1. Возникновениегосударства
В развитии человеческого общества традиционно выделяют два этапа. Первыйэтап — догосударственный, иногда именуемый в литературе первобытнообщиннойэпохой. На данном этапе государство еще не создано. Основным признакомпервобытного общества является присваивающая экономика.Первобытный человек необладал достаточными знаниями и способностью глубокой переработки природныхматериалов, поэтому основными видами его деятельности были собирательствоготовых продуктов природы, охота, рыбная ловля и примитивная обработка земли.Орудиями труда выступали дубины, копья, лук и стрелы, каменные орудия. Для тогочтобы произвести достаточно продуктов для выживания, люди вынуждены былиобъединятся по кровнородственному признаку в рода, фратрии и племена.Производительность труда была очень низкой, потому как существовали примитивныеорудия, которые не позволяли произвести достаточно продукта для накопления. Всеэто обусловливало общественную собственность на средства производства. Частнаясобственность отсутствовала. Так как все были равны по отношению к средствампроизводства, общество не делилось на классы, а разделялось только по половомуи возрастному принципу. Высшая власть в обществе принадлежала родовомусобранию, состоящему из всех взрослых членов рода. Оперативное же управлениеосуществляли вожди и старейшины. Необходимость в аппарате управления,обособленном от общества, отсутствовала. Кроме того, не было излишкапроизводства для содержания этого аппарата.
Второй этап развития человеческого общества характеризуется появлением особойорганизации власти — государства.
Основной предпосылкой возникновения государства был переход человеческогообщества от экономики присваивающей — к производящей. Развитие орудий трудапривело к расширению предметов природы, включенных в производственный процесс.Поменялся и сам характер труда: от присвоения природных продуктов людипереходят к их производству. Развивается гончарное мастерство, приручаетсяскот, орудия труда изготавливаются из железа, более качественной обработкеподвергается земля. Вследствие всего этого появляются излишки производимогопродукта и начинается обмен излишками между производителями. Возникаетразделение труда. Выделяются ремесло, торговля, скотоводство и земледелие. Ростпроизводительности труда приводит к тому, что семьи, на которые распадаетсярод, могут выжить, ведя обособленное хозяйство. Излишки произведенного продуктанакапливаются. Появляется наемный труд. Произведенная семьей продукция исредства производства становятся частной собственностью. Общество начинаетделиться на классы, иными словами, люди разделяются по их месту в системеразделения труда, по отношению к средствам производства и, следовательно, поспособам получения и размерам доли общественного богатства. Появляютсярабовладельцы и рабы, купцы, ремесленники, ростовщики, бюрократия,землевладельцы. Кроме того, рост производительности труда обеспечиваетповышение выживаемости (уровня жизни) и соответственно численности населения.Увеличивается количество связей между людьми, усложняется управлениеобщественными делами, жизнь становится более изменчивой. Все это формируетпотребность в создании профессионального аппарата управления, который быобеспечивал интересы определенных классов и социальных групп. В итоге, новыеусловия потребовали уничтожения родовой организации власти и образованиягосударства.
Развитие разных народов на земном шаре происходило неравномерно. У однихнародов государство появилось в 4-3 тысячелетии до нашей эры (в Месопотамии),другие народы создали собственную государственность только в период новой эры(славяне).
2. Понятиегосударства и формы государства
Государство — этоособая организация власти в обществе, обладающая следующими обязательными признаками:
1. Наличием собственной территории.
Каждое государство имеет строго определенную территорию, а население,проживающее на данной территории, превращается в подданных или граждангосударства. Под территорией принято понимать определенное пространство,включающее в себя:- землю и недра;- морские внутренние и территориальные воды,(водная территория);- воздушное пространство над сухопутной и воднойтерриторией ;- Территория государства является своего рода материальной базой,без которой оно не может существовать.
2.Наличиемпубличной (государственной) власти.
В каждом государстве существует выделенный из общества аппарат власти,управления и принуждения, состоящий из профессиональных работников, основнымзанятием которых является выполнение властных и управленческих функций.Государственная власть выступает от имени всего народа. Для того чтобыэффективно управлять, государство имеет специальные средства — места лишениясвободы, оружие, технику, специальные органы принуждения, идеологию, право.
3. Суверенитетом.
Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, а такжеее самостоятельность и независимость на международной арене. Верховенствопроявляется в том, что государственная власть выступает от имени всего обществаи распространяется на всех лиц, проживающих на определенной территории, а такжеобладает монополией на. применения насилия и установление общеобязательныхправил поведения.Суверенитет — обязательный признак государства. Страна, неимеющая суверенитета, — колония дли доминион.
4. Принудительным взиманием налогов и иных обязательных платежей.
Государство устанавливает размер налогов и иных обязательных платежей,определяет процедуру их взимания и устанавливает ответственность за нарушениеэтих требований. 5. Наличием собственных символов, атрибутов и памятных дат.
Каждое государство имеет свой гимн, герб, флаг, особенные формы обращения людейдруг к другу, традиции и обычаи.
Государство — это организация публичной политической власти экономическидоминирующего класса, которая обладает профессиональным аппаратом управления,обособленным от общества, и навязывает с помощью специальных, средств и мерсвою волю населению.
Форма государства — это внешняя организациявласти в стране. Форма государства складывается из трех составляющих: формыправления, формы государственного устройства и политического режима.
Форма правления — это организация высших органов власти в государстве.Выделяются следующие основные виды форм правления:
1. Монархия — форма правления, при которой верховная власть в государствеюридически принадлежит одному лицу, представителю правящей династии (король,царь, султан, эмир, раджа, шах, император). Монарх, как правило, получает своювласть по наследству.
- наследственный порядок передачи власти. Монархические государства:Великобритания, Швеция,
Саудовская Аравия, Япония, ОАЭ.
2. Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственнойвласти либо избираются населением на прямую, либо формируются представительнымобщенациональным органом.
Признаки республики:
— коллективное правление, которое осуществляется не одним лицом, а системойгосударственных органов;
— взаимоотношения между высшими органами государственной власти построены попринципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
— представительные органы власти и отдельные должностные лица избираются наопределенный законом срок;
— высшие органы государственной власти несут ответственность перед народом.
Форма государственного устройства — это национально-территориальная организациягосударства, а также характер взаимоотношений центральных и региональныхорганов.
Существуют три основные формы государственного устройства:
1. Унитарное государство (Великобритания, Япония, Финляндия) — это единоеслитное государство, которое подразделяется на административно-территориальныеединицы не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.
2. Федеративное государство (Россия, США, Бразилия, Мексика) — союзноегосударство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов),каждое из которых имеет собственную компетенцию, систему органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти, бюджет, законодательство,собственность.
3. Конфедеративное государство — временная форма союза государств, которые объединяютсядля достижения определенной цели, но сохраняют свой суверенитет в полномобъеме.
Политический режим — под ним понимается характер разделения власти междуаппаратом государства и обществом. Рассматривая политический режим мы даемответы на следующие вопросы: какими методами государство осуществляет своифункции: с помощью насилия или без такового? Какими политическими правами исвободами обладают граждане страны?
Выделяют следующие виды политических режимов:
1. Демократический политический режим — граждане пользуются широкими правами исвободами, не ущемляется свобода слова, печати, собраний, митингов. Государствоосуществляет свои функции, преимущественно используя метод убеждения, а непринуждения.
2. Авторитарный (недемократический режим) политический режим — запрет основныхправ и свобод граждан, цензура, использование насилия при осуществлении функцийгосударства.
3. Тоталитарный политический режим — крайнее проявление авторитарного режима,характеризующееся полным контролем государства над личностью и всеми сферамижизни, произвол органов государственной власти (в особенности карательныхорганов), навязывание обществу единой идеологии.
3. Понятияправа, признаки, функции
Слово«право» имеет много значений, и люди порой употребляют его, даже не задумываясьо конкретном содержании. Мы можем использовать это слово в семейно-бытовомсмысле (право слушать музыку, право смотреть телевизор); в моральном (правопожилых людей просить уступить место в общественном транспорте) и вюридическом. В последнем случае под правом понимается совокупностьобщеобязательных правил поведения, исходящих от государства и им охраняемых(гарантированных) и регулирующих наиболее важные общественные отношения.
С материалистической точки зрения, право возникает одновременно сгосударством… Необходимость в праве отчасти возникла и для того, чтобызащищать интересы вновь образовавшихся классов — ростовщиков, рабовладельцев,купцов, бюрократии.
В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеетдве стороны, две формы существования — естественное и позитивное право.
Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека,принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь,достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права(справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождаетсяи развивается в самом обществе независимо от государства. По своей природеестественное право надгосударственно.
Позитивное право, напротив, — продукт деятельности государства. То есть этосовокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормыпозитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебныхпрецедентах и иных источниках права.
Основные принципы и функции права
Под принципами права подразумеваются основополагающие идеи, реализующиеся всодержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основныесвойства, требования, особенности, дух права).
