Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и виды договора перевозки

Оглавление
 
Введение. 3
1. Система правового регулированиядоговора перевозки. 4
1.1. Гражданский кодекс РФ… 4
1.2. Транспортные уставы и кодексы, регулирующие договорные отношения, связанные с перевозками  7
1.3. Правила перевозок и тарифы… 8
2. Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ… 8
2.1. Система договоров перевозки. 8
2.1.1. Договор перевозки груза. 9
2.1.2. Договор перевозки пассажира. 10
2.1.3. Договор фрахтования (чартер) 11
2.1.4. Соглашения между транспортными организациями оборганизации перевозок грузов, пассажиров, багажа. 11
2.1.5. Договоры об организации перевозки грузов. 12
2.1.6. Договоры об организации работы по обеспечениюперевозок грузов. 12
2.1.7. Правоотношения, возникающие между грузоотправителеми перевозчиком, регулируемые статьей 791 ГК РФ… 13
2.2. Виды договоров перевозки. 16
Заключение. 19
Список использованных нормативныхправовых актов. 20
Список использованной литературы… 21

Введение
Для Российской Федерации сее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулированиедоговорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеетособое значение в современных рыночных условиях.
Отражением этого являютсяпостоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров,возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных сисполнением договоров перевозки. 
 Ученые-правоведы в областигражданского права обоснованно выделяют понятие «транспортные договоры», подкоторыми понимают гражданско-правовые договоры, применяемые  в сферетранспортной деятельности.[1]
Понятием «транспортныедоговоры» определяется сфера применения  различных договорных обязательств:перевозка, транспортная экспедиция, буксировка и т.п.
Ряд ученых, анализировавшихнормы о договоре перевозки, содержащиеся в главе 40 ГК РФ «Перевозка», приходятк выводу, что само понятие «договор перевозки» носит абстрактный характер ипроявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различныеотношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.[2]
Таким образом, можновыделить целую систему договоров, опосредующую перевозки грузов, пассажиров,багажа, в которую входят отдельные договоры: договор перевозки конкретногогруза; договор перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); соглашениетранспортных организаций о порядке организации перевозок грузов, пассажиров ибагажа; договор об организации перевозок грузов; договоры между транспортнымиорганизациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.
Каждый из вышеперечисленныхвидов  договора перевозки регулируется Гражданским кодексом РФ, транспортнымиуставами и кодексами РФ, иными законами и издаваемыми в соответствии с нимиправилами и  занимает свое важное место в системе правового регулированияотношений, связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа.
Поэтому, исходя извышесказанного, целью настоящей работы будет являться определение понятиядоговора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовыхдоговоров, применяемых в транспортной сфере; рассмотрение отдельных видов каксоставных частей договора перевозки, регулируемых указанным вышезаконодательством РФ.  1.Система правового регулирования договора перевозки
 
