СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и состав экономического механизма окружающей среды
2. Понятие, принципы и источники международногоэкологического права
3. Задача
Список использованных источников
1. Понятие и состав экономического механизма окружающей среды
Экономическиймеханизм охраны окружающей среды и природопользования включает следующиеэлементы: разработку государственных прогнозов и программсоциально-экономического развития Республики Беларусь в части рациональногоиспользования природных ресурсов и охраны окружающей среды; финансированиепрограмм и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов иохране окружающей среды; создание фондов охраны природы; установление платежейза природопользование; проведение экономической оценки природных объектов;проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельностина окружающую среду; установление мер экономического стимулирования в областиохраны окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненногов результате вредного воздействия на окружающую среду; экологическоестрахование; иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды[5. с. 57].
Вцелях разработки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываютсятерриториальные комплексные схемы рационального использования природныхресурсов и охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий повосстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональномуиспользованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия.Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсови охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетомгенеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальнойсферы. Порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схемрационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, ихфинансирования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраныокружающей среды осуществляется в целом по республике, в пределахадминистративно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целяхобеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно обоснованного сочетанияэкологических, экономических и социальных интересов, выбора способовприродопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредноговоздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействияна окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также сохранение ивоспроизводство природных ресурсов.
Разработкаотраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраныокружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органамигосударственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными СоветуМинистров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Разработка мероприятийпо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей средыосуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономическогоразвития Республики Беларусь, государственных и отраслевых программ рациональногоиспользования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских,областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды. Указанные программыи схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающейсреды Республики Беларусь или его территориальными органами. Разработка программи мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охранеокружающей среды в пределах административно-территориальных единицосуществляется соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными ираспорядительными органами по согласованию с территориальными органамиМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственнуюи иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду,обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охранеокружающей среды в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованиюприродных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет: средствреспубликанского и местных бюджетов; средств государственных целевых бюджетныхфондов охраны природы; средств юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей; средств граждан, в том числе иностранных; кредитов банков;иностранных инвестиций; иных привлекаемых для выполнения этих программ имероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательствомРеспублики Беларусь.
Экономическоестимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе: установления всоответствии с законодательством Республики Беларусь льгот по налогообложениююридических лиц и индивидуальных предпринимателей при внедрении имималоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специальногооборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, прииспользовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении инойприродоохранной деятельности; установления льгот по кредитованию мероприятий поохране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов;ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных дляохраны и оздоровления окружающей среды. Законодательством Республики Беларусьмогут устанавливаться и иные виды экономического стимулирования в областиохраны окружающей среды [4. с. 76].
/>Общее природопользование являетсябесплатным. Специальное природопользование осуществляется на платной основе,если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Платежиза природопользование включают платежи за использование природных ресурсов иплатежи за вредное воздействие на окружающую среду. Платежи за вредноевоздействие на окружающую среду взимаются за: выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух; сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;размещение отходов; ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающихвеществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества; иные видывредного воздействия на окружающую среду, перечень которых определяется СоветомМинистров Республики Беларусь. При осуществлении природопользованияустанавливаются лимиты, и взимается плата за использование отдельных видовприродных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросысточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов ииные виды вредного воздействия на окружающую среду в пределах установленных исверх установленных лимитов. За природопользование сверх установленных лимитовплата взимается в кратном размере, определенном законодательством РеспубликиБеларусь. Размер платы, порядок и условия ее взимания определяютсязаконодательством Республики Беларусь. Внесение платы за использованиеприродных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросысточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов ииные виды вредного воздействия на окружающую среду не освобождаетприродопользователя от осуществления мероприятий по охране окружающей среды ивозмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающуюсреду.
