Реферат по предмету "Государство и право"


Порядок выборов Президента России

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава1. Понятие «президент» и развитие законодательства о выборах Президента РоссийскойФедерации
§1.Понятие «президент», связь формы правления в Российской Федерации с институтомпрезидентства
§2.История развития законодательства о выборах Президента Российской Федерации
Глава2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
§1.Основные стадии процесса выборов президента Российской Федерации и их краткаяхарактеристика
§2.Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей
Заключение
Списокнормативно-правовых актов и литературы

Введение
Актуальностьтемы продиктована необходимостью исследования характера трудностей ипротиворечий политического реформирования российского государства, определенияориентиров развития российской государственности на ближайшую и отдаленнуюперспективу.
Актуальназадача повышения эффективности института президентства как ключевого элементаполитической системы, улучшения его нормотворческой и правоприменительнойпрактики, а также совершенствование процесса выбора Президента РоссийскойФедерации. Институт президентской власти (в его нынешнем качестве)функционирует в России всего лишь около восемнадцати лет. Поэтому актуальностьданной темы обусловлена также относительной новизной института президентствадля России и особым местом Президента в системе государстве иной власти. Крометого, ориентироваться в порядке выборов Президента необходимо и с практическойточки зрения, ведь в марте 2012 г. в Росси состоятся выборы нового президента,и мы, курсанты ГПИ ФСБ РФ, в частности, примем в них участие.
Тема курсовой работы, ее теоретическаячасть, широко изучена ведущими юристами современности, такими как: А.Л. Алехин,Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, Э.Н. Ренов.
Объектомкурсовой работыявляются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления прав гражданизбирать и быть избранными, касающиеся порядка выборов Президента РоссийскойФедерации.
Предметработы –общественные отношения, нормы права и теоретические положения раскрывающиепорядок выборов Президента Российской Федерации.
Цель курсовой работы – комплексноеправовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядкаего избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующихзадач:
1.  Дать понятие«президент»
2.  показать связь формыправления в Российской Федерации с институтом президентства
3.  рассмотреть историюразвития законодательства о выборах Президента в Российской Федерации
4.  Охарактеризоватьосновные стадии процесса выборов президента Российской Федерации
5.  Определить местоПрезидента Российской Федерации в системе разделения властей
Правовой основой исследованияявились: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральныеконституционные законы; федеральные законы; указы Президента РоссийскойФедерации; постановления Правительства Российской Федерации и другиенормативно-правовые акты.
Структура исследования. Курсовая работасостоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списканормативных правовых актов и литературы.

Глава 1. Понятие «президент» и развитиезаконодательства о выборах Президента Российской Федерации
§1. Понятие «президент», связь формыправления в Российской Федерации с институтом президентства
Итак, чтосодержит в себе понятие «президент», и каково его определение? В качествепримера, приведу данные опроса Фонда «Общественное мнение» изпроводившегося данным фондом Всероссийского опроса городского и сельскогонаселения ( 9 декабря 2000 года) при участии 1500 респондентов. Респондентовпопросили объяснить, какой смысл они вкладывают в понятие «президентРоссии», что для них означают эти слова. На вопрос ответили 82%опрошенных. Большинство из них ограничилось констатацией того факта, что этоглава государства (45%) («тот, кто правит страной»; «высшеедолжностное лицо»). Однако для части россиян президент — не простовысокопоставленный чиновник, а хозяин, царь и Бог (9%) («это нашхозяин»; «Бог наш»; «что-то возвышенное, к которому можнообратиться как к Богу, и он должен всем помочь»; «иными словами,царь»).
Частьреспондентов (13%) указали на те качества, которыми должен, по их мнению,обладать идеальный президент России: ему следует быть «воплощениемответственности за все, что происходит в стране», «непродажным»,образованным, умным, справедливым, патриотичным, законопослушным, властным исильным, вызывать доверие граждан.
Некоторыеопрошенные указали на обязательные, с их точки зрения, функции президентаРоссии: заботиться о благосостоянии народа (7%), быть гарантом конституционныхправ и свобод людей (3%), обеспечивать порядок и стабильность в стране (2%).
Согласнополитическому словарю, «президент» — (от лат prae — перед и sedere — сидеть)избираемый глава государства или какой-либо организации. Это слово — одно измногочисленного ряда новых словечек для обозначения политических понятий,которые были заимствованы или созданы в целях замещения исконных русских слов стем же смыслом. В русском языке слову «президент» есть полное соответствие сточки зрения лексики — «председатель», т е тот, кто сидит перед всеми — именнотак и в латыни, откуда заимствовано слово. Это политический лидер, личностьвыбранная на должность либо народом, либо каким-то органов государственнойвласти.
Если жеговорить о понятии Президент Российской Федерации, то это высшаягосударственная должность, замещаемая гражданином Российской Федерации путемизбрания на должность, при реализации всеобщего прямого равного избирательногоправа гражданами Российской Федерации.
Очень важнымдля понимания сущности института президентства является определение основныхчерт, характеризующих данный институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:
·  Президент является выборным главойгосударства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитромв системе разделения властей;
·  в организационном аспекте Президентникому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от какихлибо других государственных органов, что не снимает с него обязанностейдействовать на основе и во исполнение законов;
·  пост Президента имеет ярко выраженныйполитический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политикигосударства, верховного политического руководства государственными делами
Попробуемпроследить взаимосвязь формы правления и института президентства. По мнениюН.А. Сахарова, «форма правления» — основа формирования высшей государственнойвласти в той или иной политической системе, которая бывает выборной илинаследственной. Отсюда произошли понятия «республиканская форма правления» и«монархическая форма правления». При республиканской форме возникли различныесистемы правления. Политическое содержание термина «система правления»обозначает в первую очередь тип соотношения прерогатив между исполнительными изаконодательными органами государственной власти.
Преобладающим является мнение о том, чтоРоссия – это президентская республика. И объясняется это следующими тезисами.В-первых, Президент Российской Федерации провозглашен главой государства, а неглавой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложенана правительство.
Вместе с тем Конституция предоставилаПрезиденту Российской Федерации как главе государства, обладающему рядомфункций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной,обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования ивзаимодействия Правительства Российской Федерации и других органовгосударственной власти, а также по формированию правительства, направлению егодеятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избраннымПрезидентом.
Президент назначает председателя (с согласияГосударственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставкеи об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждаетструктуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменятьпостановления и распоряжения федерального правительства Президент наделенКонституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями,позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительнойвласти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органовисполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать назаседаниях правительства и др.
Во-вторых, президент, реализуя своиконституционные полномочия по определению основных направлений внутренней ивнешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике,принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведенияполитической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам,находящимся в компетенции правительства.
В-третьих, президент может быть отрешен отдолжности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думойобвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии вдействиях президента признаков преступления и заключением Конституционного судаРоссийской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Итак,«президент»- это выборный глава государства, политический лидер, гражданин,замещающий государственную должность Президента и опирающийся на поддержкуполитической элиты. Форма правления в основном определяется, каким образом квласти приходит политический лидер этой страны: путем выборов илинаследственно. Соответственно институт президентства в Российской Федерации,закрепленный в конституционных и иных нормах права, взаимоотношения президентас иными ветвями государственной власти позволяют определить Россию какпрезидентскую республику.
§2. История развития законодательства овыборах Президента Российской Федерации
В России вопрос обучреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатовРСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов былназначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которогоуказанный пост был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена статья,закрепившая принцип разделения властей, глава о Президенте РоссийскойФедерации; приняты Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I «Об учреждениипоста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (ОсновнойЗакон) СССР» Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. N 1096-1 «О выборахПрезидента РСФСР и другие необходимые нормативные правовые акты. ПервыйПрезидент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12июня 1991 г.
Согласностатьям 121.2 Конституции РСФСР 1978 года Президентом РСФСР может быть избрантолько гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающийизбирательным правом. Президент РСФСР избирается сроком на пять лет. Одно и тоже лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд Конституция(Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,1978 г., Гл 13.1, ст.121.2. Согласно статье 121.3. Выборы Президента РСФСРосуществляются гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. Никакие иные выборы или назначениена должность, а равно присвоение полномочий Президента РСФСР не законны и недействительны Конституция (Основной закон) Российской Советской ФедеративнойСоциалистической Республики, 1978 г., Гл 13.1, ст.121.3. Порядок выборов ивступления в должность Президента РСФСР устанавливается законами РСФСР (их яобозначил выше).
На основе этих законодательных актов первыйПрезидент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайномголосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этогодолжность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Указ Президента РФ №1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного Совета, Съезда народныхдепутатов России и проведении выборов в Федеральное Собрание и ВыборовПрезидента РФ» ломал действующую государственную систему и фактически вводилпрезидентскую республику. «Была подведена черта под советской формойгосударственной организации в России. Вслед за Верховным Советом былиликвидированы советы нижестоящих уровней».
Согласно принятой 12 декабря 1993 г.Конституции РФ порядок выбора Президента определяется федеральным законом.Первый такой закон – «О выборах Президента Российской Федерации» — был принят 21апреля 1995 года, внеся ряд изменений. Так если Президент РСФСР избиралсясроком на пять лет, то Президент РФ избирался теперь на четыре года на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. ВыборыПрезидента РСФСР назначались Съездом народных депутатов РСФСР, теперь – СоветомФедераций Федерального Собрания. Ряд уточнений в избирательное законодательствовнес второй по счету Федеральный закон «О выборах Президента РФ», принятый 31декабря 1999 года. В законе были сохранены основные принципы избирательнойсистемы, содержащиеся в Законе 1995 года. Кроме того, в Законе содержался рядновых положений. В Законе была предусмотрена более четкая норма о срокеполномочий Президента РФ: он вступает в должность по истечению четырех лет содня вступления в должность Президента избранного на предыдущих выборах. Былиусилены гарантии обеспечения равного статуса кандидатов. Закон установил болееширокий перечень документов предоставляемых кандидатом на должность Президента.В Центризбирком предоставлялись сведения о размере и источниках доходов,сведений об имуществе не только кандидата, но и его ближайших родственников.
Закон 1999 года предоставлял кандидату рядгарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих егонезависимость. Кандидат на должность Президента не мог быть привлечен куголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административноговзыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального прокурораРФ.
В2003 году вступил в силу третий по счету Федеральный закон от 10 января 2003года «О выборах президента РФ» (Последние изменения внесены Федеральным закономот 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ.)
Он дополнял Закон 1999 года. В нем былуточнен порядок самовыдвижения кандидата, а также порядок выдвижения кандидатаполитической партией или избирательным блоком. Также в нем было установлен деньголосования на очередных выборах Президента – второе воскресение марта. Закон2003 года подробно прописывал положения, касающиеся финансовой составляющейпрезидентских выборов, предоставление кандидатам эфирного времени и печатнойплощади.
Таким образом, принципиальных изменений ввыборном законодательстве не произошло, однако был введен ряд важнейшихположений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента;усилены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантийкандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемыхкандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижениякандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборахПрезидента РФ.
Согласнопоправкам, внесенным в Конституцию Российской Федерации 30 декабря 2008 г, срокполномочий Президента Российской Федерации продлен до 6 лет. Соответствующиеизменения естественно внесены и в указанный Федеральный закон (от 9 февраля2009 г. N 3-ФЗ)
Такимобразом, начиная с 1990 г, законодательство о выборах Президента довольнодинамично развивалось. Сперва были внесены поправки в Конституцию РСФСР 1978г.,далее в соответствии с поправками приняты законы РСФСР «О Президенте РСФСР» и«О выборах Президента РСФСР». Очередной значимой вехой стало принятие 12декабря Конституции СССР. Все действующее законодательство было приведено всоответствие с ней. Закон «О выборах Президента РСФСР» утерял силу. В 1993 г.принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», которыйпереиздавался в 1999 г. В 2003 принята очередная ныне действующая редакция,последние изменения в которую вносились в июле 2009 г. В соответствии сизменениями от февраля 2009г срок полномочий Президента продлен до 6 лет.
президент власть выбор законодательный

Глава 2. Порядок выборов ПрезидентаРоссийской Федерации
§1. Основные стадии процесса выборов ПрезидентаРоссийской Федерации и их краткая характеристика
Избирательныйпроцесс в Российской Федерации включает установленную законом совокупностьстадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательныхдействий. Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведениявыборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательныедействия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализациюизбирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность,завершенность и легитимность избирательного процесса при формированиипредставительного органа, избрании выборного должностного лица. Толькосовокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадийкак элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовуюлегитимность выборов.
Основными стадиямиизбирательного процесса являются:
· назначениевыборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органомместного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, втом числе в порядке ротации части депутатского корпуса);
· образованиеизбирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;
· выдвижениекандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
· предвыборнаяагитация;
· голосованиеи определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.
При этомфакультативными стадиями являются: в предусмотренных законом случаях повторноеголосование, повторные выборы, выборы депутатов вместо выбывших, новые выборы.Рассмотрим основные стадии и дадим краткую характеристику каждому этапу.
Назначениевыборов. Порядок назначения выборов Президента РоссийскойФедерации подробно регламентирован законодательством Российской Федерации.Основными нормативно — правовыми актами регламентирующими процесс выборовПрезидента Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации,Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ „Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации“, Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009г. N 203-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Выборы ПрезидентаРоссийской Федерации назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.К уполномоченным на то органам в соответствии с действующим законодательством(п. „д“ ч.1 ст. 102 Конституции) относятся:
— Совет ФедерацииФедерального Собрания.
— Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации.
Решение о назначениивыборов должно быть принято Советом Федерации не позднее чем за 90 дней и неранее 100 дней до дня голосования, кроме случаев досрочного прекращенияполномочий Президента Российской Федерации, тогда выборы должны быть назначеныне позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. В случаедосрочного прекращения полномочий выборы Президента Российской Федерации должнысостояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполненияполномочий.
Центральнаяизбирательная комиссия назначает выборы Президента Российской Федерации тольков случаях:
— Если СоветФедерации в установленные законом сроки не назначил выборы ПрезидентаРоссийской Федерации.
— Если СоветФедерации не назначил досрочные выборы Президента Российской Федерации.
Решение о назначениивыборов официально публикуется в средствах массовой информации.
Образование избирательных округов,избирательных участков, составление списков избирателей. По своемусодержанию избирательные округа представляют собой разграниченные территорииРоссийской Федерации, образованные в соответствии с нормами избирательногозаконодательства для организации выборов депутатов представительных органовфедерального значения, депутатов местных законодательных органов либо выборныхдолжностных лиц. Выборы Президента проходят в едином избирательном округе, включающемтерриторию Российской Федерации.
Для обеспечения организации проведенияголосования и подсчета голосов образовываются специальные территориальныеорганизационные единицы — избирательные участки. Их важнейшей функцией являетсяпредоставление возможности обладателям активного избирательного правареализовать свое право на выбор, придя в помещение избирательного участка,ознакомившись с общедоступными списками избирателей, внесение в них необходимыхизменений и дополнений в соответствии с требованиями Федерального закона обосновных гарантиях. На избирательных участках обустраиваются специальные местадля голосования, выдаются избирательные бюллетени, бюллетени для голосования нареферендуме, проводится голосование и осуществляется непосредственно общественноенаблюдение за ходом выборов.
Выдвижение ирегистрация кандидатов. Анализ законодательства позволяет выделить два порядкавыдвижения кандидатуры на пост Президента: в порядке самовыдвижения ивыдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком.
Право выдвинуть своюкандидатуру на пост Президента Российской Федерации имеет каждый гражданин,достигший 35 лет и проживающий постоянно в течение не менее 10 лет натерритории Российской Федерации.
Далееосуществляется:
· Сборподписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата
· Проверкадостоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений,представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками
· Представлениеизбирательных документов для регистрации кандидата
· Регистрациякандидата/>/>
Сбор подписейизбирателей в поддержку выдвижения кандидата. Избирательное объединение, избирательныйблок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должностьПрезидента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее двухмиллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерациидолжно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительствакоторых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Еслисбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постояннопроживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этихподписей не может быть более 50 тысяч.
Представлениеизбирательных документов для регистрации кандидата. В Центральную избирательнуюкомиссию Российской Федерации в срок от 80 до 45 дней до дня голосованияпредоставляются документы для регистрации кандидата на пост ПрезидентаРоссийской Федерации. Срок подачи документов истекает в 18 часов по московскомувремени 45 дня до дня голосования.
Проверкадостоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений,представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками. Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации должна проверить соблюдение порядкавыдвижения каждого кандидата: соблюдение порядка сбора подписей, соблюдениепорядка оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях,достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах,достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом,политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов.
Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации проверяет подписные листы и иныепринятые в соответствии с Федеральным законом документы в течение 10 дней содня их приема.
О результатахпроверки подписей кандидат, уполномоченный представитель политической партии,избирательного блока извещаются не менее чем за двое суток до заседания, накотором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Регистрациякандидата.В течение 10 дней с момента принятия документов, необходимых для регистрациикандидата на пост Президента Российской Федерации Центральная избирательнаякомиссия принимает одно из следующих решений:
— о регистрациикандидата. В этом случае каждому зарегистрированному кандидату выдаетсяудостоверение о регистрации с указанием даты регистрации и сведения озарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются всредства массовой информации.
В решении орегистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком,делается отметка о том, что кандидат был выдвинут политической партией илиизбирательным блоком.
— об отказе в регистрациикандидата.
Если было приняторешение об отказе в регистрации кандидата, то в течение суток с моментапринятия такого решения выдается его копия с изложением оснований отказакандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательногоблока, выдвинувших кандидата.
Выборы Президента Российской Федерации могутбыть отложены для дополнительного выдвижения кандидатов на срок до 60 дней порешению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если за 35дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов.
Предвыборная агитация и информированиеизбирателей. Предвыборная агитация — деятельность граждан РоссийскойФедерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей кучастию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (спискикандидатов) или против них (Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации», ст.2).
Информационные материалы, размещаемые всредствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны бытьобъективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.
Информирование избирателей осуществляютизбирательные комиссии.
Организации, осуществляющие выпуск средствмассовой информации, свободны в своей деятельности по информированиюизбирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Закон предусмотрел множественность формпредвыборной агитации через СМИ. В частности предвыборная агитация черезсредства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий,круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы,показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательномобъединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Здесьследует заметить, что если все вышеуказанные понятия имеют свои вполне точные иконкретные определения, даваемые, как правило, в Инструкциях ЦИК, то затруднениявызывает возможность применения так называемых, «иных не запрещенных закономформ», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведенияпредвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются. Такаятрактовка, даваемая в законодательстве, кажется весьма странной и, самоеглавное, неконкретной. Вряд ли то, что хорошо для определения границ полномочийчастного лица, так же применимо к деятельности государственных и общественныхинститутов, к определению границ их полномочий, характера общественныхотношений при выборах органов власти.
