Реферат по предмету "Государство и право"


Правовая проблематика пресечения недобросовестной конкуренции

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие недобросовестной конкуренции и классификация актов недобросовестнойконкуренции
1.1Понятие недобросовестной конкуренции
1.2Классификация актов недобросовестной конкуренции
2.Акты недобросовестной конкуренции с использованием сведений, способствующих достижениюконкурентных преимуществ
2.1Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могутпричинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловойрепутации
2.2Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства,потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении егопроизводителей
2.3Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых имтоваров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующимисубъектами
2.4Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющейкоммерческую, служебную или иную тайну
3.Акты недобросовестной конкуренции с использованием охраняемых результатовинтеллектуальной деятельности
3.1Продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованиемрезультатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствиндивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ,услуг
3.2Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализацииюридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
 
Легальное начало для современного российскогопредпринимательства было положено в 1991 г. со вступлением в силу Закона РСФСР«О предприятиях и предпринимательской деятельности». КонституцияРоссии, принятая в 1993 г., содержит необходимые критерии, в соответствии скоторыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в томчисле, предпринимательской деятельности. Конституция дает правовую основу дляэкономики российского государства.
Принципы российского предпринимательского права — основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право.Выделяют ряд принципов предпринимательского права.
Одними из основных  являются:
— принцип поддержания конкуренции и недопущенияэкономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестнуюконкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерациигарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономическойдеятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
— принцип законности. С одной стороны, самапредпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдениизаконодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспеченазаконность в деятельности органов государственной власти и местногосамоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.
Актуальность темы.
Сфера общественных отношений, складывающихся в связис пресечением недобросовестной конкуренции считается одной из наиболее сложныхкак с точки зрения ее правового опосредования, так и с позиций правоприменения.Эта проблема привлекает к себе специалистов различных отраслей знаний, в томчисле и представителей юридической науки. Правовая проблематика пресечениянедобросовестной конкуренции занимала и продолжает занимать вниманиеисследователей, ибо потенциал различного рода концепций и теоретическихконструкций в указанной сфере далеко не исчерпан, чему в том числе немалоспособствуют усилия,  как законодателя, так и правоприменительных органов.
Цель работы:
— раскрыть сущность недобросовестной конкуренции, атакже охарактеризовать виды  недобросовестной конкуренции.
Задачи работы:
— дать определение  понятия недобросовестнойконкуренции;
— изучить недозволенные формы конкуренции.
Предметом исследованияявляется сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечениемнедобросовестной конкуренции.
Метод исследования.
При написании данной работы были использованысравнительно-правовой, метод синтеза и анализа, метод эмпирическогоисследования, метод теоретического исследования и др.
При написании данной курсовой работы былииспользованы работы О.А. Городова, С.А. Паращука, В.И. Еременко, А.И. Каминки,А.Н. Варламовой, Б.Г. Бадмаева, Г.Ф. Шершеневича, В. Шретера, К.Ю. Тотьева,Л.Е. Гукасяна, М.В. Залеской, С.Н. Кондратовской, Н.Е Фонарёвой и др.
Структура курсовой работы.
Данная работа состоит из: введения, трёх глав,заключения и списка литературы.

1. ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ИКЛАССИФИКАЦИЯ АКТОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
 
1.1 Понятие недобросовестной конкуренции
Важнейшим элементом, составляющим основуфункционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитиерыночных отношений, является конкуренция, понимаемая в широком смысле какпроцесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращениятех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка. Сам указанныйпроцесс — явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничестваучастников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства истремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышатькачественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество или борьба,которую ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могутприобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной изнедозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке являетсянедобросовестная конкуренция, выступающая антиподом добросовестных с позициидействующего законодательства форм конкурентной борьбы.
Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятныеусловия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремитсясвести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестныхконкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательствопризнаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятиипредпринимательством действий, подлежащих пресечению.
Организационные и правовые основы защиты отнедобросовестной конкуренции определены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г.N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 135-ФЗ поднедобросовестной конкуренцией (НДК) понимаются любые действия хозяйствующихсубъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлениипредпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РоссийскойФедерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумностии справедливости и причинившие или способные причинить убытки другимхозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесшие или способные нанести вредих деловой репутации. В силу той же статьи конкуренция представляет собойсоперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиямикаждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядкевоздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарномрынке.
Характеристиками недобросовестной конкуренции,вытекающими из приведенного определения, выступают:
— наличие действия хозяйствующего субъекта илигруппы лиц;
— направленность действия на получение преимуществпри осуществлении предпринимательской деятельности;
— противоречие действия законодательству РФ, обычаямделового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
— наличие действительных или потенциальных убытков ухозяйствующего субъекта — конкурента, возникших вследствие осуществленныхдействий;
— наличие действительного или потенциального вреда,причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта — конкурента вследствиеосуществленных действий.

1.2Классификация актов недобросовестной конкуренции
В ст. 14Закона о защите конкуренции приводятся возможные формы недобросовестнойконкуренции. Перечень этих форм не является исчерпывающим. Согласно ч. 1 даннойстатьи не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1)распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способныхпричинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловойрепутации;
2)введение в заблуждение в отношении характера, способа и места изготовления,потребительских свойств, качества и количества товара или
в отношении его производителей;
3)некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемыхим товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4)продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконнымиспользованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к нимсредств индивидуализации юридического лица, индивидуализации
продукции, работ, услуг;
5)незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющейкоммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Классификация актов недобросовестной конкуренцииосуществляется как на международном, так и на национальных уровнях. Намеждународном уровне такая классификация приведена в п. 3 ст. 10.bis Парижскойконвенции по охране промышленной собственности. В соответствии с указаннымпунктом подлежат запрету следующие акты недобросовестной конкуренции:
— все действия, способные каким бы то ни было способомвызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной илиторговой деятельности конкурента;
— ложные утверждения при осуществлении коммерческойдеятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленнуюили торговую деятельность конкурента;
— указания или утверждения, использование которыхпри осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность взаблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодностик применению или количества товаров.
В Типовом законе по товарным знакам, фирменнымнаименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся страндополнительно определяются как недобросовестные следующие виды деятельности:
— подкуп покупателей конкурентов, направленный нато, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее ихпризнательность;
— выяснение производственных или коммерческих тайнконкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
— неправомочное использование или раскрытие ноу-хауконкурента;
— побуждение служащих конкурента к нарушению илиразрыву их контрактов с нанимателем;
— угроза конкурентам исками о нарушении патентов илитоварных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействияконкуренции в сфере торговли;
— бойкотирование торговли другой фирмы дляпротиводействия или недопущения конкуренции;
— демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимостис намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
— создание впечатления, что потребителюпредоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда насамом деле этого нет;
— намеренное копирование товаров, услуг, рекламы илидругих аспектов коммерческой деятельности конкурента;
— поощрение нарушений контрактов, заключенныхконкурентами;
— выпуск рекламы, в которой проводится сравнение стоварами или услугами конкурентов;
— нарушение правовых положений, не имеющих прямогоотношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добитьсянеоправданного преимущества перед конкурентами1.
Российское законодательство содержит открытыйперечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14Федерального закона «О защите конкуренции». Согласно указанной статьене допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
— распространение ложных, неточных или искаженныхсведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущербего деловой репутации;
— введение в заблуждение в отношении характера,способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товараили в отношении его производителей;
— некорректное сравнение хозяйствующим субъектомпроизводимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми илиреализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
— продажа, обмен или иное введение в оборот товара,если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельностии
приравненные к ним средства индивидуализацииюридического лица, средства индивидуализации работ, услуг;
— незаконное получение, использование, разглашениеинформации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую закономтайну.
Помимо перечисленных выше актов, признаваемых позакону недобросовестными конкурентными действиями, норма, закрепленная в п. 2 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции», относит к таковым идействия, связанные с приобретением и использованием исключительного права насредства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализациипродукции, работ или услуг.
Поскольку перечень актов недобросовестнойконкуренции по смыслу ст. 14 Федерального закона «О защитеконкуренции» является открытым, не существует препятствий к отнесению в ихчисло иных действий, подпадающих под признаки общего понятия недобросовестнойконкуренции. Как отмечает М.В. Залесская, «это могут быть различныепрепятствия, которые недобросовестный конкурент создает для своего соперника(дезорганизация производства, сманивание работников, компьютерные вирусы впрограммах и т.п.).
Примером появления нового вида недобросовестногоконкурентного поведения, содержанием которого является переманивание клиентов,могут служить действия оператора сотовой связи ОАО»Вымпел-Коммуникации" (сеть «Билайн») в рамках проведениямаркетинговой акции по привлечению клиентов. Существо указанного переманивания заключалосьв том, что абонентам другого оператора сотовой связи — ОАО«МСС-Поволжье» (сеть «Мегафон») стали поступать сообщенияот представителей ОАО «Вымпел-Коммуникации», содержащие предложения опереходе на обслуживание к ним. Антимонопольный орган посчитал, что действия ОАО«Вымпел-Коммуникации» являются недобросовестной конкуренцией последующим основаниям. Во-первых, во время беседы с оператором связи сети«Билайн» абонент не пользовался услугами связи сети«Мегафон», что повлекло убытки в виде упущенной выгоды. Во-вторых,поскольку звонки осуществлялись абонентам сети «Мегафон», которыенаиболее часто звонят абонентам сети «Билайн», то предложение перейтик другому оператору связи было направлено на приобретение преимущества впредпринимательской деятельности, так как за счет такой маркетинговой акцииконкуренты лишаются части абонентов, а ОАО «Вымпел-Коммуникации» этихабонентов приобретает. Кроме того, абоненты сети «Мегафон» требовалиу своей компании после указанных сообщений оградить их от подобных акций,возместить им стоимость звонков, оказавшихся в ряде случаев платными, иуказывали на некорректность допускаемых звонившими представителями сравненийоператоров связи сети «Билайн» не в пользу сети «Мегафон».
Предписание антимонопольного органа о прекращенииданной маркетинговой акции было обжаловано ОАО «Вымпел-Коммуникации»в арбитражный суд, который признал выводы антимонопольного органа обоснованнымии отказал в признании предписания незаконным. Решение суда первой инстанциибыло оставлено в силе арбитражным апелляционным судом.
Профессор кафедры коммерческого праваСанкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наукГородов О.А. считает, что классификацию актов недобросовестной конкуренции,перечисленных в ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»,следует осуществлять в зависимости от типа используемых ресурсов (средств), спомощью которых приобретаются преимущества при осуществлениипредпринимательской деятельности. Таких ресурсов два, хотя оба они имеютинформационную природу.
Это сведения, с помощью которых достигаютсяконкурентные преимущества, и охраняемые результаты интеллектуальнойдеятельности, а также средства индивидуализации, используемые для достиженияконкурентных преимуществ.
С помощью первого из названных средств:
— причиняются убытки хозяйствующему субъекту либонаносится ущерб его деловой репутации;
— происходит введение в заблуждение в отношениихарактера, способа и места производства, потребительских свойств, качеств иколичества товара или в отношении его производителей;
— осуществляется некорректное сравнениехозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами,производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
— происходит утечка информации, находящейся в режимекоммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, вследствие чегоконкурент лишается возможности избежать неоправданных расходов, сохранитьположение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
При помощи второго средства, используемого незаконно:
— осуществляется продажа, обмен или иное введение воборот товара;
— происходит приобретение и использованиеисключительного права на средства индивидуализации.
Исходя из указанной классификации, дадимхарактеристику актов недобросовестной конкуренции.

2. АКТЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ СИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
2.1 Распространение ложных, неточных или искаженных сведений,которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб егоделовой репутации
Распространение ложных, неточных или искаженныхсведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанестиущерб его деловой репутации, представляет собой действие хозяйствующегосубъекта (группы лиц), направленное на дискредитацию конкурента. В литературеуказанное действие чаще всего именуют прямой дискредитацией1. Приквалификации таких действий в качестве акта недобросовестной конкуренциисведения, с помощью которых достигаются конкурентные преимущества, должныотвечать следующим условиям:
— находиться в режиме распространения;
— характеризоваться как ложные, неточные илиискаженные;
— нести в себе угрозу наступления неблагоприятныхпоследствий для имущественной и (или) неимущественной сферы конкурента.
Термин «распространение» представлен вроссийском законодательстве применительно к информации достаточно широко. Общаяформула понятия «распространение информации» закреплена в подп. 9 ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации». Согласно данной статье под распространением информациипонимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругомлиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Законодатель использует также смежные с базовым понятием«распространение информации» понятия «распространение продукции средствамассовой информации» (абз. 7 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N2124-1 «О средствах массовой информации»), «распространениепроизведения» (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), «распространениеперсональных данных» (подп. 4 ст. 3 Федерального закона «Оперсональных данных»).
Так, под распространением продукции средствамассовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача)периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляциярадио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
Распространением произведения признается продажа илииное отчуждение его оригинала или экземпляра.
Распространением персональных данных признаютсядействия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц(передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данныминеограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных всредствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационныхсетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо инымспособом.
Значение понятия «распространениесведений» раскрывается в п. 2 Постановления Пленума Верховного СудаРоссийской Федерации от 18 августа 1992 г. N 11 «О некоторых вопросах,возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, атакже деловой репутации граждан и юридических лиц»1.
Согласно указанному пункту под распространениемсведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан июридических лиц, о котором говорится в ст. 152 ГК РФ, следует пониматьопубликование сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению,демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовойинформации, изложение в судебных характеристиках, публичных – выступлениях,заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числеустной, форме нескольким или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведенийлицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.
Именно на последнее понятие чаще всего опираютсяспециалисты, анализируя действия, связанные с распространением дискредитирующейинформации.
Очевидно, что с введением в действие Федеральногозакона «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации» научный и прикладной подходы к определению понятия«распространение сведений» должны быть изменены. Это касается впервую очередь круга лиц, получающих сведения, дискредитирующие конкурента.Легко видеть, что в базовом определении понятия «распространениеинформации» законодатель оперирует понятием неопределенного круга лиц, вто время как Пленум Верховного Суда РФ исходит из формулы «нескольких илихотя бы одного лица». Указанная формула, по существу, означает нераспространение сведений, а их предоставление, под которым законодательпонимает действия, направленные на получение информации определенным кругом лицили передачу информации определенному кругу лиц (подп. 8 ст. 2 Федеральногозакона «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации»).
На практике при квалификации акта недобросовестнойконкуренции в качестве действия по распространению тех либо иных сведений важноучитывать как механизм распространения, так и характер распространяемыхсведений. Под механизмом распространения в данном случае следует понимать то, спомощью чего сведения распространяются, а именно: печатные издания, аудио- ивидеозаписи, радио- и телепрограммы, кинохроника, выступления и заявления,информационно телекоммуникационные сети. Если, например, сведения,дискредитирующие конкурента, были распространены посредством трансляциирадиопрограммы наряду с распространением продукции средства массовойинформации, будет иметь место и распространение дискредитирующих сведений.
Под характером распространяемых сведений следуетпонимать их содержательную сторону. Если, например, сведения несут в себеинформацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такойинформации физическому лицу — индивидуальному предпринимателю, будет иметьместо распространение персональных данных.
Сведения для признания их распространения актомнедобросовестной конкуренции должны характеризоваться как ложные, неточные илиискаженные. Действующее законодательство не раскрывает указанных качественныхпараметров, и они носят не столько юридически значимый, сколько оценочныйхарактер.
Под ложными сведениями следует понимать намеренноискаженные сведения, которые полностью или частично не соответствуютдействительности.
Под неточными сведениями следует понимать сведения,которые частично не соответствуют действительности, но соответствуютпредставлениям распространяющего их лица.
Под искаженными сведениями следует пониматьсведения, которые полностью не соответствуют действительности, но соответствуютпредставлениям распространяющего их лица.
Ложность, неточность или искаженность сведений,распространяемых в целях дискредитации конкурента в содержательном плане, можеткасаться как личности конкурента, так и сферы его предпринимательской деятельности.
Часть не соответствующих действительности сведенийможет квалифицироваться как порочащие сведения. Таковыми по смыслу абз. 2 п. 2Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 являются несоответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушениигражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральныхпринципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовомколлективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную иобщественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь идостоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.
Действующее законодательство о защите конкуренции нетребует того, чтобы ложные, неточные или искаженные сведения относились кразряду порочащих. Однако распространение порочащих сведений при наличии в нихпризнаков ложности, неточности или искаженности и присутствии угрозынаступления неблагоприятных последствий для имущественной и (или)неимущественной сферы конкурента должно рассматриваться в качестве актанедобросовестной конкуренции.
Распространение ложных, неточных или искаженныхсведений, не несущих в себе потенциальную способность причинить убыткихозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, не должнорассматриваться как действия, дискредитирующие конкурента.
Устанавливая запрет на распространение определенныхсведений и квалифицируя такое распространение в качестве акта недобросовестнойконкуренции, законодатель не очерчивает круг лиц, которых указанные сведениякасаются. Чаще всего, конечно, это сведения о конкуренте и сфере егопредпринимательских интересов. Однако в такой круг лиц могут входить такжехозяйствующие субъекты — распространители ложных, неточных или искаженныхсведений о самих себе и о своем бизнесе.
Так, в Ростовское УФАС России обратилась компания«МТС» по поводу ненадлежащей, на ее взгляд, рекламной статьи в«Газете Дона». В статье под заголовком «Выше гор только»Мегафон", в частности, сообщалось, что на высоте 3012 м в поселкеДомбай только компания «Мегафон» обеспечивает возможностьиспользования сотовой связи ("… Так тут что «Мегафон» ловит? — Только «Мегафон» и ловит...").
Ростовское УФАС возбудило и рассмотрело дело вотношении компании ЗАО «Мобикон Кавказ» («Мегафон») онедобросовестной конкуренции (ст. 14 Федерального закона «О защитеконкуренции»), выразившейся в распространении ложных, неточных, искаженныхсведений, которые могут причинить убытки хозяйствующим субъектам (конкурентам)либо нанести ущерб их деловой репутации.
Как было установлено в рамках рассмотрения дела, впоселке Домбай, в частности на высоте 3012 м, операторами МТС и«Билайн» установлены базовые станции, посредством которых они так же,как «Мегафон», оказывают услуги сотовой связи.
31 августа 2007 г. в отношении «Мегафона»было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП (ненадлежащая реклама). 14 сентября 2007 г. по итогам рассмотрениядела наложен административный штраф в размере 45 тыс. руб.
Не согласившись с административным решением,«Мегафон» обжаловал его в Арбитражный суд Краснодарского края. 8ноября 2007 г. суд первой инстанции оставил в силе административное решение.
24 января 2008 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционныйсуд подтвердил законность судебного решения Арбитражного суда Краснодарскогокрая.
Если сведения, касающиеся конкурента, носят, какправило, негативный оттенок, то сведения о собственной деятельности являютсяпозитивными, оставаясь тем не менее ложными, неточными или искаженными.Распространение подобного рода позитивных сведений осуществляетсяпреимущественно с помощью рекламы. Однако здесь законодателем поставлен заслонв виде запрета недостоверной рекламы (п. 1, 3 и 8 ст. 5 Федерального закона«О рекламе»).
Так, согласно п. 8 ст. 5 Федерального закона «Орекламе» в рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядкеутверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламентыприменения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правиламили регламентам.
Распространение ложных, неточных или искаженныхсведений рассматривается законодателем как акт недобросовестной конкуренции приусловии, что такое распространение способно причинить убытки хозяйствующемусубъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
2.2 Введение в заблуждение в отношении характера,способа и места производства, потребительских свойств, качества и количестватовара или в отношении его производителей
 
