Реферат по предмету "Государство и право"


Политические права и свободы человека

Содержание
 
Введение
1 Политические права и свободы
1.1 Право на участие в референдуме
1.2 Избирательное право
1.3  Право на равный доступ к государственной службе
1.4  Право на обращение
1.5  Право на участие в отправлении правосудия
2 Публично-политические права и свободы
2.1  Свобода мысли и слова
2.2  Право на информацию
2.3  Право на объединение
2.4  Право на манифестацию
3 Реализация гражданами политических прав и свобод в РоссийскойФедерации
3.1 Средства массовой информации (СМИ) и соблюдение политических прави свобод граждан Российской Федерации
3.2  Роль телевидения в современном политическом обществе
3.3  Политический Интернет
Заключение
Библиографическийсписок
 

Введение
Правовой статус личности — важный институт отрасликонституционного права. Своё воплощение он получил во второй главе КонституцииРоссийской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этойглавы конкретизирована одна из основ конституционного строя России,провозглашённая в ст. 2:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Однако конституционные права и свободы составляют относительнонебольшую часть прав и свобод. Существует ряд факторов, от которых зависитвыбор того или иного правового акта для закрепления прав и свобод:
· Значимость данного права и данной свободы для человека и общества.В Конституции Российской Федерации закрепляются те права и свободы, которыежизненно важны для человека, общества и государства — основные права и свободы.
· Необходимость закрепления в Конституции Российской Федерации прави свобод человека и гражданина, вытекающих из общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации, которые всоответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частьюправовой системы страны.
· Изначальный или произвольный характер принадлежности человекуданного права и данной свободы. Ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает,что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.Такого рода права и свободы закрепляются конституционно.
· Конституционные права, свободы и обязанности являются юридическойбазой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущемзаконодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сферерегулирования общественных отношений. Например, из права человека на жилищевытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.
Политические права и свободы относятся именно к конституционнымправам и свободам, что говорит об их высоком приоритете и значимости.Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуумав жизнь страны, в управление её делами. Эти права и свободы создают условия длязакрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. Оттого, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочностьустоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровеньполитической культуры у населения. Политические права и свободы развиваются нафоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре науважение к человеку.
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по природесвоей неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политическиеправа и свободы связаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с темправо на объединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку онимогут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает,однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права исвободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданинадемократического государства. В силу такого их характера эти права и свободынельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством.Так же, как и личные права и свободы человека, государство признаёт, соблюдает,защищает политические права и свободы. Это прямо вытекает из ст. 2 КонституцииРоссийской Федерации.
Естественный характер прав и свобод гражданина обусловлен тем, чтоносителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерацииявляется её многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционногостроя Российской Федерации реализуется через политические права и свободыкаждого гражданина.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданинРоссийской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме своиправа и обязанности с 18 лет. Эта норма касается и политических прав и свобод.

1 Политические права и свободы
Политические права подразумевают в первую очередь управлениеделами государства и осуществление местного самоуправления. Это положениезакреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации: «граждане РоссийскойФедерации имеют право участвовать в управлении делами государства какнепосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерацииимеют равный доступ к государственной службе. Они также имеют право участвоватьв отправлении правосудия».
Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числегосударственной, участвовать в управлении делами государства — неотъемлемоедемократическое начало в её организации.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать не только вуправлении делами государства, но и в осуществлении местного самоуправления.Эта вторая возможность вытекает из Конституции Российской Федерации (в ч. 2 ст.130 записано, что «местное самоуправление осуществляется гражданами») и прямоотражена в федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности в ст.3 «Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления»[1].
Непосредственное участие в управлении делами государства и местномсамоуправлении выражается в следующих возможностях граждан России:
1. Участие в принятии государственного решения на референдумеРоссийской Федерации, а также решения на референдуме субъекта РоссийскойФедерации и местном референдуме. Право постановки вопросов передгосударственными органами и органами местного самоуправления в порядке народнойинициативы (сбор подписей в поддержку проведения референдума, для подготовки ипринятия законопроекта и др.).
2. Участие в формировании представительных и исполнительных органоввласти Российской Федерации и её субъектов, избрание представительных органов идолжностных лиц местного самоуправления.
3. Право занять государственную должность, так как гражданеРоссийской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4, ст. 32Конституции Российской Федерации), а также муниципальную должность (федеральныйзакон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» исоответствующие законы субъектов Российской Федерации)[2].
4. Право обсуждения проектов решений государственных органов иорганов местного самоуправления и направления им своих предложений.
5. Право участвовать в отправлении правосудия. Как известно,правосудие осуществляется от имени государства, а для граждан выражается ввозможностях быть судьями, присяжными заседателями, арбитражными заседателями.
 
