СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и признаки функцийгосударства
2. Классификация и виды функцийгосударства
3. Формы осуществления функцийгосударства
4. Методы осуществления функцийгосударства
Заключение
Список использованных источников
Указатель сокращений
ВВЕДЕНИЕ
Государство играетважную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех егоинститутов, включая государство, представляет собой естественный историческийпроцесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этихзаконов являются функции государства, которые можно определить как характерныеособенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.
Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.
Объект исследования представленной работы – функции государства в современный период времени, а также формы и методы их осуществления.
Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.
Цель курсовой работы– наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций современного государства,классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления,в том числе в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрытие понятия функций государства с учетом различных мнений правоведов и определение признаков функций государства;
- характеристика функций государства на основе критериев классификации;
- краткое рассмотрение предложений современных правоведов о выделении новых функций государства;
- рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.
Работа выполнена сиспользованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализациигосударственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебнойлитературы для юридических вузов. При всем объеме и разнообразии литературы потеории государства и права, я отдала предпочтение учебникам, написанным подруководством Н.И. Матузова и А.В. Малько, В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.
Также при изучении выбраннойтемы использовалась справочная правовая система «Консультант Плюс» в основномдля получения информации о действующем законодательстве и изучения новейшихжурнальных статей юристов-практиков в области научных исследований о функцияхгосударства.
Структурно курсовая работа состоит из введения, четырёх глав (основной части) и заключения.
В первой главе освещаются различные мнения юристов-правоведов в определении понятия функций государства, и на их основе дается полное, на мой взгляд, определение понятия «функции государства». Здесь же представлены основные признаки функций государства, вытекающие из их понятия.
Вторая глава посвящена классификации функций государства на основе общепринятых критериев. Конкретные функции государства охарактеризованы на основе критерия по сферам деятельности (внутренние и внешние функции), в т.ч применительно к Российской Федерации с учетом действующего законодательства.
В третьей и четвертой главах представлены и рассмотрены основные формы и методы осуществления государственных функций.
В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой теме и теоретические предложения по совершенствованию деятельности государства в рамках реализации своих функций.
государство форма правовая
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
В юридической литературе можно насчитать до двух десятков определений функций государства. В работах значительной части правоведов функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение. Подобные точки зрения высказывают Перевалов В.Д., Корельский В.М., Лазарев В.В. При определении функции они используют также такие категории как цели, задачи, управление, воздействие и отождествляют функции государства с его деятельностью.
В ряде работ функции государства рассматриваются как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам[1].
Морозова Л.А. в своей известной статье «Функции Российского государства на современном этапе» предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы[2].
Авторы учебника КулаповВ.Л. и Малько А.В. дают следующую характеристику понятия функций государства.Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения иосуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенныйисторический период. Однако функции государства как основные направления егодеятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует ихотождествлять и с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функцияотражает скоординированные направления деятельности государственного механизма[3].
Таким образом, современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его внутренней и внешней деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Данную трактовку можно считать правильной, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов.
Насколько многообразно вюридической литературе представлены формулировки функций государства, настолькоже многообразно авторы трактуют и их признаки. В целом авторы единодушны вопределении признаков. Наиболее полными и отражающими все условия, вытекающиеиз понятия функций государства, я считаю трактовки Байтина М.И.
1. Функции государстванепосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческуюсущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные),национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государствавоплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей частинадстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняяпрактическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государствавозникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государствовыполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующихему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направленияего деятельности.
4. В функциях государствразличных исторических типов проявляются и объективируются присущие имособенности и закономерности развития, динамика социально-экономических,политических и духовных преобразований в жизни общества[4].
Функции государстваобусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому невыполнениегосударством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативныхпоследствий в общественной жизни. Государство только тогда функционируетплодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективнымпотребностям общества.
Функции государства различны,порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которыевстают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует.Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности,направленной на такое разрешение. В отдельные исторические периодыприоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно,и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению однихфункций, появление новых – к возникновению других.
Содержание функцийпоказывает, что делает государство, какие управленческие действия в даннойсфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства необходимоотличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственныхорганов функции государства выполняются всеми органами. Одна задача можетрешаться посредством выполнения нескольких функций. Отдельные государственныеорганы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществлениякакой-либо функции государства[5].
Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
В связи с тем, чтогосударство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно,необходима их классификация.
Развитие цивилизации идемократии открывает большой простор для общесоциальной деятельностигосударства. В наше время общесоциальные функции государства становятсяприоритетными, расширяется и активизируется деятельность государства в духовнойсфере. Они обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связейвнутри общества. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства,тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий,как средства согласования различных интересов и достижения общественногокомпромисса.
