Реферат по предмету "История техники"


Подводные лодки типа "Нарвал"

Подводные
лодки типа "Нарвал"

В 1907 г. была
утверждена "малая кораблестроительная программа", предусматривавшая и
строительство трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской генеральный
штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня
1909 года г. разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе
было рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного
плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским
заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту
"Голланд-31А", Балтийский завод представил проект полковника И.Г. Бубнова
. 13 декабря 1909 г. на
совещании у Морского министра было принято решение заказать каждому заводу по
три лодки, т.к. новая "программа усиления Черноморского флота",
предусматривала строительство уже шести лодок.

4 июня 1911 г.
Невский завод представил техническую документацию по проекту и уже 9 июля 1911
г. получил заказ на постройку трех лодок. В ноябре 1911 г. на Невском заводе
закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные
конструкции общей массой 167 т. В качестве главных двигателей надводного хода
предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью
по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу "Сименс и
Гальске", электрооборудование поставляло Русское общество "Всеобщая
компания электричества" и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные батареи
поставляла фирма "Мэто", компрессоры, воздухохранители и помпы
изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском
заводе в С.-Петербурге, а сборка осуществлялась в г. Николаеве отделением
Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал", "Кит" и
"Кашалот".

Изготовление
дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару
двигателей только в мае 1914 г., двигатели эти в Россию так и не были
доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 г. ГУКиС заключил контракт с американской
фирмой "New-London" на поставку 12 дизелей мощностью по 160 л.с. из
расчета по 4 на каждую лодку, которые в январе 1915 г. были доставлены на
пароходе Добровольного флота "Тамбов" во Владивосток и затем
перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно
два дизеля. Кормовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые
дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен
и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками
на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус
закрывался легким корпусом, т.е. лодки этого типа были двухкорпусными. В
междубортном пространстве размещались цистерны главного балласта, заполнявшиеся
водой из-за борта самотеком, что обеспечивало быстроту погружения подводной
лодки. Переход из позиционного положения в подводное занимал всего 40-50 с.
Было предусмотрено автоматическое продувание цистерн главного балласта при
превышении глубины погружения более 50 м. Лодки типа "Нарвал" хорошо
управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала
легкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса лодки
обеспечивала хорошие ходовые качества. Лодки имели коробчатый киль, который в
кормовой части соединялся с помпами и со всеми балластными цистернами. Но уже
во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий
киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. Прочная рубка имела два
люка, что предотвращало попадание воды в прочный корпус при поступлении воды в
рубку. Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту. Лодки были
снабжены одним надводным и двумя подводными якорями. Предполагалось, что
снаружи будут установлены по два двухтрубных поворотных торпедных аппарата, но
из-за опасения, что с возникновением войны они не будут готовы в срок, было
принято решение об их замене на аппараты Джевецкого. Самым ненадежным элементом
лодок типа "Нарвал" были нештатные двигатели фирмы
"New-London", которые оказались слишком "малосильными и легкими,
со слабым коленчатым валом", что приводило к частым поломкам. Во избежание
поломок двигателей или их резкого сокращения было принято решение о запрещении
на подводных лодках "Кит" и "Кашалот" пользоваться
одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подлодке "Нарвал",
где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также
пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к
снижению скорости хода до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания на
подлодках "Нарвал" и "Кит" возросла до 3500 миль, а на
подводной лодке "Кашалот", где был предусмотрен запас смазочного
масла, до 4800 миль. В целом постройка подводных лодок типа "Нарвал"
стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.
***
"Нарвал"

Заложена в
декабре 1911 г. на Невском заводе в С.-Петербурге, где производилось
изготовление секций подводной лодки. Сборка секций производилась на стапелях
отделения Невского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 г. состоялась
торжественная церемония, посвященная началу сборки подводной лодки. Спущена на
воду 11 апреля 1915 г. Сдаточные испытания начаты 20 июня 1915 г. в Николаеве.
В виду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй
испытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытаниях
двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях
фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на передний ход.
После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что "муфты
ненадежны и даже опасны". 18-19 июля лодка перешла из Николаева в
Севастополь, где испытания были продолжены. В строй лодка вступила 23 августа
1915 г.