1.1. Гражданскийкодекс РФ
ВГражданский кодекс РФ (гл.40) включены лишь основные, принципиальные положения,регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимыев равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров ибагажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всемвидам перевозок.
 Темсамым, по выражению В.В. Витрянского, «обеспечивается единообразноерегулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозкахгрузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта».[3] 
Представляетсянеобходимым раскрыть содержание этих основных принципиальных положений ГК РФ,регулирующих перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Перевозкагрузов, пассажиров и багажа осуществляется, в силу п.1 ст.784 ГК РФ наосновании договора перевозки.
 Условияперевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этимперевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами икодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами неустановлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
Основнойдоговор, опосредствующий перевозки грузов, – это договор перевозки грузов,сконструированный в ГК РФ по модели реального договора: перевозчик обязуетсядоставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать егоуправомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуетсяуплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785).
Условиятакого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортомдокументе: на железнодорожном, внутренневодном и воздушном транспорте – внакладной; на морском транспорте – в накладной или коносаменте; наавтомобильном транспорте – в товарно-транспортной накладной при перевозкегрузов товарного характера или акте замера (взвешивания) при перевозке грузовнетоварного характера. Составление и выдача грузоотправителю транспортнойнакладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременнослужат подтверждением заключения договора перевозки грузов.
Извсех договоров перевозки в ГК РФ выделяются договоры перевозки транспортомобщего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческаяорганизация, которая в силу закона, иных правовых актов обязана осуществлятьперевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. ГК РФ (ст. 789)установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общегопользования, должен публиковаться в установленном порядке.
Договорперевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтомук нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 ГК РФ.
Всилу данной статьи коммерческая организация не вправе оказывать предпочтениеодному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кромеслучаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Ценауслуг, оказываемых транспортной организацией устанавливается одинаковой длявсех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовымиактами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Вобязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подачагрузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой(заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодномдля перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправеотказаться от поданных транспортных средств (ст. 791 ГК РФ).
Обязанностьюгрузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК РФ (п. 2 и 3 ст. 791),является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчикомтранспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если онине установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствиис ними правилами.
Обязанностьпо погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя(получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться впорядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленныхтранспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с нимиправилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил исредств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит вустановленные сроки доставки груза.
Срокидоставки, в течение которых перевозчик обязан доставить пассажира и его багаж впункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортнымиуставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж должныбыть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГКРФ).
Нарядус договором перевозки конкретного груза, когда предметом договора являетсядоставка указанного груза в пункт назначения и выдача его получателю, ГКпредусматривает и в определенной степени регулирует договоры об организацииперевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы пообеспечению перевозок грузов.
Подоговору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленныесроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы вобусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). Условиями договора об организацииперевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортныхсредств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а такжеиные условия организации перевозки.
Кчислу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике,относятся: навигационные договоры – на морском и речном транспорте; специальныедоговоры – на воздушном транспорте; годовые договоры – на автомобильномтранспорте.[4]
Всоответствии с ГК РФ (ст. 799) между организациями различных видов транспортамогут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозокгрузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз(вывоз) грузов и др.