Сегодня особо актуальныглобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, — охранаприроды и окружающей среды на всей планете, борьбе с международнойпреступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимысовместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций– обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.
Доверие к государству,государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямойзависимости от содержания функций государства, его умения и желания учитывать всвоей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другиесоциальные интересы[6].
Изучив и проанализировавлитературу, я отдала предпочтение классификации, изложенной в учебном наглядномпособии Тюменского филиала Академии права и управления как наиболее ясно иполно отражающем критерии классификации и виды функций государства.
Итак, функции государстваклассифицируются по следующим критериям.
1. По сферамдеятельности:
— внутренние — направлены на решение внутреннихзадач страны, показывают степень активности воздействия государства на данноеобщество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования, культуры,науки, экологическая, охраны правопорядка,);
— внешние – нацелены на установление иподдержание определенных отношений с другими государствами (функция обороныстраны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).
2. Попродолжительности действия:
— постоянные – осуществляются в течение длительноговремени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая,охраны правопорядка);
— временные – осуществляются на определенныхэтапах существования государства (функции, осуществляемые в переходный периодгосударства).
3. По социальнойзначимости:
— главные (основные) – имеющие приоритетное,стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая,социальная, экологическая);
— производные – носят вспомогательный, дополняющийхарактер по отношению к главным функциям (налоговая функция как производная отэкономической, функция развития образования, культуры, науки как производная отсоциальной)[7].
В юридической литературехарактеристика видов функций государства чаще всего производится по критериюсферы деятельности. В своей работе я также придерживаюсь данной классификации.
2.1 Внутренниефункции государства
Как уже отмечалось выше,среди внутренних функций государства можно выделить экономическую, социальную,функцию налогообложения, развития образования, культуры, науки; экологическую,охраны правопорядка.
Экономическая функция.
Вторая половина XXстолетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основныхстала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается вэкономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельнымиеё отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве странгосударство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерныеобщества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупногобанкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала.Современное государство способно прогнозировать и гибко регулироватьэкономические процессы в масштабе всей страны[8].
Применительно к Российской Федерации можно отметить, что за последнее десятилетие уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой[9]. Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ.
Кулапов В.Л. и Малько А.В. выделяют основные задачи в сфере экономики, стоящие перед Российским государством: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте[10].
Обобщая результатыисследований правоведов, экономистов можно выделить основные пути решения поставленныхзадач:
- структурнаяперестройка российской экономики;
- поддержкастратегических и социально значимых производств;
- централизованнаяинвестиционная политика;
- приватизация,демонополизация и управление государственной собственностью;
- отстаиваниеинтересов российских компаний на внутреннем и мировом рынках, создание условийдля иностранных инвестиций;
- создание правовыхоснов организации (управления) экономики и др.
Экономическая функциягосударства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социальноориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересыпроизводителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, обакционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересыграждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынкенедобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольноезаконодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаровширокого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом иимпортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом,экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.
Социальная функция.
С экономической тесносвязана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию имасштабна по объему государственной деятельности. Главное её назначение –устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе,постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение,образование, культуру.
Зачатки этой функции отражены в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.
Содержание социальной функции отражено в большинстве статей Конституции Российской Федерации (ст.7, 38 — 41, 43 и др.).
Для выполнения социальнойфункции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия,здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы,стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (втой или иной мере) размеры заработной платы и др.
Автор статьи Хачиров Р.Б. отмечает, что согласноКонституции РФ социальная функция при ее должной реализации означала быдостижение высокого уровня социальной сферы, удовлетворение или хотя бысоздание реальных условий для реализации социальных потребностей граждан.Приоритетные национальные проекты призваны ускорить решение этих и многихдругих находящихся в социальной сфере задач.
Однако в решении данных задач имеются проблемы, которыеежедневно фиксируются в статистике Уполномоченного по правам человека вРоссийской Федерации и в регионах, об этом свидетельствует и практикаЕвропейского суда по правам человека. Своеобразным социальным барометромявляются и бесплатные юридические консультации при юридических факультетахвузов, куда нередко обращаются малоимущие слои населения. Большинство вопросов,с которыми обращаются сюда граждане, затрагивают их социальные права[11].
Родионова О.В. на основе анализа общемировойтенденции сокращения бюджетных расходов на социальные нужды предлагаетаналогичную идею модификации социальной функции Российского государства[12].
Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс РФ, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г. № 165-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ.
