СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2. ГОСУДАРСТВО КАКВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИФУНКЦИИ
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основнымитребованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем структурнымэлементам политической организации общества, являются требования их внутреннейупорядоченности, организованности и хотя бы минимальной политичности. Сутьпервого из них сводится к тому, чтобы каждое общественно-политическое объединение,рассматриваемое в качестве структурного элемента политической организацииобщества, выступало бы, прежде всего как организация и обладало бы признакамиорганизации.
Характернымипризнаками организации являются: определенный порядок ее образования и функционирования;наличие акта, свидетельствующего о сформированности и формально-юридическойоформленности того или иного объединения; функционирование каждойобщественно-политической организации ради достижения непосредственно стоящихперед ней целей; деятельность каждой организации в определенной сфереобщественной жизни, в соответствии с установленными принципами; наличие у всехорганизаций органов, ведающих их внутренними и внешними делами. Суть второготребования состоит в том, что каждый структурный элемент политическойорганизации классового общества должен быть не просто организацией, аполитической по своему характеру организацией. Значит он непременно должен: а)выражать политические интересы определенного класса или иной социальнойобщности; б) быть участником политической жизни и носителем политическихотношений; в) иметь непосредственное или опосредованное отношение кгосударственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем,не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуяим; г) руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимисяв недрах политической жизни той или иной страны.
1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В современныхполитических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в тоже время более противоречивого термина, чем “политическая организация(политическая система)”. О политической организации общества в разных странахсейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественныхнаук, сколько так называемые “популисты”. Со страниц академических журналов идругих специальных изданий тема политической организации перешла на страницыпопулярных и непопулярных и непопулярных газет, различных пропагандистскихброшюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массовогочитателя.
В развитыхкапиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем неменее, тема политической организации не закрыта, да и вряд ли будет закрыта,так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества, ирасхождения по этому вопросу просто неизбежны.
Политическая организациясуществует неразрывно с государством, так как государство является едва ли несамым главным элементом политической системы. Возникновение политическойсистемы практически связано с возникновением государства вообще, так как с еговозникновением начинается возникновение различных негосударственныхобразований.
Государство инегосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своейсовокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества.Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но дажеи современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые быудовлетворяли интересы всех слоев населения. Из всего вышесказанного можнопривести следующее определение политической организации.
Политическая организация(система) есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти.
2.ГОСУДАРСТВО КАКВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИФУНКЦИИ
Государство представляетсобой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различнымиучеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислениюпризнаков государства.
Государство — это исторически выделившаяся из обществаполитическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающаяобщие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнениеобщих дел, вытекающих из природы общества.
Вопрос о происхождениигосударства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наукидают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теорияхвозникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной(сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); ворганической (социально-экономические факторы); в теории насилия(военно-политические факторы); и т.д.
Формирование государства– длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному. НаВостоке наибольшее распространение получила такая форма, как “азиатский способпроизводства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь устойчивыми оказалисьсоциально-экономические структуры родового строя – земельная община,коллективная собственность и др.
Первые государства,возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно иэксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторамипроизводства.
По другому историческомупути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло врезультате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины – это самая чистая,классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникаетнепосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родовогостроя.
Возникновениедревнегерманского государства в значительной степени связано с завоеваниемобширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация небыла приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия,Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные, а как префеодальные(с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственностина землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Термин «функциигосударства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направленийдеятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основныенаправления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти вправовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью являетсяобеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.
В функциях государствавыражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решенииосновных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворенииразнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются взависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапеего развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задачгосударства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так,кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства,всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляетгосударство своевременно предпринимать серьезные практические действия поусилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые еепорождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм наподготовку населения страны к ее отражению.
Государственные функциихарактеризуются некоторыми общими чертами:
1. Содержание каждойфункции государства складывается из совокупности однородных аспектовгосударственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельностиобъединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественныхотношений, на которые они воздействуют.
2. В отличие от функциймногочисленных государственных органов (финансовых, народного образования,прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функциигосударства охватывают его деятельность в целом.
3. Функции государстваносят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточениеусилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней иливнешней деятельности.
4. Функции государстванеобходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могутосуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либоструктурными подразделениями различных органов государства. Видамигосударственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел,таможенный контроль.
5. Функции государстванельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовымиформами осуществления функций современного государства являютсяправотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительнаядеятельность.
Функции государства — этодеятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической,структурной, территориальной организацией.
Поэтому наиболеераспространено и признаваемо разделение функций на внутренние и внешние, т. е.определение деятельности государства по отношению к обществу, особойорганизацией которого и является государство (внутренняя функция), и поотношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам(внешняя функция).
Внутренние функциигосударства.
1. Охранительная функция.
Это функциягосударственной деятельности проявляется в обеспечении государствомобщественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан иорганизаций, защите конституционного строя и государства от противоправныхпосягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе,урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий,неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, — этонасущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновениегосударства.
Эта функция такженаправлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также наохрану государственного и общественного имущества, на охрану частнойсобственности.
2. Экономическая функция:
Эта функция государствасильно изменилась в ходе исторического существования государства от полногоневмешательства в экономику (концепция “государства — ночного сторожа”) дополного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросовэкономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях,когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическоегосударство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает ипроводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынкаи свободного предпринимательства.
Государство влияет наэкономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежнуюсистемы.
3. Функция социальныхуслуг, обеспечения и защиты граждан.
Многие государствахарактеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важнойзадачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не всостоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека.Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы,проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Таким образом,государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
4. Культурно — воспитательная функция.
Общество в целом игосударство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее времянемыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, вовсех сферах государственной деятельности, в связи, с чем во многих государствахобразование является обязательным.
Государство поощряет иразвивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности.Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохраненияисторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духепатриотизм, уважения к историческому прошлому — непременная составная частьвоспитательного процесса.
Большое значение имеетправовое воспитание. Каждый гражданин обязан знать законы своего государства истрого соблюдать их.
5. Природоохранительнаяфункция.
Охрана природы,окружающей среды — насущная необходимость современного мира. Человек врезультате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природныесвязи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себянеблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы — дело всегообщества, но только государство, обладающее необходимыми средствами ивозможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реальнообеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпохупроблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрелибольшое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагиваютинтересы всех народов и государств.
Чем разумнее использоватьбогатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство.Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем ипредставляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охранеприроды в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизмагосударства и его органов.
Многие нормы,регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основахземельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также вземельных и водных кодексах.
Внешние функции.
1. Функция обороныстраны.
Данная функция являетсяважнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защитумирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основнуюроль в этом играют Вооруженные Силы Республики Беларусь.
Согласно Конституции РБ«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБнесет военную службу в соответствии с законом».
Согласно этому закону:все мужчины — граждане РБ, независимо от происхождения, социального иимущественного положения, места жительства, обязаны проходить военную службу врядах Вооруженных Сил Республики Беларусь. На действительную военную службупризываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Практическое исполнениефункции обороны страны так же возложено на особые государственные вооруженныеорганизации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории,границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядкаи безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенциейв соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженнымигосударственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,управления и обеспечения.
2. Функция сотрудничествас другими странами.
В основе этой функциизаложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваютсяидеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных условияхразвитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной,политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программесовершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества ивзаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаютсяразличные организации, деятельность которых направлена на улучшениеэкономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавскийдоговор, СЭВ и т.д.)
3. Борьба с международнойпреступностью.
В последнее время всеболее широкие масштабы приобретает международная преступность.
Торговля и контрабанданаркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — вот небольшой переченьнаиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не всилах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместныхдействий государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиямигосударств в этой области является создание международных организаций по борьбес преступлениями.
Одной из такихорганизаций является Интерпол. Государство планирует свою деятельность попредупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия,обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться смеждународной преступностью.
4. Участие в охранеокружающей среды.
В настоящее время островстал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится вцентре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частьюпрограммы завершения строительства материально — технической базы в государстве.
В ряде государств этопроявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.
Крупные ученые рядагосударств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголкахмира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств наподдержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь иобщественные организации. В ряде государств правительство принимает различныемеры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положениезанимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
Функции государстваосуществляются в определенных формах и определенными методами.
Формы осуществленияфункций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средстввластвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, своиэкономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государствоиздает юридические нормы, в других — организует их исполнение, в третьих — обеспечивает, охраняет их.
Таким образом, из рассмотренныхнами функций, мы видим, что государство является не только аппаратомподавления, представителем интересов господствующего класса, но и организациейвыражающей интересы всего общества.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГОГОСУДАРСТВА
Особая модель государствараскрывается понятием «правовое государство». Это государство,построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права вовсех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии справовыми установлениями. Следует отметить, что сама идея правового государстваимеет давнюю историю.
Сам же термин «правовоегосударство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины19 в. государствовед Р. фон Моль.
Если обобщить все критерии, выделяемые в науке прихарактеристике правового государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права вобщественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, ихгарантированность и реальность осуществления;
3) взаимная ответственностьгосударства и личности;
4) принцип разделениявластей.
Государство характеризуется следующими признаками:
1). Наличие публичной власти, выделенной из общества и несовпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратомуправления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция,а также тюрьмы и другие учреждения);
2). Система налогов, податей, займов (необходимы длясодержания государственного аппарата, людей, не производящих материальныеценности и занятые только управленческой деятельностью);
3). Территориальное деление населения (государство объединяетсвоей властью и защиту всех людей, населяющих его территорию, независимо отпринадлежности к какому-либо роду или племени);
4). Суверенитет (присущие государству верховенство на своейтерритории и независимость в международных отношениях);
5). Право (государство не может существовать без права, таккак последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает еёлегитивной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав контрольнуюработу на тему «Политическая организация общества», сделаем выводы. Ускорениеисторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизнисовременного человечества привели к образованию нового динамичного типаполитической организации общества, с более свободными отношениями между частямии элементами политической системы, между государством и обществом, с развитымсоциальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми,политическими и культурными механизмами общественных преобразований.Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособностьи долговечность.
Говоря ополитическом характере структурных элементов политической организации общества,следует иметь в виду, что у одних организаций политика в их деятельностизанимает значительное место, в то время как у других играет второстепеннуюроль. В зависимости от этого, все объединения подразделяются на организациисобственно политические, несобственно-политические и организации, имеющие всвоем содержании лишь незначительный политический аспект. К числу собственнополитических организаций относятся государства, политические партии и некоторыеобщественные объединения. Характерным признаком этих организаций являетсяорганизационная связь с политикой и их прямое воздействие в самых различных формах.
Решающую рольсреди всех структурных элементов политической системы общества, несомненно,играет государство. Оснащенное специальным аппаратом принуждения и подавления ссоответствующими “заведениями” в виде тюрем и прочих принудительных учреждений,государство выступает как главная сила в руках господствующего класса, какглавный проводник его воли и интересов в жизнь, как главнейшее средствоосуществления его политической власти. Государство является объективнонеобходимым составным элементом политической системы общества. Оно, постоянновидоизменяясь в своей сущности, форме и содержании, неизбежно сохраняется напротяжении всей истории развития классового общества. В то же время, остальныезвенья политической системы общества, имеющие политический характер, могутпоявляться на определенных этапах ее развития и исчезать, выполнив возложенныена них задачи.