Оглавление
Введение
Глава 1. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Особенности полномочий Совета ФедерацииФедерального Собрания РФ
1.1 Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
1.2 Особенности полномочий Совета Федерации ФедеральногоСобрания РФ
Глава2. Характеристика и особенности полномочий Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ
2.1 Общая характеристика полномочийГосударственной Думы РФ
2.2 Особенности полномочий Государственной Думы
Заключение
Список литературы
Введение
Согласно Конституции РФ (ст. 94) ФедеральноеСобрание является парламентом Российской Федерации. Парламент какгосударственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты(английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII — XIII веках.Однако история современного парламента как общенационального представительногоучреждения, отличного от сословных представительных учреждений временфеодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которыхпарламент становится важнейшим органом государства.
Именно тогда оформился и получил распространениепарламентаризм — особая система государственного руководства обществом, котораяхарактеризуется разделением труда законодательного и исполнительного присущественной политической и идеологической роли парламента. Парламент ипарламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм неможет существовать без парламента. В то же время парламент может существоватьбез важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числуэтих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделениевластей, представительность и законность.
Следует особо выделить представительность, посколькутолько в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретаетхарактер демократически легитимированного народного собрания, коренным образомотличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органакорпоративного сословного представительства более позднего периода, и отпредставительных учреждений социалистического государства.
Наличие такого рода народного собрания позволяетговорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся напринципе народного суверенитета.
В Российской Федерации Федеральное Собрание какпарламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизмувысших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезднародных депутатов и формируемый им Верховный Совет.
Созданные в годы советской власти в качествепредставительных органов «нового, социалистического типа, коренным образомотличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма», этигосударственные органы по мере демократизации российского общества, отражения вКонституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебнойвластей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали чертыпарламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли,во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституциейполномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные инекоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактическисуществовавшего вертикального подчинения представительных органов страны,совершенно не свойственного парламентским представительным органам.
Вопросамиполномочий Федерального Собрания РФ, уделялось внимание многих авторов, в томчисле трудах: Кишкин С.С., Шевцов В.С., Козлова Е.И, Мишин А.А., Чиркин В.Е.Алексеев С.С., Лучин В.О., Морозова Л.А., Кутафин О.Е.и др.
Всёвышеизложенное, а также совершенствование правового регулирования полномочийФедерального Собрания РФ, обуславливает актуальность заявленной темы курсовогоисследования.
Нормативнойбазой курсовой работы являются Конституция РФ, Конвенция о защите прав человекаи основных свобод, Федеральный Закон «О порядке формирования СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральный закон «Овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации, Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» и другие нормативно правовые акты.
В работе использовалсяобщенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частные анализ,исторический, системный и формально-логический методы.
Объектомкурсового исследования являются общественные отношения регулирующие ФедеральноеСобрание РФ.
Предметомкурсового исследования являются общественные отношения в сфере регулирования полномочийСовета Федерации РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Цельюкурсового работы является исследование полномочий Совета Федерации РФ иГосударственной Думы Федерального Собрания РФ в сравнительном анализе.
Всоответствии с целями перед нами стоят следующие задачи:
1.Рассмотреть и проанализировать Федеральное Собрание — парламент РоссийскойФедерации.
2.Исследовать особенности полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
3.Исследовать характеристику и особенности полномочий Государственной ДумыФедерального Собрания РФ.
Положениявыносимые на защиту:
ИзменитьФедеральное Собрание РФ, признать, что одна его палата может состоять изделегированных представителей субъектов РФ;
признатьистинно представительным органом народа России Государственную Думу, она и естьпарламент, а Совет Федерации — органом… представительства субъектов РФ,обладающим правом участия в федеральном законодательном процессе;
ввестипрямые выборы членов Совета Федерации населением субъектов РФ.
Глава1. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Особенностиполномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ
1.1 Федеральное Собрание — парламент РоссийскойФедерации
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что ФедеральноеСобрание — представительный орган Российской Федерации. Тем самымустанавливается, что формой государства является представительная, т.е.опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которойформирование политической воли народа возлагается на народноепредставительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собраниехарактеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этойпередаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народногосуверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательнойвластью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не можетбыть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламентобладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий РоссийскойФедерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства[1].
Будучи законодательным органом, Федеральное Собраниеисполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции заисполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федеральногобюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования праваотказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправленоПрезидентом Российской Федерации в отставку.Согласно ст. 95 КонституцииФедеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и ГосударственнойДумы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, аСовет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющихвсе субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересыместностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявленияадресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству вцелом, т.е. всей России.
