1. Изменения в рыночном предложении 2. Постоянные и переменные факторы производства. Закон убывающей производительности Факторы производства, которые используются предпринимательской фирмой, называются вводимыми, или входными, факторами. Каждый вводимый фактор может рассматривать как комплекс или группу факторов. С позиций возможности изменения объема использования включения различают а фиксированный постоянный фактор, когда в анализируемый период времени нельзя изменить масштабы его использования б
переменный фактор, когда в анализируемый отрезок времени можно изменить масштабы его включения. С учетом доминирования среди включенных факторов производства постоянных или переменных факторов в бизнеспланировании принято различать 1 мгновенный временной промежуток времени 2 краткосрочный период деятельности фирмы 3 долгосрочный период деятельности предпринимательской фирмы. В мгновенный период времени фирма не располагает переменными факторами производства.
Все обстоятельства рассматриваются в качестве постоянных или фиксированных. На объем предложения фирма может повлиять только за счет запасов ранее произведенных товаров. Краткосрочным периодом в деятельности фирмы называется такой временной период, в течение которого хотя бы один фактор производства можно рассматривать в качестве переменного. Долгосрочным периодом называется такой период времени, когда фирма имеет возможность достаточно свободно
маневрировать объемами включения всех факторов производства. В долговременный период все факторы производства рассматриваются как переменные. Закон убывающей производительности, который часто называется также законом убывающей отдачи, гласит если количество всех материальных элементов, участвующих в процессе труда, кроме одного, фиксировано, то, начиная с некоторого момента, прирост каждой последующей добавочной единицы переменного элемента
будет давать все меньшее приращение продукта. Закон этот на практике проявляется тем заметнее, чем менее планомерным является трудовой процесс. Понятие убывающей производительности отдачи опирается на повседневный опыт и характеризует нарушение общесистемного принципа оптимальности, согласно которому в эффективно действующей системе все ее компоненты должны находиться в оптимальном количественном соотношении. Причем закон убывающей производительности отражает только одну сторону эффекта, вызываемого увеличением
количества одного компонента системы при неизменном количестве других компонентов. Если анализ начинать с нулевого количества исследуемого фактора в системе, то сначала производительность системы возрастает и лишь после того, как его количество достигнет оптимума, производительность начинает падать. Этот закон можно проиллюстрировать на любом житейском примере. Слишком много поваров портят суп говорит поговорка.
Но и один повар может его испортить, если нарушит принцип оптимальности, который можно назвать также законом пропорциональности компонентов системы. Например, если в варящийся суп повар будет подсыпать по крупице соли, то до некоторого момента отдача от этой процедуры в виде вкуса супа будет повышаться, а затем неуклонно падать вплоть до полной его несъедобности. Таким образом, закон убывающей производительности отражает только частный случай закона пропорциональности.
Студент, готовящийся к экзамену, инженер, работающий над проектом, крестьянин, пропалывающий свой огород, как правило, обнаруживают, что сначала работа идет вполне производительно, но затем постепенно труд становится все менее эффективным. В конце концов, при всем желании трудиться и дальше они чувствуют необходимость прекратить работу и даже могут объяснить это очевидным фактом убывающей производительности труда. Закон убывающей производительности отдачи является одним из выражений целого семейства подобных
законов закона убывающего прироста физического продукта, закона убывающего предельного физического продукта, закона убывающей доходности. В сущности, все эти законы являются формами выражения принципа оптимальности, в соответствии с которым на эффективность системы оказывают отрицательное влияние, как недостаток, так и избыток тех или иных ее элементов. 3. Максимизация прибыли совершенным конкурентом Располагая неизменным оборудованием в краткосрочном периоде фирма пытается максимизировать свои прибыли
или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов, таких как труд, сырье и т.д. Известны два принципа по которым можно определить уровень производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек, второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек. Принцип сравнения валового дохода и валовых издержек.
B C A Q Данный график иллюстрирует сравнение валового дохода и валовых издержек. График валового дохода выглядит таким образом, потому что каждая дополнительная единица продукции добавляет ее цену к валовому доходу. Валовые издержки возрастают с ростом производства, также на них распространяется закон убывающей отдачи, в результате чего темп роста становится медленнее эффективность использования ресурсов, но спустя некоторое время темпы роста опять увеличиваются.
Точки А и B являются точками критического объема производства и всякое производство за их пределами является убыточным. Производство внутри этих точек прибыльно. Самая максимальная прибыль достигается в месте, где расстояние по вертикали между прямой валового дохода и издержек максимально. На графике это прямая С, т.е. можно сказать, что фирма максимизирует прибыль, если валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.
Более распространенным методом является метод сопоставления предельного дохода MR с предельными издержками MC. Он более удобен, т.к. его можно применять независимо от того являются ли фирмы чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Пока предельный доход растет быстрее, чем предельные издержки, фирма расширяет производство и ее прибыль увеличивается. MR MC MC E Q MR Если предельные издержки превысят предельный доход
MC MR,то фирма будет сокращать производство, так как ее прибыль уменьшается. Точка E является точкой максимальной прибыли, здесь предельные издержки производства и предельный доход равны, а их кривые пересекаются в этой точке. Правило MRMC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм на любом рынке чисто конкурентном, монополистическом, монополистически конкурентном, олигополистическом и других.