Введение в заблуждение в отношении характера,способа и места производства, потребительских свойств, качества и количестватовара или в отношении его производителей представляет собой действиехозяйствующего субъекта (группы лиц), направленное на формирование у участниковрынка товаров, работ и услуг представлений, не соответствующихдействительности. Подобное действие прямо не влияет на потребительский спрос,однако порождает у участников рынка некие ожидания, которые в определенныхситуациях могут отвлечь клиентуру в том либо ином сегменте рынка иканализировать ее интересы в нужном для недобросовестного участниканаправлении.
С известной долей условности можно предположить, чтодля квалификации действий по введению в заблуждение в качестве актанедобросовестной конкуренции существенное значение будет иметь заблуждениеотносительно:
— характера, способа и места производства товара;
— потребительских свойств, качества и количестватовара;
— производителей товара.
Введение в заблуждение по смыслу законодательства озащите конкуренции может иметь место со стороны недобросовестного участникаоборота как без умысла, так и намеренно.
В последнем случае намеренное введение в заблуждениебудет являться обманом, но обманом, выражающимся только в активных действиях, ане в воздержании от действий.
Буквальное толкование нормы подп. 2 п. 1 ст. 14Федерального закона «О защите конкуренции», приводит нас к выводу,что недобросовестной конкуренцией могут признаваться действия, которые ужеввели участников рынка в заблуждение.
Действующая редакция подп. 2 п. 1 ст. 14Федерального закона «О защите конкуренции» не содержит указания насубъектов, которые вводятся в заблуждение в отношении характера, способа иместа производства, потребительских свойств, качества и количества товара или вотношении его производителей.
В подп. 3 п. 3 ст. 10.bis Парижской конвенции поохране промышленной собственности в качестве субъекта, способного бытьвведенным в заблуждение, названа общественность.
Формулировка действующего российскогозаконодательства о защите конкуренции не устанавливает ни круга лиц, введенныхв заблуждение, ни их квоты. Это и понятно, поскольку в основу квалификациидействий по введению в заблуждение положен не объективный, а субъективныйкритерий, применение которого позволяет считать введенным в заблуждение любогои каждого.
Международным обязательствам РФ соответствуетпредложенный отечественным законодателем перечень объектов, в отношении которыхучастник гражданского оборота может быть введен в заблуждение.
К таким объектам по смыслу подп. 2 п. 1 ст. 14Федерального закона «О защите конкуренции» отнесены: 1) характерпроизводства товара;
2) способ производства товара; 3) место производстватовара;
4) потребительские свойства товара; 5) качествотовара; 6) количество товара; 7) сведения о производителе товара.
На практике и в теории между тем возникает вопрос опривлечении к ответственности за нарушение законодательства о защитеконкуренции в том случае, когда объект, в отношении которого участникгражданского оборота введен в заблуждение, не поименован в законе.
Формулируя признаки, характеризующие действия повведению в заблуждение, законодатель не имел в виду в роли введенного взаблуждение только хозяйствующего субъекта — конкурента. Введенным взаблуждение может считаться всякий и каждый. Но действия по введению взаблуждение можно оценивать сквозь призму общего понятия недобросовестнойконкуренции только по отношению к хозяйствующим субъектам — конкурентам, а неко всем участникам гражданского оборота.
Правило, закрепленное в подп. 2 п. 1 ст. 14 Федеральногозакона «О защите конкуренции», не содержит указаний на способы илисредства, с помощью которых участники гражданского оборота могут быть введены взаблуждение.
Принято считать, что значительное числонедобросовестных конкурентных действий по введению в заблуждение совершаетсяпосредством использования рекламы, и в частности запрещенной ее разновидности,именуемой недостоверной рекламой.
Так, Управление Федеральной антимонопольной службыпо Орловской области (далее — УФАС) наложило административный штраф на ООО«Эльдорадо-Запад» в размере 200 тыс. руб. за нарушение Федеральногозакона «О защите конкуренции» при рекламировании потребительскихкредитов.
В ходе проверок было выявлено, что«Эльдорадо-Запад» на фасаде магазина размещало наружную рекламу синформацией: «Отличные кредиты — Отличный 2 года. Кредит до 2 лет.Бесплатный 0%. 0% переплаты! Удобный 0%. Первый взнос 0%. Попади в десятку. 10%первый взнос. 10 месяцев срок кредита. 10% переплата».
В ходе рассмотрения дела УФАС установлено, что«Эльдорадо-Запад» услуги по потребительскому кредитованию непредоставляет. Такие услуги оказываются банковскими организациями.
УФАС квалифицировало действия«Эльдорадо-Запад» как недобросовестную конкуренцию — введениепотребителей в заблуждение в отношении характера, способа и места производства,потребительских свойств товара и в отношении его производителя, что являетсянарушением законодательства о конкуренции.
Согласно п. 3 ст. 5 действующего Федерального закона«О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения.
Вместе с тем в ряде федеральных законов, например вст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственныхсредствах», содержатся нормы, развивающие характеристику сведений,касающихся рекламируемого товара, в данном случае сведений о его преимуществах.В указанной статье установлено, что реклама лекарственных средств не должнапредставлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное,наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должнавводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны илипатентоспособности лекарственного средства.
Очевидно, что реклама далеко не единственноесредство, с помощью которого участники гражданского оборота могут быть введеныв заблуждение. Среди иных средств следует назвать: обозначения, представляющиесобой или содержащие элементы, являющиеся ложными или способными ввести взаблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (подп. 1 п. 3ст. 1483 ГК РФ), обозначения для любых товаров, способные ввести потребителей взаблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (п. 3 ст.1519 ГК РФ); средства массовой информации, в том числе периодические печатныеиздания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы.
К обозначениям, являющимся ложными или способнымиввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя,относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителяпредставление об определенном качестве товара, его изготовителе или местепроисхождения, которое не соответствует действительности.
Незаконным, в частности, считается использованиесходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей взаблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Оценкапризнаков ложности и способности к введению в заблуждение в отношениинаименований мест происхождения товаров аналогична оценке признаков ложности испособности к введению в заблуждение обозначений, признаваемых товарнымизнаками.
2.3 Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимыхили реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующимисубъектами
 
