
2. Правовые условиясоздания и деятельности товарных бирж, а также основные правила осуществленияторговельно-біржової деятельности определяются этим Кодексом, принятымисоответственно него законами и другими нормативно-правовыми актами. Статья279. Товарная биржа
1. Товарная биржа естьособым субъектом хозяйствования, которое предоставляет услуги в заключениибиржевых соглашений, выявлении спроса и предложений на товары, товарных цен,изучает, приводит в порядок товарооборот и оказывает содействие связанным с нимторговым операциям.
2. Товарная биржа естьюридическим лицом, действует на основах самоуправления и хозяйственнойсамостоятельности, имеет отделенное имущество, самостоятельный баланс, счета вучреждениях банка, печать с своим наименованием.
3. Товарная биржасоздается на основе добровольного объединения заинтересованных субъектовхозяйствование. Основателями и членами товарной биржи не могут быть органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, а такжегосударственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации, котораяполностью или частично содержатся за счет Государственного бюджета Украины илиместных бюджетов.
4. Учреждение товарнойбиржи осуществляется путем заключения основателями соглашения, котороеопределяет порядок ее создания, состав основателей, их обязанности, размер исроки уплаты паевых, вступительных и периодических взносов. Основатели платятпаевой взнос.
5. Товарная биржадействует на основании устава, который утверждается основателями биржи.
6. Государственнаярегистрация товарной биржи ведется соответственно требованиям статьи 58 этогоКодекса.
7. Товарная биржа незанимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получения прибыли.
8. Товарная биржаосуществляет свою деятельность за принципами равноправия участников биржевыхторгов, публичного проведения биржевых торгов, применение свободных (рыночных)цен. Статья280. Права и обязанности товарной биржи
1. Товарная биржа имеетправо:
устанавливатьсоответственно законодательству собственные обязательные для всех участниковторгов правила биржевой торговли и биржевого арбитража;
устанавливатьвступительные и периодические взносы для членов биржи, размер платы за услуги,которые предоставляются биржей;
устанавливать и взиматьсоответственно уставу биржи плату за регистрацию соглашений на бирже, а такжесанкции за нарушение устава биржи и биржевых правил;
создавать подразделыбиржи и утверждать положения о них;
основывать арбитражныекомиссии для решения споров в торговых соглашениях;
разрабатывать с учетомгосударственных стандартов собственные стандарты и типичные контракты;
укладывать соглашения сдругими биржами, иметь своих представителей на биржах, в том числерасположенных за пределами Украины;
выдавать биржевыебюллетени, справочники и прочие информационные и рекламные издания;
решать другие вопросы,предусмотренные законом.
2. Товарная биржаобязана:
создавать условия дляпроведения биржевой торговли;
регулировать биржевыеоперации;
регулировать цены натовары, которые допускаются к обороту на бирже;
предоставлять членам ипосетителям биржи организационные, информационные и прочие услуги;
обеспечивать сбор,обработку и распространение информации, которая касается конъюнктуры рынка. Статья281. Правила биржевой торговли. Биржевые торги
1. Правила биржевойторговли разрабатываются соответственно законодательству и есть основнымдокументом, который регламентирует порядок осуществления биржевых операций,ведение биржевой торговли и решения споров по этим вопросам.
2. Правила биржевойторговли утверждаются общими сборами членов товарной биржи или органом, нимиуполномоченным.
3. Биржевыми торгамиявляются торги, которые публично и гласно проводятся в торговых залах биржи заучастия членов биржи по товарам, допущенных к реализации на бирже в порядке,установленному правилами биржевой торговли.
4. Биржевые операцииразрешается осуществлять только членам биржи или брокерам — гражданам,зарегистрированным на бирже соответственно ее уставу для выполнения порученийчленов биржи, которых они представляют, относительно осуществления биржевыхопераций. Статья282. Прекращение товарной биржи
1. Прекращение товарнойбиржи происходит по решению общих сборов членов биржи, а также по решению судав случаях, предусмотренных законом.
Параграф 5. Арендаимущества и лизинг Статья283. Аренда имущества в сфере хозяйствования
1. По договору арендыодна сторона (арендодатель) передает второй стороне (арендатору) за плату наопределенный срок в пользование имущество для осуществления хозяйственнойдеятельности.