1.1 Право на участие в референдуме
Право граждан на участие в управлении делами государства и наосуществление местного самоуправления может осуществляться как непосредственно,так и через представителей. Право на участие в референдуме относится кнепосредственной форме.
Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболееважным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятияпо ним решений посредством голосования. Решения, принятые на референдуме, самипо себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Суть и значение референдума обусловлены тремя исходными пунктами — волеизъявление народа, голосование, результат. Волеизъявление народа означает,что на референдуме свою волю выражают совершеннолетние граждане страны илисоответствующей территории. При этом избиратель отдаёт предпочтение одному извариантов решения проблемы, если на референдум предложено несколько вариантов;если же предложено только одно решение, у избирателя есть возможность выразитьсвоё согласие или несогласие. Особенно важен третий аспект — результат,последствия. Референдум потому и назван выражением власти народа, чтообразовавшаяся в результате голосования воля большинства имеет обязательноезначение.
Базовые начала референдума закреплены в Конституции РоссийскойФедерации.
Законодательное закрепление порядка проведения референдумов нафедеральном уровне происходит в следующих нормативно-правовых актах:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» (в ред. 2005 г.)[3]. Он являетсяважным для всех видов референдумов, проводимых в Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «Ореферендуме Российской Федерации»[4].
Определённое значение имеют постановления Конституционного СудаРоссийской Федерации — в частности, постановление от 11 июня 2003 г. по делу опроверке конституционности федерального конституционного закона о внесенииизменений и дополнений в закон 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»[5].
В большинстве субъектов Российской Федерации есть отдельные законыо референдуме. В некоторых субъектах положения о референдуме включены в общийизбирательный кодекс. В отдельных субъектах действует единый закон о порядкепроведения, как референдума субъекта, так и местного. Эти акты не могутпротиворечить федеральному закону от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» (в ред. от 21 июня 2005 г.).
Референдумы в Российской Федерации по своему характеру различаютсяна виды: консультативный и императивный, обязательный и факультативный,конституционный и законодательный. Так, на федеральном уровне являетсяобязательным референдум по решению конституционного собрания о вынесении навсенародное голосование проекта новой конституции; при принятии в составРоссийской Федерации иностранного государства или его части. На региональномуровне обязательным является референдум в субъектах Российской Федерации,объединяющихся в новый субъект. В некоторых республиках предусмотренконсультативный референдум, предшествующий принятию или изменению Конституции.
В России федеральный закон «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня2002 г. предусматривает возможность только императивных референдумов, хотянапрямую и не запрещает консультативные референдумы. В некоторых субъектахприняты законы, допускающие также и консультативные референдумы.
Достоинством референдума является обязательная альтернативностьпредлагаемых решений. Органы власти могут подготовить и вынести на референдумкакой-либо документ, который населению надо принять или отклонить, то есть вданном случае граждане не влияют на содержания решения, а определяют, быть емуили не быть.
Как с политической, так и с конституционно-правовой точек зрения,референдумы являются высшим выражением власти народа. Проведение референдумовкрайне важно, а иногда и просто необходимо, для развитого государства.
 
