ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТ
Контрольная работа
По предмету: Содержание иметодика социально-медицинской работы
Тема: Правовая нормативная базасоциально-медицинской работы с лицами, страдающими психическими заболеваниями
Выполнила студентка группы СЗ-22
5 курса заочного отделения
специальность «Социальная работа»
Тишкова Анжелика Борисовна
Проверил: Кандидат КБН Бутырская
Татьяна Семеновна
Балашиха 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………..3
1. Правоваянормативная база социально- медицинской работы с лицами, страдающими психическимизаболеваниями……………………….............5
2. Анализнорамативно- правовых документов, регламентирующих деятельностьспециализированных психиатрических учреждений…………………………....7
2.1Постановление Правительства Российской
Федерацииот 25,05.1994 г. № 522. ………………………………………7.
2.2Положения об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную социально-медицинскуюпомощь лицам, страдающим психическими заболеваниями……………………………………………………..…………..9
Заключение……………………………………………………...20
Литература………………………………………………………....22
Введение
Мировая практика свидетельствует, о том, чтоспециалист по социальной работе обязан владеть теоретическими и практическимизнаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо отспециализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального иобщественного здоровья.
Актуальность выбранной темызаключается в том, что в современных условиях усугубления социальных проблем внашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективнаяпотребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характерана качественно новом уровне. Признано, что социально-медицинская помощьпредставляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровняхинтегративных мероприятий, целью которых является достижение максимальновозможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и псической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.
Одним из объектов, нуждающихся в оказаниисоциально-медицинской помощи являются лица, страдающие психическимизаболеваниями. Особенность социально-медицинской работы с данной категориейсостоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей-здравоохранения и социальной защиты населения.
При оказании социально-медицинской помощи должныбьпъ созданы условия для реализации прав лиц, страдающихпсихическими расстройствами, предусмотренные законами РоссийскойФедерации и нормативными правовыми актами.
Целью данной работы являетсяизучение правовой нормативной базы социально медицинскойработы с лицами, страдающими психическими заболеваниями
В соответствии с целью были поставленыследующие задачи:
.1)Изучить правовую нормативную базусоциально- медицинской работы с лицами, страдающими психическими заболеваниями
2). Проанализировать норамативно-правовыедокументы, регламентирующие деятельность специализированных психиатрическихучреждений.
1. Правовая нормативная базасоциально-медицинской работы с лицами, страдающими психическими заболеваниями
Социально-медицинская работа с лицами,страдающими психическими заболеваниями осуществляется в соответствии с Федеральнымзаконом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ееоказании». Социально-медицинская работа включаетв себя уход и медико-социальную реабилитацию лиц,страдающих психическими расстройствами. Социально–медицинскаяработа осуществляется с лицами, обратившимися за психиатрической помощью.
Психиатрическая помощь оказывается придобровольном обращении лица или сего согласия.Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному вустановленном законом порядке недееспособным, психиатрическаяпомощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей[1]
Информация о факте обращения за помощью, состоянииздоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные приего обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемыхим сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющихврачебную тайну, лицами, которым они стали известны приобучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей,кроме случаев, установленных законодательно.
Государством гарантируются:
• неотложнаяпсихиатрическая помощь;
• консультативно-диагностическая»лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь вовнебольничных и стационарных условиях;
• всевиды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;
• социально-бытоваяпомощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическимирасстройствами;
• решениевопросов опеки. .
Оказание социально-медицинской помощи лицу,,страдающему психическим расстройством, проводится после получения егописьменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных взаконе. Специалисты, оказывающие помощь, обязаны предоставить лицу,страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме ис учетом его психического состояния информацию об услугах ивидах помощи и ожидаемых результатах. О предостав леннойинформации делается запись в медицинской документации.Социально-медицинская работа может проводиться без согласия лица,страдающего психическим расстройством, или без согласия его законногопредставителя только при применении принудительных мер медицинскогохарактера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, атакже при недобровольной госпитализации.
Лицо, страдающее психическим расстройством,или его законный представитель имеют право отказаться отпредлагаемого медико-социального обслуживания или прекратить его.
2. Анализ нормативно-правовыхдокументов, регламентирующих деятельность специализированных психиатрическихучреждений
2.1 ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 25,05.1994 г. №522. .
Психиатрическая помощь предоставляетсягражданам в специализированных учреждениях с особым статусом,структурой и внутренним режимом, положения о которых утверждены постановлениемПравительства Российской Федерации от 25,05.1994 г. №522. .
Учреждением, оказывающим внебольничную и стационарнуюсоциально-медицинскую помощь, является учреждение государственной,муниципальной и частной систем, здравоохранения, прошедшее в установленномпорядке лицензирование и получившее право на деятельность поОказанию психиатрической помощи. Такую помощь оказываютсамостоятельные специализированные учреждения и структурныеподразделения лечебно-профилактических, учебных инаучно-исследовательских учреждений.
Учреждения, оказывающие психиатрическуюпомощь и входящие в частную систему здравоохранения,создаются частными предприятиями, учреждениями и организациями,общественными объединениями, а также физическими лицами..
Деятельность учреждения (подразделения) пооказанию психиатрической помощи, специальному обучению и социальной защителиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляетсяпо территориальному принципу. Оказание дополнительных специализированных видовмедицинской помощи может также осуществляться экстерриториально.[2]
При оказании социально-медицинской помощи вмедицинских учреждениях должны бьпъ созданы условия для реализации правлиц, страдающих психическими расстройствами, предусмотренныезаконами Российской Федерации и нормативными правовымиактами.
Государственное и муниципальное учреждение,оказывающее психиатрическую и социально- медицинскую помощь, обязано вести учетсвоей деятельности и предоставлять государственным имуниципальным органам управления, а также министерству или ведомству, в подчинениикоторого оно находится, отчеты по установленным формам.
Организационно-методическое руководстводеятельностью государственных и муниципальных учреждений, оказывающих помощь,осуществляет главный психиатр органа здравоохранения субъекта Российской Федерациилибо соответствующего министерства или ведомства.[3]
Учреждения, оказывающие психиатрическую исоциально-медицинскую помощь, выполняют следующие функции:
• оказываютнеотложную психиатрическую помощь;
• осуществляют/консультативно-диагностическую,лечебную, психопрофилактическую, социально-психологическую, реабилитационнуюпомощь во внебольничных и стационарныхусловиях;
• проводятвсе виды психиатрической экспертизы, в том числе определение временнойнетрудоспособности;
• оказываютсоциально-бытовую помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающихпсихическими расстройствами;
• принимаютучастие в решении вопросов опеки указанных лиц;
• проводятконсультации по правовым вопросам;
• осуществляютсоциально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающихпсихическими расстройствами;
• организуютобучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическимирасстройствами;
• оказывают социально-медицинскуюпомощь при стихийных бедствиях икатастрофах.
2.2 Положения об учреждениях,оказывающих внебольничную и стационарную социально-медицинскую помощь лицам,страдающим психическими заболеваниями.
В соответствии с Положением обучреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную социально-медицинскуюпомощь лицам, страдающим психическими заболеваниями, являютсяпсихиатрическая больница, психоневрологическая больница,психиатрическая больница со строгим наблюдением, лечебно-производственныегосударственные предприятия для проведения трудовой терапии,обучения новым профессиям и трудоустройства на этихпредприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включаяинвалидов, общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами,утративших социальные связи.[4]
Психиатрическая больница являетсялечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим стационарноеобследование, лечение и социально-трудовую реабилитацию лиц, страдающихпсихическими расстройствами (Приложение 1 «Положение опсихиатрической больнице» к Приказу Минздрава СССР от 21.03.88№225).Психиатрическая больница, помимо лечебно-диагностическойработы, выполняет на основе действующих законов и по особо установленнымправилам экспертные функции.
Психиатрическая больница имеет определенный,закрепленный за ней район обслуживания и принимает всехнуждающихся в стационарной помощи больных, проживающих в зоне обслуживания,независимо от остроты их состояния и нозологической формы заболевания, а такжебольных, нуждающихся по своему психическому состоянию внеотложной госпитализации и обязательном лечении, независимо от места ихпостоянного жительства.
Психиатрическая больница может бытьклинической и учебной базой высших и средних медицинских учебных заведений,медицинских факультетов, институтов усовершенствования врачейи научно-исследовательских учреждений.
В психиатрической больнице организуетсябольничный совет, совет медицинских сестер, совет по лечебномупитанию, врачебная контрольная комиссия и другие,действующие на основании специальных Положений…Основные задачи и функции психиатрической больницы:
1.Оказание специализированной высококвалифицированной лечебно-диагностическойи социально-восстановительной помощи лицам, страдающимпсихическими расстройствами, в условиях стационара.
2.Проведение стационарной судебно-психиатрической, военно-врачебной,врачебно-трудовой и других видов экспертиз, лицам с психическимирасстройствами.
3.Осуществление, по решению суда, принудительного лечения психическихбольных, совершивших общественно опасные деяния.
4. Обеспечение преемственности спсихоневрологическими диспансерами (диспансерными отделениями,кабинетами) и другими учреждениями в лечении исоциально-трудовой реабилитации психически больных.
5. Освоение и внедрение в практику новыхорганизационных современных средств и методов диагностики илечения психических заболеваний, а также социально-трудовойреабилитации психически больных, основанных на достижениях науки,
Приему в психиатрическую больницу подлежат:
—больные, нуждающиеся по своему психическомусостоянию в лечебно-восстановительных мероприятиях в условиях психиатрическогостационара;
—больные, направленные судебными органами вустановленном порядке на принудительное лечение;
—лица, направленные судебно-следетвеннымиорганами в установленном порядке на стационарную судебно-психиатрическуюэкспертизу;
—лица, направленные в установленном порядке настационарное обследование для уточнения диагноза, экспертизы трудоспособности,годности службы в армии, для решения других экспертных вопросов.
Больные, нуждающиеся в стационарном лечении,принимаются в психиатрическую больницу по направлениям врачей-психиатровпсихоневрологических диспансеров (диспансерных отделений,кабинетов), врачей специализированных бригад скорой психиатрической помощи,органов здравоохранения, а также без всякого направления при наличиисрочных медицинских показаний к госпитализации.
Лица, направленные на стационарноеобследование для уточнения диагноза, врачебно-трудовой иливоенно-врачебной экспертизы, принимаются в психиатрическийстационар по направлениям органов здравоохранения, участковыхврачей-психиатров, а также врачебно-трудовых экспертных иливоенно-врачебных' комиссий.
Поступающие в психиатрическую больницу детив возрасте 4— 14 лет принимаются в детские отделения, подростки ввозрасте • 15—17 лет — в подростковые и экспертные отделения ипалаты.
В психиатрической больнице каждому больномудолжны быть обеспечены: исчерпывающее исследование психического,неврологического и соматического состояния и, в зависимости отхарактера заболевания, все современные методы лечения и социально-трудовойреабилитации.
Основные задачи и функциипсихоневрологической больницы:
1.Оказание специализированной высококвалифицированной лечебно-диагностическойи социально-восстановительной помощи лицам, страдающимпограничными психическими, в том числе психосоматическими,расстройствами.
2.Стационарное обследование лиц, страдающих пограничнымипсихическими расстройствами, для уточнения диагноза, в целяхопределения трудоспособности, годности к службе в армии, возможностиобучения и т.п.
3.Обеспечение преемственности с психоневрологическими диспансерами(отделениями, кабинетами) и другими лечебно- профилактическимиучреждениями в лечении больных с пограничными психическимирасстройствами.
4.Систематическое повышение квалификации врачей, среднего имладшего медицинского персонала в области пограничной психиатрии,психотерапии, медицинской психологии и деонтологии
5.Анализ и обобщение проводимой лечебно-профилактическойи реабилитационной работы.
6.Освоение и внедрение в практику новых организационных форм,современных средств и методов диагностики, лечения и социально-трудовойреабилитации при пограничной психической патологии, основанных надостижениях науки, техники и передового опыта учрежденийздравоохранения.
Организация деятельности припсихоневрологической больнице или в ее составе подсобного сельскогохозяйства, лечебно-производственных (трудовых) мастерских,дневного стационара и других структурных подразделений больницырегламентируется действующими Положениями о них.
Прием больных в психиатрическую больницу сострогим наблюдением производится дежурным врачом и дежурным представителемконтролерского состава МВД при наличии копии определениясуда, копии акта судебно-психиатрической экспертизы или актапсихиатрического освидетельствования, паспорта или иного документа,удостоверяющего личность больного (удостоверение личности, военный билет,справка об освобождении из мест лишения свободы). [5]
Реабилитационным учреждением, оказывающим социально-медицинскуюпомощь лицам с психическими заболеваниями является лечебно-производственное государственное предприятие для проведения трудовой терапии, обучения новымпрофессиям и трудоустройствалиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, учреждается в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации органом здравоохранения субъекта Российской Федерации или министерством(ведомством), имеющимучреждения, оказывающие психиатрическую помощь (Положение о лечебно-производственныхгосударственных предприятияхдля проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этихпредприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов.утверждено постановлениемПравительства Российской Федерации от 25.05.1994 г. №522).
Основными задачами предприятия являютсятрудовая терапия лиц, страдающих психическими расстройствами;их трудовое обучение и переобучение; трудовое устройствоуказанных лиц (на правах рабочих и служащих), не имеющихвозможности трудоустройства на обычном производстве помедицинским показаниям и иным обстоятельствам.
Взаимоотношения предприятия с учреждением,оказывающим психиатрическую и социально- медицинскую помощь, определяютсядоговором о совместной деятельности. В договоре предусматриваютсяобязанность предприятия по обеспечению трудом лиц,страдающих психическими расстройствами, размер отчислений от прибылиуказанным учреждениям, участие этих учреждений в медицинскомобслуживании работающих и другие условия, которые стороныпосчитают существенными для своих взаимоотношений.
Предприятие осуществляет свою работу с цельюрасширения возможностей для трудоустройства итрудовой занятости лиц с психическимирасстройствами по разным специальностям на базе широкого спектра деятельности путем производства продукции,выполнения работ иоказания услуг, удовлетворяющих общественные потребности, и в том числе для полученияприбыли.
Предприятие по согласованию с руководствомучреждения, оказывающего психиатрическую и социально-медицинскую помощь,планирует свою деятельность и определяет перспективы своегоразвития исходя из задач социально-трудовой реабилитации лиц,страдающих психическими расстройствами. При этом учитываютсякак спрос на производимую продукцию (работы, услуги), так инеобходимость обеспечения своего производственного и социального развития, атакже повышения личных доходов работающих лиц.
Льготы по налогообложению предоставляютсяпредприятию в соответствии с действующим законодательством.
На руководителя предприятия возлагаетсяорганизация производственных процессов, доступных лицам,страдающим психическими расстройствами, и способствующих ихреабилитации; организация обучения и переобучения работников,рационализация, механизация и улучшение технологии производства в целях облегчениятруда работающих, эффективности производства и улучшения качествавыпускаемой продукции; обеспечение техники безопасности трудовыхпроцессов.
С учетом социально-реабилитационнойнаправленности деятельности предприятия во всех вопросах,касающихся труда работающих на нем лиц, администрация предприятияруководствуется рекомендациями врачей-психиатров.
С лицами, направленными на предприятиеучреждением, оказывающим психиатрическую и социально-медицинскую помощь, иподавшими заявление о приеме на работу, администрация предприятия заключаеттрудовой договор о работе в качестве рабочего или служащего.На указанных лиц ведутся трудовые книжки, им выплачивается заработнаяплата, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, времяих работы на предприятий включается в общий трудовой стаж. Они подлежатгосударственному социальному страхованию.
Лица, страдающие психическими расстройствами,работающие на предприятии, обеспечиваются бесплатным одноразовымгорячим питанием.
Лицам, страдающим психическимирасстройствами, которым учреждением, оказывающим помощь, не рекомендовановыполнение работы по трудовому договору, но которым необходима помедицинским показаниям трудовая терапия, наравне с другими лицамивыплачивается вознаграждение за труд в соответствии с егоколичеством и качеством, если они участвуют в производительном труде. Общежитиедля лиц, страдающих психическими расстройствами, утратившихсоциальные связи, создается с целью бытового устройстваограниченно трудоспособных лиц этой категории.
В общежитие направляются лица:
• прошедшиестационарное лечение при невозможности их выписки домой в связи сутратой социальных связей;
• нуждающиесяв изоляции от неблагоприятной среды в месте их проживания.[6]
Психиатрические учреждения дляхронических больных Детский дом-интернат для умственно отсталыхдетей (или для детей с аномалиями психического развития)является медико-социальным учреждением, предназначенным дляпостоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом имедицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. Какправило, для более полного обслуживания населенияорганизуют отделение или группу с дневным или шестидневным режимом содержания.Организуемые в детском доме-интернате мероприятия направлены на максимальноеразвитие потенциальных способностей умственно отсталыхдетей с целью частичной компенсации интеллектуального дефекта иоблегчения наиболее полной адаптации их к различнымжитейским ситуациям, с которыми они будут сталкиваться вдальнейшей жизни. В этой связи ведущее место занимает обучениевоспитанников, которое позволяет профилировать учреждения. Выделеныдома-интернаты для обучаемых детей, где основнаядеятельность направлена на привитие бытовых и трудовых навыков, а такжеобучение элементам грамоты. Кроме таких, имеютсядома-интернаты для необучаемых детей (с глубокой степеньюумственной отсталости, нередко сочетающейся с, поражениемопорно-двигательного аппарата, судорожными припадками и т.д.), гдеони получают медицинский уход и лечение.
Современный детский дом-интернат системысоциальной защиты населения представляет собой довольно сложнуюорганизацию. В общей системе медико-социального обслуживаниятесно1 интегрированы различные виды медицинскойпомощи и меры педагогического воздействия на детей в рамках учебно-воспитательногопроцесса. В основу выделения детских стационарных учреждений положенпринцип многоуровневой специализации обслуживания. Это выражается втом, что дети в возрасте до 4 лет, страдающие тяжелыми поражениямиопорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью,получают лечение и уход в специализированных домах ребенкаМинистерства здравоохранения. Детей с нерезко выраженнымианомалиями в физическом и умственном развитии обучают вспециализированных школах (школах-интернатах) Министерства народного образования.Дети в возрасте от 4 до 18 лет с глубокой степенью умственнойотсталости и выраженными физическими дефектами проживаютв домах-интернатах Министерства труда и социального развитияРФ. Внутриведомственная специализация отражает разделениеучреждений системы социальной защиты На дома-интернатыдля детей с физическими недостатками и имеющих умственнуюотсталость. Необходимость такой специализации обусловленатем, что доминирование того или иного вида дефекта определяеторганизацию медико-социального обслуживания .
Практическая деятельность детскихдомов-интернатов показала, что четкое соблюдение профилированияучреждений невозможно. Это объясняется рядом факторов, среди которых основнымиявляются трудность диагностики степени умственной отсталости.Как правило, требуется определенное время наблюденияребенка в динамике, чтобы установить истинную степень интеллектуальногодефекта. Особенно это касается детей дошкольного возраста,которых переводят из домов ребенка. Ошибочность диагностики глубокойстепени умственной отсталости и направление ребенка в детскийдом-интернат для необучаемых детей, где в штате нетвоспитателей, обрекает его на длительное пребывание в условияхучреждений призренческого типа и негативно отражается на дальнейшейсудьбе. Указанное обстоятельство явилось основанием дляфункционирования детских домов-интернатов смешанного типа, кудапомещают детей с трудно диагностируемыми состояниями, требующими динамическогонаблюдения. В этих учреждениях вступает в силу внутриучрежденческая специализацияобслуживания, на основе которой с учетом психической патологии,сомато-неврологического статуса выделяют группы обучаемых грамоте,воспринимающих трудовые навыки и необучаемых детей. Всоответствии с этим можно решить вопросы организации и медицинскойпомощи. По-видимому, детские дома-интернаты смешанного типа болееприемлемы для медико-социального обслуживания умственно отсталыхдетей.
В соответствии с нормативными актами, вдетский дом-интернат для детей с аномалиями психическогоразвития принимают больных со следующими заболеваниями исостояниями:
—олигофрения в степени имбецильности, идиотии;
—эпилепсия с редкими (не чаще 5 раз в месяц)припадками при наличии слабоумия;
—шизофрения с выраженным дефектом безпродуктивной симптоматики;
—слабоумие после перенесенных органическихпоражений головного мозга;
—умственная отсталость всех степеней, включаядебильность, при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющихобучение во вспомогательных классах соответствующихспециализированных школ-интернатов (не передвигающихся безпосторонней помощи, не обслуживающих себя в силу тяжестидвигательных нарушений,
требующих индивидуального ухода);
—слепота (слабовидение) или глухота(слабослышание) с умственной отсталостью всех степеней, включая дебильность приналичии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучениев специализированных школах-интернатах.
Противопоказаниями к направлению в детскийдом-интернат для детей с аномалиями психического развития являются:
—шизофрения с наличием продуктивнойсимптоматики без выраженного дефекта личности;
—эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц)припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу,сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
—психопатоподобная симптоматика в рамкахлюбой нозологической принадлежности;
—психические заболевания, сопровождающиесягрубыми на рушениями влечения и расстройством поведения, опасным длясамого больного и окружающих;
—любые психические заболевания, при которыхвозможно обучение ребенка в общеобразовательной школе или специализированныхучреждениях системы народного образования.
Психоневрологические интернаты для взрослыхвходят в общую систему психиатрической помощи населению и предназначеныдля проживания больных с хроническими формами заболеваний. Обычно это люди,неспособные жить в семье и обществе в силу утраты либонедоразвития способностей к самообслуживанию, самообеспечению и продуктивнойкоммуникативной деятельности.
В соответствии с нормативными актами впсихоневрологические интернаты принимают лиц с умственнойотсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильноети иидиотии, а также больных, страдающих затяжными формамипсихических заболеваний. У больных не должно быть проявленийострой симптоматики и грубых психических Дефектов, опасных длясамого больного… Психоневрологические интернаты взначительной степени отличаются от психиатрических стационаров(больниц) системы здравоохранения по структуре контингента. Обычно больныепоступают в учреждения социальной защиты населения напостоянное проживание, т.е. до естественного конца. В этой связи ворганизации работы психоневрологических интернатов значительноеместо занимают вопросы социального и бытового устройстваинвалидов, не просто находящихся в этих учреждениях, а проживающих вних.
Из-за этого возникает и требует решениямножество вопросов, связанных с введением и эксплуатациейпомещений бытового и досугового характера. Элементы быта такжесвоеобразны, поскольку включают режим больничного учрежденияи общежития. Последнее обстоятельство определяет тактику медицинского персоналав отношении максимального самообслуживания проживающих.Это весьма важно для больных, находящихся длительно в однообразныхусловиях, способствующих возникновению проявлений госпитализма. Посколькуопределенная часть больных, находящихся в учреждении, не гарантированаот обострений психотической симптоматики, существует постоянная необходимостьв медикаментозной поддерживающей терапии. Последняя также имеет отличия оттаковой в рамках лечебно-профилактических учреждений. Характерно смещениеакцентов с купирующей на поддерживающую терапию, с симптоматическойна общеукрепляющую. В целом характерен переход смедикаментозного лечения на немедикаментозное, в частности на терапиюзанятостью. В отличие от больничных учреждении она такжеимеет выраженные особенности. Терапевтическое воздействиезанятости больных с отдаленными последствиями заболеваний имеет вбольшей степени не клинический, а социальный вектор. Иначе говоря,терапия занятостью в условиях психоневрологических интернатовнаправлена на восстановление утраченных (либо формированиеновых) трудовых и коммуникативных навыков, на поддержание илиформирование активного образа жизни, поэтому наиболеешироко используют хозяйственно-бытовой труд, стимулирующийсамообслуживание и неформальные контакты.
Представление о структуре контингентабольных, находящихся в психоневрологических интернатах, можносоставить по изложенным выше критериям отбора. В основном тампроживают люди с длительно протекающими хроническими заболеваниямикак эндогенного, так и любого другого характера. Самой многочисленнойявляется группа больных олигофренией (40,7%). Второеместо по численности занимают больные шизофренией (25,0%),третье — сосудистой деменцией (17,9%). Эпилепсией болеют6,1% проживающих, а другие виды деменции (травматического,инфекционного, интоксикационного генеза) составляют 5,6%.
История таких учреждений в России беретначало в 1993 г., когда Министерство социальной защитынаселения разработало временное положение. Дом-интернат(отделение) милосердия обычно организуют для обслуживания принятыхна государственное обеспечение престарелых граждан иинвалидов первой и второй групп и детей-инвалидов, находящихся напостельном режиме или передвигающихся в пределах палаты спостоянной посторонней помощью. Возможно постоянное,временное (на срок от двух до шести месяцев) и пятидневное внеделю проживание. В настоящее время возможноперепрофилирование старых домов-интернатов под такиеучреждения, создание новых домов или отделений милосердия.[7] Таким образом,основными задачами, поставленными перед службами, оказывающимисоциально-медицинскую помощь лицам страдающими психическими заболеваниями,можно считать:
—социально-бытовое обслуживание проживающих,оказание медико-социальной помощи;
—совершенствование социально-бытовой ипсихологической приспособляемости лиц, находящихся напостельном режиме.
Заключение
Успешное оказание социально-медицинскойпомощи лицам, страдающим психическими заболеваниями невозможно без тесного контактас родственниками больного. Родственники должныпредоставлять специалистам необходимые сведения о поведениибольного дома и на работе, своевременно сообщать обо всехизменениях, происходящих в его состоянии, особенно о признакахухудшения, следить за точным выполнением всех врачебных назначений.
Амбулаторная терапия должна способствоватьсоциальной адаптации и соответственно является терапией щадящей,которая не приводит к заметному ухудшению соматического состояния и невызывает выраженных побочных явлений. Выбор форм и методов оказаниясоциально-медицинской помощи согласуется с трудовой деятельностью больного.
Необходимость организации специализированнойсоциально-медицинской службы обусловлена тем, что обслуживаниебольных с психическими нарушениями имеет свои особенности. Это связанов первую очередь с тем, что данный контингент больных частоявляется социально опасным и требует применения принудительныхмер при госпитализации, так как у них нередко отмечаетсяанозогнозия заболевания (неосознание своей болезни) или сознательноесопротивление помещению их в больницу. Важное значение имеет тот фактор, социально-медицинскуюпомощь оказывают на основании клинического обследованиябез объективных инструментальных методов, а это требуетсоответствующей подготовки медицинского персонала.
Лица, оказывающие социально-медицинскуюпомощь должны систематически проходить специализацию по вопросам психиатрии,токсикологии, невропатологии и др.
Наиболее актуального решения требуетпроблема ухода за неизлечимыми психическими больными. Следуетиспользовать только персонал, подготовленный психологическидля такой работы. Очень важны личные качества: умениесочувствовать, доброта, неистощимое терпение и тактичность. Нередкоотсутствие таких качеств может привести не только кпрофессиональной непригодности, но и развитию патологическихнаклонностей, чреватых уголовным наказанием.
Литература
1.Мартыненко А.В. Медико-социальнаяработа: теория, технология, образование -М.: Наука,1999
2.Федеральный закон « Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 №3185
3.Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 25,05.1994 г. № 522. .
4.Черносвивтов Е.В. Социальнаямедицина: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.М.,2000
5.Ткаченко В.С. Основы социальноймедицины. Учебное пособие. М.:2004.
6.Храпылина Л.П. Основы реабилитацииинвалидов.М.:1996.
7.Трудовая и медицинская реабилитациядетей и подростков с ограниченными возможностями /Ю.А.Блинков, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова М.: Просвещение, 2002.
8.Справочник по организации работыамбулаторно-поликлинических учреждений. М.: Грантъ, 1999.