Некорректное сравнение хозяйствующим субъектомпроизводимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми илиреализуемыми другими хозяйствующими субъектами, представляет собой действиехозяйствующего субъекта (группы лиц), направленное на косвенную дискредитациюхозяйствующего субъекта — конкурента.
Действующее законодательство о защите конкуренции нераскрывает понятие «некорректное сравнение», равно как не указывает ина возможные способы и формы такого сравнения.  В процессе некорректногосравнения могут участвовать и вполне корректные данные (сведения), но здесьважен сам факт, а также результат сравнения, а не то, какие сведения участвуютв процессе сравнения.
И только в том случае, если результаты некорректногосравнения будут представлять собой ложные, неточные или искаженные сведения, мыможем говорить о распространении правила подп. 1 п. 1 ст. 14 Федеральногозакона «О защите конкуренции» на подп. 3 п. 1 ст.14 данного закона.
Одним из возможных способов, с помощью которыхосуществляется некорректное сравнение, является реклама, содержащаянекорректные сравнения рекламируемого товара с теми находящимися в оборотетоварами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другимипродавцами (подп. 1 п. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»). Этаразновидность недобросовестной рекламы является возможным актомнедобросовестной конкуренции по смыслу нормы, закрепленной в подп. 3 п. 1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции».
 
