Реферат по предмету "Государство и право"


Должностное лицо

Вступление


В юридической литературе неоднократно делались попытки определить понятие «государственный служащий». В результате большинство авторов пришли к выводу, что этот термин следует трактовать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле государственный служащий — это профессиональный работник любой государственной организации: органа, учреждения, предприятия, а в узком — это профессиональный работник органов государственной власти. На законодательном уровне определение понятия «государственный служащий» закреплено в ст. 1 Закона Украины «О государственной службе» через определение самой государственной службы. То есть государственный служащий — это лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность, занимая должности в государственных органах и их аппарате, по практическому выполнению задач и функций государства и получает заработную плату за счет государственных средств. Таким образом, законодатель закрепил понятие «государственный служащий» в узком понимании.


Институт государственной службы делает государственный механизм способным решать любые вопросы отрасли государственного управления.


Организовывая и формируя свою государственную службу, государство в первую очередь использует правовой инструмент. С помощью юридических норм осуществляется как организация госслужбы, так и регламентация практической деятельности государственных служащих относительно реализации данных им полномочий. Это, в частности, установление должностей наименований, определение полномочий соответственно должности, выработка правил вступления на госслужбу, прохождение службы и продвижение по ней, составление документов и порядок работы с ними, прием граждан и рассмотрение их обращений, применение мер поощрения и ответственности, прекращение служебных отношений и т.д.


Закон определяет понятия «должность» и «должностное лицо».


Должность – определенная структурой и штатным расписанием структурная единица госоргана и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.


Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно- совещательных функций.



Понятие государственной службы


Государственная служба органично связана с государством, его ролью и местом в жизни общества. В деятельности госслужащих реализуются задачи и функции государства, поскольку каждая должность – это круг служебных полномочий, которые составляют часть компетенции соответствующего органа, она неразрывно связана с его структурой и в то же время имеет целью организацию личного состава госоргана или его аппарата госслужащих. Таким образом, если рассматривать госслужбу с точки зрения на место, которое она занимает в государственной организации, то она начинается там, где устанавливается должность. Установление должностей завершает организацию государственных органов и их аппарата.


Следует отметить, что государственная служба в зависимости от формы деятельности делится на виды:


- госслужба в аппарате законодательных органов;


- госслужба в органах исполнительной власти (органах госуправления и их аппарате);


- госслужба в судебных органах и органах прокуратуры.


Государственная служба, будучи всегда неразрывно связанной с государством, в реальной действительности воплощается в исполнении определенных задач и функций государства – законодательных, исполнительных, судебных, прокурорско-надзорных. Её направления деятельности фактически отвечают основным формам государственной деятельности. Госслужба в определенной мере отражает факт разделения властных полномочий в обществе.


Госаппарат организовывает выполнение государственных функций в политической, хозяйственной, социально-культурной и других сферах. Без него невозможно целенаправленное влияние на все стороны жизни общества, решение наиболее важных дел государственной и общественной жизни.


Понятие госслужбы объединяет важнейшие элементы содержания служебной деятельности:


а) государственная служба – это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в госорганах и их аппарате;


б) она является частью или одной из сторон организационной деятельности государства;


в) эта организационная деятельность направлена на комплектацию личного состава госорганов и других организаций и правовое регулирование работы госслужащих;


г) содержание деятельности госслужащих заключается в практическом выполнении задач и функций государства;


д) особенность госслужбы связана с оплатой из госбюджета.


Закон Украины «О государственной службе», принятый в декабре1993 г., устанавливает основные принципы госслужбы, раскрывает конституционное положение о равном праве граждан на поступление на госслужбу.


В ст.4 данного Закона установлено, что право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места проживания, которые имеют соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор или согласно другой процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины.


К государственным служащим не относятся лица, проходящие стажировку в государственных органах, поскольку они не занимают должностей в этих органах, а только претендуют на них.


Важное практическое значение имеет вопрос момента возникновения статуса государственного служащего (с момента зачисления на должность или с момента принятия Присяги). Следует иметь в виду, что в действующем законодательстве о государственной службе он не решен. Пленум Верховного Суда Украины, обобщая практику рассмотрения судами дел о коррупции и других действиях, связанных с коррупцией, установил, что статус государственного служащего лицо приобретает с момента зачисления на должность, независимо от того, приняло оно присягу или нет, предупреждено оно об ограничениях, предусмотренных для государственных служащих, или нет, присвоен ему ранг, или нет.


Впервые в законодательстве Украины о государственной службе сформулировано понятие этики поведения госслужащего, в соответствии с которым он должен старательно выполнять свои служебные обязанности, уважительно относиться к гражданам, руководителям, сотрудникам, иметь высокую культуру общения, не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государства или негативно повлиять на репутацию госслужащего. В настоящий момент разрабатывается проект Кодекса основных правил поведения государственных служащих.


Основные принципы государственной службы:


- служение народу Украины;


- демократизм и законность;


- гуманизм и социальная справедливость;


- приоритет прав человека и гражданина;


- профессионализм, компетентность, инициативность, честность;


- персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей;


-соблюдение прав и законных интересов органов местного самоуправления, прав предприятий, учреждений.


Круг государственных служащих довольно разнообразен и разнопланов. Всех государственных служащих можно классифицировать на различные виды в зависимости от:


— распределения государственной власти — государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти;


— характера государственной службы — гражданские и специализированные государственные служащие;


— объема должностных обязанностей — должностные лица и лица, не являющиеся должностными.


В зависимости от характера полномочий, определяющих роль и степень участия государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на руководителей, специалистов и исполнителей.


Руководитель — это государственный служащий, который занимает государственную должность, связанную с непосредственным осуществлением задач и функций государственных органов. К этой категории государственных служащих можно отнести: руководителей государственных органов и их заместителей; руководителей структурных подразделений государственных органов и их заместителей; лиц, наделенных полномочиями принимать решения и давать указания подчиненным им служащим.


Каждый руководитель несет персональную ответственность за:


— выполнение задач и функций государственного органа, подразделения и организацию деятельности подчиненных государственных служащих;


— соблюдение государственной и служебной дисциплины;


— соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности государственного органа;


— качество и эффективность государственной деятельности во вверенной ему сфере.


В юридической литературе выделяют непосредственного руководителя, руководителя высшего уровня и руководителя высшего ранга. Например, в министерстве руководитель отдела является непосредственным руководителем своих подчиненных (специалистов), руководитель департамента — непосредственным руководителем своих подчиненных (руководителей отделов) и руководителем высшего уровня их подчиненных (специалистов), заместитель министра — руководителем высшего ранга.


Непосредственным руководителем является лицо, которое принимает правовые решения относительно личных дел подчиненного ему государственного служащего. К его основным полномочиям и функциям относятся: предоставление очередного и внеочередного отпуска или отказ в предоставлении отпуска, а также разрешение на увольнение со службы; прием заявлений об увольнении, установлении факта несоответствия занимаемой должности; издание официальных документов; принятие решений относительно дисциплинарных дел; контроль за соблюдением ограничений, связанных с государственной службой; аттестация персонала; принятие решений по вопросам работы с персоналом (перевод на другую должность, в том числе в одном и том же государственном органе; перевод в другой государственный орган и др.).


Специалист — это государственный служащий, который имеет необходимое профессиональное образование и оказывает содействие выполнению задач и функций государственного органа в пределах занимаемой государственной должности. К этой категории относятся государственные служащие, наделенные полномочиями осуществлять государственные властные функции, но не имеющие права осуществлять служебные юридически-властные действия как средства управления людьми. Их полномочия связаны с подготовкой проектов решений, юридических актов, обработкой вопросов, требующих специальных знаний. Специалисты, кроме знаний теории государственного управления, владеют знаниями в сферах определенной профессиональной деятельности: экономики, финансов, медицины, торговли, экологии и т. д.


Исполнители — это служащие, служебная деятельность которых не связана с действиями, влекущими юридические последствия или влияющими на содержание решений государственного органа. Их правомочность определяется задачами обеспечения служебной деятельности руководителей и специалистов путем создания материальных, информационных, совещательных и других условий, необходимых для выполнения последними служебных функций. К ним можно отнести: секретаря-референта, инженера, деловода, бухгалтера, экономиста и др.


Необходимо отметить, что некоторые ученые предлагают свою классификацию:


а) публичные государственные служащие;


б) служащие и представители технического персонала, находящиеся на государственной службе.


Должность и должностное лицо


В юридической науке особое внимание уделяется выяснению сущности термина «должностное лицо». Определение понятия «должностное лицо» приводится в Законе «О государственной службе». В соответствии со ст. 2 Закона, должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппаратов, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Такое определение представляется довольно неконкретным и нечетким.


В административной науке должностным лицом в системе государственной службы считается служащий, который наделен государственно-властными полномочиями, имеет в подчинении других государственных служащих или распоряжается в административном порядке материальными и денежными ресурсами.


Определяющими критериями сущности должностного лица являются организационно-распорядительные и консультативно-совещательные функции.


Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 7 октября 1994 г. «О судебной практике в делах о взяточничестве», организационно-распорядительной функции — это «функции по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком роботы на предприятиях, в учреждениях или организациях...». Другими словами, это полномочия по непосредственному управлению людьми, участками работы, производственными или технологическими процессами. Эти полномочия проявляются в правах и обязанностях относительно подбора и расстановки кадров, приема и увольнения, в планировании деятельности предприятия, учреждения, организации и руководстве ими.


Определение консультативно-совещательных функций отсутствует как в законодательстве, так и в судебной практике. Исходя из лексического толкования слов «консультант» — специалист, дающий советы, «советник» тот, кто дает установки как поступать, относительно Закона «О государственной службе» можно считать, что консультативно-совещательные функции — это полномочия по разработке проектов нормативно-правовых актов и решений, издаваемых должностными лицами, которые осуществляют организационно-распорядительные функции. Такие функции выполняют помощники, советники и секретари Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, членов правительства и др.


Таким образом, государственные служащие исполняют возложенные на них обязанности на постоянной или временной основе, на основании, как правило, конкурсного отбора, в зависимости от категории должности.


Должность, которую занимает госслужащий, определяет содержание его деятельности и правовое положение. От должности зависят объем, формы, методы участия госслужащего в практическом осуществлении компетенции того госоргана, в котором он работает.


Согласно ст.2.Закона, должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица госоргана и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий. Это понятие может быть использовано для любого госоргана, структурного подразделения, их аппарата.


Практическое значение понятия «должностное лицо» тесно связано с уголовным законодательством, институтом административной ответственности, всеми отраслями и сферами управленческой деятельности.


Понятие государственного политического деятеля


Чрезвычайно важным и сложным является вопрос разграничения понятий «государственный служащий» и «государственный политический деятель». Определение понятия и сущности государственного служащего приведено выше. Что же касается определения «государственный политический деятель», то действующее законодательство о государственной службе Украины его не предусматривает. В юридической науке по этому поводу высказываются различные мнения. Их обобщение дает возможность утверждать, что к этой категории следует отнести должности Президента Украины, народных депутатов, членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей министров. К государственным политическим деятелям не могут быть отнесены депутаты местных советов и местные головы, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.


В этой связи следует подчеркнуть, что политический характер указанных должностей не сводится к факту обязательной принадлежности вышеупомянутых лиц к определенной политической партии (критерий необязательный, хотя и вполне возможный).


Специфика статуса государственных политических деятелей проявляется в следующем:


а) особый порядок назначения (или избрания) на должности государственных политических деятелей, который регламентируется прежде всего Конституцией Украины;


б) специфический порядок увольнения с должностей указанных лиц и прекращения их полномочий;


в) особый вид ответственности — политической, которая носит открытый публичный характер (отстранение от должности; объявление резолюции недоверия; отставка; неизбрание повторно Президента или народного депутата как опосредованное «привлечение к ответственности», процедура импичмента).


Государственный политический деятель — это лицо, которое приобрело данный статус в результате избрания народом Украины или назначения всенародно избранными носителями власти посредством особых процедур на определенный срок, принимает в пределах своих полномочий нормативные решения, руководствуется собственными политическими приоритетами и несет политическую ответственность за свою деятельность.


Классификация должностей государственных служащих


Должности госслужащих классифицируются по категориям и рангам. Основными критериями классификации должностей госслужащих являются:


- организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу;


- объем и характер компетенции на конкретной должности;


- роль и место должности в структуре госоргана.


Всего установлено 7 категорий и 15 рангов. Каждой категории соответствует 3 ранга. Таким образом, госслужащему присваивается один из трех рангов, который соответствует категории, под которую подпадает та или иная должность.


Установлены следующие категории и ранги.