В принципах проявляется сущность права, его значение для общества.
Выделяют следующие принципы права:1. Принцип справедливости (соответствие правасуществующим в обществе моральным нормам);
2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересыбольшинства);3. Принцип равенства права.4. Принцип гуманизма (человеколюбия).
5. Принцип свободы субъектов права.6. Принцип законности.7. Принципответственности за вину.8. Принцип взаимной ответственности государства иличности.
9. Принцип единства норм права.10. Принцип реальности норм права.
Функции права — это основные направления воздействия права на общество,посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах,проявляется сущность права.
Основные функции права:
А) Социальные функции права:
1. Экономическая — закрепление определенного типа производственных отношений.
2. Политическая — закрепление отношений по поводу власти.
3. Идеологическая — закрепление определенной идеологии
или, напротив, плюрализма идей. Б) Специально-юридические функции права:
1. Регулятивная функция права — указание с помощью норм права необходимого,запрещенного или дозволенного поведения.
2. Охранительная функция права — установление ответственности для лиц,нарушающих запреты и не выполняющих обязанности, и защита прав.
4. Источникиправа и их виды
Источник (форма) права — это способ выражения (оформления) и закрепления нормыправа в объективной действительности.
Виды источников права Российской Федерации.
Основными источниками права на территории Российской Федерации являетсянормативно-правовые акты. Всю систему нормативно-правовых актов можноподразделить на три относительно самостоятельные, но взаимозависимыеподсистемы.
1. Номативно-правовые акты федеральных органов государственной власти(Президент РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Правительство РФ ит. д.): а) Конституция РФ. б) федеральные конституционные законы в) федеральныезаконы г) законы, принятые Съездом народных депутатов РФ и Верховным СоветомРФ, в части, не противоречащей указанным выше актам; д) указы Президента РФ. Онииздаются главой государства во исполнение полномочий, предусмотренныхКонституцией РФ ж) постановления Правительства РФ издаются во исполнениеКонституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ. з) подзаконные актыфедеральных органов государственной власти (распоряжения, инструкции и письмаминистерств и ведомств, государственных комитетов и т.д
2. Нормативно-правовые акты субъектовРоссийской Федерации:
а) конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов, городовфедерального значения и автономной области;
б) законы субъектов Российской Федерации;
в) подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной властисубъектов РФ (постановления, указы, распоряжения, инструкции губернаторов,президентов республик, мэров городов федерального значения и т. д.).
3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (решенияпредставительных органов местного самоуправления и глав администраций (мэров)городов, поселков, районов).
4. Нормативные договоры. Источниками права на территории России признаются имежгосударственные договоры, ратифицированные (одобренные) РФ. Согласно ч. 4ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовойсистемы. Специальным видом нормативных договоров являются договоры субъектов РФс федеральными органами государственной власти о разграничении предметовведения и полномочий.
К нормативным договорам относятся также и коллективные трудовые договоры междупрофсоюзами и работодателями.
5. Правовые обычаи. Гражданский кодекс признал в общей форме возможностьприменения к регулированию отношений между субъектами предпринимательскойдеятельности обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору.
5. Система права
Под системой понимается нечто целое,представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся вовзаимной связи частей.
Система права — это совокупность связанных между собой норм права и ихобъединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в одномгосударстве. Отметим, что следует отличать понятие «система права» отпонятия «правовая система». Правовая система — это более широкоепонятие, которое включает в себя, наряду с системой права, источники права, юридическуюпрактику и систему органов, создающих, исполняющих и охраняющих право.
Элементы системы права:
1. Норма права — это единичное общеобязательное правило поведения,установленное или санкционированное государством и обеспеченное егопринудительной силой. Норма права устанавливает запрет на совершение каких-либодействий или обязанность совершить какое-то действие или предоставляет право наего совершение. Например, статья 89 Конституции РФ дает Президенту РФ право наосуществление помилования.
Признаки нормы права:
а) правило поведения общего характера, предназначенное для неоднократногоприменения и распространяющееся на неопределенный круг лиц;
б) исходит от государства и им охраняется;
в) норма права общеобязательна для всех, к кому обращена;
г) она является частью системы права;
д) каждая норма формально определена, т. е. записана в определенном источнике.
2. Институт права — это совокупность норм права, регулирующих однородный видобщественных отношений (институт основ конституционного строя в конституционномправе).
3. Отрасль права — это совокупность норм права, регулирующих относительнообособленную, качественно однородную сферу общественных отношений своим особымметодом. Отрасль права складывается из нескольких институтов. Каждая отрасльправа имеет свой особенный предмет и методы регулирования общественныхотношений.
4. Подотрасль права — это совокупность институтов права, образующих внутриотрасли права обособленную группу, нормы которой регулируют свои, чем-тоотличающиеся, общественные отношения (обязательственное право в гражданскомправе).
Основные отличительные признаки отраслей права:
1. Предмет правового регулирования — то, на что направлено действие норм.
2. Метод правового регулирования — способ воздействия на конкретную сферуотношений. Два основных метода: гражданско-правовой и административно-правовой.
Вся система права делится на две большие группы:
1. Частное право — регулирует отношения преимущественно междунегосударственными субъектами, касающиеся их частных интересов.
2. Публичное право — регулирует отношения по вмешательству государства вобщественную жизнь по поводу общезначимых ценностей.
6.Понятие и виды правоотношений
Правоотношения — это связи между людьми,группами людей, урегулированные нормами права, где стороны имеют конкретныевзаимные права и обязанности. Правоотношения — это важнейшие общественныеотношения, и именно поэтому они регламентируются правом. Другие, менее значимыедля жизни общества, общественные отношения регулируются иными социальныминормами (мораль, обычаи, традиции и т. д.)
Признаки правоотношений:
1)правоотношения — это один из видов общественных отношений;
2) правоотношения урегулированы нормами права (иные общественные отношениямогут быть урегулированы нормами морали и нравственности, религиозными икорпоративными нормами, традициями и обычаями);
3) реализация правоотношений поддерживается силой государства, т. е.обеспечивается государственным принуждением (если человек не соблюдаетустановленные государством правила поведения, то на него возлагаетсяюридическая ответственность);
4) правоотношения существуют между конкретными сторонами, где каждая из сторонобладает определенными субъективными правами и юридическими обязанностями(права и обязанности сторон неразрывно связаны между собой, так как правувсегда должна корреспондировать обязанность, в частности, конституционнозакрепленному праву человека на жизнь корреспондирует обязанность всех иных лицне посягать на это право).
В любом правоотношении традиционно выделяют три элемента:
1) Субъекты правоотношений — это люди или группы людей, между которымискладываются отношения и которые являются носителями прав и обязанностей вправоотношении. В правоотношении всегда присутствует две или более стороны.Субъектами правоотношений могут быть: граждане РФ, иностранцы, лица безгражданства, юридические лица, народ, Российская Федерация, субъекты РФ, органыи должностные лица государственной власти и местного самоуправления,муниципальные образования.
2) Объекты правоотношений — это то, по поводу чего возникают эти общественныеотношения. Объектами правоотношений могут быть материальные ценности,неимущественные блага.
3) Содержание правоотношения — это совокупность вытекающих из нормы праваконкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Под субъективнымправом понимается предусмотренная нормой права и гарантированная государством,мера дозволенного поведения, а под юридической обязанностью — установленная внорме права и гарантированная государством мера должного, необходимогоповедения.
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе конкретныхжизненных обстоятельств.
7. Основные признаки и понятие правонарушения.
правонарушениеявляется единственным основанием возникновения юридической ответственности,которая связана с применением государственного принуждения в отношении лица,его совершившего.
О правонарушении можно говорить лишь тогда, когда налицо имеются все элементы,из которых оно складывается. Элементы правонарушения предусмотрены в правовыхнормах. Это — следующие элементы:
1) деяние; 2) противоправность деяния; 3) виновность деяния; 4)деликтоспособность субъекта противоправного деяния.
Анализ объективных исубъективных признаков правонарушения дает возможность определить егообъективную и субъективную сторону.
По своей юридической природе всякоеправонарушение представляет собой юридический факт, влекущий за собойвозникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, иначеговоря, отношений юридической ответственности
Видыправонарушений. Правонарушения классифицируются по их характеру, по степениобщественной опасности и некоторым другим основаниям. Различаются уголовные,гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.
Кроме того, все правонарушения делятся на преступления (уголовныеправонарушения) и проступки (гражданские, административные и дисциплинарныеправонарушения)
Каждому виду правонарушений соответствуетособый вид юридической ответственности.
Уголовная ответственность. Санкциипредусмотрены только уголовным законодательством (лишение свободы наопределенный срок, пожизненное заключение и т.п.).
Гражданскоправовая ответственность. Санкции предусмотрены в основном вгражданском и семейном законодательстве (возмещение имущественного ущерба,взыскание неуплаченного долга, отмена противоречащих закону сделок, денежнаякомпенсация за причиненный моральный ущерб и т.п.).
Административноправовая ответственость. Санкции предусмотрены в нормахадминистративного, финансового, процессуального и других отраслей права(предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест наопределенный срок и т.п.)
Дисциплинарная ответственность. Санкции предусмотрены главным образомзаконодательством о труде, уставами вооруженных сил (замечание, выговор,увольнение с работы и т.п.).
Юридическая ответственность служит достижению целого ряда целей. Во-первых, онаслужит охране существующего общественного строя. Во-вторых, она призванаобеспечить общую превенцию. Т.е. предотвратить возможность совершенияправонарушений персонально-неопределенным кругом лиц.
8. Конституционное право как отрасль права
Конституционное право — ведущая, фундаментальная отрасль системы права России.Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собойсовокупность правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующихкачественно однородную сферу общественных отношений. Под предметомконституционного права принято понимать совокупность общественных отношений,регулируемых отраслью конституционного права.
Общеизвестно, что нормы права существуют для того, чтобы воздействовать наопределенную наиболее важную часть отношений, складывающихся в человеческомобществе, подобно обычаям, нормам морали и т. д., регулировать ее. По сравнениюс другими отраслями права, эти отношения имеют свои определенные особенности, аименно:
1) они складываются во всех сферах жизни общества — политической,экономической, социальной, духовной и др.;
2) это отношения, связанные с высшими интересами государства, общества ичеловека;
3) эти отношения характеризуют основы всей государственной и общественнойжизни, статус личности, характер и механизм осуществления власти в государстве.
Итак,предметом конституционного права являются фундаментальные общественныеотношения, которыми охватываются:
1) основы конституционного строя государства;
2) основы правового положения человека и гражданина;
3) основы территориального устройства государства (федеративные отношения);
4) формы и способы осуществления власти в государстве, а также система, порядокформирования, принципы организации и деятельности органов государственнойвласти и местного самоуправления. Основным источником Конституционного праваРФ1 является Конституция России принятая на всенародном референдуме 12 декабря1993 г. «Конституционное право — ведущая отрасль права России,представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующихобщественные отношения, которые определяют организационное и функциональноеединство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основыправового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, системугосударственной власти и систему местного самоуправления
9.Органыгосударственной власти
Государстводля выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизмгосударства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Онпредставляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложныйполитический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразныеорганы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи ицели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строгоопределенных рамках. Для органов государства характерны следующие признаки,которые позволяют отличать их от других органов:1) правовая основадеятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенциягосударственных органов определяется действующим законодательством;2) наличиевластных полномочий, в том числе применения в необходимых случаяхпринуждения;3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых иправоприменительных) в пределах установленной для них компетенции; Видыгосударственных органов различаются по разным классификационным основаниям. ВРоссии, в зависимости от порядка образования, государственные органыподразделяются на выборные (представительные органы — Федеральное Собрание,областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры). Взависимости от территориального объема деятельности и объема полномочийгосударственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим вРоссии относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФи др. К центральным — федеральные министерства, государственные комитеты,федеральные службы, а к местным — главы местной администрации.Совокупность всехорганов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, образует системуорганов государственной власти.Органы государственной власти делятся на тривида: законодательные (представительные), исполнительные и судебные, а также наорганы федеральные и органы региональные (субъектов РоссийскойФедерации).Законодательные органы осуществляют нормотворческую деятельность,органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительнуюдеятельность в государстве. Органы судебной власти осуществляют правосудиепосредством конституционного, гражданского, уголовного и административногосудопроизводства.
10. Правовой статус человека и гражданина
Традиционно правовой статус в самом общем виде закрепляет положение личности вобществе и государстве. В то же время правовой статус личности составляет лишьчасть ее общественного статуса, ту часть, которая устанавливается изакрепляется в правовых актах государства. Эта категория носит собирательныйхарактер. Принято выделять несколько видов правового положения (статуса).Например, общий конституционный статус человека и гражданина, специальныйстатус определенной категории граждан, статус иностранцев и апатридов (лиц безгражданства), статус физического лица и т. д.
Общий конституционный статус является одинаковым и единым для всех граждангосударства, а также он выступает базовым, исходным для всех иных возможныхстатусов человека.Основы правового положения (статуса) человека и гражданина вРФ представляют собой комплексный институт, в структуру которого входятследующие компоненты:
1) конституционная правосубъектность;2) гражданство;3) основные принципыправового положения;4) основные права, свободы и обязанности;5) гарантииправового статуса.Конституционно-правовой статус личности, как было отмеченовыше, включает в себя не только права, свободы, но и обязанности. Кругобязанностей конкретного человека зависит от его статуса, от того, какое местозанимает индивид в данном обществе. В то же время существуют обязанности,которые возлагаются на всех без исключения. Так, в соответствии с все гражданеРоссии обязаны соблюдать конституцию и законы нашего государства. Несомненно,что обязанность граждан ограничивается не только соблюдением Конституции РФ изаконов, на них лежит также обязанность соблюдения всего действующегозаконодательства страны. Конституции РФ закреплена обязанность каждого платитьзаконно установленные налоги и сборы
11.АДМИНИСТРАТИВНОЕПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ
А п — это отрасль российской правовойсистемы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных длярегулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительнойвласти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
А п — это одна из самых объемных посодержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельностиразветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органовисполнительной власти и управления всех сфер экономического и социальногоразвития.Административное право — отрасль российского права имеющее свойпредмет, метод, систему и источники административного права.
А п оказывает влияние на общественные отношенияв сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. Сучетом федеративного устройства России это могут быть — отношения междуцентральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительнымиорганами субъектов федерации (республик, краев, областей), между органамиисполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д. как и любая другаяотрасль права АП использует в качестве средств правового регулирования триюридические возможности: предписание, запрет, дозволение.
Источники АП многообразны. К ним относятся,прежде всего:
1. Конституция РФ от1993г, определяющая основы формирования и деятельности органов исполнительнойвласти, разграничение предметов ведения.2.Административно-правовые нормы,содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законыРФ (принимаемые Федеральным), постановления, принимаемые его палатами(Государственной Думой и Советом Федерации).3.Нормативные указы президента РФ иположения.4.Нормативные постановления Правительства РФ.5Нормативные актыгосударственных комитетов и министерств РФ — в отраслевом и межотраслевоммасштабе.6Конституции республик, их законодательства, президентские иправительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и ведомств —на республиканском уровне.7Законодательные акты, уставы субъектов федерации, атакже издаваемые органами государственной власти этих образований нормативныеправовые акты — на уровне субъектов РФ.9Административно-правовые нормы вмежгосударственных соглашениях.10Постановления Конституционного Суда иВерховного суда РФ (разъяснения по вопросам толкования права) одни авторыотносят к источникам правы, другие считают, что суды призваны применять право,а не творить его.
· Многообразиеисточников АП ставит вопрос его систематизации кодификации. АП относится кчислу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время создан Кодекс обадминистративных правонарушениях, объединивший нормы материального ипроцессуального АП. Многие управленческие проблемы регламентированы вкодификационных актах других отраслей российского права — в Земельном,Таможенном Кодексах РФ.
12. Административнаяответственность граждан.
Административнаяответственность — это ответственность физических и юридических лиц за виновноенарушение общеобязательных административно-правовых норм, выражающаяся вприменении к нарушителям установленных административных санкций.
Признаки:
1) наступает при совершении административного правонарушения;
2) устанавливается преимущественно нормами административного права;
3) субъектами ответственности являются физические и юридические лица;
4) может наступать во внесудебном порядке;
5) порядок наложения взысканий регламентируется административно-процессуальныминормами;
6) не влечет последствия в виде судимости. Различают два основания наступленияадминистративной
ответственности (как и любой другой): фактическое и юридическое.
Под фактическим основанием понимают акт человеческого поведения (или поступок),однако не любой поступок, а только нарушающий нормы права, т. е. являющийсяправонарушением.
Юридическое основание административной ответственности- это составадминистративного правонарушения, под которым понимают совокупность признаков,характеризующих деяние как административное правонарушение и отграничивающихего от других правонарушений. В состав проступка входят признаки,характеризующий объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Административная ответственность физических лиц за проступки наступает с 16лет.
Законность иобоснованность применения мер административной ответственности невозможны безоптимального количества и состава органов и должностных лиц, уполномоченныхрассматривать дела об административных правонарушениях. Это-органы внутреннихдел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица),уполномоченные на то законодательными актами.
