Реферат по предмету "Государство и право"


Права и обязанности природопользователей в Республике Беларусь

ВАРИАНТ 5
 
СОДЕРЖАНИЕ
1. Охарактеризуйте праваи обязанности природопользователей     
2. Проанализируйте видыответственности за нарушение водного
законодательства
Список использованныхисточников

1. Охарактеризуйтеправа и обязанности природопользователей
Институт праваприродопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права.Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок иусловия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.Право природопользования можно рассматривать и в субъективном смысле как совокупностьконкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получениемприродного объекта в пользование. Право природопользования классифицируется навиды по нескольким основаниям [6. с.156].
В зависимостиот того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования,выделяются землепользование, водопользование, лесопользование,недропользование, пользование животным миром и др. По порядку и условиямпользования различаются право общего и специального природопользования. Правообщего природопользования — это гарантированная законом возможность для всехграждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Оно предполагаетиспользование природы в качестве места, условия и средства жизни каждогочеловека, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешениякомпетентных государственных органов. Право общего природопользованиянепосредственно вытекает из Конституции Республики Беларусь, предусматривающей правограждан на благоприятную окружающую среду, и конкретизируется в нормах текущегозаконодательства — земельного, водного, лесного и др.
Правоспециального природопользования означает возможность использовать в установленном закономпорядке и на основе специального юридического документа (государственного акта,разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с ихцелевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересовобщества. Оно, как правило, является платным. Действующее экологическоезаконодательство определяет круг субъектов права природопользования, имиявляются: граждане; органы государственного управления, объединения,подчиненные Правительству; общественные объединения; органы территориальногообщественного самоуправления; совместные предприятия и международные обледененияи организации с участием белорусских и иностранных юридических лиц; иностранныеюридические лица, иностранные государства, международные организации, иностранныеюридические и физические лица. Общее содержание права природопользованиязаключается в правомочиях и обязанностях субъектов этого права по владению ипользованию ответствующими природными ресурсами и объектами природы.
Необходимойпредпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность — наличие правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц — какобщей правоспособности, так и специальной, если последняя предполагаетвозможность использования природных ресурсов в соответствии с целями ихдеятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.
Объектомправа природопользованияпризнается индивидуально определенная часть природного ресурса (например,земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленнаяфизически (путем установления ее границ на местности, «в натуре»), а такжеюридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования,например, свидетельстве о праве собственности на земельный участок, договореаренды участка лесного фонда и др.).
Основаниявозникновения праваспециального природопользования обычно представляют собой сложные юридическиесоставы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющеезначение имеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов. Лицензияна право природопользования — наиболее типичное и распространенное основание возникновенияправа природопользования. В условиях развития рыночных отношений все большуюроль в организации природопользования играет договор. В сфере использованияприродных ресурсов применяются договоры аренды (лесов, водных объектов,земель), сторонами которых выступают арендатор — природопользователь иарендодатель — собственник или другой владелец природного ресурса (государство влице уполномоченного органа, юридическое лицо или гражданин). В лесном, водном правезакрепляются и иные виды договоров — концессии, долгосрочного, краткосрочного,бесплатного пользования, установления сервитутов и др. Договоры на право природопользованиямогут иметь самостоятельное значение как основания возникновения права природопользования(например, при аренде земель), или же действовать совместно с лицензией. Втаком случае договор играет вспомогательную роль, так как заключается толькопри наличии лицензии и уточняет, конкретизирует ее содержание (например,договор на право водопользования) [5. с. 56].