2. В пользование подоговору аренды передается индивидуально определенное имуществопроизводственно-технического назначения (или целостный имущественный комплекс),что не теряет в процессе использования своего потребительского качества(непотребительская вещь).
3. Объектом аренды могутбыть:
государственные икоммунальные предприятия или их структурные подразделы как целостныеимущественные комплексы, то есть хозяйственные объекты с завершенным цикломпроизводства продукции (работ, услуг), отделенным земельным участком, накотором размещенный объект, и автономными инженерными коммуникациями и системойэнергоснабжения;
недвижимое имущество(здания, сооружения, помещение);
другое отдельноеиндивидуально определенное имущество производственно-технического назначения,которое належит субъектам хозяйствования.
4. Аренда структурныхподразделов государственных и коммунальных предприятий не должна подниматьпроизводственно-хозяйственную целостность, технологическое единство данногопредприятия.
5. Законом может бытьустановлен перечень государственных и коммунальных предприятий, целостныеимущественные комплексы которых не могут быть объектом аренды.
6. К отношениям арендыприменяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины (435-15) сучетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом. Статья284. Условия договора аренды
1. Важными условиямидоговора аренды есть: объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом егоиндексации); срок, на который укладывается договор аренды; арендная плата сучетом его индексации; порядок использования амортизационных отчислений;восстановление арендованного имущества и условия его возвращения или выкупа.
2. Оценка объекта арендыосуществляется за обновленной стоимостью. Условия договора аренды сохраняютсвою силу на весь срок действия договора, а также в случае если после егозаключения законодательством установлен правила, которые ухудшают положениеарендатора.
3. Реорганизацияарендодателя не является основанием для изменения условий или разрыва договорааренды.
4. Срок договора арендыопределяется по согласованию сторон. В случае отсутствия заявления одной изсторон о прекращении или изменении условий договора аренды на протяжении одногомесяца после окончания срока действия договора он считается продолженным натакой самый срок и на одних и тех же условиях, которые было предусмотренодоговором. Статья285. Основные права и обязанности арендатора
1. Арендатор имеетпреобладающее право перед другими субъектами хозяйствования на продолжениесрока действия договора аренды.
2. Арендатор может бытьобязан использовать объект аренды по целевому назначению соответственно профилюпроизводственной деятельности предприятия, имущество которого передан в аренду.
3. Арендатор обязанберечь арендованное имущество соответственно условиям договора, предотвращаяего порче или повреждению, и своевременно и в полном объеме платить аренднуюплату.
4. Арендатор возмещаетарендодателю стоимость арендованного имущества в случае отчуждения этогоимущества или его уничтожение или порча по вине арендатора. Статья286. Арендная плата
1. Арендная плата — этофиксированный платеж, который арендатор платит арендодателю независимо отследствий своей хозяйственной деятельности. Размер арендной платы может бытьизменен по согласованию сторон, а также в других случаях, предусмотренныхзаконодательством.
2. Арендатор имеет правотребовать уменьшения размера арендной платы, если через обстоятельства, закоторые он не отвечает, изменились предусмотренные договором условияхозяйствование или существенным образом ухудшилось состояние объекта аренды.
3. Арендная платаустанавливается в денежной форме. В зависимости от специфики производственнойдеятельности арендатора арендная плата по согласию сторон может устанавливатьсяв натуральной или денежно-натуральной форме.
4. Сроки внесенияарендной платы определяются в договоре. Статья287. Аренда государственного и коммунального имущества
1. Арендодателямиотносительно государственного и коммунального имущества есть:
1) Фонд государственногоимущества Украины, его региональные отделения — относительно целостныхимущественных комплексов предприятий, их структурных подразделов и недвижимогоимущества, которое есть государственной собственностью, а также другогоимущества в случаях, предусмотренных законом;
2) органы,уполномоченные Верховной Радой Автономной Республики Крым или местными советамиуправлять имуществом, — соответственно относительно имущества, которое належитАвтономной Республике Крым или есть в коммунальной собственности;
3) государственные(коммунальные) предприятия — относительно отдельного индивидуальноопределенного имущества, а с разрешения арендодателей, указанных в пункте 2этой статьи, — также относительно целостных имущественных комплексов, ихструктурных подразделов и недвижимого имущества.
2. Организационные иимущественные отношения, связанные с передачей в аренду целостных имущественныхкомплексов государственного сектора экономики, а также целостных имущественныхкомплексов, который есть коммунальной собственностью, регулируютсязаконодательством соответственно этому Кодексу.