Все правонарушения постепени общественной опасности подразделяются на два вида — проступок ипреступление
Виды административныхвзысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета,явившегося орудием административного правонарушения; лишение специальногоправа, представленного данному гражданину (права на вождение транспорта, праваохотника и т.д.); административный арест; выдворение за пределы РФ иностранныхграждан и лиц без гражданства; исправительные работы
13. Трудовое право какотрасль права
Трудовое право можно определить как отрасльправа, нормы которой регулируют комплекс общественных отношений, связанных cтрудом.Трудовое право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовыхнорм, регулирующих трудовые отношения. Трудовые отношения — это общественныеотношения, которые возникают по поводу применения труда, когда сам общественныйпроцесс труда является предметом обязательств и правовой регламентации. Дляэтих отношений характерны следующие признаки:
· трудовыеотношения — это волевые общественные отношения, складывающиеся в результатеприложения рабочей силы к средствам производства,
· этиотношения возникают во всех случаях, когда трудящийся включается в коллективпредприятия,
· выполняетопределенную трудовую функцию в коллективе,
· подчиняетсятрудовому распорядку и распоряжениям собственника (предпринимателя, администрации).
Объектами правового регулирования служитживой труд, его организация и условия. Каждый вид собственности порождаетсоответствующие ему формы хозяйствования, а, следовательно, и соответствующиеформы организации труда. Поэтому различают несколько групп трудовых отношений:
1. трудовые отношения,складывающиеся на базе государственной форме собственности;
2. трудовые отношения,складывающиеся на базе коллективной форме собственности;
3. трудовые отношения,складывающиеся на базе частной собственности.
Основными принципами регулирования трудовыхотношений являются: договорной характер трудовых правоотношений; Источникамитрудового права являются: Конституция РФ (в ней провозглашается право на труд,на отдых и другие нормы, устанавливающие основные положения трудового права),Законы РФ и субъектов РФ, основным источником среди законов является Кодексзаконов о труде РФ; подзаконные акты органов государственной власти,
Основные принципы ТП:
· свободытруда,что означает право каждого на труд, который он свободно выбирает или на которыйсвободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду,выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы,
· многообразиеформ собственностии соответственно правовая охрана всех форм организации труда и трудовыхотношений,
· юридическоеравенствосубъектов трудовых правоотношений,
· принципсвободы договорав пределах, установленных законом,
· принципвсемерной охраны прави законных интересов граждан,
· принципнедопустимости злоупотребления со стороны граждан, их коллективов и другихучастников трудовых отношений.
14.КОЛЛЕКТИВНЫЙДОГОВОР И СОГЛАШЕНИЕ
Коллективный договор — это правовой акт,регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношениямежду работодателем и работником. Коллективный договор является способомправового регулирования трудовых отношений на уровне предприятия. Он выражаетинтересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей.
К заключению коллективного договора предъявляетсяряд обязательных требований: соблюдение законодательства; полномочностьпредставителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждениявопросов, составляющих содержание коллективных договоров; добровольностьпринятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств;систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Условияколлективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положениеработников, недействительны. Действующее законодательство предусматриваетобязательную процедуру разработки и заключения коллективного договора.
Структура коллективного договора включает тривида условий:
1. нормативные условия(положения) коллективного договора — локальные нормы права, установленныесторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работниковэтого предприятия;
2. обязательственныеусловия (положения) — они, в отличие от нормативных, не означают правилповедения общего характера, они конкретны и касаются взаимных обязанностейсторон (система и размеры оплаты, пособия, компенсации, условия высвобожденияработников, условия труда и его охраны и т.д.)
3. информационныеположения — они отбираются из действующего законодательства, актов социальногопартнерства более высокого уровня.
Срокдействия коллективного договора — от 1 до 3 лет. Эффективность его действиязависит от контроля за его соблюдением сторонами и органами Министерства трудаРФ и субъектов. Юридическая ответственность в случае нарушения коллективногодоговора выражается преимущественно в форме штрафа и носитадминистративно-правовой характер.
Коллективное соглашение — правовой акт,содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальныхгарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Как иколлективный договор, он является правовой формой социального партнерства. Взависимости от сферы регулирования различают соглашения: генеральные,отраслевые, специальные. Генеральные соглашения устанавливают общиепринципы проведения социально-экономической политике. Отраслевые —устанавливают направление социально-экономического развития отрасли, условиятруда и социальные гарантии в отрасли. Специальные соглашения преследуютцель решения социально-экономические проблем конкретной территории.
· Трудовойдоговор— это согласие между работником и работодателем, по которому работник обязуетсявыполнять определенную работу с подчинением внутреннему трудовому распорядку, аработодатель обязуется предоставлять обусловленную работу, выплачиватьзаработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренныезаконодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.Сторонами трудового договора являются работник и работодатель, каждая из сторондолжна обладать праводееспособностью (правосубъектностью), т.е. способностьиметь и своими действиями осуществлять субъективные права и обязанности.Трудовой договор включает в себя условия: обязательные (необходимые) и дополнительные(факультативные). К обязательным условиям относятся: взаимное волеизъявление стороно приеме-поступлении на работу и ее место; установление трудовой функциирабочего или служащего; определение момента начала работы; условия оплатытруда. Дополнительные условия трудового договора зависят от усмотрения сторон,но не должны ухудшать положение работника по сравнению с законодательством инормативными соглашениями. Все условия как обязательные, так и дополнительныеявляются обязательными для выполнения и нарушение их со стороны администрациислужит уважительной причиной для досрочного расторжения трудового договора.Законодательство устанавливает основания для прекращения трудового договора.Существует следующая классификация таких оснований: прекращение трудовогодоговора по взаимному волеизъявлению сторон, прекращение по инициативе администрациипредприятия в связи с ликвидацией предприятия; и т, д
Трудовойдоговор считается заключенным, когда стороны договорились по всем условиям изафиксировали договоренность в письменном виде. От заключения договора нужноотличать процедуру оформления на работу. Прием на работу оформляется приказомадминистрации предприятия. Трудовые книжки оформляются на всех работающих,проработавших более 5 дней, независимо от характера работы (временной илисезонной работы). Виды трудового договора могут быть:
1. Договор трудовогонайма. 2, Договор о совместной трудовой деятельности 3 трудовые контракты —особая разновидность трудового договора, занимающая промежуточное место междудоговором найма и договором о совместной трудовой деятельности.
Основныефункции трудового договора:
· установлениеправовой связи между работником и работодателем
· трудовойдоговор служит правовой формой организации труда на предприятиях, иорганизациях.
· трудовойдоговор служит юридической базой для дальнейшего существования и развитиятрудовых отношений.
· трудовойдоговор служит индивидуальным регулятором трудовых отношений. С помощьютрудового договора регулируются вопросы оплаты труда, режим работы и отдыха ит.д.
15.ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И ОТДЫХА
Правовое регулирование рабочего временираспространяется не на все периоды, посвященные труду, а лишь на то время, втечение которого гражданин трудится как работник наемного труда и членколлектива предприятия. Трудовое законодательство регулирует рабочее времяработников, т.е. лиц, состоящих в трудовом правоотношении с предприятием,независимо от форм собственности и организационно-правовых форм последнего. Длятрудового права существенно то, что рабочее время выступает, как элементтрудового отношения и подлежит правовому регулированию. В трудовом праверабочим временем считается время, в течение которого работник в соответствие сколлективным и индивидуальным трудовым договором, и правилами внутреннеготрудового распорядка выполняет свои трудовые обязанности и распоряженияадминистрации. Именно это время подлежит правовому регулированию. Согласнозаконодательству к рабочему времени должны относится и другие периоды,например, время простоя (т.к. работник при простои хотя и не трудиться, нонаходится в распоряжении администрации).
Основнаязадача правового регулирования рабочего времени — установлениепродолжительности труда. В трудовом законодательстве устанавливается максимальнаяпродолжительность или предельная норма рабочего времени, исходя из этих нормпредприятия и организации устанавливают продолжительность рабочего времени длясвоих работников на договорной основе. Если коллективный договор не заключенили продолжительность рабочего времени не установлена ни в коллективномдоговоре, ни в локальных нормативных актах, то действуют нормы законов.Продолжительность рабочего времени устанавливается на сутки, неделю, год. Подрабочей неделей понимается рабочее время в течение календарной недели.Максимальная продолжительность рабочего времени в России регулируется при помощинедельной нормы рабочего времени, составляющей 40 часов в неделю. Для 6-дневнойрабочей недели законом определена максимальная продолжительность рабочего дня —не более 7 часов. При 5-дневной рабочей недели продолжительность работыопределяется исходя из недельной нормы, установленной законом, и закрепляетсяколлективным договором или внутренним трудовым распорядком. Предельная норма,установленная законом, не может быть увеличена никакими договорами.Законодательство предусматривает случаи сокращения рабочего времени (длянесовершеннолетних, для ряда категорий других,— например, на вредныхпроизводствах). Важную роль в регулировании рабочего времени принадлежитколлективным договорам. Специальной правовой регламентации требует ночнаяработа (с 10 до 6 утра), неполное рабочее время (неполная рабочая неделя инеполный рабочий день). Существует понятие ненормированного рабочего дня дляотдельных категорий руководителей и сверхурочная работа. Трудовоезаконодательство регламентирует порядок разрешения сверхурочных работ,ограничивается количество этого времени, запрещена сверхурочная работа длянесовершеннолетних и др. категорий.