1.2 Избирательное право
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти иместного самоуправления возникает у граждан согласно ст. 60 КонституцииРоссийской Федерации с 18 лет. В этом возрасте у граждан наступает полнаяправоспособность, т. е. способность самостоятельно в полном объёме осуществлятьсвои права и обязанности. Применительно к осуществлению избирательных правграждан говорят об избирательной правоспособности, которая не отождествляется сгражданской дееспособностью гражданина. Общепринято различать избирательноеправо в объективном и субъективном смысле. Избирательное право в субъективномсмысле есть совокупность юридических норм, регулирующих фактические отношенияпо выборам представительных органов и должностных лиц. Эти нормы содержатся вКонституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов РоссийскойФедерации, в различных избирательных законах. Субъективное избирательное право- это конституционное право граждан Российской Федерации избирать ПрезидентаРоссийской Федерации, депутатов представительных органов государственной властии местного самоуправления и право (возможность) быть избранным насоответствующий пост или в органы государственной власти и местногосамоуправления. Такое разграничение, принятое в науке конституционного права, сделаноюридически в ст. 2 федерального закона «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня2002 г.
Новая редакция указанного федерального закона детализировалаизбирательные правомочия гражданина, дополнив их правом участвовать ввыдвижении кандидатов (список кандидатов избирательными объединениями). Причёмвыдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляетсяв соответствии с федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001г. (с изменениями от 31 декабря 2005 г.)[6]. В целом новаяредакция рамочного избирательного закона направлена на демократизациюпрактически всех стадий избирательного процесса: предвыборной агитации,контроля за проведением выборов, работы избирательных комиссий, установленияитогов голосования, определения результатов выборов, ответственности занарушение законодательства о выборах.
Избирательные права граждан Российской Федерации осуществляются наоснове универсальных всемирно признанных принципов:
1. Равноправие избирателей.
2. Непосредственное избрание.
3. Тайность голосования.
4. Добровольность.
5. Всеобщность.
Однако существуют определённые ограничения, как для активногоизбирательного права, так и для пассивного (стоит отметить, что понятие «ценз»в российском законодательстве при этом не используется):
1. По принадлежности к гражданству.
2. По возрасту.
3. По проживанию.
4. По количеству избраний.
5. В связи с нахождением на выборной должности и претензиями нанесколько мандатов.
6. По возможности занятия определённой должности.
7. В связи с отбыванием уголовного наказания.
Референдум и выборы имеют общие черты. Они являются высшей формойнепосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равномпрямом и тайном голосовании граждан; их результаты обладают юридической силой.Отличие заключается в характере решаемого вопроса. При выборах избираютсядепутаты всех уровней представительных органов и Президент; при референдумерешается конкретный вопрос государственного или местного значения. Выборыпроводятся строго периодически в установленные Конституцией РоссийскойФедерации, законами сроки; референдумы — в зависимости от наличия инициативыграждан или в иных, оговоренных в Конституции и законах случаях. При выборахдепутатов действует пропорциональная система выборов (в субъектах не менееполовины депутатов избирается по пропорциональной системе, остальные помажоритарной) по спискам кандидатов от политических партий. При референдумекаждый участник голосует «за» или «против» по вопросу референдума.
 
1.3 Право на равный доступ к государственнойслужбе
В соответствии с федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системегосударственной службы Российской Федерации» определены виды федеральнойслужбы: гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба,государственная гражданская служба субъектов Федерации[7].
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации» закрепляет в качестве одного из принципов службыравный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, кгражданской службе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы,национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными иделовыми качествами гражданского служащего. На гражданскую службу вправепоступать граждане Российской Федерации, достигнувшие возраста 18 лет,владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующиеквалификационным требованиям, установленным в законе. Предельный возраст пребыванияна гражданской службе — 65 лет.
Закон предусматривает важную норму о поступлении на гражданскуюслужбу и замещение должности гражданской службы по конкурсу. Для проведенияконкурса создаётся конкурсная комиссия. Если гражданин, поступающий на гражданскуюслужбу, считает отказ в приёме неправомерным, он может обжаловать отказ вкомиссию государственного органа по служебным спорам, а решение последней — всуд.
 
