Реферат по предмету "Микроэкономика"


Лизинг: мировой опыт и его значение для России

Финансовая академияпри Правительстве РФ Институт переподготовки и повышенияквалификации кадров пофинансово-банковским специальностям ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема Лизинг мировой опыт и егозначение для России Руководитель Столяров Ю.С.Слушатель x Москва1995 г.План Введение. I. Понятие лизинга. 1. История возникновения. 2. Понятие и виды лизинга. 3. Особенности лизинга.


4. Лизинговые контракты. 5. Альтернативные варианты покупка, ссуда или лизинг. 6. Формы расчетов. II. Мировая практика применения лизинга. 1. Роль лизинговых операций в экономике стран Европы. 2. Лизинг в развитых странах. III. Особенности использования лизинга в России. 1. Использование банками лизинга. 2. Лизинг авиатехники.


3. Проблемы развития лизинга. Заключение. ВВЕДЕНИЕ Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производстваи обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимостьпоиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновленияматериально технической базы и модификации основных фондов субъектов различных формсобственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг.


Место лизинговогобизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга,представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины,оборудование, транспортные и другие средства.До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничныекомпании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетийпопулярность лизинга резко возросла вместо того, чтобы занимать деньги для покупкиаэроплана, компьютера, реактора или спутника компания


может взять его в лизинг.Авиа- и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования,многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - зданияи склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для нихвсе труднее становится брать деньги в кредит. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынкав СНГ, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования зна-чительныйудельный вес


морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,необеспеченность запасными частями и т. д Одним из вариантов решения этих проблемможет быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционныхопераций.Глава I. ПОНЯТИЕ ЛИЗИНГА1. История возникновенияКак свидетельствуют историки, первое упоминание документальное о лизинговойсделке относится к 1066 году, когда Вильгельм


Завоеватель арендовал у нормандскихсудовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. Этот опыт не был забыт,и всего через два века, в 1248 году, была зарегистрирована первая официальная лизинговаясделка - крестоносцы, готовясь к очередному походу, получили таким образом амуницию.Введение в экономический лексикон термина лизинг от англ. to lease , что означает арендовать или брать в аренду , связывают с операциямителефонной компании


Белл , руководство которой в 1877 году приняло решение не продаватьсвои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако первое общество, для котороголизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 годув Сан-Франциско американской компанией Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн , и, такимобразом, США стали родиной нового бизнесаОпыт лизинговой деятельности


США и Англии в СССР не использовался. Только вовремя II-й Мировой войны советские граждане познакомились с понятием лизинга lend-lease . США поставляло своим союзникам по блоку оружие, продовольствие, автомобильнуютехнику, медикаменты и т. д. Однако сразу после войны слово лизинг исчезло изрусского лексикона больше чем на четыре десятилетия.И только в начале 90-х годов российское правительство обратило внимание на лизинг,используя его для


стимулирования инвестиционной деятельности. 2. Понятие и виды лизингаЛизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленнойна инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когдапо договору финансовой аренды лизинга арендодатель лизингодатель обязуется приобрестив собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставитьэто имущество арендатору лизингополу-чателю за плату во временное пользованиедля предпринимательских целей.


Временное положение о лизинге . Утверждено постановлениемПравительства РФ от 29 июня 1995 г. 633 .Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех формпроявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно привести еще одно- определение Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования Leaseurope Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования,недвижимости для использования


их в производственных целях арендатором, в то времякак товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности .Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества арендодателем и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленнойренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.Лизинг различают оперативный и финансовый.Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имуществамногоразового использования на срок


по времени короче его экономического срока службы.Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта до 3 - 5 лет и неполнойамортизацией оборудования за время аренды. После истечения срока оборудование можетстать объектом нового лизингового контракта или возвращается арендодателю. Обычнов оперативный лизинг сдается строительная техника краны, экскаваторы и т. д. ,транспорт, ЭВМ и т. д.Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта от5 до 10 лет и амортизацией


всей или большей части стоимости оборудования. Фактическифинансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. Поистечении срока действия финансового лизингового контракта арендатор может вернутьобъект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект лизингапо остаточной стоимости обычно она носит чисто символический характер .По объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимогои недвижимого имущества.


При лизинге недвижимости арендодательстроит или покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ему использованиев коммерческих и производственных целях. Так же, как и в сделках с движимым имуществом,контракт заключается обычно на срок меньший или равный амортизационному периодуобъекта арендатор несет все риски, расходы и налоги во время действия контракта.По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договорчистого лизинга, когда дополнительные расходы


по обслуживанию арендуемогоимущества берет на себя арендатор, и договор полного лизинга, по которомуарендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы, связанныес использованием объекта сделки.Исходя из особенностей организации отношений между заемщикоми сдающим в наем выделяется прямой лизинг, когда изготовитель иливладелец имущества выступает в качестве лица, сдающего его в аренду, и косвенный,при котором сдача в аренду ведется через третье лицо.


По методу финансирования различается срочный лизинг,при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый револьверный ,при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта. На практике применяются и другие виды лизинга.Возвратный лизинг lease-back . Заключается в продаже промышленнымпредприятием части его собственного имущества лизинговой компании с одновременнымподписанием договора об его аренде.


В такой операции только два участника арендаторимущества бывший владелец и лизинговая компания новый владелец . Такая сделкадает возможность предприятию получить денежные средства за счет продажи средствпроизводства, не прекращая их эксплуатацию, и использовать их для новых капитальныхвложений. Рентабельность данной операции будет тем выше, чем доходы от новых инвестицийбольше суммы арендных платежей. Операции возвратного лизинга вызывают уменьшениебаланса предприятия, т. к. они ведут к изменению


собственника имущества.К такой сделке можно прибегать и тогда, когда у предприятия довольно низкийуровень доходов, и, следовательно, оно не может полностью воспользоваться льготамипо ускоренной амортизации и налогообложению прибыли. Оно совершает сделку, и лизинговаякомпания получает его налоговые льготы. В ответ она снижает ставку арендной платы.Так как часто лизинговой компании не хватает собственных средствдля осуществления лизинговых операций, то она может привлекать их.


Такая операцияполучила название лизинга с дополнительным привлечением средств. Подсчитано,что свыше 85 всех лизинговых сделок являются лизингом с привлечением средств. Арендодательберет долгосрочную ссуду у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80 стоимостисдаваемых в аренду активов без права регресса на арендатора , причем арендные платежии оборудование служит обеспечением ссуды.Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника.


Основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей.В договоре обычно обуславливается, что в случае банкротства третьего звена посредника арендная плата будет поступать основному арендодателю непосредственно. Подобныесделки получили название сублизинг .Разновидностью лизинга стали сделки дабл дин , применяемые вмеждународной сфере. Их смысл заключается в комбинации налоговых выгод в двух иболее странах.


Например, в начале 80-х годов приобретение ряда самолетов было кредитованочерез дабл дин между США и Великобританией. Выгоды от налоговых льгот в Великобританиибольше, если арендодатель имеет право собственности, а в США - если арендодательимеет только право владения. Лизинговая компания в Великобритании покупает самолет,отдает его в аренду американской лизинговой компании,


а та, в свою очередь - местнымавиакомпаниям. Такого рода сделки могут осуществляться между Францией и ФРГ, Франциейи США, Японией и США и т. д.В последнее время получила распространение практика заключениясоглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В соответствиис этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентамфинансирование поставок своей продукции с помощью лизинга.


Таким образом, лизинговаякомпания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбытапродукции. Эти сделки, получившие название помощь в продаже sales-aid .При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий с лизинговымикомпаниями возможно заключение соглашений по предоставлению лизинговой линии lease-line . Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиям и позволяютарендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения каждый разнового контракта.


3. Особенности лизингаПричиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ передобычной ссудой а Лизинг предполагает 100 -ное кредитованиеи не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита дляпокупки имущества предприятие должно было бы около 15 стоимости покупки оплачиватьза счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимостьимущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору,либо позже.б


Гораздо проще получить контракт полизингу, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним предприятиям. Некоторыелизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий.Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При невыполненииарендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.


в Лизинговое соглашение более гибко,чем ссуда. Ссуда всегда предлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизингеарендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателемсоответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными,ежеквартальными и т. д суммы платежей могут отличаться друг от друга. Иногда погашениеможет осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенныхна оборудовании, взятом в лизинг.


Ставка может быть фиксированной и плавающей.г Риск устаревания оборудования целикомложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянного обновления своегопарка оборудования.д В случае лизинга арендатор может использоватьсразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденныеблагодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели.е Так как лизинг долгое время служилсредством реализации продукции и развития производства, то государственная


политика,как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.ж Преимущества учета арендуемого имущества.Основными принципами Евролиза Leaseurope - ассоциация европейских лизинговых компаний по учету лизинговых операций является опубликование арендатором своих финансовыхобязательств, вытекающих из лизинговых соглашений.Считается, что опубликование арендатором своих обязательствбудет играть важную роль в оценке его финансового


положения. Цифровая информацияпо обязательствам на дату составления баланса должна удовлетворить все запросы третьихсторон. Эта публикация может быть сделана в форме приложения к балансу.Во многих странах законодательство устанавливает для предприятийобязательное соотношение собственного и заемного капитала. Так как имущество полизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя, то арендатор можетрасширить свои производственные мощности, не затронув соотношения. з


Международный валютный фонд не учитываетсумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности, т. е. существуетвозможность превысить лимиты кредитной задолженности, устанавливаемые Фондом поотдельным странам.Несколько слов можно сказать ио недостатках лизинга 1 Если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени устарелодо окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель продолжает платитьарендные платежи до конца контракта.2


При оперативном лизинге риск устаревшегооборудования ложится на арендодателя, который вынужден брать за это большую платус лизингополучателя. 3 Еще одним недостатком финансовоголизинга является то, что в случае выхода оборудования из строя, платежи производятсяв установленные сроки, независимо от состояния оборудования.4 Если объектом лизингового договораявляется крупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условийарендных сделок подготовка договоров об их лизинге требует значительного


времении средств. 4. Лизинговые контрактыЛизинг - операция, отличающаяся довольно сложной организацией. Во многих сделкахимеют место как минимум три контракта - между арендатором и арендодателем - между поставщиком и арендодателем - между арендодателем и его банком.Обычно перед началом сделки производится тщательный анализ клиента, в которыйвходит - оценка клиента по его способности выплатить арендные платежи и по его предварительнымдоходам от использования арендуемого


оборудования - оценка товаров спрос на них с точки зрения возможной перепродажи .Если это международный лизинг, то особенно важны выбор валюты контракта, оценкариска изменения курса валюты, таможенный режим арендатора, налог на фирму, применяемыйк арендодателю, наличие соглашений о неприменении двойного налогообложения междустранами, защита права собственности иностранного арендодателя в стране арендатора.При лизинге с дополнительным привлечением средств особенно остро встают вопросызалогового


права, страхования, различного рода гарантий. Важны также вопросы предоставлениятехнических гарантий производителем.Существуют три варианта приобретения оборудования при лизинге 1 арендодатель платит поставщику и передаетарендатору право пользования 2 арендатор может договориться о поставкеоборудования и тут же продать его арендодателю но поставщику платит арендатор 3 арендодатель назначает арендаторасвоим агентом по заказу товара у поставщика.В первом варианте арендодатели часто не хотят, чтобы поставщик был поставленв


известность о переуступке, так как они опасаются, что это может сказаться на ихвзаимоотношениях. Во втором варианте арендодатель должен быть уверен, что покупкасделана правильно, т. е. что товар нигде не заложен, не обложен комиссиями и т.д. В третьем случае надо учитывать, что если арендатор действует как агент, то онбудет отвечать в случае банкротства арендодателя.Арендодатель должен быть уверен, что как только поставщик поставит товар, арендаторбудет готов принять


его, следить за ним и платить за него аренду. Поэтому лизинговаякомпания особенно заинтересована в тесном сотрудничестве с арендатором и в заключениитак называемых генеральных соглашений с ним. На протяжении всего контракта лизинговаякомпания осуществляет контроль за правильным использованием оборудования.В лизинге очень важна гарантия того, что к концу контракта оборудование будетиметь определенную остаточную стоимость. Для этого существует система страхованияостаточной стоимости.


Погашение лизинговых обязательств может происходить как в денежной, так и вдругой форме. Так, при лизинге в развивающихся странах часто используются элементыбартерной сделки. В счет арендных платежей идет товар, производимый арендатором нефть, алмазы, кожа и т. д Но здесь нужно привлекать третью сторону, котораябудет заниматься продажей этих товаров за свободно конвертируемую валюту. Необходимо отметить, что в области лизинга движимого имущества за последниегоды


были выработаны, хотя и с некоторыми нюансами, стандартные типы контрактов,в то время как в области лизинга недвижимого имущества отдельные пункты контрактовсоставляются, как правило, в индивидуальном порядке с учетом величины объектов иболее продолжительных сроков действия заключаемых контрактов. Однако практическилюбой лизинговый контракт должен включать в себя следующие элементы. 1. Объект.2. Срок поставки.3. Срок аренды.4. Право собственности арендодателя.5.


Риски, ответственность, техгарантии.6. Использование оборудования.7. Уход, ремонт и модификации.8. Убытки, несчастные случаи.9. Страхование.10. Арендные платежи, комиссии.11. Пени за просрочку платежей.12. Возможность покупки.13. Условия расторжения договора.14. Возврат оборудования.15. Налоги, пошлины.16. Появление новых обстоятельств.17.


Дополнительные права сторон.18. Улаживание споров и арбитраж.19. Задерживающие условия контракт вступаетв силу лишь по получении гарантий и т. д. .20. Обязательства предоставить необходимуюинформацию например, баланс . 21. Подписи сторон и тех, кто впоследствиибудет правопреемником.22. Адрес нахождения сторон.23. Гарантия остаточной стоимости.24.


Гарантия банка. 5. Альтернативные варианты покупка, ссуда или лизингСтоимость лизинга может быть ниже или равной стоимости ссуды только при наличииопределенных налоговых льгот. Если предприниматель имеет выбор либо купить оборудованиес помощью ссуды, либо взять его в лизинг , то ему необходимо сравнить затраты покаждому способу кредитования. В этом случае неизбежно возникает вопрос о принципе,исходя из которого должно производиться сравнение,


так как платежи одинаковых размеров,но различные по времени, совсем не однозначны. Таким принципом становится финансоваяэквивалентность платежей. Эквивалентными считаются такие платежи, которые, будучиприведенными к одному и тому же моменту времени, равны. Процесс приведения называютдисконтированием, а полученную сумму - чистой текущей стоимостью net presentvalue .В мировой практике при определении чистой текущей стоимости платежей используетсяследующая


формула дисконтирования ТС БС х Кt , гдеТС - текущая стоимость БС - будущая стоимость Кt - коэффициент дисконтирования.1Кt frac34 frac34 frac34 frac34 frac34 frac34 frac34 , где 1 Е t-1Е - норматив приведения во времени процент дисконтирования t - номер года расчетного периода. Чтобы сравнить два варианта финансирования, нужно в каждом случае подсчитатьчистую текущую стоимость. Необходимо учесть - налоговые льготы в каждом случае - если объект не является собственностью,


то нельзя использовать амортизационныельготы - если объект покупается, то фирма должна оплатить расходы по техобслуживанию во многих странах эти расходы вычитаются из налогооблагаемой прибыли , а если объектлизингуется, то это зависит от конкретного соглашения - так как объект не принадлежит арендатору, то он теряет право на остаточнуюстоимость. Расчеты, а, следовательно, и принятое решение во многом зависят от того, какойпроцент дисконтирования выберет финансовый директор.6. Формы расчетовВ настоящее время в соответствии со сложившейся


практикой применяются следующиеосновные формы расчетов - документарный аккредитив - инкассо - банковский перевод - открытый счет - авансовый платеж.Кроме того, осуществляются расчеты с использованием векселей и чеков.Аккредитив - это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбеклиента произвести оплату документов третьему лицу.Инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручениюклиента получает платеж от третьего лица за оказанные услуги, зачисляя эти средствана счет клиента в банке.


Банковский перевод представляет собой поручение по просьбе клиента одногобанка другому выплатить переводополучателю определенную сумму. Авансовый платеж - оплата товаров и услуг до отгрузки и до оказания этих услуг.Расчеты по открытому счету. Их сущность заключается в периодических платежахторговых партнеров. Сумма текущей задолженности учитывается в их книгах.При лизинговых отношениях производятся следующие формы расчетов.


Расчеты по открытому счету не производятся, так как периодичность платежей полизингу отражена в лизинговом договоре.Расчет в форме аванса теоретически может иметь место при первичном платеже вслучае международного договора по лизингу, когда лизингополучателем является российскаякомпания. Это может произойти из-за осторожности западных предпринимателей к нашиморганизациям.Основными же формами расчетов по лизингу является аккредитив и банковский перевод.


Аккредитив имеет место чаще всего при первоначальном платеже.Лизинговые платежи по договору осуществляются при помощи банковского перевода. II. МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЗИНГА1. Роль лизинговых операций в экономике стран ЕвропыПо данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объемлизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 1994 году составил 85,3


млрд.ЭКЮ эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой . Этот год сталпервым после трехлетнего периода беспрерывного падения годом оживления на рынкелизинговых услуг. С 95, 2 млрд. ЭКЮ в 1990 году к 1993 году объемы операций сократилисьпочти на 16 .В 1994 году промышленное производство в 12 странах ЕС выросло на 5,2 . Поэтомуповышение экономической активности тотчас же вызвало и 7-процентный рост


объемализинговых операций. Подавляющая часть лизинговых операций в странах - членах Leaseurope составляютсделки с движимым имуществом. Однако статистика за последние 9 лет показывает, чтоимеет место слабая, но вполне отчетливая тенденция к увеличению доли лизинга недвижимогоимущества. Интересно, что эта тенденция сохраняется и в период экономического подъема,и в период спада в 1986 году доля движимого имущества в общемобъеме лизинговых


операций составляла 87 , а в 1990 году - 83,1 , в 1994 году- 81,3 . Несмотря на внушительный объем лизинговых операций в целом по странамLeaseurope, показатели отдельных стран могут отличаться буквально на порядок. Примечательно,что какой-либо связи между наличием специального законодательства о лизинге и объемомопераций не существует. Например, в Германии, где лизинговая деятельность регулируетсяспециальным законодательством,


удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций находилсяна среднем уровне - 15,8 в 1994 году. Правда, в абсолютном выражении Германия является общеевропейским лидером по объемулизинговых операций в прошлом году объем лизинга движимого имущества составил19,2 млрд. ЭКЮ, а недвижимого 5,7 млрд. ЭКЮ. Франция и Португалия, имеющие посвященныелизингу законы, демонстрируют относительно скромные показатели объемов лизинговыхсделок -


8,9 млрд. ЭКЮ и 1,1 млрд. ЭКЮ соответственно. В то же время шведское правительство,столкнувшись с трехлетним падением объемов лизинга с 2,7 млрд. ЭКЮ в 1992 годудо 1,8 млрд. ЭКЮ в 1994 году , принялось активно разрабатывать лизинговое законодательство.Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях являются дваосновных государства - Ирландия 46 и Англия 35,8 . При этом номинальная суммализинговых операций в


Англии почти не уступает немецкой - 18,853 млрд. ЭКЮ. В Ирландииэтот показатель несоизмеримо меньше - 1,05 млрд. ЭКЮ. К третьей группе можно отнестистраны Восточной Европы, где по очевидным причинам лизинговые операции только-тольконачали развиваться. Их абсолютные объемы и удельные доли крайне низки, но налицоочевидная тенденция к росту.


