Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие, признаки и ответственность за недобросовестную конкуренцию в законодательстве Беларуси

Содержание
Введение
1. Недобросовестная конкуренция
Понятие недобросовестной конкуренции
Признаки недобросовестной конкуренции
Меры по защите экономических интересовРеспублики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами
2. Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Гражданская и административнаяответственность
Уголовная ответственность
Административный порядок рассмотрениядел о недобросовестной конкуренции
Судебный порядок рассмотрения дело недобросовестной конкуренции
Заключение
Литература
ПриложенияВведение
Актуальность темы: В современных условиях конкуренцияявляется неотъемлемым атрибутом рыночной экономической системы. Конкуренцию считаютсамым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Участниками конкурентнойборьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рыноксбыта товаров, работ, услуг. Однако не все участники рынка предпочитают добросовестныеформы конкурентной борьбы, очень часто можно столкнуться с ситуациями, которые являютсяпроявлениями недобросовестной конкуренции.
К недобросовестной конкуренции в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь относятся любые действия, направленные на ограничение или устранениеконкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренциюкоторые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентамлибо нанести ущерб их деловой репутации.
В целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективногофункционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренцииза действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией законодательством предусмотренагражданская, административная и уголовная ответственность.
Объектом исследования являются отношения, в которых участвуютхозяйственные субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельностина товарных рынках.
Предметом исследования стали нормы гражданского, уголовногозаконодательства, законы, подзаконные акты.
Цель работы: дать правовую характеристику недобросовестнойконкуренции в Республике Беларусь.
Задачи определяются целью работы и состоят в частности,в следующем:
1) исследование понятия «недобросовестная конкуренция»;
2) выявление признаков недобросовестной конкуренции;
3) определение ответственности за недобросовестную конкуренцию.
Методологической основой написания курсовой работы послужилизаконодательные и нормативные документы, действующие в Республике Беларусь, а такжеспециальная литература по исследуемой проблеме.
1. Недобросовестная конкуренцияПонятие недобросовестной конкуренции
Основными нормативными правовыми актами Республики Беларусь,регулирующими отношения недобросовестной конкуренции, являются Гражданский кодексРеспублики Беларусь [2], законы «О мерах по защите экономических интересовРеспублики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» [4] и«О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»[5].
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 1029 Гражданского кодексаРеспублики Беларусь недобросовестной конкуренцией признаются:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызватьсмешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров,работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности,способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары,работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлениипредпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера,свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента.
Из пункта 4 указанной статьи следует, что данный перечень являетсяоткрытым, поскольку установлено, что к недобросовестной конкуренции также относятсяи другие действия, противоречащие требованиям названного Кодекса и иных актов законодательстваРеспублики Беларусь о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.
недобросовестная конкуренция беларусь ответственность
В соответствии со статьей 1 Закона о противодействии монополистическойдеятельности и развитии конкуренции недобросовестная конкуренция представляет собойлюбые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельностидействия хозяйствующих субъектов, которые противоречат данному Закону, требованиямдобросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующимсубъектам — конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации.
Статья 14² Закона о противодействии монополистической деятельностии развитии конкуренции относит к формам недобросовестной конкуренции следующие действия:
1) способные вызвать смешение в отношении предприятий, товаровили предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:
незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащегоему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименованияместа происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрацииэкспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях ииной документации;
введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованиемрезультатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданскогооборота или их товаров;
незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующегосубъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узловдеталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующегосубъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иноене предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.
2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности,способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскуюдеятельность конкурента (т.е. хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскуюдеятельность на одном и том же товарном рынке (статья 1 Закона о противодействиимонополистической деятельности и развитии конкуренции)), в том числе в результате:
распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или черездругих лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любыеэлектронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных,искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-техническихи производственных возможностях, товарах конкурента:
распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или черездругих лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию,порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника,собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующемусубъекту как производителю товаров.
3) указания или утверждения при осуществлении предпринимательскойдеятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств,способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента,в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующимсубъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектомв любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительныехарактеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободувыбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.
Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в статье14² Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции,не является исчерпывающим. Как недобросовестная конкуренция могут квалифицироватьсяи другие действия, противоречащие требованиям данного Закона и иных актов законодательствао конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе:
призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действияили угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или черездругих лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельностиконкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;
распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любымиспособами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствияего своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества,потребительских и иных свойств;
действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через другихлиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, наих нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношенияс его деловым партнером.
действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через другихлиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельностиконкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование,разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайнуконкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различныхимущественных и иных благ с целью склонения этих работников к выполнению трудовыхобязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу [1, с 274].
Признаки недобросовестной конкуренции
Для квалификации каких-либо действий в качестве недобросовестнойконкуренции необходимо одновременное наличие у них следующих признаков.
1. Недобросовестной конкуренцией является исключительно активноеповедение, т.е. бездействие недобросовестной конкуренцией признаваться не может.Действия, представляющие собой недобросовестную конкуренцию, могут быть по своемухарактеру любыми.
2. Указанные действия могут совершаться только хозяйствующимисубъектами, т.е., согласно статье 1 Закона, физическими или юридическими лицами,иными субъектами гражданского права, осуществляющими предпринимательскую деятельностьили имеющими право ее осуществлять. Это означает, что под понятие «недобросовестнойконкуренции» подпадают и действия лиц, которые осуществляют экономическую деятельность,не являющуюся предпринимательской.
3. Соответствующие действия должны иметь в качестве конечнойцели приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Иначе говоря,хозяйствующий субъект стремится к освоению части рынка, занятой его конкурентом(конкурентами), с одновременным вытеснением конкурирующих хозяйствующих субъектовиз общей сферы деятельности либо к созданию условий, ограничивающих или устраняющихвозможность доступа на соответствующий товарный рынок других участников. Для квалификациидействий хозяйствующих субъектов в качестве недобросовестной конкуренции руководящиеими мотивы значения не имеют.
4. Действия хозяйствующих субъектов должны противоречить Гражданскомукодексу Республики Беларусь, либо Закону, либо иным актам законодательства о конкуренции,либо требованиям добросовестности и разумности.
5. Действия совершаются при осуществлении предпринимательскойдеятельности. При этом в законодательстве Республики Беларусь не оговаривается,кем осуществляется данная предпринимательская деятельность: хозяйствующим субъектом,совершающим соответствующие действия, либо лицом, права которого нарушены, либоими обоими.
6. Возможность причинения соответствующими действиями или причинениеубытков другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесения ущерба их деловойрепутации. Субъективной стороной недобросовестной конкуренции могут являться какумысел, так и неосторожность. Для пресечения недобросовестной конкуренции фактическипричиненный вред не обязателен, он важен только в том случае, когда конкурент требуетвозмещения убытков.
Сопоставляя содержащееся в статье 1 Закона понятие недобросовестнойконкуренции с положениями статьи 141 Закона, можно увидеть определеннуюправовую коллизию в определении субъектов, имеющих право на защиту от недобросовестнойконкуренции (в статье 1 Закона идет речь лишь о хозяйствующих субъектах-конкурентах,т.е. о хозяйствующих субъектах, осуществляющих предпринимательскую деятельностьна одном и том же товарном рынке, а в статье 141 Закона — обо всех хозяйствующихсубъектах, право которых на свободную конкуренцию ограничено.
 Меры по защите экономических интересов Республики Беларусьпри осуществлении внешней торговли товарами
Закон Республики Беларусь «О мерах по защите экономическихинтересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами»определяет основания применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитныхмер, порядок введения, применения, пересмотра и отмены таких мер. Исходя из положенийуказанного Закона, можно выделить следующие основания для возможного применениямер по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешнейторговли товарами.
1. Для антидемпинговых мер — демпинговый импорт товара в РеспубликуБеларусь, т.е. импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной цены, причиняющийматериальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар,или создающий угрозу его причинения.
2. Для компенсационных мер — субсидируемый импорт товара в РеспубликуБеларусь, т.е. импорт на таможенную территорию Республики Беларусь товара, при производствеи (или) экспорте которого использовались специфические субсидии иностранного государства(объединения иностранных государств), причиняющий материальный ущерб отрасли белорусскойэкономики, производящей аналогичный товар, или создающий угрозу его причинения.
3. Для специальных защитных мер — возросший импорт товара в РеспубликуБеларусь, т.е. импорт товара, осуществляемый в таком возросшем количестве (в абсолютноми относительном выражении к общему объему производства или потребления аналогичногоили непосредственно конкурирующего товара в Республике Беларусь) и на таких условиях,которые причиняют серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичныйили непосредственно конкурирующий товар, или создают угрозу его причинения [4].
В самом Законе «О мерах по защите экономических интересовРеспублики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» нет ни прямых,ни косвенных указаний на то, что перечисленные основания (или отдельные из них)применения соответствующих мер являются формами недобросовестной конкуренцией. Вместес тем, ряд авторов придерживаются противоположного мнения.
При обращении к содержанию оснований применения антидемпинговых,компенсационных и специальных защитных мер очевидно, что они отвечают ряду элементовопределения термина «недобросовестная конкуренция».
1. Демпинговый импорт, субсидируемый импорт и возросший импортпредставляют собой действия.
2. Данные действия осуществляются хозяйствующими субъектами всмысле Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельностии развитии конкуренции». Следует отметить, что закрепленное в указанном Законеопределение термина «хозяйствующий субъект» не исключает возможности егораспространения на иностранных производителей и экспортеров соответствующего товара.
3. Демпинговый импорт, субсидируемый импорт и возросший импортвлекут материальный или серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящейаналогичный или аналогичный и непосредственно конкурирующий товар, либо создаютугрозу его причинения (в зависимости от вида основания применения соответствующихмер).
Изучив содержание закрепленных в Законе «О мерах по защитеэкономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами»определений понятий «отрасль белорусской экономики, производящая аналогичныйтовар», «отрасль белорусской экономики, производящая аналогичный или непосредственноконкурирующий товар», «аналогичный товар», «непосредственноконкурирующий товар», можно сделать вывод о том, что в данной ситуации ущербпричиняется хозяйствующим субъектам-конкурентам или существует угроза его причиненияв их отношении.
Вместе с тем, для квалификации демпингового импорта, субсидируемогоимпорта или возросшего импорта в качестве акта недобросовестной конкуренции вышеизложенныхпризнаков данных действий недостаточно. В частности, демпинговый импорт, субсидируемыйимпорт или возросший импорт на практике не всегда могут быть направлены на приобретениепреимуществ в предпринимательской деятельности.
Таким образом, определение правоприменителем того, являются лиоснования применения антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных мерактами недобросовестной конкуренции, требует индивидуального подхода и сопоставленияих содержания со всеми составляющими понятия недобросовестной конкуренции.
2. Ответственность за недобросовестную конкуренцию
В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащихприменению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органомили судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство,могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.
 Гражданская и административная ответственность
В случае нарушения антимонопольного законодательства юридическиелица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаныв соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение,восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствиес нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизациюпредприятия или совершить иные действия.
Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленныйими срок.
Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результатезлоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашенийи осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестнуюконкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканскийили местные бюджеты.
В соответствии со ст.1030 Гражданского кодекса Республики Беларусьлицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправныедействия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющихсодержание недобросовестной конкуренции.
В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренциивправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненныхубытков.
В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственнымиорганами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требованияантимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административнуюответственность в виде штрафа на виновных лиц за:
уклонение должностных лиц органов управления хозяйствующими субъектамиот исполнения предписаний антимонопольных органов; злоупотребление индивидуальнымпредпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующимположением на рынке; установление или поддержание монопольных цен и другие.
 Уголовная ответственность
Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст. ст.244-250Уголовного кодекса Республики Беларусь [3].
Уклонение должностного лица государственного или иного органауправления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов,либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органаминформации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольнымиорганами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушениеантимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административноговзыскания за такие же нарушения, как правило наказываются штрафом, или лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет,или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст.244 Уголовного кодексаРеспублики Беларусь).
Установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальныхпредпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместномрынке в соответствии с кодексом наказываются штрафом, или лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом насрок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти летили лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или безконфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью или без лишения установление или поддержание монопольных цен, сопряженныес принуждением или применением насилия в отношении конкурентов (ст.245 Уголовногокодекса Республики Беларусь).
Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершенияпод угрозой применения насилия над потерпевшим или его близкими либо уничтоженияили повреждения их имущества при отсутствии признаков вымогательства наказываетсяштрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободына срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
То же действие, совершенное повторно либо группой лиц по предварительномусговору, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящейстатьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия, — наказываютсялишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст.246 Уголовного кодекса РеспубликиБеларусь).
Наказываются штрафом, или лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы насрок до двух лет заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностнымилицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентови иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий,направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность(ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административноговзыскания за такие же действия.
Ограничение конкуренции, совершенное с применением насилия илис угрозой его применения, либо организованной группой, либо лицом, ранее судимымза преступления совершившим действия связанные с недобросовестной конкуренцией,как правило, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишениемсвободы на срок от двух до пяти лет (ст.247 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Умышленное использование индивидуальным предпринимателем илидолжностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменногонаименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложениек продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарномзнаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копированиепромышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг)или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течениегода после наложения административного взыскания за такие же действия, — наказываютсяштрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом насрок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст.248 Уголовногокодекса Республики Беларусь).
