Российский государственный социальныйуниверситет
Машевский
СергейНиколаевич
Проблемы правового регулированиябанковских операций в Российской Федерации
Дипломная работастудентаюридического факультетаНаучный руководитель:
Кандидат юридическихнаук,
доцент Пашенцев Д.А.Москва- 2004
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность иосновные признаки банковских операций
1.1. Понятие банковскихопераций.
1.2. Лицензированиебанковских операций.
Глава 2. Правовоерегулирование отдельных видов банковских операций.
2.1. Операции, связанныес институтами банковского вклада и банковского счета.
2.2. Операции, связанныес институтом банковского кредитования.
2.3. Операции с ценнымибумагами.
Заключение.
Список использованнойлитературы.
Введение
Большое значение для развития экономики имеетэффективно действующая банковская система, поскольку без банковскогокредитования, осуществляемого на взаимно выгодных условиях, предприятия небудут иметь средства, необходимые для расширения и модернизации производства.
Успешность функционирования банковской системы вомногом зависит от совершенства банковского законодательства, устанавливающего условиясуществования и деятельности кредитных учреждений, а также от норм гражданскогозаконодательства, определяющего порядок осуществления банковских операций.
Банковскоезаконодательство Российской Федерации страдает пробелами и недостатками, чтопроявляется в периодических банковских кризисах и крахах, сказывающихся наэкономике в целом. В связи с этим, крайне актуальной задачей представляетсяизучение современного банковского законодательства, его совершенствование имодернизация.
Одной из важных проблемсовременного банковского законодательства является проблема правовогорегулирования банковских операций.
Несомненно, понятие банковских операций является одним из основныхпонятий современного банковского права. Кроме того, это понятие употребляется взаконах, прямо не относящихся к банковской системе и банковской деятельности, втом числе, например, в Уголовном кодексе РФ (ст.172), в Законе «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании» (п.6 ст.28) и т.д. Но парадоксзаключается в том, что в современном отечественном законодательстве отсутствуетофициальное определение данного понятия, что на практике может сказаться наснижении эффективности реализации соответствующей законодательной воли.
Общие основы осуществления банковских операций устанавливаются банковскимзаконодательством, но конкретные правила этих операций урегулированыГражданским кодексом РФ, что несколько осложняет изучение особенностейсоответствующего правового регулирования.
В современной правовойлитературе неоднократно предпринимались попытки предложить приемлемыеопределения банковских операций, рассмотреть их сущность и содержание. В этойсвязи, прежде всего, необходимо отметить труды Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина,А.М. Экмаляна, О.М. Олейник, Л.Г. Ефимовой и других.[1]Публикации данных авторов послужили важной методологической основой длянаписания настоящей дипломной работы.
Также в работеиспользованы научные публикации, посвященные особенностям правовогорегулирования отдельных, наиболее значимых видов банковских операций.[2]
Важным источником работы стало банковскоезаконодательство Российской Федерации, в первую очередь, федеральные законы «Обанках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке РФ (Банке России)», «Овалютном регулировании и валютном контроле», а также Гражданский кодекс РФ,Уголовный кодекс РФ, другие нормативные акты.
Цель работы– проанализировать особенностиправового регулирования банковских операций в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Задачи работы:
· рассмотреть сущность понятия«банковские операции»;
· выявить соотношение понятийбанковские операции и банковская деятельность;
· уточнить, какие виды банковскихопераций предусмотрены действующим законодательством РФ;
· проанализировать особенностиправового регулирования приема вкладов, выдачи кредитов, а также операцийкредитных учреждений с ценными бумагами.
Структура работы определяется логикой поставленных задач. Дипломная работа состоит извведения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и спискаиспользованной литературы.
Глава I. Сущность и основныепризнаки банковских операций
1.1. Понятие банковских операций
Понятие банковских операций, которое является одним изосновных в системе понятий банковского права, в официальных законодательныхдокументах не зафиксировано. Это представляется серьезным пробелом, поскольку«отношения, возникающие по поводу таких операций, составляют суть, сердцевинубанковской деятельности и определяющим образом влияют на предмет правовогорегулирования банковского законодательства…»[3]
Из анализа законодательства следует, что банковскиеоперации являются сделками кредитных организаций. Об этом говорит ст.5 Закона обанках и банковской деятельности, в названии которой употреблено выражение«банковские операции и другие сделки кредитной организации». Но данная статьяподразделяет все сделки, которые вправе осуществлять кредитные организации, на тригруппы: банковские операции; сделки, которые кредитная организация вправеосуществлять помимо банковских операций; иные сделки, которые кредитнаяорганизация вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.153 ГК РФ, сделки – это действия,направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав иобязанностей. Банковские операции являются сделками, которые кредитныеорганизации осуществляют в соответствии с принципом исключительнойправоспособности.
Анализ данных положений позволил Г.Тосуняну и егосоавторам сформулировать следующее определение: «Банковские операции – этосделки, систематически проводимые кредитными организациями и Банком России (егоучреждениями) в соответствии с принципом исключительной правоспособности,объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы,природные драгоценные камни, на основании:
для кредитных организаций Закона о банках и лицензииБанка России на осуществление банковских операций;
для Банка России (его учреждения) – Закона о БанкеРоссии.
Правила осуществления данного вида сделок являютсяобязательными для кредитных организаций и устанавливаются Банком России всоответствии с федеральными законами.»[4]
Из данного определения следует, что субъектамибанковских операций являются кредитные учреждения, имеющие соответствующуюлицензию, и Банк России.
Объектами банковских операций могут выступать деньги,ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни.
В соответствии со ст.5 Закона о банках и банковской деятельности, кбанковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады(до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных впункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени иза свой счет;
3) открытие и ведениебанковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетовпо поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, поих банковским счетам;
5) инкассация денежных средств,векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических июридических лиц;
6) купля-продажаиностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вкладыи размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий.
В статье также указано,что кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлятьследующие сделки:
1) выдачу поручительств затретьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требованияот третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управлениеденежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическимилицами;
4) осуществление операцийс драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;
5) предоставление в арендуфизическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфовдля хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Таким образом, данныесделки по смыслу закона не считаются банковскими операциями. С другой стороны,анализ данной статьи закона позволил О.Олейник сделать вывод, что законодательне разграничивает понятия сделка и операция и употребляет их как тождественные.[5]
Правила осуществлениябанковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения,устанавливаются
Банком России всоответствии с федеральными законами.