До принятия новой Конституции в Российской Федерациисуществовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти — Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган,поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместнообеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего ВерховногоСовета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета[2].
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решаютвопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Онаустанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь длязаслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ ивыступлений руководителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает совершенноразличную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему»сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этойсистеме Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению кГосударственной Думе, призванного предотвратить возможность установления вРоссийской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах вГосударственную Думу теми или иными политическими силами.
Следует заметить, что в нашем обществе существуетопределенное недоверие к представительным органам государственной власти вообщеи к парламенту в частности.
Такое недоверие является следствием той политическойборьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществеимеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшегодемократического института или превратить его в послушную, не играющуюсамостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на рядпротиводействующих факторов. Многие представители политических кругов страныотдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильноподорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии.Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен вглазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о егоидеологической роли.
Существен и тот факт, что в демократических странахпарламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важнымпоказателем национальной политической культуры. В придании определеннойполитической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы,которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной,где они могут отстаивать свои интересы.
Парламент выступает и как своего родауравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как ареназащиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшимивозможностями воздействия на политическую жизнь страны.
Вследствие взаимодействия всех этих факторовразвитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивымпутем.
1.2 Особенности полномочий Совета Федерации ФедеральногоСобрания РФ
Согласно ст. 102 Конституции к ведению СоветаФедерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РоссийскойФедерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введениивоенного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использованияВооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборовПрезидента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должностьсудей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного СудаРФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурораРФ[3].
В соответствии со ст. 101 Конституции СоветФедерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядокдеятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г.«О Счетной палате Российской Федерации».
Совет Федерации назначает на должность и освобождаетот должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ееаудиторов. Совет Федерации назначает на должность судей Экономического СудаСодружества Независимых Государств.
В соответствии с п. 7 Положения об ЭкономическомСуде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусеЭкономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., судьиЭкономического Суда назначаются в порядке, установленном для назначения судейВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Постановления СоветаФедерации «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента РоссийскойФедерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатическихпредставителей Российской Федерации в иностранных государствах и международныхорганизациях.
Порядок деятельности Совета Федерации, его органов идолжностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами,Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации, и решениями Совета Федерации.
Деятельность Совета Федерации основывается напринципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основнойформой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. Вслучаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводитьзакрытые заседания[4].
Совет Федерации избирает из своего состава тайнымголосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и егозаместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
Для обеспечения оперативного и коллегиальногообсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с егопостоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постояннодействующим коллегиальным органом Совета Федерации.
В его состав входят Председатель Совета Федерации,его заместители, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии порегламенту и парламентским процедурам.
Председатель Совета Федерации, в частности,представляет на рассмотрение Совета палаты проект повестки дня ее заседания;организует работу Совета палаты; ведет заседание палаты; подписываетпостановления Совета Федерации; созывает, в том числе по предложению ПрезидентаРФ, Правительства РФ, субъекта РФ либо по предложению комитета СоветаФедерации, группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой отобщего числа его членов, внеочередное заседание палаты; ведает внутреннимраспорядком деятельности палаты; направляет для рассмотрения в соответствующиекомитеты Совета Федерации законы, принятые Государственной Думой, а такжезаконопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу; направляетПрезиденту РФ для подписания и опубликования федеральные конституционные ифедеральные законы, принятые Государственной Думой, после их одобрения СоветомФедерации; решает вопросы распределения обязанностей между своимизаместителями; представляет палату во взаимоотношениях с органамигосударственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации,общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств;решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации.
Заместители Председателя замещают Председателя в егоотсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннегораспорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностеймежду ними.
Председатель Совета Федерации и его заместителимогут быть освобождены от занимаемых должностей решением Совета Федерации,принимаемым большинством не менее двух третей голосов от общего числа членовпалаты[5].
Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. Порешению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.
Решением палаты на ее заседания приглашаютсяпредставители государственных органов, общественных объединений, научныхучреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты дляпредоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым СоветомФедерации вопросам.
Присутствие представителей средств массовойинформации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой СоветаФедерации.
На открытых заседаниях Совета Федерации вправеприсутствовать депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ.
Президент РФ, полномочный представитель ПрезидентаРФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены Правительства,Председатель Конституционного Суда РФ и члены Конституционного Суда,Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда, Председатель ВысшегоАрбитражного Суда РФ и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетнойпалаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральныйпрокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии вправеприсутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.