В октябре 1915
г. при переходе морем на подводной лодке "Нарвал" сломался коленчатый
вал правого кормового двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Лодку
пришлось отправить в Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили трещины и
раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По рекомендации
комиссии на подводной лодке "Нарвал" носовые двигатели соединили с
динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодок типа "АГ".
После окончания ремонта "Нарвал" принимал активное участие в боевых
действиях Черноморского флота. 16 октября 1916 г. во время блокадного дозора у
Босфора в районе маяка Кефкея подлодка встретила турецкий вооруженный транспорт
водоизмещением около 4000 т, заставила его выброситься на берег, а затем
взорвала его четырьмя торпедами. 17 октября взорвала торпедой турецкий пароход
"Ирминград", подорвавшийся 4 октября на русских минах и выбросившийся
на берег в районе мыса Кара-Бурна Азиатского. 19 января 1917 г. подводная лодка
"Нарвал" захватила буксирный пароход водоизмещением 300 т и восемь
парусных шхун. Потопив пароход и 7 шхун, лодка пыталась довести одну шхуну до
Севастополя, но при подходе к Херсонесскому маяку в свежую погоду буксиры
лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула. 12 июня "Нарвал"
захватил турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности отвести приз в
Севастополь, сняли мотор и часть груза, а шхуну потопили.

1 мая 1918 г.
захвачена в Севастополе германскими, а в декабре 1918 г. - англо-французскими
войсками. 22-24 апреля 1919 г. при уходе англо-французских войск из Крыма подводная
лодка "Нарвал" была затоплена ими в районе Севастополя.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





70,2







Ширина, м





6,5







Осадка, м





3,4







Водоизмещение
надводное/подводное, т





621 / 994







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





4х160 / 2х490







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





13 / 9,8







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





3000 / 19,5







Глубина погружения, м





50






Вооружение




75 мм артиллерийское орудие





2







Пулемет





2







Торпеды в трубчатых
торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых)





4







Торпеды в решетчатых
наружных аппаратах Джевецкого





8






На больших
переходах использовалась одна пара дизелей, что обеспечивало скорость хода 6,5
узл. и дальность плавания 3300 миль.
***
"Кашалот"

Заложена в
декабре 1911 г. на Невском заводе в С.-Петербурге, где производилось
изготовление секций лодки. Сборка секций осуществлялась на стапелях отделения
Невского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 г. состоялась торжественная
церемония, посвященная началу сборки подводной лодки. Спуск на воду произведен
22 августа 1915 г. Сдаточные испытания начаты в октябре 1915 г. в Николаеве.
Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй
испытания проводились по сокращенной программе. 3 ноября 1915 года подводная
лодка "Кашалот" переведена из Николаева в Севастополь для окончания
сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на
гребные валы на подводных лодках "Нарвал" и "Кит" было
принято решение на подводной лодке "Кашалот" передаточное устройство
носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредством
фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми
двигателями, как это было сделано на подводной лодке "Кит". Из-за
необходимости выполнения указанных работ лодка окончила испытания и вступила в
строй только 13 мая 1916 г.

Активно
участвовала в боевых операциях Черноморского флота. 26 января 1917 г. в районе
Босфора захватила две шхуны с углем (одна из них водоизмещением в 500 т) и
взорвала их подрывными патронами. 1 марта 1917 г. подводная лодка
"Кашалот" вблизи устья реки Сакария захватила пять больших парусных
шхун, следовавших с углем из Зунгулдака в Константинополь, и взорвала их
подрывными патронами. 7 марта 1917 г. "Кашалот" встретил и потопил
три турецких парохода (один из них колесный компании "Шеркерг" и два
буксира) и 2 шхуны, шедшие из Константинополя в Зунгулдак за углем. С 15 по 26
июля, находясь в дозоре у Босфора, уничтожила артиллерийским огнем четыре
турецких шхуны с грузом угля и две большие турецкие шхуны, направлявшиеся за
углем. 1 мая 1918 г. захвачена германскими, а в декабре - англо-французскими
войсками. 22-24 апреля 1919 г. при уходе англо-французских войск из Крыма
потоплена ими в районе Севастополя.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





70,2







Ширина, м





6,5







Осадка, м





3,4







Водоизмещение
надводное/подводное, т





621 / 994







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





4х160 / 2х490







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





6,5 / 9,8







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





4800 / 19,5







Глубина погружения, м





50






Вооружение




76 мм артиллерийское орудие





2







Пулемет





2







Торпеды в трубчатых
торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых)





