Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и сущность публичного и частного права

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение… 3 стр.
1.История вопроса… 5 стр.
2.Понятие права. Система права… 7стр.
2.1.Понятие публичного и частного права… 10 стр.
2.2.Публичное право… 13 стр.
2.3.Частное право… 16 стр.
3.Международное публичное и частное право… 19 стр.
Заключение… 22 стр.
Списокиспользованных источников и литературы… 24 стр.
Приложение№ 1… 25стр.
Приложение№ 2… 26стр.

ВВЕДЕНИЕ.
Наука публичного и частного права,пожалуй, одна из самых значимых в системе общего права, поскольку оназатрагивает отношения между государством и частными лицами. Тем болееактуальными для нас становятся вопросы развития публичного и частного права внастоящее время, потому что Российское законодательство нестабильно.
 В декабре 1991 г. распоряжениемПрезидента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новыйГражданский кодекс Российской Федерации, содержание которого пронизано идеямичастного права. Сейчас законодательство постоянно изменяется: создаются новыезаконы, регулирующие как известные, так и неохваченные сферы общественныхотношений; меняются старые. Этот процесс долгий и нелёгкий, так как не всепринятые нормативные акты идут на пользу государству или частным лицам, поройсоздание законодательных актов продиктовано личным (часто даже корыстным) интересомотдельных лиц (групп).
Основным смыслом деления права на частное и публичноеявляется юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которыегосударства и его органов юридически запрещены или ограничены, то естьгосударство признает частную собственность, свободу выбора и свободу личнойинициативы человека. Причем частное право также наталкивается на определенныепределы и границы, устанавливаемые публичной властью и публичным правом, такчастные соглашения не могут изменить публичного (государственного) права.
Однако нельзя сказать, что тема о разделении  права начастное и публичное нова и никогда не разрабатывалась. Ещё во времена Римскойимперии существовали отрасли публичного и частного права. Именно римские юристывыделили из общего права частное – как противоположность праву публичному.Наибольшее внимание они  уделяли частному праву (гражданским, семейнымправоотношениям; вещному праву, обязательственному праву, наследованию) исовсем мало публичному праву (только судебная система, гражданский процесс ииски), часть институтов которого была позаимствована из греческого иегипетского права, часть  диктовалась волей очередного правителя, а частьсостояла из неписаных местных традиций и обычаев. Несмотря на это, римскоеправо является «прародителем» права современного, хотя в дальнейшем егоразвитие определялось местом, временем, устоями и традициями конкретного народаили страны.
Целью данной курсовой работы является всестороннеерассмотрение науки частного и публичного права. Для этого мы должны изучить:
-    историю возникновения и развития отраслей частного и публичногоправа;
-    предмет, методологию, принципы, сущность публичного права и частного права; 
-    место частного и публичного права в общей системе права;
-    проблемы и методы их разрешения;
-    изучить взгляды различных авторов на публичное и частное право;
-    обобщить все имеющиеся сведения и сделать выводы на их основе.
В содержание работы войдут: история возникновения,изменения и развития публичного и частного права; понятие и сущность публичногои частного права России; мы рассмотрим  взаимодействие этих двух отраслей другс другом и с другими отраслями.