Первая категория ( 3, 2, 1 ранги ) должности:


- председателей госкомитетов, которые не являются членами правительства;


- председателей других центральных органов исполнительной власти при КМУ


- Постоянного Представителя Президента Украины в АР Крым;


- председателей госадминистраций в областях, Киеве, Севастополе;


- первых заместителей министров, первых заместителей председателей госкомитетов, которые входят в состав Правительства;


- руководителей Администрации Президента Украины;


- Секретариата ВРУ и другие, приравненные к ним должности.


Вторая категория ( 5, 4, 3 ранги ) должности:


- заместителей руководителя Администрации Президента Украины;


- заместителей руководителя Секретариата ВРУ;


- заместителей руководителя аппарата КМУ;


- секретариатов комиссий ВРУ, Администрации Президента, аппарата КМУ;


- советников и помощников Президента, Председателя ВРУ, Премьер-министра;


- заместителей министров, заместителей председателей госкомитетов КМУ;


- первых заместителей, заместителей председателей комитетов и других центральных органов исполнительной власти при КМУ;


- первого заместителя Постоянного Представителя Президента в АР Крым;


- первых заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций и другие приравненные к ним должности.


Третья категория ( 7, 6, 5 ранги ) должности:


- заместителей руководителей структурных подразделений, заведующих секторами, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Секретариата ВРУ и аппарата КМУ;


- заместителей Постоянного Представителя Президента в АР Крым;


- заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций;


- начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов исполнительной власти и др. приравненные к ним.


Четвертая категория ( 9, 8, 7 ранги ) должности:


- специалистов Администрации Президента, Секретариата ВРУ и аппарата КМУ;


- заместителей начальников управлений, самостоятельных отделов министерств и других центральных органов исполнительной власти;


- начальников управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций и другие приравненные к ним должности;


Пятая категория ( 11, 10, 9 ранги) должности:


- специалисты министерств, других центральных органов исполнительной власти;


- заместителей председателей госадминистраций в районах;


- зам. начальников управлений, отделов служб областных, городских администраций;


- специалисты аппарата этих аппаратов и другие приравненные к ним должности;


Шестая категория ( 13,12,11 ранги) должности:


- руководители управлений, отделов, служб районных госадминистраций;


- специалисты управлений, отделов, служб областных госадминистраций и другие приравненные к ним должности;


Седьмая категория (15, 14, 13 ранги) должности:


- специалистов районных госадминистраций, их управлений и отделов и другие приравненные к ним должности;


Ранг служащему присваивается в соответствии с возложенной должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатов работы. Ранги, соответствующие должностям первой категории - присваиваются Президентом Украины. Ранги, соответствующие должностям второй категории - присваиваются Кабинетом Министров Украины. Ранги, соответствующие должностям с третьей по седьмую категории - присваиваются руководителем.


Правовой статус госслужащих, должностных лиц


Госслужащий имеет право: беспрепятственно знакомиться с материалами, касающимися его государственной службы; на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей; участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории; требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрений; на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда; на социальную и правовую защиту в соответствии с его статусом; защищать свои законные права и интересы в вышестоящих государственных органах и в судебном порядке.


В соответствии с правами, госслужащий имеет обязанности:


соблюдение Конституции Украины и других актов законодательства Украины; обеспечение эффективной работы и выполнения задач государственных органов в соответствии с их компетенцией; недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина; непосредственное выполнение возложенных на них служебных обязанностей; своевременное и точное выполнение решений государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей; сохранение государственной тайны, информации о гражданах, которая стала им известна при выполнении обязанностей государственной службы, а также другой информации, которая согласно законодательству не подлежит разглашению; постоянное совершенствование организации своей работы и повышения профессиональной квалификации; добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, инициативы и творчества в работе.


Государственный служащий должен действовать в пределах своих полномочий. В случае получения поручения, которое противоречит действующему законодательству, государственный служащий обязан безотлагательно в письменной форме сообщить об этом должностному лицу, которое дало поручение, а в случае настояния на его выполнении - сообщить высшему по должности лицу.


Конкретные обязанности и права государственных служащих определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отражаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.


Кроме этого, для государственных служащих предусмотрены особые условия декларирования доходов. Так, лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего третьей - седьмой категорий, подает по месту будущей службы сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, относительно себя и членов своей семьи. Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего первой и второй категорий, должно представить также сведения о принадлежащих ему и членам его семьи недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Указанные сведения представляются государственным служащим ежегодно. Порядок представления, хранения и использования этих сведений устанавливается Кабинетом Министров Украины.


В правовой статус государственного служащего органично входят нормы, устанавливающие определенные ограничения для служащего в связи с государственной службой. Предусмотрено два вида ограничений.


Во-первых, это ограничения, связанные с приемом на государственную службу. Согласно им, не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица: признанные в установленном порядке недееспособными; имеющие судимость, которая несовместима с занятием должности; в случае принятия на службу лиц, которые будут непосредственно подчинены лицам, являющимися их близкими родственниками. Кроме перечисленных, законами Украины могут быть установлены иные ограничения по принятию на государственную службу.


Во-вторых, ограничения, связанные с прохождением службы. К ним принадлежат: ограничения общего порядка; запрет на совершение действий, которые являются коррупционными; специальные с целью предупреждения коррупции; ограничения относительно госслужащих и должностных лиц, уполномоченных выполнять функции государства.


Ограничения общего порядка заключаются в том, что госслужащие не могут принимать участие в забастовках или совершать другие действия, которые препятствуют нормальному функционированию госоргана.


Коррупционными (предусмотрены ст.1 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» от 5 октября 1995 г.) действиями являются:


а) незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с исполнением этих функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в том числе принятие или получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифу), которая существенно ниже фактической (настоящей) стоимости;


б) получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов и ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.


В порядке специальных ограничений (предусмотрены ст.5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» от 5.10.1995 г.) госслужащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права:


а) содействовать, используя служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении субсидий, дотаций, кредитов, льгот с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг или других преимуществ;


б) заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно, через представителей или подставных лиц, быть поверенным третьих лиц в делах госоргана, в котором работает, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики);


в) входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ, а именно, организаций, союзов, объединений, кооперативов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.


Госслужащий, являющийся должностным лицом, не имеет также права:


а) содействовать, используя своё служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими внешнеэкономической, кредтно-банковской и другой деятельности с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг или других преимуществ;


б) неправомерно вмешиваться, используя своё служебное положение, в деятельность других государственных органов или должностных лиц с целью препятствования исполнения ими своих полномочий;


в) быть поверенным третьих лиц в делах госоргана, деятельность которого он контролирует;


г) давать незаконные преимущества , физическим и юридическим лицам в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов или решений.


Лица, которые претендуют на занятие должности в системе государственной службы или на выполнение других функций государства, предупреждаются об установленных относительно них ограничениях. Иные ограничения связаны с прохождением государственной службы отдельными категориями госслужащих, устанавливаются исключительно законодательными актами Украины.



Выводы


Таким образом, можно сделать следующие выводы:


Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти постоянно, временно или по специальному полномочию, занимающее в госучреждениях, органах местного самоуправления, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.


Должность, которую занимает госслужащий, определяет содержание его деятельности и правовое положение. От должности зависит объем, формы, методы участия в практическом осуществлении компетенции того органа, в котором он работает.


Согласно ст.2.Закона, должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица госоргана и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.


Должности классифицируются по категориям и рангам. Основными критериями классификации должностей являются:


- организационно-правовой уровень органа, учреждения;


- объем и характер компетенции на конкретной должности;


- роль и место должности в структуре госоргана, учреждения.


Всего установлено 7 категорий и 15 рангов.



Список литературы


1. Закон України"Про державну службу" від 26 грудня 1993 p.


2. Закон Украины «О борьбе с коррупцией» от 5.10.1995 г.


3. Административное право Украины - под. ред. Кивалова С.В.


4. Адміністративне право України, навч.-методичний посібник, Одеса-2008


5. Битяк Ю. П. Державна служба та розвиток її демократичних основ.— Харків, 1990.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международные валютные рынки международные валютные операции и валютное регулирование
Реферат Методы оценки банковских рисков
Реферат Международная организация уголовной полиции Интерпол 2
Реферат Метод економічного аналізу
Реферат Механизм индивидуальных рынков спрос предложение цена
Реферат Механізм та результати конкуренції промислових капіталів
Реферат Методология экономического анализа
Реферат Механизм ценообразования на рынке энергетических ресурсов
Реферат Механизм инфляции и его особенности
Реферат Мировой рынок рабочей силы 2
Реферат Международный валютный фонд. Сотрудничество с Республикой Беларусь
Реферат Международная экономика 2
Реферат Международная миграция трудовых ресурсов в современной мировой экономике
Реферат Механизм внешнеэкономической деятельности в регионах РФ
Реферат Механическое и естественное движение населения