4







Торпеды в решетчатых
наружных аппаратах Джевецкого





4





***
"Кит"

Заложена в
декабре 1911 г. на Невском заводе в С.-Петербурге, где производилось
изготовление секций лодки. Сборка секций осуществлялась на стапелях отделения
Невского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 г. состоялась торжественная
церемония, посвященная началу сборки. Спуск на воду произведен в апреле или мае
1915 г. Сдаточные испытания начаты в августе 1915 г. в Николаеве. Ввиду
военного времени и необходимости скорейшего вступления в строй испытания
проводились по сокращенной программе. 12-14 сентября 1915 г. подводная лодка "Кит"
перешла из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний, которые
закончила 14 октября и была принята в состав флота.

15 октября на
подводной лодке "Кит" был поднят военно-морской флаг. При переходе 4
октября 1915 г. к Босфору для несения дозорной службы на подлодке в штормовую
погоду сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, вышли из строя
компрессоры, лопнули кронштейны опорных подшипников. Лодка была отправлена
вместе с подводной лодкой "Нарвал" на ремонт в Николаев. При
разработке механизмов выяснилось, что причиной аварии стало наличие трещин и
раковин коленчатого вала, фундамента и станин двигателей. По рекомендации
комиссии передаточное устройство носовых двигателей было демонтировано и
двигатели соединены с валом посредством фрикционных муфт. На подводной лодке
"Кит" было запрещено пользоваться кормовыми и носовыми двигателями
одновременно, предписано ходить в основном под кормовыми, носовыми же только
"в случае действительной надобности". 28 июня 1916 г. во время
боевого дежурства у Босфора потопила турецкий парусник, шедший из Констанцы в
Самсун с грузом керосина. 23 октября 1916 г. подводная лодка "Кит"
участвовала в охранении тральщика "№ 234", осуществлявшего постановку
минного заграждения из 220 мин у Босфора. 10-13 ноября 1916 г. выполняла роль
маячного судна при проведении разведочного траления у Варны отрядом в составе
эскадренного миноносца "Громкий", заградителей "Ксения" и
"Алексей", тральщика "Витязь" под прикрытием крейсера "Память
Меркурия". Определившись по подводной лодке "Кит", эсминец
"Громкий" подводил тральщик к назначенному месту. 1 мая 1918 г.
захвачена в Севастополе германскими, а в ноябре - англо-французскими войсками.
22- 24 апреля 1919 г. при уходе англо-французских войск из Крыма подводная
лодка "Кит" была затоплена ими в районе Севастополя. Лодка была
обнаружена водолазами ЭПРОНа на глубине 59 м. Работы по подъему лодки велись в
течение 1934-1935 гг. При подъеме подлодки "Кит" использовались
200-тонные стальные понтоны, принятые на снабжение ЭПРОНа в 1933 г. После
подъема лодка была разобрана на металлолом.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





70,2







Ширина, м





6,5







Осадка, м





3,4







Водоизмещение надводное/подводное, т





621 / 994







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





4х160 / 2х490







Скорость надводного/подводного хода,
узл.





6,5 / 9,8







Дальность плавания надводным/подводным
ходом, миль





3500 / 19,5







Глубина погружения, м





50






Вооружение




75 мм артиллерийское орудие





2







Пулемет





2







Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах
(2 носовых, 2 кормовых)





4







Торпеды в решетчатых наружных аппаратах
Джевецкого





8





Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационные основы проведения налоговых проверок
Реферат Освобождение от уголовного накозания
Реферат Организация высшей государственной власти в современной России
Реферат Основные положения о праве
Реферат Органы исполнительной власти в РФ
Реферат Оздоровительный бег и ходьба
Реферат Авиаэскадрилия Нормандия-Неман
Реферат Происхождение человека (Логика антропогенеза)
Реферат Экспертиза как средство доказывания в уголовном судопроизводстве
Реферат Основы государства и права для абитуриентов МГЮА
Реферат Основные правовые системы современности
Реферат Основні правові системи сучасності
Реферат Основні етапи становлення української державності
Реферат Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы
Реферат Основные характеристики конституционного устройства Ямало-Ненецкого автономного округа