/>Для финансирования государственных,отраслевых и иных программ и мероприятий по рациональному использованиюприродных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей в области охраныокружающей среды в Республике Беларусь создаются республиканский, областные,Минский городской, районные и городские фонды охраны природы, которые являютсягосударственными целевыми бюджетными фондами. Источниками формирования государственныхцелевых бюджетных фондов охраны природы могут быть: платежи за вредноевоздействие на окружающую среду; средства, полученные в счет возмещения вреда,причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; штрафы зазагрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов ииные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государстваорудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи,незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольные взносыюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; иныесредства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Порядокформирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природыопределяется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.Направления использования средств государственных целевых бюджетных фондовохраны природы определяет Совет Министров Республики Беларусь в соответствии сзаконом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. За счет добровольныхвзносов юридических лиц, граждан и иных источников, не противоречащихзаконодательству Республики Беларусь, в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь, могут создаваться общественные фондыохраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охранеокружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан.
Экологическоестрахование представляет собой страхование гражданской ответственностиюридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненныйокружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридическихлиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающуюсреду. Экологическое страхование осуществляется в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь о страховании.
2. Понятие, принципы и источники международного
экологическогоправа
Под источникамиэкологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы,регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Международноеэкологическое право представляет собой совокупность международно-правовыхпринципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного правапо поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования,обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.
Все источникимеждународного экологического права принято подразделять на два вида:
— закрепляющиедействующие международно-правовые принципы и нормы и образующие право вподлинном смысле этого слова («твердое», то есть обязательное право);
— содержащиенеобязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способахимплементации, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношениясвоим авторитетом («мягкое», то есть рекомендательное право).
Источники«твердого» права в свою очередь, делятся на международные договоры,международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции авторитетныхмеждународных организаций, прежде всего ООН.
Международныедоговоры могут быть как многосторонними, так и двусторонними. При этоммногосторонние международные договоры делятся на универсальные и региональные(субрегиональные). Предметом регулирования любого из них могут являться либообщие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мировогоокеана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства [3. с. 51].
По состояниюна сегодняшний день практика государств выработала три основных подхода крешению экологических проблем посредством заключения международных договоров.Первый подход получил название «превентивного» и связан с устранениембарьеров в виде государственных границ в части принимаемыхэколого-ориентированных решений (примером может служить так называемая Севернаяконвенция о защите окружающей среды 1974г., в которой участвуют Дания, Финляндия,Норвегия и Швеция).
Суть второгоподхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решенийпрямого действия наднационального характера (в качестве примера может служитьпрактика Европейского Союза). Наконец, третий подход, так называемый Венскийтип, берущий начало от Венской конвенции по защите озонового слоя 1985г.,предполагает выработку и принятие рамочных соглашений под эгидой международныхорганизаций. Новыми примерами такого вида соглашений являются принятые наКонференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г. Конвенцияо биологическом разнообразии, которая, хотя и не называется рамочной, но вдействительности является таковой, и Конвенция об изменениях климата.
Все триподхода обладают своими привлекательными чертами в глазах различных групп государств.
Первый подходнаиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилияограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичныеэкологические трудности.
Второй — требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, ноне должен рассматриваться как своего рода ограничение государственногосуверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике своисуверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенциинаднациональному органу, как они это часто делают при вступлении вМеждународные межправительственные организации. Одновременно это позволяетгосударствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичныхдействий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.
Третий подходв наибольшей степени отвечает интересам тех государств, которые желаютсохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае такназываемый «международный интерес» представляет та или иная международнаяорганизация, служащая в качестве форума для проведения соответствующихпереговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условийрамочные соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия исотрудничества максимально возможного числа государств с различнымиполитическими и экономическими системами. А как первый шаг кооперированияусилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу,имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные отех или иных экологических явлениях и последствиях дают возможность переходитьна уровень принятия государствами конкретных более детальных обязательств.Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленитьнаиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработатьмеханизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемойчастью рамочного соглашения.
Особой чертойэтого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на«управление» исчезающими природными ресурсами, а не на выработкуобщих принципов международного права. Иными словами, он носит болеепрагматический характер и требует от государств не заявлять о своейприверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, апредпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержаниетого или иного природного ресурса.
Международно-правовойобычай также продолжает играть роль источника международного экологическогоправа, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды вцелом и отдельных ее объектов продолжают оставаться неурегулированными спомощью международных договоров. При этом следует помнить, что международноеэкологическое право на этапе своего зарождения формировалось главным образомкак обычное право. Начало этому процессу было положено решением международногоарбитража по делу «Трайл-Смелтер» (США против Канады), в соответствиис которым одно государство в результате деятельности в пределах своейтерритории не должно было наносить ущерб экосистеме другого государства. Этоположение в последствии легло в основу принципа запрещения трансграничногозагрязнения. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно,вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являютсяобязательными для государств.
Примерамиисточников «мягкого» права могут служить Стокгольмская декларацияпринципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972г., Всемирнаястратегия охраны природы 1980г., Всемирная хартия охраны природы 1982г.,Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992г., и др.
Принципы экологическогоправа составляют основу рассматриваемой отрасли, а их соблюдение может служитьмерилом правового и социального характера государства, эффективности всейдеятельности по обеспечению рационального природопользования и охраныокружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека игражданина, обеспечению экологической безопасности [5. с. 98].
Международное экологическоеправо основано как на общих принципах права, так и на принципах данной отрасли(отраслевых). Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти,органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающаявоздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующихпринципов:
— соблюдения правачеловека на благоприятную окружающую среду;
— обеспеченияблагоприятных условий жизнедеятельности человека;
— научно обоснованногосочетания экологических, экономических и социальных интересов человека,общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятнойокружающей среды;
— охраны, воспроизводстваи рационального использования природных ресурсов как необходимых условийобеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
— платностиприродопользования и возмещения вреда окружающей среде;
— независимости контроляв области охраны окружающей среды;
— презумпцииэкологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
— обязательности оценкивоздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлениихозяйственной и иной деятельности;
— обязательностьпроведения государственной экологической экспертизы проектов и инойдокументации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая можетоказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни,здоровью и имуществу граждан;
— учета природных исоциально-экономических особенностей территорий при планировании иосуществлении хозяйственной и иной деятельности;
— приоритета сохраненияестественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
— допустимостивоздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя изтребований в области охраны окружающей среды;
— обеспечения снижениянегативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду всоответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можнодостигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетомэкономических и социальных факторов.
Приведенный переченьпринципов не является ни исчерпывающим, ни полным. Процесс формированияпринципов экологического права продолжается параллельно с совершенствованием идальнейшим развитием международного экологического законодательства.
3. Задача
Стародорожскому лесхозу всоответствии с планом финансирования было выделено 20 миллионов рублей напроведение целевых биотехнических мероприятий. При проверке работы лесхоза былоустановлено, что вся сумма израсходована на организацию борьбы сбраконьерством, приобретение ГСМ и расчеты за оказанные другими организациямиуслуги. В то же время на территории лесхоза в отчетном году не были отмеченыслучаи браконьерства, и нарушения сроков начала и окончания охоты.Использование указанных средств не по назначению вреда для растительного иживотного мира не повлекло. Какую ответственность будут нести виновные лица?Что изменилось, если бы это нарушение финансовой дисциплины повлеклонаступление вредных последствий для окружающей природной среды?
Решение задачи
Приответе на первый вопрос задачи использовали статью 11.16 п. 4 «Нарушениепорядка использования средств из бюджета или государственных целевых бюджетныхи внебюджетных фондов либо организации закупок за счет указанных средств»кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
«4. Нецелевое использование илииспользование с нарушением законодательства средств из бюджета либогосударственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов — влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а наиндивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере указанныхсредств».
Далее использовали статью101 «возмещение вреда, причиненного окружающей среде» Закона РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета РеспубликиБеларусь 1993г.
«Вред, причиненныйокружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения,деградации, разрушения компонентов природной среды, природных иприродно-антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия наокружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно илипо решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется всоответствии с таксами и методиками, установленными законодательством Республики Беларусь, а при их отсутствии – по фактическим затратам навосстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущеннойвыгоды»
Списокиспользованных источников
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2. Закон РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета РеспубликиБеларусь 1993г. №1 Юридическая база «ЮСИАС».
3. Ерофеев Б. В.Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.:Юрист. 2001 – 215с.
4. С.А. Балашенко,Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. –398с
5. Учебное пособие. Балашенко С.А… «Государственноеуправление в области охраны окружающей среды». — Мн.: БГУ, 2000. — 341с.