Закон о Центральном Банке (Банке России) определяет список банковскихопераций для Центробанка. В соответствии со ст.45, Центробанк имеет правоосуществлять следующие операции:
1) представлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценнымибумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом офедеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки,простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, сосроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственныеценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продаватьоблигации, депозитарные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашенияне более одного года;
5) покупать и продаватьиностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте,выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить,продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовыеи депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иныеценности;
8) выдавать гарантии ипоручительства;
9) осуществлять операции сфинансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российскихи иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранныхгосударств;
11) выставлять чеки ивекселя в любой валюте;
12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это незапрещено законом.
В соответствии с даннымзаконом, Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, банковскоезаконодательство Российской Федерации предусматривает определенныйфиксированный набор банковских операций, которые разрешено осуществлятькоммерческим банкам и Банку России.
Понятие банковскихопераций неразрывно связано с понятием банковской деятельности.
Что касается банковскойдеятельности, то в современном отечественном законодательстве и официальныхисточниках ее определение отсутствует. Но в учебной литературе неоднократнопредпринимались попытки сформулировать данное определение, что крайне важно нетолько в теоретическом, но и в практическом плане, потому что наличие такого“пробела тормозит работу по дальнейшему совершенствованию банковскогозаконодательства… и затрудняет правоприменение соответствующих положений…законодательных актов.”[6]
На основе обстоятельногоанализа в работе коллектива авторов дается такое определение: “В российскомзаконодательстве под банковской деятельностью понимается предпринимательскаядеятельность кредитных организаций, а также деятельность Банка России (егоучреждений), направленная на систематическое осуществление банковских операций(либо обусловленная ими) на основании: для Банка России и его учреждений — Закона о банке России; для кредитных организаций — специального разрешения(лицензии) Банка России, полученного после государственной регистрациикредитной организации в порядке, предусмотренном федеральнымзаконодательством”.[7] Как видим, данноеопределение содержит указание на некоторые специфические черты, присущиесовременной банковской системе и банковскому праву (например, получениелицензии и наличие государственной регистрации).
Несколько иноеопределение предлагает О.Олейник, которая понимает под банковской деятельностьюсовокупность постоянно или систематически осуществляемых по поводу денег и иныхфинансовых инструментов операций разных видов, объединенных общей целью.[8]
Д.А. Пашенцев предлагаетеще более упрощенное определение банковской деятельности какпредпринимательской деятельности кредитных учреждений, направленной на систематическоеосуществление банковских операций.[9]
При этом необходимоучитывать, что совокупность банковских операций преобразуется в деятельностьпри наличии определенных признаков: системность осуществления операций,постоянство и длительность их осуществления, целенаправленность всех операций,вместе взятых.[10] Таким образом, разовоеосуществление одной или нескольких банковских операций еще нельзя считатьбанковской деятельностью.
Взаимосвязь банковскойдеятельности и банковских операций определяется таким понятием, как функциибанков.
Функции банков — это ихосновные задачи, то, для чего банки созданы. Функции банков имеют экономическуюприроду и сводятся к следующим основным моментам:
1) мобилизация временносвободных денежных средств и размещение их от своего имени и за свой счет наусловиях возвратности, срочности и платности в форме кредитования государства,юридических и физических лиц;
2) осуществлениефинансовых расчетов и формирование платежной системы государства;
3) осуществление денежнойэмиссии в банкнотной и депозитной формах;
4) осуществление функцийпрофессионального участника рынка ценных бумаг путем выпуска и размещенияфондовых ценностей;
5) осуществлениеконсультационных услуг по финансовым и экономическим вопросам путем сбора,анализа и распространения соответствующей информации.[11]
Реализация этих функцийявляется целью банковской деятельности и производится посредством определенногонабора банковских операций, устанавливаемого законодательством.
Завершая анализ понятия исущности банковских операций, нельзя не упомянуть о том, что банковскиеоперации обладают следующими важными качествами:
- носят длящийсяхарактер, то есть осуществляются постоянно без временного ограничения;
- участникиправоотношений (субъекты операций) находятся в неравном юридическом положении;
- в значительнойстепени обладают свойством доверительности, начиная с выбора банка и заканчиваятрастовыми сделками;
- осуществляются постандартным правилам, в том числе и в международных масштабах;
- в силу последнегонуждаются в единстве правового регулирования как на уровне национальногозаконодательства, так и на уровне локальных актов банков.[12]
Понятие банковскихопераций необходимо отличать от понятия банковских услуг. Банковские услугивыполняют сопутствующие по отношению к банковским операциям функции, делают этиоперации более удобными для банков или их клиентов, создают предпосылки длядостижения желаемого результата с наименьшими издержками. Банковские услугиопределяются как комплексная деятельность банка по созданию оптимальных условийдля привлечения временно свободных ресурсов и по удовлетворению потребностейклиента при проведении банковских операций, направленная на получение прибыли.[13]
Таким образом, банковскиеоперации – это систематически проводимые по особым правилам сделки кредитныхорганизаций, обладающие специфическими чертами и направленные на реализациюфункций банков. Набор банковских операций для коммерческих банков и для БанкаРоссии предусмотрен соответствующим законодательством.
1.2. Лицензированиебанковских операций
В соответствии спостановлением Правительства РФ от 24 декабря 1995 г. «О лицензированииотдельных видов деятельности» отдельные виды деятельности в РоссийскойФедерации осуществляются на основании лицензии – специального разрешенияорганов, уполномоченных на ведение лицензирования. Банковские операцииотносятся к таким видам деятельности, для осуществления которых требуетсялицензия. Об этом свидетельствует ст.13 Закона о банках и банковскойдеятельности: «Осуществление банковских операций производится только наосновании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящимФедеральным законом.» Данное положение подтверждает и ст.12 закона: «Кредитныеорганизации получают право осуществления банковских операций с моментаполучения лицензии, выдаваемой Банком России».
Непременным условием дляполучения лицензии на проведение банковских операций является государственнаярегистрация кредитной организации (ст.12).
В соответствии с законом,в лицензии на осуществление банковских операций указываются банковскиеоперации, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, атакже валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществлениебанковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Таким образом, лицензияна осуществление банковских операций — это специальное разрешение Банка Россиина осуществление банковских операций в форме официального документа,удостоверяющего с соблюдением установленной Банком России формы право кредитнойорганизации на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничениясроков действия такого документа.[14]
В настоящее время БанкомРоссии выдается восемь основных видов лицензий на осуществление банковскихопераций:
- лицензия наосуществление банковских операций со средствами в рублях;
- лицензия наосуществление банковских операция со средствами в рублях и иностранной валюте;
- лицензия напривлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- лицензия напривлечение во вклады средств физических лиц в рублях;
- лицензия напривлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
- генеральнаялицензия;
- лицензия наосуществление банковского клиринга;
- лицензия наосуществление инкассации.
Осуществление юридическимлицом банковских операций без соответствующей лицензии влечет за собой юридическуюответственность. Законодательство предусматривает взыскание с такого юридическоголица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а такжевзыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взысканиепроизводится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федеральногооргана исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, илиБанка России.
