Реферат по предмету "Государство и право"


Право в финансовой системе

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
ГОУ ВПО «……»
Юридический факультет
Кафедра конституционного игражданского права
Контрольная работа по предмету
«Финансовое право»
Выполнила: студентка 4 курса
заочного отделения гр. 41
юридического факультета
Проверила:
старший преподаватель
2007

Содержание
Введение
1.Понятие, принципы банковского кредитования. Повышение роли банковского кредитав условиях рыночных отношений
1.1    Принципыбанковского кредитования
1.2Кредитные организации
1.3Роль банковского кредита
2.Правовая природа ответственности за совершение налоговых правонарушений.Понятие налогового правонарушения
2.1Налоговое правонарушение
2.2Признаки и состав налогового правонарушения
2.3Налоговая ответственность
3.Расчеты по инкассо
Задача№ 1
Задача№ 2
Списокиспользованных источников

Введение
В систему российскогоправа в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право. Финансыобъективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественногоразвития, а государству необходимы денежные средства для выполнения им своихцелей и задач, поставленных обществом. Перераспределение национального доходапроисходит между производственной и непроизводственной сферами, отраслямиматериального производства, отдельными регионами страны, формами собственности,классами и социальными группами населения.
Как в юридической, таки в экономической литературе высказываются различные мнения о содержаниифинансовой системы. Наиболее распространенным является подход, при котором вфинансовую систему Российской Федерации включаются:
• бюджетная система,включающая федеральный, региональные и местные бюджеты, а также государственные(федеральные, региональные) и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
• фонды имущественногои личного страхования;
• кредит(государственный, муниципальный и банковский);
• финансы организацийразличных форм собственности, отраслей народного хозяйства.
Финансоваядеятельность государства рассматривается как особый вид государственнойдеятельности, включающий в себя и законодательную деятельность представительныхорганов государства в области финансов (принятие законов по финансовымвопросам, установление и введение, например, налогов и сборов, утверждениебюджетов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти,посредством которой реализуются на практике нормативные правовые акты в сферефинансовых отношений.
Особенностьюфинансового права является отсутствие единого источника по этой отрасли права вцелом, например, кодекса. Главным источником финансового права, как ибольшинства иных отраслей права, являетсяКонституция РФ, атакже конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Данные источники устанавливают основыправовой организации финансовой деятельности Российской Федерации (ее субъектов)как в целом, так и по ее отдельным направлениям, то есть имеют прямуюфинансово-правовую направленность.
Так, например, встатье 57 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого платить законноустановленные налоги и сборы. В ней также говорится, что законы,устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,обратной силы не имеют. Статья 71 Конституции РФ относит к ведению РоссийскойФедерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное,кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию; в ведении РоссийскойФедерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги исборы. К совместному ведению федерации и ее субъектов согласно статьи 72Конституции РФ относится установление общих принципов налогообложения и сборовв Российской Федерации. [1]
1. Понятие, принципы банковского кредитования. Повышение роли банковского кредитав условиях рыночных отношений
 1.1     Принципы банковскогокредитования
 
Банковское кредитование – неотъемлемая часть процессаобщественного воспроизводства, поэтому фонды, создаваемые кредитнымиорганизациями, входят в структуру финансовой системы общества.
Банковское кредитование обеспечивает движение ссудногокапитала и развитие экономических отношений, в процессе которых денежныесредства различных субъектов финансовых правоотношений аккумулируютсякредитными организациями и из созданных ими фондов кредитования возвратно ивозмездно предоставляются юридическим и физическим лицам, испытывающимпотребность в дополнительных финансовых ресурсах для различных целейпроизводственного и непроизводственного характера.
Отношения по банковскому кредитованию регламентируютсянормами права. Ст.71 п.«ж» Конституции РФ относит кредитное регулирование кведению Российской Федерации. [2] Инепосредственно регулирующими банковское кредитование, являются Федеральные законы: «О Центральном банке РоссийскойФедерации»[3] и «О банках и банковскойдеятельности».[4]
 Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определеннымипринципами – основными положениями, закрепленными нормами права и отражающимиего экономическую сущность.[5]
Такими принципами являются:
1.  Принцип возвратности;
2.  Принцип срочности;
3.  Принцип платности;
4.  Принцип обеспеченности кредита;
5.  Принцип целенаправленности кредита.
Принцип возвратности заключается в том, что денежныесредства, полученные заемщиком в виде кредита, служат ему временным источникомфинансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или небанковской кредитнойорганизации.
Отсюда вытекает принцип срочности, так как за невозвращениекредита в установленные сроки предусматривается применение мер ответственностизаемщика. Это могут быть штрафы, или например, у заемщика, не возвратившегокредит может быть взыскано движимое или недвижимое имущество, которымобеспечивался кредит.
Принцип обеспеченности кредита закрепленв ст. 33 ФЗ «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что принарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочно взыскиватьпредоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотренодоговором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке,установленном федеральным законом. [6]Кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого идвижимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг,банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральнымизаконами или договором.
Наряду с обеспеченным кредитованиемзаконодательством предусмотрена возможность предоставления кредита безсоответствующего обеспечения (бланковый кредит). Такие кредиты получаютклиенты, тесно сотрудничающие с кредитной организацией, но только строго наопределенные цели. Таким образом, в этом случае реализуется принципцеленаправленности банковского кредита, так как его использование не поцелевому назначению нарушает данный принцип и влечет за собой применениесоответствующих санкций.
Принцип платности предполагает возмездный характер предоставлениякредита. Это определенная плата в виде процента за предоставленный кредит,которая служит источником образования собственных доходов кредитнойорганизации. Размер процентной ставки определяется сторонами по кредитномудоговору самостоятельно. В Налоговом кодексе предусмотрена норма, влияющая наразмер устанавливаемых процентов за пользование банковскими кредитами (ст.269НК РФ). [7] К расходам кредитной организации относится сумма от техпроцентов, которые существенно не отклоняются от среднего уровня процентов,взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде насопоставимых условиях. При невозможности установления среднего уровня процентовза предельную величину процентов, включаемых в расходы кредитной организации,принимается ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза (приоформлении кредита в рублях). 1.2Кредитные организации
Правовое регулированиебанковской деятельности в Российской Федерации осуществляется федеральным законом«О Центральном банке Российской Федерации»[8], федеральным законом «Обанках и банковской деятельности»[9], другими федеральнымизаконами, нормативными правовыми актами Банка России.
Финансовым правомрегулируются некоторые отношения кредитных организаций и обслуживаемыхюридических и физических лиц, если кредитные организации в данных отношенияхнаделены государством властными полномочиями. Среди названных выше отношений,регулируемых нормами финансового права, наиболее значимыми являются отношениямежду Банком России, представляющем интересы государства и общества приосуществлении денежно-кредитной политики, и остальными институтами банковскойсистемы.[10]
Банковская система как совокупность разных взаимосвязанных банков и другихкредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитногомеханизма, в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» включает всебя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительстваиностранных банков.
Банковская система каксовокупность банков и других кредитных организаций, оказывающих банковскиеуслуги в виде кредитно-денежного и расчетно-платежного обслуживания, в странахс рыночной экономикой представлена двухуровневой системой:
• центральный банк(эмиссионный или банк правительства);
• коммерческие банки.
В Российской Федерациипервый уровень представляетБанк России, который является главным банком России и действует на основаниифедерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», обладаетособым статусом, который отличает его от иных государственных органов.
Ст. 4 ФЗ «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)» закрепляет открытый перечень функцийБанка России.[11]
В частности, БанкРоссии:
• разрабатывает ипроводит во взаимодействии с Правительством РФ единую государственнуюденежно-кредитную политику;
• монопольноосуществляет эмиссии наличных денег и организует наличное денежное обращение;
• является кредиторомпоследней инстанции на межбанковском кредитном рынке и организует системурефинансирования кредитных организаций;
• устанавливаетправила осуществления расчетов в Российской Федерации, а также правилаосуществления банковских операций; • обслуживает счета бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации;
• осуществляетэффективное управление своими золотовалютными резервами;
• регистрирует ивыдает лицензии на осуществление банковских операций кредитным организациям;
• осуществляет надзорза деятельностью кредитных организаций и банковских групп и другие функции.
Второй уровень банковской системы Российской Федерации образуют кредитные организации. Согласност.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», кредитнаяорганизация – это юридическое лицо, котороедля извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основанииспециального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлятьбанковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формысобственности как хозяйственное общество. [12]
Кредитные организацииподразделяются на банки и небанковские кредитные организации, различия междуними определяются объемом и характером выполняемых ими банковских операций.
Банки – это такие кредитные организации, которые имеютисключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:• привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; •размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условияхвозвратности, платности, срочности (кредитование); • открытие и ведение банковскихсчетов физических и юридических лиц.
Небанковские кредитныеорганизации – это такие кредитные организации,которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренныев законодательстве.[13]
Сочетание указанныхопераций устанавливает Банк России. Кредитные организации отличаются друг отдруга по кругу совершаемых банковских операций и сделок, по территории своейдеятельности, по организационно-правовой форме, по источникам формированияуставного фонда и иным критериям.  1.3Роль банковского кредита
Гражданским кодексомРФ ст.822, 823 определяется два вида кредита: товарный и коммерческий. [14]Кредитование производится в соответствии с установленными правилами. ПравлениемСбербанка России 10 июля 1997 года утверждены Правила кредитования физическихлиц учреждениями Сбербанка России, в соответствии с которыми Сбербанк и производиткредитование физических лиц.[15]
По мнению Лугового А.В., в последнеевремя кредитование коммерческими банками физических лиц стремительно набираеттемпы. Круг целей, на которые можно оформить кредит, огромен. Это могут быть иоплата обучения, медицинских услуг, отдыха, и покупка транспортных средств,дорогостоящих предметов домашнего обихода, и приобретение, строительство,реконструкция объектов недвижимости. Кроме того, многие банки предлагаютльготные условия кредитования населения, что неизменно повышает интерес кподобным услугам и увеличивает спрос на них. Вместе с тем, считает автор,процедура получения кредита в коммерческом банке далеко не так проста, какпредставляется.[16]
Во-первых, для получения кредитазаемщику необходимы поручители (физические или юридические лица), которыеобязуются отвечать за исполнение заемщиком его обязательств полностью иличастично перед кредитной организацией. Во-вторых, кредитному учреждениюнеобходимо удостовериться в платежеспособности заемщика и его поручителей,поскольку от этого напрямую зависит целесообразность выдачи кредита и егоразмер. Для этого в кредитную организацию следует представить справку с местаработы заемщика и его поручителей о среднемесячных доходах, как правило, зашесть месяцев и о размере среднемесячных удержаний за последние шесть месяцев срасшифровкой по видам. Если же поручителем выступает юридическое лицо, должныбыть представлены бухгалтерский баланс за последний отчетный период и отчет оприбылях и убытках за этот же промежуток времени, а в некоторых случаях и инаяотчетность по усмотрению кредитной организации. В-третьих, заемщику необходимооформить обеспечение кредита, объем которого должен покрывать обязательства покредиту и начисленные проценты, причем нередко в 1,5 — 2-кратном размере. Вкачестве обеспечения кредита могут выступать: поручительства граждан России;ценные бумаги; объекты недвижимости, передаваемые в залог; транспортныесредства и т.д.
Таким образом, получение кредита — процесс непростой идолгий во времени. По мнению Лугового, представляется, что благоразумнеепостараться заключить договор займа с организацией, в которой соискателькредита ведет свою трудовую деятельность.

2. Правоваяприрода ответственностиза совершение налоговых правонарушений. Понятие налогового правонарушения
 2.1 Налоговое правонарушение
Существование современного государства неразрывносвязано с налогами, ведь, по сути, налоги являются основным источником доходовгосударственного бюджета. Поэтому во всех государствахпредусматривается обязанность граждан уплачивать налоги. Засчет налогов формируется до 95 % федерального бюджета Российской Федерации.
Налоги, как главный источник доходовгосударственного бюджета исторически сравнительно молодое явление – им нет идвухсот лет.[17] Еще раньше различныепоборы (налоги) служили средством порабощения, в той или иной мере служилипризнаком несвободы человека. Человеку в большей степени свойственно стремлениеприобретать, а не отдавать, поэтому неудивительно, то, что граждане не любятплатить налоги. Высказывались идеи, что люди объединились в общественные союзыдля того, чтобы сохранить свое имущество, а не отдавать его. Граждане, имея оналоговой политике государства негативное представление, считают, что государстводалеко не всегда эффективно использует получаемые финансовые средства дляосуществления своих социально-экономических и иных программ. Есть и другиепричины, по которым граждане не любят платить налоги, но они делают это: одни –понимая их необходимость для нормального функционирования государства, другие –добровольно или в принудительном порядке, но под влиянием возможного применениямер государственного принуждения.
Таким образом, у государства и налогоплательщиковпозиции противоположные. И государство, понимая, что одним только убеждениемдобиться уплаты налогов невозможно, устанавливает различные меры наказания заневыполнение или нарушения в выполнении налоговой обязанности. Такое нарушениев российском налоговом законодательстве именуется налоговым правонарушением.
Согласно ст.106 Налогового кодекса (ч.1), налоговымправонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушениезаконодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексомустановлена ответственность. [18]  2.2Признаки и состав налогового правонарушения
Признаки налоговогоправонарушения включают противоправность, реальность, виновность, наказуемость.
Противоправность состоит в нарушении действующих норм налоговогозаконодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущербобщественным отношениям, но не предусмотренное НК РФ в качестве налоговогоправонарушения, не является основанием налоговой ответственности.
Налоговоеправонарушение должно быть совершено реально. Это означает, что ответственность наступает только зафактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. При этомналоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия.Первое предполагает несоблюдение запретов, второе неисполнение обязанностей.
Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности илинесоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, являетсяналоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечетприменение налоговых санкций.
Виновность выражается в упречном психически-волевом отношениинарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможнотолько тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своегоповедения, иными словами, когда они могут поступить по-разному – правомерно илинеправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть унарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговоеправонарушение. Виновность заключается в том, что лицо умышленно или понеосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения. НКнормативно закрепляет две формы вины – умысел и неосторожность. Умысел предполагает, чтолицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характерсвоих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступлениевредных последствий таких действий (бездействия). Неосторожность представляетсобой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение,не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либовредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотядолжно было и могло это осознавать.
Состав налоговогоправонарушения представляет собой совокупность установленных НК РФ фактических обстоятельств ипризнаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенноеналоговое правонарушение. Традиционно составправонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективнуюи субъективную стороны.
Объектом налоговыхправонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные наформирование доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Субъект налоговогоправонарушения – деликтоспособныефизические лица или организации, совершившие налоговое правонарушение. Для физического лицаналоговая деликтоспособность включает достижениешестнадцатилетнего возраста и вменяемость, для организации –статус юридического лица.
Объективная сторона – характеристика противоправного деяния (время, место, орудие,способ, обстановка совершения правонарушения),размер и характер вредных последствий, причинная связь междудеянием и вреднымипоследствиями.
Субъективная сторона – сознательно-волевые признаки налогового правонарушения. Помимовины они включают мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собойпобудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели – конечный результат, к которомуон стремился. 2.3Налоговая ответственность
Вопрос о понятии,специфике и отраслевой природе налоговой ответственности являетсядискуссионным. Демин А.В. это обуславливает тем, что отечественная правоваянаука до сих пор не выработала универсального определения юридическойответственности. [19]
Налоговаяответственность – это охранительное правоотношение между государством иправонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), гдегосударству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагатьналоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НКРФ, а у нарушителя – обязанность эти санкции уплатить.
Основаниями налоговойответственности выступают:
 1) нормативное основание –закрепленная в законе нормативная модель правонарушения;
2) фактическое основание –реально совершенное налоговое правонарушение;
3) процессуальное основание – актналогового органа или суда о привлечении к ответственности.
Законодательразграничивает понятия «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательствао налогах и сборах». Статья 10 НК РФ упоминает о «нарушениях законодательства оналогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения илипреступления», причем ответственность за их совершение наступает в соответствиис законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальнымзаконодательством.
Демин А.В. считает,что понятия налоговой ответственности и ответственности занарушения налогового законодательства нетождественны (второе намного шире первого и включает в себя уголовную,административную и дисциплинарную ответственность, применяемую для охраныналогово-правовых норм), поскольку отличительным признаком налоговогоправонарушения является его наказуемость согласно НК РФ. [20] Привлечение к налоговой ответственности преследует карательно-штрафную и превентивно-воспитательную цели.
Рассмотрение проблемы правовой природы налоговойответственности. НК РФ включает в предмет налогового законодательстваотношения, возникающие в процессе «привлечения к ответственности за совершениеналогового правонарушения».
Статья 106 НК РФзакрепляет, что за совершение налогового правонарушения «настоящим Кодексомустановлена ответственность». По мнению Демина А.В., в этом заключается проблема,поскольку не конкретизировано: о какой разновидности ответственности идет речьв НК РФ – административной, налоговой или какой-либо иной? Автор полагает, чтоочевидно, законодатель затруднился идентифицировать отраслевую природу ответственности,вследствие чего возникла существенная неопределенность в правовом регулированииналоговых правоотношений.
По мнению автора, кэтой проблеме существует ряд подходов, которые можно сгруппировать в три блока:
1) Речь идет об административной ответственности за налоговые правонарушения; какие-либо основания длявыделения в отдельный вид налоговой ответственности, включая употреблениетермина «налоговая ответственность», отсутствуют;
2) Налоговаяответственность представляет собой новый, самостоятельныйвид юридической ответственности, обладающийзначительной отраслевой спецификой;
3) Налоговаяответственность является разновидностьюадминистративной ответственности созначительной процессуальной спецификой.
Зам. начальника отдела Департаментабюджетной политики Министерства финансов РФ преподаватель кафедры «Налогообложениеорганизаций и физических лиц» Всероссийской государственной налоговойакадемии (ВГНА) Минфина России, Л.А.Васильева условно ответственностьналогоплательщиков за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ,подразделяет на две группы[21]:
1) ответственность за правонарушения всфере осуществления налогового контроля (ст. ст. 116 — 119, 125 — 129.1 НК РФ);
2) ответственность за правонарушенияпротив порядка исчисления и уплаты налогов (ст. ст. 120 — 123 НК РФ).
За нарушение налогового законодательствапредусмотрена также и уголовная ответственность:
за уклонение от уплаты налогов и (или)сборов (ст. 199 УК РФ);
за неисполнение обязанностей налоговогоагента (ст. 199.1 УК РФ);
за сокрытие имущества от взыскания (ст.199.2 УК РФ).
Для возбуждения уголовного дела по ст.ст. 199 и 199.1 важен размер неуплаченных налогов и (или) сборов. При этомуголовному преследованию подвергаются только два вида неуплат, а именно — вкрупном и особо крупном размерах.[22]
При этом, согласно ч.5 ст.108 НК РФ, привлечениелица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождаетего от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) ипени. А также, согласно ч.2 ст.108 НК РФ, нельзя привлечь повторно кответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств,при наличии хотя бы одного из них исключающих привлечение лица кответственности за совершение налогового правонарушения:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налоговогоправонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признакиналогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершениядеяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения кответственности за совершение налогового правонарушения.[23]
3. Расчеты по инкассо
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, предусмотреныналичные и безналичные расчеты.
Согласно ст. 861, расчеты с участием граждан, не связанные сосуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производитьсяналичными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчетымежду юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные сосуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичномпорядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличнымиденьгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятсячерез банки, иные кредитные организации (далее — банки), в которых открытысоответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловленоиспользуемой формой расчетов.[24]
Так, согласно ст. 862 ГК РФ, существуетнесколько форм безналичных расчетов:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо.
И, соответственно, законодательством приосуществлении безналичных расчетов предусмотрено использование следующихрасчетных документов:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения.
Аграновский А.В., характеризуя формыбезналичных расчетов, отмечает то обстоятельство, что наиболее широкоераспространение в предпринимательском обороте имеют платежные поручения (90,6%от общего объема и 77,1% от общего количества платежей, проведенных черезплатежную систему РФ в безналичном порядке в 2002 г.). В то же время, подчеркивает Аграновский А.В., платежные требования, инкассовые поручения,чеки и аккредитивы используются достаточно редко (0,7% от общего объема и 1,9%от общего количества платежей, проведенных через платежную систему РФ вбезналичном порядке в 2002 г.). [25]
Относительно выбора формы безналичныхрасчетов, Гусева Т.А. и Ларина Н.В. отмечают, что клиенты банков избирают их самостоятельнои формы безналичных расчетов предусматриваются в договорах, заключаемых ими сосвоими контрагентами. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов.Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кромевозникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядкебез участия банков.[26]
Рассматриваемому вопросу в Гражданском кодексе посвященпараграф 4 главы 46, который так и называется: расчеты по инкассо.[27]Непосредственно общие положения о расчетах по инкассо рассматриваются в ст. 874ГК РФ:
1. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется попоручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению отплательщика платежа и (или) акцепта платежа.
2. Банк-эмитент, получивший поручение клиента,вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).
Порядок осуществления расчетов по инкассорегулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правиламии применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
3. В случае неисполнения или ненадлежащегоисполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность пооснованиям и в размере, которые предусмотрены главой 25 ГК РФ. [28]
Предусматривается также ответственность банка передклиентом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента всвязи с нарушением правил совершения.
Ст. 875 ГК РФ непосредственно раскрывает порядокисполнения инкассового поручения:
При отсутствии какого-либо документа илинесоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручениюисполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого былополучено инкассовое поручение, и при устранении недостатков банк вправевозвратить документы без исполнения. Документы представляются плательщику в тойформе, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков,необходимых для оформления инкассовой операции. Если документы подлежат оплатепо предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежунемедленно по получении инкассового поручения. Если документы подлежат оплате виной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщикапредставить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения,а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанногов документе срока платежа. Частичные платежи могут быть приняты в случаях,когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специальногоразрешения в инкассовом поручении. Полученные (инкассированные) суммы должныбыть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту,который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправеудержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещениерасходов.[29]
Комментируя Федеральный закон «О банкахи банковской деятельности», Вострикова Л.Г. раскрывает понятие «инкассо»: этобанковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиентаполучает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий иорганизаций на основе расчетных, товарных и денежных документов.[30]
При инкассовой услуге банк поставщикасам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органысвязи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем иих банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банкапоставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпуили телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту закомиссионное вознаграждение. Поскольку инициатива в расчетах платежнымитребованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов можетбыть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой цельюпоступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются вспециальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под распискудля акцепта. Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта:положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный ичастичный.[31]
Также порядок осуществления безналичныхрасчетов между различными субъектами регламентируется Положениями ЦентральногоБанка России:
Положением Центрального Банка РФ обезналичных расчетах в Российской Федерации от 3.10.2002 г. № 2-П регулируетсяосуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и нераспространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участиемфизических лиц, не являющихся предпринимателями.
Глава 8 Положения посвящена расчетам поинкассо. В соответствии с ним, расчеты по инкассо представляют собой банковскуюоперацию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основаниирасчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другойбанк. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований,оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) илибез его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплатакоторых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).[32]
 Расчеты по инкассо с участиемфизических лиц осуществляются на основании инкассовых поручений в соответствиис требованиями, установленными вышеназванным Положением Банка России N 2-П, и сучетом особенностей, установленных ст.5.1 Положения ЦБ РФ о порядкеосуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации от1 апреля 2003 г. № 222-П. [33]
Задача № 1
Налогоплательщик Петров представил в налоговые органыналоговую декларацию за 2006 год с нарушением установленного законом срока на 4месяца. На основе этой декларации надлежало уплатить налог на сумму 20 тысячрублей. Несвоевременную подачу декларации Петров объяснить не мог, никаких уважительныхпричин для этого не было. Налоговые органы обратились в суд с исковымзаявлением о привлечении Петрова к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НКРФ. Кто должен доказывать вину налогоплательщика? Какое решение примет суд поданному делу? Ответ обоснуйте ссылками на конкретные нормы права.
В соответствии с п.6 ст.108 НК РФ, лицо считается невиновнымв совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана впредусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности,не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налоговогоправонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговыеорганы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого кответственности, толкуются в пользу этого лица.[34]
Согласно п.1 ст.119 НК РФ, непредставлениеналогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срокналоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаковналогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.119, влечет взыскание штрафав размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этойдекларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для еепредставления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Из условия задачи следует, что в отношении налогоплательщикаПетрова отсутствуют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность засовершение налогового правонарушения, установленные ст.112 НК РФ.
Далее, в соответствии с п.2 ст.114 НК РФ, налоговыесанкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) вразмерах, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового Кодекса.
Исходя из вышеизложенного, судом будет приняторешение о взыскании штрафа в размере 5% суммы налога, что составляет 4 тыс.руб.Задача № 2
Российская организациянаправляет своего сотрудника на работу на территорию иностранного государства.Срок командировки — один год (с 1 февраля 2006 г. по 1 февраля 2007 г.). Организация осуществляет выплату вознаграждения сотруднику завыполнение им своих обязанностей путем перечисления определенной суммы на егосчет, открытый в российском банке. Должна ли организация исчислить, удержать иперечислить с таких выплат НДФЛ?
Чтобы определить является ли лицо налогоплательщикомНДФЛ необходимо установить, в каком случае в РФ гражданин являетсяналогоплательщиком вообще.
Согласно пп.1 ст.207 НК РФ, налогоплательщикаминалога на доходы физических лиц признаются:
·       физическиелица, являющиеся налоговыми резидентами РФ.
·       физическиелица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентамиРФ. [35]
Рассмотрим первый случай. Для определениярезидентства (постоянного местопребывания) физических лиц применяется такназываемый тест физического присутствия (нахождение на территории государства втечение определенного времени). [36]Согласноч.2 ст.207 НК, Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактическинаходящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РоссийскойФедерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерациидля краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Из условийзадачи следует, что лицо весь год находилось за территории другого государства,отсюда следует, что налоговым резидентом лицо не является.
Во втором случае лицо являетсяналогоплательщиком-нерезидентом, если получает доходы отисточников в Российской Федерации. В данном случае одно условие есть: лицо неявляется налоговым резидентом, но чтобы быть налогоплательщиком, должно быть ивторое условие: он должен получать доходы от источников именно в РоссийскойФедерации. Источник дохода находится там, где ведется экономическаядеятельность или эксплуатируется приносящая доход собственность, независимо оттого, как и где проводятся денежные выплаты. Источник дохода данного сотрудниканаходится за пределами РФ, поскольку он выполняет трудовые обязанности виностранном государстве, поэтому получаемое им вознаграждение не относится кдоходам от источников в РФ.
Исследовав перечисленные нормы налогового законодательства,можно сделать вывод, что организация с таких выплат исчислять, удерживать иперечислять НДФЛ не должна, так как в случае если доход физического лица, неявляющегося налоговым резидентом, – доход от источника в иностранномгосударстве, налог на территории Российской Федерации не взимается.

Списокиспользованных источников
1.        Конституция Российской Федерации [Текст]: [принятГосударственной Думой 12 декабря 1993 г.] // Российская газета.- 1993.- №237.
2.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)[Текст]: [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г.] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 31. — Ст.3824.
3.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)[Текст]: [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г.] // Собрание законодательства РФ. — 2000. — N 32. — Ст.3340.
4.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)[Текст]: [принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г.] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 5. — Ст. 410.
5.        Уголовныйкодекс Российской Федерации [Текст]: [принят Государственной Думой 24 мая 1996года] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996 .- № 25.- Ст.2954.
6.        Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации(Банке России) [Текст]: [принят Государственной Думой 27 июня 2002г.] //Собрание законодательств РФ.- 2002.- № 32.- Ст. 2843.
7.        Федеральный закон О банках и банковской деятельности[Текст]: [принят 2 декабря 1990 г.] // Собрание законодательств РФ.- 1996.- №6.- Ст. 492.
8.        Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации [Текст]:[утвержден ЦБ РФ 3 октября 2002г.] // Вестник Банка России. -2002. — N 74.
9.        Положение о порядке осуществления безналичных расчетовфизическими лицами в Российской Федерации [Текст]: [утвержден ЦБ РФ 1 апреля 2003г.]// Вестник Банка России. -2003. — N 24.
10.      Правила кредитования физических лиц учреждениями СбербанкаРоссии [Текст]: [Утверждены Правлением Сбербанка России 10 июля 1997 г]//Финансовая газета.-1997.-№50-60.
11.      Аграновский А.В. Правовое регулирование безналичных расчетовв предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации [Текст]:Монография / А.В Аграновский.- М.: Издательсво Московского университета, 2005.-560 с.
12.      Васильева Л.А. Ответственность за нарушение норм налоговогозаконодательства [Текст] / Л.А. Васильева // Право иэкономика.-2006.-№4.-С.8-17.
13.      Вострикова Л.Г. Комментарий к Федеральному закону О банках ибанковской деятельности [Текст] / Л.Г. Вострикова.- М.: Юстицинформ, 2006.- 600с.
14.      Гусева Т.А. Индивидуальный предприниматель: от регистрациидо прекращения деятельности [Текст] / Т.А. Гусева, Н.В. Ларина.- М.:Юстицинформ, 2005.- 450 с.
15.      Луговой А.В. Расчеты с физическими лицами по договорамзайма: налогообложение и бухгалтерский учет [Текст] / А.В. Луговой //Финансовые и бухгалтерские консультации.-2006.-№4.-С.10-15.
16.      Налоговое право России [Текст]: Учебник / А.В. Демин.-Красноярск.: РУМЦ ЮО, 2006.- 329 с.
17.      Финансовое право Российской Федерации [Текст]: Учебник / Подред. Карасева М.В.- М.: Юристъ, 2002.- 700 с.
18.      Финансовое право [Текст]: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева,Г.П. Толстопятенко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2007.- 528 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отчет по итогам практики и стажировки (бухгалтерская отчетность предприятия)
Реферат Хорватский совет обороны
Реферат Деятельность Ивановского меланжевого комбината
Реферат Актуальные проблемы современной отечественной историографии по материалам научной периодической печати
Реферат Eagle
Реферат Отчетность некоммерческих организаций
Реферат Отчет о прохождении практики на предприятии ООО ЦПОСН «Ортомода»
Реферат Asis of the analysis of operating statutory acts problems of the terminology used in the field of legal regulation of formation are generalized and investigated
Реферат 29 января 1815 года. Лицей
Реферат Особенности формирования аудиторской выборки малыми аудиторскими организациями
Реферат Рихарда Швабская
Реферат Бюджетирование в системе управленческого учета Учет затрат
Реферат Authority
Реферат І. М. Волинець // Світло. 2002. № С. 112-116
Реферат Счета и двойная запись