1.4 Право на обращение
Обращение граждан — важное средство осуществления и охраны прав личности,укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления снаселением. Обращения граждан являются, с одной стороны, существеннымисточником информации, необходимой для решения вопросов государственного иобщественного строительства, с другой — одной из важнейших форм и гарантийучастия граждан в управлении делами общества и государства.
В соответствии со ст. 33 Конституции граждане Российской Федерацииимеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а такженаправить индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы,органы местного самоуправления и к должностным лицам.
Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в рядезаконодательных актов. Так, ст. 26 Федерального закона от 28 сентября 1995 г.«Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет обязанностьорганов местного самоуправления и их должностных лиц «дать ответ по существуобращений граждан в течение одного месяца».
Термин «обращения» носит обобщающий характер, объединяя изложенныев письменной или устной форме предложения, заявления, ходатайства и жалобыгражданина. Каждый из этих видов обращений имеет свою специфику, особый порядокрассмотрения и различные правовые последствия.
 
1.5 Право на участие в отправленииправосудия
Участие граждан в отправлении правосудия есть один издемократических принципов организации и деятельности судебной власти. Это правоустанавливается в первую очередь в ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебнойсистеме Российской Федерации» от 23 октября 1996 г. гласит: «Судебная власть вРоссийской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых вустановленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных иарбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать насебя осуществление правосудия»[8].
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателяхфедеральных судов общей юрисдикции» определяет условия и основания привлеченияграждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей;требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего изапасного списка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечениеприсяжных заседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности[9].Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится вВерховном Суде Российской Федерации, в федеральных судах всех субъектовФедерации, в окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами вкачестве первой инстанции подсудных им уголовных дел.
Порядок формирования корпуса арбитражных заседателей установленФедеральным законом от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражныхсудов субъектов Российской Федерации»[10]. Федеральнымзаконом от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в РоссийскойФедерации» предусмотрено участие установленного числа представителейобщественности в составе квалификационных коллегий судей[11].

2 Публично-политические права и свободы
Помимо политических прав и свобод, предоставляющих возможностьнапрямую принимать участие в управлении делами государства и в осуществленииместного самоуправления, существуют также политические права и свободы, смежныес личными. Это публично-политические права и свободы.
1. Свобода мысли и слова.
2. Право на информацию.
3. Право на объединение.
4. Право на манифестацию.
 
2.1 Свобода мысли и слова
Право на свободу мысли и слово закреплено в ст. 29 КонституцииРоссийской Федерации.
Мышление и мысль, как его результат, продукт, — естественное и неотъемлемоесвойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических итеоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное жезакрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственныхмнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любогоидеологического насилия над личностью[12]. Свободамысли и слова символизирует связь личной жизни и индивидуальной свободычеловека с его переходом в сферу публичной жизни.
Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества,ибо она лежит в основе других важнейших свобод, таких, как свобода печати,свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным и др.
Однако свобода слова не может быть абсолютной. В «Международномпакте о гражданских и политических правах» говорится, что пользование свободоймнений налагает особые обязанности и особую ответственность, поэтому сопряженои с некоторыми ограничениями[13]. Оникасаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственнойбезопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
 
2.2 Право на информацию
Наиболее распространённым способом поиска, получения, передачи, производстваи распространения информации являются средства массовой информации, подкоторыми в соответствии с законом «О средствах массовой информации» от 27декабря 1991 г. понимаются периодические издания, радио-, теле-,видеопрограммы, кинохроники, иные формы периодического распространения массовойинформации, среди которых особое место занимает интернет[14].Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовойинформации. достоверных сведений о деятельности государственных органов иорганизаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны представлятьсясредствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведенияпресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в федеральном законе от15 декабря 1994 г. «О порядке освещения деятельности органов государственнойвласти в государственных средствах массовой информации».
Граждане наряду с другими пользователями (органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, организациями и общественнымиобъединениями) обладают равными правами на доступ к государственным информационнымресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимостьполучения запрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информацииявляется основой осуществления общественного контроля за деятельностью органовгосударственной власти и местного самоуправления, общественных, политических ииных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сферобщественной жизни.
 