2.4 Незаконное получение, использование, разглашениеинформации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую закономтайну
 
Незаконное получение, использование, разглашениеинформации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую закономтайну, представляет собой действие хозяйствующего субъекта (группы лиц), направленноена лишение конкурента возможности, обретенной им за счет преднамеренноскрываемых сведений, избежать неоправданных расходов, сохранить положение нарынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Одним из ключевых терминов, используемых приконструировании анализируемого акта недобросовестной конкуренции, являетсятермин «информация, составляющая коммерческую, служебную или инуюохраняемую законом тайну». Легальное понятие информации закреплено внастоящее время в подп. 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации,информационных технологиях и защите информации».
Согласно указанному подпункту информация — этосведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Изприведенного определения следует ряд признаков, характеризующих легальнуюформулу информации.
Первым признаком следует назвать содержательность.
Вторым признаком будет являться независимость формыпредставления сведений.
Под коммерческой тайной согласно подп. 1 ст. 3Федерального закона «О коммерческой тайне» понимается режимконфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих иливозможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов,сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческуювыгоду. В содержательном плане к сведениям, которые могут находиться в режимекоммерческой тайны, законодатель относит сведения любого характера(производственные, технические, экономические, организационные и др.), в томчисле о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, атакже сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которыеимеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силунеизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступана законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введенрежим коммерческой тайны.
Мера свободы получения сведений, находящихся врежиме коммерческой тайны, определяется законодателем через понятие доступа кинформации, составляющей коммерческую тайну, под которым понимаетсяознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, ссогласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохраненияконфиденциальности этой информации.
Следует различать санкционированный инесанкционированный доступ к сведениям, находящимся в режиме коммерческойтайны.
Санкционированный доступ характеризуется законнымиоснованиями получения закрытых сведений, например, путем знакомства с ними всилу прямых служебных обязанностей.
Данный вид доступа не порочит конфиденциальностисведений.
Несанкционированный доступ характеризуетсяпротивоправными действиями по сбору сведений, находящихся в тайне, напримерпутем хищения документов, содержащих ноу-хау.
Одним из видов несанкционированного доступа ксведениям закрытого характера является так называемый промышленный шпионаж,осуществляемый в том числе с использованием специальных технических средств,предназначенных для перехвата охраняемой информации, передаваемой понезащищенным или недостаточно защищенным каналам связи. Информация, находящаясяв открытом доступе, например размещенная на сайтах в сети Интернет, не можетрассматриваться в качестве конфиденциальной.
Понятие служебной тайны определено в п. 3 Перечня сведенийконфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциальногохарактера».
Согласно указанному пункту служебной тайной являютсяслужебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной властив соответствии с ГК РФ и федеральными законами.
В отличие от режима коммерческой тайны, которыйможет быть введен любым обладателем сведений, подлежащих закрытию, режимслужебной тайны вводится органами государственной власти, хотя сведенияслужебного характера могут формироваться и циркулировать не только в органахгосударственной власти, но и в любых иных, в том числе коммерческих,организациях.
Действующим законодательством не установленисчерпывающий состав сведений, требующих их закрытия в режиме служебной тайны.Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к разряду служебнойинформации ограниченного распространения, определен в Положении о порядкеобращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральныхорганах исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства РФ от3.11.1994 г. N 1233.
Очевидно, что отношение к рассматриваемому нами актунедобросовестной конкуренции более всего будут иметь такие разновидности тайны,как банковская тайна (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», налоговая тайна(ст. 102 НК РФ), аудиторская тайна (ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), тайна страхования (ст.946 ГК РФ).
В качестве действий, рассматриваемых по смыслу подп.5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» как актнедобросовестной конкуренции, законодатель называет незаконное получение,использование и разглашение конфиденциальной информации.
Право на доступ к информации в его публичномзначении раскрывается в ст. 8 Федерального закона «Об информации,информационных технологиях и защите информации».

3. АКТЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ СИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОХРАНЯЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
3.1 Продажа, обмен или иное введение в оборот товарас незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности иприравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средствиндивидуализации продукции, работ, услуг
 
