Оглавление
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Основы правовогорегулирования в области связи.........................6
1.1. Организация государственногорегулирования деятельности в области связи....................................................................................................................6
1.2. Государственный надзор задеятельностью в области связи.....................10
1.3. Услугисвязи....................................................................................................11
Глава 2. Об основном законе отрасли.................................................................19
2.1. О предметной сфере правовогорегулирования..........................................19
2.2. Новшества в законодательстве освязи........................................................23
Заключение.............................................................................................................28
Список литературы................................................................................................30
Введение
Одной из основных задач работы«Основы правового регулирования в области связи” является предоставлениеполной информационно-правовой документарной поддержки повседневной деятельностипредприятий и организаций отрасли „Связь“. А к таковой, помимовыполнения своих непосредственных специализированных задач, относятся такжеведение бухгалтерского учета, делопроизводства, работа с контрагентами,кадровая работа и т.п. Поэтому, помимо вопросов осуществленияспециализированных видов деятельности предприятий связи, в настоящей работеосвещаются также вопросы, так или иначе связанные с организацией внутренней ивнешней деятельности этих предприятий.
Документы “Основыправового регулирования в области связи” освещают общие вопросы организациидеятельности предприятий связи, к которым относятся:
Управление в областисвязи;
Лицензирование в областисвязи;
Сертификация средствсвязи;
Регулированиеиспользования радиочастот и РЭС;
Надзор за связью иинформатизацией;
Строительство объектов исооружений связи;
Эксплуатация объектов(сооружений) связи;
Особенностипредоставления отдельных видов услуг связи, таких как:
— Почтовая связь,
— Телефонная связь,
— Телеграфная связь,
— Телерадиовещание,
— Радиосвязь,
— Радиовызов,
— Радиофикация,
— Сотовая связь,
— Интернет,
— Спутниковая связь,
— Фельдъегерская связь,
— Правительственная связьи информация;
Земли предприятий связи,радиовещания, телевидения, информатики;
Ценообразование в областисвязи;
Особенностиналогообложения и ведения бухгалтерского учета и предоставления статистическойотчетности в области связи;
Трудовые отношения напредприятиях связи.
В раздел „Основыправового регулирования в области связи“ включаются документы:
— нормативные акты высшихорганов государственной власти Российской Федерации и СССР (ГосударственнойДумы, Совета Федерации, Президента Российской Федерации и СССР, ВерховногоСовета РСФСР и СССР);
— нормативные актыфедеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации,Совета Министров РСФСР и СССР; федеральных министерств и ведомств, МинсвязиРоссийской Федерации (а также действующие документы его предшественников — Гостелекома России, Госкомсвязи России, Минсвязи СССР и др.), действующие актыГКРЧ, ГКЭС и Главгоссвязьнадзора при Минсвязи России, ФАПСИ, Государственнойфельдъегерской службы России, отраслевых министерств и ведомств, а также актыгосударств и международных организаций по вопросам международногосотрудничества в области связи.
Экономические аспектыдеятельности организаций и предприятий связи (налогообложение, ведениебухгалтерского учета, представление статистической отчетности, расчетныеотношения) представлены документами Министерства финансов Российской Федерации,ФНС России (действующими актами МНС России), Госкомстата и Центробанка России.
Вопросы капитальногостроительства, ремонта и реконструкции предприятий и объектов связи освещены вдействующих документах Госстроя России и его подразделений.
Требования посертификации и стандартизации деятельности предприятий и организаций связи представленыдействующими актами Госстандарта России.
Порядок предоставленияучастков земли для ведения деятельности предприятий связи, помимо актовПрезидента и Правительства России, освещен также в действующих документахРоскомзема, Госкомэкологии и Минприроды России.
Вопросы организации трудаработников предприятий связи регламентированы действующими актами Министерстватруда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохраненияи социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по труду изанятости и других.
Требования к пожарнойбезопасности предприятий связи представлены в документах МЧС России и ГУГПС МЧСРоссии.
Глава 1.Основы правового регулирования в области связи
1.1.Организация государственного регулирования деятельности в области связи
Государственноерегулирование деятельности в области связи в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется ПрезидентомРоссийской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органомисполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции инымифедеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Федеральногозакона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Правительством РоссийскойФедерации устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной властив области связи.