Наконец, внекоторых областях природопользования, в частности в сфере земельных отношений,основанием возникновения права природопользования можно считать правособственности на природный ресурс, поскольку его субъекту принадлежит входящеев его содержание правомочие пользования. Основаниями прекращения права природопользованиятакже являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном,лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства применительнок особенностям использования отдельных видов природных ресурсов. Некоторые изэтих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, правоводопользования прекращается вследствие естественного или искусственногоисчезновения водного объекта. Однако большинство юридических фактов могут бытьоснованиями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов. Кним относятся: — истечение срока пользования природным объектом; — отказприродопользователя от использования природного объекта; — ликвидацияюридического лица или смерть гражданина — природопользователя. Общимиоснованиями принудительного прекращения права пользования природными ресурсамиявляются: — изъятие природного объекта для государственных нужд; — использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением; — нарушение правил рационального использования или охраны природного ресурса. Этомогут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользованияприродным объектом, не освоение его в течение определенного срока, невыполнениеэкологических требований в процессе хозяйственного использования природногообъекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др. Впоследних двух случаях прекращение права природопользования применяется вкачестве санкции за нарушения законодательства об использовании и охранеокружающей природной среды. При этом принудительное изъятие природного объектане освобождает виновное лицо от юридической ответственности за совершенноеправонарушение.
Объем и состав прав и обязанностей, входящих в содержание права природопользования, которыми наделяются конкретные природопользователи по использованию предоставляемых им  природных объектов, множественностью их целевого назначения, различным статусом субъектов права природопользования. Между отдельными конкретными видами прав и обязанностей в области природопользования имеются существенные различия.
Основным общим правом землепользования, например, является право самостоятельного хозяйствования на земле. К этой категории прав относится право собственников и владельцев земельных участков по своему усмотрению в их границах осуществлять в установленном порядке без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина и т.д.), не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Основными общими правами пользователей недр являются использование предоставленного им участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательству; использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством; использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии; ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией; обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была представлена. Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом. Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием  водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом и иными законами. Аналогичные права защиты имеют все природопользователи, независимо от того, каким природным объектом они пользуются.
Пользователь животным миром осуществляет принадлежащее ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в  пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, представляющим соответствующую территорию, для осуществления пользования животным миром.
Обязанности, входящие в содержание права природопользования, по их значению для природопользователей можно свести к двум основным видам — позитивным и негативным.
Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; осуществлять природоохранные мероприятия; своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды [6. с. 158].
Негативные обязанности состоят в  запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей природной среды на территории в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, несоблюдение установленного порядка природопользования, нарушения прав и законных интересов третьих лиц. Права и обязанности, входящие в содержание права природопользования, подразделяют на общие, предназначенные для всех или большинства природопользователей, и специальные, предназначенные для отдельных определенных видов использования природных объектов. Важное значение в числе природопользователей не собственников имеет пользование природными объектами в соответствии с целями предоставления их в пользование. Это право является одновременно также обязанностью природопользователей — не собственников. Каждый природопользователь имеет право на возмещение причиненного ему ущерба и вместе с тем обязан возместить ущерб, причиненный им другим субъектом права.
К общим правам природопользователей можно отнести право на выброс и сброс  вредных  веществ и на захоронение отходов. Однако осуществление данного права допускается на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды.
Общими обязанностями природопользователей являются несовершенные действия, нарушающие законы, права и законные интересы других природопользователей, пользование предоставленными природными объектами в соответствии с установленными законом нормами и правилами, — в том числе экологическими. К рассматриваемой категории обязанностей относятся общие экологические требования, которые необходимо выполнять при эксплуатации предприятий,
сооружений, иных объектов и осуществлении другой деятельности. В соответствии с ними юридические лица и граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Юридические и физические лица должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически опасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проведения мероприятий по охране природных объектов и воспроизводству природных ресурсов. Общей обязанностью всех природопользователей является выполнение заключений, постановлений, представлений и иных законных решений органов государственного управления, в том числе специально уполномоченных на то органов государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Одной из основных обязанностей природопользователей по законодательству об охране окружающей природной среды является ведение совместно с государственными природоохранными органами и органами государственной статистики количественного и качественного учета природных ресурсов и вторичного сырья и определение их экологической и экономической оценки.
По водному законодательству, например, водопользователь обязан вести в установленном учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематическое наблюдение за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда. По подземным водным объектам информация должна представляться также и в государственный орган управления использованием и охраной недр.
Запрещается или в установленном порядке признаются неправомерными действия природопользователей так же, как и органов государственной власти, нарушающие антимонопольные требования законодательства. Основные специальные права природопользователей установлены законодательством и зависимости от вида природопользователя и целевого назначения природного объекта, предоставляемого в пользование, и субъекта права природопользования.