В информационных теле- и радиопрограммах,публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведениипредвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическимипартиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельныминформационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки неоплачиваются кандидатами, их доверенными лицами.
В день голосования до момента окончанияголосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование(обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов ПрезидентаРоссийской Федерации, в том числе размещение таких данных винформационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть»Интернет").
Опубликование (обнародование) результатовопросов общественного мнения, связанных с выборами Президента РоссийскойФедерации, является разновидностью информирования избирателей.
В период проведения избирательной кампаниипредвыборной агитацией признаются:/>
1) призывы голосовать за или противкандидата либо против всех кандидатов;/>
2) выражение предпочтения какому-либокандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частностиуказание, за какого кандидата будет голосовать избиратель
3) описание возможных последствий избранияили неизбрания кандидата;/>
4) распространение информации с явнымпреобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях,выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативнымикомментариями;
5) распространение информации о деятельностикандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением имсвоих служебных (должностных) обязанностей;/>
6) деятельность, способствующая формированиюположительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату,политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политическойпартии, выдвинувшей кандидата.
Агитационный период начинается со днявыдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за суткидо дня голосования./>
Предвыборная агитация на каналах организацийтелерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период,который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов поместному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторногоголосования — в агитационный период, указанный в пункте 5 настоящей статьи./> Предоставляемое бесплатное эфирное время должноприходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещанияпериод, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию
Проведение предвыборной агитации в деньголосования и в предшествующий ему день запрещается.
Голосование является важнымэтапом при проведении выборов Президента. Голосование начинается в 8 часов изаканчивается в 20 часов по местному времени. Голосование может закончиться до20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей наизбирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, ввоинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях.
После получениячленами участковой избирательной комиссии избирательных бюллетеней для выдачиначинается процесс голосования — с получения бюллетеня избирателем, допроставления им отметки или в квадрате рядом с одним из кандидатов или«против всех».
Избиратель можетпроголосовать только лично, за одного кандидата либо против всех кандидатов,включенных в избирательный бюллетень, один раз и соответственно получить одинизбирательный бюллетень, за исключением случаев, когда избиратель считает, что призаполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку. В этом случае онобращается к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, спросьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Членизбирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делаетсоответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателяи расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором членизбирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую записьи заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается.
Досрочноеголосование проводится по решению избирательной комиссии субъекта РоссийскойФедерации не ранее чем за 15 до дня голосования на избирательных участках,образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании,на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях
Подсчет голосовизбирателей на избирательном участке производится в день выборов сразу поистечении времени голосования непосредственно членами участковой избирательнойкомиссии с правом решающего голоса открыто и гласно.
Ha основании данных,содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученныхиз избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, и данных,содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательныхкомиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределамитерритории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническимканалам связи из указанных участковых избирательных комиссий, Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверкиправильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся вних данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяетрезультаты выборов Президента Российской Федерации.
Избранным считаетсякандидат, который получил более 1/2 голосов избирателей, принявших участие вголосовании, т.е. 50 процентов голосов избирателей + один голос.
Выборы признаютсянесостоявшимися:
— в них участвоваломенее половины общего числа избирателей;
— «против»всех зарегистрированных кандидатов проголосовало больше избирателей, чем«за»;
— ни один кандидатне набрал половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании;
— если все кандидатывыбыли до повторного голосования с случаях снятия своей кандидатуры, отзывакандидатов политической партией, избирательным блоком, выдвинувших этихкандидатов, смерти зарегистрированного кандидата, признания кандидата умершим.
Выборы ПрезидентаРоссийской Федерации признаются недействительными в случаях, когда:
— допущенныенарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявленияизбирателей;
— если итогиголосования признаны недействительными на части избирательных участков,охватывающих 1/4 часть избирателей;
— по решению суда.
В случае, если визбирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должностьПрезидента Российской Федерации и ни один из них не был избран, Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование повыборам Президента Российской Федерации по двум кандидатам, получившимнаибольшее число голосов избирателей, которое проводится через 21 день со дняголосования на общих выборах.