Распространение индивидуальным предпринимателем или должностнымлицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способомзаведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, — наказываетсяштрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок дотрех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст.249 Уголовного кодексаРеспублики Беларусь).
Распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы,вводящих в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава,способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг), — наказываютсяштрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок дотрех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Те же действия в отношении продукции (товаров, работ, услуг),могущей причинить вред здоровью потребителей, — наказываются ограничением свободына срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения(ст.250 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
 Административный порядок рассмотрения дел о недобросовестнойконкуренции
Факт недобросовестной конкуренции в административном порядкеможет быть установлен антимонопольным органом, функции которого в соответствии снормой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулированияи развитию конкуренции» выполняет Министерство экономики на товарных рынкахреспублики, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительныхкомитетов — на товарных рынках областей (г. Минска)
Порядок принятия решения определяется Инструкцией о рассмотрениизаявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществлениянедобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономикиРеспублики Беларусь от 17.04.2006 № 61 [6].
Важно отметить: заявления, подаваемые в Департамент по ценовойполитике Министерства экономики Республики Беларусь и управления ценовой политикиобластных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитетадолжны содержать сведения и документы, установленные данной Инструкцией и подтверждатьистинность сведений, изложенных в заявлении, содержать материалы, которыми заявительобосновывает свои требования.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции заявление, подаваемое вДепартамент, должно содержать:
сведения о заявителе и о хозяйствующем субъекте, в отношениикоторого подано заявление (наименования с указанием организационно-правовой формы,почтовые и юридические адреса, иная информация);
описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкойна соответствующий пункт статьи 14² Закона, в которой содержаться формы недобросовестнойконкуренции, существо требований, с которыми обращается заявитель;
информацию об основных видах деятельности заявителя, производимыхи поставляемых на рынок товарах, географических границах деятельности, объемах производстваи реализации товаров.
В случае отсутствия изложенных сведений, а также документов,свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства (письменных доказательств),антимонопольный орган вправе отказать в принятии заявления по факту нарушения антимонопольногозаконодательства.
В 1 квартале 2011 года Коллегией Департамента ценовойполитики Министерства экономики приняты решения по 4 заявлениям о нарушениях антимонопольногозаконодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числео признании 2 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи14² Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельностии развитии конкуренции» в действиях:
по регистрации фирменного наименования ООО «НПП „Контакт“,смысловая (произвольная) часть которого идентична смысловой (произвольной) частифирменного наименования конкурента — ООО „Научно-производственная компания“Контакт». Выдано предписание о прекращении противоправной деятельностии об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;
ООО «Белоптаус», связанных с регистрацией товарногознака.Судебный порядок рассмотрения дел о недобросовестнойконкуренции
Дела об установлении факта недобросовестной конкуренции всудебном порядке подведомственны судам, в соответствии с разграничением подведомственности,указанном в Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах РеспубликиБеларусь.
В частности, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственностиВерховного Суда Республики Беларусь подведомственны гражданские дела по спорам,вытекающим из применения законодательства, регулирующего отношения, возникающиев связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности(недобросовестная конкуренция, в части неправомерного использования товарных знаков(знаков обслуживания) (ст.26 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).
В системе хозяйственных судов рассматриваются дела по иным, несвязанным с использованием объектов промышленной собственности, фактам нарушенияантимонопольного законодательства, в части недобросовестной конкуренции (приложение1 — пример искового заявления о возмещении убытков, причиненных недобросовестнойконкуренцией).
Заключение
Проанализировав вышеизложенные нормы законодательства РеспубликиБеларусь о недобросовестной конкуренции, можно прийти к выводу, что недобросовестнаяконкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретениепреимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству,требованиям добросовестности и разумности и причинили или создали угрозу причиненияубытков другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо могут нанести или нанеслиущерб их деловой репутации.
Акты недобросовестной конкуренции не редко осуществляются посредствомиспользования объектов интеллектуальной собственности.
Действия субъекта хозяйствования могут быть квалифицированы какнедобросовестная конкуренция лишь в том случае, если нарушитель и лицо, чье правонарушено, осуществляют предпринимательскую деятельность на одном и том же товарномрынке.
Защита от недобросовестной конкуренции может осуществляться вадминистративном порядке. Контроль за деятельностью, подпадающей под определениенедобросовестной конкуренции, отнесен к компетенции антимонопольного органа, которымявляются Департамент по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусьи управления ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городскогоисполнительного комитета.
Антимонопольный орган вправе вынести предписание о прекращениипротивоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в еерезультате, являющееся обязательным для исполнения. Уклонение от исполнения предписаниялибо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение влекут наложение штрафа в размереот 20 до 50 базовых величин.