Осуществление банковскойдеятельности без соответствующей лицензии влечет за собой и уголовнуюответственность. В соответствии со ст.172 УК РФ, осуществление банковскойдеятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) вслучаях, когда такая лицензия обязательна, или с нарушением условийлицензирования, в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам,организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупномразмере, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальныхразмеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срокдо четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплатытруда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период доодного месяца либо без такового.
В соответствии с частью 2данной статьи, то же деяние, совершенное организованной группой, либосопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, либо совершенноелицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконноепредпринимательство, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи летс конфискацией имущества или без таковой.
Как отмечалось выше,правом выдавать лицензии на осуществление банковских операций наделенЦентральный Банк РФ. В соответствии с параграфом 6 ст.4 Закона о ЦентральномБанке выдача лицензий коммерческим банкам и отзыв данных лицензий входят вчисло функций Банка России.
Для осуществлениягосударственной регистрации кредитной организации и получения лицензии наосуществление банковских операций кредитная организация представляет в БанкРоссии следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организациии выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
2) учредительный договор,если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав;
4) протокол собрания учредителейо принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителейисполнительных органов и главного бухгалтера;
5) свидетельство обуплате государственной пошлины;
6) копии свидетельств о государственнойрегистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения одостоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органамиГосударственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетамисубъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) декларации о доходах учредителей- физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы РоссийскойФедерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставныйкапитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов иглавного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащиесведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономическогообразования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) иопыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связаннымс осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специальногообразования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет, а такжео наличии (отсутствии) судимости.
Принятие решения о государственнойрегистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковскихопераций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцевс даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным закономдокументов.
В случае положительногорешения о государственной регистрации кредитной организации лицензию наосуществление банковских операций Банк России выдает кредитной организации в трехдневныйсрок после предъявления документов, подтверждающих оплату 100 процентовобъявленного уставного капитала кредитной организации. После получения лицензиикредитная организация имеет право приступить к осуществлению банковскихопераций в соответствии с выданной лицензией.
Отказ в выдаче лицензии,как и отказ в государственной регистрации кредитной организации, можетосуществляться только по основаниям, перечисленным в ст.16 Закона о банках ибанковской деятельности:
1) несоответствиеквалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должностируководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера.
2) неудовлетворительное финансовоеположение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательствперед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской
Федерации и местнымибюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов,поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии,требованиям федеральных законов.
Решение об отказе в государственнойрегистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации вписьменной форме и должно быть мотивировано.
Отказ в государственной регистрациии выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующегорешения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Определенную спецификуимеет лицензирование банковских операций филиалов иностранных банков, желающихосуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации. В этомслучае, как указано в ст.17 Закона о банках и банковской деятельности,соответствующие иностранные юридические лица предоставляют дополнительныедокументы:
1) решение о его участии в создании кредитной организации на территорииРоссийской Федерации или об открытии филиала банка;
2) документ, подтверждающийрегистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденныеаудиторским заключением;
3) письменное согласие соответствующегоконтрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитнойорганизации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка втех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны егоместопребывания.
Иностранное физическое лицопредставляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностраннымбанком платежеспособности этого лица.
Законодательство также предусматривает возможные случаи отзыва лицензии укредитной организации. В соответствии со ст.20 Закона о банках и банковскойдеятельности Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковскихопераций в следующих случаях:
1) установлениянедостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
2) задержки начала осуществлениябанковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня еевыдачи;
3) установления фактовнедостоверности отчетных данных;
4) осуществления, в том числеоднократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
5) неисполнениятребований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а такженормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократноприменялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)»;
6) неудовлетворительного финансовогоположения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчикамии кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражномсуде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитнойорганизации.
Отзыв лицензии на осуществлениебанковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных Федеральным законом,не допускается.
Отзыв лицензии являетсядейственной мерой, строгой санкцией, применяемой Центральным Банком за грубыенарушения банковского законодательства. Но, по мнению Я.А Гейвандова,действующим законодательством «предусмотрены по существу две формы санкций,связанных с осуществлением кредитными организациями банковских операций, — этовременное ограничение на срок до 6 месяцев либо полный запрет (на срок до года)на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций».[15]
В случае менеезначительных нарушений применяется ограничение банковских операций. Полныйзапрет на осуществление банковских операций на срок до года может иметь место вследующих случаях: невыполнение кредитными организациями в установленный БанкомРоссии срок предписаний об устранении нарушений, реальная угроза интересамкредиторов (вкладчиков), возникшая в результате допущенных кредитнойорганизацией нарушений или совершаемых ею банковских операций.[16]Таким образом, отзыв лицензии на совершение банковских операций являетсяисключительной мерой, следующей за иными мерами предупредительного воздействия,но он не означает ликвидации кредитной организации как юридического лица.
Следовательно, банковскиеоперации являются деятельностью, которая в соответствии с законодательствомподлежит обязательному лицензированию. Лицензирование осуществляется БанкомРоссии.
Осуществление банковскихопераций без надлежащей лицензии влечет за собой юридическую ответственность.
Глава 2. Правовоерегулирование отдельных видов банковских операций
2.1. Операции,связанные с институтами банковского вклада и банковского счета
Среди значительного количества банковских операций, предусмотренныхдействующим законодательством, можно выделить несколько традиционных,исторически сложившихся и в то же время наиболее типичных для деятельностикредитных учреждений.
Одной из таких операцийявляется прием вкладов. В большинстве развитых стран прием банковских вкладовподвергается достаточно жесткой регламентации, поскольку данная операциязатрагивает интересы большого количества вкладчиков и в случае банковскогокраха невыплата вкладов может подорвать доверие ко всей банковской системестраны и привести к глубокому кризису в экономике.
В Российской Федерациивопросы, связанные с банковскими вкладами, урегулированы не только Законом обанках и банковской деятельности, но и Гражданским кодексом. Вкладом признаютсяденежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемыефизическими лицами в целях хранения и получения дохода. По вкладам банквыплачивает установленные проценты в порядке, предусмотренном договором.Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, всоответствии с Гражданским кодексом РФ, признается публичным договором. Этоозначает, что банки, принимающие вклады, должны принимать их у каждого, кто кним обратится, и не могут оказывать предпочтение одному лицу перед другим(Ст.426 ГК РФ).
Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов.Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять размерпроцентов, за исключением случаев, когда это предусмотрено договором свкладчиком или федеральными законами.
Вклад возвращается вкладчикупо его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного видафедеральным законом и соответствующим договором.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией,выдаваемой Банком России. Право привлечения во вклады денежных средств физическихлиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошлоне менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющемуболее раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанныйсрок не прерывается.
Прием вкладов всегдаоставался одной из основных банковских операций, важным средствомаккумулирования средств. При анализе законодательных норм относительно вкладовнеобходимо учитывать наличие трех важнейших составляющих: срок вклада, размерпроцентов по вкладу, гарантии возврата вклада. Относительно срока вкладов можносказать, что банк наиболее заинтересован в срочных вкладах, причем смаксимально длительным сроком. Вкладчик, напротив, обычно желает иметьвозможность изъять свои средства в любой момент. Относительно размера процентовинтересы также противоположны: чем больше проценты, тем это менее выгодно банкуи более выгодно вкладчику, и, соответственно, наоборот. В результате банкиобычно предлагают более высокие проценты по срочным вкладам по сравнению свкладами до востребования. В любом случае размер процентов определяетсядоговором банковского вклада. Процент по срочным вкладам не может меняться доокончания срока вклада, по вкладам до востребования банк вправе изменять размерпроцентов, если иное не предусмотрено договором банковского вклада (Ст. 838 ГКРФ).
Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранныеграждане и лица без гражданства. Вкладчики свободны в выборе банка для размещенияво вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном илинескольких банках. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладамдоход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором. (Ст.37 Законао банках и банковской деятельности).
Современноезаконодательство знает два вида вкладов — срочные и до востребования. Вклады довостребования подлежат возврату по первому требованию, срочные вкладыпринимаются на условиях возврата вклада по истечении определенного договоромсрока. Договором может быть предусмотрено внесение вкладов на иных условиях ихвозврата, не противоречащих закону.
Отдельные положениязаконодательства о банковских вкладов нарушают конституционные права граждан.Так, Конституционный Суд РФ признал неконституционной ч.2. ст.29 Федеральногозакона «О банках и банковской деятельности» об изменении процентной ставки посрочным вкладам граждан как позволяющую банку в одностороннем порядкепроизвольно снижать ее на основе договора без соответствующего федеральногозакона[17].
Что касается гарантийвозврата вкладов, то на сегодня это обязательный элемент банковскогозаконодательства. Во многих странах данный вопрос решается путем обязательногострахования вкладов. Например, в США банк, не застрахованный в Федеральнойкорпорации страхования вкладов, не получает лицензию, разрешающую приемвкладов. При таком страховании любое юридическое или физическое лицо, помещаяденьги в банк, может в любой момент получить их обратно независимо отфинансового положения банка.[18] С общественной точкизрения государственная гарантия банковских вкладов выгодна, так как оназащищает имущество мелких вкладчиков, тем самым обеспечивая стабильностьбанковской системы в целом.
Современное российскоезаконодательство в данном вопросе далеко от совершенства. В соответствии сост.39 Закона о банках и банковской деятельности, банки обеспечивают сохранностьвкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечениесредств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах,один из которых выдается вкладчику.
Сохранность и возврат вкладовфизических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которыхгосударству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей),гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами.Одним издейственных механизмов обеспечения возврата банковских вкладов является ихстрахование.
Необходимость созданиясистемы страхования вкладов ни у кого не вызывает сомнений. В последнее времяотмечается рост депозитов физических лиц, за последние два года они выросли в2,2 раза и составили на начало 2004г. свыше 1,5 трлн. руб. Вместе с тем,остается стабильным спрос населения на наличную иностранную волюту, котораятакже используется в качестве средства сбережения. Прирост наличной иностраннойвалюты на руках у населения составил в 2003г. 8,3 млрд. долларов[19].
Еще в 2001г.Правительство России объявило закон «О страховании вкладов физических лиц вбанках РФ» приоритетным для проведения банковской реформы, но его принятиенеоднократно откладывалось по просьбе того же правительства. В целом, принятиюданного закона, над которым велась работа в течение десятилетия, откладывалосьв связи с необходимостью подготовки психологических предпосылок для егопринятия в банкирской среде[20].
Системастрахования вкладов установлена Федеральным законом «О страховании вкладовфизических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003г. №117-ФЗ.
ДанныйФедеральный закон установил правовые, финансовые и организационные основыфункционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц вбанках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельностиорганизации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов(Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам. Онрегулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством,Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органамиисполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательномустрахованию вкладов физических лиц в банках.
Необходимостьпринятия Закона о страховании вкладов подтверждалась всем мировым иотечественным опытом развития банковской системы. Целями закона являются защитаправ и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укреплениедоверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечениясбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
Законрегулирует отношения по созданию и функционированию системы страхованиявкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещенияпо вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие всвязи с осуществлением государственного контроля за функционированием системыстрахования вкладов.
Важноепринципиальное значение для системы страхования вкладов имеет установление ееосновных принципов.
Всоответствии в Законом (ст.3), основными принципами системы страхования вкладовявляются:
1)обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2)сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков вслучае неисполнения банками своих обязательств;
3)прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4)накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов засчет регулярных страховых взносов банков — участников системы страхованиявкладов.
Приэтом участниками системы страхования вкладов признаются вкладчики, банки,внесенные в установленном порядке в реестр банков, Агентство и Банк России.
Всоответствии с Федеральным законом, подлежат страхованию вклады в порядке,размерах и на условиях, которые установлены главой 2 Федерального закона.
Всоответствии с Федеральным законом, не подлежат страхованию следующие денежныесредства:
1)размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связис указанной деятельностью;
2)размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числеудостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой напредъявителя;
3)переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
4)размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РоссийскойФедерации филиалах банков Российской Федерации.
Страхованиевкладов осуществляется в силу закона и не требует заключения договорастрахования.
Участиев системе страхования вкладов обязательно для всех банков.
Банксчитается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учетдо дня снятия его с учета в системе страхования вкладов.
Законодательствоо страховании вкладов налагает на банки определенные обязанности. В частности,банки обязаны:
1)уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;
2)представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхованиявкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
3)размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиковпомещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
4)вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформироватьна любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, котораяустанавливается Банком России по предложению Агентства.
Закон, наряду с обязанностями банков, устанавливаетправа их вкладчиков. Вкладчики имеют право:
1)получать возмещение по вкладам в установленном законом порядке;
2)сообщать в Агентство о фактах задержки банком исполнения обязательств повкладам;
3)получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию обучастии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получениявозмещения по вкладам.
Вкладчик,получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которогонаступил страховой случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму,определяемую как разница между размером требований вкладчика к данному банку исуммой выплаченного ему возмещения по вкладам в данном банке. Удовлетворениетакого права требования вкладчика к банку осуществляется в соответствии сгражданским законодательством Российской Федерации.
Основаниемдля получения возмещения по вкладам является страховой случай. Страховымслучаем признается одно из следующих обстоятельств:
1)отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковскихопераций
2)введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерацииморатория на удовлетворение требований кредиторов банка.
Страховойслучай считается наступившим со дня вступления в силу акта Банка России оботзыве (аннулировании) у банка лицензии Банка России либо акта Банка России овведении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
Правотребования вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступлениястрахового случая. Лицо, которое приобрело у вкладчика право требования повкладам после наступления страхового случая, права на возмещение по такимвкладам не имеет.
Вкладчик(его представитель) вправе обратиться в Агентство с требованием о выплатевозмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершенияконкурсного производства, а при введении Банком России моратория наудовлетворение требований кредиторов — до дня окончания действия моратория.
Размервозмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммыобязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай,перед этим вкладчиком. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере100 процентов суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховойслучай, но не более 100 000 рублей.
Есливкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательствкоторого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 100 000 рублей, возмещениевыплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
Еслистраховой случай наступает в отношении нескольких банков, в которых вкладчикимеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждогобанка отдельно.
Размервозмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средствпо вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страховогослучая.
Вслучае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховойслучай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения повкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленномуБанком России на день наступления страхового случая.
Системастрахования банковских вкладов еще не начала эффективно работать. Остаетсянадеяться, что она оправдает ожидания и повысит надежность и привлекательностьбанковских вкладов для населения.
С институтом банковскоговклада достаточно тесно связан институт банковского счета, что позволяетрассматривать их в рамках одного параграфа.
Институт банковскогосчета регламентируется нормативно-правовыми актами, принадлежащими к различнымотраслям законодательства. Следовательно, институт банковского счета являетсякомплексным по своей правовой природе.[21]
В то же время, банковскийсчет является формой предпринимательской деятельности банка и позволяет банкупривлекать и использовать средства клиентов.
Институт банковскогосчета включает в себя не только совокупность правовых норм, регламентирующихсодержание и цели банковского счета, связанные с ним права и обязанности, но идоговор банковского счета.
Договор банковского счета– это договор, в соответствии с которым банк обязуется принимать и зачислять насчет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента оперечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении другихопераций по счету (ст.845 ГК РФ).
Договор банковского счетаявляется публично-правовым договором. Поэтому существует обязанность банкаоткрывать счета всем, кто обратится по поводу открытия счета на объявленныхбанком условиях.
Кроме того, у банковсуществует обязанность сообщать налоговым органам по месту регистрациивладельцев счетов сведения об открытых счетах в течение пяти дней послеоткрытия.
В сложившейся правовойпрактике открытие счета в банке является обязательным для получениясвидетельства о государственной регистрации предприятия.
Именно обязанностьпредпринимателей и юридических лиц хранить свои денежные средства в банкеспособствовала значительному развитию института банковского счета в последнеевремя.
В настоящее времясуществует несколько видов счетов: расчетный счет (счет для осуществленияпредпринимательской деятельности); текущий счет (счет для финансированиянекоммерческих юридических лиц и других структур, не занимающихся предпринимательскойдеятельностью); бюджетный счет (этот счет открывается предприятиям иорганизациям при выделении им денежных средств из федерального или местногобюджета для осуществления определенных видов деятельности) и т.д.
Для открытия банковскогосчета требуется предоставление следующих документов:
- заявление наоткрытие счета;
- документ огосударственной регистрации предприятия;
- копияутвержденного устава;
- карточка собразцами подписей и оттиском печати.
Банковский счет является необходимой предпосылкой для осуществлениябезналичных расчетов и открывается для осуществления определенных операций. Всоответствии со ст.845 и 854 ГК РФ, все операции по счету производятся поинициативе и на основании распоряжения клиента. Правила проведения этихопераций регламентированы как на законодательном уровне, так и на уровнебанковских обычаев и конкретных договоров (но в пределах действующегозаконодательства).
Операции по счетуосуществляются в пределах денежных средств клиента, находящихся на счету, заисключением случаев кредитования счета.
Договор банковского счетаявляется возмездным, если не предусматривает иного. Клиент оплачивает расходыбанка по совершению операций по счету. В то же время, банк выплачивает клиентупроценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете. Какправило, они равны процентам по депозитам до востребования, выплачиваемым этимбанком, но в договоре может быть предусмотрено и иное.
Таким образом, операциипо приему банковских вкладов и по открытию счетов занимают важное место вбанковской деятельности и достаточно подробно регулируются законодательством.Вместе с тем, такое регулирование не всегда оказывается достаточно эффективно,особенно в таком вопросе, как выдача вкладов вкладчикам. Тем не менее, принятиезакона о страховании вкладов дает надежду на повышение надежность банковскихвкладов как одной из основных банковских операций, а также банковской системы,в целом, что должно положительно сказаться на развитии экономики страны.
2.2. Операции,связанные с институтом банковского кредитования
Кредитование, то есть выдача кредитов и ссуд под проценты, являетсяосновным средством получения прибыли для кредитных организаций. Будучивыгодной, данная операция, в то же время, является достаточно рискованной, таккак существует определенный риск невозвращения взятого кредита. Все этоучитывается при правовом регулировании данной операции.
Также следует учитывать, что кредитование отражает сущность банка,раскрывает механизм его деятельности. Как отмечает Д.Сапрыкин, «Основным продуктомбанка в сфере услуг (в отличие от промышленного предприятия) является непроизводство вещей, предметов потребления, а предоставление кредита.Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не какнекая сумма денег, а как капитал. Это означает, что предоставленные взаймыденежные средства не просто должны совершать круговращение в хозяйствезаемщика, но и возвратиться к своей исходной юридической точке с приращением ввиде ссудного процента как части вновь созданной стоимости».[22]
Банковское кредитование также рассматривается законодательством какглавная функция и один из квалифицирующих признаков банка, и потомупредполагает обязательное лицензирование.[23]
Основным законодательным актом, содержащим правовые нормы о банковскомкредитовании, является Гражданский кодекс РФ (ст.819-821, а также статьи одоговоре займа 807-819). Также нормы, посвященные банковскому кредитованию,содержатся в Законе о банках и банковской деятельности и Законе о Центральномбанке РФ.
Несмотря на наличие соответствующих законодательных норм и большогоколичества подзаконных нормативных актов, посвященных вопросам банковскогокредитования, процесс реального кредитования в каждом конкретном банкерегулируется в основном локальными правовыми актами, к числу которых относятся,прежде всего, Правила кредитования данного банка, Положение о кредитномкомитете, должностные инструкции соответствующих работников коммерческогобанка.[24]
При выдаче кредитазаключается кредитный договор. В соответствии с ГК РФ (п.1. ст.819) покредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставитьденежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором,а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты нанее. Ст. 820 ГК РФ предусматривает письменную форму кредитного договора,отсутствие которой делает договор ничтожным.