Право на отдых зафиксировано вДекларации прав и свободы человека и гражданина, в Конституции РФ, в трудовымзаконодательстве. Эти права гарантируются для работников предприятий всех формсобственности. Конкретный порядок предоставления перерывов, выходных дней иотпусков, их продолжительность регламентируется локальными актами. Но условияколлективных договоров и соглашений, ухудшающие по сравнению сзаконодательством положение работников недействительны.
Виды отдыха могут быт в форме: перерыва,еженедельного отдыха, праздничных дней, отпуска (ежегодного,дополнительного, без сохранения зарплаты). Работнику ежедневно должен бытьпредоставлен перерыв для отдыха во время рабочей смены (обеденныйперерыв). Правила внутреннего распорядка его регламентируют.Еженедельныйотдых не может быть менее 42 часов, что закреплено в трудовомзаконодательстве. Законодательство предусматривает предоставлениедополнительного отдыха определенным категориям (матери малолетних детей,опекуны ребенка-инвалида и т.д.). В праздничные дни работа не производится всоответствии с федеральным законодательством. В непрерывных производствахработа в праздничные дни оплачивается в двойном размере. Отпуск может бытьежегодным, по уходу за ребенком, сдачи экзаменов и т.д. Ежегодный оплачиваемыйотпуск не может быть меньше установленного законом (24 рабочих дня), этаминимальная величина отпуска гарантируется трудовым законодательством.Отпуск запервый год работы предоставляется через 11 месяцев, по желанию работника отпускможет быть разделен на части (не менее двух недель каждая). Отпуск безсохранения заработной платы предоставляется по желанию работника в случаях предусмотренныхзаконодательством (женщинам с 2 детьми до 12 лет, участникам войны, женамвоеннослужащих).
16.ДИСЦИПЛИНАТРУДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ
Сущность дисциплины труда состоит в том, чтов пределах трудового законодательства наниматель имеет право потребовать, аработник обязан выполнять действия, соответствующие определенным трудовымфункциям, обусловленным трудовым договором. Под дисциплиной труда понимаетсяпорядок взаимоотношений участников производственного процесса на конкретномпредприятии, который обеспечивается властью нанимателя, основанной на нормахтрудового права и обусловленной трудовым договором. Методы укрепления трудовойдисциплины подразделяются на два типа: убеждение и принуждение. Убеждение —такой метод воздействия, который стимулирует субъект права к такому поведению,которое соответствует его воли. Принуждение — метод воздействия, обеспечивающийсовершение действий субъекта вопреки его воли. В процессе выполнения трудовойфункции каждый член коллектива вступает в отношения, регулируемые нормамитрудового права. В своей совокупности они образуют внутренний распорядок,который действует в пределах конкретного предприятия. Нормативные акты,регулирующие внутренний трудовой распорядок, подразделяются на две группы:
1. нормы общего значения:Кодекс законов о труде РФ, федеральные законы, указы Президента РФ;
2. нормативные акты,учитывающие особенности отдельных отраслей, территорий; уставы и положения,действующие на отдельные категории работников; локальные нормы права.
Обязанностиработников в общем, виде можно сформулировать: работать честно и добросовестно,соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять указания администрации,выполнять нормы труда, соблюдать технологическую дисциплину, техникубезопасности и т.д.
Дисциплинарный проступок — виновноепротивоправное, исключающее уголовную ответственность неисполнение трудовыхобязанностей, лицом состоящем в трудовых правоотношениях с конкретнымпредприятием. Различаются дисциплинарные проступки: противоправные посягательствана режим рабочего времени (прогул, опоздание и т.д.); против бережливогоиспользования имущества предприятия (брак, утрата, порча и т.д.); противпорядка управления (отказ от выполнения работы и т.д.); против мер,обеспечивающих охрану здоровья, нравственности и жизни членов трудовогоколлектива (нарушение техники безопасности и т.д.). Дисциплинарное взыскание —предусмотренная законом мера принудительного воздействия, применяемаяуполномоченным должностным лицом к работнику, совершившему дисциплинарныйпроступок. Дисциплинарное взыскание налагается в строгом соответствии струдовым законодательством. От работника требуют письменное объяснение, закаждый проступок можно налагать только одно взыскание. Дисциплинарноевзыскание действует в течение года, в течение которого меры поощрения кработнику не применяются. Дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгийвыговор, увольнение.
17. Гражданское право Гражданское право — отрасль права,регулирующая товарно-денежные и иные основанные на равенстве участниковимущественные отношения, а также связанные с имуществом личные неимущественныеотношения. Участниками регулируемых гражданских правовых отношений являютсяграждане — физические лица, юридические лица, государства, а также автономные иадминистративно-территориальные образования. Гражданское право содержит общиеположения, имеющие значение для всех гражданских отношений, например, обисковой давности, а также нормы о праве собственности, обязательственном праве,авторском праве, праве на изобретение, наследственном праве. Гражданскоезаконодательство — в широком смысле: совокупность нормативных актов, в которыхвыражены нормы гражданского права. Гражданское законодательство — в узкомсмысле: Гражданский Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральныезаконы Наука гражданского права — изучает закономерности гражданско-правовогорегулирования общественных отношений. Предмет ее изучения: нормы гражданскогоправа, воплощенные в акты гражданского законодательства, их взаимодействие собщественными отношениями, практика их применения. Результаты изучения: учениео гражданском праве, теории, концепции, идеи, понятия. Предметом гражданскогоправа являются имущественные и связанные с ними личные неимущественныеотношения, основанные на юридическом равенстве сторон, которые называютсягражданскими правоотношениями. Источники ГП многообразны. К ним относятся,прежде всего:
1. Конституция РФ от1993г, определяющая равноправие всех форм собственности.2Гражданский Кодекс РФ1 и 2 часть (от 95г).
3 Административно-правовыенормы, содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеютзаконы РФ (принимаемые Федеральным), постановления, принимаемые его палатами(Государственной Думой и Советом Федерации).
4 Нормативные указыпрезидента РФ.5Нормативные постановления Правительства РФ.6Нормативные актыгосударственных комитетов и министерств РФ.7Конституции республик, ихзаконодательства, президентские и правительственные нормативные акты инормативные акты министерств и ведомств — на республиканскомуровне.8Законодательные акты, уставы субъектов федерации,.9 Нормативные актыпредставительных и исполнительных органов местного самоуправления — на местномуровне.10Постановления Конституционного Суда и Верховного суда РФ Основныепринципы ГП:
· многообразиеформ собственностии соответственно правовая охрана всех форм собственности и других вещных прав,
· юридическоеравенствосубъектов гражданских правоотношений,
· принципсвободы договорав пределах, установленных законом,
· принципвсемерной охраны прав и интересов граждан,
· принципнедопустимости злоупотребления со стороны граждан и их коллективов.
18.Гражданско-правовыеотношения, содержание, обьекты и субъекты.Предмет отрасли права — круг общественныхотношений, которые она регулирует. Предметом гражданского права являютсяимущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанныена юридическом равенстве сторон, которые называются гражданскимиправоотношениями.Имущественные отношения — общественныеотношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ (вещей,работ, услуг и иного имущества), имеющих стоимостный характер. Материальноеблаго как объект имущественных отношений должно иметь меру стоимости,отражающую общественную потребность в нем и учитывающую затраченный на егореализацию труд. Имущественные отношения, регулируемые гражданскимправом, имеют диспозитивный характер и подразумевают обмен, в принципе, равнымипо стоимости (в юридическом смысле) материальными благами.Личныенеимущественные отношения — общественные отношения, возникающие по поводунематериальных благ, имеющих взаимную оценку участниками индивидуальных качествличности друг друга (имя, честь, достоинство, деловая репутация, авторство,здоровье).Метод правового регулирования — совокупность приемов, способоввоздействия права на общественные отношения, их юридических особенностей вданной отрасли права.Субъектами гражданских правоотношений могут быть —физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства),юридические лица (российские, иностранные, международные), государственные итерриториальные образования, которые являются носителями субъективных прав иобязанностей. Субъекты должны обладать правосубъектностью, основой, которойявляются: а) правоспособность (способность иметь права и обязанности); б)дееспособностью (способность субъекта самостоятельно нести ответственность).Юридические лица и совершеннолетние граждане обладают всеми элементамиправосубъектности. Объектом гражданского правоотношения могут быть различныеобъекты, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его участников:материальные и нематериальные блага. Объектами могут быть: вещи (имущество);работы и услуги; результаты творческой деятельности; личные неимущественныеблага (честь, имя, достоинство, авторство).