Особоеместо в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договорперевозки пассажира (ст. 786 ГК РФ). По такому договору перевозчик обязуетсяперевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажатакже доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному наполучение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленнуюплату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
Ужеиз самого определения договора перевозки пассажира, содержащегося в ГК РФ,следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза,является консенсуальным, т.е. после приобретения билета или багажной квитанциидоговор считается заключенным, а пассажир получает право требовать отперевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно ГКпассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собойдетей бесплатно или на льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручнуюкладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату потарифу.
Существеннаяже особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качествеего стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин.
Основнойобязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так и пассажирапо договору перевозки пассажира или багажа является внесение провозной платы заперевозку. В качестве основного правила ГК РФ предусмотрено, что провознаяплата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашениемсторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст.790).
Однакопри перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования платаза перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке,установленном транспортными уставами и кодексами. Еслиже в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы илипреимущества по провозной плате в отношении отдельных категорий пассажиров илигрузоотправителей, то транспортной организации, осуществляющей перевозкисоответствующих пассажиров или грузов, должны быть компенсированы все еерасходы, связанные с осуществлением перевозок на льготных условиях (п. 5 ст. 790ГК РФ).
Вместес тем, независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспортаобщего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы иуслуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оплате в размере, определяемомисключительно по соглашению сторон.
Дляперевозчика способом обеспечения исполнения грузоотправителем или владельцембагажа обязанности по внесению провозной платы и других причитающихсяперевозчику платежей должно служить предоставленное ему право удерживать грузы ибагаж до выполнения указанными лицами своей обязанности. Данное право можетбыть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, инымиправовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства(п. 4 ст. 790 ГК РФ).
 
1.2. Транспортные уставы и кодексы,регулирующие договорные отношения, связанные с перевозками
Кромеосновных, принципиальных положений, содержащихся в главе 40 ГК РФ, остальноймассив правоотношений связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажаподлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь –транспортными уставами и кодексами. Каждым из них регулируются отдельные видыперевозок соответствующим транспортом с учетом его специфических условий.
Внастоящее время действуют: Воздушный кодекс РФ 1997 г. (ВК РФ) Уставжелезнодорожного транспорта РФ 2003 г. (УЖТ РФ), Кодекс торгового мореплаванияРФ 1999 г. (КТМ РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. (КВВТРФ), Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 г. (УАТ РСФСР), применяемый  натерритории РФ в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ впредь до принятиясоответствующего законодательного акта.[5]
Действующие в РФвышеотмеченные транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течениемноголетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций,его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный имеждународный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках.[6]
Наряду с транспортнымиуставами и кодексами к перевозкам применяются положения ряда других законов РФ.Особое значение имеют Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожномтранспорте в Российской Федерации» и Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7февраля 1992 г. Действие этого последнего Закона распространяется на перевозкипассажиров и багажа.[7]1.3. Правила перевозок и тарифы
Важным элементомтранспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правилаперевозок утверждаются транспортными министерствами и ведомствами на основаниии в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов (порядок подачизаявок на перевозку грузов, оформление перевозочных документов, принятие ивыдача грузов, составление актов при перевозках, заявление претензий и т.д.), атакже особенности перевозок отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, вконтейнерах и др.). 
Правилаперевозок грузов издаются в виде сборников, которые на железнодорожном, морскоми речном транспорте именуются тарифными руководствами и имеют сложившуюсянумерацию. В специальном тарифном руководстве изложены ставки тарифных платежейи порядок их исчисления. Условия пассажирских перевозок определяются вспециальных правилах. На воздушном транспорте действует правило о том, что«перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правилане должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровеньобслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (п.2 ст.102 ВКРФ).
Действующиев настоящее время на разных видах транспорта ранее изданные правила перевозокприменяются с учетом последующего законодательства РФ и постепеннопересматриваются.[8]  
 
