Реферат по предмету "Государство и право"


Порядок организации и проведения митингов, демонстраций и пикетирований

Раскройте порядок организации и проведениямитингов, демонстраций и пикетирований
Международноеи российское законодательство содержит недвусмысленное указание на правограждан проводить мирные публичные мероприятия и свободно выражать своюпозицию. Так, Конституция РФ (ст.31) говорит о том, что «граждане РоссийскойФедерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митингии демонстрации, шествия и пикетирования». Аналогичные нормы содержаться воВсеобщей декларации прав и свобод человека (ст.20), в Международном пакте огражданских и политических правах (ст.21), в Европейской конвенции правчеловека (ст.11). А детальный порядок проведения массовых акций прописан вФедеральном законе № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях» от 19 июня 2004 года.
Следуетотметить, что все вышеперечисленные акты имеют высшую юридическую силу и немогут быть подменены какими-либо ведомственными инструкциями. Еслипостановления исполнительных органов противоречат закону, то применяется закон.Если российский закон противоречит международным нормам, то применяютсямеждународные нормы.
В законеиспользуются основные понятия для проведения различных массовых мероприятий, аименно:
1) публичноемероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания,митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетанияхэтих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации,политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формированиемнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической,экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешнейполитики;
2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном дляэтого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимыхвопросов;
3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выраженияобщественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политическогохарактера;
4)демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроенийгруппой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантови иных средств наглядной агитации;
5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целяхпривлечения внимания к каким-либо проблемам;
6)пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого безпередвижения и использования звукоусиливающих технических средств путемразмещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующихплакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Припроведении менее масштабных акций, можно выбирать любую из указанных в законеформ, сообразуясь с поставленной задачей, наличием человеческого ресурса, материальнымии информационными возможностями.
Если рассчитывать,что тематика акции привлечет большое количество людей, если она посвященакрупной социальной и политической проблеме (проблемам), целесообразноорганизовывать митинг. Если мероприятие носит локальный характер (раздача газети т.п.) можно ограничиться пикетированием. Основное отличие митинга от пикетазаключается в том, что на митинге можно использовать звуковоспроизводящуюаппаратуру (мегафон, микрофон, магнитола и т.п.).
Проведениепубличного мероприятия основывается на следующих принципах:
1) законность- соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящегоФедерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
2)добровольность участия в публичном мероприятии.
К организациипубличного мероприятия относятся:
1) оповещениевозможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведениипубличного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведениепредварительной агитации;
3)изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другиедействия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемыев целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Организаторамипубличного мероприятия могут быть один или несколько граждан (демонстраций,шествий и пикетов — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов — 16лет), партии, общественные объединения, их региональные отделения и иные структурныеподразделения. Не могут быть организаторами:
1) лицо,признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо,содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2)политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение,их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельностькоторых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленномзаконом порядке.
В федеральномзаконе №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»предусмотрены права и обязанности организаторов и участников публичныхмероприятий.
Организаторпубличного мероприятия имеет право:
1) проводитьмитинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которыеуказаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены врезультате согласования с органом исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации или органом местного самоуправления, собрания — в специальноотведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечитьбезопасность граждан при проведении собрания;
2) проводитьпредварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия черезсредства массовой информации, путем распространения листовок, изготовленияплакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащихзаконодательству Российской Федерации;
3)уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнятьраспорядительные функции по его организации и проведению;
4)организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями,требованиями и другими обращениями граждан;
5)использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествийзвукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другиеустройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленнымв Российской Федерации.
Организаторпубличного мероприятия обязан:
1) подать ворган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местногосамоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке,установленные Федеральным законом;
2) не позднее,чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключениемсобрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать органисполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местногосамоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения обизменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных вуведомлении о проведении публичного мероприятия;
3) обеспечиватьсоблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении опроведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования сорганом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органомместного самоуправления;
4) требоватьот участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка ирегламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законнымтребованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с местапроведения данного публичного мероприятия;
5)обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасностьграждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренныхнастоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно суполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителеморгана внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6)приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершенияего участниками противоправных действий;
7)обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельнойзаполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
8)обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений,сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в местепроведения публичного мероприятия;
9) довести досведения участников публичного мероприятия требование уполномоченногопредставителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации илиоргана местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичногомероприятия;
10) иметьотличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицотакже обязано иметь отличительный знак.
Организаторпубличного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведениипубличного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления небыло согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или)времени проведения публичного мероприятия.
Участникамипубличного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены иучастники других общественных объединений и религиозных объединений,добровольно участвующие в нем.
Участникипубличного мероприятия имеют право:
1)участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях всоответствии с целями публичного мероприятия;
2)использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иныесредства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а такжесредства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
3) приниматьи направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, общественные ирелигиозные объединения, международные и иные органы и организации.