Другие лица могут присутствовать на закрытыхзаседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписьюПредседателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации[6].
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 16сентября по 15 июля.
Внеочередные заседания Совета Федерации могутсозываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации,Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерациилибо по предложению не менее одной трети от общего числа членов СоветаФедерации.
Заседание Совета Федерации считается правомочным,если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. ЧленыСовета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.
Первоочередному рассмотрению на заседании СоветаФедерации подлежат послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3 — 8Конституции РФ; проекты федеральных конституционных законов, одобренныеГосударственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой иподлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст.106 Конституции; проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесеннымк его ведению Конституцией (ч. 1 ст. 102); предложения о пересмотре положенийгл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; предложения о направлении запросов СоветаФедерации в Конституционный Суд РФ; федеральные законы, принятыеГосударственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации международныхдоговоров Российской Федерации.
Общим ходом заседания палаты руководитпредседательствующий. Он не вправе комментировать выступления членов СоветаФедерации. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие вобсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функциипредседательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другомупредседательствующему.
Работа в Совете Федерации ведется на русском языке.Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов РоссийскойФедерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом председательствующего.Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык[7].
На заседаниях Совета Федерации предусматриваютсяследующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово,выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях пообсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания,а также предложение, справка, информация, заявления, обращения.
Решения Совета Федерации принимаются на егозаседаниях открытым или тайным голосованием.
Открытое голосование может быть поименным.Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчетаголосов, без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса.Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общегочисла членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ иРегламентом Совета Федерации.
Открытое голосование в Совете Федерации проводится спомощью электронной системы подсчета голосов либо по решению палаты безиспользования электронной системы.
Голосование с использованием электронной системыможет быть количественным, рейтинговым, альтернативным.
Количественное голосование представляет собой выборварианта ответа: «за», «против» или «воздержался».Подсчет голосов и объявление результатов голосования производятся в абсолютноми процентном выражениях[8].
Рейтинговое голосование представляет собой рядпоследовательных количественных голосований, в которых может принять участиекаждый член Совета Федерации по каждому из вопросов.
При этом объявление результатов голосования вабсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится толькопосле проведения голосования по всем вопросам.
Альтернативное голосование представляет собойголосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование.Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентномвыражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленногона голосование.
Тайное голосование проводится по решению СоветаФедерации, принимаемому большинством голосов от числа членов Совета Федерации,принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Тайноеголосование проводится с использованием электронной системы или бюллетеней.
Поименное голосование проводится по решению СоветаФедерации, принимаемому не менее чем одной пятой от числа членов СоветаФедерации, принявших участие в голосовании, но не менее 18, с использованиемэлектронной системы подсчета голосов или именными бюллетенями.
При голосовании в Совете Федерации используютсяследующие понятия, применяемые для определения результатов голосования:
а) общее число членов Совета Федерации — 178человек;
б) число присутствующих на заседании членов — числочленов Совета Федерации, зарегистрировавшихся во время последней передпроведением голосования регистрации;
в) число членов Совета Федерации, принявших участиев голосовании, — число членов Совета Федерации, проголосовавших по данномувопросу «за» и «против», а также воздержавшихся;
г) простое большинство голосов — число голосов,превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числачленов Совета Федерации или от числа членов, принявших участие в голосовании;
д) квалифицированное большинство голосов — числоголосов, составляющее три четверти, две трети или три пятых голосов от общегочисла членов Совета Федерации[9].
Решение по процедурному вопросу может быть принятобез голосования, если никто из присутствующих на заседании членов Совета Федерациине возражает против его принятия.
В случае если кто-либо из присутствующих назаседании членов Совета Федерации возражает против принятия предложенногорешения, внесенное предложение ставится председательствующим на голосование.
Деятельность Совета Федерации планируется.
Совет Федерации создает Аппарат, который состоит изСекретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителейПредседателя Совета Федерации, подразделений правового, информационного,аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственногообеспечения, кадровой службы, аппаратов комитетов Совета Федерации, комиссии порегламенту и парламентским процедурам, других подразделений.
Основными задачами Аппарата Совета Федерацииявляются правовое, информационно-аналитическое, организационное,документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности СоветаФедерации и его органов, членов Совета Федерации; правовое и организационноеобеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения разногласиймежду Советом Федерации и Государственной Думой, Президентом РФ, ПравительствомРФ, а также межпарламентских связей.
Структура и штаты Аппарата Совета Федерацииутверждаются постановлением палаты.