/>Повторные выборы Президента назначаются СоветомФедерации Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если:
— выборы ПрезидентаРоссийской Федерации признаны несостоявшимися в результате того, что в нихучаствовало менее половины общего числа избирателей, «против» всехкандидатов проголосовало больше, чем «за», ни один кандидат не набралполовины голосов избирателей, участвовавших в выборах, или все кандидаты выбылидо повторного голосования;
— выборы ПрезидентаРоссийской Федерации недействительными, когда допущенные нарушения не позволяютс достоверностью определить результаты волеизъявления граждан, итогиголосования признаны недействительными на части избирательных участков,охватывающих 1/4 избирателей, по решению суда;
— на день проведенияповторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначеноповторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по инымобстоятельствам,
— при повторномголосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должностьПрезидента Российской Федерации, т.е. не получил 50 процентов голосовизбирателей, принявших участие в голосовании.
Не позднее чем черезтри дня после принятия решения о проведении повторных выборов ПрезидентаРоссийской Федерации сообщение об этом публикуется в средствах массовойинформации.
Повторные выборыпроводятся в том же порядке, что и общие выборы, но с сокращением сроковизбирательных действий не более чем на одну треть, за исключением запрещениявыдвижения кандидатов, действия (бездействие) которых послужили (послужило)основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосованиинедействительными.
Таким образом,выборы Президента Российской Федерации представляют определенную совокупностьстадий или процедур, сроки и порядок осуществления которых регламентированызаконодательством Российской Федерации. Особенностью данных выборов являетсято, что они проводятся по единому федеральному округу, а также некоторыеособенности (требования) к реализации пассивного избирательного права.
§2. Место Президента Российской Федерации всистеме разделения властей
Раскрытьместо Президента Российской Федерации в системе органов государственной властиневозможно без обращения к теории разделения властей, как основополагающегопринципа построения правового государства. Теория разделения властей висторическом плане появилась в целях ограничения власти монарха, царя,императора, президента от имени государствообразующего народа егопредставителями, наделенными правом законодательствования. Ее появлениебольшинство ученых «в том виде как она воспринимается ныне применительно кгосударственному режиму» относит к концу XVII и началу XVIII вв. и связывает сименами Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Одна изглавных идей Дж. Локка заключается в том, что человек – материальное по своейприроде существо, подвластное личным чувствам, руководствующееся, прежде всего,стремлением к удовольствию и желанием избежать боли. Поэтому слабостьчеловеческой природы проявляется в подверженности искушениям, склонности «цеплятьсяза власть». Лица, «которые обладают властью создавать законы, могут также, помнению английского философа, захотеть сосредоточить в своих руках и право на ихисполнение и не подчиняться созданным ими законам». Ключом к пониманиюсоотношения властей в государстве является мысль Локка о верховенствезаконодательной власти, которая становится «священной и неизменной в руках тех,кому сообщество однажды ее доверило» .
Наиболееподробную разработку теория разделения властей получила в работах Ш.Л. Монтескье.В рамках своего учения Ш. Монтескье выделял в каждом государстве три ветвивласти:
1)законодательная;
2)исполнительная, по отношению к делам, определяемым международным правом;
3)исполнительная в отношении того, что определяется гражданским правом.
Необходимозаметить, что приведенная классификация автора несколько отличается от техидей, которые уже в переработанном виде изложены в различных работах и учебныхпособиях по теории государства и права. Речь идет о том, что применительно ковторой и третьей ветви власти Ш. Монтескье употреблял одинаковый термин –исполнительная власть. Но автор неизменно комментирует данную триаду властейследующим образом: в силу первой власти издаются законы; в силу второй –решаются война и мир, посылаются посольства, обеспечивается безопасность,предотвращаются нашествия; третья власть является судебной. Каково же местоПрезидента Российской Федерации в системе разделения властей?
КонституцияРоссийской Федерации, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993года, принципиально изменила характер государственной власти, форму правления ипринципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне.
В действующейКонституции принцип разделения властей находится среди основ конституционногостроя (гл. 1 Конституции РФ). В соответствии с ним, государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции,которая служит логическим продолжением предыдущей статьи, поручаетосуществление государственной власти исчерпывающему перечню субъектов:Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам РФ. Как можнозаметить, принципиально новая дефиниция статуса Президента РоссийскойФедерации, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особоеместо в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни водну из ее ветвей. Соглашаясь с этим тезисом, ряд ученых придерживаются мнения,что хотя Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст.10 Конституции РФ, но фактически его функции связаны с исполнительной властью.Признают особое положение Президента в системе разделения властей и сторонникивыделения самостоятельной президентской власти.
Принципиальноиной точки зрения придерживается группа ученых, рассматривающих Президента РФкак одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрированв исполнительную власть. Следует упомянуть также своеобразный взгляд на местоПрезидента в системе органов государственной власти, в соответствии с которым,Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или инойстепени участие в деятельности каждой из них.
Думается,практика последних лет позволяет говорить о становлении самостоятельнойпрезидентской власти. От эффективного использования полномочий Президентазависит устойчивая работа всего государственного механизма, и включениечетвертой ветви власти в классическую триаду (законодательная, исполнительная исудебная ветви власти) отражает фактическое место Президента в системе органовгосударственной власти.
Статья 80Конституции РФ предваряет определение правового положения Президента указанием,что он «является главой государства». В части 2 этой же статьи установлено, чтоПрезидент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Этообъясняется значением Конституции для стабильности государства и тем, что всоответствии с ее положениями, человек, его права и свободы являются высшейценностью. Возложение на Президента обязанности быть гарантом означает, что онпризван действовать персонально.
Особенностьюправового положения Президента именно как главы государства является то, чтоон, выполняя возложенные на него Конституцией полномочия, инициируядеятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивает тем самымих согласованное функционирование и взаимодействие. С этой же целью Президентвправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактовс органами законодательной и исполнительной власти. Так, ему предоставленоправо председательствовать на заседании Правительства, непосредственноПрезиденту подведомственны Министерство иностранных дел, обороны и ряд другихфедеральных ведомств, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных СилРФ. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает иобнародует принятые законодательным органом федеральные законы, ему принадлежитправо отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение, правораспустить Государственную Думу; судьи высших судов назначаются попредставлению Президента, а остальные – им лично, в порядке определеннымфедеральным законом.
В соответствиис Конституцией Президенту РФ принадлежит право определять основные направлениявнутренней и внешней политики государства. Это означает, что, с одной стороны,именно Президенту как лицу, избранному на свой пост избирательным корпусомстраны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а сдругой стороны – что реализация внутренней и внешней политики государстваостается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной иисполнительной властей.
Содержаниестатьи 80 Конституции во многом предопределяет общую направленность всехпоследующих статей главы 4 Конституции и центральное место Президента в системеорганов государственной власти, а также наличие у главы государства средстввоздействия на другие органы государственной власти.
Такимобразом, роль Президента, согласно Конституции РФ, выходит за рамки толькоглавы исполнительной власти либо главы государства, он является своеобразным«арбитром» между ветвями власти и должен обеспечивать их взаимодействие.
Разделениевластей как принцип построения российской государственности объективнопредполагает наличие органа, гарантирующего от разрыва и противостояниявластей. Действующая Конституция Российской Федерации преодолела прежнеевидение принципа разделения властей, обусловившего ряд глубоких политическихкризисов, угрожавших самим основам российской государственности, и наделилаглаву государства, таким образом, весьма широкими полномочиями. Он выступает вкачестве объединяющего начала в конституционном строе Российской Федерации,осуществляет функции координации и единения всех ветвей власти. В этом смыслеПрезидент РФ является персонификацией российской государственности. Речь неидет о режиме личной власти, гарантией от установления которого должна служитьКонституция Российской Федерации и предусмотренные ею «сдержки и противовесы».Напротив, проблема заключается в выявлении демократического потенциалароссийской президентуры как одного из институтов государственной власти,представляющего действительные интересы всего общества. В этих условиях умениеглавы государства не связывать себя с той или иной политической силой илиинтересами отдельного социального слоя, быть олицетворением всего государства ипредставлять всех своих сограждан приобретает особое значение.
Каждоегосударство, будь то США с ее более чем 200-летним опытом Президентуры илиКонституция V республики во Франции, устанавливает и «оттачивает» институтПрезидента, приемлемый только для конституционного строя данного государства.Конституция Российской Федерации 1993 года – Конституция переходного периода отодной социальной системы к другой. Полномочия Президента, закрепленные в ней,являются полномочиями переходного периода. Именно этим отличается институтПрезидента в Российской Федерации от соответствующих институтов в другихсовременных государствах.
Качественноесвоеобразие взаимоотношений Президента с другими органами государственнойвласти и в том числе с парламентом, взаимообусловливаются особенностями формыправления в Российской Федерации.
Такимобразом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:действительно принцип разделения властей, воплощенный в Конституции 1993 г.,имеет свою, так называемую, «российскую» специфику. И это связано с рядомобъективных обстоятельств, среди которых основными, на наш взгляд, являются:
1) сложноститак называемого переходного периода, которые как в политической, так и вэкономической среде требовали значительной концентрации власти в одних руках;
2) зачаточныйхарактер большинства демократических институтов вкупе с разбалансированным инеустойчивым характером политической системы;
3) наличиезначительного влияния прежней идеологии на политическую природу иобстоятельства формирования института Президента;
4) отсутствиереального опыта организации государственной власти на основе принципаразделения властей, и, соответственно, наличие сложностей в определении местаПрезидента в системе ветвей власти;
5) президентне входит в какую-либо ветвь власти, а является своеобразным «арбитром»,гарантом нормального функционирования других ветвей власти.