1.ИСТОРИЯ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА.
ВРиме различали две отрасли права — публичное и частное право jus publikum и jus priwatum. Именно римскиеюристы выделили из общего права частное – как противоположность правупубличному. Наибольшее внимание они  уделяли частному праву (гражданским,семейным правоотношениям; вещному праву, обязательственному праву, наследованию)и совсем мало публичному праву (только судебная система, гражданский процесс ииски), часть институтов которого была позаимствована из греческого иегипетского права, часть  диктовалась волей очередного правителя, а частьсостояла из неписаных местных традиций и обычаев. Несмотря на, это римскоеправо является «прародителем» права современного, хотя в дальнейшем егоразвитие определялось местом, временем, устоями и традициями конкретного народаили страны.
Классическоеразграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает древнеримскийюрист Ульпиан (170-228 гг.): «Публичное право есть то, которое относится кположению римского государства; частное право – которое относится к пользе отдельныхлиц»[1]
Подпубличным правом понимались те нормы, которые охраняют интересы государства иопределяет его правовой статус и статус его органов; также определяет государственныйстрой, компетенцию учреждений, должностных лиц. В ряде случаев «публичноеправо» понимается юристами и в смысле вообще норм, имеющих безусловно обязательнуюсилу и не могущих быть измененными путём соглашений частных лиц.
Особенностью частного права было то, что его субъектамиявлялись не все люди. Рим был государством рабовладельческим. Раб находился всобственности рабовладельца, никаких прав не имел. Права предоставлялись лишьсвободным людям, да и то первоначально полноправными людьми признавались лишьримские граждане. Все, не входившие в римскую общину, рассматривались впринципе как бесправные, не имели никакой защиты и могли быть уничтожены илиобращены в рабство. Лишь позднее круг лиц – субъектов частного римского праварасширился.
Разделениюправа на частное и публичное уделяли внимание Монтескье («О духезаконов»), Гоббс, Гегель, российские правоведы Д.Д. Гримм, К.Д. Кавелин,Н.М. Коркунов, Д.И. Мейер, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич.
 Советскаяправовая доктрина отвергала концепцию частного права как несовместимую сприродой социалистического строя. В связи с подготовкой первого советскогоГражданского кодекса Ленин в 1922 г. выразил свою  позицию следующим образом:«Мы ничего „частного“ не признаем, для нас все в областихозяйства есть публично-правовое, а не частное». Исходно такая позицияобусловлена тоталитарной природой социалистического государства,огосударствлением общественной и частной жизни, отсутствием частнойсобственности и свободы частного предпринимательства. Таким образом, нужнозаметить, что в России накоплен опыт регулирования социальной сферыпублично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация(регулирование «по вертикали», из единого центра государства) иимперативность, не оставляющая места усмотрению субъектов. Напротив, сферачастного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когдаюридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборотасамостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений).

2.ПОНЯТИЕ ПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА.
 