Федеральный органисполнительной власти в области связи[3, с. 17]:
— осуществляет функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию вобласти связи;
— на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовоерегулирование в области связи и информатизации, за исключением вопросов,правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерацииосуществляется исключительно федеральными конституционными законами,федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации;
— взаимодействует повопросам и в порядке, установленными федеральными законами, с саморегулируемымиорганизациями в области связи, создаваемыми в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации (далее — саморегулируемые организации);
— выполняет функцииадминистрации связи Российской Федерации при осуществлении международнойдеятельности Российской Федерации в области связи;
— вправе запрашивать уоператоров связи информацию, связанную с оказанием услуг связи для нужд обороныстраны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в том числе отехнологических возможностях оператора связи по оказанию услуг связи, оперспективах развития сетей связи, о тарифах на услуги связи, а такженаправлять операторам связи, заключившим государственный контракт на оказаниеуслуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспеченияправопорядка, обязательные для исполнения предписания в связи с указаннымиконтрактами. (абзац введен Федеральным законом от 26.07.2006 N 132-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федеральногозакона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Регулированиеиспользования радиочастотного спектра является исключительным правомгосударства и обеспечивается в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации и законодательством Российской Федерации посредствомпроведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанныхс конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедренияперспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использованиярадиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нуждгосударственного управления, обороны страны, безопасности государства иобеспечения правопорядка[12, с. 22].
В Российской Федерациирегулирование использования радиочастотного спектра осуществляетсямежведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органеисполнительной власти в области связи (далее — государственная комиссия по радиочастотам),обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотногоспектра.
Положение огосударственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаютсяПравительством Российской Федерации.
Положением огосударственной комиссии по радиочастотам должен устанавливаться порядокраспределения радиочастот. Указанное положение должно содержать, в частности,порядок принятия решений государственной комиссией по радиочастотам и составуказанной комиссии с участием представителей всех заинтересованных федеральныхорганов исполнительной власти. В случае, если в решении рассматриваемогокомиссией вопроса представитель одного из указанных органов имеетзаинтересованность, которая может оказать влияние на объективность принятиярешения, указанный представитель в голосовании не участвует.
Организационные итехнические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот илирадиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств иливысокочастотных устройств гражданского назначения во исполнение решенийгосударственной комиссии по радиочастотам осуществляются специальноуполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот ирадиоэлектронных средств при федеральном органе исполнительной власти в областисвязи (далее — радиочастотная служба), положение о которой утверждаетсяПравительством Российской Федерации.
Использование вРоссийской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии соследующими принципами[11, с. 17]:
— разрешительный порядокдоступа пользователей к радиочастотному спектру;
— сближение распределенияполос радиочастот и условий их использования в Российской Федерации смеждународным распределением полос радиочастот;
право доступа всехпользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, втом числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации вцелях обеспечения безопасности граждан, обеспечения президентской связи,правительственной связи, обороны страны и безопасности государства,правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуацийтехногенного характера;
— платность использованиярадиочастотного спектра;
— недопустимостьбессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот илирадиочастотных каналов;
— конверсиярадиочастотного спектра;
— прозрачность иоткрытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.
Средства связи, иныерадиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источникамиэлектромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронныхсредств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок ихрегистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Радиоэлектронныесредства, используемые для индивидуального приема программ телевизионноговещания и радиовещания, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры),электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации,не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории РоссийскойФедерации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации, и регистрации не подлежат.
Использование безрегистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащихрегистрации в соответствии с правилами настоящей статьи, не допускается.
1.2.Государственный надзор за деятельностью в области связи
Правительством РоссийскойФедерации определяется порядок осуществления государственного надзора задеятельностью в области связи. Государственный надзор за деятельностью вобласти связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору вобласти связи.
(п. 1 в ред. Федеральногозакона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Обеспечениегосударственного надзора за деятельностью в области связи является расходным обязательствомРоссийской Федерации. (п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Должностные лицафедерального органа исполнительной власти по надзору в области связи,уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в областисвязи и информатизации, являются государственными инспекторами по надзору засвязью. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Государственныйинспектор по надзору за связью осуществляет выполнение возложенных на негофункций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке и в случаях,которые установлены законодательством Российской Федерации, государственныйинспектор по надзору за связью применяет меры воздействия к нарушителям иливносит соответствующее представление в орган, наделенный правом привлечения кответственности.
(Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ.).