Функцияналогообложения являетсяпроизводной от экономической функции государства, её основы закреплены статьёй57 Конституции РФ.
Содержание функции составляютформирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета какфедерального, так и субъектов Федерации и муниципальных бюджетов за счет всехвидов налогов и предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей. Базовымнормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Налоговый КодексРФ. Для реализации данной функции сформированы и действуют органы финансовогоконтроля: Федеральная налоговая служба, Государственный страховой надзор;функции финансового контроля осуществляют органы федерального казначейства.Широкое развитие получил контроль в форме аудиторской деятельности, проводимойнезависимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательскойдеятельности[13].
Чурсина И.А. отмечает, что на сегодняшний день упорРоссийского государства делается на фискальную функцию, что связано с егопотребностью в больших объемах денежных средств для осуществления реформаторскогокурса и сохранения социальной стабильности. Но налоговая политика правительстваможет считаться эффективной только тогда, когда налогообложение несет в себестимулирующее начало, способствует поступательному экономическому развитию[14].
Функция развитиякультуры, науки и образования.
В содержание этой функции сегодня входит государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек[15].
В последние десятилетиямногие передовые государства мира активно осуществляют функцию по обеспечениюнаучно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-техническихисследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, чтосовременные масштабы научных исследований и экспериментальных работ оченьсильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированиютехнического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальнымтеоретическим исследованиям[16].
Основы государственной политики в данной области закреплены ст.43,44 Конституции РФ, в законах Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991г. № 1499-1, Основах законодательства Российской федерации о культуре от 09.10.1992г. № 3612-1 и др.
Экологическая функция
Функция охраны природы иокружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Государственнаяфункция в области экологии заключается в разработке экологических программстраны, принятии и осуществлении национальных программ охраны окружающей среды,установлении правового режима природопользования, установлении экологическихстандартов, контроле за соблюдением природоохранного законодательства[17].
Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция РФ (ст.42,58) и федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1, «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ и др.
Функция охраны правопорядкаподразумевает охрануправ и свобод граждан, защиту всех форм собственности, обеспечение режимазаконности, борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, исполнениенаказаний, профилактику правонарушений и др.
Охрана правопорядка – необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Конституция Российской Федерации (ст.2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Положения второй главы Конституции РФ составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.
По мнению авторов Хабибулина А.Г. и Чернобель Т.Г. охраннаяфункция государства, касающаяся всех сторон правового бытия, является важнойинституциональной частью полифункционального по своей векторной природегосударственного управления, в ценностном отношении определяется социальнойсущностью государства, уровнем развития демократии, общественногоправосознания. Вне этой функции государства как такового нет и не может быть[18].
В последнее времянекоторые правоведы склонны выделять такие функции как миграционная,информационная.
Например, Леонидова Т.И. определяет миграционнуюсферу «…как лакмусовую бумажку, универсальное мерило, позволяющее дать довольноточную оценку социальной, демографической и экономической работе государства» идаёт общее понятие и признаки миграционной функции как направление деятельностигосударства, его органов по контролю за пребыванием на территории государства вцелях восполнения и воспроизводства общества[19].
Одним из первых, кто обозначил и подробнопроанализировал информационную функцию был Просвирнин Ю.Т. Он справедливоутверждает, что в процессе развития общества появились определенные факторы,которые привели к возрастанию роли информации, а следовательно, к более четкомувыделению информационной функции государства. Речьидет о некоторой новой, информационной, стадии развития общества, которое можетбыть названо информационным обществом, где основным предметом труда большейчасти людей являются информация и знания, а орудием труда — информационныетехнологии. Существующие общественные отношения привели к новой эволюциифункций государства, к повышенному интересу к этой сфере деятельностигосударства. Информационная функция обладает всеми существенными признакамиосновных функций государства, выделяемыми в науке. С точки зрения классификацииеё смело можно отнести к основным постоянным функциям, но является одновременнои внутренней, и внешней, т.к. государство регулирует информационные процессыкак внутри страны, так и за ее пределами в отношениях с другими государствами[20].
2.2 Внешние функциигосударства
Внешние функциигосударства – это направления его деятельности по решению внешнеполитическихзадач.
Коренные изменения,произошедшие в мире и в России в последние десятилетия, существенно измениливнешние функции государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества ивзаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам),другие – получили дальнейшее развитие в новых условиях (функции в областиобороны страны, борьбы за мир), третьи – возникли вновь (функции сотрудничествасо странами СНГ, интеграции в мировую экономику)[21].