Основной смысл различения частного и публичного права состоитв установлении пределов вторжения государства в сферу  имущественных и иныхинтересов индивидов и их объединений. Государство в  этой сфере должновыступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересовучастников гражданского оборота.
Для того чтобы наиболее полно раскрыть суть частного ипубличного права нужно для начала определить суть самого термина «право».
Право, как и государство, принадлежит к числу не тольконаиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. В разных частяхсвета, в группах государств или в отдельно взятой стране историческискладывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условийразвития тех или иных народов объективно формировали свои источники права.Однакоизначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно втакой отрасли права, как гражданское право, сохранились, хотя и в обновлённом,«модернизированном» виде.
Различие в праве разных веков обусловило появлениемножества определений права (порой взаимоисключающих, зачастую односторонних).Общее определение права складывается лишь из самых общих черт и особенностей,свойственных всем баз исключения типам права. Выделяют несколько наиболееважных признаков и черт права:
1.    право – этосовокупность, система норм и правил поведения;
2.    право – мера,масштаб свободы и поведения человека:
а) мера полноты, доступности, реальности прав длячеловека, свобод личности;
б) мера допустимых ограничений свобод человека;
3.    нормативностьправа;
4.    государственнаяобеспеченность;
5.    формальнаяопределённость – всегда содержат определённое указание;
6.    право –реально действующая система нормативной регуляции;
7.    право нетождественно закону, закон – одна из форм выражения права.
Таким образом, сущность права – это обусловленнаяматериальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества,характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая волякак результат согласования, сочетания частных или специфических интересов,выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающаявследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором)поведения и деятельности людей.
Система права – это объективно существующее  внутреннеестроение права, его подразделение на  отрасли, подотрасли, институты и нормы.
1.    Нормы права –это элемент системы права, его «атом» более неделимый (хотя сама норма имеетсвою структуру).
2.    Институт права– совокупность правовых норм, регулирующих однородную систему общественныхотношений.
3.    Подотрасль права– объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права.
4.    Отрасль права– основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяетвзаимосвязанные между собой институты права, регулирующие однородную областьобщественных отношений.
Основанием для подразделения права также является материальныйкритерий:
1.         материальныеотрасли (уголовное, гражданское, административное право и т. д.);
2.         процессуальныеотрасли (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальноеправо).
И, наконец, система права включает в себя деление права начастное и публичное. Международное право также подразделяется на международноечастное и публичное международное.
2.1. Понятие частного и публичногоправа.
Изречение древнеримского юриста Ульпиана позволяетсчитать, что основание градации права на частное и публичное — есть предметправового регулирования, то есть интерес:
а) общезначимый (публичный) интерес, интересыобщества, государства в целом;
б)интересы частных лиц.
Делениеправа на частное и публичное, таким образом, обеспечивает статью 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностьгосударства.», и означает юридическое признание сфер общественной жизни,вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещены илиограничены законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольноговторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степеньи границы прямого приказа государства и его структур, юридически раздвигаютсяграницы свободы собственности и частной инициативы.
Сущностьчастного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности,признание защиты частной собственности, свободы договора. Частное право – этоправо, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Онорегулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующейдеятельности государства является ограниченным. Индивид самостоятельно решает,использовать ли ему свои права или воздержаться от дозволенных действий,заключать договор с иными лицами или поступить иным образом.
Иное дело сфера действия публичного права. Впубличноправовых отношениях государства стороны выступают как  юридическинеравноправные. Одной из таких сторон  всегда выступают государство или егоорган (должностное лицо), наделённый властными полномочиями. В сфере публичногоправа отношения регулируются исключительно из центра, каковым являетсягосударственная власть.[2]
 Системапубличного и частного права обусловлена их природой, особенностями национальнойправовой системы. С учетом этого и представлена публичная и частно-правоваясистема (см. приложение 1).
Конечно, безусловной публично-правовой или частноправовойотрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в частном праве,а частноправовые в публичном. Любая норма права в любой отрасли права – еслиречь идёт не о произвольном установлении, а действительно о норме права какконкретного требования принципа формального равенства – объединяет в себе (и должна объединять по принципу формально-правового равенства) оба начала:публично-правовое и частно-правовое.[3] При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное,критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты.Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890-1947 гг.) отмечал, чтомогут возникать комбинации публично-правовых и частно-правовых элементов,смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М.М. Агарковподчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное(гражданское) — область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесенияотношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторонгосударства. Однако как государство в целом, так и его органы, могут выступатьв качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.
Представляемая в норме права и в праве в целом общая воля(общее благо, интерес) – это и есть правовой способ и правовая форма учета, согласования,сочетания публичных и частных интересов в соответствующей сфере и отраслинормативно-правовой регуляции.
Правомерный интерес (т.е. признаваемый и защищаемый правоминтерес) – это результат согласования и компромисса различных конфликтующихинтересов на основе критерия  их соответствия требованиям общеправовогопринципа формального равенства.
Общий интерес – всё правомерное из всех конфликтующихинтересов всех соответствующих субъектов. 
Таким образом, правомерные частные и публичные интересы защищаются(и должны защищаться) всеми нормами, нормами всех отраслей права.
Некоторые авторы определяют частное право как совокупностьправовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников впроцессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Этоопределение, на мой взгляд, несколько одностороннее – оно характеризует частноеправо лишь с экономической стороны.
Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующиепорядок деятельности органов государственной власти и управления, формированияи работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений,осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.[4] 

2.2.Публичное право.
Поскольку публичное право есть то, которое относится кположению государства, выясним, что включает в себя понятие «государство».
Государство – политико-социальная, территориальнаяорганизация власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления,способная делать свои веления обязательными на всей территории страны.Государство выступает как политическая, структурная и территориальнаяорганизация общества[5],как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда говорят о государствеимеют ввиду государство не столько как особый аппарат, своеобразную «машину»,сколько государственно-организованнное общество (объединяющее в себеполитическую, территориальную и структурную организацию общества).
Сущность современного государства проявляется в том, чтооно служит в качестве средства общественного компромисса, учета интересовразличных групп и слоев населения и снятия  или смягчения противоречиймеханизма управления делами общества.
Признаки государства:
1)     Наличиепубличной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппаратовподавления и управления. Государственную власть осуществляет особый слой людей,наделенных государственно-властными полномочиями.
2)     Территориальнаяорганизация населения. Государственная власть осуществляется в пределахконкретной территории и распространяется на всех лиц, проживающих на ней.
3)     Государственныйсуверенитет. Это независимость государственной власти от всякой другой власти(политической, идеологической) внутри страны и вне её, выраженная в еёисключительном праве самостоятельно решать свои дела. 
4)     Наличие правакак системы принятых или санкционированных государством норм, обязательных длявсего населения.
Функции государства – главные направления егодеятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначение, цели изадачи государства по управлению общества в присущих ему формах и методах.
Основные внутренние функции:
1.    экономическая(координация экономических процессов, а иногда управление экономикой);
2.    социальная;
3.    культурная;
4.    охранительная(поддержание стабильности существующих отношений, охрана прав и свободчеловека, правопорядка).
Основные внешние функции:
1.    осуществлениемеждународного сотрудничества;
2.    организацияобороны государства, защита государственного суверенитета.
В соответствии с функциями государства создается структураего органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных,судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности,надзорно-контрольных (см. приложение 2). 
Публичное право – это отрасль Российской правовой системы,регулирующая общественные отношения, обладающие своей спецификой. Спецификуопределяет предмет (суть) публичного права – это общественные отношения,связанные с государственной управленческой деятельностью, с организацией иреализацией государственной власти, охраной правопорядка, производством поделам о правонарушениях, системой органов государства и органов местногосамоуправления, использованием государственной собственности, обеспечениядеятельности государства (образование, использование, распределение денежныхфондов государства и т. п.). Причем государство выступает арбитром в спорах –тогда, когда уже не действуют частные соглашения.
Основным методом публичного права является методгосударственно-властных предписаний одних участников отношений к другим; государствосамо устанавливает виды и меры государственной охраны общественных отношений.Наряду с этим методом иногда используется:
-    императивныйметод (государство может наделять государственно-властными полномочиями);
-    диспозитивныйметод (право сторон использовать свои права по своему усмотрению).
Принципы публичного права определяются в основном КонституциейРФ:
1.    принцип законности;
2.    справедливости;
3.    гуманизма;
4.    равенства.
Источники публичного права – нормативно-правовые акты (законы),иногда – правовой обычай (прецедент) исполнительной государственной власти.
2.3 Частное право.
Частное право защищает интересы частного лица, какотдельного субъекта. Каждый субъект права имеет правовой статус, то есть совокупностьправ, свобод, законных интересов отдельных лиц, которые признаются игарантируются государством на законодательном уровне. Следует различать понятия«права человека» и «права гражданина».  
Права человека являются исходными, они принадлежат всем людям от рождениянезависимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут илинет.
Права гражданина включают в себя только те права, которые закрепляются за лицомтолько в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Свобода человека определяется, как узаконенная возможность поступать всоответствии со своей волей, отсутствие ограничений деятельности человека.
Права человека неотделимы от социальной деятельностилюдей, от их общественных отношений, способов бытия индивида. Права человекаорганично вплетены в общественные отношения, они являются нормальной формойвзаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности,предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу онинормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которыенеобходимы для обеспечения нормального функционирования индивида. Общества,государства.
Основные документы о правах человека:
·      Всеобщаядекларация прав человека (1948 г.);
·      Конвенция ополитических правах женщин (1952 г.);
·      Международнаяконвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
·      Международныйпакт о гражданских и политических правах (1966 г., вступил в силу в 1973 г.);
·      Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
·      Конвенция оправах ребенка (1989 г.);
·      Декларацияправ и свобод человека и гражданина (1991 г.);
·      В России –Конституция Российской Федерации (1993 г.).
При этом в нашей стране права человека и гражданинапровозглашены в числе основ конституционного строя, признаны неотчуждаемыми иутверждены в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл исодержание деятельности государства.
Предмет частного права – это имущественно-стоимостные иличностно-неимущественные отношения лиц (а также всё, связанное с отношениямипо содействию занятости и с трудоотношениями, и результатами этойдеятельности).
В частном праве используется метод юридического равенствасторон, метод разрешения конфликтов в судебном порядке, метод договорногохарактера правоотношений.
Принципы частного права складываются из общеотраслевых иконституционных принципов.
Основные конституционные:
-    принципсвободы договора;
-    независимости;
-    автономииличности;
-    признания изащиты частной собственности;
-    неприкосновенностисобственности;
-    недопустимостивмешательства в частные дела;
Источниками частного права являются Законы, подзаконныеакты (отраслевые кодифицированные акты), нормативно правовые акты министерств иведомств, международные договоры.