Глава2. Характеристика и особенности полномочий Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ
2.1Общая характеристика полномочий Государственной Думы РФ
Согласност. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся: дача согласияПрезиденту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса одоверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должностиПредседателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение отдолжности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правамчеловека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом;объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешенияего от должности.
Всоответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаютсяфедеральные законы[10].
Какуже отмечалось ранее, Государственная Дума может быть распущена Президентом РФв случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции.
Прироспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобывновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыремесяца с момента роспуска.
ДеятельностьГосударственной Думы основывается на принципах политического многообразия имногопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводитьи закрытые заседания.
Порядокдеятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и РегламентомГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Длясовместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемымГосударственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения — фракции идепутатские группы.
ГосударственнаяДума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя изаместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованиембюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытогоголосования.
Вопросо числе заместителей Председателя решается Государственной Думой[11].
Кандидатовна должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправевыдвигать депутатские объединения и депутаты. Кандидат является избранным, еслив результате голосования он получил более половины голосов от общего числадепутатов Государственной Думы.
ПредседательГосударственной Думы ведет заседания палаты; ведает ее внутренним распорядком;организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководстводеятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность иосвобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласияСовета Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с другимигосударственными органами, общественными объединениями, а также с парламентамизарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует всогласительных процедурах для разрешения разногласий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиее субъектов, а также между органами государственной власти субъектовФедерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции,которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.
ЗаместителиПредседателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседанияпалаты, замещают Председателя в его отсутствие, решают другие вопросывнутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностеймежду ними.
Дляпредварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельностипалаты создается Совет Государственной Думы. В состав Совета входятПредседатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений справом решающего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательногоголоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели еекомитетов. На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты ГосударственнойДумы[12].
СоветГосударственной Думы согласно ее Регламенту (ст. 14) формирует проект примернойпрограммы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;принимает решение о включении законопроекта в примерную программузаконопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирует проекткалендаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц;формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;созывает по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения,поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думывнеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; назначаетсоответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовкузаконопроекта к рассмотрению Государственной Думой и направляет его длярассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения и определяет срокподготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты, нарассмотрение Государственной Думы, и материалы к нему Президенту РФ, субъектуправа законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу этотзаконопроект, в Правительство РФ, депутатам Государственной Думы в сроки,установленные Регламентом Государственной Думы; согласовывает с ПравительствомРФ вопрос о сроке подготовки на законопроект заключения Правительства РФ вслучае невозможности дачи такого заключения в течение 14 дней по не зависящимот Правительства обстоятельствам; по предложению комитетов Государственной Думыпринимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательнойинициативы, если им не выполнены требования Конституции РФ или Регламента ГосударственнойДумы; принимает решение о проведении парламентских слушаний; принимает решениео награждении Почетной грамотой Государственной Думы; решает иные вопросыорганизации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом[13].
Какуже отмечалось, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения.Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основеизбирательного объединения, прошедшего в нее по федеральному избирательномуокругу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатнымизбирательным округам и пожелавших участвовать в работе этого депутатскогообъединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа еечленов.
Депутаты,не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрацииподлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов.
Фракциии депутатские группы обладают равными правами.
Объединениядепутатов, не зарегистрированные в соответствии с Регламентом ГосударственнойДумы, не пользуются правами фракции или депутатской группы. ДепутатГосударственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Регистрациюфракций осуществляет Временный секретариат Государственной Думы на основаниисообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатахвыборов по федеральному избирательному округу, письменного уведомленияруководителя фракции об образовании фракции; протокола организационногособрания фракции; письменных заявлений депутатов Государственной Думы,избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших войти всоответствующую фракцию, и письменного уведомления о создании фракции и еесписочном составе.
Длярегистрации депутатской группы во Временный секретариат Государственной Думынаправляются письменные заявления депутатов Государственной Думы, письменноеуведомление о создании депутатской группы, протокол организационного собраниядепутатской группы, включающий решение о ее целях, списочном составе, а также олицах, уполномоченных выступать от имени депутатской группы и представлять еена заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях[14].
ГосударственнаяДума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФможет созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
Первоезаседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Вдальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителяПредседателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всехдепутатских объединений по согласованию между ними.
Решениемпалаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственныхорганов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другиеспециалисты для предоставления необходимых сведений и заключений порассматриваемым Государственной Думой законопроектам и другим вопросам.Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседанияхпалаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.