Договор банковскогокредита имеет некоторые существенные отличия по сравнению с договором займа.Так, договор кредита является консенсуальным, то есть права и обязанности понему возникают с момента достижения соглашения, а не с момента предоставленияденег. Это повышает степень планируемости и предсказуемости предпринимательскойдеятельности, поскольку предприниматель, подписав с банком соответствующийдоговор, вправе требовать предоставления надлежащих денежных средств.
Тем не менее, с. 821 ГКРФ дает банку право отказаться от предоставления заемщику предусмотренногокредита полностью или частично при наличии оснований, свидетельствующих о том,что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок. Одним из такихоснований может являться неплатежеспособность заемщика, а также предоставлениеим недостоверной информации.
Важное значение имеетустановление правового механизма возврата кредитов. Это связано с тем, чтобанк, выдавая кредит, рискует не только своими средствами, но и привлеченнымисредствами, то есть средствами вкладчиков.
Ст.33 Закона о банках ибанковской деятельности посвящена способам обеспечения возврата кредитов. Всоответствии с данной статьей, кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиватьсязалогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иныхценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотреннымифедеральными законами или договором.
При нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочновзыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотренодоговором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке, установленномфедеральным законом.
В соответствии с Закономо Центральном Банке РФ (ст.61), Банк России в целях обеспечения устойчивостикредитных организаций может устанавливать им обязательные нормативы, в томчисле максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанныхзаемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размерриска на одного кредитора.
При этом максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанныхзаемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными идочерними, устанавливается в процентах от собственных средств кредитнойорганизации.
При определении размерариска, в соответствии с законом, учитываются вся сумма кредитов кредитной организацииданному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства,предоставленные кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.
В соответствии со ст.64Закона о Центральном Банке максимальный размер крупных кредитных рисковустанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков исобственных средств кредитной организации.
Крупным кредитным рискомсчитается объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента вразмере свыше 5-процентов собственных средств кредитной организации.
Максимальный размеркрупных кредитных рисков не может превышать 25 процентов собственных средствкредитной организации.
Статья 65 Закона говорит, что максимальный размер риска на одного кредиторакредитной организации устанавливается как процентное соотношение величинывклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатковпо счетам одного или связанных между собой кредиторов и собственных средств кредитнойорганизации.
Выдача кредитов за счет привлеченных средств является исключительнойпрерогативой кредитных организаций, осуществляемой на основании лицензииЦентрального банка. Из этого следует, что юридические лица, не являющиесякредитными организациями, не вправе осуществлять кредитование за счетпривлеченных средств.
В этой связи необходимо отличать банковское кредитование от коммерческогокредитования. Банковское кредитование находится в сфере преимущественнопублично-правовых отношений, в то время, как коммерческое кредитованиесоставляет предмет регулирования частно-правовых отношений. Банковскоекредитование является систематически осуществляемой и возмездной деятельностью.Этих признаков может не иметь коммерческое кредитование.
В соответствии со ст.819 ГК РФ, банковское кредитование осуществляетсяпутем передачи денежных средств. Обычно такая передача осуществляется вбезналичной форме, но в некоторых случаях возможно и предоставление кредитаналичными.
Основой для предоставления банковского кредита является кредитныйдоговор, который заключается с соблюдением определенных требований в письменнойформе. Несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительностькредитного договора.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор)обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и наусловиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется уплатить полученнуюденежную сумму и уплатить проценты на нее (ст.819 ГК РФ).
Статья 821 ГК РФ предусматривает, что кредитор вправе отказаться отпредоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностьюили частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, чтопредоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.
В свою очередь, заемщик имеет право отказаться от получения кредитаполностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного закономсрока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовымиактами или кредитным договором.
В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договоромобязанности целевого использования кредита кредитор вправе также отказаться отдальнейшего кредитования заемщика по договору.
Кредитный договор является возмездным и взаимно обязывающим.
Возмездность банковского кредитования означает уплату процентов запользование денежными средствами. При этом выделяются два вида процентов –проценты за пользование кредитом и штрафные проценты, взимаемые в случаенесвоевременного возврата кредита и представляющие собой вид неустойки.
В соответствии со ст.34 ГК РФ, кредит должен быть возвращен. Кредитнаяорганизация может предпринять все предусмотренные законодательством меры повозврату кредита. В частности, она вправе обратиться в арбитражный суд сзаявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве)в отношении должников, не возвращающих кредит в установленные сроки и тем самымне выполняющие взятые на себя обязательства.
В связи с тем, что всегда возможны потери выданных кредитов,законодательство предусматривает создание резервов по выданным кредитам.Требования к такому резервированию средств сформулированы в письме Банка России«О порядке формирования и использования резервов на возможные потери поссудам».[25] В соответствии с даннымдокументом, в основе оценки выданных ссуд и классификации кредитных рисковлежат такие факторы, как наличие обеспечения и число дней просрочки возвратассуды. В соответствии с данными критериями, все ссуды делятся на обеспеченные,недостаточно обеспеченные и необеспеченные. Кроме того, ссуды делятся настандартные, нестандартные, сомнительные, опасные и безнадежные.
Коммерческие банки в обязательном порядке формируют резервы на случайвозможных потерь по ссудам в размере от 2 до 100% в зависимости от категориивыданной ссуды.
Возможные потери в процессе банковского кредитования позволяют поставитьвопрос о необходимости обеспечения обязательств по возврату кредитов. Всоответствии со ст. 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиватьсянеустойкой, залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией, удержаниемимущества должника и иными способами, предусмотренными законом или договором.Также на практике используются различные схемы, связанные со страхованиемвыданных кредитов.
Все эти способы обеспечения обязательств используются при проведениибанковских операций, связанных с предоставлением кредитов.
Таким образом, существующее на данный момент правовое регулированиебанковского кредитования не способствует развитию долгосрочного кредитования,что негативно отражается на развитии промышленности, а также в сфере ипотеки.Только стимулирование долгосрочного кредитования будет способствовать успешномуразвитию производственной сферы и помогать решать жилищные проблемы населения.
2.3. Операции сценными бумагами и валютные операции банков
Значительное место среди банковских операций занимают операции с ценнымибумагами, так как ценные бумаги являются в современных условиях важнымфинансовым инструментом.
Ценной бумагой, всоответствии с Гражданским кодексом РФ (п.1 ст.142) является документ,удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитовимущественные права, осуществление или передача которых возможны только при егопредъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права всовокупности.
К ценным бумагам в отечественномзаконодательстве относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек,депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка напредъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другиедокументы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядкеотнесены к числу ценных бумаг (ст.143 ГК РФ).
Ценные бумаги делятся наименные, ордерные и на предъявителя. Особенностью ценных бумаг являетсянеобходимость соблюдения установленной формы и наличие обязательных реквизитов.
В соответствии со ст. 6Закона о банках и банковской деятельности, в соответствии с лицензией Банка Россиина осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку,продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющимифункции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежныхсредств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществлениеопераций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии сфедеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управлениеуказанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность нарынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
Профессиональнаядеятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая кредитной организацией,производится в соответствии с правилами, которые устанавливает дляпрофессиональных участников рынка ценных бумаг Федеральный закон «О рынкеценных бумаг».
Банки могут выступать нарынке ценных бумаг в качестве брокеров и дилеров.
Всоответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»,брокерской деятельностью признается совершение гражданско- правовых сделок с ценнымибумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договорапоручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствииуказаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре (ст.3).
Дилерскойдеятельностью признается совершение сделок купли — продажи ценных бумаг от своегоимени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенныхценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг пообъявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.
Важноеместо среди банковских операций занимает деятельность по доверительномууправлению ценными бумагами.
Поддеятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическимлицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течениеопределенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащимидругому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:
1)ценными бумагами;
2)денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
3)денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управленияценными бумагами.
Такжебанки могут заниматься клиринговой деятельностью.
Клиринговаядеятельность — это деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка,корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовкабухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг ирасчетам по ним (ст.6 Закона о рынке ценных бумаг).
Банковские операции сценными бумагами имеют определенную специфику, связанную с несовершенствомзаконодательства о ценных бумагах. Как отмечается в работе американскихавторов, «Негибкое определение ценной бумаги естественно приводит к болеежесткому режиму регулирования рынка ценных бумаг, что, в свою очередь,практически не оставляет свободы для судов и государственных органов приприменении зконодательства к новым формам ценных бумаг, требующимединообразного подхода.»[26]
В условиях рыночнойэкономики важное значение имеет и правовое регулирование валютных операцийбанков. Особенности такого регулирования во многом определяются рядом понятий:валюта, иностранная валюта и валютные ценности.
В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютномконтроле», понятие валюта Российской Федерации означает:
а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, ноподлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банкаРоссийской Федерации и монеты;
б)средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РоссийскойФедерации;
в)средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РоссийскойФедерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерациии Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органамииностранного государства об использовании на территории данного государства валютыРоссийской Федерации в качестве законного платежного средства.
Подиностранной валютой понимаются:
а)денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращениии являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государствеили группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащиеобмену денежные знаки;
б)средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международныхденежных или расчетных единицах.
Понятие«валютные ценности» включает в себя следующие элементы:
а)иностранная валюта;
б)ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, — платежные документы(чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включаяакции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включаядепозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, идолговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
в)драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы(палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, заисключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г)природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты всыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и другихбытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Всоответствии с п.7 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле,понятие «валютные операции» включает в себя:
а)операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности,в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностраннойвалюты и платежных документов в иностранной валюте;
б)ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка изРоссийской Федерации валютных ценностей;
в)осуществление международных денежных переводов;
г)расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
Операциис иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются натекущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Ктекущим валютным операциям законодательство относит:
а)переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валютыдля осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ,услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществлениярасчетов, связанных с кредитованием экспортно- импортных операций на срок не более90 дней;
б)получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
в)переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендови иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связаннымс движением капитала;
г)переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из РоссийскойФедерации.
Понятие«валютные операции, связанные с движением капитала» включает в себя:
а)прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с цельюизвлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
б)портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
в)переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включаяземлю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимомуимуществу, а также иных прав на недвижимость;
г)предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту иимпорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
д)предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
е)все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Важность валютныхоперация для экономики страны обуславливает необходимость эффективногомеханизма валютного регулирования. Такое регулирование заключается, какправило, в установлении механизма валютных ограничений и валютном контроле.[27]
Валютное регулированиеможно рассматривать как комплекс мер, направленных на установлениеопределенного порядка проведения операций с валютой. Оно предполагает, в первуюочередь, установление правил банковского обслуживания клиентов по поводувалюты.
К числу объектоввалютного регулирования относится, в первую очередь, иностранная валюта. ВРоссийскую Федерацию иностранная валюта попадает путем официального ввоза.Правом на ввоз иностранной валюты обладают только уполномоченные банки, имеющиегенеральные валютные лицензии, а также физические лица.
Ценные бумаги виностранной валюте – это платежные документы, фондовые ценности, и т.д.,выраженные в иностранной валюте. Это могут быть чеки, векселя, аккредитивы,платежные поручения, акции, облигации и т.д. Ввоз ценных бумаг на территорию РФосуществляется также уполномоченными банками.
Основным органомвалютного регулирования в РФ является Центральный банк.
Центральныйбанк, в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле(ст. 9),
а)определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валютыи ценных бумаг в иностранной валюте;
б)издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерациирезидентами и нерезидентами;
в)проводит все виды валютных операций;
г)устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерацииопераций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а такжеправила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой РоссийскойФедерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
д)устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РоссийскуюФедерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащихрезидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностраннойвалюте в банках за пределами Российской Федерации;
е)устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениямна осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
ж)устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютныхопераций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки ихпредставления;
з)готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации попринятым международным стандартам;
и) выполняет другие функции,предусмотренные законодательством.
Таким образом,Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования ивалютного контроля. Банковские операции с валютой производятся по правилам,устанавливаемым Банком России, с учетом требований, изложенных в издаваемых имнормативных документах.
Подводя итог, можноотметить, что операции с ценными бумагами и валютными ценностями относятся кчислу тех операций, которые направлены на реализацию основных функций кредитныхорганизаций. Важность данных операций для экономики страны определяет ихдостаточно жесткое правовое регулирование, в том числе существованиеспециальных законов.
Среди значительного количества банковских операций, предусмотренныхдействующим законодательством, можно выделить несколько традиционных,исторически сложившихся и в то же время наиболее типичных для деятельностикредитных учреждений.
Одной из таких операцийявляется прием вкладов. В большинстве развитых стран прием банковских вкладовподвергается достаточно жесткой регламентации, поскольку данная операциязатрагивает интересы большого количества вкладчиков и в случае банковскогокраха невыплата вкладов может подорвать доверие ко всей банковской системестраны и привести к глубокому кризису в экономике. Также важное значение дляразвития экономики страны имеет банковское кредитование, которое должнопомогать развитию производства, других общественно важных сфер экономики.