В случае, если выявленонарушение установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии сними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательныхтребований в области связи, федеральный орган исполнительной власти по надзорув области связи по представлению государственного инспектора по надзору засвязью выдает предписание об устранении этого нарушения. Указанное предписаниеподлежит обязательному исполнению в установленный в нем срок. (в ред.Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Решения государственногоинспектора по надзору за связью могут быть обжалованы в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
Тарифы на услуги связиустанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотренонастоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации оестественных монополиях. Тарифы на услуги общедоступной электросвязи иобщедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию всоответствии с законодательством Российской Федерации о естественныхмонополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовойсвязи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок ихрегулирования устанавливается Правительством Российской Федерации. Тарифы науниверсальные услуги связи регулируются в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом. Государственное регулирование тарифов на услуги связи (за исключениемрегулирования тарифов на универсальные услуги связи) должно создавать условия,обеспечивающие операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат,связанных с оказанием услуг связи, и возмещение обоснованной нормы прибыли(рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи, тарифы накоторые устанавливаются государством[3, с. 12].
1.3.Услуги связи
На территории РоссийскойФедерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугамисвязи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого всоответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правилаоказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правилами оказания услугсвязи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи иоператоров связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи,а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору ирасторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права иобязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядокрасчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб,претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В случае нарушенияпользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральнымзаконом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи,в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенныхусловиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет правоприостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключениемслучаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральногозакона от 26.07.2006 N 132-ФЗ)
В случае неустранениятакого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователемуслугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намеренииприостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядкевправе расторгнуть договор об оказании услуг связи, за исключением случаев,установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от26.07.2006 N 132-ФЗ)
Договор об оказании услугсвязи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договорадолжны соответствовать правилам оказания услуг связи. Во всех случаях заменыабонентского номера оператор связи обязан известить абонента и сообщить емуновый абонентский номер не менее чем за шестьдесят дней, если необходимостьзамены не была вызвана непредвиденными или чрезвычайными обстоятельствами. Операторсвязи без согласия в письменной форме абонента не вправе изменять схемувключения его оконечного оборудования, работающего на отдельной абонентскойлинии[2, с. 17].
Абонент вправе требоватьпереключения абонентского номера, а оператор связи при наличии техническойвозможности обязан переключить абонентский номер на абонентскую линию впомещении, расположенном по другому адресу и находящемся во владении данногоабонента. Переключение абонентского номера является дополнительной услугой. Вслучае прекращения у абонента права владения и пользования помещением, вкотором установлено оконечное оборудование (далее — телефонизированноепомещение), договор об оказании услуг связи с абонентом прекращается.
При этом оператор связи,с которым прекращается договор об оказании услуг связи, по требованию новоговладельца телефонизированного помещения в течение тридцати дней обязанзаключить с ним договор об оказании услуг связи. В случае, если втелефонизированном помещении остались проживать члены семьи абонента, договороб оказании услуг связи переоформляется на одного из них в соответствии справилами оказания услуг связи.
Оператор связи доистечения установленного Гражданским кодексом Российской Федерации срокапринятия наследства, в состав которого входит телефонизированное помещение, неимеет права распоряжаться соответствующим абонентским номером. При наследованииуказанного помещения с наследником заключается договор об оказании услуг связи.Наследник обязан оплатить оператору связи стоимость оказанных услуг связи запериод до вступления в права наследования.
Оператор связи обязан[6,с. 19]:
— оказывать пользователямуслугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами,лицензией, а также договором об оказании услуг связи;
— руководствоваться припроектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи исооружений связи нормативными правовыми актами федерального органаисполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи сучетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управлениясвоих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РоссийскойФедерации несут операторы связи;
— соблюдать требования,касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи,пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органомисполнительной власти в области связи, а также требования к ведениювзаиморасчетов и обязательным платежам;
— представлятьстатистическую отчетность по форме и в порядке, которые установленыфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации;
— предоставлять позапросам федерального органа исполнительной власти в области связи дляреализации его полномочий информацию, в том числе о техническом состоянии,перспективах развития сетей связи и средств связи, об условиях оказания услугсвязи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах ирасчетных таксах, по форме и в порядке, которые установлены федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оператор связи обязансоздавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи,предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе кместам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Оператор связив целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сетисвязи нумерации обязан создавать систему бесплатного информационно-справочногообслуживания, а также предоставлять на платной основе, исходя из экономическиобоснованных затрат, сведения об абонентах его сети связи организациям,заинтересованным в создании своих систем информационно-справочногообслуживания.
Для отдельных категорийпользователей услугами связи международными договорами Российской Федерации,федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могутустанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи,порядка и размера их оплаты. (Пункт 2 вступил в силу с 1 января 2005 года(статья 74 данного документа).
Пользователи услугамисвязи, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны вносить плату заоказанные им услуги связи в полном объеме с последующей компенсациейпроизведенных ими расходов непосредственно за счет средств бюджетасоответствующего уровня.
В Российской Федерациислужебное делопроизводство в области связи осуществляется на русском языке. Взаимоотношенияоператоров связи с пользователями услугами связи, возникающие при оказанииуслуг связи на территории Российской Федерации, осуществляются на русском языке[10,с. 24].
Адреса отправителей иполучателей телеграмм, почтовых отправлений и почтовых отправлений денежныхсредств, пересылаемых в пределах Российской Федерации, должны оформляться нарусском языке. Адреса отправителей и получателей телеграмм, почтовых отправленийи почтовых переводов денежных средств, пересылаемых в пределах территорийреспублик, находящихся в составе Российской Федерации, могут оформляться нагосударственных языках соответствующих республик при условии дублированияадресов отправителей и получателей на русском языке.
Текст телеграммы долженбыть написан буквами алфавита русского языка или буквами латинского алфавита. Международныесообщения, передаваемые по сетям электросвязи и сетям почтовой связи,обрабатываются на языках, определяемых международными договорами РоссийскойФедерации.
В технологическихпроцессах передачи и приема сообщений электросвязи и почтовой связи, ихобработки в пределах территории Российской Федерации операторами электросвязи иоператорами почтовой связи применяется единое учетно-отчетное время — московское. В международной связи учетно-отчетное время определяетсямеждународными договорами Российской Федерации. Информирование пользователя илипользователей услугами связи о времени оказания услуги связи, требующей ихнепосредственного участия, осуществляется оператором связи с указанием времени,действующего в часовом поясе по месту нахождения пользователя или пользователейуслугами связи.
Служебная электросвязьиспользуется для целей оперативно-технического и административного управлениясетями связи и не может быть использована для оказания услуг связи на условияхдоговора возмездного оказания услуг связи. Операторы связи предоставляютслужебную электросвязь в порядке, определяемом федеральным органомисполнительной власти в области связи. (в ред. Федерального закона от02.02.2006 N 19-ФЗ).
Оказание услуг связи длягосударственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договоравозмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного илимуниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательствоми законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренныхсоответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.
Федеральный органисполнительной власти в области связи по согласованию с федеральными органамиисполнительной власти, в ведении которых находятся сети связи специальногоназначения, предназначенные для нужд обороны страны, безопасности государства иобеспечения правопорядка, вправе установить дополнительные требования к сетямсвязи, входящим в состав сети связи общего пользования и используемым дляоказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства иобеспечения правопорядка (введена Федеральным законом от 26.07.2006 N 132-ФЗ).
В случае, еслиобязанность по оказанию таких услуг связи в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд возлагаетсяПравительством Российской Федерации на оператора связи, указанные требованиядолжны быть выполнены в сроки, установленные государственным контрактом наоказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства иобеспечения правопорядка[6, с. 17].
Действие пункта 2 статьи51.1 в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ распространяется наотношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федеральногозакона от 26.07.2006 N 132-ФЗ государственных контрактов и иных договоров наоказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства иобеспечения правопорядка.
Цены на услуги связи,оказываемые для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспеченияправопорядка, должны определяться государственным контрактом исходя изнеобходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных соказанием данных услуг связи, и возмещения обоснованной нормы прибыли(рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг связи.
Действие пункта 3 статьи51.1 в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ распространяется наотношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федеральногозакона от 26.07.2006 N 132-ФЗ государственных контрактов и иных договоров наоказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства иобеспечения правопорядка. Изменение цен на услуги связи, оказываемые для нуждобороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и условийоплаты оказанных услуг связи допускается в порядке, установленномгосударственным контрактом, не более чем один раз в год.
Действие пункта 4 статьи51.1 в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ распространяется наотношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федеральногозакона от 26.07.2006 N 132-ФЗ государственных контрактов и иных договоров наоказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства иобеспечения правопорядка.
При исполнениигосударственного контракта на оказание услуг связи для нужд обороны страны,безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключившийуказанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или)прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной формегосударственного заказчика.
Глава 2.Об основном законе отрасли
2.1. Опредметной сфере правового регулирования
Принятие ГосударственнойДумой в первом чтении новой редакции многострадального закона „Освязи“ вновь дало толчок для раздумий и предложений. Так, Российский СоюзПромышленников и Предпринимателей внес на рассмотрение парламентариевкорректировки, изменяющие само видение структуры и механизмов реализации закона.Но существует и масса формальных вопросов к новой редакции закона, которыемогут породить серьезные проблемы при его реализации. Здесь представлена точказрения юриста на некоторые принципиальные аспекты и формулировки этой редакции,которые могли бы стать подспорьем при доработке новой редакции закона КомитетомДумы по энергетике, транспорту и связи для второго чтения[1, с. 17].