К числу этих прав можно отнести, например, следующие.
Некоторые категории субъектов права природопользования (совхозы и т.д.), ведущие хозяйственную деятельность, наделены правами, являющимися в большинстве случаев одновременно и обязанностями, по внутрихозяйственному управлению закрепленными за ними природными объектами.
Это управление представляет собой, в основном, распределение и перераспределение природных объектов, передаваемых первичными природопользователями во вторичное пользование, учет и контроль в случаях, непосредственно предусмотренных законом.
Предприятия и организации — природопользователя при обращении в органы государственной власти и управления имеют право на получение от них на договорной основе информации о состоянии окружающей природной среды. Специальные обязанности, предусмотренные законом, можно показать на следующих примерах. Такие природопользователи, как предприятия и организации, обязаны, например, разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды.
Временный землепользователь обязан привести нарушенный им участок земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Специальной обязанностью является рекультивация земель, то есть приведение земельных участков в состояние, пригодное для сельскохозяйственных или иных нужд, земельных участков по окончании использования их для строительства, добычи полезных ископаемых.
Природопользователи при реализации предоставленных им правомочий не имеют права осуществлять свою деятельность вне пределов установленных ограничений. Ограничения прав и обязанностей  природопользователей могут вводиться при необходимости в том порядке, установленном законом, для обеспечения экологической безопасности населения, охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Ограничения могут устанавливаться вплоть до запрета отдельных видов природопользования.

2.Проанализируйте виды ответственности за нарушение водного законодательства
Юридическаяответственность – разновидность правового принуждения, представляющая собойособое правовое состояние и заключающаяся в обязанности лица претерпеватьопределенные лишения государственно-властного характера за совершенноеправонарушение. Основанием юридической ответственности является правонарушение;если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то данноелицо не подлежит юридической ответственности [5. с. 86].
Общее понятиеответственности имеет философский, методологический характер, передает особоесоциальное и морально-правовое отношение личности к обществу, заключающееся вреализации нравственно-правового долга.
О юридическойответственности говорят, как об ответственности лица за осуществлениевозложенных на него обязанностей в настоящем и будущем. В таком планеюридическая ответственность рассматривается в качестве необходимого элементаобщественной дисциплины и правопорядка.
Водопользователиобязаны: — использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены,и соблюдать установленные условия водопользования; — рационально использоватьводные ресурсы, проводить необходимые работы по сохранению и улучшению качествавод, восстановлению водных объектов; — вести учет количества забираемых ииспользуемых вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды иотводимых в водные объекты сточных вод, а также представлять в установленномпорядке отчеты соответствующим органам; — не допускать нарушения прав другихводопользователей, а также нанесения вреда хозяйственным объектам и окружающейсреде; — соблюдать установленный режим содержания зон и округов санитарнойохраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения,водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов; — содержать в надлежащемсостоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и устройства и соблюдатьустановленные правила их эксплуатации; — проводить согласованные вустановленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению ихсостояния; — своевременно информировать местные исполнительные ираспорядительные органы, органы государственного управления по природнымресурсам и охране окружающей среды, органы государственного санитарного надзорао возникновении аварий и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояниеводных объектов, и осуществлять неотложные работы по ликвидации их последствий;- беспрепятственно допускать на свои объекты представителей специальноуполномоченных органов государственного управления, осуществляющихгосударственный контроль за использованием и охраной вод, и представлять имбезвозмездно необходимую информацию; — своевременно вносить плату заводопользование в соответствии с законодательством Республики Беларусь; — выполнятьдругие обязанности по использованию и охране вод в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь [2. с. 6].
Самовольныйзахват водного объекта, самовольное водопользование, а также переуступка прававодопользования и иные сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие правасобственности Республики Беларусь на воды, являются недействительными.
/>Самовольно захваченные водные объектывозвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных захватившимиих лицами за время незаконного пользования ими, в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь.