2.3 Право на объединение
Закреплённое в ст. 30 Конституции Российской Федерации право наобъединение является правовой основой образования и деятельности политическихпартий, профсоюзов, молодёжных и детских общественных объединений,некоммерческих организаций, благотворительных организаций и др. Хотя в даннойстатье и не говорится о политических партиях, но из содержания ст. 13Конституции Российской Федерации вытекает, что в Российской Федерациипризнаётся многопартийность и общественные объединения равны перед законом.
Гражданин как член общественного объединения обладает всемиправами и несёт все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединениявправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать ибыть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членомнескольких общественных объединений, кроме партий. Свобода деятельностиобщественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрацияуставов устанавливается законодательством.
Общественные объединения способствуют развитию политическойактивности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразныхинтересов.

2.4 Право на манифестацию
Право граждан Российской Федерации на проведение публичныхмероприятий — собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований — является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражение мнений и убеждений,права на создание общественных объединений и др. Реальное осуществление этогоправа — залог народовластия, непосредственной демократии, поскольку публичноевыражение требований, мыслей, убеждений имеет цель воздействовать на органыгосударственной власти или институты гражданского общества для решенияопределённых проблем.
С точки зрения предметной сущности, реализация права наманифестации может выражаться в виде протеста против политики и действийвласти, либо выражения солидарности с властями, либо не иметь отношения квластям. Манифестационные мероприятия, к властям отношения не имеющие, — эточаще всего собрания, где граждане обсуждают текущие дела, митинги, шествия,демонстрации, на которых выражают отношение к своим политическим противникам, атакже к международным событиям[15].
С точки зрения организационной сущности данного права, во-первых, соответствующеемероприятие проводится как специальное, целевое, во-вторых, проводится вобщественном месте — под открытом небом либо в нежилом помещении, в-третьих,предполагается определённое отношение властей к данному мероприятию.
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах,демонстрациях, шествиях и пикетированиях» использует обобщённое для всех видовманифестаций понятие «публичное мероприятие»[16]. Под нимпонимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания,митинга, демонстрации, шествия, или пикетирования либо в различных сочетанияхэтих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий,других общественных и религиозных объединений.
Целью публичного мероприятия согласно данному закону являетсясвободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований поразличным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизнистраны и вопросам внешней политики.
Закон содержит определения каждого вида манифестаций, названного вст. 31 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществлениеуказанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещаетсяиспользование этого права для насильственного изменения конституционного строя,разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, дляпропаганды насилия и войны.

3 Проблемы реализация гражданами политических прав и свобод вРоссийской Федерации
В структуру политической системы обязательно входитинформационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи междуинститутами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди,как известно, способны оценивать действия, в том числе и политически, лишь приналичии определенного объема знаний и информации. Если в демократическихобществах средства массовой информации (СМИ) достаточно независимы, информацияшироко распространяется между различными членами общества, то в авторитарных итоталитарных они полностью подчинены правящей элите, берутся под строгийконтроль.
Контроль и распределение политической информации – важный элементв определении типа политических систем. В основе идеальной, подлиннодемократической модели политической коммуникации лежит равноправный обменинформацией, диалог между основными политическими группами общества. Этотобмен, без которого невозможно общение, следовательно, и достижениеполитического согласия не обязательно является одномоментным илипоследовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своейзначимости и по влиянию на функционирование политической системы информациясопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членамобщества.
 