В новой редакциифедерального закона „О связи“ (далее — редакция) сделана попыткаусилить комплексность и системность законодательства о телекоммуникациях,создать условия для дальнейшего ускоренного развития инфраструктуры отрасли,разрешить выявившиеся с 1995 г. нестыковки старой редакции. Недаром количествостатей в нем возросло с 44 (в действующем законе „О связи“) до 69 (взаконопроекте).
По мнению МинсвязиРоссии, он полностью гармонизирован с европейским телекоммуникационнымзаконодательством, свидетельством чего являются положительные заключениямеждународных организаций, включая МСЭ. Хотя продвижение вперед налицо,значительное количество вопросов осталось без должного законодательногорегулирования, а многие положения вызывают вопросы не только с практическойточки зрения, но и с позиций юридической науки, формальной логики и здравого смысла.
Так, безусловнымитребованиями к любому закону являются строгое и точное следование положениямКонституции РФ, а также согласованность с действующим законодательством. Крометого, его положения должны как минимум не снижать достигнутый уровень законодательногорегулирования отношений в области связи. Исходя из этих критериев, попытаемсясделать анализ положений преамбулы и главы 1 закона. Заложенные в нихформулировки, неся на себе „дух закона“, будут иметь определяющеезначение при подготовке ведомственных нормативных актов и толковании остальныхстатей закона.
Законопроектомпредполагается установить правовые основы деятельности в области связи вРоссийской Федерации или под ее юрисдикцией, права и обязанности лиц,участвующих в деятельности в области связи или пользующихся услугами. Однако,если действующий закон „О связи“ определяет связь как неотъемлемуючасть производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации,функционирующую на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственныйкомплекс, который предназначен для удовлетворения нужд граждан, органовгосударственной власти (управления), обороны, безопасности, охраныправопорядка, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовойсвязи, то в новой редакции отсутствуют как определение ключевого понятия»связь", так и ее предназначение.
Это не позволяет сдостаточной определенностью говорить о сущности, содержании и сферерегулируемых отношений и, следовательно, очертить сферу правового регулированиянового закона. Вопрос этот принципиально важный, обусловленный разграничениемприменения норм различных отраслей права и законодательства. А в России, как вфедеративном государстве, это имеет еще и конституционное значение.
В новой редакции, какправило, говорится о связи в целом, и можно предположить, что предметом егоправового регулирования являются деятельность и общественные отношения вобласти и электрической, и почтовой связи.
Однако, как и действующийзакон «О связи», новая его редакция в основном посвящена отношениям вобласти электросвязи, в том числе регулированию использования ограниченныхресурсов (радиочастотного и номерного), а нормы, касающиеся почтовой связи,занимают в общем объеме нормативного материала незначительное место. И недаром.
Помимо закона «Освязи», в России с 1995 г. действует специальный ФЗ «О почтовойсвязи», содержащий свой понятийный аппарат и свое регулирование. Кстати, внем содержатся и определение термина «почтовая связь», и еепредназначение. Область же информатизации является предметом регулирования ФЗ«Об информации, информатизации и защите информации»[2, с. 14].
Видимо более правильнымбыло бы разделение правовых норм, регулирующих отношения в электросвязи(телекоммуникациях), почтовой связи и информатике, и изменение названияредакции на закон
«О телекоммуникациях(электросвязи)». Использование термина «телекоммуникации» давностало повсеместным и в законодательстве, и в документах Минсвязи России (какконцептуальных, так и нормативных), и в актах международного права, и вдокументах Европейского Союза (ЕС). Во многих странах СНГ, Балтии и ЕС принятызаконы именно о телекоммуникациях.
В ст. 3 новой редакцииуказывается, что отношения в области связи, не урегулированные в данном законе,регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовымиактами РФ в области связи. Выделение и введение такой отдельной отрасли права,которая регулировала бы отношения в области связи, не имеет под собойдостаточных теоретических и правовых оснований. Напротив, можно утверждать, чтоэто комплексная отрасль законодательства, включающая нормы различных отраслейправа. Ведь далеко не все отношения, возникающие в сфере связи, регулируютсязаконами и актами, посвященными области связи.