ГосударственнаяДума может принять решение о проведении закрытого заседания. Оно принимаетсябольшинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участиев голосовании.
ПрезидентРФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель СоветаФедерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ, членыПравительства, полномочный представитель Правительства, члены КонституционногоСуда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетнойпалаты и его заместители, аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правамчеловека, Генеральный прокурор и Председатель Центральной избирательнойкомиссии РФ вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседаниипалаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты толькопо специальному приглашению[15].
ГосударственнаяДума собирается на сессии, как правило, на весеннюю — с 12 января по 20 июня иосеннюю — с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседанияпалаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий,парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях идепутатских группах, а также с избирателями.
ЗаседанияГосударственной Думы проходят по средам и четвергам. Совет Государственной Думысобирается регулярно. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходятпо вторникам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах.Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и пятницам.Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях идепутатских группах. По пятницам проводятся парламентские слушания. Каждаяпоследняя неделя месяца предназначается для работы депутатов ГосударственнойДумы с избирателями.
Каждуюсреду на заседании Государственной Думы проводится «правительственныйчас» для ответов членов Правительства на вопросы депутатов. При этомзаслушиваются не более двух членов Правительства.
Внеочередныезаседания Государственной Думы созываются ее Советом. Заседание ГосударственнойДумы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводитпредседательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствуетбольшинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется послекаждого перерыва в заседании палаты[16].
ДепутатыГосударственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых нарассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалыпредоставляются депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения этихматериалов на заседании палаты. Внеочередному рассмотрению на заседанииГосударственной Думы подлежат послания и обращения Президента РФ;законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом или Правительством РФ;проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системеРоссийской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы, возвращенныена повторное рассмотрение Государственной Думы; нормативные правовые актыПарламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательнойрекомендации Союза; проекты федеральных законов о ратификации международныхдоговоров; проекты постановлений о направлении представителей ГосударственнойДумы в Конституционный Суд РФ; проекты постановлений Государственной Думы повопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы; проектыРегламента и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений идополнений. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередномпорядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общегочисла ее депутатов. Работа в Государственной Думе осуществляется на русскомязыке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации,заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такоевыступление обеспечивается переводом на русский язык.
ДеятельностьГосударственной Думы планируется. Решения Государственной Думы принимаются наее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может бытьпоименным. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется сиспользованием электронной системы подсчета голосов, без использованияэлектронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатовГосударственной Думы. Для осуществления голосования Государственная Дума всоответствии с Регламентом избирает Временную комиссию по контролю заэлектронной системой голосования и Счетную комиссию. После избранияПредседателя Государственной Думы, его заместителей, образования Комитета поРегламенту и организации работы Государственной Думы она прекращает полномочияВременной комиссии.
ПостановлениеГосударственной Думы принимается большинством голосов от общего числадепутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. По процедурнымвопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участиев голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регламентом ГосударственнойДумы.
2.2Особенности полномочий Государственной Думы
ВРегламенте Государственной Думы установлен порядок решения ГосударственнойДумой вопросов, отнесенных к ее ведению. Порядок рассмотрения отдельныхвопросов, подведомственных Государственной Думе, может устанавливатьсяфедеральными законами.
Так,вопрос о даче согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФрешается следующим образом. По получении представления Президента ПредседательГосударственной Думы немедленно извещает об этом депутатов. ГосударственнаяДума рассматривает представленную Президентом кандидатуру в течение недели содня внесения предложения.
Президентили его полномочный представитель в Государственной Думе официальнопредставляет кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кандидат надолжность докладывает Государственной Думе программу основных направленийдеятельности будущего Правительства. Перед обсуждением кандидатуры в течениевремени, отведенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидатотвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представителифракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или противнее. Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным,если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числадепутатов Государственной Думы[17].
Вслучае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность ПредседателяПравительства Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит насогласование палаты новую кандидатуру, обсуждение и согласование которойпроисходят в течение недели после ее представления. В случае двукратногоотклонения представленных кандидатур Президент в течение недели со дняотклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру. Обсуждениеи согласование третьей кандидатуры происходят в сроки и в порядке, которыепредусмотрены Регламентом для обсуждения и согласования первых двух кандидатур.
ГосударственнаяДума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству в недельный срокпосле его внесения.
ГосударственнаяДума принимает решение о недоверии Правительству открытым или тайнымголосованием большинством голосов от общего числа ее депутатов.
ЕслиПрезидент Российской Федерации не согласился с решением Государственной Думы онедоверии Правительству, Государственная Дума в течение трех месяцев вправепровести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству.
ПредседательПравительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверииПравительству. Такое представление Правительства должно быть мотивировано[18].
Вопросо доверии Правительству рассматривается Государственной Думой во внеочередномпорядке. Совет Государственной Думы вправе определить срок, необходимый дляпроведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств,послуживших основанием для постановки вопроса о доверии Правительству. Решениео доверии принимается большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы.
Припостановке Председателем Правительства РФ перед Государственной Думой вопроса одоверии Правительству Государственная Дума первым рассматривает проектпостановления Государственной Думы о недоверии Правительству, если такой проектпостановления внесен депутатом Государственной Думы.
Вслучае принятия Государственной Думой постановления о недоверии Правительству инесогласия Президента РФ с таким решением Государственной Думы поставленныйПредседателем Правительства вопрос о доверии Правительству рассматриваетсяГосударственной Думой в течение трех месяцев со дня его внесения.
ВРегламенте Государственной Думы установлен порядок назначения на должность иосвобождения от должности Уполномоченного по правам человека, ПредседателяСчетной палаты и половины состава ее аудиторов, Председателя Центрального банкаРФ.
Уполномоченныйпо правам человека назначается на должность и освобождается от должностиГосударственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием.Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могутвноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатамиГосударственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе втечение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного поправам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочийУполномоченного по правам человека.
Каждыйкандидат, предложенный на должность Уполномоченного по правам человека,выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящейдеятельности. В список для тайного голосования включаются кандидатуры,получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы[19].
Уполномоченныйпо правам человека назначается Государственной Думой на срок, установленныйФедеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человекав Российской Федерации».
Назначениена должность Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов производитсяна первой сессии Государственной Думы первого созыва, а в последующем — насессии, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Счетной палаты иее аудиторов, на срок, установленный Федеральным законом «О Счетной палатеРоссийской Федерации». Кандидатуры на должность Председателя Счетнойпалаты и ее аудиторов представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету,налогам, банкам и финансам.
Кандидатна должность Председателя Счетной палаты выступает перед Государственной Думойс краткой программой предстоящей деятельности. Председатель Счетной палатысчитается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числадепутатов. Вопрос о назначении на должность аудитора решается ГосударственнойДумой большинством голосов от общего числа депутатов после краткогопредставления кандидатур.
Есликандидатура на должность Председателя Счетной палаты отклонена палатой, КомитетГосударственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам вправе предложитьдля нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрениекандидатуры проводится на следующий день после получения палатойсоответствующего представления.
Вопросо досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты решается попредставлению Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам ифинансам на ее заседании. В том же порядке производится освобождение отдолжности аудитора Счетной палаты[20].
НазначениеПредседателя Центрального банка РФ производится на сессии Государственной Думы,ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Центрального банка, сроккоторых (четыре года) предусмотрен Федеральным законом «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)». Кандидатура на должность ПредседателяЦентрального банка РФ представляется Президентом РФ.
Кандидатурана должность Председателя Центрального банка предварительно рассматривается назаседании Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Кандидатна должность Председателя Центрального банка выступает перед ГосударственнойДумой с краткой программой предстоящей деятельности.
ПредседательЦентрального банка считается назначенным, если за него проголосовалобольшинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Вслучае отклонения Государственной Думой кандидатуры, представленной дляназначения на должность председателя Центрального банка, Президент РФ в течениедвух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должностьпредседателя Центрального банка. Одна кандидатура не может быть представленаболее двух раз.
Вопрособ освобождении от должности Председателя Центрального банка решается попредставлению Президента, которое предварительно рассматривается на заседанииКомитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Решениеоб освобождении от должности принимается Государственной Думой большинствомголосов от общего числа депутатов[21].
РегламентГосударственной Думы регулирует порядок выдвижения Государственной Думойобвинения против Президента Российской Федерации. Предложение о выдвиженииобвинения против Президента для отрешения его от должности может быть внесенопо инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов ГосударственнойДумы и должно содержать конкретные указания на признаки преступления, котороевменяется в вину Президенту, а также обоснование его причастности к этомупреступлению.
Предложениео выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой назаключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюденияпроцедурных правил и фактической обоснованности обвинения.
Специальнаякомиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, егозаместителя и 13 членов комиссии. Состав комиссии формируется с учетомпропорционального представительства фракций и депутатских групп.
Специальнаякомиссия проверяет обоснованность выдвижения обвинения против Президента,соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильностьподсчета голосов и других процедурных правил, установленных РегламентомГосударственной Думы.
Специальнаякомиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах,положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматриваетсоответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Комиссиябольшинством голосов принимает заключение о наличии фактических обстоятельств,положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдениипроцедуры выдвижения такого обвинения.
Предложениео выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссиирассматриваются на заседании Государственной Думы[22].
Поитогам обсуждения двумя третями голосов от общего числа своих депутатовГосударственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения противПрезидента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступленияотдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения. Проекты постановлений овыдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершениииного тяжкого преступления по каждому предложению о выдвижении обвиненияготовятся специальной комиссией. Постановления принимаются тайным голосованиемс использованием бюллетеней либо открытым голосованием с использованием именныхбюллетеней. Решение о выдвижении обвинения, за которое было подано две третиголосов от общего числа депутатов палаты, оформляется постановлениемГосударственной Думы.
Постановлениео выдвижении обвинения против Президента в пятидневный срок направляется вСовет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд РФ иКонституционный Суд РФ.
Еслипредложение о выдвижении обвинения против Президента не получило поддержкибольшинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, она принимаетпостановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента, котороеявляется окончательным и подлежит официальному опубликованию.
РегламентомГосударственной Думы определяется порядок объявления амнистии. Онаосуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявленииамнистии и о порядке применения амнистии.
Проектпостановления об объявлении амнистии вносится в Государственную Думу ирассматривается ею в порядке, установленном Регламентом для внесения ирассмотрения законопроектов. Государственная Дума принимает постановление обобъявлении амнистии большинством голосов от общего числа ее депутатов, котороеподлежит официальному опубликованию в течение трех дней[23].
ВРегламенте Государственной Думы установлен порядок рассмотрениявнешнеполитических вопросов, ратификации международных договоров РоссийскойФедерации и порядок международного межпарламентского сотрудничества.
ГосударственнаяДума рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, либо всвязи с обращением Президента РФ, либо по докладам и сообщениям ПравительстваРФ и комитетов палаты.
ГосударственнаяДума принимает обращения и заявления, выражающие ее позицию по общим илиотдельным вопросам внешней политики России, а также по вопросам международныхотношений в целом.
Инициативавнесения проектов обращений и заявлений может исходить от субъектов правазаконодательной инициативы. Проекты обращений и заявлений Государственной Думы,касающиеся внешнеполитических вопросов, предварительно рассматриваютсяКомитетом Государственной Думы по международным делам и (или) КомитетомГосударственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям ссоотечественниками, а в случае необходимости и другими комитетами палаты попрофилю их деятельности.
Международныйдоговор Российской Федерации, подлежащий ратификации, вносится Президентом вГосударственную Думу с проектом федерального закона о его ратификации,обоснованием целесообразности его ратификации и другими необходимымидокументами и материалами. Совет Государственной Думы, исходя из содержанияпоступившего на рассмотрение договора, определяет ответственный комитет поподготовке его к ратификации Государственной Думой и направляет ему назаключение договор с сопроводительными материалами.
Одновременнодоговор и проект федерального закона о его ратификации направляются в КомитетГосударственной Думы по международным делам и (или) в Комитет ГосударственнойДумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественникамив соответствии с их компетенцией.
Заключение
Таким образом в результате курсового исследования потеме: « Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ: сравнительный анализ, мы пришли к следующим выводам,
1) Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собраниесостоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а СоветФедерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющихвсе субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересыместностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявленияадресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству вцелом, т.е. всей России.
2) Согласно ст. 102 Конституции к ведению СоветаФедерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РоссийскойФедерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введениивоенного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использованияВооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначениевыборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должностьсудей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного СудаРФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурораРФ.
3) В соответствии со ст. 101 Конституции СоветФедерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядокдеятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г.«О Счетной палате Российской Федерации». Совет Федерации назначает надолжность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты иполовину состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает на должность судейЭкономического Суда Содружества Независимых Государств. В соответствии с п. 7Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств,утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества НезависимыхГосударств 6 июля 1992 г., судьи Экономического Суда назначаются в порядке,установленном для назначения судей Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации.
4) В соответствии со ст. 21 Постановления Совета Федерации«О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента РоссийскойФедерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатическихпредставителей Российской Федерации в иностранных государствах и международныхорганизациях.
5) Порядок деятельности Совета Федерации, егоорганов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами,Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации, и решениями Совета Федерации.