3.1  Средства массовой информации (СМИ) и соблюдение политических прави свобод граждан Российской Федерации
Общественное мнение формируется, прежде всего, под влиянием СМИ. Иконечно, политические элиты пытаются сделать так, чтобы общественное мнениеили, по крайней мере, преобладающая его часть склонялось в их пользу. Чемдемократичнее общество, тем большее значение приобретает сопряжениегосподствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, синформационными потребностями и приоритетами гражданского общества,формирующегося на более широкой ценностной основе.
Политические реформы начала 90-х гг. ХХ века привели к утратегосударством монопольного права определять содержание, форму подачи,политический и идеологический уклон массовой информации.
Важными свойствами политической коммуникации в идеале должныявляться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информациио политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурнымиценностями данного общества, демократическими принципами развития ифундаментальными гражданскими и политическими правами человека.
Особое значение среди этих прав имеют свобода политических,религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингови собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживатьсяи свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространятьвсякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если онине противоречат гуманистическим принципам.
Средства массовой информации и коммуникации – это сложная системаисточников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразнымиканалами движения информации. В СМИ включены: периодическая печать, радио,телевидение, звукозапись, видеозапись, компьютерное накопление, обработка,передача и прием информации, система «Интернет» и др.
Действие СМИ заключается в систематическом распространенииполитической информации среди различных по численности, рассредоточенныхаудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или егоправящих групп, оказания идеологического, культурного и политическоговоздействия на получателей информации. Вследствие научно-технической революцииСМИ вошли буквально в каждый дом, оказывают практически постоянное воздействиена членов любого сообщества. В силу их значимости и влияния средства массовойинформации уже давно определяют как «четвёртую власть» в обществе послезаконодательной, исполнительной и судебной.
3.2 Роль телевидения в современномполитическом обществе
В современных условиях ведущую роль среди СМИ играет телевидение.Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношенийчеловеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другиесредства массовой информации: помогает распространять информацию, знания,культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социальногорегулирования, организации людей и т.д.
Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждомуприсущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенныесоциально-политические функции. В силу различия выразительных свойств и условийвосприятия аудиторией информации ни одно из них не может полностью заменитьдругое. И, тем не менее, многочисленные исследования показывают, что именнотелевидению принадлежит ведущая роль в современной системе средств политическойкоммуникации.
Главным качеством всех технических средств массовой коммуникацииявляется способность удовлетворять информационные потребности каждогоотдельного человека и общества в целом. Все многообразие передаваемой по ТВинформации концентрируется в новостях, которые по праву считаются «лицомтелевидения». Видеть и показывать жизнь такой, какая она есть, даватьмаксимально полную информацию о текущих событиях – все это во многомпредопределило популярность теленовостей. Информационные выпуски, освещающиепоследние новости, составляют основу ежедневной сети телевизионного вещания.Они выходят в эфир в одно и то же определенное время, а все остальныетелепередачи размещаются в интервалах между ними. Именно эти регулярные,преимущественно политические передачи новостей в значительной степени формируюту аудитории соответствующие политические взгляды, установки, ориентиры иценности. Они выступают ареной и рупором реализации свободы слова, печати идругих информационно-политических прав. Другие политические программы, по сути,направлены на углубление и закрепление этих установок и ориентиров.
Анализ роли СМИ в функционировании политической системы приводит кследующим выводам:
· ни одна общественно-политическая группа (институт) не добьетсязначительных успехов в открытой борьбе за власть, если не будет иметьвозможности ее апробации на телевидении и других СМИ;
· ни один кандидат в представительные общенациональные политическиеорганы не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использоватьСМИ, и прежде всего ТВ.
На сегодняшнем этапе развития гражданского общества политическиеправа и свободы носят в известной степени либо декларативный, либо формальныйхарактер. Возьмем, к примеру, право выбирать и быть избранным. Насколькочеловек действительно добровольно и осознанно участвует в этом процессе?
В период избирательных кампаний на граждан ведется довольноагрессивная атака с использованием «чёрного» пиара и других современныхизбирательных технологий, в первую очередь, через средства массовой информации,вызывая у людей раздражение и нездоровый интерес к личной жизни кандидатов вдепутаты. Возникает вопрос: как быть с правом на нераспространение информации очастной жизни граждан? В наше время это конституционное положение зачастуюпросто не соблюдается. Считается в порядке вещей распространять, особенно вотношении публичных людей, «пикантную» информацию.
Кроме того, обилие информации, подчас недостоверной, популистскиепредвыборные обещания отнюдь не способствуют правильному, действительносвободному, осознанному (а не под влиянием эмоций) выбору личности. Можно суверенностью сказать, что современное общество всё больше и больше управляетсячерез информационные потоки.
Вместе с тем свобода слова и печати предполагает, с одной стороны,возможность широкой информированности населения в сфере политическойдеятельности, направленной на формирование общественного мнения, а с другой –доведение данного мнения до сведения властей. А это и есть один из каналоввлияния личности и общества на государственный аппарат.
Вещание является национальным достоянием и его необходимоиспользовать на благо всего населения, а не отдельной его части. Следовательно,оно должно находиться под общественным контролем, обеспечивающим охрануинтересов всех социальных групп. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, накоторое направлено вещание, тем внимательнее нужно подходить к составлениютелевизионных программ. Необходимо учитывать религиозные, национальные,психологические, возрастные и другие различия людей, чтобы иметь возможностьудовлетворить потребности каждого человека соотнести себя как с мировымсообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическимиинтересами, следить за тем, чтобы ни одна часть аудитории не оказаласьдискриминированной.
К сожалению, деятельность общественных организаций, имеющаяпозитивный смысл и результаты, средствами массовой информации просто игнорируется.Эти симптомы поведения если не антигражданского, то некомпетентного с точкизрения понимания и поддержки внутренней политики государства. Если гражданскоеобщество в основе своей опирается на права человека, то СМИ по нежеланиюсвязать воедино эти два понятия, защищая как будто права человека, обращаютострие публичной власти к государству, не понимая того, что механизмосуществления этих прав создается не только и не сколько государством, но впервую очередь общественными структурами, получившими по Конституции РоссийскойФедерации полноту гражданской инициативы самопроявления в общественной жизни.
3.3 Политический Интернет
В настоящее время огромную роль в функционировании политическойсистемы играет Интернет. Политический Интернет обладает целым рядомособенностей, которые сегодня привлекают политиков: оперативность публикацииинформации при практически неограниченных объемах и малых издержках нараспространение, доступность для пользователя, мультимедийные возможности,визуализация и интерактивность. Роль политического Интернета какполиттехнологического средства связей с общественностью особенно возрастает входе подготовки и проведения избирательных кампаний.
Интернет позволяет создать наиболее полный образ кандидата, чтотруднее сделать с помощью только традиционных СМИ.
Интернет обеспечивает оперативность связи с электоратом, позволяетгораздо чаще обновлять новости, может архивировать информацию и обеспечиватьбыстрый доступ к ней, используется как средство общения с журналистами и т.д.
Неподцензурность Интернета дает возможность прямой и косвеннойагитации за кандидата, а также передачи о нем практически любой информации, чтопозволяет вести контрпропагандистскую деятельность с возможной дискредитациейконкурентов.
Интернет расширяет границы социологических исследований в периодизбирательных кампаний. Приглашение пользователей к участию в оценке имиджакандидата, используя его видеофайлы или лозунги избирательной кампании, вполнереально. Политики активно используют Интернет для обобщения и учета различнойинформации, анализа мнений и настроений электората; получение политическихданных в режиме реального времени со всего мира; анализа реакции пользователейИнтернета на то или иное политическое явление.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерацииподчеркивается, что информационная сфера является системообразующим факторомжизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической,оборонной и других составляющих безопасности России. Национальная безопасностьРоссийской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационнойбезопасности, и в ходе технического прогресса эта безопасность будет возрастать.
Но первой и главной функцией СМИ остается информирование обществао деятельности власти, политических деятелей, о выходящих в свет законах,других нормативных актах. Общество, граждане должны быть информационноподготовлены, их гражданские устремления необходимо подкреплять знаниями. СМИнаряду с информированием формируют и гражданскую позицию, придающуюконкретность, целеустремленность и ясность понимания событий и действийполитического свойства.

Заключение
 
Политические права исвободы человека обуславливают его возможность влиять на политическуюобстановку в стране, а следовательно на собственную жизнь и судьбу. ДляРоссийской Федерации, которая стремится стать правовым государством и создатьразвитое гражданское общество, обеспечение политических прав и свобод являетсяодной из важнейших задач.
Если учесть, чтостановление демократических преобразований происходит в стране в очень сложныхусловиях явно недостаточной политической, правовой культуры, то вопросыдолжного, своевременного, и юридически безупречного судебного разрешения дел онарушениях избирательных прав граждан весьма актуальны и важны.
Необходимосовершенствовать специальные процессуальные механизмы, гарантирующиемаксимальное обеспечение чёткого, законного рассмотрения и разрешения этих дел,и обеспечения исполнения судебных актов.

Библиографический список
 
1. «Российская газета» от 1 сентября 1995 г., Собраниезаконодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506.
2. «Российская газета» от 16 января 1998 г., Собраниезаконодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г., N 2, ст. 224.
3. «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106, в«Парламентская газета» от 15 июня 2002 г. N 110-111, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253.
4. «Российская газета» от 30 июня 2004 г. N 137-д, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710,«Парламентской газете» от 30 июня 2004 г. N 117.
5. «Российская газете» от 14 июля 2001 г. N 133,«Парламентская газета» от 17 июля 2001 г. N 132, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950.
6. «Парламентская газета» от 31 мая 2003 г. N 98,«Российская газета» от 31 мая 2003 г. N 104, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063.
7. «Российская газета» от 6 января 1997 г. N 3, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1.
8. «Парламентская газета» от 25 августа 2004 г. N 155-156,«Российская газета» от 25 августа 2004 г. N 182, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3528.
9. «Парламентская газета» от 1-7 июня 2001 г. N 99,«Российская газета» от 2 июня 2001 г. N 105, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2288.
10. «Российская газета» от 19 марта 2002 г. N 48,«Парламентская газета» от 19 марта 2002 г. N 52, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 18 марта 2002 г. N 11 ст. 1022.
11. Лазарева В.В. Научно-практический комментарий к КонституцииРоссийской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. — М., 2004 г. С. 149.
12. «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,заключенных с иностранными государствами», М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44,«Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17(1831), ст. 291.,«Библиотечка Российской газеты», выпуск N 22-23, 1999 г.
13. «Российская газета» от 8 февраля 1992 г., ВедомостиСъезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300.
14. Конституционное право России / Авакьян С. А.: Учебный курс: В 2 т.- М., 2005 г. С. 620.
15. «Парламентская газета» от 22 июня 2004 г. N 111,«Российская газета» от 23 июня 2004 г. N 131, Собраниезаконодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485.
16. Конституционное право граждан на информацию в РоссийскойФедерации: проблемы правового регулирования и реализации [Текст] / М. А.Погорелова. — Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — Т. 80, № 12. — С. 382-386.
17. Средства массовой информации и реализация гражданами политическихправ и свобод в современной россии / Н.А. Саркисова. — Юристъ — Правоведъ. — 2009. — № 1. — С. 125-128.
18. Проблемы реализации избирательных прав граждан в России / ОвчинниковВ.А., Таровик С.С. -Управленческое консультирование. 2006. № 2. С. 84-95.
19. Права и свободы личности как субъекта политической жизни / ОрловаО.В. — Государство и право. 2007. № 7.
20. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета.2000. 28 сентября.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.