2.Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
 
2.1. Система договоров перевозки
 
Какбыло указано выше, в главе 40 ГК РФ содержатся определения целого рядадоговоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа.Помимо традиционных договоров перевозки груза и пассажира в данной главе ГКупоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: договор фрахтования(чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта,регламентирующие взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов,пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортомобщего пользования; договор об организации перевозки грузов; договор междутранспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.
Всеуказанные в Гражданском кодексе РФ договоры  предназначены для регулированияправоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Поэтомуследует согласиться с В.В. Витрянским, который считает, «что в современныхусловиях уже нельзя говорить об одном-единственном договоре перевозки,сконструированном по модели реального договора, в соответствии с которымперевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдатьего получателю или иному управомоченному лицу, а грузоотправитель – уплатитьпровозную плату. Представляется, что теперь речь должна идти о системедоговоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа»[9].
Такимобразом, в данной системе, применительно ко всем видам транспорта, можновыделить следующие договоры.
2.1.1. Договор перевозки груза
Договорперевозки груза – это договор, в силу которого, перевозчик обязуется доставитьвверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченномуна получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить заперевозку груза установленную плату.
Заключениетакого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю грузатранспортной накладной, коносамента или иного документа на груз,предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГКРФ).
Данныйдоговор является двухсторонним, так как обязанности имеются как на сторонеперевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке грузаподлежат оплате отправителем.
Договорперевозки груза принято также относить возмездных, взаимных и реальныхдоговоров. Данный договор, как правило, квалифицируется как реальный, посколькуобязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдангрузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенныйперевозчику груз). Однако перевозка груза осуществляется также в рамкахдоговора фрахтования или чартера (ст. 787 ГК РФ), когда договор перевозкизаключен еще до предъявления груза. Исходя из этого, на морском транспортедопускается возможность квалификации договора морской перевозки груза как вкачестве реального, так и консенсуального договора. Так, в статье 115 КТМ РФдается более широкое определение договора перевозки груза: «По договору морскойперевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал илипередаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному наполучение груза лицу (получатель), отправитель или фрахтователь обязуетсяуплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».
2.1.2. Договор перевозки пассажира
Договорперевозки пассажира – это такой договор, по которому перевозчик обязуетсяперевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажатакже доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному наполучение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату запроезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключениедоговора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа– багажной квитанцией, форма которых (билета и багажной квитанции)устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Пассажиримеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом иликодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 786 ГК РФ).
Такимобразом, как видно из договора перевозки пассажира, указанный договор являетсядвусторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства,вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на сторонеперевозчика, и на стороне пассажира имеются как права требования, так иобязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, чтообязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пунктназначения противостоит встречное предоставление в виде обязанности уплатитьпровозную плату.
 Данныйдоговор носит консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать подвижнойсостав в соответствии с определенным расписанием движения транспортных средстви предоставить пассажиру место в соответствующем транспортном средствевозникает с момента приобретения пассажиром проездного билета. Исключение изэтого может составлять, когда проездной билет приобретается пассажиромнепосредственно в автобусе или в маршрутном такси, то такой договор перевозкиможно назвать реальным.
Договорперевозки багажа является самостоятельным видом договора, который сопутствуетдоговору перевозки пассажира. Данный договор является реальным. 
2.1.3. Договор фрахтования (чартер)
Поданному договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другойстороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или несколькихтранспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов,пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также формауказанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787ГК РФ). Договор фрахтования широко применяется на речном, морском и воздушномтранспорте.
Договорфрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным, онотличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозкипассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартереперевозчик (фрахтователь) не принимает от отправителя определенное число местгруза к перевозке и не обязуется предоставить пассажиру определенное место втранспортном средстве согласно приобретенному последним проездному билету.Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действияпо предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один илинесколько рейсов.
2.1.4. Соглашения между транспортнымиорганизациями об организации перевозок грузов, пассажиров, багажа
Данныесоглашения представляют собой договоры, в которых определяется порядок передачии приема грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когдаперевозка производится разными видами транспорта по единому перевозочномудокументу (транспортной накладной, проездному билету, багажной квитанции), атакже условия осуществления таких перевозок.
Подобныесоглашения должны заключаться между транспортными организациями в соответствиис законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).Указанные соглашения определяют в основном взаимоотношения, складывающиесямежду транспортными организациями, и не могут квалифицироваться в качестведоговора перевозки.
ТакжеГражданский кодекс РФ указывает еще два вида договоров, относящихся к сфереправоотношений, связанных с перевозкой грузов.
2.1.5. Договоры об организации перевозкигрузов
Подоговору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленныесроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы вобусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяютсяобъемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств ипредъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условияорганизации перевозки. Такие договоры носят долгосрочный характер и заключаютсяперевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематическихперевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). Данные договоры являются двухсторонними,возмездными и консенсуальными.
2.1.6. Договоры об организации работы пообеспечению перевозок грузов
Договорыоб организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения,договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) заключаются междуорганизациями различных видов транспорта в порядке, определяемом транспортнымиуставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами (ст. 799 ГКРФ).