Единственным исключением является Чехия, в которойв прошлом году объем лизинговых операций достиг 817 млн. ЭКЮ, что больше чем, скажем,в Норвегии или Греции. А по показателям удельного веса Чехия вышла на четвертоеместо среди всех стран Leaseurope. Очевидно, столь широкое по сравнению с остальнымибывшими соцстранами распространение лизинга в Чехии связано с тем, что в ее экономикедоминирующее положение занимает частный сектор.


2. Особенности лизинга в отдельных странаха СШАВ США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половина мировогооборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США было поставлено в лизингоборудования на 85 млрд. долл. 28 всех инвестиций в оборудование в стране .Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы ускореннаяамортизация и инвестиционная налоговая льгота до 10 стоимости


новых инвестицийвычиталось из суммы налога . Например, расходы по покупке оборудования - 100 000 долл инвестиционнаяльгота - 10 , 10 000 долл. вычтут из суммы налога. Но право на налоговые льготывозникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым дляаренды Управлением внутренних доходов министерства финансов США - продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет - лизинг не должен предусматривать возможность


покупки имущества по цене нижеразумной рыночной - например, за1 долл лизинг не должен предусматривать график платежей, где они вначале будут больше,а затем меньше. Это было бы свидетельством того, что лизинг используется как средствоуйти от налога - лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли - возможность продления лизинга должна учитывать нормальную рыночную стоимостьоборудования. До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не


отражая его стоимостьв своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому, фирмы, уже имеющиесолидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом,подлинный долг был скрыт от инвесторов и экспертов. В 1976 году Управление стандартизациифинансового учета издало постановление 13, которое заставило учитывать некоторыефинансовые сделки как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств.


Целью этого постановления было разграничить подлинный лизинг и покупку с помощьюлизинга. В постановлении были перечислены следующие пункты - право собственности в конце сделки переходит к арендатору - лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по цене нижерыночной - срок сделки больше или равен 75 полезного срока службы - текущая стоимость лизинговых платежей без платы за страхование, управление,налоги больше или равна 90 нормальной рыночной цены оборудования.


Если сделка удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, то имущество учитываетсяна балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассив Обязательства по финансовому лизингу . Если сделка не удовлетворяет ни одномуиз вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу арендатора.С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как правительствоувидело в нем субсидию


на благо другого государства Экспорт налоговых льгот .Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период высокой инфляции, большене рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений вболее стабильной экономической обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системыв США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционнойльготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическуювыгоду лизинга,


но тем не менее его развитие не остановилось.Дело в том, что погашение лизинговых сделок все-таки обладает большей гибкостью,чем, например, погашение обычных ссуд. В США многие лизинговые компании лучше знаютоборудование, чем другие кредиторы. Так как кредитоспособность лизинговой компаниизависит от возможности реализовать оборудование после истечения срока сделки, токомпании очень заинтересованы в лизинге наиболее ценного и эффективного оборудования.


В этом случае они охотно берут на себя все подобные риски. Некоторые налоговые льготывсе-таки сохраняются.В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга нефтяные танкеры,железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты , оперативного лизинга транспорт,печатное оборудование . Особенно наглядно просматривается рост оперативного лизингабез наличия особых налоговых льгот в авиации. Международная лизинговая финансоваякорпорация


ILFC с местом нахождения в США была основана в 1973 году и стала государственнойкомпанией в марте 1983 года. Вместе с ирландской Gyness Peat Aviation Group GPA она определяет положение на рынке. В ее портфеле более 150 самолетов. Доходыза первое полугодие 1992 года составили 94,8 млн. долл активы - 1,65 млрд. долл.на 31 мая 1992 года. Она предлагает клиентам самолеты на 3-15 лет без необходимостибрать


на себя огромные начальные расходы. Мировой рынок оперативного лизинга самолетоввырос практически от нулевой отметки в 1982 году до 10 всего лизингового рынкасегодня. Наиболее крупными американскими лизинговыми компаниями являются BankAmerilase Group, Golodefz Trading Corp Security Pacific Consider Corp. б Великобритания В Великобритании лизинг получил значительное развитие только


после 1970 года,то есть после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать 100 инвестицийиз налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы былисущественны только для предприятий с большой доходностью, но косвенно они были доступныи арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в концеотчетного года. Поэтому, если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилосьждать некоторое время до получения


выгод от этих льгот. Но если она продавала оборудованиелизинговой компании и затем брала его в аренду при условии, что у лизинговой компанииконец финансового года наступал раньше , то косвенные выгоды были получены быстрее.Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с разными концами финансового года.Налоговая инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налогина арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную52 стоимости имущества, что отражалось


и на стоимости лизинга для арендатора.В 1984 году правительство объявило, что корпорационный налог будет снижен с52 до 35 к апрелю 1986 года, а 100-процентная льгота первого года будет заменена25-процентной регрессивной writing down льготой 25 - в первый год, 25 отостатка - во второй год и т. д Изменения происходили постепенно. Это хорошо видноиз следующей таблицы Таблица 1 Финансовый год


Налоговая ставка, Льгота первого года, До 1983 84 1983 84 1984 85 1985 86 1986 87 и далее 52 50 45 40 35 100 100 75 50 25 Так как корпорационный налог сокращался постепенно, то изменения не сразу сказывалисьна развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Это очень выгодно для лизингав области электронной промышленности. Так, в течение 1 года арендные платежи необлагаются налогом.В будущем объем лизинга будет зависеть от того, каким будет объем инвестиций,сколько будет компаний


с низким уровнем доходов, и как много компаний решат продолжатьиспользовать лизинг для финансирования своих инвестиций.в ФранцияЛизинг здесь получил большое распространение, особенно его вид под названием креди-бай . В апреле 1967 года была создана первая французская компания Локафранс .В настоящее время во Франции развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов ибарж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислитель-ной техники,медицинского оборудования, полиграфического,


крупного промышленного оборудования.Рассмотрим лизинг во Франции на примере группы BNP Bail . В нее входят компании Natio Equipment, Natio Location , Natio Energie , Locafinance , Natiofail , Natiocredifail . Лизинг движимого имущества во Франции началсяв 1960 году, а Закон о лизинге был принят в 1966 году.


Закон ввел налог на уступкуправ на оборудование при перепродаже арендатору он исчисляется из стоимости оборудованияв момент уступки , налог на уступки прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки . Natio Equipment предоставляетарендатору право на выбор. Таблица 2 Срок амортизации Минимальная продолжительность контракта 3 года 4 года 5 лет 6-7 лет 8 лет 10


лет 3 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет Остаточная стоимость составляет от 1 до 7 первоначальной стоимости. Арендныеплатежи вносятся 1 раз в месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. Они могут быть линейными,регрессивными, с наибольшим первым взносом.Лизинг недвижимости также определяется законом 1966 года. В 1967 году во Франциибыли созданы Общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли


СИКОМИ . СИКОМИ имеют форму акционерныхкомпаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который должен быть полностью внесенк моменту создания общества. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенныеналоговые льготы на 85 прибыли освобождение от налога, ускоренная амортизацияи т. д.Таблица показывает разделение лизинговых операций между СИКОМИ и не членамиэтой системы.Таблица 3 Количество операций 1985 г.


1986 г. 6 первых месяцев 1987 г. СИКОМИ Организации не являющиеся членами СИКОМИ 1135 312 1465 555 894 275 Обычно соглашение по лизингу недвижимости длится 15-20 лет. Объектами могутбыть земля, строения, отделочные работы, система путей сообщения, оборудование,рассматриваемое как недвижимость по своему назначению лифты и т. д Оплата обычнопроизводится прямым регрессивным или смешанным способом.


Помимо BNP другие банкитакже создали компании Креди Лионэ - Смебай , Сосьете Женераль - Софинбай .г ФРГВ ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из нихвходят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения лизинговых сделокизлагается в письмах федерального министра финансов от 19.04.1971


года и от22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии с установленными нормами лизинговыеконтракты позволяют воспользоваться рядом налоговых льгот. Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это Митфинанц Гмбх и Гефа - лизинг Гмбх . Митфинанц Гмбх была основана в 1962 году.Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ.


В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний. Гефа - лизинг Гмбх была основана группой Гефа в 1968 году. За время своегосуществования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей стоимостьюсвыше 3 млрд. марок ФРГ. д АвстрияВ Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономическицелесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление недопускается, по истечении срока действия


контракта арендатор может заключить новыйконтракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации иливступить в переговоры о покупке.Как и в ФРГ, в Австрии основой для развития лизинга стал закон о найме. Лизингв Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже детские сады и школы. Дляиспользования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо, чтобы срок договорапо лизингу не превышал 40


- 90 общего периода использования оборудования, и чтобыобъект лизинга был самостоятельной единицей.Одной из ведущих лизинговых фирм является Райфайзен лизинг с участием в еекапитале Донау банка . е ИталияПервая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В настоящее времяИтальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний.Крупнейшая итальянская компания лизинговая группа Локафит отдает в лизинграбочий инструмент, землеройные


машины, сельскохозяйственные машины, оборудованиедля офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт автомобили, самолеты, суда и т. д. Одним из учредителей является Банк Насиональ де Лаворо . Группа создала совместныефирмы в ФРГ, Франции, США, Испании, Китае, осуществляет операции с Венгрией и Югославией.ж ЯпонияВ Японии крупнейшей лизинговой компанией является


Gentury Leasing System ,созданная в 1969 году. Ее оплаченный капитал 1,6 млн. долларов. Она имеет филиалыв Гонконге, Сингапуре, Великобритании. Акционеры один коммерческий банк, одна торговаяи две страховые компании. з ШвецияВ Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно им пользовалисьмаленькие и средние компании.


Дело в том, что каждый банк требовал обеспечение помногим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как кредитор является владельцемоборудования. Поначалу заключались соглашения о повторной покупке, согласно которымпоставщик брал на себя обязательство купить обратно оборудование, если клиент невыполнит свои обязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговымикомпаниями эти обязательства по обратной покупке стали встречаться


все реже иреже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до9 лет. Обобщая страны Западной Европы, США и Японии можно сделать следующие выводы - в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а специализированныекомпании - развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор экономики,создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулируетприток капиталов в производственную сферу - наличие определенных налоговых


льгот, направленных на развитие лизинговыхотношений. III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ1. Использование банками лизингаНесмотря на то, что законодательство в области регламентирования лизинговыхопераций пока не развито и сроки его принятия не определены, эта сфера банковскогобизнеса не осталась без внимания большинства крупнейших банков лизинговые компаниисозданы


Сбербанком России, Инкомбанком, Мосбизнесбанком, банком Санкт-Петербург и другими.а Мосбизнесбанк.Компания Лизингбизнес , основнымучредителем которой является Мосбизнесбанк, начала действовать в мае 1992 года.Ее учредителями, помимо банка, выступают еще более 20 юридических и физических лиц,общая доля которых в капитале компании не превышает 20 .


В настоящее время уставнойфонд компании составляет 100 млн. рублей 8,4 млн. рублей по состоянию на 1 января1993 года , а сумма баланса - 51,4 млрд. рублей 122,4 млн. рублей на 1 января 1993 года . Как сообщил Ъ вице-президент Мосбизнесбанка Алексей Иващенко, Лизингбизнес предоставляет разнообразные лизинговые услуги, ориентированные на различных субъектоврынка. Как и многие другие лизинговые компании, Лизингбизнес в первую очередьотдает предпочтение сделкам стандартного


лизинга, при котором компания приобретаетвыбранное клиентом оборудование и сдает его в лизинг до полного морального или физическогоизноса или до выкупа клиентом оборудования в собственность.Базовые условия контрактов таковы срок - до 5 лет возможен вариант полноголизинга, когда клиент оплачивает сразу всю сумму контракта, что, по словам АлексеяИващенко, гораздо выгоднее для лизингодателя . Ставки исчисляются исходя из текущейрыночной ставки рынка и корректируются раз в квартал - в зависимости


от измененияставки ЦБ.Объем лизинговых сделок, заключенных компанией в 1994 году, составил 8,3 млн.в ценах договоров купли-продажи всего за время существования компания купила исдала в лизинг оборудования примерно на 20 млн Среди крупнейших сделок прошлогогода - контракт со швейцарской компанией Merisel на поставку компьютерносетевогооборудования на 1,5 млн а также контракт с одной ирландской фирмой на поставкукомпьютерной техники, оцениваемый в 500 тыс.


Структура имущества, сданного в лизингв отчетном году, выглядит следующим образом автомобили - 38,2 , компьютеры и программноеобеспечение - 23,5 , копировальная техника и офисное оборудование - 21,2 . Абсолютное большинство клиентов Лизингбизнеса - западные фирмы. Российскиекомпании лизинговым оборудованием практически не пользуются за исключением компаний,в которых работают западные менеджеры . Россияне, по наблюдениям экспертов, просчитывают ,во сколько обойдется


лизинг оборудования в течение 5 лет, и приходят к выводу, чтодешевле купить сразу. Преимущество лизинга - возможность сэкономить часть средствдля разворачивания на начальной стадии деятельности - как правило, остается незамеченнымотечественными предпринимателями.б Межэкономсбербанк.В отличие от Мосбизнесбанка, Межэкономсбербанк пошел по пути создания совместнойкомпании. В 1992 году приступило к работе российско-германское


ТОО Межсбер-Юрасколизинг , учредителем которого с немецкой стороны выступила компания EurascoTrade Consulting Gmbh, являющаяся дочерней компанией швейцарской компанииEurasco Zuerich AG и выполняющей, по сути, роль банка. Уставной капитал СП - DM1 млн. Оно специализируется на международных лизинговых операциях и финансовом лизингес поной выплатой, уделяя особое внимание развитию малого бизнеса.


Сумма одной лизинговой операции составляет в среднем 100-300 тыс. Компания работает преимущественно с предприятиями,занимающимися переработкой сельхозпродукции и производством продовольствия, строительствомжилья. Специфика Межсбер-Юраско лизинга - осуществление международных лизинговыхопераций с привлечением зарубежных инвестиций. Надо заметить, что число лизинговыхкомпаний, привлекающих зарубежные средства, на сегодняшний день


крайне невелико. Схема работы Межсбер-Юраско лизинга выглядит следующим образом контракты финансируются компанией Eurasco ZuerichAG под гарантию Межэкономсбербанка. Если покупатель не является клиентом Межэкономсбербанка,гарантом выступает банк, обслуживающий покупателя. Средства поставщику платит Межсбер-Юрасколизинг , которому Eurasco Zuerich AG открывает целевой кредит. К настоящему временикомпанией подписано 10 лизинговых контрактов


на сумму около 4 млн. В соответствиис этими контрактами российские компании получили строительное, фотографическое,хлебопекарное оборудование, оборудование для изготовления оконных блоков, копировально-множительнуюи компьютерную технику из ФРГ, Франции, Великобритании и России. Срок лизинга поэтим контрактам колебался от полутора до трех лет.Следует отметить, что Межсбер-Юраско лизинг закупает оборудование не толькоу зарубежных, но и у отечественных


производителей чего, как правило, не делаютдругие лизинговые компании . Например, 24 комплекта хлебопекарного оборудованияЯрославского завода еще 9 комплектов пришло из-за рубежа . Поставка этой техникифинансировалась за счет бюджетных средств, выделенных Министерством экономики.в Балтлиз .АОЗТ Балтийский лизинг создано в 1990 году. Его основные учредители - Промышленно-строительныйбанк


Петербург , Балтийское морское пароходство, Российская государственная страховаякомпания и АО Научные приборы . Уставной капитал составляет 50 млн. рублей. Около85 объема лизинговых операций приходится на лизинг промышленного оборудования длямелкого и среднего бизнеса - минипекарен, деревообрабатывающего оборудования, мини-заводовпо производству продовольствия.Свою деятельность в области лизинга Балтлиз начал с крупной сделки в интересаходного из своих учредителей


- сразу после регистрации компания профинансировалализинг четырех судов общим дедвейтом 60 тыс. т для Балтийского морского пароходства стоимость одного судна такого класса составляет не менее DM 5-6 млн Однако, несмотря на такое начало АО Балтлиз , его дальнейшую работу можно,пожалуй, оценить как осторожную - за весь 1994 год было заключено 15 лизинговыхсделок на 4,5 млрд. рублей - сумму заведомо меньшую, чем первая сделка с участиемучредителей компании.


Причин тому может быть названо несколько. Главной из них,пожалуй, является та, что Балтлиз с самого начала своей деятельности решил вообщеотказаться от оперативного лизинга.г Восток-Запад В отличие от других банков, Восток-Запад решил не открывать специализированнойлизинговой компании. Начальник управления развития и инвестиций банка Андрей Некрасовсообщил, что специалисты его банка посчитали это нецелесообразным, поскольку лизинговойкомпании


для работы придется брать кредит у банка, что отразится на размере ее маржи . Проведение лизинговых операций было порученоодному из отделов банка. Однако не исключено, то в дальнейшем дочерняя фирма всеже будет создана. Восток-Запад , обладающий солидной клиентурой из числа крупных неторговых организацийпо транспортным перевозкам, решил работать с ними и в области лизинга.


Как известно,на Западе транспортные перевозки - традиционная сфера лизинга, на них приходится60 лизинговых операций следом по объему идет лизинг недвижимости, перевозок насудах, конторского оборудования и интеллектуальной собственности . Восток-Запад закупает оборудование у зарубежных фирм, среди которыхMercedes-Benz, Iveko, Man, Scania, Volvo, Schmitz, Krone, Trailor, Fruenauf,DAF и Steyer. За 1994 г. банк рассмотрел более 50 заявок, из которых профинансировалтолько 10.


Было приобретено более 100 единиц грузовой техники на сумму DM 9,1 млн.Как правило, участие банка Восток-Запад в финансировании составляло около70 .Как и Межсбер-Юраско лизинг , Восток-Запад предпочел оказывать лизинг срокомне более 3 лет. При этом авансовый платеж заемщика составил на начало нынешнегогода 15 от контрактной цены, а сумма платежей за весь срок лизинга, включая аванси проценты 19,5 за три года, или 6,5 в год от контрактной


цены. Оплата страхования,таможенных сборов, налогов, регистрационные платежи производятся за счет заемщика.Банк предоставляет лизинг предприятиям, открывшим счет в СКВ и осуществляющим повалютному счету платежные операции в объеме финансируемого проекта согласованныйлимит поступления .Несмотря на то, что лизинговые компании созданы чуть ли не при каждом крупномбанке, лишь немногие реально работают и достигают значительных доходов оборотов.


Наиболее заметны на рынке лизинговых услуг Сбербанк России, Мосбизнесбанк и банк Санкт-Петербург . Следует отметить, что банки осуществляют лизинговые операции в самых разныххозяйственных сферах, хотя прежде, еще во времена СССР, в лизинг традиционно приобреталисьв основном бумагоделательные машины и суда. Разумеется, учрежденные банками компанииспециализируются на лизинге в тех отраслях хозяйства, в которых


у учредившего еебанка наиболее тесные или эффективные контакты.Примечательно, что представители почти всех лизинговых компаний признают, чтоконкуренции на этом рынке практически не существует. По их словам, лизинг пока неособенно доходен не последнюю роль здесь играет еще не отмененное двойное налогообложениелизинговых операций . Как отмечали некоторые, банку экономически невыгодно замораживатьсвои средства, вкладывая их в лизинг,


и идет он на это в основном ради своей клиентуры.Поэтому в кредитном портфеле банков доля лизинговых операций занимает пока немногоместа, как правило не превышая 3-5 . 2. Лизинг авиатехники70 российского авиапарка около 3 тыс. реактивных самолетов находится в настоящеевремя на пределе эксплуатационных возможностей, а новые Ил-96, Ил-114, Ту-204 иТу-134 безнадежно отстали от графиков ввода в эксплуатацию.


Из-за того, что российскаяавиапромышленность не может дать отечественным авиакомпаниям машины нового поколения,несколько авиакомпаний России взяли и объявили о намерении взять в лизинг лучшиеобразцы западной авиатехники.Первым это сделал Аэрофлот - 29 июля 1992 года вступили в эксплуатацию пятьвзятых в лизинг новых Airbus А310-300. Следующий шаг сделала компания Трансаэро ,поставив на аренду хотя и сильно подержанных, но находящихся в хорошем состоянииBoeing 757


сегодня в Трансаэро пять Боингов 737-й и два 757-й модели . В этомгоду компания намерена арендовать еще два Boeing 757 и столько же дальнемагистральныхлайнеров Boeing 767. Пока авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик - авиакомпании СНГ располагаютсемнадцатью Боингами и шестью аэробусами. Однако это только начало. О приобретении Боингов думают уже в самых отдаленных регионах


России - например, Байкал-авиа уже эксплуатирует первый Boeing 757. В декабре якутская авиакомпания DiamondSakha приобрела два А-310-300, а российские авиакомпании АЛАК и Корсар началипереговоры с Airbus Industrie о лизинге 310-х аэробусов. В конце прошлого года Аэрофлот-Российские международные авиалинии начал эксплуатацию двух


Boeing767-300 ER, а в текущем году намерен пополнить свой авиапарк еще несколькими Боингами и аэробусами. О лизинге задумались и грузовые авиаперевозчики - так, компания Волга-Днепр планирует взять в лизинг несколько грузовых Boeing 747. Эксплуатация даже выдающихсяпо своим характеристикам Ан-124 Руслан из-за нестандартного способа разгрузки- через кормовую рампу и через опрокидывающийся


нос - очень затруднена в зарубежныхаэропортах, рассчитанных на систему бортовой люк - грузовой терминал . Авиакомпании в первую очередь руководствуются критерием экономической целесообразности- эксплуатация даже давно снятых с производства Boeing 737-200 выгоднее использованияроссийских лайнеров - западные лайнеры сжигают на 15-20 меньше топлива, а затратывремени на предполетное обслуживание примерно на 30 ниже. Многие эксперты предполагаютдвукратное увеличение численности парка иностранных самолетов в авиакомпаниях


СНГуже в этом году. Особых сложностей с их получением нет.Наиболее распространенный путь получения западных самолетов - лизинг подержанныхмашин. Их стоимость примерно в семь раз ниже рыночной цены новых, соответственноснижаются и лизинговые ставки. Размер ежемесячных выплат за арендуемый самолет составляет1 его стоимости плюс проценты по банковскому кредиту обычно не выше 5 . Те, ктопобогаче, предпочитают лизинг новых машин, у кого валюты поменьше,


выбирают подержанные.За предложением дело не станет - только в Европе действует 14 крупных компаний,сдающих самолеты в аренду. Арендой не пренебрегают даже мощные авиакомпании - вамериканской Delta число лизинговых самолетов превышает 10 авиапарка. Товара хватает- по некоторым оценкам, арендаторов дожидается не менее 1,5 тыс. реактивных самолетов.


Пока единственный в этих условиях путь спасения для российского авиастроения- оснастить наши самолеты западными двигателями. Аэрофлот уже запланировал ремоторизациюпарка Ил-86 американо-французскими двигателями, что позволит на 20 снизить расходтоплива и почти вдвое - уровень шума и выхлопа вредных веществ. Последнее оченьважно - с 1996 года в Европе вводятся строгие экологические нормы для пассажирскихсамолетов.


Таблица 4Ежемесячные ставки лизинга лайнеров западного производства с учетом амортизации45 без банковского процента Тип самолета Ставка тыс. Boeing 737-200 70 Boeing 737-300 250 Boeing 747-100 300 Boeing 747-400 1533 Boeing 757 550 Boeing 767-300 ER 800 Airbus A310-300 667 Airbus A340 1120 McDonnell Douglas DC10-30 650 3. Проблемы развития лизингаКаковы причины, побудившие


российское правительство стимулировать лизинг, азначит создать для него некоторую законодательную базу. 17 сентября 1994 года президентиздал специальный указ О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности. Впрочем, определенный опыт создания государственных лизинговых компаний к тому времениуже был - созданная правительством компания Росагроснаб должна была поддерживатьбюджетными средствами отечественных производителей


сельскохозяйственной техникии самих крестьян, сдавая им на льготных условиях эту самую технику. Кроме того,в конце 1993 года правительство приняло решение о выделении 670 млрд. рублей насоздание Русской авиационной лизинговой компании Аэролизинг .Однако, как показывает международный опыт, жесткой взаимосвязи между наличиемспецифического законодательства и объемами лизинговых операций нет. Представителинекоторых российских лизинговых фирм весьма скептически


относятся к усилиям правительствасоздать лизинговое право. Например, советник управления Авиабанка Борис Туюкин полагает,что уже существующего законодательства при некоторой его корректировке вполнедостаточно для функционирования лизинговых компаний, и никаких дополнительных законовне нужно вовсе. Вместе с тем правительство и многие лизинговые компании настаиваютна том, чтобы вопросы лизинга были особо оговорены в национальном корпоративномправе.


Речь по сути идет о трех документах постановлении О развитии лизинга в инвестиционнойдеятельности , Временное положение о лизинге и уже упоминавшийся закон О лизинге .Первые два документа были утверждены постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 июня 1995 года.Из трех упомянутых документов наиболее интересно профессиональным участникамлизинговых сделок именно


Временное положение о лизинге , поскольку именно оно будетиграть ключевую роль в регулировании такого рода операций.И здесь нужно отметить определения лизингодателя , лизингополучателя и поставщиклизингового имущества , данные во Временном положении - лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность,т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества,или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица и зарегистрированный


в качестве индивидуального предпринимателя - лизингополучатель - юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность,или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающиеимуществе в пользование по договору лизинга - продавец лизингового имущества - предприятие-изготовитель машин и оборудованияили другое юридическое лицо, или гражданин, продающие имущество, являющееся объектомлизинга.


Хочу отметить, что в проекте этого положения была строка о том, что лизинговыеоперации может проводить только лизинговая компания. Подобные требования связаныс особенностями финансовых операций лизинговых компаний и режима их налогообложения.Однако очевидно, что это ограничение значительно затруднило бы осуществление лизинговыхопераций самими производителями в целях стимулирования спроса таким образом пыталсяналадить сбыт продукции Онежский тракторный завод .


В самом положении строка о том, что лизинговые операции могут проводить тольколизинговые компании фактически завуалирована в другой строке лизингодатель - юридическоелицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договоруспециально приобретенного для этого имущества. Поэтому предприятия-изготовители будут создавать лизинговые компании и черезних проводить лизинговые операции. Следует здесь отметить, что в Европе, по свидетельствуевропейской ассоциации лизинговых компаний


Leaseurope, принадлежащие производителямлизинговые компании демонстрируют наиболее динамичный рост.Данное министерством экономики определение другого понятия лизингополучатель только юрлицо или предприниматель ограничивает число возможных клиентов лизинговыхкомпаний - в Западной Европе чуть меньше 40 всех лизинговых операций приходитсяна аренду легковых автомобилей, которые берутся по преимуществу частными лицами. Однако наиболее важными для существующих лизинговых компаний


являются проблемыналогообложения и таможенных платежей. В соответствии с действующими законами финансоваялизинговая компания вынуждена дважды платить НДС и спецналог - при покупке оборудованияи с лизинговых операций. Существующие процентные ставки делают лизинговую деятельностьпрактически бесперспективной - даже по валютнономинированным кредитам они достигают28 , в то время как западные лизинговые компании уже сейчас


предлагают кредитоватьлизинг промышленного оборудования под 5,3 8,5 . В качестве компромисса сМинфином представители компаний предлагают такой выход освобождение от НДС в обменна обязательное лицензирование деятельности финансовых лизинговых компаний.Однако очевидно, что наиболее трудно будет учесть интересы всех сторон при решениивопроса о таможенных платежах. Трудно это будет сделать потому, что здесь перекрещиваютсяинтересы не только фискальных государсвтенных


органов и заинтересованных в удешевлениипредметов лизинга компаний. Представители лизинговых компаний утверждают, что дляуспешного развития лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режимавременного ввоза как минимум до 5 лет а в идеале - на весь срок действия лизинговогодоговора , а также необходимо ввести в таможенное законодательство положение, всоответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа лизингополучателем имуществауплачиваются


с остаточной стоимости. Однако против этого резко выступают руководителигосударственного таможенного комитета, которые заявляют, что это создаст таможеннуюдыру при импорте технологического оборудования . Таким образом, сугубо техническаяпроблема лизинга стала для правительства трудноразрешимой задачей. С одной стороны,правительственные служащие отдают себе отчет в том, что без импорта западного оборудованияневозможно кардинально обновить технологический парк отсталой национальной индустрии.


С другой - перед ними стоит требование президента обеспечить защиту национальногопроизводителя. Любое решение этой проблемы - например, в пользу лизинговых компаний- действительно означает создание дыры , через которую в страну будет беспошлинноимпортироваться все - от телефонов до BMW. А поиск компромисса затянет подготовкузаконодательной базы лизинга на неопределенно долгое время. ЗАКЛЮЧЕНИЕЛизинг в России - сравнительно новый вид деятельности.


Для стимулирования инвестицийв производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышенияконкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развиватьлизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показываетопыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание соответствующеезаконодательство, налоговые льготы и т.д.Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых онистремились


бы развивать этот род деятельности. Для этого в первую очередь следуетдобиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия неменее 3-х лет . Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику.Мне кажется, правительство прежде всего должно если не освободить, то хотя быснизить в два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализациидоговоров по лизингу со сроком действия три


и более лет. Также следует стимулироватьбанки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин иналогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международногофинансового лизинга.Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговыхкомпаний и операций, производимых ими.Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будетнаращивать свои обороты


и будет играть все более весомую роль в экономике России. ЛИТЕРАТУРА1. Банковское дело. Справочноепособие. П р Ю.А.Бабичевой, М Экономика , 1994.2. Лизинг и коммерческий кредит.М. Истсервис , 1994.3. Банковский портфель-1. М Соминтэк ,1994.4. Бухгалтерский, валютный и инвестиционныйаспекты лизинга.


М. Ист-сервис , 1994.5. Банковское дело. П р. О.И.Лаврушина.М. Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.6. Л.Н.Красавина. Международныевалютно-кредитные и финансовые отношения, М. Финансы и статистика , 1994.7. Финансово-кредитный словарь.Том II. П р В.Ф.Гарбузова. М. Финансы и статистика ,


1994.8. Л.Г.Ефимова. Банковское право.М. БЕК , 1994 г.9. Коммерсантъ-DAILY, N79, 29апреля 1995 г.10. Коммерсантъ-DAILY, N2, 11января 1995 г.11. Коммерсантъ-DAILY, N1, 10января 1995 г.12. Коммерсантъ-DAILY, N100,1 июня 1995 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение I. Понятие лизинга 1. История возникновения 2. Понятие и виды лизинга 3.


Особенности лизинга 4. Лизинговые контракты 5. Альтернативные варианты покупка, ссуда или лизинг 6. Формы расчетов II. Мировая практика применения лизинга 1. Роль лизинговых операций в экономике стран Европы 2. Особенности лизинга в отдельных странах III. Особенности использования лизинга в России 1. Использование банками лизинга 2. Лизинг авиатехники 3.


Проблемы развития лизинга Заключение Литература Коммерсантъ-DAILY, N79, 29 апреля 1995 г. Коммерсантъ-DAILY, N79, 29 апреля 1995 г. Лизинг и коммерческий кредит. М. Истсервис , 1994. Лизинг и коммерческий кредит. М. Истсервис , 1994. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга.


М. Ист-сервис , 1994. Лизинг и коммерческий кредит. М. Истсервис , 1994. Лизинг и коммерческий кредит. М. Истсервис , 1994. Коммерсантъ-DAILY,N1, 10 января 1995 г. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга.М. Ист-сервис , 1994. Лизинг и коммерческий кредит.


М. Истсервис , 1994. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга.М. Ист-сервис , 1994. Коммерсантъ-DAILY,N100, 1 июня 1995 г. Коммерсантъ-DAILY,N100, 1 июня 1995 г. Коммерсантъ-DAILY,N1, 10 января 1995 г. Коммерсантъ-DAILY,N2, 11 января 1995 г. Коммерсантъ-DAILY,N100, 1 июня 1995 г. Коммерсантъ-


DAILY,N2, 11 января 1995 г. Коммерсантъ-DAILY,N2, 11 января 1995 г. Коммерсантъ-DAILY, N1, 10 января 1995 г. Коммерсантъ-DAILY,N2, 11 января 1995 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.