3. Международное публичное и частное право.
Международное публичное и частное право тесно связанымежду собой. Нормы международного публичного и частного права направлены насоздание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничествав различных областях.
Международное частное право – совокупность норм, регулирующихчастноправовые отношения, имеющие международный характер.
Международное публичное и частное право различается по несколькимкритериям. Первый критерий – содержание регулирующих отношений. Международноепубличное право имеет межгосударственный характер правоотношений. Отличительнымкачеством является суверенитет государств, который обуславливает спецификумежгосударственных отношений как властные отношения (в публичном праве хотя быу одной стороны должны быть властные полномочия). В международном  частномправе в содержание отношений входят отношения между иностранными физическими июридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностраннымгосударством в неполитической сфере. Здесь отсутствуют властные полномочия поотношению друг к другу, отношения носят государственно-невластный характер.Международные немежгосударственные невластные отношения возникают, когда: одинсубъект является иностранным или находится на территории иностранногогосударства, когда объект на иностранной территории, либо юридический фактпроисходит заграницей.
Следующий критерий – субъект регулируемых отношений. В международномпубличном праве субъектом выступает государство, а в международном частномправе – физические и юридические лица.
Международное публичное и частное право различается поисточникам. В  международном публичном праве источники – международныедоговоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций.Конференций. В международном частном праве – внутреннее законодательствокаждого государства, международные договоры, международный правовой обычай исудебные прецеденты.
В международное частное право входят нормы следующихвидов:
— материально-правовые;
— коллизионные (отсылающие к национальному правуконкретного государства).
Различен и порядок рассмотрения споров. В международном публичномправе споры рассматриваются на государственном уровне и специальными органамипо защите прав человека. В международном частном праве – международнымкоммерческим арбитражем или государственным арбитражем.[6]
Международное публичное право состоит из:
-    международногоморского;
-    воздушного;
-    космического;
-    международно-правовойохраны окружающей среды;
-    международно-экономического;
-    международногорегулирования иностранных инвестиций;
-    международногосотрудничества в области науки и культуры;
-    международногоуголовного;
-    правамеждународной безопасности.
Международное частное право включает в себя вопросы:
-    международнойчастной собственности;
-    интеллектуальнойсобственности;
-    договорныхобязательств;
-    перевозкигрузов и пассажиров;
-    денежныхобязательств, расчетов;
-    внедоговорныхобязательств;
-    наследования;
-    трудовыхотношений;
-    брачно-семейныхотношений.
В различных странах сложилась разная система права.Наиболее распространенной является романо-германская правовая семья, В ней делениеправа на частное и публичное проводится по тем же критериям, что и в России, аосновой выступает римское право. В таких странах как Италия, Франция, ФРГ,Испания, Португалия, частное и публичное право составляют те же отрасли иинституты права, что и в России.
Следующая правовая семья – английская. Англия и США не признаетделения права на частное и публичное, поскольку в таком делении видят отказ отидеи о том, что государство и его органы подчинены праву. Английские юристыделят право на:
— общее право;
— право справедливости.
Такое деление возникло в Англии. Право справедливости — совокупность норм, которые создаются судом канцлера, с тем, чтобы дополнять, аиногда и пересматривать систему общего права. Это право действует в отношенииконкретных лиц, которым канцлер выдавал приказы или запрещения. Оно включает всебя разрешение споров о недвижимости, доверительной собственности, о торговыхтовариществах, несостоятельности (банкротстве), наследовании.
В США из-за различия в федеральном праве и праве отдельныхштатов часто возникают конфликты. Так как здесь отсутствует суд канцлеров,право справедливости включило в свою сферу те вопросы, которые относятся к церковной юрисдикции.
 В восточных странах, например, таких как Япония и Индия,основой послужила романо-германская система права, но здесь она существует не вчистом виде, а смешана и взаимодействует с религиозной национальной концессиейкаждой отдельной страны. 