Предметомобязательств, вытекающих из таких договоров, являются действия транспортныхорганизаций по обеспечению приема грузов, доставленных в место отправления(железнодорожная станция, порт (пристань), аэропорт) и сдаваемых к перевозке негрузоотправителем, а транспортной организацией другого вида транспорта;перевалка грузов в пути их следования с одного вида транспорта на другой;выдача грузов транспортным организациям для доставки их получателям. Инымисловами, договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов могутрегулироваться взаимоотношения транспортных организаций, складывающиеся междуними на протяжении всего процесса перевозки грузов.
Отличиедоговора об организации работы по обеспечению перевозок грузов от соглашений,заключаемых между организациями различных видов транспорта при прямом смешанномсообщении, состоит в том, что в первом случае речь идет о регулированиивзаимоотношений, складывающихся между транспортными организациями различныхвидов транспорта при перевозках грузов, не охватываемых единым транспортнымдокументом (по нескольким транспортным накладным).
Подвум последним договорам в литературе по гражданскому праву можно встретитьмнение, что указанные договоры не относятся к договорам перевозки. Так,например, О.Н. Садиков, анализируя договор об организации перевозок, а такжедоговор, заключаемый между транспортными организациями различных видовтранспорта по обеспечению перевозок грузов, приходит к следующему выводу: «Обаназванных договора – особые договоры транспортного права, которые обслуживаютпроцесс транспортировки, но договором перевозки не являются и должны бытьотнесены к числу договоров подрядного типа, регулируемых в основном нормамитранспортного права и субсидиарно – общими нормами о подряде»[10].
Такойвзгляд на договоры по организации перевозок грузов, а также по обеспечениюперевозок грузов не только лишают их какой-либо связи с договорами перевозки,но и переводят их из категории договоров на оказание услуг, к которой относитсябольшинство транспортных договоров, в иную категорию гражданско-правовыхдоговорных обязательств – договоров на выполнение работ. При этом следуетпризнать обоснованной по этому вопросу позицию В.В. Витрянского, которыйвыделяет основной критерий разграничения указанных категорийгражданско-правовых договоров: «предмет подрядных договоров в отличие отдоговоров на оказание услуг включает в себя не только выполнение подрядчикомопределенной работы, но и сдачу ее результата заказчику (ст. 702 ГК). Данныйпризнак подрядных договоров не имеет места ни в одном из транспортных договоровпо определению, поскольку в ходе транспортировки не создаются материальныеценности либо иной результат, который мог бы быть передан заказчику(грузоотправителю). Предмет большинства транспортных договоров заключается вдействиях по перемещению материальных ценностей либо обеспечению (обслуживанию)этого процесса. Ни один из транспортных договоров не может быть признандоговором подрядного типа»[11].
2.1.7. Правоотношения, возникающие междугрузоотправителем и перевозчиком, регулируемые статьей 791 ГК РФ
Правоотношения,возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласованияобязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку ипредъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки(выгрузки) груза в поданные транспортные средства регламентируются статьей 791ГК РФ.
Всоответствии с указанной статьей, перевозчик обязан подать отправителю грузапод погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом),договором перевозки или договором об организации перевозок, исправныетранспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующегогруза.
Погрузка(выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем(получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений,установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии сними правилами.
Погрузка(выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя)груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такиесроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми всоответствии с ними правилами.
 Каквидно, взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем(грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеютдоговорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полномобъеме теми договорами, опосредующими отношения по перевозкам грузов, которыеназваны в главе 40 ГК РФ.
Преждевсего, необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи сподачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ееперевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявкигрузоотправителя), как это предусмотрено ГК РФ (п. 1 ст. 791), следуетобязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а такжеобязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке.
Всовременной юридической литературе имеются разные взгляды на правовую природуотношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозкугрузов и принятием ее перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортныхсредств и использованию их отправителем. Так, например, одно из мнений,высказанных в юридической литературе, состоит в том, что подача и принятиезаявки на перевозку груза представляют собой не сделку и не гражданско-правовоеобязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки.Данной позиции придерживаются Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов: «заключениедоговора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Онивоплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчикдолжен подать под погрузку транспортные средства, а грузоотправитель –предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК)… При системе заявок (заказов)грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях восуществлении перевозок.… Подача заявки обеспечивает завязку процессатранспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки».[12] 
Суказанной позицией сходна и точка зрения В.А. Егиазарова, который пишет:«Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнениюперевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязкигрузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядоквыполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говоритьтолько об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходитвпоследствии заключение договора перевозки грузов».[13]
Наиболееправильной по этому вопросу следует признать точку зрения В.В. Витрянского,который считает, что: «попытка объяснить правовую природу отношений, связанныхс подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, через некие«организационные предпосылки» договора перевозки или «оперативно-регулирующиефункции» заявки, а тем более с точки зрения «завязки грузоперевозочногопроцесса» не имеют ничего общего с определением правовой природысоответствующих отношений. Юридический анализ должен основываться наисследовании правовых аспектов указанных отношений».[14]
Изфакта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникаеттипичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуальногохарактера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель– использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке,и в срок, установленный заявкой (ст. 791 ГК РФ).
Такимобразом, источником возникновения прав и обязанностей перевозчика игрузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и еепринятия, которое и является договором.
Следовательно,можно сделать вывод о договорной основе отношений, связанных с подачейгрузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств поподаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей изпринятой перевозчиком заявки, поскольку еще «заявка грузоотправителя включает всебя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и ихиспользованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК).Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться какакцепт оферты (ст. 438 ГК)».[15]
Такимобразом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегдавозникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозоклибо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявкигрузоотправителя.