3. Образование арендногопредприятия осуществляется соответственно статье 115 этого Кодекса. Уставсубъекта хозяйствование, образованного на базе арендованного имущества, не можетпротиворечить условиям договора аренды. Статья288. Субаренда государственного и коммунального имущества
1. Арендатор имеет правопередать отдельные объекты аренды в субаренду, если другое не предусмотрензаконом или договором аренды.
2. Передача в субарендуцелостных имущественных комплексов не допускается. Статья289. Выкуп (приватизация) объекта аренды
1. Арендатор имеет правона выкуп объекта аренды, если такое право предусмотрено договором аренды.
2. Условия выкупаарендованного государственного (коммунального) имущества (целостногоимущественного комплекса) определяются соответственно закону.
3. Арендатор имеет правов любое время отказаться от осуществления предусмотренного в договоре права на выкупобъекта аренды.
4. Приватизацияцелостных имущественных комплексов, сданных в аренду, осуществляется в случаяхи порядке, предусмотренных законом. Статья290. Аренда земли в сфере хозяйствования
1. Отношения, связанныес арендой земли как средства производства, регулируются Земельным кодексомУкраины (2768-14) и другими законами.
2. Аренда земельногоучастка без договора, заключенного в письменной форме, удостоверенногонотариально и зарегистрированного в установленному законом порядка, недопускается.
3. Размер платы запользование земельным участком, который есть государственной или коммунальнойсобственностью, не может быть низшей за установленный соответственно закону.Случаи увольнения от платы за пользование земельным участком или уменьшениеразмера платы определяются законом. Статья291. Прекращение договора аренды
1. Односторонний отказот договора аренды не допускается.
2. Договор арендыпрекращается в случае:
окончание срока, накоторый его было заключено;
выкупу (приватизаци)объекта аренды;
ликвидации субъектаарендатор^-хозяйствования-арендатора;
гибели (уничтожение)объекта аренды.
3. Договор аренды можетбыть разорван по согласию сторон. На требование одной из сторон договор арендыможет быть досрочно разорван из оснований, предусмотренных Гражданским кодексомУкраины (435-15) для разрыва договора найму, в порядке, установленному статьей188 этого Кодекса.
4. Правовые следствияпрекращения договора аренды определяются соответственно условиям регулированиядоговора найму Гражданским кодексом Украины (435-15). Статья292. Лизинг в сфере хозяйствования
1. Лизинг — этохозяйственная деятельность, направленная на инвестирование собственного илипривлеченного финансового средства, которое состоит в предоставлении подоговору лизинга одной стороной в исключительное пользование второй стороне) наопределенный срок имущества, которое принадлежит или приобретается ним всобственность (хозяйственное ведение) по доверенности или согласованиемлизингополучатель у соответствующего поставщика (продавца) имущества, приусловии уплаты лизингополучатель периодических лизинговых платежей.
2. В зависимости отособенностей осуществления лизинговых операций лизинг может быть двух видов — финансовый или оперативный. По форме осуществления лизинг может быть обратн,паевым, международной и т.п..
3. Объектом лизингаможет быть недвижимое и движимое имущество, предназначенное для использованиякак основные фонды, не запрещенное законом к свободному обороту на рынке иотносительно которого нет ограничений о передаче его в лизинг.
4. Имущество, указанноев части первой этой статьи, которое есть государственной (коммунальной)собственностью, может быть объектом лизинга только по согласованию с органом,который осуществляет управление этим имуществом, соответственно закону.
5. Не могут бытьобъектами лизинга земельные участки, другие естественные объекты, а такжецелостные имущественные комплексы государственных (коммунальных) предприятий иих структурных подразделов.
6. Переход правасобственности на объект лизинга к другому лицу не является основанием дляразрыва договора лизинга.
7. Правовоерегулирование лизинга осуществляется соответственно этому Кодексу и другихзаконов.
Параграф 6. Другиевиды хозяйственно-торговой деятельностиСтатья 293. Мена (бартер) в сферехозяйствования
1. По договору мены(бартера) любая из сторон обязуется передать второй стороне в собственность,полное хозяйственное ведение или оперативное управление определенный товар вобмен на другой товар.
2. Сторона договорасчитается продавцом того товара, который она передает в обмен, и покупателемтовара, который она получает взамен.