Заключение
Правовое регулированиебанковских операций в современных условиях имеет большое значение длясовершенствования банковской деятельности, создания стабильной и эффективнойбанковской системы в Российской Федерации, которая, в свою очередь, наряду сразвитием производства приведет к стабилизации всей финансовой и экономическойсистемы страны.
Банковские операции – этосделки, постоянно осуществляемые кредитными организациями на основе специальныхлицензий и по специальным правилам. Банковские операции являются практическойреализацией функций банков, которые имеют экономическую природу. Переченьбанковских операций установлен федеральным законодательством.
Законодательствопредполагает обязательное лицензирование банковских операций и устанавливаетответственность вплоть до уголовной за их осуществления без соответствующейлицензии. Лицензированием банковских операций занимается, в соответствии сзаконодательством, Центральный банк РФ.
Среди значительного количества банковских операций, предусмотренныхдействующим законодательством, можно выделить несколько традиционных,исторически сложившихся и в то же время наиболее типичных для деятельностикредитных учреждений.
Одной из таких операцийявляется прием вкладов. В большинстве развитых стран прием банковских вкладовподвергается достаточно жесткой регламентации, поскольку данная операциязатрагивает интересы большого количества вкладчиков и в случае банковскогокраха невыплата вкладов может подорвать доверие ко всей банковской системестраны и привести к глубокому кризису в экономике. В США, например, широкоприменяется страхование банковских вкладов. В России закон о страхованиибанковских вкладов принят, но на практике эффективный механизм страхованиявкладов в настоящее время пока еще не создан. Остается надеяться, чтореализация принятого закона будет эффективной. В этом случае следует ожидатьроста вкладов населения в банки в результате повышения надежности банковскойсистемы, что должно позитивно сказаться на развитии экономики страны.
Банковское кредитованиеявляется не только крайне выгодной для банков операцией, но и составляет основубанковского бизнеса. В связи с этим, банковское кредитование рассматриваетсязаконодательством как главная функция и один из квалифицирующих признаковбанка. В связи с этим, Центральный банк предполагает обязательноерезервирование средств коммерческими банками в зависимости от размера выданногокредита и степени риска его невозвращения.
В современной ситуациипреобладает краткосрочное кредитование под достаточно высокие проценты. Вперспективе банковское законодательство должно ориентировать кредитныеорганизации на активное развитие долгосрочного кредитования промышленности, чтобудет способствовать ее модернизации, а также на становление системы ипотечногокредитования для решения жилищных проблем населения страны.
Значительное место среди банковских операций занимают операции с ценнымибумагами: акциями, облигациями, векселями, депозитными сертификатами и т.д.,так как ценные бумаги являются в современных условиях важным финансовыминструментом. В этом случае к банкам применяются те же правила, что и к другимпрофессиональным участникам рынка ценных бумаг.
Кредитные организации имеют право осуществлять операции и с валютой ивалютными ценностями, в том числе драгоценными металлами и драгоценнымикамнями. Правила проведения таких операций также устанавливаются специальнымзаконодательством.
Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматриваетвозможность осуществления достаточно большого количества банковских операций,которые производятся на основе специальных лицензий и осуществляются поспециальным правилам. Вместе с тем, соответствующее правовое регулирование несвободно от пробелов и недостатков, которые проявляются как в законодательстве,так и в практике его применения.
Списоклитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. М., 1993.
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации. Часть 1.//Собрание законодательства РФ (Далее – СЗ РФ), 1994. №32,ст.3301.
3. Гражданский кодекс РФ. Часть2.//Российская газета, 1996, 6,7,8 февраля.
4. Уголовный кодекс РФ.//СЗ РФ, 1996,№25, ст.2954.
5. Федеральный закон «О Центральном банкеРоссийской Федерации» от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (С изменениями и дополнениямиот 10 января 2003г.).
6. Федеральный закон «О банках ибанковской деятельности» от 03.02.96 г. № 17-ФЗ. (С изменениями и дополнениямиот 19 июня 2001 г.)//Собрание законодательства РФ, 1996, №6.
7. Федеральныйзакон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ.
8. Федеральный закон «О валютномрегулировании и валютном контроле».//Российская газета, 1992, 4 ноября.
9. Федеральныйзакон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от23 декабря 2003г. №117-ФЗ.
10. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 3 июля 2001г. №10-П //Собрание законодательства РФ.2001. №29. Ст.3058.
11. Аркадов Г.С.Страхование вкладов: правовые проблемы// Актуальные проблемы банковского права.М., 2004.
12. Батлер У.,Гаши-Батлер М. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. М., 2001.
13. Банковское право.Особенная часть. Часть 1./Под ред. Г.А. Тосуняна. — М., 2001.
14. Банковское право.Особенная часть. Часть 2., Под ред. Г.А. Тосуняна. — М., 2002.
15. Войкин Д. Квопросу о правовой природе валютного регулирования и валютного контроля.//Правои жизнь, 2002, №42.
16. Гейвандов Я.А.Центральный Банк Российской Федерации: юридический статус, организация,функции, полномочия. М., 1997.
17. Голубев С.Центральный банк как орган надзора за банковской деятельностью в России.//Право и жизнь, 2002, №27.
18. Он же. Санкции,применяемые Центральным банком РФ за нарушение банковского законодательства.//Право и жизнь, 2002, №27.
19. Ерпылева Н.Ю.Международное банковское право: понятие, предмет, система.//Государство иправо, 2000, №2, с.77.
20. Ефимова Л.Г.Банковские операции: проблемы теории и практики.//Бизнес и банки, 1994, №9.
21. Ефимова Л.Г.Банковское право. Учебное пособие. М., 1994.
22. Олейник О.М. Банковский счет:законодательство и практика.//Закон, 2003, №1.
23. Она же. Правовое регулированиебанковского кредитования//Закон, 2004, №2.
24. Она же. Основы банковского права.Курс лекций. М.: Юрист, 1999.
25. Она же. О назначении и сущностикредитного договора.//Бизнес и банки, 1996, №48.
26. Она же.Теоретические основы банковского права (гражданско-правовые ихозяйственно-правовые аспекты). Автореф. дисс… доктора юрид. наук. М.: МГЮА,1998.
27. Пашенцев Д.А. Банковскоеправо США. М., 1999.
28. Пашенцев Д.А.Основные понятия банковского права: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
29. Правовоерегулирование банковской деятельности./Под ред. проф. Е.А. Суханова. М., 1997.
30. Сапрыкин Д.Сущность банка с позиций его исторического развития.//Право и жизнь, 2000, №25.
31. Тосунян Г.,Викулин А., Экмалян А. Банковское право. Общая часть. М.: Юрист, 1999.
32. Тосунян Г.А.,Викулин А.Ю. Реструктуризация кредитных организаций. М.: Дело, 2002.