Внешними функциямигосударства традиционно являлись защита страны от нападения извне, ведениезахватнических войн, обеспечение дипломатических отношений. В связи сформированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгоднаяторговля, развивается коллективная безопасность, создаются международныемиротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующихвнешних функций.
Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам. Впервые в истории России приняты Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и др[22].
Функция обеспечения мираи поддержки мирового порядка предполагает: политическое сотрудничество со всемигосударствами; укрепление режима нераспространения оружия массовогоуничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международныхорганизаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональныхконфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованнойпреступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.)[23].
В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния на Россию возлагается особая ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23.06.1995 № 93-ФЗ.
Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность[24].
Функция интеграции вмировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальныхпроблемподразумевает участие в международном разделении труда; установлениеравноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики,торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международныхэкономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономическойдеятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологическихкатастроф и т.д.
Важным фактором интеграции России в мировуюэкономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи, что открылоблагоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России вобласти экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничествапосредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении,Россия вступила в основные международные экономические организации, заключилаСоглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящеевремя Россия входит в АТЭС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЦАЭС и ШОС.
Авторы статьи Хабибулин А.Г. и Чернобель Т.Г. обохранно-защитной функции государства подробно анализируют проблемы обеспеченияинтересов государства, национальных интересов различных стран и отмечают дляРоссии увеличение стратегической угрозы вторжения со стороны страназиатско-тихоокеанского региона. Для минимизации этой угрозы необходимо такоевыстраивание внешней экономической политики, которое связывало бы интересыразвития России с другими наиболее мощными в экономическом плане странами Азии,в первую очередь с Индией, со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия,Вьетнам, Сингапур и др.), КНДР и Южной Кореей, в том числе на уровнеправоохранительных структур. Для России наиболее оптимальным вариантом должноявляться проникновение на все азиатские рынки, взаимодействие одновременно совсеми экономическими блоками. В этой связи важно активизировать взаимодействиесо странами АСЕАН, ССАГПЗ, СААРК, ОПЕК[25].
Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие Федеральные законы как «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ, «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23.02.1996г. № 19-ФЗ и др.
Некоторые авторы применительно к России выделяют отдельную функцию, появившуюся относительно недавно — функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства.
Наглядным выражением данной функции являются различные решения межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, решения экономического совета СНГ, Совета глав государств СНГ, решения Совета министерств иностранных дел государств-членов СНГ, закрепленные в Статусе международных договоров Евразийского экономического сообщества.
В дополнение к изложенному можно отметить, что в настоящее время важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и других глобальных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Внешняя деятельностьгосударств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной иплодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовыхактах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных ииных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество[26].
В функциях нагляднопроявляются национальные особенности страны, т.к. государство обязанообеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитиенациональной культуры, языка и т.п. По функциям можно судить о том, кому служитданное государство, чьи интересы выражает. Качество их выполненияпредопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом.
3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимается: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная.
Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Управленческая деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития, экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.
Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.
Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.
Более широкое распространение получила классификация по второму критерию, сообразно которой в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и организационная.
Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. К ним относят деятельность:
1. Правотворческую – т.е. государственную деятельность по разработке и принятию правовых норм.
Результатом правотворчества государственных органов могут быть федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов местного самоуправления.
2. Правоисполнительную – государственную деятельность, выражающуюся в создании условий, обеспечивающих реализацию правовых норм.
Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых Правительством страны. В частности, в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, возглавляемые Правительством РФ, реализацию государственных функций выполняют на основании административного регламента[27].
3. Правоохранительную – деятельность государства по контролю и надзору за соблюдением и исполнением правовых норм, а также применению принудительных мер к их нарушителям.
В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.д.). Немаловажную роль в осуществлении этой деятельности играет Кодекс об административных правонарушениях.
Под организационными формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущая за собой юридических последствий. В то же время формы организационной деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности. Выделяются следующие организационные формы:
1. Организационно-регламентирующая — это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов).
2. Организационно-хозяйственная – это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению реализации государственных функций (например, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения).
3. Организационно-идеологическая – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению реализации государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых нормативных актов, работа средств массовой информации)[28].
Каждая функция государстваосуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например,чтобы реализовать функцию охраны правопорядка, необходимо издатьсоответствующие законодательные акты (правотворческая форма деятельностигосударства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекатьк ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время,например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационнаяработа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетныхкомиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.).
4. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Методы осуществленияфункций государства – это способы и приёмы, посредством которых государственныеорганы реализуют функции государства.
Различают четыре метода:убеждение, принуждение, поощрение, рекомендование.