3. По согласованиюсторон возможная денежная доплата за товар большей стоимости, котораяобменивается на товар меньшей стоимости, если это не противоречитзаконодательству.
4. Не может бытьобъектом мены (бартера) имущество, отнесенное законодательством к основнымфондам, которое належит к государственной или коммунальной собственности, вслучае если вторая сторона договора мены (бартера) не является соответственногосударственным или коммунальным предприятием. Законодательством могут бытьустановленные также другие особенности осуществления бартерных (товарообменных)операций, связанных с приобретением и использованием отдельных видов имущества,а также осуществление таких операций в отдельных областях хозяйствования.
5. К договору мены(бартера) применяются правил, которые регулируют договоры купли-продажи,поставки, контрактации, элементы которых помещаются в договоре мены (бартера),если это не противоречит законодательству и отвечает сути отношений сторон. Статья294. Сохранение в товарном составе
1. Товарным составомпризнается организация, которая осуществляет сохранение товаров и предоставляетсвязанные с сохранением услуги на основах предпринимательской деятельности.
2. Товарный состав естьсоставом общего пользования в случае если из закона, других правовых актов иливыданного субъекту хозяйствования разрешения (лицензии) вытекает, что он обязанпринимать на сохранение товары от любого товаровладельца.
3. Сохранение в товарномсоставе осуществляется по договору складского сохранения.
4. К регулированиюотношений, которые вытекают из сохранения товаров по договору складскогосохранения, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины(435-15).
С переходом к рыночнойэкономике и развитием предпринимательства все большее значение приобретаетдоговор. Предприниматель сам разрешает вопросы своей деятельности, договорстановится основой деятельности предприятия и граждан-предпринимателей.
Эти принципы нашли своеотражение в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины, которые вступают всилу с 1 января 2004 года.
Хозяйственный кодексУкраины в статье 179выделяет такие методы регулирования договорных отношений, как:
- основанный насвободном волеизлиянии сторон в рамках законодательства,
- основанный наобязательном для сторон установлении закона,
- основанный нарекомендациях органа управления, которые не имеют для участников договораобязательного характера.
Новым Гражданскимкодексом Украины в статье 627 закреплен принцип свободы договора,который отсутствовал ранее в гражданском законодательстве.
В соответствии с нормамиэтой статьи стороны являются свободными в заключении договора, выбореконтрагента и определении условий договора с учетом требований Гражданскогокодекса Украины, других актов законодательства, обычаев делового оборота,требований разумности и справедливости. Положения этой статьи не вступали бы впротиворечие с положениями Хозяйственного кодекса Украины относительносоответствия условий договора законодательству, если бы не существовало статьи6 Гражданского кодекса Украины, которой установлено, что стороны имеют правоотступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать своиотношения по собственному усмотрению.
Статьей 6 такжепредусмотрено, что стороны только в том случае не могут отступать от положенийактов гражданского законодательства, если в этих актах прямо указано на это, атакже в случае, если обязательность для сторон положений актов гражданскогозаконодательства вытекает из их содержания или из существа отношений междусторонами.
Таким образом, всоответствии с Гражданским кодексом Украины в договорной сфере закон переходитна второй план, стороны имеют право отступать от его положений, регулироватьсвои отношений по своему усмотрению, а обязательность положений актагражданского законодательства при заключении договора должна быть подтвержденав самом акте специальной нормой.
Исключением из этогоправила являются правила, установленные Гражданским кодексом Украины дляпубличных договоров – новой разновидности договора, основанной на публичномхарактере деятельности одной из сторон.
Статьей633 кодекса установлено, что публичным является договор, в котором одна сторонавзяла на себя обязательство осуществлять продажу товаров, исполнение работ илипредоставление услуг каждому, кто к ней обратится.
Следовательно,свобода такого договора ограничена предусмотренными законом обязательнымиусловиями договора, при нарушении которых договор считается ничтожным. Кроме того,условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Посколькув статье 633 не приведен исчерпывающий перечень товаров, работ и услуг, в сферекоторых применяется публичный договор, возникает вопрос о том, какие еще видыдоговоров могут быть публичными.
Хозяйственнымкодексом Украины хотя и не выделена такая разновидность договора, как публичныйдоговор, однако положения части шестой статьи 179 этого кодекса относительнообеспечения потребителей электроэнергией, связью или услугами транспортапозволяют отнести эти договора к таким, которые имеют признаки публичного.Очевидно, что особенности условий этих договоров должны быть предусмотрены вспециальных законах.
Чтокасается снабжения потребителей электроэнергией, то законом обязательныеусловия предусмотрены для договоров, которые заключает энергоснабжающаякомпания, осуществляющая деятельность по снабжению потребителей электроэнергиейна закрепленной территории. Так, в соответствии со статьей 24 Закона такиеэнергоснабжающие компании не имеют права отказать потребителю, расположенномуна этой территории, в заключении договора на снабжение электроэнергией. Крометого, статьей 151 Закона предусмотрены обязательные условия этогодоговора. Как видим, указанный договор имеет признаки публичного договора.
Хотелосьбы обратить внимание и на такую новую разновидность договора, установленнуюГражданским кодексом Украины, как договор присоединения, основанный наспособе заключения договора.
Согласностатье 634 Гражданского кодекса Украины договором присоединения являетсядоговор, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или другихстандартных формах, который может быть заключен только путем присоединениядругой стороны к предложенному договору в целом. Другая сторона не можетпредложить свои условия договора.
Вюридической литературе существуют разные подходы к определению договораприсоединения, например, В. Крат, анализируя этот вопрос, пришел к выводу, чтоэти договора имеют «аномальный» характер относительно их содержания, котороевыражается только в сохранении внешней формы соглашения, поскольку свободной вэтом случае является воля только одной из сторон (11).
П.Гуйван предостерегает от отождествления договора присоединения со всемидоговорными отношениями, основанными на стандартных договорах и делает вывод отом, что договор присоединения является лишь относительно небольшой частьюгруппы договоров, заключаемых по стандартной форме (8).
Допринятия нового Гражданского кодекса Украины законодательство непредусматривало понятия договора присоединения, однако на практике договора,имеющие признаки договора присоединения, существовали. Например, статьей 15Закона Украины «Об электроэнергетике» предусмотрено существование оптовогорынка электрической энергии Украины, который создается на основании договора, атакже предусмотрены обязательные условия договора.
Всесубъекты хозяйствования, пожелавшие работать на оптовом рынке электрическойэнергии Украины, должны подписать договор в целом, без каких-либо оговорок.
Напрактике классифицировать договор как публичный договор или договор присоединенияокажется не так просто. Если в части договора розничной купли-продажи вопросрегламентирован самим Гражданским кодексом Украины, то в отношении другихдоговоров, не упомянутых в кодексе, того же договора снабжения электрическойэнергией или договора оптового рынка электрической энергии Украины, о которыхговорилось выше, вопрос остается открытым. Следовательно, круг договорныхотношений, регулируемых договором присоединения, следует определятьнепосредственно в актах гражданского законодательства.
Вюридической литературе встречаются утверждения о том, что одной из основныхсфер применения договора присоединения являются отношения с монополистами,которые в связи с отсутствием конкуренции навязывают в формуляре свои условияконтрагентам.
По отношениюк монополистам, а особенно к естественным монополистам, необходимо применятьпрактику утверждения стандартных договоров на приобретение их товаров илипредоставление ими услуг органом, осуществляющим регулирование деятельностисубъектов монополии, что позволит уравновесить интересы монополиста ипотребителя его товаров, работ или услуг.
Следуетобратить внимание на нормы Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины вотношении стандартных договоров.
Впрактике регулирования договорных отношений субъектов хозяйствования внастоящее время достаточно широко используются стандартные формы, такназываемые типовые или примерные договора. Стандартные договора, как правило,утверждаются Кабинетом Министров Украины или органами исполнительной власти путемиздания нормативно-правовых актов.
Взаконодательстве Украины до принятия новых кодексов отсутствовало четкоеопределение стандартных договоров. В новых кодексах определение присутствует,однако понятия стандартного договора и порядок его применения отличаются.
Изсмысла статьи 630 Гражданского кодекса Украины следует, что применение илинеприменение типового договора для оформления сделки зависит от волеизъявлениясторон договора. Исходя из такой позиции, типовой договор является дляучастников договора рекомендацией по согласованию его отдельных условий.
Инуюпозицию в этом вопросе занимает Хозяйственный кодекс Украины. Положениями этогокодекса различаются типовой и примерный договора, регулируется порядоких применения.