19.Гражданско-правовая отвенственность
Гржданско-правоваяответственность — как один из видов санкций — это возлагание на правонарушителяоснованных на законе невыгодных правовых последствий, кот проявляются в лишенииего опред прав или в замене невыполненной обязанности новой, или вприсоединении к невыполненной обязанности новой, дополнительной.Видыответственности. По основаниям возникновения прав и обязанностей, занарушение кот предусматривается ответственность, она делится на договорную ивнедоговорную.В гр-прав обязательстве со стороны кредитора или должника могутдействовать двое или больше лиц. В зависимости от распределения прав иобязанностей между субъектами обязательства с множественностью лиц различаютчастичные (паевые), солидарные и дополнительные (субсидиарные) обязательства.Ответственность за нарушение этих обязательств тоже бывает частичной,солидарной или субсидиарной.При частичной ответственности каждая из обязанных сторонвозмещает убытки и платит неустойку пропорционально размеру своей частисовместного долга.Солидарная ответственность. Если в обязательстве с неделимымпредметом обязательства есть один кредитор и несколько должников, то кредиторимеет право требовать выполнения как от всех должников вместе, так и от каждогоиз них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга.Субсидиарнаяответственность наступает тогда, когда существуют основное и дополнительное кнему обязательство и одно и другое нарушены. Примером может служитьответственность родителей (опекунов) за ущерб причиненный несовершеннолетним ввозрасте от 15 до 18 лет.Также действующим зак-вом предусмотрена полная,ограниченная и повышенная (кратная) ответственность.Основания гр-прав ответственности.Гр-прав ответственность явл негативным для нарушителя последствиемсовершенного им правонарушения. Юр основанием такой ответственности явл закон,а фактической — состав гр правонарушения. Она наступает при наличии такихусловий: противоправного поведения (действия или бездействия) лица; вредногорезультата такого поведения; причинной связи между противоправным поведением ивредными последствиями; вины лица, кот причинило вред. Первые три условия явлобъективными, а четвертое — субъективным основаниями гр ответственности.Основанияосвобождения от ответственности. Основаниями освобождения от грответственности, кроме отсутствия состава гр правонарушения, явл случай инепреодолимая сила.Случай имеет полный набор оснований для ответственности, нов нем отсутствует вина.Непреодолимая сила — это чрезвычайное и неотвратимое дляданных условий событие (например стихийное бедствие).
20.ОСНОВЫПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Право собственности — это комплексныйинститут права, включающий правовые нормы, закрепляющие, регулирующие иохраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. Т.е.право собственности регулирует не все отношения собственности, а только тучасть из них, связанную с принадлежностью имущества определенным лицам.Институт права собственности выполняет в обществе три основных функции:
1. нормы правасобственности устанавливают принадлежность того или иного имуществаопределенными лицами;
2. нормы правасобственности закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию ираспоряжению принадлежавшего ему имуществом;
3. нормы правасобственности предусматривают правовые средства охраны прав и интересовсобственника.
Правособственности предоставляет собственнику ряд возможностей:
Прежде всего, возможность по-своемуусмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащимимуществом. Под владением понимается основанная на законе возможностьиметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве или набалансе. Под пользованием понимается основанная на законе возможностьэксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлеченияиз него полезных свойств. Под распоряжением понимается возможностьопределения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности(хочешь — продавай, хочешь — меняй и т.д.). У собственника одновременноконцентрируется все три правомочия. Но порознь или вместе они могутпринадлежать не только собственнику, но и, например, арендатору. Различается правособственности (дает право владеть, пользоваться и распоряжаться своимимуществом) и иные вещные права (дает право владеть, пользоваться ираспоряжаться чужим имуществом). Правомочия собственника определяютсятолько законом и наиболее широки; другие вещные права определяются не толькозаконом, но и волей собственника оформленной договором.
Способы возникновения собственности различны.Первоначальным способом является создание новых вещей и приобретение правасобственности. Другие способы: приобретение права собственности путемприобретения имущества на основе договора, связанного с приобретением илиотчуждением имущества; наследование имущества; приобретение по давностивладения (несобственник может получить право собственности на основедлительного владения им открыто в качестве собственника, для недвижимости — 15лет).
Правособственности прекращается путем совершения собственником гражданско-правовыхсделок (при этом обычно одновременно возникает право собственности у другихлиц). Кроме того путем законного изъятия имущества в пользу потерпевшего илигосударства в качестве санкции за правонарушение. Право собственности можетбыть прекращено в силу естественных причин — смерти собственника, прекращениясуществования самой собственности.
Источниками права собственности являетсяКонституция РФ, Гражданский Кодекс РФ; Семейным Кодексом; Земельный кодекс;правовые нормы федеральных кодексов и законов и законов субъектов РФ,регулирующие вопросы права собственности;
21.ОСНОВЫОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА
Обязательственное право— это институт права,включающий правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественно-правовыеотношения, связанные с обязанностями (обязательственные правоотношения). Обязательственныеправоотношения — правоотношения, опосредствующие динамику имущественныхотношений по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, созданию ииспользованию продуктов творческой деятельности. Обязанности неразрывно связаныс правами. Содержанием обязанности является мера должного поведения,необходимого поведения. Юридическая обязанность — это предусмотреннаязаконом и охраняемая государством необходимость должного поведения участникаправового отношения.В гражданских правоотношения существует и 2 типаобязанностей: пассивный и активный.
Пассивные обязанности — не нарушать правасобственности, не препятствовать его осуществлению, не нарушать политическиеправа и свободы и т.д. Обязанности пассивного типа вытекают и изгражданско-правовых запретов и по своей природе означают юридическуюневозможность совершения действий, нарушающих интересы других субъектовправовых отношений. Одна из функций запретов состоит в установлении пределовосуществления субъективных гражданских прав. Например, собственник приосуществлении своих правомочий не должен причинять ущерба окружающей среде.Особое место занимают запреты, порождающие обязанности, исполнение которыхпрепятствует трансформации гражданских правоотношений одного вида в другой:например, запрет хранителю использовать имущество (переданное ему на хранение)препятствует трансформации правоотношения хранителя в правоотношенияимущественного найма.
Активные обязанности состоят в побуждениюсубъекта к совершению должных действий. В гражданско-правовых отношениях — эточаще всего действия по передаче имущества, по выполнению работ и оказаниюуслуг, созданию и использованию произведений творчества (литературы, искусства,науки) и т.д. Требование, заключенное в обязанности и составляющее еесодержание, означает для обязанного субъекта необходимость действовать, т.к.обеспечивается санкциями за неисполнение обязанностей. Необходимостьдействовать вытекает из норм ГП, условий договора, заключаемого в рамкахгражданско-правовых отношений.
Неразрывно связано с обязательственным правомпонятие правоспособности— это способность субъекта иметь гражданскиеправа и обязанности. Правоспособность признается за всеми гражданами с моментарождения, но не от природы, а в силу закона Дееспособность — способностьсубъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себяобязанности. Обладать дееспособностью означает иметь способность личносовершать различные юридические действия: заключать договоры, выдаватьдоверенности и т.д., а также отвечать за причиненный вред, за неисполнениедоговорных и иных обязанностей. Дееспособность нельзя рассматривать какестественное свойство человека, она предоставляется законом. Дееспособностьграждан не может быть равной, различается: полная дееспособность,дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18, дееспособностьнесовершеннолетних в возрасте до 15 лет. Юридические лица и совершеннолетниеграждане являются правоспособными и дееспособными. Малолетние дети исовершеннолетние граждане, признанные недееспособными, могут бытьправоспособными (например, малолетние могут наследовать имущество, нопрактическое осуществление их имущественных прав могут осуществлять родители,дееспособные лица). В каждом гражданском правоотношении различаются две стороны— управомоченную и обязанную. Обязанная сторона должна быть обязательноправоспособной и дееспособной.
Источникамидоговорного права является Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ; СемейнымКодексом; правовые нормы федеральных кодексов и законов и законов субъектов РФ,регулирующие вопросы договорного права; сами договоры и подзаконные актыорганов государственной власти и местного самоуправления; законы и нормативныеакты о порядке совершения нотариальных действий.
22.ОСНОВЫАВТОРСКОГО ПРАВА
Авторское право — это один из институтов ГП,включающий правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественно-правовыеотношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы,искусства и науки. Авторское право как самостоятельный институт решаетконкретные задачи, которые включают охрану имущественных, личныхнеимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовымиспособами наиболее благоприятные условия для создания и использованияпроизведений науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — теличные имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам,создавшим произведения науки и искусства. Авторское право строится наопределенных принципах:
· принципсвободного творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму,метод для создания и использования своего произведения всеми дозволеннымизаконом способами,
· принципморальной и материальной заинтересованности автора в создании и использованиипроизведений,
· принципвсемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен не только в нормахправа, (которые устанавливают права и обязанности участников авторскихправоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяюткомпетенцию государственных органов), но и в нормах, обеспечивающих защитунарушенных авторских прав.
Авторскоеправо распространяется на произведения, которые: являются результатомтворческой деятельности в области литературы, науки и искусства; имеютобъективную форму выражения (устную, письменную, в форме рукописи, чертежа ит.д.). Для признания авторского права закон не требует завершенности работы,это могут быть и эскизы, зарисовки, планы и т.д. Для творческой деятельностихарактерны два момента: сознательный, интеллектуальный характер работы; новизнасозданного произведения.