1. Убеждение – ориентирование субъектов права наопределенную деятельность без применения силового воздействия, давления.
2. Принуждение – обязывание субъектов права совершатьлибо не совершать определенные действия посредством применения или угрозыприменения государственно-принудительного воздействия.
3. Поощрение – побуждение субъектов права ксоциально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.
4. Рекомендование – ориентирование субъектов права нанаиболее желательный, предпочтительный вариант поведения с точки зрениягосударства и общества[29].
Существует и инаяклассификация методов осуществления функций государства. Можно выделить:
— централизованныйметод означает, чтогосударство устанавливает единые правила на всей территории, не допускаетсамостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жесткоцентрализованным правовым регулированием, когда все сферы охватываютсярегулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткойвластной деятельности.
— децентрализованныйметод представляетсобой осуществление власти на основе признания идей самоуправления,определенной самостоятельности субъектов государства; государство невмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху;остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могутпринимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости отчего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимостигеографических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющихспецифику регионов.
— рекомендательныйметод. В его основележит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы;государство — организация, специально созданная для управления, онаосуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучшесправится с функцией управления, чем структуры, работающие не напрофессиональной основе. Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации,выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так,государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной областигосударства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила,использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу.Особенность данного метода — он не обязателен для исполнения, но обязателен дляознакомления субъектами, которым они адресованы.
— поощрительный метод заключается в том, что государствосоздает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлениидеятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, вцелях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготыдля предприятий, берущих на работу инвалидов[30].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства.
Цель работы достигнута настолько, на сколько позволяли это сделать перечисленные библиографические источники. Надо отметить, что несмотря на существование множества как общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций государства, я постаралась хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения вопроса. На основе сформулированных в начале работы задач можно сделать следующие краткие выводы:
1. Функции государства представляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
2. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.
3. Функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства.
4. Государствотолько тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мересоответствуют объективным потребностям общества.
5. Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.
6. Среди внутренних функций различают экономическую, социальную, функцию налогообложения, функцию развития культуры, науки и образования, экологическую функцию и функцию охраны правопорядка.
7. К внешним функциям относят функцию обороны страны, функцию обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем,
8. В последнее времяможно говорить о миграционной, информационной функциях, которые обладают всемипризнаками функций государства.
9. Для последних десятилетий характерны глобальные функции государства, характеризующие деятельность современного государства в масштабных сферах деятельности (космическая, экологическая и др.), затрагивающих всю цивилизацию.
10. Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.
11. Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.
12. Методыосуществления функций государства – это способы и приёмы, посредством которыхгосударственные органы реализуют функции государства.
Главной цельюгосударства должно быть обеспечение благополучия его граждан на основеэкономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильностиобщества. Поэтому на государственном уровне необходимо наиболее полно работатьвсе механизмы и направления деятельности по обеспечению устойчивого развития ввиде экономической, социальной и экологической политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993г.
2. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г., № 195-ФЗ //Российская газета от 31.12.2001г.
3. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядкеразработки и утверждения административных регламентов исполнениягосударственных функций (предоставления государственных услуг)».
4. Демичев Д.А.Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функцийгосударства // Правоведение, 1996. — № 3.
5. Лазарев В.В.,Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. идоп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.
6. Морозова Л.А.Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. –1993 — № 6. – с. 98 — 110.
7. Перевалов В.Д.Теория государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 379 с.
8. СПС «КонсультантПлюс» Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современногогосударства // История государства и права, 2007. — № 3.
9. СПС «КонсультантПлюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и егоохранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. — № 5.
10. СПС «КонсультантПлюс» Хачиров Р.Б Административные суды как атрибут социальной функциигосударства: к постановке проблемы // Администратор суда, 2007. — № 3.
11. СПС «КонсультантПлюс» Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008, — № 3.
12. Теориягосударства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 616с.
13. Теориягосударства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. –384 с.
14. Теориягосударства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.:Юристъ, 1997. – 672 с.
15. Теориягосударства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академииправа и управления, 2006. – 222 с.
УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ
1. АТЭС – Азиатско– ихоокеанскоеэкономическое сообщество.
2. ОДКБ – Организация Договора о коллективнойбезопасности.
3. ЕврАзЭС – Евразийское экономическоесообщество.
4. АСЕАН – Ассоциация государствЮго-Восточной Азии.
5. ССАГПЗ – Совет сотрудничества арабскихгосударств Персидского залива.
6. СААРК – Ассоциация региональногосотрудничества Южной Азии.
7. ОПЕК – Организация стран-экспортеровнефти.