Для чисто конкурентного рынка правило максимизации прибыли имеет вид PMRMC. Цена равна предельным издержкам и предельному доходу, что представляет собой частный случай правила MRMC. Если цена будет превышать минимум средних переменных издержек, то фирма будет максимизировать прибыль, производя объем продукции при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Из этого следует, что максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции,
при котором предельные издержки предприятия равнялись бы рыночной цене, т.е PMC. 4. Антимонопольная политика государства Одним из ярких проявлений вырождения рыночного механизма является монополизация национальной экономики. Такие тенденции подавляют свободную конкуренцию, видоизменяют механизм перелива капитала. Здоровая рыночная экономика основывается на капитализме свободного предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное распределение ресурсов и взвинчивание цен.
Одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется государственное вмешательство. Соотношение монополия конкуренция один из главных вопросов, стоящих перед экономической политикой государства в развитой рыночной экономике. Антимонопольное регулирование выступает как совокупность экономических, законодательных и административных действий, направленных на развитие свободной конкуренции и недопущение
тенденций, предполагающих эксплуатацию рыночного спроса и необоснованное получение дополнительного дохода. Идеальной с точки зрения экономиста была бы антитрестовская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. 8 Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным
органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ. Ограничение монополистической деятельности процесс формирования и реализации условий, не позволяющих
доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
Пресечение монополистической деятельности собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний. Слияния. Отношение к слияниям меняется в зависимости от типа слияний. Правительство обычно предпринимает антитрестовские меры по поводу горизонтального слияния, т. е. слияния
двух конкурентов на одном и том же рынке, в том случае, если их совокупная рыночная доля превысит 15. Основное исключение делается тогда, когда одна из сливающихся фирм находится на грани банкротства. Вертикальные слияния слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производственного процесса в одной и той же отрасли, обычно не допускаются, если каждая из фирм обладает 10 и большей долей соответствующего рынка. Причина состоит в том, что такие слияния лишают возможности другие фирмы продать свою продукцию
фирме-покупателю. Фиксация цен. Факты фиксации цен даже сравнительно небольшой фирмой вызовут антитрестовский судебный иск, как и другие действия, основанные на тайном сговоре, такие как планы поделить продажи на рынке. Чтобы добиться вынесения приговора, правительству или другой стороне, выдвигающей обвинение, достаточно показать, что тайный сговор с целью установления цен или раздела продаж имел место. Естественная монополия возникает, когда средние издержки снижаются для каждого уровня производства,
и, таким образом, для наиболее эффективной организации производства необходимо существование всего одной фирмы. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт например, природного газа, нефти, проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, кабельное телевидение. Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы 1. непосредственное установление
цен на продукцию естественных монополистов 2. косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности 3. использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции оказание услуг в условиях естественной монополии. Учитывая объективный характер существования в экономике естественных монополий и бессмысленность борьбы с ними, задача государства, очевидно, заключается в нахождении баланса и в согласовании сторон, имеющих
отношение к деятельности естественных монополий. Государство должно, с одной стороны, защищать потребителей от возможных злоупотреблений монопольным положением со стороны естественных монополий, а с другой способствовать развитию монополизированных отраслей и производств в интересах общества. Этим и обусловлена необходимость специального государственного регулирования естественных монополий в рыночной экономике. Государство разрабатывает антитрестовское законодательство и определяет допустимые
пределы монополизации национальной экономики с учетом обеспечения экономической эффективности. Антимонопольное регулирование требует различать низкие цены, которые являются результатом рационализации экономики предприятия и демпинговые цены, вводимых искусственно и целью подавления конкурентов. Вводится экспертиза проектов законодательных актов, бизнес-планов развития предпринимательских фирм. Поддерживаются программы развития мелкого и среднего бизнеса.
Так, например, в условиях Беларуси важно иметь эффективное антимонопольное регулирование, обеспечивающее равновесие между совершенной конкуренцией и монополией. Свыше 20 государственных предприятий являются в республике единственными производителями. Однако сегодня многие крупные предприятия не обладают реальной монопольной властью, не распоряжаются произведенной продукцией, хронически убыточны, не конкурентоспособны по цене и качеству продукции, лишены
гарантированных источников сырья. В переходный период следует обратить внимание на появление новых форм монополизма и центров экономической власти тайные картельные соглашения предприятий теневой бизнес и т.д Сращивание управляющей элиты с частным производством может привести к формированию государственно-частного монополизма, расширению номенклатурного бизнеса, акционерных обществ нерыночного типа. Задача 1. Определить эластичность спроса по цене и общие расходы населения на покупку билетов на концерт,
а также зависимость между эластичностью спроса по цене и общей суммой расходов на приобретение билетов, используя данные таблицы. Цена, тыс. рублей РВеличина спроса, тыс. шт. QdЭластичность спроса по цене EdОбщая сумма расходов на билеты, тыс. рублей22,510-22520,02040015,04060012,550 62510606005,0804002,5901,096960100- 1. 50 лекций по микроэкономике В 2-х т. СПб. Экономическая школа. 2000. Т. 2. 2. Лемешевский И.М. Микроэкономика Эк. теория,
Ч. 2. Учебное пособие для вузов. Мн. ОАО ФУАинформ, 2003. 3. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика В 2-х т. СПб. Экономическая школа. 1999. Т.2. 4. Государственное регулирование естественных монополий опыт, проблемы, перспективы. СПб 2000. 5. Макконнелл Кэмпбелл Р Брю Стэнли Л. Экономикс Принципы, проблемы и политика.
В 2т. Т.2. М. Республика, 1992. 6. 7. 8. Фишер С Дорнбуш Р Шмалензи Р. Экономика. М. Дело, 1999. 9. Никитин С Глазова Е Степанова М. Государство и проблема монополии. МЭ и МО, 1994 - 7 с. 91-103.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |