ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА
По теории государства иправа
Тема: Понятиенормы права
Работу выполнила: студентка 2 курса
Асеева О.Ю.
Ульяновск
2009
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие нормы права
1.1 Признаки правовых норм
1.2 Структура правовых норм
1.3 Виды норм права
Заключение
Библиографический список
Введение
В данной контрольной работерассматриваются вопросы о понятии, структуре и видах норма права.
Правовая норма – исходный элемент, первичная«клеточка» права как системы законодательства.
Люди с древних пор вступали в различныеотношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появлятьсязаконы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. Вдальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания ужеспециального сложного законодательства, которое бы могло своими правовымиактами обеспечить законную систему общественных отношений.
Норма права – особая разновидностьсоциальных норм наряду с нормами морали. От других норм ее отличают, во-первых,всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всехучастников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых,правовая норма, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к ихволе и сознанию в расчете на определенный поступок, в-третьих, правовая нормаотличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой.Окончательно норма признается правовой только государством. До того она можетсуществовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться самиучастники общественных отношений, но пока полномочные органы государства непризнали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать вкачестве правовой.
Глава 1. Понятие нормыправа
Норма права – общеобязательноеповеление, выраженное в форме государственно-властного предписания ирегулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началахсправедливости и свободы.
Право представляет собой сложную имногообразную систему норм права. Право прежде всего состоит из норм права –общих юридических правил поведения, распространяющих свое действие на большойкруг лиц, большой круг ситуаций и действующих относительно длительный периодвремени.
Норма же права выступает одной изнаиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтомуправовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы какрегулятора общественных отношений.
Однако правовая норма имеет исущественные особенности. В частности, она является критерием правомерностиповедения, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права – естьмодель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступковв тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектовправа.
Государственно-властное веление,получившее логически завершенное, формально определенное закрепление вофициальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания.Специфичность правовой нормы проявляется и в том, что она прежде всегопринимается государственными органами либо негосударственными структурами.
Социальное назначение правовых норм, аследовательно, и их ценность определяются их регулирующей ролью, ибо они должнызакреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государстваотношения, придавать им стабильность и способствовать их развитию, охранять отнарушений и воздействовать на социально нежелательные отношения в целяхограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.
Характерная особенность содержания нормыправа состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенныесвойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретныхправоотношениях, возникающих на основе этой нормы права.
Норма права отражает наиболее важныесвойства общественных отношений, она приобретает способность быть ихрегулятором.
Следовательно, норма права – этообщеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное иобеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественныхотношений.
1.1 Признаки правовых норм
Устанавливается и санкционируетсягосударством. т.е. закрепляется в официальных государственных актах.
Имеет представительно-обязывающийхарактер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную наудовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершатьопределенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает ипредоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
Обеспечивается мерами государственногопринуждения.
Выступает государственным регуляторомтиповых общественных отношений (социальная роль правовых норм).
К признаком нормы права относятся:
· нормативность (она имеет общий,а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненныхситуаций и большой круг лиц);
· общеобязательность (онапредставляет собой властное предписание государства относительно возможного идолжного поведения людей);
· формальная определенность (онавыражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чегоопределяет рамки деяний субъектов);
· связь с государством (онаустанавливается государственными органами и обеспечивается мерамигосударственного воздействия – принуждением и стимулированием);
· представительно-обязывающийхарактер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает надругих субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности иобязанность без права);
· микросистемность (она выступаетв виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченныхэлементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
1.2 Структура правовых норм
Выступая «клеточкой» права, норма в тожевремя представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутреннимстроением, своеобразной организацией.
Структура юридической нормы – этоупорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональнуюсамостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как онивзаимосвязаны.
Таких частей три:
1. гипотеза (предположение) –элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъективныйсостав), которые определяются путем закрепления юридических фактов;
2. диспозиция (юридическоерасположение сторон) – элемент, определяющий модель поведения субъектов спомощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных вгипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основой регулирующей частьюнормы, ее ядром;
3. санкция – элемент,предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могутбыть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными –меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностейработником).
Каждый из названных элементов имеет вструктуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, посуждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна,без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Проблема структуры правовой нормыявляется дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двухчастей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство жеученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящейиз гипотезы, диспозиции, санкции.
1.3 Виды норм права
Пониманию правовой нормы, полномупредставлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснениепринадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. Классификацияпозволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования,глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные видыправовых норм:
1. в зависимости от степенинормативности они подразделяются на:
· исходные, которые определяютосновы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи,пределы, направления;
· общие, которые присущи общейчасти той или иной отрасли права и распространяются на все или большую частьинститутов соответствующей отрасли права;
· специальные, которые относятся котдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либоопределенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих имособенностей;
2. в зависимости от предметаправового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные,гражданские, административные, земельные и т. п.;
3. в зависимости от их характера –на материальные (уголовные, аграрные, экологические и т.п.) и процессуальные(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4. в зависимости от методовправового регулирования – на императивные (содержащие властные предписания);диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующиесоциально-полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболееприемлемый для государства и общества вариант поведения);
5. в зависимости от временидействия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиесянапример, в указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенномрегионе в связи со стихийным бедствием).
6. в зависимости от функций нарегулятивные (содержащие предписания, устанавливающие права и обязанностиучастников правоотношений) и охранительные (направленные на защиту нарушенныхсубъективных прав);
7. в зависимости от круга лиц, накоторых распространяется действие норм – на общераспространенные (действуют вотношении всех граждан) и специальные (действуют только в отношенииопределенной категории лиц);
8. в зависимости от степениопределенности элементов правовой нормы – на абсолютно определенные (точноопределяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своегодействия, последствия несоблюдения предписаний нормы) относительно определенные(устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющиенесколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один сучетом конкретных обстоятельств);
9. в зависимости от сферы действия– на общефедеральные (действующие на территории всей страны), региональные(действуют на территории субъектов РФ – республиках, краях, областях) илокальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения,организации);
10. в зависимости от юридической силы – на правовыенормы законов и подзаконных актов;
11. в зависимости от способа правового регулирования –на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенныедействия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иныеположительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенныедействия);
12. в зависимости от субъектов правотворчества – нанормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами инегосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местногосамоуправления).
норма право поведение
Заключение
Право, как теперь уже известно,представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность)норм права. Право прежде всего состоит из норм права – общих юридических правилповедения, распространяющих своё действие на большой круг лиц, большой кругситуаций и действующих относительно длительный период времени.
Норма права же (правовая норма,юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностейдействующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущикачества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественныхотношений.
Правовую норму отличает и такоекачество, как формальная определенность. Это означает, что каждая правоваянорма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое неподлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации илиприменения.
Все эти качества позволяют правовойнорме быть эффективным и результативным средством регулирования общественныхотношений.
Библиографический список
1. Головастикова, А.Н. Теориягосударства и права в схемах и таблицах: учеб. пособие / А.Н. Головастикова,Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.
2. Малько, А.В. Теория государстваи права / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 304 с.
3. Общая теория права и государства: учебник / под. ред. В.В. Лазарева. – М.: юристъ, 2000. – 520 с.
4. Теория государства и права:конспект лекций в схемах / под. ред. В.П. Водопьянова. – М.: Приор-издат, 2005.– 192 с.
5. Теория государства и права /под. ред. В. В. Лазарева. – М.: РИОР, 2003. – 194 с.