Продажа, обмен или иное введение в оборот товара,если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельностии приравненные к ним средства индивидуализации продукции, работ или услуг,представляют собой контрафактные действия хозяйствующего субъекта, направленныена получение экономических преимуществ в конкурентной борьбе.
Контрафактные действия характеризуют,  прежде всего, стремление конкурента за счет введения в оборот материальных носителей, вкоторых воплощены чужие результаты интеллектуальной деятельности либо средстваиндивидуализации, получить прибыль, не вкладывая средств в создание тех либоиных интеллектуальных продуктов. Контрафактный товар — это товар, являющийся самовольнойподделкой.
Действующее российское законодательство пресекаетконтрафактные действия как с помощью правил законодательства обинтеллектуальной собственности, так и с помощью норм законодательства о защитеконкуренции. Для контрафактных действий по смыслу законодательства о защитеконкуренции таковыми последствиями являются реальные или потенциальные убытки,причиненные другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, либо реальный илипотенциальный вред, нанесенный их деловой репутации.
Следует обратить внимание еще на одну особенность,характеризующую контрафактные действия по законодательству о защитеконкуренции. Указанная особенность проявляет себя в формулировке подп. 4 п. 1ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Речь в ней идет,по существу, не о незаконном использовании во введенном в оборот товареохраняемого результата интеллектуальной деятельности или средстваиндивидуализации, а о незаконном использовании результата интеллектуальнойдеятельности или средства индивидуализации при продаже, обмене или иномвведении в оборот товара.
По смыслу нормы, закрепленной в подп. 1 ст. 4Федерального закона «О защите конкуренции», под товаром понимаетсяобъект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовуюуслугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В качестве товара, в котором незаконно используютсярезультаты интеллектуальной деятельности, выступают материальные носители, вкоторых или на которых указанные результаты и средства выражены.
Роль таких материальных носителей выполняюторигинальные экземпляры произведений, устройства, вещества, штаммымикроорганизмов, культуры клеток растений или животных, изделия, растения,животные, интегральные микросхемы, вывески, бланки, счета и иная документация,этикетки, упаковки товаров.
В качестве результатов интеллектуальной деятельностии средств индивидуализации, выражаемых в названных выше материальных носителях,выступают:
— произведения науки, литературы и искусства,программы для ЭВМ, базы данных, исполнения, фонограммы, воплощенные всоответствующих оригиналах или экземплярах;
— изобретения, воплощенные в устройствах, веществах,штаммах микроорганизмов, культурах клеток растений или животных;
— полезные модели, воплощенные в устройствах;
— промышленные образцы, воплощенные в изделиях;
— селекционные достижения, воплощенные в растенияхили животных;
— топологии интегральных микросхем, воплощенные винтегральных микросхемах;
— фирменные наименования, воплощенные в вывесках,бланках, счетах и иной документации;
— товарные знаки и знаки обслуживания, воплощенные визделиях, этикетках, упаковках товаров;
— наименования места происхождения товаров,воплощенные в изделиях, этикетках, упаковках товаров, в бланках, счетах, инойдокументации;
— коммерческие обозначения, воплощенные в вывесках,бланках, в счетах и иной документации.
По общему правилу использовать результатинтеллектуальной деятельности или средство индивидуализации может толькоправообладатель, т.е. гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительнымправом на такие результат или средство. Другие лица не могут использоватьсоответствующие результат интеллектуальной деятельности или средствоиндивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев,предусмотренных ГК РФ.
Незаконным будет считаться использование результатаинтеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществленное безсогласия правообладателя. Исключение составляют так называемые случаисвободного использования, закрепленные законом в отношении отдельныхразновидностей охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средствиндивидуализации.
Использование товарных знаков (знаков обслуживания).Возможные способы использования товарного знака (знака обслуживания)установлены законодателем в ст. 1484 ГК РФ.
Согласно п. 2 указанной статьи исключительное правона товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работили услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путемразмещения товарного знака.
Действующим законодательством введено специальноеправило, ограничивающее юридическую монополию правообладателя.
Указанное правило сформулировано в ст. 1487 ГК РФпод наименованием исчерпания исключительного права на товарный знак. Согласноэтому правилу не является нарушением исключительного права на товарный знакиспользование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которыебыли введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственноправообладателем или с его согласия.
Особенности использования общеизвестных товарныхзнаков и коллективных знаков установлены в частях 4 и 5 § 2 гл. 76 ГК РФсоответственно. Так, согласно абз. 3 п. 1 ст. 1510 ГК РФ коллективным знакомможет пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Согласно п. 3 ст. 1511ГК РФ в случае использования коллективного знака на товарах, не обладающихедиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками,правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно полностьюили частично на основании решения суда, принятого по заявлению любогозаинтересованного лица.
Использование наименований мест происхождениятоваров. Возможные способы использования наименования места происхождениятовара установлены в ст. 1519 ГК РФ. Согласно п. 2 указанной статьи использованиемнаименования места происхождения товара считается размещение этого наименования.
Закон запрещает использование зарегистрированногонаименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующегосвидетельства об исключительном праве на наименование места происхождениятовара, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара илинаименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как«род», «тип», «имитация» и т.п., а такжеиспользование сходного обозначения для любых товаров, способного ввестипотребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойствтовара. Указанное использование законодатель именует незаконным использованиемнаименования места происхождения товара (п.3 ст.1519 ГК).
Очевидно, что незаконным будет являться ииспользование наименования места происхождения товара, способное ввестипотребителя в заблуждение относительно товара или изготовителя в связи сналичием товарного знака, имеющего более ранний приоритет.
Перечисленные выше действия, связанные сиспользованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности иприравниваемых к ним средств индивидуализации, для целей их квалификации вкачестве актов недобросовестной конкуренции должны не только противоречитьправилам законодательства об интеллектуальной собственности, т.е. являтьсянезаконными с точки зрения указанного законодательства, но и быть направленнымина получение преимуществ конкурирующими субъектами при осуществлении имипредпринимательской деятельности, т.е. являться незаконными и с точки зрениязаконодательства о защите конкуренции.
3.2 Приобретение и использование исключительногоправа на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализациипродукции, работ и услуг
Общие положения. Недобросовестная конкуренция,связанная с приобретением и использованием исключительного права на средстваиндивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работили услуг, представляет собой самостоятельную разновидность актовнедобросовестной конкуренции, тесно связанную с недобросовестными действиями,вводящими в заблуждение, а также актами, имеющими своим содержанием введение воборот товаров с незаконным использованием средств индивидуализации продукции исредств индивидуализации участников гражданского оборота.
Как известно, приобретение исключительных прав насредства индивидуализации может осуществляться различными способами, существокоторых зависит от объекта указанных прав или, что одно и то же, от видасредства индивидуализации.
Следует отметить, что и ныне действующеезаконодательство о товарных знаках предусматривает возможность оспаривания ипризнания предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным, еслисвязанные с государственной регистрацией товарного знака действияправообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либонедобросовестной конкуренцией (подп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ).
Приобретение исключительного права на товарный знаки знак обслуживания вне рамок предоставления правовой охраны можетосуществляться тремя основными способами: 1) по договору об отчужденииисключительного права на товарный знак; 2) по лицензионному договору опредоставлении права использования товарного знака; 3) по договору коммерческойконцессии.
Приобретение исключительного права на наименованиеместа происхождения товара посредством его отчуждения или предоставления насрок действующим законодательством не допускается (п. 4 ст. 1519 ГК РФ).Исключительное право на наименование места происхождения товара можноприобрести только через процедуру его предоставления и государственнойрегистрации наименования, а само указанное право в отношении того женаименования места происхождения товара может быть предоставлено любому лицу,которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающийтеми же особыми свойствами.
В связи с установлением в РФ юридической моделиисключительного права на наименование места происхождения товара,предполагающей множественность независимых правообладателей на одно и то женаименование, конкуренция между ними неизбежна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данной работы, следует отметить, чтонедобросовестная конкуренция оказывает негативное влияние на хозяйственныеотношения и наносит ущерб хозяйствующим субъектам, потребителям и экономике вцелом и влечет нарушение объективных процессов в области производства и обмена,формирования прибыли, механизма ценообразования, формирования рынка сбыта. Вчастности, недобросовестная конкуренция вызывает резкое сужение рынка сбыта иотток потребительского спроса, нарушение процесса перелива капиталов из отраслив отрасль, и как внешнее проявление — снижение авторитета и деловой репутациипредпринимателя вследствие распространения некачественных подделок, имитаций,ложных сведений.
При написании данной работы на основе проведенногоанализа были сделаны некоторые выводы, что недобросовестная конкуренция,сформировалась при наличии факторов объективного и субъективного характера.Объективными предпосылками существования и распространения недобросовестнойконкуренции является: ускоренный рост монополизации экономики, породившийситуацию «несовершенной» (монополистической) конкуренции,дифференциация субъектов предпринимательства на монополии инемонополизированных хозяйствующих субъектов, высокая степень интенсивностисоперничества, развитие научно-технического прогресса и появление инноваций инововведений. К субъективным предпосылкам существования и распространениянедобросовестной конкуренции относится создание, а также использованиеконкурентами различных барьеров и препятствий к доступу на рынок другихконкурентов и привлечению потребительского спроса, подразделяющиеся на барьерыэкономического и внеэкономического (в том числе юридического) характера.Представляется, что полностью устранить предпосылки и причины существования ираспространения недобросовестной конкуренции невозможно, так как они порожденысамой конкуренцией (вытекают из ее сущности). Поэтому можно лишь нейтрализоватьи ослабить их действие и в основном с помощью государственного вмешательства(регулирования и контроля), так как сам конкурентный рыночный механизм с этимифункциями не справляется, ярким примером чему служит массовое распространениенедобросовестной конкуренции.
Наряду с этим непосредственными мерами борьбы снедобросовестной конкуренцией является запрещение и преследование ее какправонарушения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
Нормативныеакты
 
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993.(в ред. 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. — № 237. – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2009) //Российская газета. 1994. — № 238 – 239. —  8 декабря.
3. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) //Российская газета. № 23, 06. 02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27,10.02.1996.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации(часть третья) от 26.11.2001     № 146 – ФЗ (ред. от 30.06.2008)// Российскаягазета. № 233, 28.22.2001.
4. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть четвёртая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (ред. 08.11.2008)//Российская газета. № 289, 22.12.2006.
5. Федеральный закон  РФ от26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. 18.07.2009) // Российскаягазета. – 2006. — № 162. – 27 июля.
6. Федеральный закон РФ от27.07.2006  № 149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации» //Российская газета. – 2006. — № 165. – 29 июля.
7. Федеральный закон РФ от 13.03.2006№ 38-ФЗ «О рекламе» (ред. 27.09.2009) // Российская газета. – 2006. — № 51. –15 марта.
8. Федеральный закон РФ от 02.12.1990№ 391-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. 28.04.2009) // Российскаягазета. – 1996. — № 27. – 10 февраля.
9. Федеральный закон РФ от 29.07.2004№ 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. 24.07.2007) // Российская газета. – 2004.- № 166. – 5 августа.
10. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1«О средствах массовой информации» (25.23.2008) // Российская газета. – 1992. — № 32. – 8 февраля.
 
Научнаяи учебная литература 
11. Беляева О.А. Предпринимательскоеправо России. Курс лекций.- М., 2006.
12. Варламова А.Н. Конкурентное правоРоссии. – М.: Зерцало. – 2008.
13. Городов О.А. Недобросовестнаяконкуренция. Теория и правоприменительная практика. – М., 2008.
14. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А.Российское предпринимательское право. – М., 2005.
 15. Залеская М. Недобросовестнаяконкуренция на товарных рынках: особенности защиты прав хозяйствующих субъектов// Законодательство и экономика. – 2006. — № 1.
16. Коломиец А. Защита информации,составляющей коммерческую тайну // Закон. – 1998. — № 2.
17. Кузьмин А.А. Правовая защитакоммерческой тайны // Правоведение. – 1992. — № 5.
18. Лагушкин  В. Некоторые вопросыправовой защиты коммерческой тайны // Человек и закон. -2009. — № 2.
19. Паращук С.А. Конкурентное право.– М., 2002.
20. Паращук А.А. Предпосылкинедобросовестной конкуренции //Предпринимательское право. – 2006. — № 2.
21.  Предпринимательское право РФ /Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М., 2005.
22. Предпринимательское право. / Подред. И.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М., 2001.
23. Северин В.А. Коммерческая тайнаРоссии. – М.: Зерцало, 2007.
24. Сергеев А.П. Правоинтеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1999. – 619с.
25. Тотьев К.Ю. Конкурентное право. –М., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :