ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Правовые основы государственной и гражданской службы
Тема: «Правительство РФ: порядок формирования и состав»
Выполнил:
студент
гр. № 07321
Ландес А.А
Проверил
Старший преподаватель
Шерстобоев О.Н
Новосибирск 2010г.
СодержаниеВведение1. Общая характеристика правового положения ПравительстваРоссийской Федерации1.1 Правовой статус Правительства РоссийскойФедерации1.2 Правительство и иные органы власти2. Порядок формирования и состав ПравительстваРоссийской Федерации2.1 Состав Правительства Российской Федерации.Порядок формирования состава Правительства Российской Федерации2.2 Ограничения, связанные с пребыванием в составеПравительства Российской ФедерацииЗаключениеСписок использованных источников и литературы
Введение
Исполнительнуювласть можно трактовать в двух основных аспектах:
1)в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителейуправлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты;
2)в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовыхявлений и, прежде всего публичную администрацию (систему органов исполнительнойвласти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.
СогласноКонституции РФ (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерацииосуществляет Правительство. Оно является органом государственной властиРоссийской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной властиРоссийской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природуПравительства, отражает его место в системе органов государственной властиРоссийской Федерации и характеризует его деятельность. Как высшийисполнительный орган государственной власти Правительство РФ осуществляетгосударственное управление. Объектом исследования является органы исполнительнойвласти. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовойстатус Правительства РФ.
Цельработы: анализ правового статуса Правительства РФ.
Задачиработы:
1.Общая характеристика правового положения Правительства Российской Федерации;
2.Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации.
Методологическойосновой исследования является использование историко-правового,формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
1. Общая характеристика правового положенияПравительства Российской Федерации/>/>/> 1.1 Правовой статус Правительства Российской Федерации
Правовойстатус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст.ст. 110 — 117)[1]и Федеральным конституционным законом «О Правительстве РоссийскойФедерации»[2].В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РоссийскойФедерации осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федеральногоконституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной властиРоссийской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом,возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
ПравительствоРоссийской Федерации в своей деятельности руководствуется принципамиверховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральныхзаконов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей,ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
ПравительствоРФ может само подать в отставку, которая принимается или отклоняетсяПрезидентом Российской Федерации. Президент вправе принять решение об отставкеПравительства и по своей инициативе, а также и в предусмотренных КонституциейРФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству либо отказаГосударственной Думы в доверии Правительству.
Вслучае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению ПрезидентаРоссийской Федерации продолжает действовать до сформирования новогоПравительства РФ.
ПравительствоРоссийской Федерации руководит работой федеральных министерств и иныхфедеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, ониже в свою очередь подчиняются Правительству и ответственны перед ним завыполнение порученных задач.
ПравительствоРоссийской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать своитерриториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
ПравительствоРоссийской Федерации распределяет функции между федеральными органамиисполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и обиных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельнуючисленность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этихаппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральномбюджете.
ПравительствоРоссийской Федерации устанавливает порядок создания и деятельноститерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти,устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределахсредств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
ПравительствоРоссийской Федерации назначает на должность и освобождает от должностизаместителей федеральных министров, руководителей федеральных органовисполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РоссийскойФедерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительнойвласти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлениюфедеральных министров, руководителей органов и организаций при ПравительствеРоссийской Федерации.
ПравительствоРоссийской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительнойвласти или приостанавливать действие этих актов.
Правительствов пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешнейполитики страны; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации,направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральныецелевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное емуправо законодательной инициативы. Оно по соглашению с органами исполнительнойвласти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий,если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В то же времяПравительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительнойвласти на основании соответствующих соглашений.
Всфере экономики Правительство РФ: обеспечивает единство экономическогопространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещениетоваров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическоеразвитие страны; разрабатывает и реализует государственную политику в сферемеждународного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.
Всфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ:обеспечивает ее единство в стране; разрабатывает и представляет ГосударственнойДуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также отчет о егоисполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечиваетсовершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынкаценных бумаг; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношенияхРоссийской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляетмеры по проведению единой политики цен.
Всоциальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единойгосударственной социальной политики в данной области, реализацию трудовых прави прав граждан по социальному обеспечению, а также проведение единоймиграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрануздоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры,спорта, туризма, санитарно-культурной сферы и др.
Всфере науки, культуры и образования Правительство РФ обеспечивает: государственнуюподдержку фундаментальной и приоритетных направлений прикладной науки;проведение единой государственной политики в области образования; поддержкукультуры и сохранение культурного наследия страны.
Всфере охраны окружающей среды Правительством РФ: обеспечивается проведениеединой политики в этой области, в частности по экологической безопасности;принимаются меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду;организуется деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов;координируется деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий икатастроф, ликвидации их последствий и др.
Всфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностьюПравительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политикив области обеспечения безопасности личности, общества и государства;осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охранесобственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другимиобщественно опасными явлениями.
Всфере обороны и государственной безопасности Правительством РФ: осуществляютсявсе необходимые меры в этой области; организуется оснащение вооружением ивоенной техникой Вооруженных Сил; обеспечиваются социальные гарантии для военнослужащих;принимаются меры по охране Государственной границы; осуществляется руководствогражданской обороной.
Всфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляетмеры по реализации внешней политики страны; заключает международные договоры иобеспечивает их выполнение; осуществляет регулирование и государственныйконтроль во внешнеэкономической деятельности.
ПравительствоРоссийской Федерации издает постановления и распоряжения и обеспечивает ихисполнение. Постановления и распоряжения Правительства подписываютсяПредседателем Правительства РФ и обязательны к исполнению на всей территориистраны.
ПостановленияПравительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, которыесоставляют государственную тайну, подлежат официальному опубликованию непозднее пятнадцати дней со дня их принятия.
Постановленияи распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ,федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФмогут быть отменены Президентом.
ПравительствоРФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющиеправового характера.
ПредседательПравительства РФ: возглавляет Правительство, организует его работу,распределяет обязанности между своими заместителями, ведет заседанияПравительства; представляет Правительство за пределами страны; подписывает актыПравительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральныхорганов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должностичленов Правительства, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об ихпоощрении, распределяет обязанности между членами Правительства РоссийскойФедерации.
ПредседательПравительства Российской Федерации систематически информирует Президента РоссийскойФедерации о работе Правительства Российской Федерации.
Основныеправила организации деятельности Правительства установлены РегламентомПравительства Российской Федерации, который утвержден ПостановлениемПравительства РФ от 01.06.2004 N 260 «О Регламенте ПравительстваРоссийской Федерации и Положении об Аппарате Правительства РоссийскойФедерации»[3].
Дляобеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнениеморганами исполнительной власти принятых ими решений существует аппаратПравительства, действующий на основе того же положения.
Известнуюроль в деятельности Правительства Российской Федерации играют образуемые имправительственные и межведомственные координационные органы, именуемыекомиссиями или организационными комитетами, а также органы совещательные,именуемые советами.
Комиссииобразуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органовисполнительной власти при решении определенного круга задач.
Вкачестве примера можно назвать Комиссию Правительства по вопросамагропромышленного комплекса, образованную Постановлением Правительства от 12декабря 2000 г., Комиссию Правительства по законопроектной деятельности и др.Советы при Правительстве РФ образуются для предварительного рассмотрениявопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера.Например, Совет по вопросам подготовки проектов приоритетных нормативных актовв экономической сфере (образован 19 сентября 1997 г.), Совет по предпринимательству при Правительстве РФ (образован 5 августа 2000 г.) и др. Компетенция координационных и совещательных органов, а также порядок принятия решенийопределяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
СтруктураАппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и подразделенияАппарата — департаменты Правительства и секретариаты ПредседателяПравительства, заместителя Председателя Правительства и Руководителя АппаратаПравительства. В составе департаментов создаются отделы.
ДепартаментПравительства обеспечивает деятельность Правительства, его Президиума, а такжеАппарата Правительства по вопросам, входящим в сферу его ведения, ивзаимодействует с соответствующими федеральными министерствами, федеральнымислужбами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которыхосуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, с другимигосударственными органами и организациями.[4]/>/> 1.2 Правительство и иные органы власти
Неявляясь главой Правительства РФ и официально не возглавляя исполнительнуювласть, Президент РФ оказывает решающее влияние на процесс формированияПравительства РФ, поскольку от Президента в конечном счете зависит назначениеПредседателя Правительства и формирование всей системы федеральных органов исполнительнойвласти, включая назначение министров и руководителей некоторых других органовгосударственной власти и освобождение их от должности. Несомненно, важноезначение имеет ст. 32 Федерального конституционного закона «О ПравительствеРоссийской Федерации». Она устанавливает, по существу, двоевластие вруководстве некоторыми федеральными исполнительными органами. Президентнепосредственно руководит федеральными министерствами обороны, безопасности,внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуацийи ликвидации последствий стихийных бедствий и рядом других ведомств такназываемого «силового блока». То, что они находятся в ведении Президента,обусловливает его право утверждать по представлению Председателя Правительстваположения об этих органах и назначать их руководителей. По действующейКонституции РФ, Правительство в полной мере несет ответственность только передПрезидентом РФ. Безусловная и полная ответственность Правительства РФ передПрезидентом РФ — это одна из главнейших характеристик зависимости Правительстваот главы государства, отражающая существенную взаимосвязь между ними, реальнуювозможность Президента РФ оказывать эффективное воздействие на ПравительствоРФ, на управление страной.
Такоесоотношение между властью Президента РФ и Правительства РФ вовсе не означает,что Правительство РФ обезличено и является только тенью Президента РФ. Впределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законами, оноюридически самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за своидействия и обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительнойвласти. Оно издает свои правовые акты, не испрашивая разрешения или согласияПрезидента РФ, самостоятельно строит свои отношения с Федеральным Собранием и судебнойвластью, с органам государственной власти субъектов РФ[5].
Вч. 2 ст. 43 Федерального конституционного закона «О Правительстве РоссийскойФедерации» записано: «Правительство Российской Федерации в пределах своихполномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации исубъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительнойвласти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации».
Проблемавзаимоотношения органов исполнительной власти Российской Федерации и органовисполнительной власти ее субъектов нашла конституционное закрепление и в ч. 1ст. 78 Конституции РФ. Федеральные органы исполнительной власти дляосуществления своих полномочий и федерального контроля могут создавать своитерриториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, которыесогласовывают свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти.Это, например, подразделения Министерства налогов и сборов РФ,межтерриториальные подразделения Министерства путей сообщения, военныекомиссариаты и др.
Кромеэтого, федеральные органы исполнительной власти могут передавать своиполномочия органам исполнительной власти субъектов Федерации, которые, в своюочередь, также могут осуществлять передачу части своих полномочий органамисполнительной власти Российской Федерации на основе взаимного соглашения.
Всоответствии с Конституцией Президент и Правительство России обеспечиваютосуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территорииРоссийской Федерации. Например, Президенту дано право приостановить действиеправовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если онипротиворечат Конституции или федеральным законам, международным обязательствамРоссийской Федерации или нарушают права человека и гражданина, до решения этоговопроса в соответствующем суде.
Чтоже касается Правительства РФ, то оно вправе лишь вносить предложения ПрезидентуРФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФв случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам,международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свободчеловека и гражданина.
Длярегламентации отношений Правительства РФ и федеральных органов исполнительнойвласти с полномочными представителями Президента в федеральных округахПравительство РФ приняло специальное Постановление от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органовисполнительной власти с полномочными представителями Президента РоссийскойФедерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органовисполнительной власти».
Центральноеместо во взаимоотношениях федерального Правительства с российским парламентомзанимает вопрос о роли парламента в формировании Правительства. СогласноКонституции РФ предложение о назначении конкретного лица на пост ПредседателяПравительства РФ вносит в Государственную Думу Президент России.
ПравоГосударственной Думы — выразить или не выразить свое согласие. Сама Дума прававыдвигать кандидатов на этот пост не имеет.
Всоответствии с Регламентом Государственной Думы кандидат на должностьПредседателя Правительства РФ должен доложить Думе программу основных направленийдеятельности будущего Правительства, ответить на вопросы депутатов. Конституцияопределяет и порядок разрешения разногласий между Президентом и парламентом поповоду кандидатуры на пост главы Правительства РФ: если Государственная Думатри раза подряд отклонит предложенные Президентом РФ кандидатуры, тоосуществляется одно из полномочий Президента — конституционные право иобязанность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов.Естественно, что в этом случае Президент РФ самостоятельно решает вопрос оназначении Председателя Правительства РФ[6].
Другимнаправлением взаимоотношений Правительства и Федерального Собрания являетсявыражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ и обсуждение вопросао доверии Государственной Думы Правительству РФ.
Всоответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразитьнедоверие Правительству РФ, при этом такое постановление должно быть принятобольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Выражениенедоверия Правительству означает постановку перед Президентом РФ вопроса оботставке Правительства. Окончательное решение вопроса об отставке Правительствав связи с выраженным ему недоверием принимает Президент: он либо соглашается смнением Государственной Думы и принимает отставку Правительства, либоуведомляет ее о своем несогласии с таким решением Думы. Но если Дума в течениетрех месяцев после этого уведомления повторно выразит свое недовериеПравительству, то Президент должен принять решение либо об отставкеПравительства, либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборовв нее. В ч. 4 ст. 117 Конституции РФ устанавливается процедура решения вопросаоб отставке Правительства в том случае, когда Председатель Правительства самставит перед Думой вопрос о том, доверяет ли она Правительству. Если Думапринимает решение о доверии Правительству, оно продолжает свою деятельность.Если же Дума отказывает Правительству в доверии, окончательное решение повопросу об отставке Правительства принимает Президент. В течение семи дней содня принятия Государственной Думой решения о недоверии данному составуПравительства Президент обязан решить вопрос либо об отставке Правительства,либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов в нее[7].
Следующимважным направлением взаимоотношений Правительства с Федеральным Собраниемявляется согласование интересов при принятии федерального бюджета ирассмотрении проектов федеральных законов.
Какизвестно, Правительству принадлежит право законодательной инициативы.Правительство, реализуя принадлежащее ему право законодательной инициативы, всечаще вносит в Государственную Думу проекты федеральных конституционных ифедеральных законов, участвует в законопроектной деятельности палатФедерального Собрания, а также Президента Российской Федерации. Определенныеорганизационные механизмы осуществления законопроектных процедур содержатся вРегламенте Государственной Думы, в Регламенте и других актах Правительства, но,естественно, приоритет здесь остается за нормами Конституции РФ и федеральныхзаконов. Разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов попредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ вобязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственнойвласти субъектов РФ.
ЧленыПравительства РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палатФедерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентамипалат. Взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собранияобеспечивается полномочным представительством Правительства РФ в ФедеральномСобрании, которое действует на основе Положения о Полномочном представительствеПравительства Российской Федерации в Федеральном Собрании РФ и КонституционномСуде РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ.[8]
Всоответствии со ст. 42 Федерального конституционного закона «О ПравительствеРоссийской Федерации» Правительство РФ в пределах своих полномочий: производитфинансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможностьполного осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;обеспечивает исполнение судебных решений[9].
2. Порядокформирования и состав Правительства Российской Федерации 2.1 Состав Правительства РоссийскойФедерации. Порядок формирования состава Правительства Российской Федерации
ПравительствоРоссийской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей ПредседателяПравительства Российской Федерации и федеральных министров. В соответствии суказами Президента Российской Федерации заместители Председателя ПравительстваРоссийской Федерации и федеральные министры могут замещать должностиполномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральныхокругах.[10]
ПосколькуРоссийская Федерация является республикой президентского типа, то Председателяправительства назначает на должность Президент РФ (в отличие от парламентскихреспублик, где кандидатуру председателя правительства определяет, как правило,лидирующая партия). Статья содержит два основных требования к претенденту надолжность председателя Правительства: он должен быть гражданином России и не иметьгражданства другого государства.
Относительноконкретного порядка назначения Председателя Правительства на должность, законотсылает к нормам Конституции РФ. Согласно ст. 111 Конституции, ПредседательПравительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерациис согласия Государственной Думы.
Предложениео кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится непозднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранногоПрезидента Российской Федерации или после отставки Правительства РоссийскойФедерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры ГосударственнойДумой.
ГосударственнаяДума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуруПредседателя Правительства Российской Федерации в течение недели со днявнесения предложения о кандидатуре.
Послетрехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя ПравительстваРоссийской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерацииназначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускаетГосударственную Думу и назначает новые выборы.
Конституционныйсуд РФ, осуществляя толкование положений ч. 4 ст. 111, дал следующееразъяснение закрепленной в ней норме: Положение части 4 статьи 111 КонституцииРоссийской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатурПредседателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой вовзаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что ПрезидентРоссийской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений окандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерациивправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либопредставлять каждый раз нового кандидата.
ПравоПрезидента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаиватьна ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматриватьпредставленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение — с другой,должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованномфункционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе наоснове предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащихей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главыгосударства и в парламентской практике.
Послетрехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерациикандидатур Председателя Правительства Российской Федерации — независимо оттого, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидатдважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску. Правовая логикастатьи 111 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи сее статьями 83 (пункт «а»), 84 (пункт «б») и 103 (пункт «а»части 1), заключается в том, чтобы в условиях разделения государственной властив Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10Конституции Российской Федерации) не допускать их противоборства, которое несогласуется с тем, что единственным источником, из которого они проистекают, иносителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народРоссийской Федерации (преамбула, статья 3, части 1 и 2).
Указаннымипринципиальными положениями, лежащими в основе организации власти в демократическомправовом государстве, обусловлена также и необходимость получения согласияГосударственной Думы на назначение предложенной Президентом РоссийскойФедерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. Приэтом, определяя условия и порядок назначения Председателя ПравительстваРоссийской Федерации, Конституция Российской Федерации предусматривает способыпреодоления возможных разногласий ветвей власти, с тем чтобы не допуститьзатягивания формирования и вследствие этого — блокирования деятельностиПравительства Российской Федерации как одного из институциональных элементовконституционного строя Российской Федерации (статья 11, часть 1).
Изчасти 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другимиконституционными положениями, касающимися статуса главы государства, следует,что выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры ПредседателяПравительства Российской Федерации является прерогативой Президента РоссийскойФедерации. Конституция Российской Федерации, не ограничивая данное право,позволяет Президенту Российской Федерации самому определять конкретный вариантего реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дваждыили трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.
Всвою очередь Государственная Дума участвует в назначении ПредседателяПравительства Российской Федерации, давая согласие или отказывая в согласии наназначение предложенной кандидатуры. При этом из Конституции РоссийскойФедерации не вытекает возможность юридических ограничений названных правомочийучастников данного процесса.[11]
Основанияпрекращения полномочий Председателя Правительства РФ. Освобождает от должности(как и назначает на должность) Председателя Правительства только Президент РФ.Закон предусматривает всего два основания прекращения полномочий председателяПравительства: его собственное желание и невозможность исполнения ПредседателемПравительства Российской Федерации своих полномочий. Собственное желание ПредседательПравительства изъявляет в форме заявления об отставке. Невозможность исполненияполномочий может быть вызвана различными причинами — тяжелая илипродолжительная болезнь, смерть, наличие фактов, компрометирующих ПредседателяПравительства, ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.
Опрекращении полномочий председателя Правительства Президент РФ обязательнодолжен уведомить Совет Федерации и Государственную Думу Федерального СобранияРоссийской Федерации. Такое уведомление должно быть произведено без излишнихотлагательств в день принятия решения.
Посколькучлены Правительства, назначаются на должность и освобождаются от должности попредложению Председателя Правительства, то прекращение полномочий (освобождениеот должности) Председателя Правительства влечет отставку всего Правительства.
ПредседательПравительства РФ не может абсолютно постоянно и беспрерывно исполнять своиобязанности. Как и любой живой человек, он может заболеть, он нуждается вотпуске. На практике могут возникнуть и иные ситуации, когда для временногоисполнения обязанностей Председателя Правительства необходим другой человек. Статья11 ФЗ «О Правительстве РФ» определяет способ выхода из таких ситуаций.
Основаниязамещения Председателя Правительства иным лицом: временное отсутствиеПредседателя Правительства и освобождение его от должности. В обоих случаяхобязанности Председателя Правительства будет исполнять его заместитель.
Временноеотсутствие Председателя Правительства. Причины такого отсутствия могут бытьразными: болезнь, отпуск и т.д. Определение конкретного заместителя,призванного исполнять обязанности Председателя Правительства в случае еговременного отсутствия, должно производиться в соответствии с распределениемобязанностей между заместителями, составленным в письменной форме. На настоящиймомент действует Распределение обязанностей между заместителями ПредседателяПравительства Российской Федерации (утв. Правительством РФ 1 июня 2000 г. N 1801п-П17).[12]
Порядок определения кандидатуры заместителя, исполняющегообязанности Председателя Правительства в период с момента освобождения отдолжности прежнего Председателя Правительства до назначения новогоПредседателя. Конкретную кандидатуру назначает Президент. Он ограничен в выборетолько кандидатурами заместителей прежнего Председателя Правительства. Потексту данной статьи, назначение Исполняющего обязанности ПредседателяПравительства является правом Президента. Если же Президент не назначаетИсполняющего обязанности, то Президент может воспользоваться предоставленнымиему п. «б» ст. 83 Конституции РФ полномочиями самостоятельнопредседательствовать на заседаниях Правительства. Исполняющий обязанностиПредседателя Правительства не может быть назначен на постоянной основе. Закономустановлен максимальный срок в 2 месяца.
Заместителейпредседателя Правительства и федеральных министров может назначать на должностьтолько Президент Российской Федерации, однако выбор Президентом осуществляетсяиз кандидатур, предложенных Председателем Правительства РФ.
Относительноосвобождения от должности указанных лиц, закон определяет всего два основания:предложение Председателя Правительства об освобождении от должности конкретногозаместителя Председателя или федерального министра или согласие президента споданным данными лицами заявлением об отставке.[13] 2.2 Ограничения, связанные спребыванием в составе Правительства Российской Федерации
Ограниченияможно разделить на несколько групп:
запретна совмещение должностей;
запретна занятие определенной деятельностью;
запретна получение материального вознаграждения от третьих лиц;
запретна использование служебного положения в личных целях.
Данныеограничения необходимы для обеспечения объективного, профессионального подходачленов Правительства к своей деятельности.
Запретна занятие должностей членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы,депутатов законодательных (представительных) органов государственной властисубъектов Российской Федерации и депутатов выборных органов местногосамоуправления, установленный в комментируемой статье напрямую связан с принципомразделения властей. Законодательная и исполнительная ветви власти должны бытьнезависимыми. Занятие же лицом, представляющим одну ветвь власти, должности врамках другой ветви власти полностью устраняет возможность независимости.
Вцелях обеспечения объективности принимаемых решений и эффективного выполнениясвоей деятельности, запрещает членам Правительства занимать иные должности ворганах государственной власти и органах местного самоуправления. Приотсутствии такого запрета могла бы сложиться абсурдная ситуация.
Предпринимательскойдеятельностью, занятие которой запрещает часть третья статьи 11 ФЗ «ОПравительстве РФ», является самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 3 ч. 1ст. 2 ГК РФ[14]).
Статья11 ФЗ «О Правительстве РФ» запрещает не только личное занятиепредпринимательской деятельностью, но и осуществление ее через доверенных лиц.Поэтому следует признать порочной сложившуюся практику, при которой самодолжностное лицо только внешне соблюдает букву закона, но, на самом деле, занего предпринимательскую деятельность ведет его супруг, иной родственник илидруг.
Членыправительства так же не могут участвовать в управлении хозяйствующим субъектомвне зависимости от его организационно-правовой формы. В понятие«хозяйствующий субъект» входят юридические лица, предприниматели безобразования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласноч. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет всобственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленноеимущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своегоимени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическиелица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Предпринимательбез образования юридического лица может осуществлять свою деятельность толькопосле государственной регистрации в качестве такового.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, согласно ч. 1 ст. 1Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[15], представляет собой объединениеграждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственностиимущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственнуюдеятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализациюсельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Для обеспечения беспристрастности при осуществлении членамиПравительства своей профессиональной деятельности, при вступлении в должностьони должны передавать в доверительное управление принадлежащие им доли (пакетыакций) в уставном капитале коммерческих организаций. Под доверительным управлениемследует понимать самостоятельную деятельность управляющего по наиболееэффективному осуществлению от своего имени правомочий собственника и (или) иныхправ другого лица (учредителя управления) в интересах последнего или указанногоим лица (выгодоприобретателя). На доли (вклады) подразделяется уставный(складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ. Хозяйственныетоварищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества навере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться вформе акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительнойответственностью. У акционерного общества, при этом, уставный капитал разделенна определенное число акций.
Порядокпередачи долей (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций вдоверительное управление, а так же осуществления самого доверительногоуправления установлен Главой 53 ГК. Доверительное управление имуществом членаПравительства продолжается все время пребывания его в составе ПравительстваРоссийской Федерации. Гарантом сохранности переданных в доверительноеуправление долей, (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций,выступает государство.
Посколькувсе способы незаконного извлечения дохода в одной норме перечислить практическиневозможно, комментируемый закон устанавливает общий запрет на занятиекакой-либо иной оплачиваемой деятельностью. Из этого правила есть всего лишьнесколько исключений: Член Правительства может заниматься преподавательской,научной или иной творческой деятельностью.
Член правительства не имеет права быть поверенным илипредставителем третьих лиц в органах государственной власти. Представительство,по смыслу Гражданского кодекса представляет собой основанное на законе,доверенности или акте уполномоченного государственного органа или органаместного самоуправления осуществление одним лицом (представителем) от имени и винтересах другого лица юридических действий. Поверенным именуется сторона вдоговоре поручения, которая обязуется совершить от имени и за счет другойстороны (доверителя) определенные юридические действия
Разрешениена представительство интересов другого лица членом Правительства означало бывозможность использования своего служебного положения в интересах частных лиц.
Устанавливаязапрет на использование в неслужебных целях информации, средствматериально-технического, финансового и информационного обеспечения,предназначенных только для служебной деятельности законодатель стремится кустранению корыстной заинтересованности в занятии поста члена Правительства,воспрепятствованию злоупотреблениям должностным положением.
Помнению ряда авторов, под указанный запрет подпадают также: использование наслужбе, но вне служебной необходимости, не по назначению, без соблюдения правилэксплуатации оргтехники, средств коммуникации; использование средств,выделенных на официальные расходы в личных целях.
Зачастуюгонорары за публикации и выступления являются замаскированной формой дачивзятки. Поэтому законодатель включил получение гонораров за публикации ивыступления в качестве члена Правительства Российской Федерации в число иныхзапретов.
Поаналогичным причинам члену Правительства запрещено принимать вознаграждение, втом числе услуги, оплату развлечений и отдыха, подарки, не предусмотренныефедеральным законом ссуды от физических и юридических лиц. Такой широкий спектрвозможных «подношений» предусмотрен во избежание попадания членаПравительства в зависимость от каких-либо организаций, граждан, группировок, влиянияэмоций, чувств в отношении дарителя на принимаемые решения.
Следуетсогласиться с авторами комментария к закону «О государственной гражданскойслужбе в Российской Федерации», полагающими, что вознаграждения считаютсяпринятыми в связи с исполнением должностных обязанностей, если:
вдоговоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или наподарке указана должность лица, его принимающего;
вознаграждениевручено по месту службы или во время участия гражданского служащего вмероприятиях, в которых он представляет соответствующий государственный орган;
дарительпрямо или косвенно заинтересован в управленческом решении, действии пореализации гражданским служащим своих должностных полномочий, либо в отсутствиитакого действия, и при этом принявший вознаграждение в силу своей должностинепосредственно осуществляет полномочия государственного органа илинепосредственно участвует в осуществлении или в подготовке осуществленияуказанных полномочий.
Следуетучитывать, что ст. 575 ГК РФ[16]допускает обычные подарки, то есть подарки, цена которых не превышаетустановленных законом 5 минимальных размеров оплаты труда.
Часть 9 статьи 11 ФЗ «О Правительстве РФ» запрещает членамПравительства принимать без разрешения Президента почетные и специальные званияиностранных государств, иностранные награды и иные знаки отличия. Бесконтрольноеполучение иностранных наград дало бы возможность иностранным государствам спомощью такого «рычага воздействия» добиваться выгодных им решений ивызывало бы сомнения в деятельности членов Правительства на благо страны.
ЧленыПравительства не имеют права, при выезде в служебные командировки за пределыРоссийской Федерации, пользоваться непредусмотренными законом источникамифинансовых средств. Расходы данных должностных лиц не могут погашаться за счетпосторонних физических или юридических лиц. Члены Правительства имеют правопользоваться только командировочными средствами, выделенными в соответствии сзаконодательством. Кроме того, не возможно запретить членам правительствапользоваться личными сбережениями (хотя в такую бескорыстность слабо верится).Исключением из данного правила могут служить только предусмотренныезаконодательством Российской Федерации, международными договорами РоссийскойФедерации командировки «за счет принимающей стороны» или на взаимнойоснове по договоренности федеральных органов государственной власти сгосударственными органами иностранных государств, международными и иностраннымиорганизациями. В последней ситуации Российские члены Правительства могутпользоваться в служебных командировках средствами, предоставленными иностраннымгосударствам. А должностные лица этого государства, в свою очередь,направляются в служебную командировку в Россию, и командировочные расходыоплачиваются за счет российских средств.[17]
Заключение
Федеральныйконституционный закон (в действ. ред.) на основе норм Конституции РФпровозглашает, что «Правительство Российской Федерации высшийисполнительный орган государственной власти Российской Федерации…Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом,возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации»(ст. 1); «Правительство Российской Федерации в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральнымизаконами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координируетдеятельность федеральных органов исполнительной власти» (ст. 32) и т.д. Нив самой Конституции Российской Федерации, ни в Федеральном конституционномзаконе «О Правительстве РФ» не имеется норм, прямо указывающих на то,что Правительство РФ входит в систему и структуру федеральных органовисполнительной власти.
/>/>/>/>/>/>/>Список использованных источников и литературы
Нормативные и иные правовыеакты
1. КонституцияРоссийской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изм. от30.12.2008). // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральныйконституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) ОПравительстве Российской Федерации // Российская газета. N 245, 23.12.1997.
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
4. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от17.07.2009, с изм. от 08.05.2010) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996,№ 5, ст. 410.
5. Федеральный законот 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 30.10.2009) О крестьянском (фермерском)хозяйстве // Парламентская газета. N 109, 18.06.2003.
6. ПостановлениеПравительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 30.11.2009) О РегламентеПравительства Российской Федерации и Положении об Аппарате ПравительстваРоссийской Федерации // Российская газета. N 119, 08.06.2004.
7. Распределениеобязанностей между Председателем Правительства Российской Федерации и егозаместителями (утв. Правительством РФ) // Российская газета. N 191, 08.10.1998.
Литература
8. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. — М.: Издательство: Норма, 2003.
9. Безуглов А.А.,Солдатов С.А. Конституционное право России ООО «Профобразование», — 2003.
10. Комментарий кКонституции Российской Федерации под ред. Л.А. Окунькова, М.: Издательство БЕК,2006.
11. КонституцияРоссийской Федерации. Проблемный комментарий. /Отв. ред. В.А. Четвернин. — М.1997.
12. Лапина М.А.Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическоепособие. «Издательство Института проблем риска», 2006.
13. Смушкин А.Б.Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» — ООО «Новая правоваякультура», 2007 г.
14. Смушкин А.Б.Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (постатейный) // СПСКонсультантПлюс. 2006.
15. Суворов В.Н.Президент и Правительство Российской Федерации: конституционная проблемавзаимоотношений. В кн.: Труды Московской государственной юридической академии №4. — М., 2004.
Судебная практика
16. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации»//Собраниезаконодательства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 52 ст. 6447.