Например, правовое иимущественные отношения участников гражданского оборота в области связирегулируются гражданским законодательством. А в соответствии с определениемрадиочастотного спектра как ограниченного естественного, т. е. природногоресурса (ст. 44 Устава МСЭ), регулирование его использования необходимоосуществлять нормами природноресурсного права. Указанные отраслизаконодательства обладают своими особенностями правового регулирования.
При всей специфичностирадиочастотного ресурса и необходимости учета положений международно-правовыхактов (Устава, Конвенции и Административных регламентов МСЭ), вряд ли было быправильным отказываться от общих подходов теории и практики регулированияиспользования природных ресурсов, наработанных в России.
При определенииисточников правового регулирования и их места в системе законодательстваследует учитывать, что радиочастотный ресурс используется как в электросвязи,так и в не связанных с ней отраслях (медицина, наука, промышленность, оборона,сфера быта и др.). Поэтому представляется более обоснованной точка зрения оразработке и принятии отдельного федерального закона о государственномрегулировании использования радиочастотного ресурса. Подобные законы приняты,например, в Узбекистане и Украине.
Необходимо также отметить,что ст. 3 новой редакции относит к сфере действия закона «О связи»регулирование любых отношений, находящихся в юрисдикции РФ и связанных ссозданием и эксплуатацией всех сетей и сооружений связи, оказанием различныхуслуг электрической и почтовой связи, использованием радиочастотного спектра.
Столь всеобъемлющаяформула наводит на мысль, что предлагаемая модель публичного регулирования натерритории России всякой (любой) деятельности в области связи не допускаетникакой саморегуляции, например, использования широко известных правовыхметодов частно-правового и локального регулирования. Такой подход напоминаетгосударственную «всерегламентацию» хозяйственной, общественной ичастной жизни, последствия каковой, нам хорошо знакомы.
В новых (рыночных) условияхболее эффективно было бы законодательно отделить те области деятельности всфере связи, которые действительно требуют исключительно публичногогосударственного регулирования, от областей, где общество и граждане могли бысвободно реализовывать конституционное право на использование своихспособностей для предпринимательской и иной, не запрещенной закономдеятельности. В таких областях они могли бы действовать по своему усмотрению,применяя как средства частноправового (локального) регулирования, так и иныесредства социального регулирования и контроля.
2.2.Новшества в законодательстве о связи
8 февраля 2006 годаГосударственная Дума приняла в окончательном чтении поправки в федеральныйзакон «О связи», отменяющие оплату телефонного соединения вызываемымабонентом[3, с. 24].
Принимая во вниманиеактуальность и социальную значимость правового регулирования отношений,связанных с оказанием услуг телефонной связи, Комитет поддержал концепциюуказанного проекта федерального закона и рекомендовал Государственной Думепринять его в первом чтении. «Поправки дополняют закон простойраспространенной во всем мире нормой — »платит звонящий" (CPP — Calling Party Pays), то есть, оплату телефонного соединения осуществляет тольковызывающий абонент", — сообщил Владимир Горбачев.
По мнению Первогозаместителя Председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи, такойпринцип оплаты представляется более справедливым для большинства пользователейуслугами телефонной связи. Кроме того, эта мера повысит доступность услугтелефонной связи для населения, люди станут охотнее откликаться на звонки.
На пленарном заседании 2ноября 2005 года законопроект был поддержан депутатами Государственной Думы ипринят в первом чтении.
При подготовкезаконопроекта ко второму чтению в адрес Комитета поступило более 20 отзывов вподдержку законопроекта.
Согласно поправкам,поступившим ко второму чтению, вводимая норма бесплатности входящих звонковбудет распространена не только на абонентов-граждан, но и на абонентов,являющимися юридическими лицами и уточнен срок вступления в силу закона — 1июля 2006 года.
Также, по словамВладимира Горбачева, было предложено детализировать случаи, когда входящийзвонок оплате подлежит. Так, установление телефонного соединения с помощьютелефониста будет оплачено за счет вызываемого лица. Этим пользуются, например,военнослужащие срочной службы, люди, находящиеся в служебных командировках.
Другой случай — телефонное соединение с использованием кодов доступа к услуге электросвязи.Это, например, происходит при «телеголосовании»,«информационно-справочном обслуживании». Наиболее востребованными вРоссии в настоящий момент являются услуги связи, которые оказываются при наборекодов группы «800» и применяются при проведении всевозможных«горячих линий». Расчеты с оператором в этом случае осуществляетзаказчик «горячей линии», а для всех звонящих эта услуга бесплатна.
Оплачивать телефонноесоединение будет и абонент, находящийся за пределами территории субъектаРоссийской Федерации, где ему был выделен его номер. Это актуально только дляабонентов подвижной связи.
В свою очередь, для сетейподвижной радиотелефонной связи характерна ситуация, когда абонент можетвоспользоваться услугами связи другого оператора связи (роуминг), с которым унего договор не заключен. При этом плата за входящее телефонное соединениеявляется оправданной, поскольку оператор оплачивает установление телефонногосоединения от узла связи своей сети до узла связи оператора, в зоне действиясети которого находится в данный момент абонент.
Тем не менее, всоответствии с уточненной редакцией текста законопроекта, оператор можетустановить в договоре бесплатность входящего телефонного соединения, как этосделано, например, для абонентов подвижной связи, путешествующих из Москвы вМосковскую область.
Принятие законопроекта вовтором чтении состоялось 23 декабря 2005 года. Время, оставшееся до вступленияв силу федерального закона № 162135-4 «О внесении изменения в статью 54Федерального закона „О связи“ (о запрете оплаты телефонного соединениявызываемым абонентом), позволит операторам связи подготовиться к работе ссоблюдением принципа „платит звонящий“.
Цели закона, изложенные встатье 1, не включают основополагающую цель, вытекающую из Конституции РФ, — обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в областисвязи, включая право свободно искать, получать, передавать, производить ираспространять информацию любым законным способом. Если ФЗ „О почтовойсвязи“ начинается с указания именно на эту цель, то в новой редакции закона
»О связи"первая цель определяется как создание условий для предоставления услуг связи навсей территории РФ. Это, хотя и весьма существенная, но лишь часть деятельностив области связи. Закон должен создавать необходимые правовые гарантии не толькодля повсеместного оказания услуг связи.
Статья 1 относит к целямновой редакции закона защиту интересов пользователей услуг связи ихозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи, иобеспечение эффективной конкуренции. Но почему-то не упоминаются интересы иныхлиц, которые не являются пользователями услуг связи и хозяйствующимисубъектами, но осуществляют деятельность в области связи, например,радиолюбители и общественные объединения. В то же время ввиду безусловнойсоциальной значимости такой некоммерческой и неконкурентной деятельности, онадолжна иметь необходимое правовое регулирование, а ее субъекты — правовуюзащиту.
Статья 1 законопроектаотносит к его целям также обеспечение централизованного управлениярадиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным. Такое целеполаганиепредставляется достаточно спорным, и не только в том смысле, что ихрегулирование является предметом другой отрасли права. Вызывает сомненияпостановка в качестве цели «обеспечение централизованного управления»[11,с. 42].
Вообще управлениеприродными ресурсами является одной из общих конституционных функций органовгосударственной власти и осуществляется независимо от указания на такую цель взаконе. К тому же цель государственного регулирования в этой сферезафиксирована в действующих международно-правовых актах (п.п.78 и 196 УставаМСЭ 1992 г., п.177 Конвенции МСЭ 1992 г. и п.177а поправочного документа 1998 г.) — это обеспечение рационального, справедливого, эффективного и экономного использованиярадиочастотного ресурса и орбит геостационарных спутников и других спутниковыхорбит.
В законопроекте жеследовало бы решить вопрос более общий и более важный — об исключительныхполномочиях федеральных органов государственной власти по регулированиюиспользования радиочастотного ресурса.
Весьма серьезнымнедостатком новой редакции закона является отсутствие принципов федеральнойгосударственной политики в области связи, в то время как в действующем законе(ст. 5) они установлены. Основы государственной политики в любой области обычноопределяются не только целями, но и основными принципами, которыми следуетруководствоваться при их достижении.
В пользу наличия в законопроектепринципов регулирования можно привести следующие формально-юридические доводы.Наличие в основном отраслевом законодательном акте норм-принципов оказываетположительное влияние на правоприменение. Они обеспечивают идеологическоеединство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом, служаториентиром при толковании норм права в процессе правоприменения. В случаяхпробелов в правовом регулировании, которые затрудняют разрешение спора,принципы, установленные в отраслевом законодательстве, позволяют судебномуоргану исходить из общих начал и смысла отраслевого законодательства, т. е. изего принципов.
Если законопроект будетпринят в предлагаемой правительством редакции, то потеряют силу закона такиеважнейшие и уже действующие принципы, как:
— равенство правфизических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи;
— сочетание федеральныхинтересов и интересов субъектов Российской Федерации;
— свобода передачисообщений по сетям и средствам электросвязи;
— соблюдение интересовпользователей связи;
— обеспечение надежностии управляемости связью с учетом ее сетевых технологических особенностей;
— обеспечение приоритетапроизводства средств связи и применения в эксплуатации произведенных в РФсредств связи в соответствии с государственной научно-технической политикой.
Заключение
В принципах регулированияв области связи следовало бы учесть и положения, зафиксированные восновополагающих документах, вступивших в силу в последние годы. Так«Концепция национальной безопасности РФ» (утверждена указомПрезидента РФ от 10 января 2000 г. № 24), в частности определила, чтонациональные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюденииконституционных прав и свобод граждан в области получения информации ипользования ею, а также в развитии современных телекоммуникационных технологий.
А «Доктринаинформационной безопасности РФ» (одобрена Президентом РФ 9 сентября 2000 г.) в качестве основного направления признает приоритетное развитие отечественных современныхинформационных и телекоммуникационных технологий, производство технических ипрограммных средств, способных обеспечить совершенствование национальныхтелекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям вцелях соблюдения жизненно важных интересов РФ.
В цели и принципызаконопроекта могли бы войти и принципиальные положения, учитывающиепредстоящее вступление нашей страны в ВТО, включая аспекты защиты национальныхинтересов, а также положения действующих международных соглашений, имеющихприоритет перед нормами национального законодательства. Например,«Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство междуРФ и ЕС и их государствами-членами» (ратифицировано и вступило в силу дляРоссийской Федерации с 01.12.97 г.) в ст. 55 определило целью такогосотрудничества сближение законодательств и постепенное достижение совместимостизаконодательства РФ с законодательством ЕС, а в ст. 77 целью сотрудничества вобласти электрической и почтовой связи — постепенную интеграцию на техническомуровне телекоммуникационных и почтовых сетей.
Согласно рекомендациямВТО и директивам ЕС, назначение закона о телекоммуникациях — это созданиестабильной правовой базы, необходимой для цивилизованного рынка,обеспечивающего эффективное развитие национальных телекоммуникаций пригарантированной защите прав, как поставщиков, так и потребителей услуг.
Списоклитературы
1. Федеральный закон«О связи» 7 июля 2003 года N 126-ФЗ с изм. и доп.
2. Об утверждениитребований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническомуобеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатациисети связи при оказании универсальных услуг связи. Приказ Мининформсвязи Россииот 6.12.2005 N 137
3. Об утверждении порядкавзаимодействия сетей фиксированной телефонной связи сети связи общегопользования для целей обеспечения права абонентов и (или) пользователей этихсетей на выбор оператора связи, оказывающего услуги междугородной имеждународной… Приказ Мининформсвязи России от 1.12.2005 N 135
4. О признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов НародногоКомиссариата Почт и Телеграфов Союза ССР, Народного Комиссариата Связи СоюзаССР и Министерства связи СССР.
Приказ МининформсвязиРоссии от 24.11.2005 N 133
5. Об организации работыпо рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетейэлектросвязи и их взаимодействия, а также по вопросам взаимодействия операторовсвязи. Приказ Мининформсвязи России от 10.11.2005 N 127
6. Об утверждении Правилвзаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами,осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. Постановление ПравительстваРФ от 27.8.2005 N 538
7. Об утвержденииИнструкции о порядке приобретения, учета, передачи, хранения, выдачи,транспортирования и использования организациями федеральной почтовой связислужебного и гражданского оружия, патронов к нему… (не нуждается вгосрегистрации). Приказ Мининформсвязи России от 11.8.2005 N 99
8. О признанииутратившими силу некоторых актов Государственного комитета Российской Федерациипо связи и информатизации и Министерства Российской Федерации по связи иинформатизации, зарегистрированных в Минюсте России. Приказ МининформсвязиРоссии от 19.5.2005 N 57
9. О радиочастотнойслужбе. Постановление Правительства РФ от 3.5.2005 N 279
10. О внесении измененийи дополнений в некоторые приказы Государственной фельдъегерской службыРоссийской Федерации (с изменениями на 31 октября 2005 года). Приказ ГФС Россииот 3.5.2005 N 157.
11. Об утверждении формыакта проверки деятельности в области связи
Приказ МининформсвязиРоссии от 10.11.2005 N 128.
12. Об информационномобеспечении деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи. ПриказРоссвязьнадзора от 30.6.2005 N 25.
13. Об утвержденииПоложения о служебных удостоверениях государственных инспекторов РоссийскойФедерации по надзору за связью и информатизацией и описания образцов служебныхудостоверений государственных инспекторов… (не нуждается в госрегистрации). ПриказМининформсвязи России от 20.6.2005 N 74.
14. www. ul.sv.ru.
15. http:duma.ru
16. www.
konsalt.ru.