2.2. Видыдоговоров перевозки
 
Традиционнымстало выделение учеными-правоведами при рассмотрении видов договора перевозкигрузов в зависимости от вида транспорта. Соответственно выделяют договорыперевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским ивнутренневодным транспортом.[16]
Также традиционно вюридической литературе стало выделение перевозок грузов по видам сообщения:перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.
Под перевозками в местномсообщении подразумеваются перевозки в пределах одной транспортнойорганизации (железной дороги, пароходства и т.п.).
Перевозками в прямомсообщении являются перевозки грузов, в выполнении которых по единомутранспортному документу принимают участие несколько организаций одного видатранспорта.
Прямой смешанной считается перевозка, при которой на основе одноготранспортного документа груз перевозится несколькими транспортнымиорганизациями, относящимися к различным видам транспорта.[17]
 Кроме того, наавтомобильном транспорте, согласно статье 5 УАТ РСФСР, применяется другаяградация перевозок: выделяют городские (перевозки, осуществляемые впределах черты города), пригородные (перевозки, осуществляемые запределы черты города на расстояние до 50 километров включительно), междугородные(перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние более 50километров) и международные (перевозки, осуществляемые за пределы илииз-за пределов территории Российской Федерации).
Однакоследует уточнить, что круг отношений, регулируемых договором перевозки, неограничивается только договором перевозки конкретного груза, а включает в себядоговоры, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров ибагажа. Исходя из этого, можно дать определенную классификацию договоровперевозки с использованием различных критериев, предопределяющих выделениесоответствующих классификационных групп, включающих в себя отдельные видыдоговоров перевозки.[18]
Прииспользовании такого критерия, как момент, с которого договор перевозкисчитается заключенным, можно отметить две группы договоров перевозки,соответственно: как правило, реальный договор перевозки конкретного груза и всеостальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальныйхарактер (договор перевозки пассажира, договор об организации перевозки грузов,договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов и т.д.
 Попредмету договораможно выделить: договор перевозки пассажира (предмет этого договора – доставкапассажира и его багажа в пункт назначения); договор перевозки грузов, включаякак реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор об организацииперевозки грузов (предмет указанного договора – перевозка грузов); договорфрахтования (чартер) (предмет – предоставление всей или части вместимоститранспортного средства).
Взависимости от субъектного состава отношений, связанных с перевозкой,можно говорить о таких видах договора перевозки, как: договор перевозкипассажира, участником которого является пассажир; договор перевозки груза,который заключается перевозчиком с грузоотправителем; договор об организацииработы по обеспечению перевозок, заключаемый между транспортными организациями.
Есливзять за основу цель договора перевозки, то все договоры могут бытьдифференцированы на три группы:
 К первой группе можно отнестидоговоры, направленные на организацию перевозок, целью которых являетсяопределение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортныхсредств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков (договоры оборганизации перевозок, договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу иуборку вагонов, договоры, заключаемые путем принятия заявки или заказаотправителя);
Вторуюгруппу составляют договоры, направленные на обеспечение перевозки грузов,пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения междутранспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанномсообщении, узловые соглашения);
Втретью группу по целям договора перевозки входят договоры, направленные надоставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (договор перевозкигруза и договор перевозки пассажира).
Поправовому положению (статусу) перевозчика все договоры могут бытьразделены на договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общегопользования, и договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортныеорганизации.
Какизвестно, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаетсяперевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов,пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором(ст. 426 ГК РФ). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки,признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должны публиковаться вустановленном порядке (ст. 789 ГК РФ
Поформе договораможно выделить: договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом (договоры перевозки конкретного груза); договоры, заключаемые путем акцептаоферты, выражающегося в виде конклюдентных действий (принятие транспортнойорганизацией заявки или заказа грузоотправителя на выделение транспортныхсредств для перевозки грузов; договоры перевозки пассажиров, приобретающихбилеты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.); договоры,заключаемые в общем порядке.
ВГражданском кодексе РФ обеспечивается специальное регулирование таких видовдоговора перевозки, как: договор перевозки пассажира; договор перевозки груза;договор фрахтования; соглашение транспортных организаций о порядке организацииперевозок в прямом смешанном сообщении; договоры об организации перевозок;договоры, заключаемые между транспортными организациями различных видовтранспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

Заключение
 
Рассмотревотдельные виды договора перевозки, и определив их значение в транспортнойдеятельности, можно сделать вывод о том, что все  договоры, которым былоуделено внимание в данной работе, можно считать в качестве отдельных видовгипотетического договора перевозки, выделяемых по указанным вышеклассификационным признакам.
Такимобразом, следует согласиться с мнением В.В. Витрянского о том, что в реальнойжизни договор перевозки существует лишь в качестве отдельных его видов.[19]
 Тем более данное суждение подтверждается тем, что абстрактное понятие «договорперевозки» проявляет себя в определениях ряда конкретных отдельных видовдоговоров, которые содержаться в главе 40 действующего Гражданского кодекса РФ,составляющих определенную систему договоров перевозки, которые регулируютотношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа в современныхусловиях.

Списокиспользованных нормативных правовых актов

1.   Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30 ноября1994 г. №51-ФЗ.
(принят ГД ФС РФ21 октября 1994 г.)
2.   Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 26 января1996 г. №14-ФЗ.
(принят ГД ФС РФ22 декабря 1995 г.)
3.   Кодекс ТорговогоМореплавания Российской Федерации
от 30 апреля1999 г. №81-ФЗ.
(принят ГД ФС РФ31 марта 1999 г.)
4.   УставАвтомобильного Транспорта РСФСР
(утвержденПостановлением Совета Министров РСФСР
от 08 января 1969 г. №12.)
5.   Воздушный кодексРоссийской Федерации
от 19 марта 1997г. №60-ФЗ.
( принят ГД ФСРФ 19 февраля 1997 г.)

Списокиспользованной литературы
 
     
1.  Гражданскоеправо России. Часть вторая. Обязательственное право:
Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004.
2.  Гражданскоеправо. Учебник. / Под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть II. М., 1999.
3.  В.А.Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999.
4.  М.И.Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке,буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4.М.: «Статут», 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.