Во времяпроведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнятьвсе законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных имлиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органоввнутренних дел;
2) соблюдатьобщественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Подготовка кмероприятию начинается с составления Уведомления о его проведении. При этомследует знать, что пикет из одиноко стоящего гражданина, где бы он ни проходил,никакого уведомления не требует.
В Уведомленииуказываются:
1) цельмероприятия;
2) формамероприятия;
3) место(места) проведения мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата ивремя начала и окончания мероприятия;
5)предполагаемое количество участников;
6) формы иметоды обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинскойпомощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства;
7) фамилия,имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения оего месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии,имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятиявыполнять распорядительные функции по организации и проведению публичногомероприятия;
9) датаподачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Остановимсяна этих пунктах подробнее.
Цельмероприятия. Может быть дана любая обтекаемая или конкретная формулировка,какую посчитаете нужной. Например: «Информирование граждан о проблемахреализации реформы ЖКХ».
О формахмероприятия говорилось выше. Напомним лишь, что никто не может запретить вамсовмещение на одном мероприятии нескольких форм (митинг, пикет, демонстрация,встреча с депутатом).
Местопроведения. Указываете точный адрес места митинга или пикета, или даетеподробный маршрут движения (в случае проведения шествия либо демонстрации). Принеобходимости делаете подробные пояснения, например: «на тротуаре, справа походу движения автотранспорта», «напротив дома №...», «в 10 метрах от...», «привходе в...».
Последнеевремя городские и федеральные власти взяли курс на систематическое выдавливаниеоппозиции с наиболее людных и политически важных территорий. Здесь нужноучитывать несколько обстоятельств. Действующий федеральный закон устанавливаетчеткий перечень мест, где проведение гражданских акций не допускается:
1)территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и киным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правилтехники безопасности;
2)путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-,газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3)территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям,занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание ввиде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы).Здания, в которых расположены следственные изоляторы, к этому списку неотносятся!;
4)пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на топограничных органов.
На этомперечень мест, где проведение акций запрещено, исчерпывается. Разумеется, чтозапрет на проведение мероприятия в любом другом месте является незаконным.
ПостановленияПравительств Регионов говорят о том, что власти города могут лишь рекомендоватьорганизатору мероприятия проводить его на таком расстоянии. Но обязательногохарактера эта норма не носит.
Дата и время.Указываете число, месяц, год, часы и минуты начала и окончания акции. Помните,однако, что она не может начинаться ранее 7 часов утра и заканчиваться позднее23 часов вечера.
Предполагаемоеколичество участников. Указываете то количество, которое вы ожидаете, но схорошим запасом. Это нужно для того, чтобы вас не обвинили в том, что данныеуведомления расходятся с фактическими данными. Если чиновники будут ссылатьсяна некие «нормы предельной заполняемости территории», требуйте показать вам этинормы в установленном законом виде.
Формы иметоды обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинскойпомощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства.Указываете о сформированной вами дружине из участников акции, о наличиимобильного телефона, по которому будет вызываться врач и сотрудники милиции, оналичии аптечки для оказания первой помощи возможным пострадавшим. Отдельнопрописываете использование мегафона или иной подобной техники.
В пункте 7Уведомления указываете свои паспортные данные с телефоном либо юридический(фактический) адрес партийного комитета также с телефоном.
В пункте 8можете расписать обязанности ваших помощников, уполномоченных выполнятьотдельные функции — следить за порядком, организовывать оказание медицинскойпомощи и т.п.
Уведомление омитинге, шествии и демонстрации подается не ранее, чем за 15 и не позднее, чемза 10 дней до дня проведения мероприятия. Уведомление о пикете подается непозднее, чем за 3 дня до дня проведения пикета.
Необходимо сделатьдва экземпляра уведомления. Один из них должен быть возвращен вам с отметкой одате и времени получения уведомления. Если у вас отказываются его принимать подкаким-либо предлогом, знайте — это незаконно. Не поддавайтесь ни на какие уговоры,твердо стойте на своем праве подавать подобные заявки. Незаконным являетсятакже требование «отнести копию уведомления в милицию, в ЖЭК, директору музея»и т.д. и т.п. Ваша задача — поставить в известность только соответствующийорган власти. Информированием МВД, ФСБ, ФСО пусть занимаются сами чиновники.
В течениетрех дней со дня получения уведомления (при пикетировании — в день получения)орган власти может выдвинуть обоснованное предложение об изменении места и(или) времени акции. Такие предложения могут (по вашему желанию) быть выданы вписьменном виде. Этот документ позволит вам обжаловать действия властей в судев соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» и главой 25 Гражданско-процессуальногокодекса РФ.
Можно непринимать предложений чиновников, но в этом случае действует норма закона,которая говорит о том, что организатор не вправе проводить мероприятие, если небыли согласованы мотивированные предложения об изменении места и (или) временипроведения акции. Однако запретить мероприятие как таковое нельзя.