Субъекты авторского права — это лица,создавшие творческие произведения. Возникновение субъективных авторских прав независит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, местасоздания произведения и т.д. Иностранные граждане могут быть субъектомавторского права РФ, если его произведение впервые выпущено на территории РФ,либо не выпущено, но находиться на этой территории. Субъективные авторскиеправа являются первоначальными, т.к. права появляются в результате фактасоздания произведения… Государство становится субъектом авторского права вопределенных случаях: при принудительном выкупе авторского права, объявленияпроизведения достоянием государства, ликвидации юридического лица обладавшегоавторскими правами.
Авторское право может принадлежать не толькоотдельному лицу, но и коллективу авторов (соавторам). Признаки соавторства закрепленызаконом и выделяют два вида соавторства: нераздельное, раздельное. Принераздельном соавторстве произведение представляет собой единое целое, вкотором невозможно выделить самостоятельные части. При раздельном — выделитьчасти можно. Отношения соавторов регулируется соглашением.
Права авторов защищаются авторским правом.При нарушении авторских прав он может требовать в суде восстановлениянарушенного права, пресечения действий нарушающих авторские права.
Нормы авторского права содержаться в различныхзаконодательных и нормативных актах РФ и субъектов федерации. Законодательствооб авторском праве составляют Закон об авторском праве РФ и различныенормативно-правовые акты, которые являются составной частью гражданскогозаконодательства. РФ участвует в международной системе охраны авторских прав,присоединившись к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве.
23.ОСНОВЫНАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА
Наследственное право— это институт права(входящий в отрасль ГП), включающий правовые нормы, закрепляющие и регулирующиеобщественно-правовые отношения, связанные с переходом прав и обязанностейумершего гражданина к другим лицам. В субъективном смысле под правомнаследования принято понимать право лица быть призванным к наследованию иправомочия после принятия наследования.
Поднаследованием понимается переход имущества и некоторых личных неимущественныхправ и обязанностей умершего гражданина (наследодателя) к другим лицам(наследникам) в установленном законом порядке. Смерть прекращает лишь теотношения, которые обуславливались личными качествами умершего (например,обязанности по трудовому договору). Основной комплекс прав и обязанностейпереходит к наследникам, поэтому наследование представляет собой универсальноенепосредственное правопреемство (т.е. наследство переходит полностью и безучастия третьего лица). Весь комплекс прав и обязанностей переходит кнаследнику одновременно. Нельзя принять одни права, а от других отказаться.Поэтому наследник, принявший отдельное право, считается автоматически принявшеми все наследство. Значение наследственного права заключается: в возможностиреализации правомочия распоряжаться своим имуществом; в возникновении правасобственности у наследника.
Наследственные правоотношения возникают соткрытием наследства. Юридическим фактом, приводящем к открытию наследства,является смерть гражданина или объявление его умершим. Местом открытиянаследства является последнее место жительства наследодателя, а если оно неизвестно — место нахождения имущества или его основной части. Субъектаминаследственных правоотношений являются наследодатель (кто оставляет наследство)и наследники (кто принимает). Наследодателями могут быть граждане РФ,иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории РФ.Юридические лица не могут оставлять наследство. Наследником может быть любойсубъект гражданского права: гражданин, юридическое лицо, государство илитерриториальное образование. Все они могут быть наследниками, как по закону,так и по завещанию. Возможность гражданина наследовать не зависит от егодееспособности (малолетние и душевнобольные могут быть наследниками). Закономпредусматриваются нормы лишения права наследования (например, в случаеуклонения наследника от выполнения лежащих на нем обязанностей содержатьнаследодателя). Организации могут быть наследниками только по завещаниюгосударство может стать наследником по закону или завещанию. Наследство можетперейти государству, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию; есливсе наследники лишены завещателем права наследования; ели ни один изнаследников не принял наследство. Наследование по закону имеет место: еслинаследодатель не составил завещание или оно признано не действительным; еслизавещана только часть имущества, или завещание признано недействительным вкакой-то части. ГК предусматривает две очереди призвания наследников по закону:а) первую очередь наследуют дети, супруг, родители умершего, б) во вторуюочередь — братья и сестры умершего, его дед и бабка с обоих сторон. Наследникивторой очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствиинаследников первой очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае,если все наследники первой очереди лишены наследодателем права наследования.Завещание — это личное распоряжение гражданина на случай смерти по поводупринадлежащего ему имущества, сделанное и предусмотренное законом. Законпредусматривает обязательную нотариальную форму завещания. Принятие наследствавлечет юридические последствия, поскольку к наследникам переходят не только правана имущество, но и обязанности по долгам наследодателя. Наследник принявшийнаследство отвечает по долгам в пределах действительной стоимости перешедшему кнему имуществу.
Источниками наследственного права являетсяКонституция РФ, Гражданский Кодекс РФ; Семейным Кодексом; правовые нормыфедеральных законов и законов субъектов, регулирующие вопросы наследования;законы и нормативные акты о порядке совершения нотариальных действий.
24.СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Семейноеправо— это одна из отраслей частного права. Это система правовых норм,регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между членамисемьи. Предмет семейного права определяется, как личные и производные от нихимущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства,усыновления и другой принадлежности к семьи.
Главнойспецификой отношений регулируемых семейным правом является то, что их основусоставляют именно личные неимущественные отношения, имущественные же отношенияносят зависимый, производный от личных отношений характер. Связь имущественныхотношений с личными настолько сильна, что сами семейные имущественные отношенияпод воздействием личных преобразуются, приобретая особые черты не свойственныеимущественным, которые регулируются ГП:
· воснове гражданских имущественных отношений лежат хозяйственные нужды, в основесемейных — потребности физической природы и нрав120ственного чувства,
· имущественныеправа отчуждаемы, семейные — нет,
· имущественныеправа могут возникнуть между любыми субъектами, семейные — только физическимилицами,
· имущественныеправа имеют временной предел, семейные — не ограничены во времени.
Междусупругами и другими членами семьи возникает множество различных личныхотношений, содержание которых они определяют сами. Духовная и физическаясторона брака, духовная сторона родительского отношения, отношения связанные своспитанием детей, все эти отношения не регулируются семейным правом. Толькочасть из них охватывается правовым регулированием. Например, в семейной жизниюридическую норму приобретают, как правило, материальные взаимоотношения,моральные же аспекты находятся вне сферы регулирования права. Между супругами идругими членами семьи возникает множество различных личных отношений, содержаниекоторых они определяют сами. Семейные правоотношения — это такое отношения, вкоторых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами иобязанностями, охраняемыми государством. Примером могут быть отношения опекунаи его несовершеннолетнего подопечного При незарегистрированном браке семейныеотношения не порождают правовых последствий.
Семейные отношения делятся на личные иимущественные. К личным отношениям относятся отношения по поводу: заключениебрака, выбор фамилии при вступлении в брак, вопросы воспитания детей, жизнисемьи, выбор профессии и места жительства, усыновления и др. к имущественнымотносятся отношения по поводу: владения, использования и распоряжения,совместно нажитого супругами имущества, обязательства по взаимному содержаниюсупругов, алиментные обязательства и др.
Существуютразличные классификации семейных правоотношений
Основанием применения мер ответственности всемейном праве является правонарушение. Ответственность возникает, еслиповедение субъекта семейного правоотношения является противоправным. Подпротивоправным понимается нарушение норм права (объективного илисубъективного). Аморальное поведение рассматривается в качестве противоправноготолько в том случае, если на это есть прямое указание закона. Однако в семейномзаконодательстве такие отсылки встречаются чаще, чем в ГП. Многие нормысемейного права содержат элементы, подлежащие конкретизации на основе нормморали. Например, лишение родительских прав, возможно, в случае аморальногоповедения родителей, здесь суд решает, было ли поведение аморальным.Противоправное поведение может выражаться как в совершении активных действий,так и в бездействии. Бездействие является противоправным лишь в случаях, когдаобязанность действовать была возложена законом. Например, уклонение от уплатыалиментов. Но нельзя рассматривать в качестве противоправного поведениянеполучение одним из супругов доходов без уважительной причины.
Источникамисемейного права являются: Конституция РФ (ст.38). „Материнство и детство,семья находится под защитой государства“); Семейный кодекс РФ вступил всилу 1 марта 96г); Гражданский кодекс; административное законодательство изаконы РФ и субъектов, содержащие соответствующие нормы права; нормативные актыорганов государственной власти и т.д.