Так,в статье 179 Хозяйственного кодекса Украины определено, что при заключениихозяйственного договора стороны могут определять текст договора на основе:
- свободноговолеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрениюлюбые условия договора, которые не противоречат законодательству;
- примерногодоговора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования дляиспользования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право повзаимному согласию менять отдельные условия, предусмотренные примернымдоговором, или дополнять его содержание;
- типовогодоговора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях,предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороныне могут отступать от содержания типового договора, но имеют правоконкретизировать его условия;
- договораприсоединения, предложенного одной из сторон для других возможных субъектов,когда эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать наизменении его содержания.
Как видно,кодексы придерживаются диаметрально противоположного порядка применениястандартного договора.
Учитываянесогласованность между нормами кодексов в вопросах договорных отношений, дляпрактического применения положений кодексов важно определить роль каждогокодекса в их регулировании.
По поводу соотношениянорм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в юридической литературеразгорелась яростная полемика.
Мненияученых относительно соотношения кодексов разделились, в юридической литературеэтот вопрос широко дебатируется.
Цивилистыутверждают о верховенстве Гражданского кодекса Украины. Они считают, чтоГражданский кодекс Украины является тем основополагающим нормативным актом,согласно которому производится правовое регулирование всех имущественных отношенийтоварно-денежного характера, иначе говоря, кодекс является законом и общегодействия, и специальным законом, а особенности регулирования имущественныхотношений субъектов хозяйствования регулируются Хозяйственным кодексом Украины(23). А поскольку большуююридическую силу имеет Гражданский кодекс Украины, то в случае коллизии нормкодексов следует руководствоваться законом с большей юридической силой.
Ихоппоненты отводят Гражданскому кодексу Украины роль общего закона, аХозяйственному — роль специального закона, которым определены особенностирегулирования отношений в сфере хозяйствования. Сторонники Хозяйственногокодекса Украины считают, что его нормы, как специальные в сфере хозяйственныхотношений, являются приоритетными, и только в случае, если в Хозяйственномкодексе Украины отсутствуют определенные положения, отношения должнырегулироваться нормами Гражданского кодекса Украины.
Например,А. Бобкова утверждает, что такое соотношение кодексов подтверждается нормамисамих кодексов. Так, часть вторая статьи 9 Гражданского кодекса Украиныдопускает, что законом может быть предусмотрено специальное регулированиеимущественных отношений в сфере хозяйствования, а с этой статьейкорреспондируется часть вторая статьи 4 Хозяйственного кодекса Украины, согласнокоторой особенности регулирования имущественных отношений субъектовхозяйствования определяются этим кодексом (2).
Болееубедительным выглядит мнение ученых о том, что правоотношения в сферепредпринимательства, а значит, и договорные отношения в этой сфере следуетрегулировать нормами Хозяйственного кодекса Украины.
Проблемаразмежевания гражданских правоотношений от отношений в сфере хозяйствования насегодня является дискуссионной, и должна решаться путем усовершенствования нормобоих кодексов, а также в процессе практического применения их положений.
2. Тест
Обозначьте правильныйответ.
Предмет правовогорегулирования хозяйственной деятельности состоит:
а) определенные законодательствомУкраины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения,которые возникают в процессе организации и осуществления неккомерческойхозяйственной деятельности между государственными органами – субьектамихозяйствованиния, потребителями органами внутренних дел, прокуратуры, суда(хозяйского суда), надзор и контроль вышестоящих органов за этой деятельностьюс целью получения прибыли.
б) определенные международнымиправовыми нормами и законодательством Украины хозяйственные отношения, которыевозникают при осуществлении субьектами хозяйствования предпринимательскойдеятельности, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства сцелью координации рынков товаров и услуг в Украине и их перемещение черезтаможенную границу.
в) определенные законодательствомУкраины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения,которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственнойдеятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования идругими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этойдеятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования,которая может привести к негативным последствиям как для субьектовхозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины вцелом.
Правильный ответ – ответВ
Определенныезаконодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине,хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации иосуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, междусубьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сферехозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государствас целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая можетпривести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования,предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.
3. Тест
Обозначьте лишнее
Для государственнойрегестрации субьекта хозяйствования подаються такие документы:
а) решение собственника (собственников)имущества или уполномоченного ним (ними) органа в случаях, предусмотренныхзаконом;
б) нотариально заверенная распискаодного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке)про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;
в) учредительные документы,предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;
г) решение Антимонопольного комитетаУкраины о согласии на создание, реорганизацию (слияние, присоединение)субъектов хозяйствования в случаях, предусмотренных законом;
д) документ (документы), чтоудостоверяет уплату основателем (основателями) взноса в уставный фонд субъектахозяйствование в размере, установленном законом;
е) почтовый пакетустановленного образца как гарантированный взнос своевременной государственнойрегистрации;
ж) регистрационная карточкаустановленного образца;
з) документ, который удостоверяетуплату средств за государственную регистрацию;
и) документ,который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент созданияпредприятия.
Лишнее:
б) нотариальнозаверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрациив законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственнойдеятельностью;
е) почтовый пакет установленного образцакак гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;
и) документ, который удостоверяетнесудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия.
Список использованной литературы
1. Аксенов И. Некоторые проблемызаконодательного регулирования предпринимательства. – 1998. -№ 1.
2. Бобкова А.Г. О соотношении ГК и ХКУкраины// Юридическая практика. – 2003. — № 30. – с.10
3. Бобкова А.Г. Правовое обеспечениерекреационной деятельности. – Донецк: Юго – Восток, 2000. – 308 с.
4. Васильев А.С., Мучник А.Г.Законодательная защита социальных интересов как способ управления экономикой. –Одесса: Астро Принт, 1999. – Т. 2. – С. 210 – 218.
5. Гайворонский В., Жушман В.Предпринимательство, хозяйсвенная и трудовая деятельность: законодательноерегулирование. – 1998. — № 9.
6. Господарський кодекс України. – К.: Істина, 2003.
7. Господарський процесуальний кодексУкраїни // Кодекси України. – К., 1998. – Кн. 1.
8. Грузинський І.М., Кравчук В.М.,Пограничний Є.П. Державна реєстація суб’єктів підприємницької діяльності: Наук. – практ. посіб. – Л., 2000.
9. Гуйван П. Стандартный договор и егоместо в регулировании договорных отношений// Підприємництво, господарство і право.– 2003. — № 9. – с. 10
10. Знаменский Г.Л. Хозяйсвенноезаконодательство Украины: формирование и перспективы развития. – 1996. – 63 с.
11. Ионов В. Бизнес – право: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1998.–112 с.
12. Крат В. Договір приєднання: реалії та перспективи //Підприємництво, господарство і право. – 2003. – 2003. — № 1. – с.50
13. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. – М.: Рус. Деловая лит.,1997. – 608
14. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов приправовом регулировании предпринимательской деятельности. – М., 2001. – 212 с.
15. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субьекты. –М., 1997.
16. Магазинер Я.М. Советское хозяйственное право. – М., 1928.
17. Мамутов В.К. Правовое регулирование хозяйственнойдеятельности в смешанной экономике // Экономика – право – государственноерегулирование: Сб. научных трудов. – Донецк: ИЗПИ НАН Украины, 1993. – С. 3 –17.
18. Назаров Ю. Гарантии свободы предпринимательской деятельностив сфере регистрации. — № 1. – С. 22 – 26.
19. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. – СПб.: Изд – воМихайлова В.А., 2001. – с. 656.
20. Подцерковный О.П. Дерегуляция єкономических процессов и изменение режиманормирования расчетніх отношений в Украине. – Одеса: АстроПринт, 1999. – С. 330– 338.
21. Положення про державнуреєстрацію суб’єктів підприємницькоїдіяльності: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 25.05.98.
22. Саніахметова Н.О.Підприємницьке право. – К., 2003.
23. Підприємницьке правоУкраїни / За ред. Р. Шишки. – Х., 2000.
24. Цивільне право. Загальна частина:Підр.// Під. ред. Я.М.Шевченко. – К. – 2003. – с.14
25. Шнипко О. Сутністьпідприємницької діяльності та основні умови розвитку ії в Україні //Підприємництво, господарство і право. – 2002. — № 6.
26. Щербина В. С. Господарське правоУкраїни. – К., 2003.
27. Шкредов В.Н. Єкономика и право. –М., 1990.
28. Єкономика – право – государственноерегулирование. – Донецк: ИЭПИ НАН Украины, 1992.
29. Ющик О.І. Правова реформа: загальнепоняття, проблеми здійснення в Україні. – К., 1997. – 201с.