Заключение.
 
Итак, учитывая всё вышесказанное можно сказать, что вРоссии система права совмещает романо-германскую систему и национальныеправовые особенности. Деление права на частное и публичное позволяет во всехотраслях права надлежащим образом учесть и выразить правовое значение иобщественной пользы, и частной пользы (общественных и частных благ и интересов)в их взаимосвязанном единстве. Но на практике возникают проблемные вопросы: Каксогласовать деятельность государства с принципами свободы и равенства? Как, нетормозя деятельность государства учитывать частные интересы, защищаемыеКонституцией? Ведь попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностьюконтролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур,порабощению личности всесильным государством. Поэтому в обществе в рукахгосударства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующегопорядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие своифункции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя»из экономики. Социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательныхфункций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономическогоспада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийтина помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.
Одной из гарантий против установления диктатурыкакого-либо должностного лица или государственного органа является система разделениявластей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Будучиотносительно независимыми, эти три власти могут взаимно контролировать другдруга.
И всё же самым главным аспектом действия публичного ичастного права является высокий уровень гражданской правосознательности. Кэтому мы и должны стремиться.

Список использованных источников и литературы.
 
1.   Источники:
Конституция Российской федерации –1993 г.;
Международные акты о правах человека: сборник документов–1999 г.;
2.    Литература:
— Международное право: учебник для вузов / ред.  Беляева Н.Г., ИгнатенкоГ.В.,  Тиунов О.И. -2004 г.;
Всеобщая теория государства и права: учебник для ВУЗов / ред. ГрафскийВ.Г. — 2001 г.;
Международное частное право: учебник / ред.  Дмитриевский Г.К. – 2004 г.;
Общая теория права и государства: учебник / ред. Лазарев В.В. – 2000 г.;
Общая теория прав человека / ред. Лукашева Е.А. – 1996 г.;
Теория государства и права: учебник / ред. Марченко М.Н. – 2004 г.;
Теория государства и права: курс лекций / ред. Матузова Н.И., Малько А.В.– 2001 г.;
Теория права и государства: краткий учебный курс / ред. Нерсесянц В.С. –2001 г.;
Римское частное право / ред. Новицкий И.Б. – 2000 г.. 

Приложение № 1. Система права./>
Система права  

/>/>  
         Система публичного права Система частного права
Конституционное право
Административное право
Финансовое право
Уголовное право
Экологическое право
Уголовно-процессуальное
Гражданско-процессуальное
Международное публичное право (в той части, которая выступает источником Российского права)
Гражданское право
Семейное право
Трудовое право
Земельное право
Международное частное право

Приложение № 2. Компоненты государства как системы.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.