25.УГОЛОВНОЕПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Уголовное право является отраслью публичногоправа, для которой характерны нормы запретительно-наказательного характера.Уголовное право как отрасль права представляет собой совокупность юридическихнорм, установленных высшим органом власти, которые регулируют правоотношения,возникающие в связи с совершением преступления. Нормы уголовного праваопределяют преступность и наказуемость деяния, основания уголовнойответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а такжеосвобождения от уголовной ответственности и наказания. Нормы права можноразделить на 2 группы: а) определяющие общие принципы и институты уголовногоправа (преступление и наказание); б) другие нормы, определяющие признакиконкретных деяний и виды наказаний. УП самостоятельная отрасль права, имеющаяспецифические черты:
1. предметом егорегулирования являются общественные правоотношения, возникающие в связи ссовершением преступления, а субъектом УП — лица совершившие преступления и государствов лице правоохранительных органов;
2. метод регулирования общественных отношений, в установлении преступности и наказуемости деяний иуголовных запретов действий, опасных для общества, личности и государства,нарушения которых приводят к уголовной ответственности.
ЗадачиУП состоят в защите от преступных посягательств личности, прав и свободграждан, государственных и общественных интересов, собственности, а также всегоправопорядка. исходя из задач УП, следует, что главная функция УП — охранительная.кроме того, УП имеет и другие задачи — предупреждение преступлений, т. е.функции — предупреждения. УП присуща и воспитательная функция. Наличиеуголовного законодательства, его практическое применение воспитывает уважение кзакону, уверенность защиты личности, законных прав и свобод, и неотвратимостиуголовной ответственности за преступление.
Основные принципы УП:
· законность, это означает, чтоборьба с преступностью ведется строго в рамках закона и в соответствии с ним,никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление,
· равенстваграждан перед законом заключаетсяв том, что граждане подлежат уголовной ответственности независимо отпроисхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой инациональной принадлежности, политических убеждений,
· неотвратимостиуголовной ответственности состоит в том, что лицо, совершившее преступление,должно понести за него ответственности. этот принцип реализуется государствомчерез свои правоохранительные органы,
· личнойи виновной ответственности заключается в том, что за преступление может отвечатьтолько то лицо, которое его совершило. Уголовная ответственность этого лица неможет быть заменена ответственностью другого лица,
· принципсправедливости состоит в том, что привлечение к уголовной ответственностидолжно основываться только на объективных достаточно убедительных и строгосоответствующих закону данных,
· демократизм, этот принципзаключается в установлении единых для всех уголовно-правовых запретов,
· гуманизм, с одной стороны онозначает применение мягких, гуманных мер по отношению к тем, кто впервыесовершил преступление, с другой стороны — гуманизм в защите общества и личностиот преступлений.
ИсточникамиУП являются только уголовные законы, т.к. нормы УП содержатся только в них.Уголовный кодекс — это универсальный, систематизированный законодательный акт,отличающийся внутренним единством. На территории РФ действуют только те законы,которые официально опубликованы. Уголовный закон прекращает действие: в результатеего отмены, в случае его замены другим, по истечении срока действия указанногов законе. Ответственность наступает только по закону, действующему в моментсовершения его. В соответствие с принципом гуманизма закон приобретает обратнуюсилу в случаях, когда смягчается ответственность (устраняется наказуемость задеяние, сокращается максимум или минимум наказания, вводиться более мягкоенаказание)
Конституция РФ устанавливает основополагающиепринципы — например, „все равны перед законом и судом“.
26.ПРЕСТУПЛЕНИЕ,ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Преступление является разновидностьюправонарушений. Преступление следует отличать от гражданско-правовых,административных и дисциплинарных правонарушений. Главным отличительнымпризнаком преступлений является то, что они противоречат уголовномузакону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права, нетолько законы, но и подзаконные акты. Преступление всегда представляет собой деяние(что означает действие или бездействие), т. е. конкретное поведениечеловека. Противоправное деяние может быть выражено как в активных действиях,так и в бездействие, когда законом на него возложены обязанность действовать. Вкачестве преступного согласно Российского законодательства рассматриваетсятолько, поведение, предусмотренное Уголовным кодексом. Противоправностьзаключается в нарушении запрета, содержащегося в нормах УП. Среди преступленийкараемых по закону различаются: государственные, хозяйственные, должностныепреступления, преступления против правосудия, порядка управления, противполитических и иных прав и свобод граждан, против собственности, общественнойбезопасности и здоровья населения. Общественную опасность преступленияопределяет вред. Уголовная противоправность и общественная опасностьявляются основными признаками преступления. Законом предусматриваются вкачестве преступлений только деяния, обладающие определенной степеньюобщественной опасностью. По характеру последствий преступления подразделяютсяна: особо тяжкие, тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественнойопасности. К преступлениям не представляющим большой общественной опасностиотносятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание ввиде лишения свободы на срок не выше 2 лет или иное более мягкое наказание, атакже преступление, совершенное по неосторожности, за которое назначают не выше5 лет. К менее тяжким — умышленные преступления, за которые предусмотренонаказание не выше 5 лет, а также преступления по неосторожности со сроком выше5 лет. К тяжким — умышленные преступления со сроком наказания не свыше 10 лет.К особо тяжким — свыше 10 лет или смертную казнь.
По форме вины различают умышленныепреступления и по неосторожности.
Конкретныенормы уголовного права содержат набор необходимых признаков преступления. Этасовокупность объективных и субъективных признаков, установленных законом,характеризующих преступление образует состав преступления. В теории УП всепризнаки состава преступления делятся на 4 группы:
· признаки,характеризующие объект преступления (то, на что посягал преступник),
· признаки,характеризующие объективные сторону (внешние проявления преступления, например,— место, время, способ совершения преступления и т.д.),
· признаки,характеризующие субъективную сторону (характеризуют внутреннюю сторонупреступления — например, психическое отношение лица к совершенномупреступлению, мотив, цели, эмоции и т.д.),
· признаки,характеризующие субъект преступления (характеристики, лица совершившегопреступление — например, вменяемость, возраст и т.д.)
27.УГОЛОВНАЯОТВЕТСТВЕННОСТЬ. НАКАЗАНИЕ
Уголовная ответственность — это воздействиеза совершенное преступление, предусмотренное уголовно-правовой нормой ивступившее в силу поприговору суда. Прежде всего, уголовная ответственностьустанавливается нормами УП, они указывают, какие общественно опасные деянияявляются преступлениями. Когда преступление совершено, возникают конкретныеуголовно-правовые отношения: лицо его совершившее обязано подвергнутьсяпредусмотренному законом государственно-принудительному воздействию, а управоохранительных органов появилось право на это воздействие. Чтобы на этолицо возложить уголовную ответственность необходим юридический документ. Такимдокументом является вступивший в силу обвинительный приговор суда. Но лицо,совершившее преступление может быть освобождено от наказания по приговору суда,если будет признано, что в силу безупречного последующего поведения это лицо неможет быть общественно опасным. Т.е. возможно освобождение от наказания, но неот ответственности в целом. Отсюда следует, что ответственность и наказание неодно и тоже. Уголовная ответственность имеет только ей присущие особенности,которых нет ни у административной или иной ответственности:
1. уголовнаяответственность может быть возложена на лицо только засовершение общественно опасного, содержащего состав преступления.
2. уголовнаяответственность возлагается на лицо только обвинительным приговором суда.
3. уголовнаяответственность включает в себя государственное порицание, а при назначениисудом наказания — государственное принуждение.
4. установлен специальныйпорядок возложения на лицо уголовной ответственности (законодательстворегулирует деятельность органов расследования и суда).
5. уголовнаяответственность носит только личностный характер, т.е. возлагается только нафизическое лицо.
Уголовнойответственности и наказанию подлежат только лицо, виновное в совершениепреступления (умышленно или по неосторожности) предусмотренное закономобщественно опасное деяние. Отсюда следует:
1. Единственное идостаточное основание уголовной ответственности — наличие в совершенномобщественно опасном деянии состава преступления.
2. Состав преступленияможет иметь место только в деянии (а не в помыслах, убеждениях и т.д.).
3. Состав преступленияможет быть только в таком деянии, которое является общественно опасным (т.е.нарушает общественные отношения, охраняемыми законом).
4. Вывод о наличии всовершенном деянии состава преступления следует из наличия описания подобногодеяния в УК (т.е. с т. зр закона такое деяние признается преступлением).
Наказаниеявляется основным способом реализации уголовной ответственности. Наказание естьмера принуждения от имени государства по приговору суда к лицу, признанномувиновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных закономлишении или ограничении прав и интересов осужденного. Наказание не преследуетцели причинения физических страданий или унижение человеческого достоинства.Целью является не только кара за преступление, но и воспитательные цели, и предупреждениесовершения новых преступлений, как осужденным, так и другими лицами. Наказаниеможет быть в виде штрафа, конфискации имущества, лишения свободы, лишение правазанимать определенные должности, смертная казнь.
Ответственность за преступление наступаеттолько по закону, действующему в момент совершения его. На территории РФдействуют только те законы, которые официально опубликованы и действуют на всейтерритории (для граждан и неграждан). Уголовный закон прекращает действие: врезультате его отмены, в случае его замены другим, по истечении срока действияуказанного в законе. В соответствие с принципом гуманизма закон приобретаетобратную силу в случаях, когда смягчается ответственность (устраняетсянаказуемость за деяние, сокращается максимум или минимум наказания, вводитьсяболее мягкое наказание).