 
Заключение
В процессе написанияработы были решены следующие задачи: дано определение понятию «президент»,рассмотрена история развития законодательства о выборах Президента, рассмотренасвязь формы правления в России с институтом президентства, общие положениясовременного Российского законодательства о выборах Президента РоссийскойФедерации, основные этапы проведения выборов Президента Российской Федерации иместо президента в системе разделения властей.
Рассмотренныеположения в заключении позволяют обосновать следующие выводы, являющиеся итогомработы:
«Президент»- этовыборный глава государства, политический лидер, гражданин, замещающийгосударственную должность Президента и опирающийся на поддержку политическойэлиты. Форма правления в основном определяется каким образом к власти приходитполитический лидер этой страны: путем выборов или наследственно. Соответственноинститут президентства в Российской Федерации, закрепленный в конституционных ииных нормах права, взаимоотношения президента с иными ветвями государственнойвласти позволяют определить Россию как президентскую республику.
Начинаяс 1990 г, законодательство о выборах Президента довольно динамично развивалось.Сперва были внесены поправки в Конституцию РСФСР 1978г., далее в соответствии споправками приняты законы РСФСР «О Президенте РСФСР» и «О выборах ПрезидентаРСФСР». Очередной значимой вехой стало принятие 12 декабря Конституции СССР.Все действующее законодательство было приведено в соответствие с ней. Закон «Овыборах Президента РСФСР» утерял силу. В 1993 г. принят Федеральный закон «Овыборах Президента Российской Федерации», который переиздавался в 1999 г. В2003 принята очередная ныне действующая редакция, последние изменения в которуювносились в июле 2009 г. В соответствии с изменениями от февраля 2009г срокполномочий Президента продлен до 6 лет.
Выборы ПрезидентаРоссийской Федерации представляют определенную совокупность стадий илипроцедур, сроки и порядок осуществления которых регламентированызаконодательством Российской Федерации. Особенностью данных выборов являетсято, что они проводятся по единому федеральному округу, а также некоторыеособенности (требования) к реализации пассивного избирательного права.
Президент не входит в какую-либо ветвьвласти, статус Президента РФ отражает, во-первых, традиционное пониманиепрезидента как главы государства; во-вторых, концепцию «арбитра»,обеспечивающего взаимодействие, согласованную работу государственных органов,гаранта конституции и государства. Также можно отметить его определяющееположение по отношению к исполнительной власти, права по ее осуществлению, егороль как фактического главы исполнительной власти.

Список нормативно-правовых актов илитературы
 
Нормативно-правовые акты:
1) Законодательство СССР:
1.  Закон СССР от 14марта 1990 г. N 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесенииизменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР// Ведомости Съезданародных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 21 марта 1990 г., N 12,ст.189
2.  Закон РСФСР от 24апреля 1991 г. N 1096-1 „О выборах Президента РСФСР// Ведомости Съезданародных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г., N 17,ст. 510
2) Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
3.  КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г// “Российская газета» от 25декабря 1993 г. N 237
4.  Федеральныйзакон «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171
5.  Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прави права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собраниизаконодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253
6.  ПостановлениеПравительства РФ от 13 января 2000 г. N 32 «О содействии избирательнымкомиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 января2000 г., N 3, ст. 280
Комментариик законодательству
7.  Братановский С.Н.,Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О выборах Президента РоссийскойФедерации». — Система ГАРАНТ, 2010 г.
8.  Комментарий к КонституцииРоссийской Федерации. / Отв. Ред. Л.А. Окуньков. – М., 1996. С. 354, 355;Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 238.
Учебная и научная литература:
9.  Проблемы теориигосударства и права / Под ред. М.Н. Марченко – М., МГУ, 1999. С. 205.
10. МонтескьеШ.Л. Избранные произведения. – М., 1955. С. 298.
11. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008.
12. [1]Боер В.М., ГородинецФ.М., Григонис Э.П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее. /Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб., 1999.
13. РадченкоВ.И. Президент в Конституционном строе Российской Федерации. М. 2000. С. 56.
14. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание.,переработ. и доп. – М..: Юристъ, 2006., ст. 250
15. Избирательноеправо и избирательный процесс в Российской Феде рации: Учеб. для вузов / Подред. А.А. Вешнякова. М., 2003.
16. ДмитриевЮ.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. — М.: ЗАО«Юстицинформ», 2008.
17. ЕлисеевБ.П. Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа(На примере Администрации Президента РФ). М.,2005
18.  Сахаров Н.А.Институт президентства в современном мире. М., 2004.
Иные источники:
19. http://bd.fom.ru/report/cat/pres/of005006
20. Черотайкин Б.Е.СМИ и выборы (юридические рекомендации)// www.gbf/library/SMI.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.