/>Лица, виновные в совершениинарушений, указанных выше, а также в (во):
— реализациипроектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, безположительного заключения государственной экологической экспертизы;
— загрязнениии (или) засорении вод либо нарушении режима содержания водоохранных зон иприбрежных полос водных объектов, а также нарушении установленноговодоохранного режима на водосборах, вызвавшем загрязнение вод, водную эрозиюпочв и другие негативные явления;
— вводев эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений иустройств, предотвращающих загрязнение и (или) засорение вод либо их вредноевоздействие;
— вводев эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений иустройств, обеспечивающих учет и рациональное использование вод;
— забореводы с превышением лимитов, утвержденных уполномоченными на то органамигосударственного управления, или нерациональном ее использовании;
— самовольномпроведении гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, плотин, каналов,накопителей природных и сточных вод, бурение скважин на воду и т.п.), а такжедругих работ на водных объектах, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водныхобъектов, зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
— нарушениипорядка ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов исбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод или нарушениипорядка составления государственной статистической отчетности об использованииводы (отказ от ее представления, непредставление в установленный срок илипредставление недостоверной информации об использовании воды);
— поврежденииводохозяйственных сооружений и устройств, а также сооружений и устройств,предотвращающих загрязнение и засорение вод;
— нарушенииправил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, а такжесооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод, илинарушении установленных условий отведения сточных вод;
— нарушенииусловий, установленных в разрешении на специальное водопользование;
— использованииводных объектов не по целевому назначению;
— нарушениирежима эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения ихозяйственно-питьевых водопроводов;
— сокрытииили искажении информации об аварийной ситуации на водных объектах, — несутадминистративную, уголовную или иную ответственность в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь.
ЗаконодательствомРеспублики Беларусь может быть установлена ответственность и за другиенарушения водного законодательства Республики Беларусь.
Юридическиеи физические лица, причинившие вред вследствие нарушения ими водногозаконодательства Республики Беларусь, обязаны возместить его в порядке иразмере, установленных гражданским законодательством Республики Беларусь.
Возмещениевреда, причиненного вследствие нарушения водного законодательства РеспубликиБеларусь, не освобождает виновных от платы за пользование водными объектами иосуществления мер по ликвидации последствий, вызванных этим нарушением.
/>Убытки, причиненные водопользователюпрекращением или изменением условий водопользования, подлежат возмещению засчет причинивших эти убытки, за исключением случаев, когда причинение убытковпроизошло по вине самого водопользователя [4. с. 10].
Споры,связанные с возмещением убытков, причиненных прекращением или изменениемусловий водопользования, разрешаются в судебном порядке.
/>Споры по вопросам использования иохраны вод разрешаются органами, осуществляющими государственное управление вобласти использования и охраны вод, в соответствии с их полномочиями и судами впорядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Список использованныхисточников
1)       КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г./>
2)       Водный кодекс РеспубликиБеларусь от  15 июля 1998 г. N 191-З. Принят Палатой представителей 18 июня 1998 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 33, ст. 473). Юридическая база«ЮСИАС».
3)       Закон РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета РеспубликиБеларусь 1993г. №1 Юридическая база «ЮСИАС».
4)       Желваков Э. Н.Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа«Интел-Синтез». 2000.
5)       Ерофеев Б. В.Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.:Юрист. 2001.
6)       С.А. Балашенко,Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. –398с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Упаковка парфюмерных товаров
Реферат Швеция
Реферат Организация оплаты труда в торговле.
Реферат Оценивание параметров и проверка гипотез о нормальном распределении
Реферат Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия - преемственность и новаторство
Реферат Оппозиция и ее роль в политическом процессе
Реферат Участники уголовного процесса 2
Реферат Архитектурно-градостроительное наследие южного урала 18. 00. 01 теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Реферат Паўстанне К Каліноўскага 1863 г
Реферат Ахматова а. - Поэма реквием
Реферат Teddy Roosevetl Essay Research Paper Theodore Roosevelt
Реферат Розстріляне відродження
Реферат Расчет перископической антенны радиорелейной станции прямой видимости
Реферат Методы численного моделирования МДП-структур
Реферат Архитектура Руси 10-13вв.