6) Деятельность Совета Федерации основывается напринципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основнойформой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. Вслучаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводитьзакрытые заседания.
7)Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся: дачасогласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопросао доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должностиПредседателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение отдолжности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правамчеловека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом;объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешенияего от должности.
8) Всоответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаютсяфедеральные законы.
9)Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политическогомногообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решениявопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправепроводить и закрытые заседания.
10)Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ иРегламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
11)Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам,рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатскиеобъединения — фракции и депутатские группы.
12)Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день послеизбрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этогосрока.
Первоезаседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Вдальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителяПредседателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всехдепутатских объединений по согласованию между ними.
Решениемпалаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственныхорганов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другиеспециалисты для предоставления необходимых сведений и заключений порассматриваемым Государственной Думой законопроектам и другим вопросам.Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседанияхпалаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.
Список литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации:Принята всенародным голосованием 12.12.1993. М.,2008.
2. Конвенция о защите прав человека иосновных свобод: Заключена в г. Риме 04.11.1950 г. // Собрание законодательстваРФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
3. Федеральный Закон «О порядкеформирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007№189-ФЗ).
4. Федеральный закон «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от18.05.2005 N 51-ФЗ(в ред. от 24.07.2007г. №214-ФЗ).
5. Федеральный Закон «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от20.12.2002№175-ФЗ(ред. от 25.07.2006г. №128-ФЗ).
II. Литература
1. Автономов А.С., Сивицкий В.А.,Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/ Под ред. А.С. Автономова. М.: Юриспруденция, 2006.
2. Алебастрова И.А. Конституционноеправо зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2007.
3. Алебастрова И.А. Конституционноеправо зарубежных стран: Учеб. пособие / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Юрайт, 2006.
4. Арановский К.В. Курс лекций погосударственному праву зарубежных стран. Ч.1. Екатеринбург, 2005.
5. Арановский К.В. Государственное правозарубежных стран: Учебное пособие. М.: Изд. группа«Форум»-«Инфра-М», 2004.
6. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов ифакультетов. М.: Изд. группа «Инфра-М»-«Кодекс», 2006.
7. Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Юрид.изд-во «Норма», 2007.
8. Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд. М.:Юрид. изд-во «Норма», 2005.
9. Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. М.:«Норма», 2006.
10. Баглай М.В.,Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Бек, 2007.
11. Безуглов А.А.,Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полныйкурс). В 3 т. М.: ООО «Профобразование», 2001.
12. Государственноеправо Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов.Том I / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2007.
13. Государственноеправо Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов ифакультетов. Том II / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2004.
14. Государственноеправо Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрид. лит.,2006.
15. Додонов В.Н.Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В.И. Лафитского.М.: Юристъ, 2005.
16. Енгибарян Р.В.,Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2007.
17. Зиновьев А.В.Конституционное право: Конспект лекций. СПб.,2008.
18. Зиновьев А.В.Конституционное право России: проблемы теории и практики. М.; СПб.: Изд. Торг.Дом «Герда», 2005.
19. Иностранноеконституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 2002.
20. Ковешников Е. М.Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. М.: Норма — Инфра-М,1998.
21. Ковешников Е.М.Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М.:Изд. группа Норма — Инфра-М, 2000.
22. Ковешников Е.М.,Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право стран СодружестваНезависимых Государств: Учебник для вузов. М.: Изд. группа Норма — Инфра-М,2006.
23. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2005.
24. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.М.: Юристъ, 2005.
25. Колюшин Е.И.Конституционное (государственное право) России: Курс лекций. М.: Изд-во Моск.ун-та, 2006.
26. Комментарий кКонституции Российской Федерации. М.: Бек, 2004.
27. Комментарий кКонституции Российской Федерации. 2-е изд. М.: Бек, 2006.
28. Комментарий кКонституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд«Правовая культура», 2006.
III. Судебная практика
1. Определение КонституционногоСуда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФедоровойМарии Петровны на нарушение ее конституционных прав пунктом „а“ частитретьей статьи 2, частью первой статьи 27 и частью третьей статьи 29Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ от20.06.2006 N 171-О(документ опубликован не был).
2. ОпределениеКонституционного Суда РФ „Об отказе в принятии к рассмотрению жалобыгражданина Железнякова Сергея Тимофеевича на нарушение его конституционных правположениями Федерального закона “О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» от 19.04.2007 N285-О-О(документ опубликован не был).
3. Определение КонституционногоСуда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ЧерноваАлександра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 73Федерального закона „О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации“ от 19.04.2007 N 279-О-О(документопубликован не был).