Судебная защита — иски о пресечении актов недобросовестной конкуренциис использованием объектов интеллектуальной собственности рассматриваются в судебнойколлегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь,в остальных случаях — в хозяйственном суде.
Литература
Нормативные правовые акты:
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №218-З с изменениями и дополнениями (аналитическая правовая база «Бизнес-инфо» 2011год).
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З с изменениями и дополнениями (аналитическая правовая база «Бизнес-инфо» 2011год).
4. Закон Республики Беларусь «О мерах по защите экономическихинтересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами»от 25 ноября 2004 г. № 346-З (аналитическая правовая база «Бизнес-инфо»2011 год).
5. Закон Республики Беларусь «О противодействиимонополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII (аналитическая правовая база «Бизнес-инфо» 2011 год).
6. />Инструкция о рассмотрении заявлений (обращений) онарушении антимонопольного законодательства в части осуществлениянедобросовестной конкуренции, утвержденная постановлением Министерстваэкономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 (аналитическая правоваябаза «Бизнес-инфо» 2011 год).
Специальная литература:
1. Вабищевич С.С. Предпринимательское (хозяйственное) правоРеспублики Беларусь. — Мн.: «Молодежное», 2003. — 436 с.
Приложения
Приложение 1  Хозяйственный суд г. Минска ул. Академическая, 15, корп.1, 220072, г. Минск     Истец: Общество с ограниченной ответственностью «А» Адрес: ____________________________________ Р/с _________________ в ____________________ УНП _____________________________________     Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью «Б» Адрес: ____________________________________ Р/с _________________ в ____________________ УНП _____________________________________  Цена иска:  ____________________________________ рублей
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о возмещении убытков, причиненных недобросовестной конкуренцией
Общество с ограниченной ответственностью «А» (далее- Истец) и ООО «Б» (далее — Ответчик) являются конкурентами, т.е. хозяйствующими субъектами, осуществляющимипредпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке, а именно на рынкепроизводства мебельной продукции.
С 1 октября 2008 г. в рекламных материалах, печатных изданиях,сети Интернет при размещении Ответчиком рекламы о возможности производства мебельнойпродукции Истцом было обнаружено, что в данной рекламе незаконно используется товарныйзнак Истца. В связи с этим при осуществлении хозяйственной деятельности у Истцаснизились заказы по производству мебели, сократились объемы поставляемой продукции,уменьшилась прибыль почти в два раза. Данный факт явился своего рода «блокировкой»предпринимательской деятельности, препятствием формированию Истцом деловых связей,внутренняя дезорганизация деятельности Истца.
Действия Ответчика направлены на приобретение преимуществ в предпринимательскойдеятельности, а именно в получении прибыли в большем размере, в первую очередь,за счет меньших издержек в производстве и продвижении своих товаров (работ, услуг),а также за счет препятствий реализации товаров (работ, услуг) Истца. В данной ситуацииочевидно нарушение установленных законодательством требований добросовестности иразумности. Также данные действия Ответчика создали угрозу причинения убытков илиущерба деловой репутации хозяйствующего субъекта.
Товарный знак "_____________________" был зарегистрированИстцом 10 января 2007 г. и постоянно использовался в деятельности Истца.
Действия Ответчика вызывают смешение в отношении Истца, его товарови предпринимательской деятельности в целом.
В соответствии со ст.1 Закона РБ от 10.12.2008 № 2034-XII«О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»(далее — Закон) недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретениепреимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов,которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинитьили причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущербих деловой репутации.
Формы недобросовестной конкуренции предусмотрены ст.14-2 Закона.Среди них: незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего емуфирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования местапроисхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатовна выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.11, 14, 1030 Гражданскогокодекса РБ, ст.6, 21, 47, 159, 160 Хозяйственного процессуального кодекса РБ,
ПРОШУ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Б»в пользу общества с ограниченной ответственностью «А» причиненные недобросовестнойконкуренцией убытки в размере __________ руб., а также расходы по госпошлине в размере________________ руб.
Приложение:
1. Платежное поручение об уплате госпошлины.
2. Расчет исковых требований.
3. Копия искового заявления и расчета для Ответчика.
4. Копия свидетельства о государственной регистрации Истца.
5. Копия журнала "_______________________" за октябрь 2008 г.
6. Копия газеты с рекламным объявлением за октябрь-декабрь 2008 г.
7. Копия свидетельства о регистрации товарного знака Истца.
8. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшегоисковое заявление, на подписание иска.
Директор Подпись Ф.И. О.
"___" ___________ 20__ г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.