Следующимэтапом выступает предварительная агитация. С момента подачи уведомления опроведении массовой акции организаторы и иные участники имеют правобеспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая иминформацию о месте, времени, целях проведения мероприятия, а также призыватьграждан принять в нем участие.
Для такойагитации могут использоваться СМИ, устные призывы, распространяться листовки иобъявления. Вы можете собирать подписи и проводить опросы граждан. Если такаяработа не проводится в форме публичного мероприятия (нет массовости, неиспользуются средства наглядной агитации), то проводится она совершенносвободно, без подачи дополнительного уведомления. Следует отметить, сто футболки,значки, шарфы, накидки и т.п. являются предметам индивидуального обихода, а несредствами наглядной агитации.
Последним(завершающим) этапом является проведение публичного мероприятия. Во времяпроведения акции ее участники имеют право обсуждать и принимать решения по темемероприятия; использовать различную символику и иные средства выраженияколлективного или индивидуального мнения, средства агитации; принимать инаправлять резолюции, требования и другие виды обращений в органы власти,общественные объединения, международные и иные органы и организации. Самособой, необходимо поддерживать общественный порядок и не допускать действий,которые могут быть истолкованы как нарушение закона. Пресекать нецензурнуюбрань, удалять с мероприятия нетрезвых граждан, не допускать публичных призывовк насилию.
Всемучастникам и особенно организаторам акций необходимо иметь при себе паспорт.Это позволит сократить процедуру выяснения личности в случае возникновенияситуаций, требующих общения с сотрудниками МВД.
Закончитьмероприятие желательно в указанное время. Если транспаранты не будут свернутыпосле наступления официального времени завершения, дальнейшее пребывание на томже месте может быть расценено как «несанкционированное» публичное мероприятие.
Существуют порядок и основания приостановления публичногомероприятия, закрепленные федеральным законодательством, к которым относится:
1) Если вовремя проведения публичного мероприятия по вине его участников произошлонарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников,уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организаторапубличного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченнымпредставителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
2) В случаеневыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящейстатьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановитьпубличное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. Приустранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между егоорганизатором и соответствующим уполномоченным представителем может бытьпродолжено.
3) Еслинарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченнымпредставителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации илиоргана местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается впорядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона.
Основаниямипрекращения публичного мероприятия являются:
1) созданиереальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физическихи юридических лиц;
2) совершениеучастниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленноенарушение организатором публичного мероприятия требований настоящегоФедерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Порядок прекращенияпубличного мероприятия:
1. В случаепринятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченныйпредставитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации илиоргана местного самоуправления:
1) даетуказание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие,обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данноеуказание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;
2)устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичногомероприятия;
3) в случаеневыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращенииобращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливаетдополнительное время для выполнения указания о прекращении публичногомероприятия.
2. В случаеневыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милициипринимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя приэтом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанныйпорядок прекращения публичного мероприятия не применяется в случаевозникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях,требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичногомероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Неисполнениезаконных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) имотдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственностьэтих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Федеральныйзакон предусматривает гарантии реализации гражданами права на проведениепубличного мероприятия, которые закрепляются в федеральном законе №54-ФЗ от 19июня 2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях» изакрепляет обеспечение условий для проведения публичного мероприятия:
1.Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане невправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своихмнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведенияпубличного мероприятия.
2. Органыгосударственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуютсявопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязанырассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения впорядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить опринятых решениях организатору публичного мероприятия.
3.Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарноеи медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичногомероприятия осуществляются на безвозмездной основе.
Законодательство также закрепляет право организаторов и иныхучастников обжаловать решение и действия (бездействия) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностныхлиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия.

Списокиспользуемой литературы и источников
1. Конституция РоссийскойФедерации. – М, 2007
2. ФЗ от 19 июня 2004 г.№ 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях и пикитированиях // СЗ РФ.2004. №25.Ст.2485
3. Авакьян С.А.Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. – М.: Юристъ, 2005
4. Козлова Е.И., КутафинО.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тепловой и гидравлический расчёт кожухотрубного ТОА
Реферат Портрет Дориана Грея Оскара Уайльда
Реферат Dracula Essay Research Paper Stoker vs CoppolaWhere
Реферат A Mothers Love Essay Research Paper
Реферат Детский фольклор как средство разрешениея конфликтов
Реферат Сложность реализации функций политического лидера в России
Реферат Содержание и порядок использования международных стандартов аудита и сопутствующих услуг. Сравнительная характеристика МСА № 240 с ПСАД № 13
Реферат «Штрафной» НДС
Реферат Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция
Реферат Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников
Реферат Використання комп'ютера на уроках математики
Реферат Анализ организационных форм финансово-промышленных корпораций
Реферат Гроши
Реферат Отчет по ознакомительной практике 2
Реферат Особенности производственной программы способов и режимов тепловой обработки технологии пригот